Осуждение войны в романе война и мир. Изображение войны в романе «Война и мир. Князь Адрей и война

Картины войны в романе «Война и мир» . Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Ермилова Ирина, Томилин Иван 1

Гипотеза Показывая такие исторические события, как Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Л. Н. Толстой раскрывает «диалектику души» своего героя (князя Андрея) и утверждает, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это «нечто» - естественная жизнь природы и человека, естественная правда и гуманность. («Диалектика души» - литературное изображение внутренней жизни персонажа в ее динамике, развитии; причем само это развитие вызывается внутренними противоречиями в характере и внутреннем мире героя.) 2

Основные тезисы 1. Героизм и трусость, простота и тщеславие противоречиво переплелись в помыслах и поступках участников сражений. 2. По мнению Льва Николаевича Толстого, «война – забава праздных и легкомысленных людей» , а сам роман «Война и мир» - это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущей смерть и человеческие страдания. 3. Мечты о «Тулоне» окончательно развеялись у Болконского на Аустерлице. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни. Этот символ проходит через всю его жизнь. 3

О причинах войны 1805 года. Идет война в Австрии. Генерал Мак и его войско разбито под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. Россия была союзником Австрии, и, верная своему союзническому долгу, тоже объявила войну Франции. Тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Это была первая, ненужная и непонятная русскому человеку война, которая велась на чужой стороне. Поэтому в этой войне практически все далеки от патриотизма: офицеры думают о наградах и славе, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой. Также одной из причин участия России в войне 1805 года является желание наказать Наполеона. Стремление Наполеона к мировому господству и привело к русско-австро-французской войне 1805 года между коалицией европейских держав и Францией. 4

Изображение войны в романе. Противоречивость, противоестественность войны выявляются путем сопоставления ясной, гармоничной жизни природы и безумия убивающих друга людей. Пример: « Косые лучи яркого солнца…кидали…в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желтозеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…ближе блестели золотые поля и перелески» . (т. III, ч. II, гл. XXX) Этому описанию противопоставляется жестокая, глубоко трагичная картина войны: « офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица» ; убитый старший полковник лежал на валу, как будто рассматривая что-то внизу; краснорожий солдат, недавно весело разговаривавший с Пьером, еще дергался на земле; пронзительно и протяжно визжала лежащая раненная лошадь. (т. III, ч. II, гл. XXXI) Рассмотрим подробнее картины войны на примере Шенграбенского и Аустерлицкого сражений. 5

6

Шенграбенское сражение Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Начатая с агрессивными целями война ненавистна и отвратительна Толстому. Справедливая же война может быть вызвана только безусловной необходимостью. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию. Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита. 7

Шенграбенское сражение Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля. Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью. 8

Шенграбенское сражение А вот сложная и многокрасочная картин Шенграбенского сражения: « Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами» « но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад…и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина…Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы…были оттеснены» (т. I, ч. II, гл. XX). В другом месте «дерзко» стреляли четыре никем не защищенные пушки под командой штабс-капитана Тушина. Здесь было перебито значительное число солдат, убит офицер, разбиты две пушки, билась лошадь с перебитой ногой, а артиллеристы, забыв всякий страх, били французов и поджигали занятую или деревню. 9

10

Шенграбенское сражение Но вот сражение окончено. После боя «в темноте как будто текла невидимая, мрачная река… В общем гуле из-за всех других звуков яснее всех были слышны стоны и голоса раненных… Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же» . (т. I, ч. II, гл. XXI). Начальники частей со своими адъютантами и штабофицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. 11

Герои Шенграбенского сражения В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен разжалованный в солдаты Долохов. Вот как описывает Л. Н. Толстой своего героя: "Долохов был человек среднего роста, курчавый и со светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица"(т. I, ч. I, гл. VI). Долохов убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: » Рана штыком, я остался на фронте. Помните, ваше превосходительство. » Везде, всегда он помнит, прежде всего, о себе; все, что он делает, делает для себя. 12

13

Герои Шенграбенского сражения Наряду с Долоховым мы встречаем Жеркова. Нас не удивляет его поведение. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров. Мы встречаем понастоящему истинных героев: Тимохина и Тушина. 14

Герои Шенграбенского сражения Тушин Портрет Тушина совсем не героический: “Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках”, за что, собственно, он и получает нагоняй от штабофицера. Толстой показывает нам Тушина глазами князя Андрея, который “еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами “забытая батарея”. В начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: “Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой”. Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой, которую со всех сторон окружают, подчеркивает автор, огромные широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь, и, “выглядывая изпод маленькой ручки”, командует: “Еще две линии прибавь, как раз будет”. 15

Герои Шенграбенского сражения Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического. Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, “к которому он имел большое уважение”, заслуживают решительного “хорошо!” князя Багратиона. Трудно помыслить награду выше этой. И вот уже французы думают, что здесь, в центре, сосредоточены основные силы союзной армии. Им и в страшном сне не могло присниться, что четыре пушечки без прикрытия и маленький капитан с трубочкой-носогрейкой сожгут Шенграбен. “Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку. . . выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. - Круши, ребята! - приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты”. 16

Герои Шенграбенского сражения Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мир мифических представлений, установившийся в сознании Тушина. Неприятельские пушки - это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: “Вишь, пыхнул опять. . . теперь мячик жди”. Видимо, и сам Тушин представляется себе таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики. Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете убеждает князя Багратиона, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина”, чем заслуживает смущенную благодарность самого капитана: “Вот спасибо, выручил, голубчик”. 17

Герои Шенграбенского сражения В эпилоге романа Толстой обмолвился: “Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей”. Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по отношению к персонажам историческим и государственным. Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и задушевная простота мудрости. Несомненно, это один из самых ярких героев книги. 18

Герои Шенграбенского сражения. Тимохин Второй истинный герой Шенграбенского сражения. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Казалось, все потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад…и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Л. Н. Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения. Толстой подчеркивает, что действия Тушина и Тимохина – настоящий героизм, а поступок Долохова- ложный. 20

