Обзор сервисов планирования путешествий. Самостоятельное путешествие: преимущества, мифы, алгоритмы планирования и покупки билетов

Доехать из Минска в город твоей мечты, при этом не разориться и не умереть в аэропорту, ожидая стыковки целые сутки - в этом тебе может помочь сотня сайтов и приложений. Хорошие новости: тебе не нужно перебирать их все, чтобы выбрать лучшие. Мы отобрали 11 сервисов для планирования маршрута - надеемся, этот список придется по вкусу и вдумчивым, и спонтанным путешественникам.

Rome2rio

Что выгоднее - самолет или поезд? Как доехать до аэропорта Схипхол из центра Амстера? Можно ли добраться до Азорских островов из Минска? Все эти вопросы легко решает сервис Rome2rio. Здесь можно составить маршрут и подобрать билеты на самолеты, поезда, автобусы и даже паромы. Система предлагает лучшие по времени и деньгам комбинации транспорта, показывает фотографии (ты точно знаешь, что тебя ждет - двухэтажный автобус с розетками и Wi-Fi или старикашка «Икарус») и прокладывает маршрут с точностью до минуты.

Если тебя достали на работе или просто хочется сбежать из города на выходные, вбей в окошко «куда» словосочетание Direct Flights - план побега из города у Rome2rio уже готов. Ты потерялся в городе, а самолет через три часа? Набирай Nearby Airports в то же окно - система поможет добраться на место до окончания регистрации.

Кayak



Один из главных мировых поисковиков билетов Кayak расскажет, как и куда улететь дешево, поможет спланировать сложный маршрут с несколькими городами и вовремя подскажет, если цены на твои даты упадут. Гибкий фильтр помогает выбрать самый интересный способ перелета, избежать аэропортов-гадюшников и пересадок по 20 часов.

Крупнейший в Европе сервис поиска билетов предлагает найти удобный перелет из города А в город Б. После того, как маршрут составлен, сервис переадресовывает тебя на сайт продавца билетов, где и проходит транзакция. Основной лайфхак при общении со Skyscanner - всегда проверять прямые рейсы на сайтах самих авиакомпаний: иногда выходит дешевле.

В приложениях Skyscanner можно строить красивые диаграммы с динамикой цен по неделям и месяцам. Есть функция оповещений - как только цены на твои даты поменяются, ты узнаешь об этом через несколько минут.

Momondo

Удобный подбор билетов дает отсортировать предложения по критериям «самый дешевый», «самый быстрый», «оптимальный», а еще отрегулировать количество пересадок, аэропорты и виды билетов. В разделе «Куда поехать» можно спланировать идеальный трип - в зависимости от твоих интересов и бюджета сервис предложит самые выгодные направления для лыжного отдыха, шопинга или ночного угара. Отдельно доставляют описания городов - например, Лондон разработчики называют «старым панком в новом парике», а Бангкок - «кисло-сладко-бесстыдным».

Hipmunk

Forbes назвал этот сервис «новым золотым стандартом для поиска авиабилетов», поскольку Hipmunk помогает организовывать не только перелеты между двумя точками, но и лихо планирует туры с несколькими пунктами назначения и пересадками. С помощью этого сервиса можно еще и отсортировать самолеты, где есть Wi-Fi - этим разработчики почему-то особенно гордятся. Результаты поиска подаются красивым графиком, а символ сайта - бурундук-пилот - так радостно машет лапками, пока идет поиск, что рука сама тянется добавить Hipmunk в закладки.

Bravofly

Этот сервис занимается, в общем-то, тем же: ищет и сравнивает предложения по авиабилетам от разных авиакомпаний. Фишка в том, что Bravofly считается одним из лучших специалистов по стыковочным рейсам, которые, как известно, чаще бывают даже выгоднее, чем прямые.

Last Minute

Если утром ты проснулся и решил, что завтра же отправляешься в отпуск, проверь сайт Last Minute. Здесь можно подобрать «горящие» билеты на самолет, а также арендовать машину и забронировать номера в отеле, которые уже отчаялись что-то кому-то продать - а потому отдадут их за 30% цены, если бронировать сегодня на сегодня. Быстрый поиск, множество фильтров - стараются, как могут, чтобы сделать твое спонтанное путешествие максимально крутым.

Drungli


Генератор приключений Drungli подбирает самые дешевые рандомные направления, которые доступны в этот момент. Если в этот раз ничего не подошло - можно подписаться на уведомления о конкретных ценах и городах, и система сообщит, как только появится что-то, достойное твоего внимания. Drungli невероятно прост и интуитивен, круто выглядит и отлично развивает силу воли, потому что смотреть на десятки копеечных предложений каждый день - занятие не для слабаков.

OneTwoTrip

После того, как маршрут составлен, самое время купить билеты. В онлайн-кассе OneTwoTrip собраны дешевые (и не очень) предложения от 800+ авиакомпаний. Здесь, как и в поисковиках, можно подбирать билеты, отсеивать ерунду (например, рейсы, которые часто задерживаются) с помощью гибкой системы фильтров и покупать прямо на сайте, выбирая место в самолете самостоятельно. Календарь цен помогает сравнивать стоимость, и если ты нашел что-то выгоднее, то отказаться от купленных билетов можно в один клик. Чаще всего с возвратом 100% денег.

