Марафонская битва краткое. Победа греков над персами в марафонской битве

По совету бывшего афинского тирана Гиппия , персидское войско, через несколько дней после разрушения города Эретрии на острове Эвбея переправилось через пролив Эврип и расположилось станом на Марафонской равнине, удобной для действия многочисленной конницы. Без сомнения, были у Гиппия в Афинах тайные приверженцы, с которыми он условился относительно высадки на южном берегу Аттики. Артаферн раскинул свой шатер близ мыса Киносуры на прибрежном холме, с которого раскрывалась вся равнина.

Когда бежавшие поселяне принесли в Афины известия, что Эретрия пала, что персидское войско переправилось в Аттику , стало у Марафона и опустошает всю землю до Декелеи и до Парнеса, афиняне мужественно решили биться до последних сил за свободу и независимость. Во время выборов граждане уже предвидели опасность; потому архонтами и стратегами в этом году были выбраны люди мужественные и умные. Полемархом был опытный войн, Каллимах афиднейский; в числе стратегов находились Мильтиад , Аристид , Фемистокл и другие люди испытанных талантов. На военном совете было решено просить помощи спартанцев. Скороход Фидиппид поспешил с этою просьбою в Спарту . Расстояние было несколько больше 200 верст; он пробежал его в два дня. Ему было поручено сказать царям и эфорам, что афиняне просят их не допустить того, чтобы древнейший из городов Эллады подпал под рабство варварам, что Эретрия уже погибла, и в Греции стало одним знаменитым городом меньше. Лакедемонцы не отвергли просьбы, но сказали, что в месяце Карнее – а тогда был месяц Карней (он соответствовал афинскому месяцу Метагитниону, который приходился в августе и сентябре нашего календаря) – они, по древнему обычаю, не могут выступать в поход раньше полнолуния. А до полнолуния оставалось еще десять дней. Можно было полагать, что если Гиппий, без сомнения, имевший в Афинах много приверженцев, явится с огромным войском у их стен, то повторится тоже, что случилось в Эретрии. Опасность придала бы тогда вес словам робких, что добровольная покорность лучше отчаянной борьбы, исход которой сомнителен. Потому все проницательные патриоты в Афинах находили, что вернейшее средство спасения – быстрое нападение на персов.

Персидские лучники (возможно, из корпуса бессмертных ). Фриз дворца царя Дария в Сузах

В особенности сильно настаивал на этом Мильтиад , знавший, что в случае торжества Гиппия и персов погибель его неизбежна. Во время похода Дария на скифов он советовал сломать мост на Дунае и отдать бегущих персов на жертву скифскому мщению, и поэтому не мог ожидать пощады себе от Дария; а Гиппий едва ли мог забыть старую смертельную вражду между Филаидами и Писистратидами. Когда Мильтиад, за два года перед нашествием персов на Аттику, приплыл со своими богатствами в пирейскую гавань , в Афинах нашлось много завистников и врагов ему. Был возбужден судебным порядком вопрос, можно ли, не подвергая опасности свободу народа, дозволить жить в Афинах человеку, который самовластвовал, как царь, в Херсонесе; многие влиятельные люди желали, чтоб он был изгнан. Но уважение народа к его патриотизму и заслугам, перед афинским государством разрушили интриги его врагов, и афинский народ был так рассудителен, что понимал, до какой степени необходимо ему теперь, в трудные дни, воспользоваться опытностью Мильтиада, который один из всех афинян хорошо знал характер войска и тактику персов. Он, сражавшийся в рядах персов, один был способен победить их.

Стратеги и полемарх собрались на военный совет; судьба афинского государства зависела от того, какое решение будет принято на нем. Мильтиад предложил немедленно вести все войско на врага; Аристид и еще три стратега согласились с ним; пять других стратегов полагали, что должно держаться выжидательного образа действий. На чьей стороне будет большинство голосов, должно было определиться тем, как вотирует полемарх. Мильтиад отвел его в сторону и сказал: «От тебя, Каллимах, теперь зависит повергнуть Афины в рабство или сохранить их свободными и создать себе на вечные времена славу выше той, какую оставили по себе Гармодий и Аристогитон . С той поры, как существуют Афины, не находились они в такой опасности, как теперь. Если ты присоединишься к моему мнению, наш родной город останется свободным и будет первым в Элладе; а если ты подашь голос за тех, которые не хотят битвы, то ты знаешь, какую судьбу испытаем мы, отданные под власть Гиппию». Каллимах подал голос за мнение Мильтиада, и было решено идти на битву к Марафону. Народное собрание радостно утвердило это мужественное решение.

Греко-персидские войны. Карта

В начале сентября афинское войско, состоявшее из 10,000 граждан, перешло высоты Пентелака и Парнеса и расположилось станом у подошвы хребта, перед которым раскинулись по Марафонской равнине в необозримом множестве легковооруженные стрелки и конница персов. Гоплиты делились на десять отрядов, по 100 человек; каждым отрядом начальствовал один из стратегов; власть главнокомандующего переходила по очереди от одного к другому, на один день. Но большинство стратегов было так убеждено в гениальности Мильтиада, что предоставило ему, по совету Аристида, команду и в свои дни. Однако ж он подождал битвою до того дня, в который начальство над войском принадлежало ему по очереди. Афинские гоплиты со своими большими щитами и длинными, тяжелыми копьями уже стали в строй на битву, когда подошло к ним неожиданное подкрепление, – тысяча платейских граждан.

Греческая фаланга времён битвы при Марафоне

Афиняне были радостно удивлены тем, что маленькое платейское государство так благородно выказало в тяжелое для них время свою признательность к ним за их помощь ему. Большие государства уклонились от участия в общем национальном деле, а Платея послала всех своих воинов в бой на жизнь и смерть. Этим она приобрела себе навсегда дружбу и благодарность афинян. Со времени Марафонской битвы, на празднике государственного единства Аттики, на празднике Панафиней, в молитву об афинском народе были включены и платеяне. Начальником платейского войска был храбрый вождь Аимнест. Эти мужественные гоплиты стали у Марафона на левом фланге афинского боевого строя.

Ход битвы при Марафоне

В 17-ый день месяца метагитниона (12 сентября 490 г.) твердые ряды тяжеловооруженной греческой пехоты ринулись бегом с высоты на Марафонскую равнину. Персы смотрели на это с изумлением: такое маленькое войско, всего 11,000 человек, – войско, не имеющее ни стрелков, ни конницы, само ищет битвы с войском, в котором 110,000 воинов; – персы думали, что эти люди сошли с ума. Греческая тактика была вообще осторожная; но Мильтиад нашел, что у Марафона должно действовать иначе, и двинул войско в быструю атаку, чтоб оно как можно меньше оставалось под дождем стрел, и чтобы неприятельская конница не имела времени развернуться. Быть может, он считал надобным скорее кончить Марафонскую битву и потому, что разгадал план персов: большая часть их флота с частью войск пошли на юг, чтоб овладеть фалерскою гаванью, откуда персы хотели идти на Афины.

Итак, греческие гоплиты перебежали расстояние, отделявшее их от неприятеля – около двух верст – и с громким боевым криком, направив горизонтально копья, ринулись в битву на персов, мидян и саков, построенных четырехугольником. Враги выдержали натиск, бились крепко, стали теснить слабейшую часть греческого войска, центр; как ни храбро сражались Аристид и Фемистокл, стоявшие тут с гоплитами своих фил, неприятель разорвал их ряды и перебил много оруженосцев, стоявших позади боевой линии. Но на обоих крыльях греки победили; не преследуя бегущих врагов, они с обеих сторон пошли к центру, ряды его снова сомкнулись, греки сделали общее наступление на персов и саков, бывших вначале победоносными; они разбили их, и скоро бегство персов стало всеобщим. Много врагов утонуло в болотах на севере; большая часть бежала к берегу, где стояли корабли, стали отвязывать их, чтобы уплыть. Марафонские победители настигли бегущих, задерживали, зажигали корабли; массы варваров падали под мечами греков. Но были в Марафонской битве убиты и довольно многие греки, в том числе храбрый полемарх Каллимах и Стесилай, один из стратегов; Кинегир, брат Эсхила , сражавшегося рядом с ним, схватился за неприятельскую лодку, чтобы удержать ее; ему отрубили руку топором.

Марафонская битва. Схема боя

Весь персидский стан со всем обозом после битвы при Марафоне достался победителям. Но число кораблей, взятых ими, было только 7. Остальные успели отойти от берега, и персы с пленными эретрийцами пустились от Марафона к югу. Стража, поставленная на горах, с изумлением увидала, что персы плывут мимо мыса Суния на запад, с очевидным намерением неожиданно напасть на Афины, остававшиеся без войска. Говорили, что этот план был внушен персам сторонниками Гиппия, что сигналом призыва персов был поднять на горе блестящий щит. Мильтиад быстро принял решение: поручив Аристиду с гоплитами его филы (Антиохиды) охранять добычу и заботиться о раненых, он с остальным войском пошел от Марафона прямым путем в Афины отразить новое нападение побежденного врага. И действительно, флот варваров появился близ Фалера; но Мильтиад предупредил его. Датис и Артаферн, увидев выстроенное в Киносаргах на Илиссе афинское войско, покинули мысль о высадке. Персидский флот с добычею и пленниками, взятыми на Наксосе и в Эретрии, пошел обратно в Азию.