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Эпизод Аустерлицкого сражения является одним из центральных в романе «Война и мир» . На него ложится огромная смысловая нагрузка. Традиционно автор дает небольшое вступление к предстоящей битве. Он описывает настроения князя Андрея в ночь перед предполагаемым решающим боем его жизни. Толстой дает эмоциональный внутренний монолог героя (это особый прием, о котором будет сказано позже). Князь Андрей представляет себе один центральный пункт сражения. Ему видится замешательство всех военных начальников. Здесь он видел свой Тулон, который так долго преследовал его в заветных мечтах. 22

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне. Вот он в одиночку спасает армию, берет в свои руки всю диспозицию и выигрывает сражение. Ему кажется, что честолюбивые мечты вотвот должны осуществиться: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу. Я никогда никому не скажу этого, но боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую» . Князь Андрей знает, что Наполеон будет непосредственно участвовать в сражении. Он мечтает встретиться с ним лично. Пока же герой хочет показного эпического подвига. Но жизнь расставит все на свои места. Князь Андрей осознает намного больше, чем он знал, ожидая славу. 23

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Само сражение целиком представлено с позиции князя Андрея. Герой находится при штабе Кутузова. По прогнозам всех командующих битва должна быть выиграна. Поэтому князь Андрей так занят диспозицией. Он внимательно наблюдает за ходом сражения, замечает лакейство штабных офицеров. Все группировки при главнокомандующем хотели только одного – чинов и денег. Простой народ не понимал значения военных событий. Поэтому войска так легко обратились в панику, ведь они отстаивали чужие интересы. Многие жаловались на засилье немецких военных в союзной армии. Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Для него это означает позорную трусость. При этом героя поражают действия штабной верхушки. Багратион занят не организацией огромного войска, а поддержанием его боевого духа. Кутузов прекрасно понимает, что руководить такой массой людей, стоящих на краю жизни и смерти, физически невозможно. Он следит за развитием настроения войск. Но и Кутузов в растерянности. Государь, которым так восхищался Николай Ростов, сам обращается в бегство. 24

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Война оказалась непохожей на пышные парады. Бегство апшеронцев, которое видел князь Андрей, послужило для него сигналом судьбы: «Вот она, наступила решающая минута! Дошло до меня дело» , - подумал князь Андрей и, ударив лошадь, повернул к Кутузову» . Природа окутана туманом, как и та ночь, когда князь Андрей так страстно хотел славы. На мгновение окружению Кутузова показалось, что фельдмаршал ранен. На все уговоры Кутузов отвечает, что раны у него не на мундире, а в сердце. Штабные офицеры чудом смогли выбраться из общей беспорядочной массы. Князя Андрея охватывает стремление изменить ситуацию: « - Ребята, вперед! – крикнул он детски-пронзительно» . В эти минуты князь Андрей не замечал снарядов и пуль, летевших прямо на него. Он бежал с криками «ура!» и ни минуты не сомневался в том, что весь полк побежит за ним. Так и получилось. Паникующие еще мгновение назад, солдаты снова ринулись в бой. Князь Андрей вел их со знаменем в руках. Этот миг был поистине героическим в жизни Болконского. 25

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Здесь Толстой точно передает психологическое состояние человека перед лицом смертельной опасности. Князь Андрей совершенно случайно видит обыденные сцены – драку рыжебородого офицера и французского солдата из-за банника. Эти рядовые сцены помогают нам заглянуть в глубины человеческого сознания. Сразу за эпизодом драки князь Андрей чувствует, что он сильно ранен, но осознает это далеко не сразу. Здесь автор также выступает как тонкий знаток человеческой души. У князя Андрея стали подкашиваться ноги. Падая, он еще видел драку из-за банника. Внезапно перед ним оказалось высокое, пронзительно - голубое небо, по которому тихо «ползли облака» . Это зрелище заворожило героя. Ясное, спокойное небо было совершенно не похоже на земные баталии, бегство, суету. 27

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Тональность повествования при описании неба меняется. Само строение предложений передает неторопливое движение облаков: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались. Как же я не видел прежде этого высокого неба» . Это момент истины для героя. В одну секунду он осознал ничтожность мимолетной земной славы. Она несравнима с безбрежностью и величием неба, всего мира. С этой минуты князь Андрей смотрит на все события другими глазами. Его уже не волновал исход сражения. Именно небо Аустерлица откроет для героя новую жизнь, станет его символом, олицетворением холодного идеала. Князь Андрей не мог видеть бегство Александра I. Николай Ростов, мечтавший отдать жизнь за царя, видит его истинное лицо. Лошадь императора не в силах даже перескочить ров. Александр бросает на произвол судьбы свое войско. Кумир Николая был развенчан. Сходная ситуация повторится и у князя Андрея. В ночь перед сражением он мечтал совершить подвиг, повести за собой армию, встретить Наполеона. Все его желания осуществились. Герой сделал невозможное, у всех на глазах проявил героическое поведение. Князь Андрей даже встретился со своим кумиром Наполеоном. 28

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) Французский император имел обыкновение проезжать поле битвы, смотреть на раненых. Люди казались ему простыми марионетками. Наполеону нравилось сознавать собственное величие, видеть полную победу его неуемной гордости. И в этот раз он не мог не остановиться около лежавшего князя Андрея. Наполеон посчитал его погибшим. При этом император медленно произнес: «Вот славная смерть» . Князь Андрей сразу понял, что это было сказано про него. Но слова кумира напоминали «жужжание мухи» , герой тотчас забыл их. Теперь Наполеон казался князю Андрею ничтожным, маленьким человеком. Таким образом, герой Толстого осознал бесплодность своих замыслов. Они были направлены на мирское, суетное, проходящее. А человек должен помнить, что есть в этом мире вечные ценности. Думаю, что небо в какой-то степени олицетворяет мудрые ценности. Князь Андрей понял: жизнь ради славы не сделает его счастливым, если в душе не будет стремления к чему-то вечному, высокому. 29

