Рассказ как звери зимуют. Как зимуют звери? Хищники – санитары леса

Зинаида Махова
«Как звери зимуют в лесу» (для детей старшего дошкольного возраста).

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Художественное творчество» , «Музыка»

Цель : учить детей развивать речь , формировать словарный запас и грамматический строй речи, закреплять навыки полных ответов; развивать интерес к природе родного края.

Задачи :

Познавательные :

Закрепить знания детей о диких животных наших лесов : вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;

Учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенности поведения и питания в зимнее время;

Развивающие :

Закреплять зимние месяца;

Закреплять в активном словаре ласковые названия животных и их детенышей ;

Познакомить с понятием и значением слова «хищник» ;

Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность;

Закреплять умение работать с бумагой – техника оригами.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к миру животных.

Оборудование :

слайды с силуэтным изображением животных. Нетрадиционное рисование на тему : «Ежата» (кисточки, клей, окрашенная крупа : рис, горох, шаблоны ежей) .

Словарная работа

дикие животные, хищники, травоядный, всеядный, длинноухий, берлога.

Ход НОД:

Ребята, сегодня к нам в гости снова прилетел совёнок Ласковушка. Ему очень нравится, когда его маму-сову- ласково зовут : «Совушка» . Совенку интересно узнать, как ласково можно называть других лесных животных? Как можно ласково назвать зайца? (Зайчик) . Давайте поиграем! Встанем в круг, а совенок будет перелетать и садиться к вам на ручки. Я назову какое-нибудь животное и тот, у кого в руках совенок, должен назвать его ласково (Проводится дидактическая игра) .

Дидактическая игра «Назови ласково животных» .

Белка, лиса, волк, сова, еж, медведь, заяц.

Молодцы! Вы порадовали Ласковушку, вспомнили разных животных, живущих в лесу , их еще называют дикие животные. Хотите, мы отправимся на прогулку в зимний лес, чтобы больше узнать о жизни диких животных? А совенок покажет нам дорогу. Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы.

Сколько месяцев у зимы?

Назовите первый месяц зимы. В народе этот месяц называют «студень» , «студеный» , от слова «стужа» . (Закрепить слова с детьми.)

Назовите второй месяц зимы. В народе этот месяц называют «сечень» , (Закрепить слова с детьми.) Январь – ломонос : береги свой нос.

Назовите третий месяц зимы. В народе этот месяц называют «кривые дороги» , «богорей» . (Закрепить слова с детьми.) В феврале два друга мороз да вьюга.

Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходит перемены. А вот какие – это мы как раз сегодня и узнаем. Я вам предлагаю совершить путешествие в зимний лес.

Правила поведения в лесу :

НЕ шумите, НЕ пугайте животных, НЕ ломайте ветки кустов и деревьев.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

(На экране появляется картинка зимнего леса.) Посмотрите на картинку, и представьте себе, что вы идете по зимнему лесу . Тихо. Деревья стоят неподвижно. Речка покрыто льдом. Кругом белым – бело.

А кого мы можем встретить в зимнем лесу !

Послушайте загадки :

У него нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(Заяц.)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь.)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дома, ни пожара.

(Лиса.)

С ветки на ветку

Быстрый как мяч.

Скачет по лесу рыжий циркач .

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

(Белка.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк.)

(Показ на экране цветной картинки с изображением зайца) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

:

Заяц серый, маленький, пушистый, длинноухий. Зимой надевает белую шубку. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников , зимой грызет кору деревьев. Заяц травоядный.

Переходим к следующему животному

(Показ цветной картинки с изображением белки) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

Обобщающий рассказ воспитателя :

Белка, как и заяц, меняет свою шубку. Летом она рыжая, зимой – серая. Белка очень запасливый зверек . Возле гнезда устраивает множество тайников, где хранит орехи, желуди, шишки. Если орехов, шишек мало, она заготавливает грибы, накалывая их на веточки. Живет белка в уютном и теплом гнезде, в которое ведет один или два хода. Отправляясь за едой, белка затыкает вход в гнездо мхом или лишайником, чтобы в гнезде было тепло.