Последствия Марафонской битвы

Бывший афинский тиран Гиппий, вероятно находился на флоте. Но неудача экспедиции, вероятно, подорвала силы старика. С ним приключилась какая-то болезнь, от которой он потерял зрение и умер на пути в Азию, на острове Лемносе. По другим известиям он был убит в Марафонской битве. – С пленными эретрийцами персидский царь Дарий поступил милостиво. Он дал им город Ардерикку, стоявший на Тигре, в 5 милях от Суз, на большой дороге; во время Геродота они еще сохраняли свой язык и греческие нравы. Эвфорб и Филагр, предавшие персам Эретрию, были награждены землями.

Рассказ Геродота о Марафонской битве издавна возбуждал сомнение. В особенности странно то, что персидская конница как будто не участвовала по этому рассказу в сражении. Опираясь на выражение, находящееся у Свидаса, «конница ушла», некоторые ученые делали такое предположение: по согласию с приверженцами персов в Афинах, конница и большая часть пехоты были уже посажены на корабли, когда греки напали на персов, у которых было намерение употребить главную часть своих сил на атаку Афин с юга.

На другой день после битвы при Марафоне вечером пришли 2000 спартанцев на помощь афинянам. Они прошли свой далекий путь в три дня. Узнав, что персы побеждены, они пожелали видеть поле Марафонской битвы, на котором еще лежали 6400 тел убитых врагов. Спартанцы высказали похвалу храбрости афинян и пошли домой. Афиняне похоронили своих убитых – по Геродоту, число их было 192 – на поле битвы при Марафоне и написали имена их на 10 колоннах, украшавших надгробный памятник. Платеяне и убитые рабы также были похоронены с почестями; а тела персов были все без разбора брошены в могильные ямы. Подле надгробных курганов, которые еще и теперь остаются видны на марафонской равнине, афиняне поставили два памятника из белого мрамора: один в честь защитников Греции, «рукою которых низвергнута во прах сила золотоукрашенных мидян», а другой в честь Мильтиада.

Битва при Марафоне. Видео

Марафонская битва навсегда осталась гордостью афинян. Афинские граждане выдержали тут кровавое испытание и доказали, что они достойны свободы. Надпись на гробнице Эсхила говорила о нем только то, что он сражался при Марафоне и показал свою храбрость мидянам; это было величайшею славою его. Патриотические ораторы позднейших веков говорили о марафонской битве, когда хотели возбудить отвагу в афинском народе. Афинянин чувствовал гордое удовольствие, когда его называли «потомком бившихся при Марафоне». В воспоминание об этой великой победе ежегодно совершались жертвоприношения Артемиде агротерской, которую Мильтиад перед битвой просил о помощи; жители Марафона, в годовщину битвы, совершали молитвы и возлияния на могильных холмах. Афиняне назначили награду тому, кто напишет лучшую элегию в честь павших при Марафоне; награду получил Симонид Кеосский . Пиндар также прославлял Афины, «опору Греции, достославный город».

Легенды о Марафонской битве

Афиняне приписывали богам большое участие в своей славной марафонской победе и чтили их за то. Когда скороход Фидиппид бежал в Спарту, он услышал на горе Парфении, близ Тегеи, голос бога Пана , сказавший, чтобы афиняне вспоминала его, потому что он доброжелателен к ним, оказал им уж много добра и будет оказывать вперед. После битвы афиняне говорили, что этот бог навел на врагов ужас (тот общий испуг, который но его имени называется паническим). Гора и грот Пана находились близ места битвы при Марафоне; там была и группа скал, казавшихся похожими на коз и потому называвшихся козами Пана. В благодарность за то, что он устрашил персов, афиняне посвятили ему грот, находившийся в скале под акрополем, постановили ежегодно совершать жертвоприношения ему и устраивать в честь его бег с факелами; Мильтиад поставил в гроте его статую, на которой была вырезана надпись, составленная Симонидом: «Меня, козлоногого Пана, врага мидян, друга афинян, поставил Мильтиад». – Перед битвой Мильтиад обещал принести в жертву Артемиде агротерской столько коз, сколько будет убито врагов. По решению народа было установлено, что в исполнение этого обета, в 6-ой день воэдромиона, месяца, следовавшего за битвой, на празднике этой богине будет принесено в жертву 500 коз и что такое жертвоприношение будет повторяться в этот день каждый год (этот обряд послужил источником ошибочного мнения, что битва при Марафоне происходила в день праздника Артемиды). Десятая часть добычи была отдана Афине , Аполлону и Артемиде. Доля Афины была употреблена впоследствии времени на статую ей, которую сделал Фидий ; эта бронзовая статуя «Афины-Защитницы», имевшая в вышину 60 футов, была поставлена в акрополе; из добычи, приходившейся на долю Аполлона, было сделано несколько медных статуй и построено здание для них при Дельфийском храме , в который были пожертвованы они; на остальную треть был в Афинах построен храм «славной» Артемиде.

В то время, когда историк Павзаний посетил марафонскую равнину, было еще ложно прочесть на колоннах имена убитых в этой битве; легенды, рассказанные Павзанию, свидетельствуют, как свежа оставалась память об этом сражении через 600 лет после него: «тут каждую ночь слышно ржание лошадей и шум сражения», говорит Павзаний (I, 32). «Кто нарочно становился тут, чтобы слышать это, тому его поступок не проходил безнаказанно; но кто услышит это случайно, на того духи не гневаются. Мне рассказывали, что в битве при Марафоне находился человек, по виду и по одежде поселянин, и что он убил много варваров плугом, а после сражения исчез. Когда афиняне вопросили божество, кто был он, то получили ответ, что должны чтить героя Эхетлея (плугодержца). Повыше болота, в котором погибло множество варваров, мне показывали каменные колоды, из которых ели перед Марафонской битвой лошади Артаферна, а на скале следы шатра».

Марафонское сражение — 12 сентября 490 года до н. э. В южной части Марафонской равнины, в восьмистах метрах от моря, возвышается холм - общая могила афинян, павших в легендарной битве. Все имена четко начертаны на 10-ти надгробных плитах. Сделать это было нетрудно - в решающей схватке с персами греки потеряли менее двухсот человек.

Надумай их противники создать подобный мемориал, им довелось бы выбивать на камне 6 500 имен! Счет потерь был до такой степени неравным, что уже за одно это Марафонское сражение можно отнести к числу самых необыкновенных в мировой истории.

А ведь персы так были уверены в поражении греков! На 600 триер они погрузили 10 000 пехотинцев и столько же конников с лошадьми. Флот без происшествий пересек Эгейское море. На одном из судов везли огромную глыбу мрамора - из нее персы хотели построить памятник в честь своей победы…

К тому времени персидская держава смогла подчинить себе огромную территорию. В том числе - города Малой Азии (нынешняя Турция), населенные греками. И надо же - их непокорные жители имели наглость поднять мятеж! Да еще и афиняне отправили на помощь восставшим подкрепление. Конечно, персы подавили восстание. Но про коварство афинян не позабыли.

И вот уже Греции объявлена война. Первый поход оказался неудачным. Корабли персов попали в шторм, а пешее войско понесло потери. Но царь Дарий начал готовить свое второе пришествие. Правда, на всякий случай, отправил в греческие полисы послов - с требованием покорности. Некоторые согласились признать власть персов, а вот и афиняне наотрез отказались…

Ну что ж, вызов был принят. И вот уже персидские войска высадились недалеко от местечка Марафон на небольшой равнине, окруженной горами и морем. До Афин только один дневной переход - на этот город и должен был обрушиться первый удар завоевателей…

Место для сражения выбрали по совету Гиппия, прежнего афинского тирана, изгнанного за 20 лет до того из родных краев. Разведка доложила, что равнину никто не охранял. Если дозорная служба и сообщит в город о высадке неприятеля, пройдет не менее восьми часов, пока войско доберется до Марафона. Персы встретят их в полной боевой готовности! В Афинах колебались - дать неприятелю бой или допустить осаду?

Мнение большинства - сражение. Навстречу персам поспешил афинский полководец Мильтиад, хорошо знавший их тактику. На открытом пространстве всадники персов легко атаковали бы афинян с обоих флангов, в то время как лучники осыпали ее фронт стрелами. Значит, задача в том, чтобы не допустить сражения на равнине.

Сомкнутый строй перегородил километровое ущелье между горными склонами. Афинян было примерно 10 000 - вдвое меньше, чем персидского войска. Но - отступать некуда, позади Афины!.. И они стали готовиться к обороне.

Все начиналось около Афинской дороги на выходе из долины. Греческие гоплиты - воины с тяжелыми копьями, мечами и щитами - выстроились фалангой. Однако долина все же была слишком широка. И Мильтиад намеренно ослабил центр, укрепив оба фланга, чтобы они смогли оказать должное сопротивление коннице персов. Самых ловких и храбрых отправили в горы, чтобы они затрудняли подступ неприятеля, осыпая его сверху стрелами, камнями и дротиками.


Мильтиад отдал приказ валить деревья, которыми щедро покрыты горы. Впереди правого и левого флангов устроили засеки, в которых укрылась легкая пехота - воины с луками, дротиками и пращами. Заняв такую позицию, Мильтиад лишил персов их основного козыря - ударов конницы по флангам. Для этого лошадям довелось бы пробираться по склонам и завалам под огнем стрел. Конница не могла ударить и спереди: в узком месте пехота-то едва умещалась!