Кстати, если покупать билет через приложение - тебе причитается умопомрачительный бонус в 1%.

Balkanviator

Если ты собрался тусить или поедать , пользуйся Balkanviator - именно этот сервис поможет тебе разобраться с транспортом на непредсказуемых Балканах. Выбирай автобусные маршруты или напрашивайся попутчиком - благо, на сайте есть вся информация о перевозчиках. Balkanviator отлично подходит для того, чтобы узнавать расписания и составлять карты переездов - билеты придется все равно покупать у перевозчиков. И главное, помни золотое правило Юго-Восточной Европы - местные никогда не пользуются поездами южнее Белграда, поскольку опоздать они могут на несколько часов.

Пользуешься другими сервисами, когда планируешь поездку? Не держи в себе - поделись в комментариях.

По возвращении из путешествия у туриста с собой оказывается масса впечатлений, куча буклетов, целый ворох визиток и билетов и, конечно, бесчисленное количество восхитительных памятных фотографий о поездке. А еще сувениры, колбочки с песком, ракушки, камушки с пляжа и много других приятных мелочей. Но после возвращения они вдруг утрачивают свою значимость и в лучшем случае лежат в отдельной коробочке. Но ведь все эти воспоминания можно систематизировать, сделав дневник путешественника своими руками. Это увлекательное занятие, которое вновь оживит приятные воспоминания. Его можно впоследствии показывать друзьям и родным.

Основа

Перед тем как сделать дневник путешественника своими руками, необходимо определится с основой. Можно купить готовый блокнот в твердом переплете. Желательно, чтобы страницы были скреплены пружинкой или ленточкой. Это позволит оформлять листы, не боясь деформировать переплет. Блокнот не должен быть большим. Формат А5 вполне подойдет.

Если не удалось найти подходящий блокнот, можно сделать его самостоятельно. Для этого нужно скрепить пачку лисов плотной бумаги (ватман, тонкий картон или крафт-бумага). Самый простой вариант - пробить блочки дыроколом и вставить ленту. Не забудьте об обложке, которая должна быть из более плотного материала.

Оформление обложки

Если в готовом блокноте, который послужит дневником путешественника, обложка соответствует тематике, то можно оставить все как есть. А можно оформить ее по своему усмотрению - приклеить оттиск с надписью, которая будет отражать суть путешествия.

Важны и декоративные элементы, которые дополнят обложку и придадут ей индивидуальность. Такие элементы подбираются в зависимости от общего стиля дневника.

Наброски и эскизы

Перед тем как начать оформление дневника путешественника своими руками, нужно продумать содержание каждой страницы. Необходимо подобрать фон: для этого можно раскрасить лист карандашами или красками или вклеить красивую бумагу, которая будет поддерживать общую идею. А можно оставить листы белыми и украсить их декоративными штампами, фигурными прорезями, контрастными подложками под снимками или прочертить рамочки карандашами/фломастерами. Оформление - это полет фантазии, который не нужно сдерживать.

Сперва нужно разложить подготовленные материалы в хронологическом порядке или по местам пребывания. Рассортировать фотографии и памятные детали. Можно сделать эскиз каждой странички в черновике или распределить все по листу. Только когда все встанет на свои места, можно приступать к фиксации. Для бумаги лучше использовать клей-карандаш - он не деформирует даже тонкие листы.

Оформление страниц

Каждая страница дневника путешественника, сделанного своими руками, - это отчет о каком-то конкретном этапе поездки. Если было несколько пунктов во время тура, то уместно вложить или вклеить карту с отмеченными городами и населенными пунктами. Можно на ней отметить схему передвижения и прочие детали.

Лучше всего оформлять странички в хронологическом порядке. Так путешествие будет восприниматься более целостно и детально. На первом листе можно приклеить билеты или записать дату начала и конца поездки.

В дневник путешественника своими руками можно вклеивать визитки из отелей, в которых проживали во время путешествия, обертки от съеденных местных деликатесов, билеты от посещения зоопарков, музеев, выставок. Под фотографиями и памятными вклейками можно сделать надписи, под фото с достопримечательностью - вписать краткую справку и описать свои эмоции.

Альбом дополнят фотографии с новыми знакомыми. Можно попросить каждого из них написать небольшой автограф на память и вклеить его под снимком.

Функциональное наполнение

Хорошая идея - вклеить на страницы небольшие конвертики из бумаги или пластика, куда можно вложить привезенный песок с пляжа, засушенный цветок или другие хрупкие предметы, которые будут напоминать об отпуске. В таком виде они лучше сохранятся. В дневник также можно вложить привезенные буклеты, которые раздают в музеях.

Можно купить блокнот до путешествия, составить план поездки с указанием мест, которые планируется посетить. Во время турне вносить заметки и делать записи, а по возвращении закончить оформление.