Переходим к следующему животному.

(Показ цветной картинки с изображением лисы) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

Обобщающий рассказ воспитателя :

Лиса рыжая, большая, пушистая, хитрая. Лиса живет в норе. Она ловит зайцев, мышей, ворует кур. Лиса – хищное животное. Такие животные, которые питаются другими животными, называются – хищники. Повторите это слово и постарайтесь запомнить .

Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать

(Показ цветной картинки с изображением медведя) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

Медведь большой, бурый, пушистый. Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Не побрезгует и такой мелочью, как улитки, лягушки или кузнечики. Ест и растения : сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Зимой залегает спать в берлоге, в чаще леса. Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.

Можно ли медведя назвать хищником? (Ответы детей ) .

(Показ цветной картинки с изображением волков) . А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу ! Волк зимой очень злой. В одиночку не ходят : волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Лучше им не попадаться, надо их остерегаться, волку трудно зимой… Еды не хватает и волк голодует.

(Показ цветной картинки с изображением ежа) .

Кто же это? (Ответы детей ) . Правильно, ёжик.

Между прочим, ёжик тоже хищник, он питается червяками, слизнями и другими мелкими животными.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни-

Так и этак, эдак, так-

Не обидятся никак.

А теперь мы пришли в лесную школу (дети садятся на коврик) Давайте поиграем в игру «Один - много» .

Дидактическая игра «Один - много»

Дети называют детенышей во множественном числе.

Зайчонок – (зайчата) ;

лисенок – (лисята) ;

волчонок – (волчата) ;

медвежонок – (медвежата) ;

бельчонок – (бельчата) ;

ежонок – (ежата) .

Дидактическая игра «Сложи картинку» .

А сейчас вам предлагается выполнить такое задание : составить из частей целую картинку и определить, какое животное на ней изображено и как называется его дом.

(лиса в норе, белка в гнезде, медведь в берлоге, заяц у куста) .

Сравнение.

Некоторых людей сравнивают с животными.

Если человек хитрый, то говорят : «Хитрый как лиса» .

Злой как (волк) .

Косолапый как (медведь) .

Трусливый как (заяц) .

Закончилось наше путешествие по зимнему лесу . Нам пора возвращаться в детский сад.

Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.

Правой, левой, правой, левой,

Мы идем вперед, вперед,

А теперь остановись и немного покружись!

Оглянитесь все назад :

Мы попали в детский сад!

Творческая коллективная работа.

(На ватмане изображена ежиха, изготовленная с помощью окрашенной крупы) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас в гостях ежиха. От нее убежали ежата, а ведь им пора спать. Они же зимой спят. Давайте, поможем ежихе найти своих ежат.

У вас на столах стоит клей, крупа (горох и рис, и заготовки ежат из коричневой бумаги. Чтобы «найти» ежат, вам надо нанести клей на туловище и посыпать крупой. (Показ выполнения работы воспитателем.) Когда крупа высохнет, получатся красивые ежата. Как мама ежиха. (Выполнение работы детьми.)

Молодцы! Давайте посадим ежат к маме ежихе.

(Приклеиваем ежат на ватман.) Смотрите, как она радуется. Теперь они все вместе могут ложиться в спячку.

Рефлексия.

Вам понравилось наше путешествие в зимний лес? Что вам больше всего запомнилось? О каких животных вы ещё хотели бы узнать? (ответы детей ) .

Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:

Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Где спрячется ежик? В норе.

Где будет спать медведь? В берлоге.

Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".

У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра "Кому что дадим?"

Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.

Игра "У кого – кто?"

У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.

Учебная мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут» предназначена для использования в процессе:

Непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками групп старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познание»;

Уроков по окружающему миру в начальной школе.

Данная мультимедийная презентация направлена на достижение следующих задач:

Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Презентация дает возможность пронаблюдать жизнь диких зверей зимой, что не возможно сделать в естественных условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе

«Как звери зимой в лесу живут»

Программные задачи:

Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует», «вожак».