Аустерлицкое сражение. (т. I, ч. III, гл. XIX) В данном эпизоде князь Андрей совершает подвиг, но важно не это. Самое главное заключается в том, что герой осознал смысл, значение своего подвига. Огромный мир оказался неизмеримо шире честолюбивых устремлений Болконского. В этом и сказалось открытие, прозрение героя. Князь Андрей противопоставлен в данном эпизоде Бергу, трусливо бегущему с поля боя, Наполеону, счастливому из-за несчастий других. Э Эпизод Аустерлицкого сражения – сюжетно-композиционный узел первого тома романа. Эта битва меняет жизнь всех ее участников, особенно жизнь князя Андрея. Впереди его ждет настоящий подвиг – участие в Бородинской битве не ради славы, а ради Родины и жизни. Говоря о войне и, в частности, о сражениях, нельзя не раскрыть образы Наполеона, Кутузова и Александра I. 30

Наполеон Бонапарт Образ Наполеона в “Войне и мире” – одно из гениальных художественных открытий Л. Н. Толстого. В романе французский император действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Дневниковые записи Толстого в период работы над “Войной и миром” показывают, что он следовал сознательному намеренью – сорвать с Наполеона ореол ложного величия. Кумир Наполеона – слава, величие, то есть мнение о нем других людей. Закономерно, что он стремится словами и внешностью производить на людей определенное впечатление. Отсюда его страсть к позе и фразе. Они не столько качества личности Наполеона, сколько обязательные атрибуты его положения “великого ” человека. Актерствуя, он отказывается от настоящей, подлинной жизни, “с ее существенными интересами, здоровья, болезни, труда, отдыха…с интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей ”. Та роль, которую выполняет в мире Наполеон, не требует высших качеств, наоборот, она возможна только для того, кто отказывается от человеческого в себе. “Не только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хорошему полководцу, но напротив, ему нужно отсутствие самых высших и лучших человеческих качеств- любви, поэзии, нежности, философского, пытливого сомнения. Для Толстого Наполеон- не великий человек, а неполноценный, ущербный человек. 32

Наполеон Бонапарт Наполеон- “палач народов”. По Толстому, зло несет людям человек несчастный, не знающий радостей истинной жизни. Писатель хочет внушить своим читателям мысль, что оправдывать все жестокости и преступления войны может только человек, потерявший истинное представление о себе и мире. Таким и был Наполеон. Когда он осматривает поле Бородинской битвы поле сражения, усеянное трупами, то здесь впервые, как пишет Толстой, “личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себе переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти”. Но это чувство, пишет Толстой, было кратким, мгновенным. Наполеону приходится скрывать отсутствие живого человеческого чувства, имитировать его. Получив в подарок от жены портрет сына, маленького мальчика, “он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, - это то, чтоб он с своим величием… чтоб он выказал, в противоположности этого величия, самую простую отеческую нежность”. 33

Наполеон Бонапарт Наполеон способен понимать переживания других людей (а для Толстого это все равно, что не чувствовать себя человеком). Это делает Наполеона готовым “…исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена”. А между тем, по Толстому, человек и общество живы именно “личным человеческим чувством”. 34

Александр I Настоящий образ Александра I особенно ярко показан в сцене приезда в армию после разгрома оккупантов. Кутузова царь содержит в объятиях, сопровождая их злобным шипением: «Старый комедиант» . Толстой считает, что верхушка нации омертвевшей и теперь живет «искусственной жизнью» . Все приближенные царя ничем не отличаются от него самого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России. Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой. Здесь царит та же ложь, то же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года показала настоящую сущность представителей власти. Ложный патриотизм их прикрытый громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной хорошо изображены в романе. В «Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества. Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, а целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей является семья Курагиных. 35

Александр I Тема патриотизма занимает в романе все больше и больше места и все более сложное чувство вызывает у Толстого. Так, при чтении манифеста-обращения царя к москвичам, у Ростовых, граф, слушая манифест, прослезился и заявил: «Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем» . Наташа, откликаясь на патриотическое заявление отца, говорит: «Что за прелесть, этот папа!» . Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету» , проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был спасителем отечества» , как это старались изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира. 36

Кутузов В «Войне и мире» Кутузов показан нам не в штабе, не при дворе, а в суровых условиях войны. Он производит смотр полка, ласково говорит с офицерами, солдатами. Он узнает среди них участников прежних походов, как например, простого, скромного Тимохина, всегда готового и способного на бескорыстный героизм, часто незаметный для менее вдумчивого полководца. Солдаты подметили внимательность главнокомандующего (т. I, ч. II, гл. II): « - Как же, сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу? - А то нет! Вовсе кривой. - Не…брат, глазастее тебя. Сапоги и подвёртки – все оглядел… - Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне…ну! Думаю…» Французы разбили генерала Мака, без выстрела овладели Таборским мостом в Вене и двинулись наперерез русской армии. Положение русских было настолько тяжелым, что казалось, кроме капитуляции, не было другого выхода. Но решительный, смелый до дерзости Кутузов нашел этот выход. У него было три возможных решения: либо оставаться на месте со своей сорокатысячной армией и быть окруженным стопятидесятитысячной армией Наполеона, либо вступить в неизведанные края Богемских гор, либо отступать на Ольмюц для соединения с идущими из России войсками, рискуя быть предупрежденными французами, и принять сражение на походе с втрое сильнейшим врагом, окружавшим его с двух сторон. 38