То, как оформить дневник путешественника своими руками, зависит от ваших возможностей и пожеланий. Его можно сделать в виде судового журнала или книги с комиксами. Или, может, это будет винтажный альбом. Важно, чтобы он отражал дух путешествия и приносил радость при просмотре.

Для начала, определимся с терминологией. Маршрут путешествия в данной статье, подразумевает базовый план путешествия — места, которые мы хотим посетить и логистика путешествия (т.е порядок посещения мест и способ перемещения), а также количество дней в каждом из мест.

Маршрут путешествия. Этап первый: каркас путешествия

Каркас будущего путешествия — это первые главные решения путешественника, которые определяют дальнейшие усилия по подготовке путешествия. Прежде всего это — выбор страны (или стран), выбор формата путешествия, определение количества дней в путешествии и определение бюджета. Притом, все эти решения, тесно связаны между собой.

Выбор страны и формата путешествий

Куда поехать — вопрос риторический) Определиться с направлением и форматом будущего путешествия помогут собственные вкусы и предпочтения, а также блоги, фото, видео о путешествиях и социальные сети.

Вкусы и предпочтения во многом определяют формат будущего путешествия — одним хочется провести следующий отпуск, блаженствуя на пляже, вторые бредят дикими сафари и покорением горных вершин, а третьи хотят просто одеть рюкзак на плечи и провести пару недель — месяцев, блуждая по удаленным уголкам мира.

Этап второй: разработка маршрута

Итак, вы нашли время, деньги, попутчиков и приступаете, собственно, к планированию маршрута. На выходе у вас должен получиться список мест в определенном порядке, а также расписанное количество дней по каждому из мест и карта маршрута. Самый простой способ — не изобретать велосипед и выбрать себе .

Если по вкусу не нашлось, действуйте в следующем порядке.

Направления для путешествий

Прежде всего почитайте обзоры регионов и направлений в и определитесь с теми направлениями, которые вы хотите посетить (зафиксируйте желанные направления списком в произвольном порядке). Сделайте по актуальному маршруту он-лайн папку на Pinterest и сохраняйте все полезные ссылки. Хорошая идея также сделать первый драфт карты (пользуйтесь картами Google) и тоже сохранить её в своих закладках.

Количество дней и общая логистика путешествия

Узнайте более подробно о каждом из направлений в созданном списке. Чем заниматься и как добираться — главные вопросы, ответы на которые помогут вам составить первый драфт маршрута. На данном этапе, возможно, придется отказаться от некоторых направлений.

Определите по каждому направлению количество дней. Постройте общую логистику путешествия (откуда-куда-как долго- за сколько денег). При этом, понимания того, что из пункта А в пункт Б можно добраться на автобусе за столько-то часов абсолютно достаточно для того, чтобы спланировать маршрут путешествия.

Не тратьте время и силы на детальное планирование каждого дня и пребывания в каждом месте. Вам не нужно перерывать интеренет в поиске точной информации на каком углу останавливается нужный вам автобус, в какую сторону нужно повернуть от гостиницы, чтобы добраться до нужной вам достопримечательности и где тот ресторан, в котором кому-то когда-то понравилось.

Главное, сориентироваться с длительностью пребывания на месте и узнать, что важно «не пропустить» в том или ином месте (наши вам в этом точно помогут). Остальное — вы увидите и узнаете на месте. В гостинице возьмете карту, на которой будут отмечены достопримечательности. Гуляя пешком, найдете место, где вам (а не кому-то) вкусно и приятно покушать. На месте также всегда можно купить экскурсию, найти нужные рынки-магазины-салоны-массажи и тд и тп.

Жилье и бюджет

Следующий шаг — определитесь с форматом жилья, а также бюджетом для каждого направлении из списка.

Выбирайте жилье, ориентируясь не только и не столько на свой бюджет, сколько на специфику места . Очень часто, правильно подобранное жилье делает пребывание в том или ином месте более ярким. А также, что немаловажно, позволяет прочувствовать «правильную» атмосферу. И наоборот, неправильно подобранное жилье запросто может испортить впечатление о месте. Обратите внимание, речь здесь идет не о цене, а об удачном выборе расположения гостиницы/гест-хауза и формата жилья в «своей» ценовой категории.

В по каждому из мест вы найдете обзоры «где жить», для городов — ориентация в городе и обзоры районов, для курортных направлений — обзоры пляжей, для национальных парков — обзоры близлежащих деревень и кемп-сайтов. В каждом из обзоров выделяются разные форматы жилья. Это делается для того, чтобы читатели имели возможность определиться со своим желанным форматом.

— Если вы хотите сначала все спланировать, бронировать потом — читайте обзоры, выбирайте район/пляж/место, переходите по соответствующим ссылкам, включайте фильтры цен и подбирайте жилье уже фокусно, не тратя время на «пальбу из пушки по воробьям». Варианты понравившегося жилья сразу сохраняйте в своих он-лайн закладках, чтобы когда придет время не нужно было снова тратить время на поиск.