Материал: мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут».

Ход НОД:

Воспитатель: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Что это?

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко понимая ноги).

(Слайд №1). Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите на экран, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Слайд №2).

Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. (Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку»)

Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? (Слайд № 3).

Дети: Заяц.

Воспитатель: На что похожи следы зайца? (На капельки.)

Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?

Дети: Сова, волк, лиса

Воспитатель: Что помогает зайцу заметить опасность? (Слайд № 4)

Дети: Большие чуткие уши.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

Воспитатель: Почему зимой заяц белый?

Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

Воспитатель: Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время.

Дети: Он имеет белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.

Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)

Воспитатель: Я, кажется, слышу чьи-то голоса… Это разговаривают сорока и заяц, хотите узнать, о чем они говорят. (Слайд № 5)

Слушай, Заяц, - говорит Сорока - все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!

А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!

Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим ему? (Морковку, капуст у, сено) (Слайд № 6).

Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?

Дети: Белка. (Слайд №7).

Воспитатель: Чем питается зимой белка?

Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.

Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?

Дети: Не кричать, не шуметь.

Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой? (Серая.)

Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?

Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев .

Воспитатель: Где устраивает своё жилище белочка?

Дети: В дупле, гнезде. (Слайд №8).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

Дети: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель: Как белка от врагов спасается?

Дети: Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.

Воспитатель: Расскажите, как белка приспособилась жить зимой в лесу.

Дети: Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям.

Воспитатель: Давайте и белочку угостим, что мы оставим полакомиться ей?

Дети: Орехи, грибы. (Слайд № 9)

Физкультминутка.

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево - вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? (Слайд №10)

Дети: Лисья.

Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Ребята, меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?

Дети: Окраску лисы не меняют. (Слайд № 11).

Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: Согревает, следы заметает.

Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? (Слайд № 12).

Дети: Мышей.

Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети: Хороший слух и нюх.

Воспитатель: Чем ещё питается лиса?

Дети: Мелкими зверями, птицами.

Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке (Рыбку.) (Слайд №13)

Воспитатель: Посмотрите, ходят, рыщут, что-то ищут серые… (Волки). (Слайд № 14).

Воспитатель: Что согревает волка зимой?

Дети: Густая, плотная, тёплая шерсть.

Воспитатель: Цвет шерсти волк на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой. На кого охотятся волки?

Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке? (Слайд №15)

Дети: Это следы лося.

Воспитатель: Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Слайд №16).

Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?

Дети: Лось питается ветками деревьев.

Воспитатель: Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.

Воспитатель: Как лесники помогают лосям? (Слайд № 17).

Дети: Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (Сено) (Слайд № 18).

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?

Дети: Медведь зимой спит в берлоге. (Слайд №19)

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель: Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».

По следу зверя я иду,

В снегу остался отпечаток.

Я всё равно его найду,

Хоть он со мной играет в прятки.

Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу. (Слайд №20)

Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Посмотрите, вот и наша тропинка. (Слайд №21). Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вышли на чистую дорожку. Не хотите пробежаться по зимней дорожке. (Бег врассыпную).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей)

Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, как звери зимой в лесу живут?

Дети: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать.

Воспитатель: У всех зверей есть свой дом, для чего он нужен?

Дети: Дом нужен для того, чтобы жить, прятаться от непогоды, отдыхать.

Воспитатель: Лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дети: Нельзя шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось? (Ответы детей ).

Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.


На данном уроке будет рассмотрена тема «Жизнь лесных зверей зимой». В ходе урока познакомимся с жизнью лесных зверей в самое холодное время года – зимой. Узнаем, как меняется окраска у некоторых животных, какие звери впадают в спячку.

Урок: Жизнь лесных зверей зимой

Глубок снег. Спят медведи и барсуки в своих зимних спальнях, в сухие листья спрятались мотыльки и жучки. Все стихло, только голоса птиц и следы животных рассказывают о жизни зимнего леса. Зимой меняется окраска шерсти у зверей - зайца, лисы. Некоторые животные не запасают корм на зиму - это еж, медведь, барсук. Они проводят время в глубоком снегу. Жир зверей - запас пищи , он лежит под кожей, и когда зверь не ест, проникает в кровь, а та разносит пищу по всем органам. Давайте выполним задание. Назовите животных, которые не запасают корм на зиму.