Кутузов Как древний былинный богатырь, «Кутузов избрал последний выход» , самый опасный, но зато самый целесообразный. Искусный стратег, он использует все средства для того, чтобы спасти свою армию: посылает четырехтысячный отряд, во главе с храбрым Багратионом, запутывает французов в сетях их собственной военной хитрости, приняв предложение Мюрата о перемирии, энергично продвигает свою армию на соединение с войсками из России и выходит без ущерба для чести русской армии из безвыходного положения. Та же решительность, твердость, в сочетании с большим воинским искусством и способностью мудрого провидения, являющегося результатом способности группировать события и делать из них выводы, характеризует Кутузова и во время боя под Аустерлицем. Учитывая все обстоятельства, Кутузов категорически заявил императору, что сражения давать нельзя, но его не послушались. Когда же австрийский генерал Вейротер зачитывал свою надуманную, путаную диспозицию, старый генерал откровенно спал, так как знал, что ни помешать, ни изменить он ничего не может. Наступило утро, и русский главнокомандующий отнюдь не был простым созерцателем: выполняя свой долг, он отдавал целесообразные и ясные приказания. 39

Кутузов Когда подъехал Александр I, Кутузов, дав команду «смирно» и салютуя, «принял вид подначального, нерассуждающего человека» , в каковое положение он действительно был поставлен. Император, видимо, понял скрытую насмешку, и эта «аффектация почтительности» неприятно поразила его. Свое отношение к императорской воле Кутузов выразил с непостижимой для придворных смелостью. Александр I, подъехав вместе с австрийским императором к войскам, спросил Кутузова, почему он не начинает боя: «- Поджидаю, ваше величество, - повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа в то время, как он говорил это «поджидаю»). – Не все колонны еще собрались, ваше величество» . Императору этот ответ, видимо, не понравился. - Ведь мы не на Царицыном Лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, - сказал государь… - Потому и не начинаю, государь, - сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что-то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу, - выговорил он ясно и отчетливо. 40

Кутузов В свите государя на всех лицах, мгновенно переглянувшихся друг с другом, выразился ропот и упрек» . (т. I, ч. III, гл. XV) В этом сражении русские и австрийские войска потерпели поражение. Кутузов, так смело возражавший против плана, одобренного обоими императорами, оказался прав, однако это сознание не смягчало скорби русского военачальника. Он получил небольшое ранение, но на вопрос: « Вы ранены? » - ответил: «Рана не здесь, а вот где!» (т. I, ч. III, гл. XVI) – и указал на бегущих солдат. Кто бы ни был виноват в этом поражении русской армии, для Кутузова оно было тяжелой душевной раной. 41

Сопоставительный анализ сражений. Шенграбенское сражение Решающее сражение в кампании 1805- 1807 годов. Шенграбен - это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е. , по сути, сохранить армию Аустерлицкое сражение Цель сражения благородна и понятна солдатам. Цель сражения не понята солдатами. Героизм, подвиги Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея. Победа Поражение Аустерлиц - «сражение трех императоров» . Цель его - закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало страницей «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжества Наполеона-победителя» 42

Итог таблицы: героизм и трусость, простота и тщеславие противоречиво переплелись в помыслах и поступках участников сражений. 43

Бессмысленный и беспощадный характер войны В романе «Война и мир» Толстой, с одной стороны, показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в освободительной войне против французских захватчиков, и победил. По мнению Льва Николаевича Толстого, «война – забава праздных и легкомысленных людей» , а сам роман «Война и мир» - это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущей смерть и человеческие страдания. 44

Бессмысленный и беспощадный характер войны При описании сражений Толстой говорит о бессмысленности и беспощадности войны. Например, в романе приводится такая картина Аустерлицкого сражения: «На этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же быть убитыми» . Также Толстой показывает еще одну сцену Аустерлицкого сражения – рыжий артиллерист и французский солдат дерутся за банник. « - Что они делают? – думал князь Андрей, глядя на них» . Эта сцена символизирует бессмысленность войны. Таким образом, Толстой, показывая ужас и бессмысленность войны, говорит, что война и убийство – противоестественное человечеству состояние. 45

Изменение жизненной философии князя Андрея Андрей Болконский – образованнейший человек своего времени, свободный от религиозных и в какой-то мере от дворянских предрассудков. Но что особенно необычно в условиях жизни дворянства того времени – это его любовь в труду, стремление к полезной деятельности. Естественно, что Болконский не может удовлетвориться той блестящей и внешне разнообразной, но праздной и пустой жизнью, которой вполне довольны люди его класса. Свое решение принять участие в войне с Наполеоном Болконский так объясняет Пьеру: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» И дальше он с горечью говорит, что для него здесь « все закрыто, кроме гостиной» , где он стоит « на одной доске с придворным лакеем и идиотом» . Так расценивает Болконский окружающее его светское общество. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» . (т. I, ч. I, гл. VIII) 46

Изменение жизненной философии князя Андрея Но князь Андрей не только умный и образованный человек, которого тяготит общество Курагиных, Шерер и им подобных; это также и волевой человек, который твердой рукой разрывает «заколдованный круг» . (контраст Пьеру). Он отвозит жену к отцу в деревню, а сам отправляется в действующую армию. Андрея манит военная слава, мечта о «Тулоне» и его героем в данный момент является знаменитый полководец Наполеон. Окунувшись в кипучую деятельность штаба главнокомандующего, став участником этой деятельности, Болконский совершенно меняется: « В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости, лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным» . (т. I, ч. I, гл. III) Здесь сразу же выявился его кругозор государственного человека. «Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела» . Одни любили, другие не любили его, но все признавали незаурядным человеком. 47

Изменение жизненной философии князя Андрея Из-за бездарности союзного австрийского командования русская армия попала в тяжелое положение, и Болконскому сейчас же «пришло в голову, что это ему-то и предназначено вывести русскую армию из этого положения…Он соображал уже, как…на военном совете подаст мнение, которое спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение плана» . Когда Кутузов послал Багратиона во главе четырёхтысячного отряда задержать французов, Болконский, понимая опасность положения, просит направить его в этот отряд. Отряд Багратиона действительно совершил подвиг, но князь Андрей убедился, что истинный героизм внешне прост и будничен, часто совершенно незаметен и не ценится другими. Ему стало «грустно и тяжело» . «Все это было так странно, так непохоже на то, чего он так надеялся» . Но, объезжая лагерь перед Аустерлицким сражением, Болконский снова весь во власти мечты о подвиге, о славе: «…одного я хочу, для одного этого я живу…что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую» . (т. I, ч. III, гл. XII) 48

