Сочинения для школьников. Тема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума Горе от ума горе от любви

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.
Явление 3.

Чацкий, потом Молчалин.

Чацкий.
Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ведь сам, бывало,
Мечтал о единеньи с ним, и много дней…
Нет! Выражать такие чувства не пристало!
(Задумывается.)
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…

Входит Молчалин.

Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел мне в сердце влезть!
(Обращается к нему.)
Нам, Алексей Степаныч, с вами
Не удалось сказать двух слов.
Ну, образ жизни ваш каков?
Без горя нынче? Без печали?

Молчалин.
По-прежнему-с.

Чацкий.
А прежде как живали?

Молчалин.
День за день, нынче как вчера.

Чацкий.
Сегодня же с утра
Один мы с вами раз видались.
И то вы мигом прочь умчались.
Я, может, резок был слегка.
Простите, глубоко об этом сожалею.
Узнать позвольте: ваша как рука?

Молчалин.
Ничего-с. Вскоре переболею.

Чацкий.
Вы будьте осторожней: ведь случайно
Здоровью вред вы нанесёте,
И для меня… для вас печально:
Быть может, что костей не соберёте.
Но, впрочем, что я о плохом!
Желаю быть вам и здоровым, и счастливым.
А верно ли, что с некоторых пор,
Услышал, числитесь вы по Архивам?

Молчалин.
Да-с.

Чацкий.
И что же, там не скучно вам?
Вы губите себя не по летам.
Развеяться, уехать из Москвы,
Пожить свободней не хотите ль вы?

Молчалин.
И здесь недурно-с.

Чацкий.
Возможно. Но так душно,
Суетливо. Всё старо, всё ревниво, страх как глупо.
Нет, не могу глядеть я равнодушно,
Как вы страдаете, как словно живым трупом
Становитесь. Но ведь на самом деле,
Как хорошо бумагами вы б ни владели,
Как ни пытались бы над документами корпеть,
Я чувствую, что трудно вам терпеть
Все эти унижения, и льстить, и преклоняться.
Довольно же; не лучше ли заняться
Чем-либо, что уму и сердцу было бы дороже?
Я повторяю: молодость мертвить негоже,
Для лучших, для стремлений благородных
Она дана…

Молчалин.
Я, сударь, из безродных.

Чацкий.
Вот то-то мыслю всё: со мною говоря,
Вы смущены моим лишь положеньем?
А я, на чин ваш не смотря,
Сто раз свидетельствую вам почтенье…
Но… дурость, право… можно мне спросить?

Молчалин кивает.

Случалось вам вдруг страстно полюбить?!

Молчалин.
Ах, сударь… на такой вопрос…

Чацкий.
Вы прямо отвечайте.

Молчалин.
Ох, нет-с, не узнавайте.

Чацкий.
И что же, горесть слёз
И радость поцелуев, и нежности
объятий,
И все слова любви не знали, вероятней?
О, сладкое незнанье!
(Отворачивается.)

Молчалин (нерешительно топчется и собирается уходить) .
Простите-с; до свиданья.

Чацкий.
Алексей Степаныч, погодите,
Так скоро от меня не уходите.
Свершится всё: скажу вам напрямик…
Уверю вас, что я не брежу,
Не заостряю шуткой злой язык.
Вот если б дали вы надежду,
Что будем видеться мы каждый день,
тогда…

Молчалин (останавливается у двери) .
Что, сударь? К услугам вашим я всегда.

Чацкий.
Всегда? Мне так отрадно слышать!..
Глаза вы опустили, весь сгорбились,
Душа в вас еле дышит…
Неужто на меня озлобились?
Я вас обидел невзначай? Что с вами, объясните?
Хоть раньте грубостью, но только не молчите!

Молчалин не отвечает.

Отчего ко мне вы так жестокосердны?
Вы не хотите говорить со мной усердно…
Винюсь за всё пред вами,
Раскаиваюсь не словами!
(Подходит к Молчалину и крепко обнимает его.)

Молчалин (загораживаясь папкой) .
Подите от меня. Не обессудьте…

Чацкий (отпуская его) .
Погас во мне сейчас рассудок
От вашей близости.
Мои вам действия –
Одни лишь низости?

Молчалин (глядя в пол) .
Нет-с; но неуместные.