Это медведь, еж и барсук.

Представьте, что вы летите на вертолете и смотрите вниз на зимний лес. Некоторых животных мы видим: лося, зайца, лису, а некоторых животных - нет, они спят в своих берлогах, а другие прячутся в норках и дуплах.

Давайте рассмотрим следы животных на снегу.

На рисунке 7 изображен след медведя.

На рисунке 8 - следы зайца.

На рисунке 9 - следы белки.

На рисунке 10 - следы лося.

На рисунке 11 - следы кабана.

Давайте рассмотрим жизнь некоторых животных зимой.

Лось использует снег как защиту от холода. Их лежка - яма в снегу, по форме напоминает корыто. Зимой лоси собираются в группы, и если на лося нападают, например, волки, то лось одним ударом может убить волка.

Белку спасает от мороза теплая шубка и гнездо. Она строит гнездо из прутиков, а щели конопатит мхом. В гнезде даже в сильные морозы всегда около 18 о тепла. А прокормиться ей помогают сделанные запасы. Обычно у белки не один домик, а несколько: для сна, для зимовки, для выведения потомства.

За городом - лес. На пригорке - одинокая березка, ее ветви свесились прямо к сугробам. Интересно, а что там? А там - норка ежей. Осенью ежик хорошо ест, копит жир на зиму, чтобы было чем питаться в спячке. На зиму еж устроится в укромном месте, свернется клубочком и спит до весны.

Скачками передвигается заяц. Зимой он белый, шубка теплая. Адомика у него нет, спит заяц на снегу. Прячется от врагов тоже на снегу. Запасов заяц не делает, обгладывает кору молоденьких осинок, грызет тонкие веточки.

Очень разная жизнь у животных в лесу. Зимой от мороза зверей спасает теплая шерсть , а вот корм отыскать очень трудно. Поэтому люди, которые заботятся зимой о лесных жителях, развешивают заготовленные с лета пучки листвы, раскладывают сено и овощи.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Как помочь птицам». На нем мы узнаем, какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам в конце осени.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

3. Центр дистанционного образования "Эйдос" ().

1. Расскажите, как животные готовятся к зиме.

2. Расскажите, какие животные спят зимой, а какие - не спят.

3. Нарисуйте рисунок на тему: «Жизнь лесных зверей зимой».

· Данный образовательный ресурс предназначен

· Цель: - формирование представлений об объектах окружающего мира;

Расширение представлений детей о сезонных изменениях в жизни диких животных;

Формирование правил безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе.

· Презентация «Как зимуют звери» может быть использована в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, состоит из 18 слайдов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Как зимуют звери»

Лес поздней осенью.

Медведь и его берлога.

Еж и его зимовье.

Барсук и его нора.

Бобр и его хатка.

Белка летом и зимой.

Беличья нора зимой

Полевка и ее нора.

Рысь летом и зимой.

Заяц летом и зимой.

Лиса летом и зимой.

Волк летом и зимой.

Волчья стая

Лось летом и зимой.

Соболь летом и зимой

Лесная соня летом и зимой

Летучая мышь летом и зимой

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС НА ТЕМУ

«КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ»

  • Автор-составитель: Гольдина Анна Владимировна, воспитатель ГБДОУ №85 Приморского района Санкт-Петербурга.
  • Данный образовательный ресурс предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
  • Цель: - формирование представлений об объектах окружающего мира;

Расширение представлений детей о сезонных изменениях в жизни диких животных;

Формирование правил безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе.