Как в сказке - три дня и три ночи они простояли друг против друга. Грекам вовсе не хотелось менять выгодной позиции, да и к тому же они отправили гонца к спартанцам - за подкреплением. Персы напрасно пытались выманить противника на равнину. И, в конце концов, решили, не дожидаясь спартанцев, начать наступление.

Мильтиад подпустил неприятеля поближе - шагов на сто. Все строилось на точном выборе мгновения атаки. Взмах меча - и гоплитская фаланга ринулась вперед - не шагом, а практически бегом. Бег имел тройную цель: увеличение напора, деморализовать противника и уйти из-под стрел. А стрелы сыпались на греческое войско ливнем! Персы, при виде греков, приближающихся с угрожающей быстротой, в действительности остановились. И фланговые греческие отряды беспрепятственно ударили по ним, сжав персов в смертоносные клещи.

Конечно, принимая решение о такой скоростной атаке, афинский полководец очень рисковал. Бег мог расстроить ряды его собственных воинов. Да и пращники, и дротикометатели не успевали за строем, а стало быть, не могли оказывать ему поддержку огнем. Однако расчет оправдался! На некоторое время замершие как истуканы ионийцы не выдержали таранного удара и кинулись наутек. Они мчались к кораблям, их по пятам преследовали греки. Любой кто замешкался тут же падал на землю, пронзенный копьем…

В своих «Записках» приводил подобный случай в сражении при Фарсале. Тогда солдаты Помпея, стоя на месте, приняли удар цезарианцев. Напор солдат попросту опрокинул и смял мощнейшую армию! Это неизбежная участь войск, стоящих на месте во время столкновения, - так сказал Цезарь, а он знал, что говорил.

В пылу сражения персидский полководец Датис вдруг обнаружил себя отрезанным от судов. Что оставалось ему? Остановить своих воинов, развернуться и снова атаковать. Но теперь ненавистные эллины уверены в своем преимуществе. Они совсем рядом, да и хваленое персидское метательное оружие осталось где-то на поле брани… Полевое укрепление также захвачено противником. А позади снова собираются потрепанные, но не истребленные центральные филы…

Надо во что бы то ни стало атаковать противника, прорываться к кораблям! Греки кинулись вперед, но то ли им помешала болотистая речка, то ли в рукопашном бою персы были сильней… Так или иначе, персидская кавалерия прорубилась сквозь афинских гоплитов и освободила путь пехоте.

К тому времени некоторые персы уже отчалили от берега. Рабы афинян, преследовавшие их, бросились грабить вражеский лагерь. Следом за ними в лагерь ворвалась персидская кавалерия - и также стала грузиться на корабли. Обезумевшие кони упирались, и конные задержались настолько, что их смогли догнать и пехота, и фалангиты Мильтиада.

Ожесточенный бой на мелководье, в котором погибли два афинских стратега и полемарх… И вот уже остатки хваленой персидской армии в открытом море. Афиняны захватили 7 триер (гребцы и экипажи составили немалую часть потерь персов). Воинственными криками провожали они убегающего противника. В Афины тут же отправили гонца с радостным известием. Как стрела полетел он по тропам и кручам. Победа, победа!.. - учащался ритм сердца. Он мчится, даже не сняв доспехи. Достигнув Афин, он прокричал; «Ликуйте, мы победили!» - и тут же, бездыханный, рухнул наземь.

От Марафона до Афин 42 км и 195 м. В память о воине, передавшем ценой своей жизни радостное известие, у спортсменов такая дистанция стала называться марафонской. Но это уже история из нашего времени. А тогда, едва оправившийся от пыла сражения Датис вовсе не счел его проигранным. Персы на кораблях выдвинулись к Афинам, убежденные, что войск в городе нет. Но и Мильтиад получил сообщение из Афин - флот персов направляется к городу!

И афиняне, измотанные битвой, семи километровым марш-броском по болоту и сражением за корабли, совершили настоящее чудо. Сорок километров прошагали они быстрым, почти маршевым шагом. И вот, когда персидский флот приблизился к гавани, Датис, к своему ужасу, увидел на берегу все ту же армию, с которой сражался с самого утра! Конечно, высаживаться на глазах у противника потрепанные персы не стали. Постояв немного у Афин, они отплыли обратно.

Как же смогло немногочисленное греческое войско одолеть казавшиеся непобедимыми персидские соединения? Несомненна заслуга Мильтиада, который сумел занять выгодную во всех отношениях позицию. Военным Марафон по сей день напоминает об искусстве располагать войска на местности так, чтобы она сама увеличивала их силу.

Сказалась и разность в вооружении во время Марафонского сражения: афиняне являли собой тяжелую и хорошо защищенную пехоту, основное же оружие персов это лук. Плетеный щит, который стрелок выставлял перед собой, не спасал от почти 2-х метровых копий греков. «Они идут в бой в шапках и штанах», - так описывал Аристагор разношерстных персидских воинов, набранных из жителей многих завоеванных стран. Однако сила фаланги не только в мужестве и вооружении. Она сплочена и едина. Ловкость и мужество каждого из воинов сжаты в «один громящий кулак».

Разница между войсками обеих сторон лучше всего показывается в греческом предании о беседе персидского царя Ксеркса и изгнанного спартанского правителя Демарата. Великий царь похваляется, что среди его телохранителей найдется не один человек, который готов потягаться силами с тремя эллинами сразу. Демарат утверждает - это бесполезно. Конечно, спартанцы не более храбры, чем другие люди, но их подлинная сила - в единении. Закон повелевает им, не выходя из строя, вместе победить или вместе умереть…

Следует отметить, в день Марафонского сражения спартанцы так и не пришли на помощь своим собратьям. Гонцу они ответили, что не могут выступать на войну во время религиозного праздника Карнейя, который закончится к следующему полнолунию. Скороход отправился назад и по дороге, согласно легенде, встретил не кого иного, как бога Пана. Тот, в отличие от союзников, предложил афинянам свою помощь. Он пообещал посеять в рядах противника замешательство - и блестяще исполнил свое обещание. А заодно и подарил нам слово «паника».

Кстати, общепринятая дата Марафонского сражения - 12 сентября 490 года до н. э. Ее вычислил в XIX столетии Август Бекх основываясь на записках Геродота. Именно праздник Карнейя стал основой для расчетов ученого. Но Бекх взял за основу афинский календарь. А вот Дональд Олсон из техасского университета в свое время счел это ошибкой. Карнейя - спартанский праздник, потому и привязывать его надо к спартанскому календарю. Афинский год начинался с новолуния после летнего солнцестояния, а спартанский - с первой полной луны после осеннего равноденствия.

Олсон и его коллеги высчитали, что между осенним равноденствием и летним солнцестоянием в 491 - 490 годах было 10 новолуний - на одно больше, чем обычно. Потому в том году спартанский календарь шел на месяц вперед от афинского. Это может означать, что битва при Марафоне в действительности состоялась 12 августа. А значит, именно летняя жара могла довести легендарного гонца до перегрева, что, вероятно, и вызвало его внезапную смерть.

P. S. А что же кусок мрамора, привезенный самоуверенными персами? Он так и остался лежать на поле Марафонской битвы. После многих странствований красивый камень оказался в мастерской греческого скульптора Фидия, и афиняне заказали сделать из него изображение богини любви Афродиты, чтобы украсить им городской сад. Самый достойный из учеников Фидия - Агоракрит из Фароса создал из трофейного мрамора это прекрасное произведение искусства.

Вконтакте

В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском империи Ахеменидов.

Для персов поражение их армии не имело больших последствий: их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами.

ytbpdtcnty^ ajnj% August Baumeister , Public Domain

После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. После смерти Дария его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, Ксеркс продолжил подготовку к походу на Грецию.

Источники

Основным дошедшим до сегодняшнего времени источником, описывающим битву при Марафоне, является VI книга «Истории» Геродота. Подход «отца истории» к написанию своего труда - «мой долг передавать всё, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всём моём историческом труде» - вызывает определённую критику.


Pe-Jo , Public Domain

Достоверность сведений в его «Истории» различна. Отдельные рассказы можно отнести к новеллам и легендам. В то же время специальные исследования подтверждают данные Геродота. При написании своих исторических произведений он использовал труды логогра́фов, записи изречений оракулов, памятники официального характера (списки магистратов, жрецов и жриц и пр.), рассказы очевидцев и устные предания. Также Геродоту не была чужда политическая тенденциозность. Проживая в Афинах, он очень высоко оценивает их вклад в окончательную победу над персами. О Спарте он пишет сдержанно, не отрицая при этом её заслуги в войне. Особенно отрицательно относится он к предавшим общеэллинское дело Фивам.

Ктесий в определённой мере дополняет и в то же время противопоставляет себя Геродоту. Будучи потомственным врачом, он попал в плен к персам и в конечном итоге стал придворным у царя Артаксеркса II. Являясь лечащим врачом персидского владыки, Ктесий якобы получил доступ к архивным материалам. По возвращении на родину он написал «Персидскую историю» (др. -греч. Περσικά ).