Чацкий.
И что же в них плохого? Хочу вам дружбы
Дань вознести; вернулся я сегодня
Из дальних странствий. По долгу службы
Вы здесь остались, как бы ни угодно
Мне было взять с собою вас!
Но я предвидел ваш отказ,
Хоть не пойму, зачем карьеры путь
Вам заслоняет жизнь. Но как-нибудь,
Наверно, отдыхаете и вы душою.
Побудьте откровенными со мною,
И расскажите, что же сердцу мило.
Конечно же, тут жизнь течёт уныло…

Молчалин.
Помилуйте! И вовсе нет.
С тех пор, как выхожу я в свет
(Архивных принимают
И в Собраньи),
Мне-с вполне хватает
Этого. Какого же признанья
Вы ждёте от меня?

Чацкий.
Собранье… Сплетни, толкотня,
Бокалы, карты, перезрелые девицы,
Военные, старухи, значительные лица,
Перед которыми тут некто расстилались
В былые времена… Вы один остались
Средь этого болота!
Молчалин, как же вы живёте?!

Молчалин.
А что-с?

Чацкий.
Ведь лицемерие всё света – не про вас;
Я навсегда запомнил первый раз,
Когда явились вы: так тихо, скромно,
Незаметно, без пошлости – и всё укромно
Сокрыто в глубине души… Вы покорили
Сразу же меня. Но тут же отдалили
Своей спокойностью, немногословностью…
Я растерялся; меня условности
Остановили, и внешне были для меня вы
Никто… А я, когда альбомы вам давал,
В них целые страницы выдирал –
Такого, думал я, прочесть вы не должны!
И как корю себя теперь за это:
Вам было б легче понимать…

Молчалин (кланяясь) .
Не смею более стеснять
Своим присутствием. Дела, сударь.
(Уходит.)

Чацкий.
Как умолял его – не дождался ответа!
Но правда ведь, когда ль
Всё это было? Назад три года
Я был ещё мальчишкой для него,
И никогда не значил ничего…
Нет, он понимает всё, какого рода
Чувствами пылаю я к нему –
Он только потому
Уходит прочь, смущаясь и краснея!
О, если б не общественное мненье,
Которое не до конца презрел я!
Ах, Алексей, какая тайна душа твоя!

(Конец явления.)

Горе от любви и горе от ума. Александр Сергеевич Грибоедов разделял ведущие идеи осво­бодительного движения своего времени и размышлял над вопро­сами их осуществления и способами борьбы за них, не верил в по­беду восстания без участия народа. В его пьесе «Горе от ума» по­ставлены самые жгучие вопросы того времени: положен ие русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, бездумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и обра­зования, независимость и свобода личности. В пьесе отражена смертельная борьба двух миров московского общества накануне восстания декабристов - консервативного поместного и чинов­ного барства и прогрессивного дворянства. Автор сталкивает две непримиримые идейные позиции - прогрессивные и реакцион­ные. В пьесе ведущая социально-политическая линия, она обрам­ляет любовную линию.

Основной смысл пьесы - в столкновении ума с глупостью, то есть передовых социально-политических идей с консервативны­ми. В заглавии пьесы - «Горе от ума» - отражено противоречие эпохи кризиса просветительских идей. «Чистый разум», на кото- 12* рый возлагали надежды просветители, кажется Грибоедову умо­зрительной и произвольной конструкцией. Автор понимает, что народ не «предан себе» - отягощен узами рабства и считает, что разбудить эти внутренние силы может вдохновенное правдивое слово, в котором концентрируется «национальный разум». На­род - за сценой комедии Грибоедова, в «уме» писатель видит на­родное начало: «чтоб умный, бодрый наш народ…».

Темы «ума» (учения, знания, воспитания) так или иначе каса­ются все действующие лица. Высокая философская нота - у Чац­кого, но не у других персонажей. Они смешны: восхваляя «ум» как благонравие, как «умение жить», они постоянно проговари­ваются и, в конце концов, сводят его к сугубо меркантильным понятиям: «не то на серебре, на золоте едал», «мне только бы досталось в генералы», «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья». Грибоедов размышляет, что есть ум, что разумно, что истинно и показывает две точки зрения: для Чацкого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», для точки зрения Фаму­сова - «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противо­поставить другие ценности: Фамусов - устои крепостниче­ского дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, Молчалин - заветы служебной иерархии, Скалозуб - железную дисциплину.