Изменение жизненной философии князя Андрея Изображая характеры положительных героев в развитии, в движении, писатель отражает «диалектику души» и в описании их внешности. Глубокая горечь и раздражение звучали в словах Андрея, когда он говорил о русской армии и крестьянах. Но Андрей Болконский – живой, сильный человек, и временный упадок его сил сменяется возрождением веры в жизнь, в свои силы, стремлением к широкой деятельности. Он даже теперь не понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни. Но вскоре Андрей пришел к выводу о бесплодности своей работы в условиях существующего режима. Поэтому вскоре князь Андрей снова попросился в армию и стал командовать полком. Теперь его уже не манила личная слава. Путь Андрея Болконского – это путь к народу, путь к бескорыстному служению родине. Болконский принадлежал к той передовой части дворянства, из среды которой вышли декабристы. Образ князя Андрея раскрывается через портретную характеристику, поведение и высказывания его самого и других действующих лиц, автора, а также через непосредственное описание его внутреннего мира и речевую характеристику. Очень часто автор использует прием внутреннего монолога. 50

Изменение жизненной философии князя Андрея Итог: Мечты о «Тулоне» окончательно развеялись у Болконского на Аустерлице. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни. Этот символ проходит через всю его жизнь. 51

Вывод Итак, мы приходим к мысли о том, что на войне деятельность людских масс, связанных единством чувств и стремлений, определяет ход событий. Такой путь от частного к общему в рассуждениях Толстого – лучший пример пристального внимания писателя в человеку. Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам. Недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По Толстому, именно в Аустерлице подлинный конец войны 105 -1807 годов, так как Аустерлиц выражает суть кампании. Эпоха «наших неудач и нашего срама» - так определил эту войну сам Толстой. 52

Проверочный тест 1. Во время какого из сражений Андрей Болконский осознал ничтожность мимолетной земной славы? А) Шенграбенское сражение Б) Аустерлицкое сражение В) Бородинское сражение 2. Кто был кумиром Андрея Болконского в самом начале романа, до боевых действий? А) Николай Ростов Б) Наполеон Бонапарт В) Курагин 3. Кто принял решение отступать под Ольмюц для соединения с идущими из России войсками, рискуя встретить французов? А) Вейротер Б) Андрей Болконский В) Кутузов 53

Проверочный тест 4. Что является символом нового высокого понимания жизни для Андрея Болконского? А) небо Б) дуб В) солнце 5. Когда мечты о «Тулоне» у князя Андрея окончательно развеялись? А) на Шенграбене Б) на Аустерлице В) в Бородинском сражении 6. С каким из истинных героев мы встречаемся в Шенграбенском сражении? А) Николай Болконский Б) Тушин В) Пьер Безухов 54

Проверочный тест 7. Чем окончилось Шенграбенское сражение? А) победой русских Б) победой французов 8. От чьего лица ведется описание Аустерлицкого сражения? А) Кутузова Б) Багратиона В) Андрея Болконского 9. Монолог Андрея Болконского в туманную ночь перед Аустерлицким сражением – это прием… А) внутреннего монолога Б) антитезы В) гиперболы 10. Что отражает автор, изображая характеры положительных героев в развитии, движении? А) портреты героев Б) «диалектику души» В) действия героев 55

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА

Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА и МИР»

ЦЕЛЬ УРОКА : идейно-художественные особенности изображения войны; проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : лекция с элементами беседы, сообщения учащихся

ОБОРУДОВАНИЕ : индивидуальные карточки, фрагменты видеофильма, таблица «Изображение войны на страницах романа»

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Вступительное слово учителя.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере войны, которая ярко изображается на страницах романа, познакомимся с историческими событиями эпохи, увидим, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне. И снова мы встретимся с толстовским «срывание всех и всяческих масок» и контрастным сопоставлением разных групп героев.

4. Беседа.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

- Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Бранау. Идет смотр людям и снаряжению.

- Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (Зачитать гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау. Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

- Кратко охарактеризуйте план Кутузова.

Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. « Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

1. « Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)

Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное(гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

2. Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ (том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

1. Настроение французского лагеря (гл.26-29)

2. Батарея Раевского (гл. 31-32)

3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).

5. Ответить на вопросы:

1. Война 1805-1807гг. Дать характеристику.

2. Готова ли русская армия к войне?

3. Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении?

4. Почему русская армия потерпела поражение под Аустерлицем?

5. Кто из героев романа терпит свой « Аустерлиц»?

6. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.

7. Понятны ли русским солдатам ее цели?

8. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?

9. Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?

10. Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

    Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

    Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

5. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

2. Подготовить сообщение: «Наполеон» и «Кутузов» Историческая справка.

1. Отношение Л. Н. Толстого к войне.

2. Особенности изображения войны Толстым.

3. Князь Андрей в битве при Шенграбене.

4. Князь Андрей в битве при Аустерлице.

5. Бородинское сражение глазами Пьера.

6. Восхищение отвагой и патриотизмом воинов.

Война – это настоящий ад. Жестокое кровопролитие, происходящее по воле власть имущих. В ней нет победителей, только проигравшие. Война буквально ломает судьбы простых людей. Лев Николаевич Толстой знал об этом не понаслышке. Он служил на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя. Этот опыт помог ему максимально живо описать сцены сражений в своем великом романе «Война и мир».

Уродливый лик войны Лев Николаевич подчеркивает с помощью антитезы. Автор сначала описывает мирный быт простых людей. Потом, этих персонажей помещает на поле боя. Читатель видит, что герои ощущают себя не в своей тарелке. Ведь боевые действия – это только кровь, насилие и смерть.