— Если вы привыкли совмещать поиск и бронирование — сохраняйте в закладки наши обзоры «Где жить», чтобы, когда вы будете готовы к бронированию все было под рукой, а дальше уже по вышеописанной схеме. Такой подход упростит и ускорит процесс.

На этом этапе, важно получить более — менее похожий на финальный драфт бюджета. Хотя не исключено, что вам еще придется, корректировать количество дней в том либо ином месте, либо же менять логистику передвижений или сами направления (в зависимости от финансовых возможностей и приоритетов).

Этап третий: финализация маршрута

Основная работа уже проделана на втором этапе. У вас есть маршрут, осталось купить авиабилеты и после этого финализировать маршрут путешествия. После покупки авиабилетов, вам, возможно, придется финально скорректировать маршрут путешествия. Зачастую запланированное количество дней может измениться на плюс-минус 2-3 дня, в зависимости от авиабилетов).

Осталось финализировать маршрут по датам. Существует два подхода.

Финализация и бронирование по маршруту

Первый, так называемая, жесткая финализация. Расписываете даты по маршруту и делаете все необходимые бронировки, включая местный транспорт и жилье. Первым делом, бронируйте внутренние авиаперелеты и поезда, так как, возможно при бронировании в зависимости от наличия и стоимости билетов придется смещать график.

После этого, бронируете все жилье по маршруту, ориентируясь на свой ориентировочный бюджет (см. рекомендации выше). На выходе — у вас все готово к путешествию. Все ваучеры на руках. Мелкие вопросы (а-ля местные автобусы, лодки и туры можно без проблем решать на местах). Осталось ехать и получать удовольствие ни о чем не думая и не переживая.

Плавающий маршрут путешествия

Второй подход — это плавающая финализация. Этот подход работает лучше всего. Если вы едете в длительное путешествие (месяц-два), а также в путешествуете в межсезонье. У вас есть на руках тот же маршрут, расписанный по датам. , корректируете при необходимости график. Бронируете жилье по приезду/прилету по известным, неплавающим датам.

А дальше ориентируетесь на месте — где-то вам захочется остаться подольше, откуда-то уехать пораньше. Не заморачивайтесь с конкретным выбором жилья до поездки. Берите с собой наши обзоры «Где жить» по каждому из направлений. Бронируйте жилье в следующем пункте по маршруту на месте, когда вы точно знаете дату отъезда/приезда. Часто вам придется бронироваться «сегодня на завтра», поэтому такой подход не работает в высокий сезон. Жилье будет либо «лучшим из худшего» либо дорогим. В несезон же напротив можно забронировать отличное жилье с хорошими скидками.

Учтите, вам придется тратить время на поиск и бронирование жилья на месте. И поэтому, если вы едете в путешествие не больше, чем на три недели, лучше все таки делайте жесткую финализацию маршрута.

Санкт-Петербург – крупнейший культурный центр в нашей стране. Многие классные руководители из других городов стараются обязательно побывать там со своими учениками.

Но такое же увлекательное путешествие можно совершить по улицам и музеям своего собственного города. Рассказ о культурно-образовательной программе исследования Петербурга послужит моделью для изучения любого места. Если вы научите ребят быть активными и заинтересованными зрителями, тогда даже небольшой краеведческий музей может оказаться источником неожиданных открытий.

Татьяна Алексеева

Город в подарок

Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу

В ходе культурно-образовательных программ, подготовленных Центром «Среда», школьники из разных городов России знакомятся с историей Петербурга, отыскивая ответы на множество вопросов: «О чем может рассказать город?», «Способен ли город влиять на образ жизни своих обитателей?», «Зачем городу храм?», «Что такое национальное достояние и откуда оно берется?», «Что такое музей и зачем в него ходить?», «Как изменяются представления о событиях и людях во времени?» и др. Знакомство с Петербургом проходит поэтапно: от XVIII – к культуре и истории XIX и XX столетий.

Образовательное путешествие
как педагогический метод

Сам термин «образовательное путешествие» помогает определить сущность метода. Путешествие – это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное «Я». Оно позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает ученикам возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям.

Путешествие становится образовательным в том случае, когда из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений оно превращается в процесс познания мира. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве.

Метод образовательного путешествия может рассматриваться как уникальная стратегия освоения мира культуры . Образовательное путешествие – это всегда путешествие в культуру, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества.

Все объекты окружающего мира могут рассматриваться как своеобразные «тексты» культуры. Расшифровка этих «текстов» позволяет установить взаимосвязь между объектами материального мира и воплощенными в них идеями, соотносясь с которыми человек способен в будущем выбирать стратегии своего поведения, планы и сценарии собственного развития.

Главный результат образовательного путешествия – личностное освоение тех культурных ценностей, которые не постигаются в процессе традиционного обучения, направленного на передачу вербальной информации.