На фоне этих правил стремление Чацкого к «истине самой по себе» превращается в разрушительную силу, направленную на вы­зов фамусовским нормам. Но вместе с тем, Чацкий начинает по­нимать странную абстрактность законов «чистого разума», кото­рая беспокоит и отчуждает его от людей его круга, делает его оди­ноким. Чацкий ощущает, что его «ум с сердцем не в ладу», он все еще надеется на человеческое счастье и понимает, что тает «дым надежд, которые… душу наполняли». Чацкий - в противоречиях. Он говорит умные вещи, но кому?

Чацкий переживает социально-политическую трагедию и лич­ную психологическую драму. Он вошел в дом Фамусовых безог­лядно влюбленный в Софью, подругу его юношеских мечтаний, не понимая своей духовной отчужденности от московского бар­ства. Безусловно умная, Софья предпочитает не Чацкого, а Мол- чалина. Отличаясь независимостью своего поведения, она не дает прямого ответа на вопросы Чацкого. Не жестокая по характеру, она зло клевещет на друга и любимого своих отроческих лет. За три года разлуки, под воздействием среды, Софья во многом изме­нилась и настолько укрепилась в консервативно-бытовых пра­вилах, что и борьбе фамусовского общества против Чацкого стала активной «интеллектуальной силой». В обиде за Молчалина она решилась на бесчестный поступок - объявила Чацкого сумас­шедшим.

Но Софья, по моему мнению, любит не Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Ей кажется, что Молчалин - человек доброй души, положительных правил, скромный, тихий, «семейство осчастливит». Чацкий прав, говоря Софье, что «качеств ваших тьму, любуясь им, придали вы ему». Софья интеллектуально намного выше своего отца и всех гостей. Зная цену Скалозубу, она говорит: «Он слова умного не выговорил сроду». Достоинства Софьи вызывают восхищение Чацкого. Уве­ренный в их взаимной юношеской любви, зная ее незаурядный ум, потому он так долго отказывается верить в симпатию Софьи к Молчалину, в ее переход в лагерь врагов.

Совершенно разочарованный в Софье, непримиримо враж­дебный к ее обществу, он покидает Москву. Всякий шаг и всякое слово Чацкого в пьесе связаны с его чувством к Софье, раз­дражением от лжи в поступках Софьи, которую он хочет разга­дать до конца: весь ум и все силы Чацкого уходят на эту борьбу. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», - писал И. А. Гончаров.

В своей пьесе «Горе от ума» поэт заглянул далеко за горизон­ты своей эпохи. Эта пьеса - больше, чем превосходная «картина нравов». Раскрывая внутренний облик персонажей, Грибоедов со­средоточил в основном внимание не на чувствах, переживаниях, а на общественных взглядах героев, на их идеях. Русская реали­стическая литература всегда обращалась к коренным вопросам жизни, к тенденции показа социальных типов в их определяю­щих условиях, и даже сейчас, благодаря высокому художествен­ному мастерству Грибоедова, комедия не теряет своей острой злободневности,

Тема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В классической комедии главный конфликт всегда завязывается в сфере личных отношений, любви. Грибоедов, казалось бы, выдвигает на первый план более «серьезные» проблемы: столкновение «старого и нового», фамусовской Москвы и нового человека, Чацкого. Но социально-политический конфликт тесно переплетен с любовными коллизиями. И. А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье, глубокое чувство послужили поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль.

Чацкий приезжает в Москву после долгого отсутствия, радуется встрече с предметом своей давней любви - Софьей, но встречает с ее стороны непонятную холодность. Софья влюблена в Молчалина и не считает себя обязанной продолжать отношения с Чацким, испытывает к нему только дружеские чувства. Чацкий догадывается, что у него появился счастливый соперник, но в начале он еще не может понять, кто он. Вначале он подозревает «завидного жениха» Скалозуба, и потому переносит свою неприязнь на все общество, где полковник пользуется уважением. По поводу всех вновь прибывших он отпускает колкости, и это в конце концов начинает раздражать Софью, тем более что бывший ухажер задевает не только гостей, но и ее возлюбленного. Наученная светской жизнью отплачивать за такие насмешки, она в случайном разговоре с господином Н пускает слух о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И общество, всегда с жадностью ловящее подобного рода новости, с готовностью распространяет известие о сумасшествии Чацкого. Слухи растут, как снежный ком, а Чацкий, сам того не зная, подтверждает этот слух всеми своими поступками, и особенно жарким монологом «Французик из Бордо», который произносит, не замечая, как гости с опаской покидают залу.