В романе описывается три крупных сражения: при Шенграбене, под Аустерлицем и при Бородине. Они существенно отличаются от мирных сцен. Дело в том, что Толстой подробно описывает тактику, построение войск и другие реальные факты. Кроме того, он критикует начальников, если не согласен с их действиями. По сути, эти сцены максимально документальны. Этим автор добавил реализма, чтобы читатель сильнее понимал боль персонажей.

Каждая боевая сцена была переломной для персонажей. Их характеры буквально менялись.

Князь Андрей Болконский восхищался героями войн и был добровольцем в армии. Постепенно он разочаровывался в своих идеалах и в окружающих его офицерах. Ведь на фронте много карьеристов, которые делают все для собственной выгоды, а не для победы.

Во время Шенграбенской битвы Болконский осознает, что сражение редко идет по плану. На поле боя не было организованности. Команды раздавались хаотично. Все действовали по-своему усмотрения.

Однако даже на поле брани есть люди. Тушин с простыми солдатами буквально выгрыз победу для русских войск.

Андрей был вдохновлен этим поступком и мечтал стать полководцем. Однако на Аустерлице все пошло не так. Войско устало от постоянных сражений. Его моральный дух был сломлен. Именно под Аустерлицем князь Андрей переосмысливает свою жизнь и свои взгляды.

В этой битве Болконский попал под снаряд. Будучи при смерти, он осознал, что мир намного ценнее войны. Что люди не должны так бессмысленно гибнуть. Они просто должны жить.

Бородинское сражение показано глазами Пьера Безухова. Он не был военным. Но увидев, как народ защищает свою землю, как он борется за мир, герой испытал настоящий душевный подъем.

Война – это действительно жестокая картина. Мир намного лучше. Толстой был пацифистом и верил в христианскую позицию «подставь вторую щеку». Однако он не мог не восхищаться подвигом русских солдат при Бородине. Ведь победу одерживают не начальники и императоры, а простые люди.

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» посвящена славной эпохе Отечественной войны 1812 года и ее предыстории.

В изображении войны Толстой использовал тот же художественный принцип, который лежал в основе «Севастопольских рассказов». Все события даются с точки зрения непосредственного участника сражения. В этой роли выступает сначала князь Андрей Болконский (Шенграбенское и Аустерлицкое сражение), а затем Пьер Безухов (Бородино). Этот прием позволяет читателю окунуться в самую гущу событий, приблизиться к пониманию хода и смысла сражения. При этом Л.Н.Толстой следует пушкинскому принципу освещения исторических событий. Автор словно пропускает через свой роман грандиозный поток жизни, в котором переплетаются масштабные события и индивидуальные судьбы. Поворотные моменты в жизни героев напрямую зависят от исхода крупных военных сражений. Например, после Аустерлица князь Андрей коренным образом изменил свои взгляды на жизнь. После Бородинской битвы Пьер стал как никогда близок народу. Образное раскрытие эпохи помогает ярче, нагляднее представить себе ее ход и значение.

Военные картины романа - это своеобразные сцены. Они относительно самостоятельны по отношению к другим эпизодам произведения. Каждое сражение открывается своей экспозицией. В ней автор говорит о причинах битвы, соотношении сил, приводит диспозиции, планы, чертежи. Часто при этом он спорит с военной теорией. Затем читатель наблюдает все поле битвы с определенной высоты, видит расстановку войск. Само сражение описывается в нескольких коротких, ярких сценах. После этого автор подводит своеобразный итог происходящему.

Именно военные эпизоды являются композиционными центрами всего романа. Все они сцеплены между собой. Кульминацией всего произведения является Бородинское сражение. Здесь сходятся все сюжетные линии.
Участники битвы, исторические события даются с точки зрения простого народа. Толстой первым показал истинных героев войны, ее настоящий облик.
Ключевыми сражениями романа-эпопеи являются Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское. Автор четко разделяет военную среду на карьеристов, которые хотят лишь чинов и наград, и скромных тружеников войны, солдат, крестьян, ополченцев. Именно они решают исход сражения, ежеминутно совершая никому неведомый подвиг.

Первую битву при Шенграбене мы наблюдаем глазами князя Андрея Болконского. Фельдмаршал Кутузов направлялся со своими войсками по дороге из Кремса в Ольминс. Наполен хотел окружить его на середине пути, в Цнайме. Чтобы сберечь жизнь солдат, Кутузов принимает мудрое решение. Он посылает в Цнайм обходным горным путем отряд Багратиона и дает приказ удерживать огромную армию французов. Багратиону удалось сделать невероятное. Утром его войска подошли к деревне Шенграбен раньше, чем армия Наполеона. Генерал Мюрат испугался и принял небольшой отряд Багратиона за все русское войско.

Центр самой битвы - батарея Тушина. Перед сражением князь Андрей чертил план сражения, обдумывал наилучшие шаги. Но на месте боевых действий понял, что все происходит совсем не так, как было задумано. Во время битвы просто невозможно организованное руководство, полный контроль над событиями. Поэтому Багратион добивается только одного - поднятия духа армии. Именно дух, настрой каждого солдата определяет всю битву.
Среди общего хаоса князь Андрей видит батарею скромного Тушина. Еще недавно в палатке маркитанта он выглядел обыкновенным, мирным человеком, стоял разувшись. А теперь, занимая самую невыгодную диспозицию, находясь под непрерывным обстрелом, он проявляет чудеса храбрости. Себе Тушин кажется большим и сильным. Но вместо награды или похвалы его отчитывают на совете после битвы за то, что он посмел выступить без приказа. Если бы не слова князя Андрея, никто бы не узнал о его подвиге.
Шенграбенская победа стала залогом победы при Бородине.

В канун Аустерлицкой битвы князь Андрей искал лавров, мечтал повести за собой армию. Военачальники не сомневались в том, что силы противника ослаблены. Но народ устал от бессмысленного кровопролития, был равнодушен к выгодам штаба и двух императоров. Они досадовали на засилье в своих рядах немцев. В итоге это вылилось в хаос и беспорядок на поле боя. Князь Андрей совершил долгожданный подвиг на виду у всех, с древком знамени повел за собой убегающих солдат, но этот героизм не принес ему счастья. Даже похвала Наполеона показалась ему ничтожной в сравнении с бескрайним и спокойным небом.