Определяющим критерием является не столько тема путешествия, сколько его идея , тот культурный «текст», который освоит ученик в результате путешествия: то, с какими понятиями и явлениями культуры он познакомится, какие новые представления приобретет, какие взаимосвязи между различными объектами культурной среды выявит. В программах Центра культурно-образовательных инициатив «Среда» эта идея обычно формулируется в виде «вопроса дня» или проблемы. Ее и предлагается решить старшеклассникам в ходе путешествия.

Образовательное путешествие – это метод, направленный на развитие личности. Поэтому для образовательного путешествия сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий. Процесс познания, в ходе которого обретается и усваивается исследовательский опыт, навыки освоения мира и его личностного «переживания», строится особым образом:

Предполагает непосредственное взаимодействие человека с окружающим миром, который становится основным средством получения информации;

Идет не от теории к иллюстрации, а от личных ощущений и наблюдений к формированию новых представлений;

Основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия;

Рассчитан на работу в малых группах, что позволяет каждому участнику высказывать собственные версии и корректировать их на основе коллегиального обсуждения;

Предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;

Исключает посредническую деятельность педагога (экскурсовода) в процессе «диалога» личности с объектом исследования и изучения (взрослый, если он сопровождает группу, выступает не в качестве объясняющего и показывающего руководителя, а в роли организатора исследовательской деятельности учеников).

Метод образовательного путешествия позволяет создать систему, ориентированную на целостное освоение культуры , не разъятой на отдельные области познания. Санкт-Петербург для школьников выступает как своеобразная микромодель культуры.

Основные этапы путешествия

Образовательное путешествие по Петербургу, предлагаемое Центром культурно-образовательных инициатив «Среда», состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

Каждый день программы начинается с краткого вводного занятия. Затем, разделившись на небольшие команды (по 7–8 человек), под руководством кураторов-групповодов школьники отправляются на маршруты – пешеходные прогулки, во время которых они исследуют город. Маршрутный лист и карта города помогают им не сбиться с пути. Сопровождающие группу взрослые выступают не в качестве экскурсоводов, а как помощники, направляющие и организующие деятельность группы.

Продолжением маршрута обычно становится посещение музеев. Подведение итогов дня носит название «защиты» и может проходить в самых разных формах: ролевая игра, дискуссия, аукцион, творческая мастерская, блиц-турнир и т.д. В некоторых игровых днях «защита» проводится в музее (Эрмитаже, Русском музее, музее Достоевского). Суть «защиты» – обсуждение всего, что удалось найти и узнать в течение дня: что поразило, что стало открытием.

Младшие школьники узнают город по программе «Сказки Петербурга», ученики 5–7-х классов – по программе «Что во граде», а ученики 8–11-х классов – по программе «Город в подарок».

Подготовка к путешествию

Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – идеи, выбора объектов для исследования и составления маршрута. Каждое путешествие имеет название – тему, а идея путешествия формулируется в виде «вопроса дня».

Следующий этап – это определение алгоритма деятельности учеников в процессе освоения различных объектов городской или музейной среды. Дети получают специальные рабочие тетради. В них включены не только маршрутные листы путешествий по Санкт-Петербургу, но и стратегия исследовательской деятельности: вопросы для обсуждения, темы для размышления.

Важной частью предварительного этапа является деятельность педагога по подготовке школьников – его участников. Выбирая маршруты, педагог должен учитывать уровень подготовки своих учеников, их интеллектуальные возможности. Коллегиальное обсуждение, практикуемое во время работы в городском пространстве, способствует «реанимации» школьных знаний, введению их в оборот и практическому применению. Но, возможно, этих знаний окажется недостаточно, или работа на маршруте потребует специфических сведений, которыми дети не обладают.

Такие сведения они могут получить на экскурсии, предшествующей самостоятельной работе, или же этот материал станет содержанием очередного школьного урока. Но, в любом случае, перед тем как ученики выйдут на маршрут, педагогу необходимо обсудить с ними цель путешествия, очертить круг проблем, которые им предстоит решать в процессе самостоятельной работы, и наметить пути их решения.

Педагогу необходимо также учитывать, что, помимо знаний, путешествие требует от его участников наличия определенных навыков исследования, рассматривания, ориентирования, общения. Поэтому для начинающих путешественников Центр культурно-образовательных инициатив «Среда» предлагает тренинг, включающий в себя задания по развитию визуальной грамотности, коммуникативных навыков, навыков ориентирования на местности с помощью карты.

Целостность представлений достигается за счет изучения и исследования городского пространства по нескольким содержательным (тематическим) линиям.

– Тема «Каменные лики» дает представление о географических особенностях города, его пространственной структуре, знакомит с языком архитектуры, учит анализировать особенности предметно-пространственной среды, а также ориентироваться с использованием карты местности и системы городских ориентиров.

– Тема «Город как исторический памятник» помогает исследовать город как непосредственное место исторических событий, сохраняющее в той или иной форме память о них, учит читать городскую среду как исторический документ, помогающий сформировать собственное отношение к истории города и страны.

– Тема «Город как центр мировой культуры» рассматривает город как форму «диалога культур», предполагает научить «путешествиям» в культуру различных времен и народов, не выходя за пределы городской черты.