Развязка конфликта наступает в четвертом действии. Чацкий узнает, что избранник Софьи - Молчалин. «Муж-мальчик, муж-слуга» - это, несмотря на различие в социальном статусе, допустимо для высшего московского света, но Чацкий уже не может уважать женщину, которая выбрала себе такой предмет обожания. Чацкий предпочитает бежать, он увидел всю низость «светской черни», он потерял уважение к возлюбленной, ему незачем оставаться.

В классической комедии герои-любовники, преодолев все препятствия на пути, воссоединяются. Грибоедов подменяет счастливый конец другим, увы, более реалистичным. Только Чацкий хранит верность романтическим идеалам любви. Прочие сделали из нее своеобразную разменную монету. Софья, совсем еще молоденькая девушка, казалось бы, влюблена в Молчалина искренне, но такая любовь ей выгодна: она может повелевать будущим мужем, так как он ей всем обязан. Молчалин низок: он не любит Софью, но согласен изображать любовь и подчиняться ей, так как это сулит ему верную выгоду. Вместе с тем он грубовато ухаживает за горничной Лизой, которая нравится ему больше Софьи, но и по отношению к ней он поступает дурно. Лиза для него забава, он не желает принимать на себя какие бы то ни было обязательства по отношению к ней. В финале все любовные махинации Молчалина открываются, но вряд ли это станет настоящим «посрамлением зла», как то бывает в классических комедиях. «Помирятся», - предвидя будущее, думает Чацкий. Действительно, зачем прерывать отношения, если они всем выгодны?

Любовный конфликт дублирует основную тему комедии. Нет ничего подлинного, искреннего в фамусовском обществе, где все решают деньги и социальное положение. Прислуживаться в карьере, прислуживаться в любви - это не для Чацкого. Он предпочтет покинуть мирок, где «блаженствуют молчалины». Он отказывается от какой бы то ни было борьбы не только потому, что одинок, но еще и потому, что он уже навсегда потерял Софью, а в любви доказательства своей правоты не имеют силы. Иного выхода, нежели бегство, у Чацкого не осталось. Пожалуй, «Горе от ума» - самая печальная комедия из всех, кто когда-либо были написаны.

Горе от любви и горе от ума. Александр Сергеевич Грибоедов разделял ведущие идеи осво­бодительного движения своего времени и размышлял над вопро­сами их осуществления и способами борьбы за них, не верил в по­беду восстания без участия народа. В его пьесе «Горе от ума» по­ставлены самые жгучие вопросы того времени: положен ие русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, бездумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и обра­зования, независимость и свобода личности. В пьесе отражена смертельная борьба двух миров московского общества накануне восстания декабристов - консервативного поместного и чинов­ного барства и прогрессивного дворянства. Автор сталкивает две непримиримые идейные позиции - прогрессивные и реакцион­ные. В пьесе ведущая социально-политическая линия, она обрам­ляет любовную линию.

Основной смысл пьесы - в столкновении ума с глупостью, то есть передовых социально-политических идей с консервативны­ми. В заглавии пьесы - «Горе от ума» - отражено противоречие эпохи кризиса просветительских идей. «Чистый разум», на кото- 12* рый возлагали надежды просветители, кажется Грибоедову умо­зрительной и произвольной конструкцией. Автор понимает, что народ не «предан себе» - отягощен узами рабства и считает, что разбудить эти внутренние силы может вдохновенное правдивое слово, в котором концентрируется «национальный разум». На­род - за сценой комедии Грибоедова, в «уме» писатель видит на­родное начало: «чтоб умный, бодрый наш народ…».