  • Презентация «Как зимуют звери» может быть использована в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, состоит из 18 слайдов.
  • Содержание:
  1. Титульный лист.
  2. Картинки «Лес поздней осенью» (днем и ночью)
  3. Картинки «Медведь», «Медвежья берлога»
  4. Картинки «Еж», «Зимовье ежа»
  5. Картинки «Барсук», «Нора барсука»
  6. Картинки «Бобр», «Бобровая хатка»
  7. Картинки «Белка летом», «Белка зимой»
  8. Картинка «Беличья нора зимой»
  9. Картинки «Полевка», «Нора полевки»
  10. Картинки «Рысь летом», «Рысь зимой»
  11. Картинки «Заяц летом», «Заяц зимой»
  12. Картинки «Лиса летом», «Лиса зимой»
  13. Картинки «Волк летом», «Волк зимой»
  14. Картинка «Волчья стая»
  15. Картинки «Лось летом», «Лось зимой»
  16. Картинки «Соболь летом», «Соболь зимой»
  17. Картинки «Садовая соня летом», «Садовая соня зимой».
  18. Картинки «Летучая мышь летом», «Летучая мышь зимой».

Работа с презентацией . Комментарии педагога.

Слайд 1.

Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна и т.д.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами о том, как разные животные готовятся к приходу зимы. Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки.

Перед спячкой осенью звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела – он их «греет» изнутри как печка.

Слайд 2.

Поздней осенью лес будто засыпает. Не слышно птичьего щебета, с наступлением холодов исчезли насекомые, пожухла и увяла трава. К наступлению холодов звери готовились с лета. Жизнь в лесу продолжается.

Больше всего страдают звери зимой не от холода, а от голода. Именно пища нужна зверюшкам чтобы поддерживать постоянную температуру тела и не погибнуть. В поисках пищи дикие животные могут проходить большие расстояния и даже выходить к жилищам людей. А можно ли подходить к встреченному дикому животному? (Нет) Почему? (Может укусить, может переносить опасные болезни) А что делать, если случайно увидели раненое дикое животное? (Рассказать взрослым, те могут позвонить в центр помощи диким животным)

Слайд 3.

Медведи заранее обустраивают свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда сносят листья, ветки, мох, сверху делают себе мягкий матрац из веточек ели. Когда выпадает снег, он маскирует медвежий тайник и хранит в нем тепло. Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки. На самом деле хищник не спит, а дремлет, и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведицы появляются маленькие медвежата.

Слайд 4.

К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Слайд 5.

Зима для барсуков является тяжелым периодом в жизни, они плохо переносят пониженную температуру. В начале осени барсуки подготовкой жилья и сбора еды на зиму. Для того чтобы пережить зиму, они обустраивают себе нору травами, ветвями, мхом и т.д. Из еды запасаются орехами, желудями, растениями, семечками и т.д. Они чувствительны к морозам. Зиму проводят пассивно в норе, поедая запасы.

Слайд 6.

Бобры подготавливают себе жилище заблаговременно. Они могут размещать его на уровне воды или под водой. Для этого они сносят палки, ветки, которые виртуозно связывают водорослями, травой или скрепляют глиной. Дом, построенный бобрами подо льдом, является теплыми и безопасными. Они не мерзнут зимой в воде, потому что их шуба непромокаемая. Бобры предварительно заготавливают себе пищу на зимнее время. Зимой они не впадают в спячку, а снижают свою активность, при этом подкрепляясь пищей.

Слайд 7.

Подготовку к зиме белки осуществляют на протяжении всего года. Они запасаются орешками, желудями, грибочками, ягодами, шишками, так как они питаются только растительной пищей. Добытую пищу они тщательно высушивают на ветках, пнях и складывают в свое жилище. Зимуют белки в дуплах, но не впадают в спячку. Они плохо переносят мороз, поэтому большую часть в зимнее время они проводят в своих домиках. Белки заблаговременно обустраивают дупло корой деревьев, мхом, найденными перьями и т.д. На зиму белки меняют свой окрас с рыжего цвета на сероватый, в целях маскировки

Слайд 8.

Так выглядит нора белки с запасами на зиму.

Слайд 9

Интересно встречают зиму и многие полевки. Эти милые мышки уже с весны начинают заготавливать траву, складывая ее в небольшие кучки под те или иные укрытия (например, под камнями). Летом полевки приносят туда цветы шиповника, листики, шишки и хвою. Активная деятельность этих существ заканчивается осенью, когда первый снег покрывает горные луга. Одна семья полевок может запасти от 5 до 10 кг корма!