Толстому удалось удивительно точно, психологично отразить состояние раненого человека. Последнее, что видел князь Андрей перед разорвавшимся снарядом, была драка француза и русского из-за банника. Ему казалось, что снаряд пролетит мимо и не заденет его, но это было иллюзией. Герою чудилось, что в его тело вонзили что-то тяжелое и мягкое. Но главное - князь Андрей осознал ничтожность войны, разрушений в сравнении с огромным миром. На Бородинском поле он скажет Пьеру истину, которую осознал после участия в этих событиях: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».

Русские войска одержали нравственную победу в Бородинской битве. Они не могли отступать, дальше была лишь Москва. Наполеон был поражен: обычно, если битва не выигрывалась в течение восьми часов, можно было говорить о ее поражении. Французский император впервые увидел небывалое мужество русских солдат. Хотя убито было не меньше половины войска, оставшиеся воины продолжали сражаться так же твердо, как и в начале.

На французов обрушилась и «дубина народной войны».

Все сражение передается глазами Пьера, человека невоенного. Он находится в самом опасном месте - на батарее Раевского. В его душе возникает небывалый подъем. Пьер своими глазами видит, что люди идут на смерть, но преодолевают свой страх, держатся строем, до конца выполняют долг.

Князь Андрей совершает свой главный подвиг. Даже находясь в резерве, он подает пример мужества своим офицерам, не преклоняет голову. Здесь князь Андрей получает смертельное ранение.

В битве действует собирательный образ народа. Каждого участника сражения направляет и согревает та «скрытая теплота патриотизма», которая является главной чертой русского национального характера. Кутузову удалось тонко почувствовать дух, силу русской армии. Он во многом знал исход сражений, но никогда не сомневался в победе своих солдат.

В своем романе Л.Н.Толстому удалось мастерски сочетать обзоры масштабных исторических сражений и описание душевных переживаний человека на войне. В этой особенности и проявился гуманизм автора.

Во всем мире со времен Гомера и поныне нет литературного творения, которое с такой всеобъемлющей простотой обрисовало бы жизнь так, как это сделал Лев Толстой в эпопее «Война и мир».

Роман глубокий, как жизнь

В произведении нет главных героев в привычном понимании этого слова. Русский гений впустил на страницы книги поток жизни, который то громыхает войной, то затихает миром. И в этом потоке живут обыкновенные люди, которые являются его органичными частичками. Они иногда влияют на него, но чаще несутся вместе с ним, решая свои ежедневные проблемы и конфликты. И даже война в романе «Война и мир» изображена правдиво и жизненно. Нет героизации в романе, но нет и нагнетания страстей. Обыкновенные люди живут в условиях войны и мира, и проявляют себя именно так, как это созвучно их внутреннему состоянию.

Без художественного упрощения

Тема войны в романе «Война и мир» искусственно не выпячивается автором. Она занимает именно столько места в произведении, сколько занимала в реальной жизни русского народа в начале XIX века. А ведь Россия на протяжении 12 лет вела постоянные войны, и тысячи людей были в них вовлечены. Европа в смуте, суть европейской души ищет новых Многие скатываются до «двуногих тварей», которых миллионы, но которые «метят в Наполеоны».

В первый раз князь Кутузов появляется на страницах романа перед битвой под Аустерлицем. Его разговор, глубокий и многозначительный, с Андреем Болконским, нам приоткрывает разгадку тайны той роли, которую сыграл Кутузов в судьбе своего народа. Образ Кутузова в «Война и мире» странен на первый взгляд. Это полководец, но его полководческих талантов писатель как бы и не замечает. Да они-то и были в нем, если сравнивать с Наполеоном и Багратионом, не слишком выдающимися. Так чем же он превзошел военного гения? А теми чувствами, той любовью, что вырвалась из его сердца под Аустерлицем, когда русские войска побежали: «Вот что болит!»

Лев Толстой беспощадно рисует логику войны. От полного уничтожения русскую армию в 1805 году спасает безвестный Тушин, а не полководческие таланты Багратиона и Кутузова. Нет сомнений, ферзь могучая фигура, но ее сила превращается в силу лошади без всадника, когда пешки отказываются за него умирать: лягается, да кусается, и все.

Отдельная тема - баталии

Для литераторов до Льва Толстого это была благодатная тема, которая помогала раскрывать перед читателями лучшие душевные качества героев произведений. А граф не был литератором и все «испортил». Он уловил звучание человеческих душ. Его герои поступают именно в соответствии с звучанием их душ, будь на дворе война или мир. Образ Наполеона в «Войне и мире» показан с самой верной стороны, а именно - в человеческой тональности. Он ничем не значительней той же Наташи Ростовой. Они оба равновеликие для жизни. И оба идут от баталии до баталии.

Только путь Наполеона пролег через кровь, а Наташи - через любовь. Наполеон и на миг не сомневается в том, что он руководит судьбами народов. Так звучит его душа. А ведь Наполеон всего лишь избран тем невероятным стечением обстоятельств, когда всем народам Европы в мозг вселилась страшная идея - убивать друг друга. И кто мог более соответствовать этой идее, как не Наполеон - недоразвитый карлик с переразвитым умом?

Сражения большие и малые

Описания сражений в романе «Война и мир» присутствуют в полном объеме, большие и маленькие, во время войны и во время мира. Отступление русских войск от границы тоже было сражением. «Когда же остановимся?» - нетерпеливо спрашивают у Кутузова молодые полководцы. «А тогда, когда все захотят сражаться», - ответил мудрый старый русский человек. Для них война - это игра и служба, на которой получают награды и продвижения по карьерной лестнице. А для одноглазого ветерана и народа - это жизнь, которая одна-единственная.