– Тема «Центры городской жизни» знакомит с видами социокультурной практики, выработанными человечеством, рассказывает о законах существования институтов культуры, дает представление о способах приобщения к их деятельности.

– Тема «Горожане» знакомит с законами социальной жизни города, его инфраструктурой, дает возможность показать разнообразие и богатство форм жизни горожанина в исторической ретроспективе и способы его существования в современном городе.

– Тема «Город как художественный образ» раскрывает секреты сложного художественно-образного языка, в котором преломляется своеобразие города, соединяется реальность и вымысел, учит рассматривать город не только как живописное приложение к художественному тексту, но и как возможность расширения и обогащения этого текста, помогает соотнести художественный образ города с ним самим.

– Тема «Город как центр научно-технического прогресса» выявляет технологические аспекты развития городской жизни, показывает взаимосвязь любых культурных явлений с уровнем научно-технических достижений общества, учит рассматривать объекты городской среды как технические сооружения, отражающие их функциональное назначение; использовать техническую информацию как один из возможных каналов «диалога» с городом.

Каждая из семи содержательных линий реализуется посредством образовательных маршрутов по городу, раскрывающих различные ее аспекты. Маршруты составляют цикл путешествий.

Работа на маршруте

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа учеников на маршруте. Маршрут проходит в пространстве города или по экспозициям петербургских музеев, а зачастую предполагает совмещение того и другого. Как правило, объекты городского маршрута подбираются таким образом, чтобы расстояние между ними было невелико, это дает возможность совершить путешествие пешком. Для реализации целей образовательного путешествия этот факт немаловажен. Путешествие предполагает тщательное и вдумчивое постижение пространства, в ходе которого устанавливаются коммуникация человека с миром, открываются новые каналы получения информации, в ряду которых – телесные ощущения и переживания играют немаловажную роль.

Образовательное путешествие наиболее эффективно проходит в малых группах, по 6–9 человек, в связи с чем в Центре культурно-образовательных инициатив «Среда» по многим темам подготовлено сразу несколько маршрутов. Они могут проходить в различных районах города, в разных музеях, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении. Совокупность исследований, совершенных учениками на разных маршрутах, помогает изучить проблему многогранно, посмотреть на нее с разных точек зрения, а в дальнейшем обсудить ее различные аспекты.

В маршрутных листах четко определена последовательность действий учеников при работе в городском и/или музейном пространстве. Выявлены объекты, которые предстоит исследовать, иногда задана последовательность в их изучении. В некоторых случаях составление маршрута доверяется самим участникам путешествия.

Главное же – маршрутный лист содержит вопросы, которые позволяют сконцентрировать внимание учеников на объектах городской и музейной среды, побудить их тщательно рассматривать и исследовать, анализировать полученную информацию. Вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают ответов по типу «правильно – неправильно», «да – нет». Они стимулируют детей высказывать версии и предположения, аргументировать их, вновь и вновь обращаясь к объекту исследования.

К тому же вопросы построены таким образом, что ответы на большинство из них можно дать, только находясь непосредственно возле объекта, изучив его, обобщив информацию и сделав логические выводы. Однако ученики могут обратиться и к иным источникам информации, которые они вправе выбрать самостоятельно, – общение с горожанами, обращение за консультацией к специалистам, исследования в библиотеках, архивах или в Интернет-пространстве.

Необходимо отметить, что в маршрутный лист, могут быть включены дополнительные дидактические материалы: карты, схемы, иллюстрации и пр., которые служат вспомогательными источниками информации. Кроме этого, важно снабдить учеников картой Санкт-Петербурга, по которой они самостоятельно смогут ориентироваться в городе.

На первых порах, пока у учеников не выработались навыки исследовательской деятельности, предпочтительно, чтобы каждую группу сопровождал педагог. Во время работы на маршруте он направляет внимание ребят, помогает найти пути получения информации, организует их исследования, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа.

Не менее важно научить детей работать в группе: выслушивать суждение каждого участника путешествия; помнить, что каждый имеет право на собственное «видение» и собственное мнение; уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы; корректировать собственные представления в процессе обсуждения; вести конструктивный диалог.

Возможно, что, изучая предлагаемые объекты, путешественники столкнутся с «неразрешимыми» вопросами. Задача педагога заключается не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы указать возможные пути получения недостающей информации. Результатом этого могут стать последующие самостоятельные исследования учеников в библиотеках, архивах, музеях, обращение к компьютерным программам, встречи с уникальными людьми и новые образовательные путешествия.

Подведение итогов творчества

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будет проведено итоговое занятие. Это занятие получило название «защита», так как на нем ученикам предоставляется возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия.

Защита менее всего напоминает отчет о работе или последовательное изложение того, что удалось увидеть или узнать в процессе прохождения маршрута. Она строится как проблемное обсуждение. Ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, которые обозначены в маршрутном листе под рубрикой «Поразмышляйте...» и аргументировать собственную точку зрения результатами своих исследований. Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге – вырабатывается общая позиция, которая либо обсуждается с педагогом, либо выносится на общую защиту. Возможность представления различных маршрутов на общей защите позволяет выявить многогранность рассматриваемого явления или события, познакомиться с различными точками зрения, выстроить логически завершенную картину, наиболее полно отражающую заявленную тему путешествия.