Слайд 10.

Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Слайд 11

Зайцы не обустраивают норы и не делают запас пищи к зимовке. Лютые морозы они переносят на лапах. В качестве маскировки, начиная с осени, зайцы меняют окрас с серого цвета на белый. Это дает им возможность маскироваться от хищников на фоне снега. Ну, а если его заметил волк или лиса, он прытко пытается сбежать. К зимним особенностям в поведении также относятся рытье временных нор в снегу или сене. В таких норах он отдыхает и набирается сил.

Слайд 12.

Подготовка к зиме у лисы начинается с утепления шубки. Ее шерсть становится густая, пуховая, яркая. Она отлично защищает лису от сильных морозов. Лиса круглогодично живет в норах. Зачастую местом для рытья норы является какая-либо возвышенность, чтобы лиса могла обозревать весь лес. Если она отошла далеко от своей норы и началась сильная метель, лисица может временно поселиться в другую заброшенную нору. Перед возвращением в нору она тщательно запутывает следы. Лисица не делает запасы на зиму, а регулярно выходит на охоту. Ее добычей становятся чаще всего грызуны. За неимением мяса, она может поесть найденные ягоды или овощи. Природой так сложено, что в зимнее время метаболизм у лисиц пониженный. Подкожный жир, растрачивается на согревание их в сильные морозы. Пушистые лапы позволяют передвигаться лисицам бесшумно при охоте на добычу. Лиса стойка к сильным морозам.

Слайд 13.

Волки - это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей.

Слайд 14

Стаей волки без труда ловят добычу в радиусе 30-60 км, потом вместе поедают ее. В среднем стая состоит из 7-12 волков. Слаженные действия всей стаи помогают выжить волкам зимой.

Слайд 15.

Живут лоси в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лось любит полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища он не готовит. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами нелегко.

Травоядным животным зимой может приходиться очень плохо, особенно, если выпадает много снега. Перезимовать лосям, оленям и т.д. помогают лесники. Они запасают летом сено, а зимой ставят в лесу кормушки с сеном и ветками – звериные «столовые».

Слайд 16.

Соболь привязан к определённой территории. Уйти куда-то за десятки километров от своего «охотничьего угодья» - не в правилах этого животного. Соболь проворно лазает по деревьям, но жить и охотиться предпочитает на земле. В зимнее время передвигаться по снегу он не любит. У соболя отличный слух – заслышав писк мыши, он ныряет в снег, и ловко под снегом находит и ухватывает добычу.

Слайд 17.

Перед наступлением холодов лесные сони начинают заметно набирать вес. Они жиреют до тех пор, пока не станут весить в пару раз больше обычного и выглядеть, словно маленький меховой мешочек. Спят эти существа в шарообразных гнездах, свитых ими специально для зимовки. Хоть в чем-то они деятельны! Зоологи умиляются при виде спящей лесной сони: грызун сворачивается в очень плотный шарик, прижимая к брюшку носик и маленькие лапки. При этом пушистый хвостик полукольцом охватывает чуть ли не все тело зверька.

Слайд 18.

Уничтожители вредных насекомых – летучие мыши, осенью исчезают с нашего поля зрения. Некоторые их виды с наступлением холода улетают в более теплые, южные регионы, пролетая много километров. А вот ушаны, ночницы и вечерницы остаются на месте и впадают в спячку. Животные ищут удобные укрытия, забиваясь в щель или надежно прикрепляясь лапками к потолкам или стенам, свисая вниз головой. Укрытие должно быть надежно спрятано и без сквозняков. Температура в нем колеблется 7-8 0 С с влажностью в 80 – 100%. Это могут быть глубокие колодца, подземелья, подвали, пещеры, шахты и штольни, чердаки и дупла старых деревьев.

При составлении ЭОР были использованы картинки и тексты поискового сервиса «Яндекс».