Ктесия критикуют как античные, так и современные исследователи. Недостоверность и баснословность приводимых им данных отмечали Аристотель, Феопомп, Страбон, Лукиан и Плутарх. Современные историки ставят под сомнение сам факт использования Ктесием официальных персидских летописей. Полемизируя с историками-предшественниками, он многое переписывал у них, изменяя лишь детали. Ктесий обвиняет Геродота во лжи и сочинительстве. При этом современные историки отмечают наличие в его «Персидской истории» выдуманных персонажей. Также Ктесий совершает грубые ошибки в датировке происходивших событий и оценке численности войск.

Событиям греко-персидских войн также уделяли внимание жившие намного позже античные историки-биографы Плутарх и Корнелий Непот. Данные о битве при Марафоне приведены в жизнеописаниях Аристида Плутархом и Мильтиада Корнелием Непотом.

Живший семь столетий спустя Павсаний описывает на месте сражения сохранившиеся 4 могильных холма со стелами - один для афинян, другой для платейцев, третий для участвовавших в бою рабов. Также, согласно древнегреческому географу, в Марафонской долине впоследствии похоронили и Мильтиада. Захоронения на поле боя упоминает в своей «Истории» Фукидид. Археологические раскопки подтверждают информацию из античных источников. При раскопках знаменитого археолога-любителя Г. Шлимана и В. Стаиса были обнаружены описанные Павсанием и Фукидидом захоронения.

Предыстория

Ситуация в Афинах

После смерти тирана Писистрата в 527 г. до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппарху и Гиппию. После убийства Гиппарха в 514 г. до н. э. оставшийся в живых Гиппий окружил себя наёмниками, с помощью которых надеялся сохранить власть. В 510 г. до н. э. спартанский царь Клеомен предпринял военный поход против Афин, в результате которого тиран был свергнут. В Афины вернулся представитель рода Алкмеонидов Клисфен. Ему была поручена подготовка новых законов. Осуществлённые им нововведения сделали Афины демократией (др. -греч. δημοκρατία ). Также им был введён остракизм - изгнание из города путём голосования выдающихся граждан, которые угрожали демократии. Нововведения Клисфена не нравились представителям афинской аристократии - эвпатридам. Сумев избрать архонтом своего представителя Исагора, они изгнали Клисфена и отменили его реформы. Исагора и его сторонников поддерживали спартанцы. Демос воспротивился этой перемене, поднял восстание и сумел выдворить из Афин как Исагора, так и спартанцев.

После их изгнания могущество города стало возрастать. Однако жители опасались мести со стороны спартанцев. Страх перед их армией был настолько велик, что Клисфен отправил в 508/507 г. до н. э. посольство в Сарды к персидскому сатрапу и брату царя Артаферну. Целью посланников было обеспечение оборонительного союза против спартанцев. Персы потребовали от афинян «земли и воды». Послы согласились. Этот символический акт означал формальное признание своего подчинения. Хотя по возвращении домой послы подверглись «суровому осуждению», персы стали считать афинян своими подданными, подобно ионийским грекам. Дальнейшее неповиновение рассматривалось ими как мятеж. Одной из основных целей последующих военных кампаний империи Ахеменидов в Грецию (поход Мардония 492 г. до н. э., экспедиция Датиса и Артаферна в 490 г. до н. э., а также вторжение армии Ксеркса) стало завоевание Афин.

Начало греко-персидских войн

В 499 году до н. э. греческие полисы на территории Малой Азии, находящиеся под властью персидского царя, подняли восстание. Представители повстанцев отправились к родственным им грекам западного побережья Эгейского моря. Спартанцы не захотели вступать в военный конфликт с персами, в то время как афиняне приняли решение отправить на помощь 20 кораблей. Повстанцам, совместно с афинянами, удалось захватить и сжечь важный город империи и столицу сатрапии Сарды. Дарий желал отомстить участвовавшим в восстании и неподвластным его власти грекам.


Anton Gutsunaev , CC BY-SA 3.0

Также Дарий видел возможность покорить разрозненные древнегреческие города. В 492 году до н. э. во время военной экспедиции персидского военачальника Мардония была завоёвана Фракия, Македония признала верховную власть персидского царя. Таким образом, персы обеспечили своему сухопутному войску проход к территории Древней Греции.

В 491 году до н. э. Дарий отправил послов во все независимые греческие города с требованием «земли и воды», что соответствовало покорности и признанию власти персов. Осознавая силу и военную мощь государства Ахеменидов, все города древней Эллады, кроме Спарты и Афин, приняли унизительные требования. В Афинах послы были преданы суду и казнены. В Спарте их сбросили в колодец, предложив взять оттуда земли и воды.

Экспедиция Датиса и Артаферна

Дарий отстранил Мардония от командования и назначил на его место своего племянника Артаферна, придав ему опытного полководца мидийца Датиса. Основными целями военной экспедиции были завоевание или подчинение Афин и Эретрии на острове Эвбея, которая также оказывала помощь повстанцам, а также Кикладские острова и Наксос. Согласно Геродоту, Дарий приказал Датису и Артаферну «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести пред его царские очи». При экспедиции находился и бывший тиран Афин Гиппий.

Во время экспедиции персидское войско завоевало Наксос и в середине лета 490 г. до н. э. высадилось на острове Эвбея. Когда это произошло, жители Эретрии приняли решение не покидать город и постараться выдержать осаду. Войско персов не ограничилось осадой, а пыталось взять город штурмом. Геродот писал о том, что борьба была ожесточённой, и обе стороны понесли тяжёлые потери. Тем не менее после шести дней боёв два знатных эретрийца, Евфорб и Филагр, открыли ворота врагу. Персы вошли в город, разграбили его, сожгли храмы и святилища в отместку за сожжение Сард. Захваченные в плен граждане были обращены в рабство.

Перед битвой

После завоевания Эретрии персы отплыли по направлению к Аттике. По совету находившегося в составе их армии бывшего афинского тирана Гиппия они высадились на равнине неподалёку от города Марафон. Для завоевателей она имела ряд преимуществ. Во-первых, равнина находилась ближе всего к Эретрии. Гавань была удобна и безопасна. В долине персы могли найти богатые и нетронутые пажити, на которых можно было бы пасти коней. Также Датис и Артаферн даже не думали о сражении в открытом поле, а предполагали, что афиняне ограничатся обороной стен своего города. По уверениям Гиппия, из долины можно было выйти по удобным дорогам прямо к Афинам.


Kingturtle , Public Domain

Узнав об этом, афиняне также направили своё войско к Марафону. Во главе армии по древней традиции находилось десять стратегов. На помощь также прибыло ополчение из Платей. Мнения стратегов относительно дальнейших действий кардинально разошлись. Одни высказывались против битвы в связи с малочисленностью войска, другие же, напротив, советовали вступить в битву. Тогда стратег Мильтиад обратился к полемарху Каллимаху, от решения которого зависело окончательное решение, со словами:

В твоих руках, Каллимах, сделать афинян рабами или же освободить их Ведь с тех пор как существуют Афины, никогда им ещё не грозила столь страшная опасность, как теперь. Мы - десять стратегов - разошлись во мнениях: одни советуют дать битву, а другие - нет. Если мы теперь же не решимся на битву, то я опасаюсь, что нахлынет великий раздор и так потрясёт души афинян, что они подчинятся мидянам. Если же мы сразимся с врагом, прежде чем у кого-либо возникнет гнусный замысел, то мы одолеем, так как ведь существует же божественная справедливость. Всё это теперь в твоей власти и зависит от тебя. Присоединись к моему совету, и твой родной город будет свободен и станет самым могущественным городом в Элладе. А если ты станешь на сторону противников битвы, тогда, конечно, мы погибли.

Своими словами Мильтиад убедил Каллимаха в необходимости немедленного сражения. После принятия принципиального решения дать битву, а не придерживаться оборонительной тактики, все стратеги вслед за Аристидом уступили своё командование Мильтиаду.

Войско из афинян и платейцев прибыло к месту, где высадились персы. Равнина представляла обширную территорию, которая тянулась с юга на северо-восток вдоль моря и делилась ниспадавшим с Пентельского хребта водопадом на две половины. Южная её часть была ограничена горой Пентеликон, которая доходила непосредственно до морского побережья. Северная, отдалённая от Афин половина равнины также была окружена горными цепями. При этом ширина плоского пространства была кажущейся. На северо-востоке простирались обширные болотистые места, зелёная поверхность которых обманывала глаз.

Мильтиад распорядился стать лагерем на вершинах Пентельского хребта, перекрыв таким образом единственную дорогу к Афинам. Именно по ней Гиппий намеревался провести персов. Несколько дней оба войска стояли напротив друг друга и не предпринимали никаких военных действий.

Силы сторон

Греческие силы

У Геродота не приведены данные о численности армии греков, участвовавшей в битве при Марафоне. Корнелий Непот и Павсаний говорят о 9 тысячах афинян и тысяче платейцев. Римский историк III века н. э. Юстин пишет о 10 тысячах афинян и тысяче платейцев. Эти цифры сопоставимы с количеством воинов, которые, согласно Геродоту, участвовали в битве при Платеях через 11 лет после описываемых событий.


Tungsten , Public Domain

В своём сочинении «Описание Эллады» Павсаний при рассказе о марафонской долине указывает на наличие на ней братских могил - афинян, платейцев и рабов, которых во время битвы впервые привлекли к военным сражениям. Современные историки в целом соглашаются с приведённой в античных источниках численностью участвовавших в битве эллинов.