Форма проведения подобного занятия может быть различна и зависит от фантазии и возможностей педагога: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, создание выставок или коллекций и т.п. В любом случае – это не урок, а обучающая игра, имеющая свои правила и определенную систему оценивания. Ее основу составляют следующие положения:

Защита строится таким образом, чтобы высказалось как можно больше участников путешествия; чем больше выступающих в подгруппе, тем выше оценивается ее работа;

За педагогом закрепляется право задавать уточняющие вопросы, а также вопросы, позволяющие поддерживать и разворачивать дискуссию;

Обсуждение носит свободный характер и требует как от педагога, так и от учеников мобильности мышления и способности к импровизации;

Задача педагога – поддерживать динамику дискуссии и направлять ее в контексте решения задач, обозначенных в данном конкретном путешествии;

За участниками защиты признается право на ошибку, неверные высказывания не влекут за собой отрицательной оценки;

Поощряются размышления, построение версий и гипотез; доминантой обсуждения являются не знания учеников, а выдвигаемые предположения и их аргументация;

Приветствуется коллективная работа учеников, подсказки и дополнение ответов товарищей рассматриваются на защите как положительный фактор;

Высоко оцениваются не только ответы учеников на вопросы, но и их собственные вопросы, которые возникают в процессе обсуждения.

Защита подводит черту под конкретным путешествием, но не является его окончательным итогом. Дальнейшее исследование тем и вопросов, заинтересовавших учеников, может иметь продолжение в их школьной жизни уже после возвращения.

Сроки путешествия

Все три этапа образовательного путешествия: подготовка, работа на маршруте и защита – составляют единое целое и реализуются последовательно. Наибольший эффект достигается в том случае, если все компоненты одного общего путешествия будут осуществлены друг за другом в течение небольшого промежутка времени – одного-двух дней, максимум недели. Это позволяет погрузиться в материал, не растерять остроту переживаний и впечатлений, сконцентрироваться на поставленных проблемах. Для старшеклассников – гостей города образовательное путешествие становится одним из пунктов экскурсионной программы. Все его этапы могут быть реализованы в течение одного дня пребывания в Санкт-Петербурге.

Образовательное путешествие является альтернативой обычной экскурсионной поездке, преследующей, как правило, просветительские цели. Оно может больше – не только познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, но и стать своеобразной школой становления человека в культуре.

Найти дополнительную информацию о программах Санкт-Петербургского Центра культурно-образовательных инициатив «Среда», а также задать вопросы его сотрудникам и завязать контакты классный руководитель может на сайте:

Путешествия - это время для развития и новых впечатлений, а также возможность больше исследовать мир. Если вы отправляетесь в поездку, вам захочется на долгие годы оставить в памяти все, что вы делали. Дневник путешественника поможет не только сохранить воспоминания о полученном опыте, но и в целом сделает поездку увлекательнее.

Шаги

Приобретите вспомогательные материалы

    Купите легкий, но прочный дневник в твердом переплете. Переплет должен быть крепким. И, как правило, в дневнике удобнее писать и рисовать эскизы, если его можно свободно раскрыть и положить на стол. Кроме того, дневник должен быть достаточно большим, чтобы вмещать стандартные открытки (105 х 148 мм).

    • В то же время он должен быть довольно компактным, чтобы его можно было спокойно носить с собой в сумке, куда бы вы ни пошли.
    • Лучше не пожалеть денег и приобрести дневник с антикоррозионной бумагой, так как это гарантирует, что ваши записи и эскизы сохранятся на долгие годы.
  1. Купите цветные ручки, карандаши, акварельные краски и маркеры. Вам понадобятся ручки, которыми удобно писать, а также принадлежности для зарисовок увиденных мест и украшения других материалов, которые вы добавите в дневник.

    • Хороший вариант - гелевые ручки, потому что ими легко писать на большинстве материалов. Кроме того, их производят самых разных цветов.
    • Если вы будете рисовать акварельными красками прямо в дневнике, скорее всего, он будет выглядеть неряшливо. Поэтому, возможно, будет лучше раскрашивать открытки или другие листы бумаги, а потом добавлять их в дневник.
  2. Купите клей-карандаш и/или скотч. Когда придет время вклеивать фотографии, открытки и другие материалы в дневник, вам понадобится какой-нибудь липкий материал. Клей-карандаш хорошо подойдет, потому что он не развозит грязь и не занимает много места в чемодане или рюкзаке. Однако, вы также можете использовать декоративный скотч, чтобы фиксировать моменты путешествий на страницах дневника.

    • Декоративный скотч хорошо подходит для дневника путешественника потому, что он выпускается в большом количестве цветов и оттенков. Вы можете найти его в местном магазине товаров для творчества и рукоделия.
  3. Возьмите с собой ножницы и линейку. Возможно, вам потребуется подрезать некоторые материалы, которые вы поместите в дневник, поэтому было бы неплохо иметь при себе ножницы. Линейка поможет отрезать прямой край или писать по прямым линиям, если страницы не расчерчены.