Темы «ума» (учения, знания, воспитания) так или иначе каса­ются все действующие лица. Высокая философская нота - у Чац­кого, но не у других персонажей. Они смешны: восхваляя «ум» как благонравие, как «умение жить», они постоянно проговари­ваются и, в конце концов, сводят его к сугубо меркантильным понятиям: «не то на серебре, на золоте едал», «мне только бы досталось в генералы», «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья». Грибоедов размышляет, что есть ум, что разумно, что истинно и показывает две точки зрения: для Чацкого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», для точки зрения Фаму­сова - «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противо­поставить другие ценности: Фамусов - устои крепостниче­ского дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, Молчалин - заветы служебной иерархии, Скалозуб - железную дисциплину.

На фоне этих правил стремление Чацкого к «истине самой по себе» превращается в разрушительную силу, направленную на вы­зов фамусовским нормам. Но вместе с тем, Чацкий начинает по­нимать странную абстрактность законов «чистого разума», кото­рая беспокоит и отчуждает его от людей его круга, делает его оди­ноким. Чацкий ощущает, что его «ум с сердцем не в ладу», он все еще надеется на человеческое счастье и понимает, что тает «дым надежд, которые… душу наполняли». Чацкий - в противоречиях. Он говорит умные вещи, но кому?

Чацкий переживает социально-политическую трагедию и лич­ную психологическую драму. Он вошел в дом Фамусовых безог­лядно влюбленный в Софью, подругу его юношеских мечтаний, не понимая своей духовной отчужденности от московского бар­ства. Безусловно умная, Софья предпочитает не Чацкого, а Мол- чалина. Отличаясь независимостью своего поведения, она не дает прямого ответа на вопросы Чацкого. Не жестокая по характеру, она зло клевещет на друга и любимого своих отроческих лет. За три года разлуки, под воздействием среды, Софья во многом изме­нилась и настолько укрепилась в консервативно-бытовых пра­вилах, что и борьбе фамусовского общества против Чацкого стала активной «интеллектуальной силой». В обиде за Молчалина она решилась на бесчестный поступок - объявила Чацкого сумас­шедшим.

Но Софья, по моему мнению, любит не Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Ей кажется, что Молчалин - человек доброй души, положительных правил, скромный, тихий, «семейство осчастливит». Чацкий прав, говоря Софье, что «качеств ваших тьму, любуясь им, придали вы ему». Софья интеллектуально намного выше своего отца и всех гостей. Зная цену Скалозубу, она говорит: «Он слова умного не выговорил сроду». Достоинства Софьи вызывают восхищение Чацкого. Уве­ренный в их взаимной юношеской любви, зная ее незаурядный ум, потому он так долго отказывается верить в симпатию Софьи к Молчалину, в ее переход в лагерь врагов.

Совершенно разочарованный в Софье, непримиримо враж­дебный к ее обществу, он покидает Москву. Всякий шаг и всякое слово Чацкого в пьесе связаны с его чувством к Софье, раз­дражением от лжи в поступках Софьи, которую он хочет разга­дать до конца: весь ум и все силы Чацкого уходят на эту борьбу. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», - писал И. А. Гончаров.

От классицизма к реализму

В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм. Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.

Любовный конфликт

В пьесе «Горе от ума» драматург затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт. Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник. Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила (или внушила себе?) любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.

Причина, почему герои не находят счастья в любви

Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитие любовной линии сюжета. По законам классицистической комедии они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды. Почему же автор показывает нам другой финал? На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. Но можно ли их назвать настоящей любовью? Герой на целых три года уезжает за границу, и ни разу не пишет письма возлюбленной. Он себе это объясняет тем, что хотел в странствиях измениться к лучшему, стать еще более умным, — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его. Вот такой умный план построил в размышления Чацкий, но только в жизни его трудно реализовать, ведь в любви важен не столько ум, сколько умение чувствовать.

Пока герой проводил три года в поисках себя, время не стояло на месте и для героини. Она познавала любовь, читая французские романы – и подыскала себе мужчину, похожего на героя из книг, – Молчалина. Девушка наслаждалась любовной игрой, ей нравилось представлять себя смелой героиней романа. Однако ее возлюбленный оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла обман Молчалина, то повела себя разумно: отвергла лжеца без слез и колебаний, но так же признала, что сама виновата в заблуждении в нем.

Такое поведение вызывает уважение, но говорит ли оно о наличии у героини настоящих чувств к Молчалину? Она «назначила» его себе в любимые, следуя разумному плану – найти себе тихого и покорного мужа, и также она разумно его отвергла.

Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. Ведь они оба не находят любви в финале произведения.