Армия персов

Согласно Геродоту, изначально флот персов составлял 600 кораблей. При этом он не указывает численности непосредственно войска, говоря лишь о том, что оно было «многочисленным и прекрасно снаряжённым». Для античных источников характерно завышение численности армии своего побеждённого противника. Это делало победы эллинов ещё более героическими. В диалоге Платона «Менексен» и «Надгробном слове» Лисия указывается 500 тысяч. Живший намного позже римский историк Корнелий Непот оценивает численность армии Датиса и Артаферна в 200 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников. Наибольшая цифра в 600 тысяч встречается у Юстина.


mshamma , CC BY 2.0

Современные историки оценивают вторгшуюся на территорию Эллады армию в среднем в 25 тысяч пеших воинов и одну тысячу всадников (хотя встречаются и цифры в 100 тысяч).

Сравнительная характеристика греческого и персидского войск

Войско персов состояло из представителей множества народов и племён, подвластных империи Ахеменидов. Воины каждой народности имели собственное оружие и доспехи. Подробное описание Геродота утверждает, что персы и мидяне носили мягкие войлочные шапки, штаны и пёстрые хитоны. Доспехи их были собраны из железных чешуек наподобие рыбьей чешуи, щиты сплетены из прутьев. На вооружении они имели короткие копья и большие луки с камышовыми стрелами. На правом бедре находился меч-кинжал (акинак). Воины других племён были вооружены значительно хуже, в основном луками, а зачастую просто дубинками и обожжёнными кольями. Из защитного снаряжения, кроме щитов, Геродот упоминает у них медные, кожаные и даже деревянные шлемы.

Греческая фаланга представляла собой плотное боевое построение тяжеловооружённых воинов в несколько шеренг. Во время боя главной задачей являлось сохранение её целостности: место павшего воина занимал другой, стоявший за ним. Главным фактором, оказавшим влияние на развитие фаланги, стало применение большого круглого щита (гоплона) и закрытого шлема коринфского типа. На внутренней поверхности гоплона крепились кожаные ремни, через которые просовывалась рука. Таким образом, щит держался на левом предплечье. Воин управлял щитом, держась за ремень ближе к его краю.

Защищая гоплита слева, такой щит оставлял открытой правую половину туловища. Из-за этого в греческой фаланге воины должны были держаться плотной линией так, чтобы каждый гоплит прикрывал своего соседа слева, будучи прикрытым соседом справа. Для грека потерять щит в бою считалось бесчестьем, так как он использовался не только для собственной безопасности, но и для защиты всей шеренги. Голову гоплита в VI-V вв. до н. э. предохранял бронзовый шлем коринфского (или «дорийского») типа, который носился на войлочной подкладке-шапочке. Глухой коринфский шлем обеспечивал полную защиту головы, но стеснял боковое зрение и слух. Воин видел только врага перед собой, что не представляло особой опасности в плотном боевом построении.

Во времена греко-персидских войн ещё были распространены так называемые «анатомические» бронзовые панцири, состоявшие из нагрудной и спинной пластин. Пластины рельефно со скульптурной точностью воспроизводили мышечные контуры мужского торса. Под панцирем гоплиты носили льняные туники, а спартанцы традиционно укрывались поверх доспехов красными плащами. Недостатком бронзовых кирас были незащищённые бедра. В эту эпоху уже появились так называемые линотораксы, панцири на основе многих слоёв пропитанного клеем льна, которые через несколько десятилетий вытеснили в Греции «анатомические» бронзовые панцири. Линотораксы позволяли прикрыть бёдра, не стесняя движений воина.

В состав защитного снаряжения также входили бронзовые поножи. Они повторяли рельеф передней части голени, чтобы плотно облегать ноги и не мешать ходьбе.

Битва

Немецкий историк-антиковед Эрнст Курциус на основании анализа и сопоставления описаний битвы при Марафоне и предшествующих ей событий объясняет, почему Мильтиад атаковал вражеское войско утром 12 сентября 490 г. до н. э., не дождавшись идущего на помощь спартанского войска. Он обращает внимание на то, что во всех дошедших до нас источниках отсутствует описание действий конницы, на которую персы возлагали большие надежды. На определённых этапах сражения она могла бы сыграть решающую роль. Также у Курциуса вызывает удивление быстрота, с которой якобы была произведена посадка персидского войска на корабли.


Kaidor , CC BY-SA 3.0

В условиях полного разгрома это является маловероятным. Исходя из этого, немецкий историк приходит к выводу, что персы, видя укреплённые позиции афинян и платейцев на горных склонах, отказались от мысли идти на Афины через Марафонский проход. Они предпочли предпринять высадку в более удобном для манёвров месте, где не было бы горных проходов и единственной хорошо укреплённой дороги. Курциус делает вывод, что Мильтиад предпринял своё нападение только тогда, когда персидское войско разделилось и конные отряды уже находились на судах. Таким образом, он напал на войска, оставленные позади и прикрывавшие отъезд армии. При данных предпосылках становится понятным, почему афиняне не дождались выступивших в поход профессиональных воинов спартанцев.

LiYan , CC0 1.0

Расстояние между греками и персами составляло не менее 8 стадий (около 1,5 километра). Мильтиад выстроил своё войско в боевом порядке - на правом фланге расположились афиняне под командованием Каллимаха, на левом - платейцы, в центре находились граждане из фил Леонтиды и Антиохиды под командованием Фемистокла и Аристида. Боевая линия эллинов оказалась равной по ширине персидской, однако её центр составлял всего несколько рядов в глубину. Именно в центре войско греков было слабее всего. На флангах боевая линия была выстроена значительно плотнее.

После построения греки начали наступление. Согласно Геродоту, все 8 стадиев они пробежали. Современные исследователи подчёркивают невозможность такого наступления для тяжеловооружённых воинов без нарушения боевого порядка. Делается предположение, что первую часть пути афиняне и платейцы прошли маршем и лишь после достижения расстояния, когда до них стали долетать вражеские стрелы (около 200 м), устремились бегом. Для персов нападение стало неожиданным. Как подчёркивает Геродот:

они первыми из всех эллинов напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.

Битва длилась долго. В центре боевой линии, где стояли отборные отряды армии Датиса и Артаферна - персы и саки, а греческая линия была слабой, эллины начали отступать. Персы прорвали ряды афинян и стали их преследовать. Однако на обоих флангах победу одержали греки. Вместо преследования отступающих врагов они повернули и атаковали прорвавшие центр войска. В результате среди персов началась паника, и они стали беспорядочно отступать к кораблям. Грекам удалось захватить семь вражеских судов.


Dorieo , Public Domain

Согласно Геродоту, потери греков составили всего 192 афинянина, среди которых были полемарх Каллимах и брат Эсхила Кинегир. Потери персов «отец истории» оценивает в 6400 человек. Судьба одного из главных военачальников империи Ахеменидов Датиса разнится в различных античных источниках. Так, согласно Геродоту, Датис возвратился обратно в Азию. Согласно использовавшему персидские летописи Ктесию, Датис погиб во время сражения. Более того, греки отказались выдать персам тело их военачальника.

После битвы

В Афинах существовала влиятельная «проперсидская» партия. Согласно Геродоту, врагу был дан условный сигнал щитом с вершины горы Пентеликон. Впоследствии распространилась молва, что это сделали Алкмеониды, предав таким образом общегреческое дело. Отчалив от Марафона, персидские суда направились к Суниону, чтобы, обогнув его, захватить Афины. Город оставался беззащитным, так как всё ополчение находилось на поле боя на расстоянии в 42 км.

Планы врагов были вовремя разгаданы Мильтиадом. Победителям при Марафоне не суждено было отдохнуть после боя. Оставив отряд во главе с Аристидом для охраны пленных и военных трофеев, греческая армия в полном вооружении совершила форсированный марш к Афинам.

Когда персы достигли Фалерской бухты, то обнаружили, что вся греческая армия снова стоит перед ними. Увидев, что город надёжно охраняется, персы не решились на сражение и отплыли домой.

Keith Schengili-Roberts , GNU 1.2

На следующий день к Афинам прибыла спартанская армия, пройдя расстояние от Спарты (220 км) за 3 дня. Опоздав к сражению, они осмотрели поле боя, воздали хвалу афинянам и возвратились домой. Погибшие были удостоены величайших по меркам древних афинян почестей - их похоронили на поле боя.


Tomisti , CC BY-SA 4.0

Победителям при Марафоне Симонид посвятил одну из своих эпиграмм:

В первых рядах на полях Марафона с врагами сражаясь,
Силу блестящих мидян дети Афин разнесли.

Развеяв миф о непобедимости персов, битва при Марафоне значительно подняла боевой дух афинян и впоследствии осталась в их памяти как символ величия Афин. О том значении, которое придавали греки данной победе, свидетельствует большое количество памятников и цитат, посвящённых Марафону. Участвовавший в бою Эсхил пишет в своей эпитафии:

В заливе воют трубы Марафона,
И челюстями брат, уже безрукий,
За скользкую хватается корму.
Нам суждена победа в дивной сече…

Значение битвы для дальнейшего хода греко-персидских войн

Значение битвы по-разному оценивалось воюющими сторонами. Для эллинов она стала первой победой над войском империи Ахеменидов. Для персов поражение их армии не имело больших последствий. Их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. В том же году Дарий умер. Его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, молодой царь продолжил подготовку к походу на Грецию.