Бородинская битва является апогеем борьбы между двумя великими народами, но всего лишь эпизодом в жизни каждого, кто остался на белом свете после нее. Всего лишь день гремело сражение. И что-то изменилось в мире после него. Европа пришла в себя. Не тот путь развития она избрала. И Наполеон перестал быть ей нужен. Дальше только увядание. И ни полководческий гений, ни политический ум от этого его спасти уже не могли, потому что целый народ на Бородинском поле сказал, что он жаждет всем сердцем оставаться самим собой.

Рыцари войны

Описывается война в романе «Война и мир» с точек зрения различных людей. Среди них есть и такие, для которых война является родной стихией. который топором владел, как волк зубами; Долохов, бретер и игрок; Николай Ростов, уравновешенный и бесконечно храбрый человек; Денисов, поэт попоек и войны; великий Кутузов; Андрей Болконский - философ и харизматическая личность. Что их роднит между собой? А то, что, кроме войны, для них другой жизни не существует. Образ Кутузова в «Войне и мире» в этом отношении просто идеально нарисован. Его даже, как Илью Муромца, для спасения Отечества с печки стянули.

Это все рыцари войны, в головах которых не мировоззрение или воображение, а звериное чутье опасности. Кутузов мало чем отличается от Тихона Щербатого. Они оба не думают, не представляют, а чувствуют по-звериному, что есть опасность и откуда она грозит. Не тяжело представить себе спившегося Тихона, который побирается возле церкви. Николай Ростов в конце романа о чем-то беседует с Безуховым, но во всех разговорах ему видятся только батальные сцены.

В романе «Война и Мир» нет лжи ни обыкновенной, ни той, которая сказана ради Лев Толстой безжалостно справедлив в изображении своих героев. Он их не осуждает никогда, но и не расхваливает. Даже Андрея Болконского, казалось бы, своего любимого героя, он не делает образцом для подражания. С ним рядом жить - это мука, потому что он тоже рыцарь войны даже в мирное время. Смерть и предсмертная любовь Наташи были ему наградой, потому что он по сути своей души Наполеон, который страшнее реального Наполеона. Его все любили, а он - никого. Душевная мощь этого рыцаря войны сказывалась даже тогда, когда к нему перед смертью снизошло умиротворение. Под его влияние попал даже добрейший человек - Пьер Безухов с безграничным сердцем, а это уже такая опасность для мира, что хуже самой кровавой войны.

Раскол в небесах

Андрей Болконский лежал на поле под Аустерлицем и видел небеса. Над ним раскрылась бесконечность. И вдруг подъезжает Наполеон со свитой. «Вот - прекрасная смерть!», - молвил тот, кто ничего не смыслил ни в смерти, ни, тем более, в жизни. А что может понимать в данном вопросе тот, который не чувствует жизни в другом человеке? Вопрос риторический. И сцены войны в романе «Война и мир» все риторические.

Люди носятся по земле, стреляют друг в друга, вырывают куски хлеба из чужих ртов, унижают и обманывают близких своих. Зачем все это, когда небеса бездонно спокойны? Небеса расколоты, потому что в душах людских тоже раскол. Каждый желает жить рядом с добрым соседом, но в то же время наносит душевные раны именно доброму человеку.

Почему война и мир в жизни рядом?

Толстовское изображение войны в романе «Война и мир» неотделимо от изображения мира, потому что в реальной жизни они единосущны. А русский гений рисует именно реальную жизнь, а не то, что ему бы хотелось видеть вокруг себя. Его философские рассуждения в произведении довольно примитивные, но в них больше правды, чем в мыслях высоколобых ученых. Ведь человек не есть формула на бумаге.

Страсти говорят чаще сильнее разума. Каратаев не потому мудр, что умен, а потому, что жизнь впитал каждой частицей своего тела: от мозга до кончиков ногтей. В романе отражена единосущность бесконечного процесса жизни, в котором - бессмертие рода людского, а значит, и каждого человека в отдельности.

И треснул мир напополам - дымит разлом

Болконский на операционном столе, а рядом с ним пилят ногу Анатолю Курагину. И первая мысль в голове Андрея: «Зачем он здесь?» С такими мыслями любая сцена в жизни человеческой в единый миг готова обратиться в батальную сцену. Война в романе «Война и мир» не только там изображается, где стреляют пушки и бегут люди в штыковую атаку. Когда кричит мать об убитом младшем сыне, разве это не батальная сцена? А что может быть более батальным, чем то, когда два человека разговаривают о жизнях и смертях миллионов людей, которых оба и в глаза не видели? Расколот свет небесный на войну и мир, расколот.

Красота жизни в романе «Война и мир»

Лев Толстой безжалостен в изображении человеческих образов, безжалостен и в изображении самой жизни человеческой. Но красота ее видится в каждом слове великого романа. Безухов вытаскивает из огня ребенка, ищут мать. Кто-то сонно отвечает на вопросы, окаменев от бед. Но сам Безухов и его бездумные поступки воспринимаются читателями, как необычайная красота человеческой души.

А подслушанные Болконским восторги Наташи Ростовой в ночной тишине! И даже несчастная Соня со своей бездетно-яловой душой тоже имеет свою тоскливую, щемящую красоту. Она воевала за свое счастье и проиграла войну неумолимой судьбе. Война в романе «Война и мир» имеет тысячи оттенков, как и красота.

Невзрачный Тушин, который ядра руками бросает в неприятеля, вырастает в мифического прекрасного великана не только в его воображении. Он становится сродни тому дубу, с которым разговаривал Андрей Болконский. Сцена совещания генералов после подана в романе через восприятие ребенка. И как красиво выглядит то, как увидел и запомнил ребенок совещание: «Дедушка проснулся, и все его послушались»!

Дотянуться до небес

После написания романа «Война и мир», по мнению многих критиков, Льву Николаевичу Толстому только дважды удалось подняться на вершину сверхправдивого литературного искусства - в «Дьяволе» и в «Исповеди», но ненадолго.