    • Подумайте о том, чтобы взять с собой две пары ножниц: одни обычные, а другие - фигурные. Края фигурных ножниц - декоративные, например, зубчатые или зигзагообразные. Благодаря этому ваш дневник будет выглядеть более оригинально.
    • Если вы летите на самолете, не кладите ножницы в ручную кладь. Иначе вам придется оставить их у работников службы безопасности.
  4. Найдите прозрачную папку-конверт. Во время путешествия вы будете собирать различные материалы, чтобы добавить их в дневник, но, возможно, вам не захочется тратить время на их оформление прямо на месте. Чтобы все лежало по порядку и ничего не потерялось, возьмите с собой прозрачную папку-конверт и храните все памятки в одном месте.

    • Папка особенно важна, если вы не хотите оформлять дневник во время самого путешествия. Можно просто делать записи по ходу движения, а остальное добавить по возвращении домой, так как в папке все материалы сохранятся упорядоченными.
  5. Распечатайте карту места назначения. В интернете можно найти множество интересных старомодных карт. Выберите ту, что вам больше всего понравится, и приклейте на обложку дневника. Возможно, вам потребуется уменьшить карту, чтобы она подошла по размеру, особенно если вы путешествуете по нескольким странам.

    Опишите людей. Скорее всего, во время поездки вы встретите множество интересных людей, поэтому обязательно включите их в свои записи. Неважно, будет ли это попутчик из вашей туристической группы, с которым вы провели целый день, или водитель такси, который подвез вас на небольшое расстояние. Подумайте о том, как они выглядели, говорили и, что наиболее важно, какие чувства они вызывали у вас, а потом добавьте это в свои заметки.

  6. Собирайте напоминания о поездке. С момента, когда начнется ваше путешествие, начните собирать материалы, которые помогут вести хронику поездки. Посадочные талоны на самолет, открытки, билеты в местные достопримечательности, визитки ресторанов и отелей, бумажные меню и салфетки с логотипами ресторанов, вырезки из местных газет, этикетки от местных продуктов и напитков, а также чеки покупок - все это может вдохнуть жизнь в воспоминания в дневнике.

    • Вам необязательно приклеивать или прикреплять все это в дневник во время путешествия. Просто отложите собранные материалы в папку, чтобы вы могли добавить их, когда вернетесь домой. Главное, не забудьте оставлять пространство между записями, чтобы заполнить его соответствующими материалами.
  7. Делайте фотографии. Ни одна поездка не может быть полноценной без фотографий, которые помогут вспомнить, что вы видели и делали, и дневник станет визуальным напоминанием вашего путешествия. Цифровые камеры упрощают работу с высококачественными фотографиями, потому что всегда можно удалить то, что не понравилось. Комбинируйте фотографии пейзажей и непринужденные портретные снимки, чтобы разнообразить дневник.

    • Вероятно, вы не будете останавливаться, чтобы распечатать фотографии во время путешествия, поэтому не забудьте оставить место в дневнике, чтобы вклеить снимки по возвращении домой.
  8. Добавьте несколько рисунков. И хотя фотографии идеально подходят для того, чтобы передать, что вы видели или сделали во время поездки, зарисовки некоторых достопримечательностей помогут вам сосредоточиться на деталях, которые вы могли упустить. Используйте цветные карандаши, ручки или акварельные краски, чтобы разнообразить записи личным творчеством.

    • Необязательно быть выдающимся художником. Набросайте простую карту окрестностей, где вы останавливались, или симпатичный букет цветов, который увидели. Достаточно того, чтобы рисунок помог вам вспомнить делали поездки позже.
  • Соберите все свои принадлежности, такие как ручки, карандаши, маркеры, скотч и ножницы в сумку или пенал, чтобы сохранять организованность даже в поездке.
  • Если вы хотите сделать дневник еще более интересным визуально, сходите в магазин товаров для творчества и рукоделия, чтобы найти стикеры/наклейки и другие принадлежности для скрапбукинга, которые подойдут к теме поездки.
  • Чтобы завести привычку вести дневник, подумайте о том, чтобы сделать несколько заметок еще до путешествия. Опишите процесс планирования или старых друзей, с которыми собираетесь встретиться. Вы даже можете составить список того, что ожидаете от поездки, а когда вернетесь домой, пересмотреть его и понять, насколько отпуск оправдал ваши ожидания.

Предупреждения

  • И хотя ведение дневника поможет вам еще больше ценить даже мельчайшие детали поездки, это не должно мешать вам получать удовольствие от путешествия в данный момент. Например, прежде чем фотографировать еду и записывать свой заказ, найдите время, чтобы по-настоящему насладиться ее потрясающим вкусом.
  • Избегайте простого перечисления вещей, которые вы видели и делали, так как это может быть скучно. Лучше сосредоточьтесь на том, какие чувства вызвала у вас эта поездка.