За 10 лет, которые прошли от сражения при Марафоне до нового вторжения персов в Элладу, одним из участников битвы Фемистоклом был проведён ряд реформ по созданию в Афинах мощного флота. Именно его действия впоследствии привели к полному поражению армии Ксеркса.

Фотогалерея












Артаферн

Легенды

С битвой при Марафоне связано несколько легенд. Согласно одной из них, дошедшей до нас из «Истории» Геродота, афиняне отправили некоего гонца Фидиппида в Спарту, чтобы он поторопил лакедемонян с выступлением в поход. По дороге к нему явился бог Пан и сказал, что благосклонно относится к жителям Афин, которые им пренебрегают, и придёт на помощь. Согласно легенде, бог сдержал своё обещание, после чего ему ежегодно стали приносить жертвы. Предание может иметь символический характер, так как от имени данного мифологического персонажа происходит слово «паника», которую Пан внушал при своём появлении. Возникшая паника среди войска персов была одним из важных факторов победы эллинов.

Согласно другой легенде, в битве принимал участие легендарный герой Тесей. В описании портика на афинском акрополе - расписной стои - Павсаний говорит об изображении на картине, посвящённой битве, и других богов-покровителей города. Таким образом, долю победы в столь важной для них битве греки приписывали богам.

Другая недостоверная историческая легенда дала название спортивной дисциплине - марафонскому бегу (бегу на 42 км 195 м). Согласно Плутарху, писавшему свои труды спустя более чем 500 лет после описываемых событий, Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Лукиан трансформирует имя Плутархова гонца Евкла в Геродотова Фидиппида. Указанный Геродотом Фидиппид должен был бы пробежать несколько сотен километров (расстояние от Марафона до Спарты, оттуда обратно с посланием в Марафон, участвовать в битве, а затем со всеми греками вернуться быстрым бегом к Афинам - около 500 км). Так как к Афинам направлялся не один человек, а вся армия, легенда не выдерживает критики. Учитывая явную историческую недостоверность марафонского бега Фидиппида, с 1983 года группой энтузиастов ежегодно устраивается спартатлон - пробег между Афинами и Спартой в 246 км.

Битва при Марафоне в искусстве

Когда во главе Афин стал сын победителя битвы при Марафоне Мильтиада Кимон, то по его поручению на северной стороне Агоры (центральной площади) была воздвигнута одна из самых знаменитых построек древних Афин - Расписная стоя. Она представляла собой портик, расписанный лучшими художниками того времени. Одна из картин изображала отца Кимона Мильтиада во время битвы при Марафоне. В целом росписи Стои современные исследователи считают образцом монументальной пропаганды раннеклассической эпохи. Также памятник в честь сражения был установлен около южной стены Афинского акрополя.

Поэтическое описание битвы дано в стихотворном цикле «Марафон» немецкого поэта Георга Гейма. Лорд Байрон, принимавший участие в греческой революции против Османской империи, в своём произведении «Паломничество Чайльд-Гарольда» обращается к патриотическим чувствам греков, напоминая об их былых победах.

В 2010 году Национальный банк Греции выпустил памятную биметаллическую монету номиналом в 2 евро, тиражом 2,5 млн экземпляров, посвящённую 2500-летию Марафонской битвы. На реверсе монеты изображены щит и воин, которые обозначают борьбу за свободу и благородные идеалы. Птица на щите символизирует рождение западной цивилизации в её нынешнем виде.

Лорд Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда (пер. П. Козлова)

Прошли века, разрушены Афины!
А Марафонский дол дивит, как прежде, свет
Всё тот же он, лишь пахарь изменился.
В ту землю он рабом вонзает плуг;
Как в дни былые, с нею лавр сроднился;
Её, как встарь, лучами греет юг.
Но иностранца стала достояньем
Земля, где перед греками главу
Склонили персы. Живы те преданья
При слове: Марафон - воспоминанья
Нам представляют тень былого на яву.
Войска схватились: длится бой кровавый;
Мидянин лук бросает и колчан.
За ним несётся грек, покрытый славой.
Какой трофей оставили нам годы
В стране, где слёзы Азия лила,
Где озарил Элладу блеск свободы?
Немых гробниц разрушенные своды;
Обломки урн, - вот всё, что лет скрывала мгла.

«В 510 году до н.э. в Афинах был свергнут тиран Гиппий. Он отбыл в родовое владение своей семьи Сигей, а оттуда – ко двору Дария I. Через два года афиняне направили в Персию посольство. Его целью было заключить союз между полисом и империей Ахеменидов. В Сардах афинские послы встретились с сатрапом Артаферном. Он заявил, что союз возможен при условии дачи афинянами царю Персии «земли и воды». Это была формула, означавшая подчинение.»

Не совсем ясно, что произошло потом. Предполагают, что послы согласились на это, но решение должны были принять афиняне. Ратификация договора так и не состоялась, поэтому с точки зрения афинян они не были вассальным государством. Но Дарий мог посчитать, что Афины стали зависимым от них городом.

Перед началом Ионийского восстания в Афинах узнали, что Гиппий находится при персидском дворе и подговаривает персов против Афин. Их послы прибыли в Сарды и начали убеждать Артаферна не верить изгнанникам. Ответ сатрапа был жестким: если афинянам дороги их жизни, они должны снова принять тираном Гиппия.

В 500-494 годы до н.э. греческие полисы Малой Азии и близлежащих островов боролись на свою независимость с империей Ахеменидов. Из материковых греков на призыв собратьев о помощи откликнулись только афиняне и эретрийцы. Они послали в Малую Азию небольшие эскадры, которые вскоре отозвали. Но для персидской стороны это было casus belli, который оправдывал их нападение на эти города.
После 494 года до н.э. было очевидно, что персидские армии рано или поздно переправятся через Геллеспонт или Эгейское море, и греки будут перед выбором – сдаваться или бороться с крупнейшим государством того времени.

В Афинах в 490-е годы до н.э. действовало несколько группировок. Члены аристократической семьи Алкмеонидов выступали за мир с Персией. Мира с Ахеменидами хотели и оставшиеся в городе сторонники изгнанного тирана Гиппия.

В эти годы среди сторонников Алкмеонидов начинал карьеру молодой политик Фемистокл. После 494 года до н.э. он порвал с прежними союзниками и создал собственную группировку. Его позиция была твердой – противостояние с Персией и отстаивание свободы.
В 493 году до н.э. Фемистокл был избран на годичную должность архонта-эпонима. В том же году драматург Фриних поставил трагедию «Взятие Милета». Пьеса рассказывала о событии годичной давности – уничтожении главного города Ионии и колонии Афин персами. По требованию Алкмеонидов Фриниха оштрафовали.

Фемистокл в год своего архонтства сделал первый шаг созданию морской силы Афин. Он выбрал место для гавани (дем Пирей) и приказал начать работы по ее строительству. Но после истечения срока его полномочий эти работы прервались на десять лет. В это время в Афины вернулся человек, который сыграл решающую роль в событиях 490 года до н.э. – Мильтиад.

Мильтиад

Мильтиад происходил из знатного рода Филаидов. Будущий победитель при Марафоне родился около 550 года до н.э. Его дядя, тоже Мильтиад, захватил Херсонес Фракийский и правил там как тиран. Около 520 года до н.э. власть над этой областью унаследовал Мильтиад. Филаиды правили на Херсонесе как полунезависимые правители, но оставались гражданами Афин.

В Херсонесе Мильтиад женился на дочери фракийского царя. Когда в 513 году до н.э. в Европу переправился с войском Дарий I, афинянин признал его власть над собой и прибыл в персидский лагерь. Во время похода персидского царя против скифов Мильтиад и другие греческие тираны со своими отрядами охраняли мост, который Дарий навел через Дунай.

Вскоре после отступления персов из степей, скифы перешли в наступление. Они напали на Херсонес, и Мильтиад бежал из своих владений. Афинянин прибыл на остров Лемнос и основал там новую колонию, которую стали пополнять переселенцы из Афин. Через какое-то время тиран восстановил свою власть в Херсонесе.

В 493 году до н.э. после Ионийского восстания персидский флот отплыл к Херсонесу, чтобы подчинить эти земли себе. Мильтиаду пришлось снова бежать. Бывший тиран и его спутники спасались на пяти кораблях. Один из них персы захватили. На борту был сын Мильтиада Метиох. Его отослали в Персию, но Дарий обошелся с ним милосердно. Он выделил ему земельный надел, нашел жену из знатной персидской семьи.

Прибыв в Афины, Мильтиад вскоре стал обвиняемым на судебном процессе за свое правление как тирана. Филаид не только смог оправдаться, но и сразу стал ведущим политиком Афин.

Перед вторжением 492-490 годы до н.э.

В 492 году до н.э. сатрап Мардоний повел на Грецию армию и флот. Но он даже не довел армию до границ Фессалии. Он занял остров Фасос и часть македонских территорий Во Фракии он потратил много времени и сил для борьбы с племенем бригов. Около мыса Афон буря уничтожила его флот. После этого Мардоний отступил в Персию.

В 491 году до н.э. в греческие города направились персидские послы. Они требовали у греков дать «землю и воду». Геродот писал, что многие материковые греки и все островитяне подчинились. Точный список сдавшихся городов неизвестен. Вероятно, покорность персам выразили фессалийцы и общины, зависимые от них. Из островитян землю и воду дала Эгина, которая в то время была врагом Афин.
Послы достигли и Афин, где их казнили. Решение убить послов было принято на заседании народного собрания. Персов приговорили к сбрасыванию в баратрон (яма, в которую бросали приговоренных к смертной казни). От Античности остался текст псефизмы (постановления народного собрания), по которой так казнили тех, кто оскорблял афинский народ. В яму сбросили не только персов, но и переводчика-грека с Самоса, за то, что он пересказал по-гречески повеления царя Персии.

Поход Датиса и Артаферна

В 490 году до н.э. Дарий назначил новыми командующими армией своего племянника Артаферна и опытного военачальника мидийца Датиса. Поход был направлен против Афин и Эретрии. Войско погрузилось на корабли в Киликии, и флот двинулся к Самосу.

Персы решили не повторять маршрут флота Мардония и двинулись к Кикладским островам. Первым они достигли Наксоса. Жители островного полиса бежали из Наксоса в горы. Персы захватили немногих пленных и сожгли город.

После захватчики высадились на священном острове Делос, где, наоборот, почтили местное святилище. На других островах Киклад завоеватели набирали новых воинов и брали заложников. Жители Кариста попробовали сопротивляться, но после осады сдались.
Наконец флот Датиса и Артаферн достиг Эретрии и занял три местечка на острове. Жители Эретрии шесть дней обороняли свой город от персов, но знатные граждане открыли захватчикам ворота, и Эретрия пала.

Персы сожгли город. Они представляли это как месть за сожжение Сард в во время Ионийского восстания. Выживших эретрийцев сделали рабами и отослали в Персию. Через несколько дней флот отплыли из Эретрии их взял курс на Аттику.

Противостояние у Марафона

Персидский флот пересек Еврипский пролив, и армия вторжения высадилась недалеко от городка Марафон. Место высадки указал Гиппий. Он отмечал, что марафонская равнина удобна для кавалерии. В этом же месте полувеком раньше высадился его отец Писистрат, возвращаясь из второго изгнания.

Высадка стала неожиданностью для Афин, но Мильтиад твердо взял в свои руки подготовку ополчения к обороне. Он предложил псефизму, согласно которой все боеспособные мужчины призывались в ополчение. В их число вошли даже те, чей возраст не подходил для военной службы. Некоторое число рабов было освобождено, и они пополнили войско.

Но собранное ополчение насчитывало всего девять тысяч гоплитов. Еще тысяча воинов пришла из беотийских Платей, полиса, который несколько десятилетий был союзником Афин.

В Классических Афинах войсками командовали десять стратегов, которых избирали каждый год. От древних времен в полисе сохранилась должность полемарха, которая утратила реальное значение. В 490 году до н.э. одним из стратегов был Мильтиад.

Кто были другие стратеги, которые вели войско к Марафонской равнине? Согласно биографиям, написанным Плутархом, среди стратегов были Фемистокл и Аристид, два афинянина, которые будут играть ведущую роль в Афинах в последующие годы. Известно имя еще одного стратега – Стесилей. Возможно, еще двумя стратегами были Полизел и Кинегир. Последний был братом драматурга Эсхила. Но он мог быть не стратегом, а простым гоплитом.

Когда войско пришло к Марафону, мнения стратегов разделились. Половина (в их числе Мильтиад) считали, что нужно вступать в бой, половина – отступать. Решение зависело от голоса полемарха Каллимаха. Мильтиад убедил полемарха поддержать его, и войско осталось на месте.

Стратеги, поддерживавшие план Мильтиада, уступили ему свои дни командования войском. Он прождал несколько дней и вывел афинян на битву. Стратег сделал более слабым центр войска, но усилил оба фланга.

По сигналу афиняне и платейцы быстрым шагом двинулись на персов. В центре персидского войска стояли отряды самих персов и саков. Они сумели прорвать центр афинского войска и обратить ополченцев в бегство. Но на обоих флангах победили эллины, которые, развернувшись, ударили по персидскому центру. Как замечает Николас Хэммонд, Мильтиад должен был предвидеть прорыв центра, который он сделал более слабым. Вероятно, он отдал приказ флангам заранее, чтобы, победив своих противников, они разворачивались к центру.
Ход битвы описан в источниках детально, но остается один вопрос – где была персидская конница. Персы во время боя оказались обороняющимися, и нет указаний, что в начале битвы кавалеристы были с ними. Предположительно, ночью перед битвой персы отвели своих коней на водопой к источнику Макария, который находился на расстоянии от персидских позиций. Персидские кавалеристы не успели вернуться в лагерь, и греки-ионийцы, бывшие в армии Датиса и Артаферна, тайно сообщили это афинянам. Когда всадники вернулись, было уже поздно.

Армия Датиса и Артаферна побежала. Афиняне начали преследовать их к кораблям и захватили семь судов. Афиняне потеряли 192 человека, персы – больше шести тысяч. Среди погибших оказались полемарх Каллимах, стратеги Стесилей и Кинегир, который, согласно эпитафии, погиб, схватившись рукой за борт вражеского корабля.

Персы поплыли к Афинам, которые оставались без войска. Но Мильтиад повел ополчение обратно, и, когда персидский флот прибыл к гавани Фалер, афиняне уже были готовы к новой битве. После этого Датис и Артаферн решили возвращаться в Азию.

Паросская экспедиция и закат Мильтиада

После победы при Марафоне Мильтиад предложил афинской экклесии организовать поход против островных греков, которые подчинились Персии. Если бы афиняне установили над ними контроль, они бы обезопасили себя от новых ударов с моря.

Флот из семидесяти судов под началом одного Мильтиада отплыл к Кикладам. Описание последнего похода Мильтиада – пример, когда свидетельство Геродота менее значимо, чем свидетельства менее значимых авторов.

Согласно «отцу истории», Филаид напал на остров Парос, чтобы свести счеты с местной знатью. Там он решил пробраться на священный участок Деметры, впал в панику и сломал ногу. Впрочем, Геродот честно признавал, чтобы эту историю ему рассказали сами жители Пароса.

Обстоятельнее изложение этого эпизода у Корнелия Непота, который писал на основе утраченного труда аттидографа Демона. Афиняне направили флот против островных полисов, которые в прошлой кампании помогали персам. Некоторые из них Мильтиад сумел покорить.
В 489 году до н.э. стратег прибыл к острову Парос. Жители этого полиса предоставили годом раньше триеру с экипажем для похода Датиса и Артаферна на Афины. Сначала Мильтиад попытался договориться с паросцами. Затем он начал осаду. Стратег умело вел кампанию и почти покорил город. Но однажды ночью вдали вспыхнуло пламя. Обе стороны подумали, что это плывет персидская эскадра. Мильтиад приказал уничтожить деревянные навесы, которые использовал для осады Пароса, и увел свое войско.

При осаде Мильтиад получил рану (вероятно не при тех обстоятельствах, которые описал Геродот) и прибыл в Афины больным. Его состояние не помешало врагам привлечь неудачливого стратега к суду по обвинению во введении в заблуждение афинского народа. Суд проходил в народном собрании, обвинителем был Ксантипп, будущий победитель в битве при Микале. Сыновья Мильтиада и Ксантиппа, Кимон и Перикл, тоже будут потом соперниками.

Мильтиаду удалось избежать смертного приговора, но ему навязали огромный штраф – 50 талантов. Вскоре победитель в Марафонской битве умер от полученной раны. Выплата штрафа и восстановление доброго имени семьи стало задачей его сына Кимона, который спустя годы стал одним из лидеров Афин. Имена Мильтиада и Кимона в позднейшей литературной традиции эллинов будут идти вместе, как пример отца и сына в равной мере послуживших своему государству.

Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории Доманин Александр Анатольевич

Марафонская битва 490 год до н. э.

Марафонская битва

490 год до н. э.

Битва при Марафоне была первым крупным военным столкновением двух великих цивилизаций: античной (эллинской) и древневосточной (персидской). Она стала преддверием одного из величайших военных событий мировой истории – греко-персидских войн. В определенном смысле, эта битва, как и последовавшие за ней Саламин и Платеи, определила саму судьбу европейской цивилизации, задала базовый вектор ее развития.

Марафонской битве предшествовали следующие события. В 491 году до н. э. персидский царь Дарий отправил посольство в Грецию, требуя от греков покорности. Некоторые греческие полисы признали власть персов, но Спарта и Афины отказались это сделать и убили персидских послов. После этого, летом 490 года до н. э., персидский флот, состоявший из шестисот судов (включая особые корабли для перевозки лошадей), был собран в Киликии и отплыл оттуда для покорения Греции. Покорив Наксос, персы высадились на Эвбее. После шести дней осады главный город Эвбеи, Эретрия, был сдан в результате измены, разграблен и сожжен, а жители обращены в рабство. Затем персы переправились через пролив и, по совету перешедшего на сторону персов бывшего афинского тирана Гиппия, высадились на равнине под городом Марафон. Согласно современным данным, армия персов насчитывала около двадцати тысяч человек, из них половину составляла конница. Командовали персидским войском два полководца – Датис и Артаферн.

Как только было получено известие о том, что персы высадились на Марафонской равнине, афиняне спешно отправили скорохода просить о помощи спартанцев. Однако спартанцы медлили, и девяти– или десятитысячное афинское ополчение поддержала только тысяча воинов из соседнего городка Платеи. Афинянами командовали десять стратегов, сменявшихся по обычаю каждый день, однако в чрезвычайных обстоятельствах все стратеги отказались от своих прав в пользу Мильтиада, как самого опытного и лучше всех знавшего персидские воинские порядки.

Мильтиад выступил в поход и привел афинское войско во Франскую долину, соединенную довольно узким проходом с более обширной Марафонской равниной. Эта небольшая долина имела непосредственное сообщение с Афинами через горы. Здесь, во Франской долине, недалеко от ее выхода на равнину Марафона, там, где горы еще давали обоим флангам прикрытие, которое было к тому же усилено вырубкой деревьев, он построил свое войско так или велел ему стать лагерем таким образом, чтобы при первом известии о приближении врага оно могло выстроиться в боевом порядке. Ввиду того что долина, несмотря на искусственную преграду, все еще оставалась слишком широкой, Мильтиад не имел возможности дать своей фаланге желательную глубину, и поэтому он ослабил центр и укрепил оба фланга, чтобы они могли, даже выйдя из-за укрытия, оказать мощное давление на персидскую конницу в случае фланговой атаки.

Расположение греков, между прочим, развенчивает хорошо известную легенду о том, что афиняне атаковали первыми. С точки зрения военного искусства, это нонсенс. Покидать хорошо подготовленную позицию и атаковать заметно превосходящего числом противника в чистом поле, при опасности фланговых обходов – такое мог сделать только исключительно бездарный полководец. Мильтиад к ним явно не относился. Созданный им строй как раз и предполагал атаку персов по центру, с последующими фланговыми ударами греков против персидской конницы – схема, сходная с классической битвой при Каннах. И можно предположить, что Марафонское сражение началось именно с атаки персов.

Мильтиад построил греческую фалангу при входе в Марафонскую долину. На правом фланге находились лучшие афинские гоплиты, левее выстроились остальные воины по филам; левый фланг составил отряд платеян. Правым крылом предводительствовал Каллимах, левым флангом командовал Аемнест.

Итак, битва началась, по всей видимости, с атаки персов. На обоих флангах неприятель был отбит афинянами и платейцами, но в центре перевес был на стороне персов. После этого Мильтиад дает сигнал к атаке беглым маршем, с целью уменьшить воздействие стрельбы опытных персидских лучников. Беглый марш позволял быстро преодолевать поражаемое стрелами пространство и морально воздействовал на противника.

В результате этого удара сильные фланги греческой фаланги опрокинули персидскую конницу которой не удалось прорвать здесь ряды афинян, и пошли против персидского центра, спеша на помощь своим стесненным в центре товарищам. Следствием этой атаки стало полное поражение персидских лучников. Окруженные с трех сторон, персидские воины обратились в бегство. Персы бежали в лагерь и стали спешно садиться на корабли; греки гнались за ними и, после схватки на берегу, захватили семь кораблей. На остальных кораблях персы отплыли в море, стремясь достичь Афин раньше, чем это сделают греки. Афиняне также устремились к родному городу и успели опередить противника. Мильтиад расположил свое войско на восточной стороне Афин. Персы, подойдя на своих кораблях к Фалеру (Фалер был тогда гаванью афинян) и увидев, что афинское войско стоит у города и готово к битве, не отважились высадиться. Персидский флот повернул назад и поплыл обратно в Азию.

В Марафонской битве греки дали первый отпор персам. Этот бой показал, что тяжеловооруженной, хорошо обученной пехоте не страшна иррегулярная конница. На месте сражения на Марафонской равнине, рядом с братской могилой воинов, павших за родину, был воздвигнут памятник в честь выдающейся победы.

Так кончился первый поход персов на Элладу. Афинянам победа стоила гибели ста девяноста двух человек, в числе которых были полемарх Каллимах и брат трагика Эсхила, Кинегир; потери персов Геродот исчисляет примерно в шесть тысяч четыреста человек (скорее всего, это преувеличение). Это была первая победа эллинов над персами; ближайшими последствиями ее стали упрочение афинской демократии и готовность эллинов помериться силами с могущественной Персидской державой и в будущем: без Марафона едва ли были бы возможны Саламин и Платеи.

С Марафонской битвой связана одна широко известная легенда. Она гласит, что греческий воин по имени Фидиппид (по другим источникам – Филиппид) в 490 году до н. э. после сражения при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Достигнув города, он успел крикнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» – и умер. Эта легенда не подтверждается античными источниками; согласно Геродоту, Фидиппид был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в двести тридцать километров менее чем за два дня. Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины, была выдумана более поздними авторами и появилась у Плутарха в «Этике» в I веке нашей эры, более чем через пятьсот пятьдесят лет после реальных событий. Уже в новое время Международный олимпийский комитет в 1896 году оценил фактическую длину дистанции по прямой от поля битвы в Марафоне до Афин в тридцать четыре с половиной километра. На первых Олимпийских играх современности в 1896 году (а также на Играх 2004 года) марафонский бег действительно проходил по дистанции, проложенной от Марафона до Афин. Позднее путь был исчислен вновь, с учетом реальных преград, и марафонский бег принял свой классический вид – дистанция длиной 42 километра 195 метров. Сегодня в мире ежегодно проводятся десятки соревнований в этом очень специфическом и интересном виде легкой атлетики.

Из книги Британские асы пилоты «Спитфайров» Часть 1 автора Иванов С. В.

Битва за Британию Битва за Британию началась в июле 1940 г., в последующие недели накал боев резко возрос. Описание эпохального воздушного сражения требует отдельной книги, поэтому ниже будет идти речь, главном образом, о тактике Истребительного командования, системе

Из книги Великие битвы [фрагмент] автора

Из книги Первый блицкриг. Август 1914 [сост. С. Переслегин] автора Такман Барбара

Битва при Фарсале 48 год до н. э. В середине I века до н. э. политическая ситуация в Римской республике была чрезвычайно острой. Со смертью Красса, погибшего в парфянском походе, распадается первый триумвират (Помпей, Красс и Цезарь). На политическом поле остаются две крупные

Из книги Вена, 1683 автора Подхородецкий Лешек

Битва при Адрианополе (I) 378 год В конце II века в Европе начинается эпоха Великого переселения народов. Германское племя готов начинает свое движение на равнины Восточной Европы. К середине IV века готы покорили большую часть Русской равнины, а на юге и западе дошли до

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории автора Доманин Александр Анатольевич

Из книги Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной. Битва за Орел автора Щекотихин Егор

Битва за высоту В 1942 году англичане опубликовали высотно-скоростные данные захваченного ими Ме-109F, показывавшие, что у немцев был и более высотный вариант этого истребителя.Англичане сообщали: «интересным является тот факт, что при полностью открытом дросселе наддув

Из книги Жуков. Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала автора Громов Алекс

Марафонская битва 490 год до н. э. Битва при Марафоне была первым крупным военным столкновением двух великих цивилизаций: античной (эллинской) и древневосточной (персидской). Она стала преддверием одного из величайших военных событий мировой истории – греко-персидских

Из книги Великая война не окончена. Итоги Первой Мировой автора Млечин Леонид Михайлович

Битва при Платеях 479 год до н. э. Битва при Платеях – одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся, по одной из версий – 30 августа, по другой – 9 сентября 479 года до н. э. (попытки определить точный день расходятся из-за погрешности греческого

Из книги «Яки» против «мессеров» Кто кого? автора Харук Андрей Иванович

Битва при Левктрах 371 год до н. э. Битва при Левктрах – сражение, которое произошло в ходе Беотийской войны между фиванцами и их беотийскими союзниками во главе с беотархом Эпаминондом, с одной стороны, и спартанцами и их пелопоннесскими союзниками во главе с царем

Из книги автора

Таласская битва 751 год В истории человечества не так уж мало битв, являющихся военными столкновениями разных цивилизаций. Аквы Секстиевы и Карры, Адрианополь и Каталаунские поля, Айн-Джалут и Теночтитлан – список можно продолжать. Но и на этом фоне особое место занимает

Из книги автора

Битва на реке Лех (Битва под Аугсбургом) 955 год Тяжелыми выдались VIII–X века для народов Западной Европы. VIII век – борьба с арабскими нашествиями, отразить которые удалось лишь ценой огромного напряжения сил. Почти весь IX век прошел в борьбе с жестокими и победоносными

Из книги автора

БИТВА ЗА ОРЕЛ - РЕШАЮЩАЯ БИТВА ЛЕТА 1943 ГОДА Вторая мировая война - крупнейший конфликт в истории, величайшая трагедия, поставленная человеком на ее сцене. В громадных масштабах войны отдельные драмы, которые составляют целое, легко могут затеряться. Долг историка и его

Из книги автора

Битва за Сталинград. Ржевская битва как прикрытие и отвлекающий фактор 12 июля 1942 года решением Ставки Верховного Главнокомандования был сформирован Сталинградский фронт под командованием маршала С. К. Тимошенко, перед которым была поставлена задача не допустить

Из книги автора

Битва за Судеты После распада империи возникла проблема судетских немцев, из-за которой прольется немало крови.Понятие Судетская область достаточно неопределенное. Это та часть Богемии, Моравии, Судетской Силезии, где немцы составляли тогда большинство населения.

Из книги автора

Курская битва Пытаясь переломить ситуацию на Восточном фронте в свою пользу, германское военно-политическое руководство уже с марта 1943 г. приступило к планированию будущей летней кампании. Ее главные события должны были разворачиваться на центральном участке фронта.