Какие ключевые знаки в соль мажоре. Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности. Как различать диезные и бемольные тональности по названию

Если вы уже начинали изучать сольфеджио, то знаете, что любая мажорная тональность строится следующим образом: тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон.

Определяющей тоникой выступает первая нота первой ступени. Если взять тональность до мажор, тоникой будет нота до. Для наглядности можно рассмотреть пример тональности . Первая ступень – соль-ля, двигайтесь от ноты соль в обозначенном порядке вверх:

Соля-ля – тон
Ля-си – тон
Си-до – полутон
До-ре - тон
Ре-ми – тон
Ми-фа# – тон
Фа# – соль – полутон

Итак, вы получили тональность соль мажор с одним знаком (диезом - #) при ключе со следующим звукорядом: соль – ля – си – до – ре – ми – фа# – соль.

Если вы начнете строить тональности подобным образом, продвигаясь по квинтам вверх, то получите еще 6 тональностей:

1. Ре мажор – 2 #
2. Ля мажор – 3 #
3. Ми мажор – 4 #
4. Си мажор – 5 #
5. Фа-диез-мажор – 6 #
6. До- – 7 #

Однако для определения количества знаков при ключе в той или иной тональности не нужно постоянно строить звукоряд в соответствии с правилом семи ступеней, достаточно запомнить порядок диезов, который никогда не меняется:

1. Фа#
2. До#
3. Соль#
4. Ре#
5. Ля#
6. Ми#
7. Си#

Так, если вы возьмете тональность с тремя диезами, это будут фа#, до# и соль#. Если с двумя, то фа# и до#. Еще одно важное правило состоит в том, что тоникой в мажорном ладу считается следующая по возрастанию нота после последнего диеза в тональности. Если у вас три диеза – фа#, до# и соль#, то тоникой будет нота ля, а тональностью, соответственно, . Таким образом, когда вам нужно определить количество знаков при ключе какой либо тональности, достаточно взять предыдущую по убыванию в октаве диезную ноту и определить ее порядковый номер в ряду диезов. К примеру, вас просят определить количество диезов в тональности ми мажор. Предыдущая нота – ре#. В ряду диезов она занимает четвертое место, значит, знаков при ключе четыре – ре#, соль#, до# и фа#.

Минорный лад

Если вы уже разобрались в ключевых знаках мажорных тональностей, то с минорными разобраться будет гораздо проще. Существуют параллельные тональности. Это мажорные и минорные тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Расстояние между ними составляет одну малую терцию вниз от тоники минорной тональности. Другими словами, для определения параллельной минорной тональности нужно опуститься от мажорной тоники на три полутона вниз.

Запоминать соответствия между мажорными и минорными тональностями не обязательно, со временем это само по себе уляжется в вашей голове. А вот выучить порядок бемолей для определения знаков и их количества при ключе стоит.
Итак, порядок бемолей выглядит следующим образом:

1. Си
2. Ми
3. Ля
4. Ре
5. Соль
6. До
7. Фа

Считаются бемоли аналогично способу подсчета в мажорных тональностях, только правило тоники тут уже другое. Мажорной тоникой является не следующая нота, а предпоследний бемоль из заданных в тональности. То есть если вы возьмете тональность с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре), то третий из них (он же предпоследний) – ля - и будет тоникой. Таким образом, вы получаете тональность ля бемоль мажор. Пользуясь правилом «трех бемолей», получите минорную тонику фа и тональность фа минор.

В очередном выпуске мы научим вас запоминать знаки в тональностях, познакомим вас с такими техниками, которые позволят вам мгновенно определить знаки в любой тональности.

Сразу скажем, что можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется. Например, автор этих строк именно так и поступил: будучи учеником второго класса музыкальной школы, потратив минут 20-30, честно вызубрил то, что было продиктовано учителем, и после этого больше никаких проблем с запоминанием не возникало. Кстати, для тех, кому по душе такой метод, и для всех, кому нужна шпаргалка по тональностям для уроков сольфеджио, в конце данной статьи будет предоставлена таблица тональностей и их знаков при ключе с возможностью скачивания.

Но если просто так вам учить не интересно, или, если вы никак не можете заставить себя сесть и выучить, то просто продолжайте читать то, что мы для вас приготовили. Мы будем осваивать все тональности логическим путём. А ещё, тренируйтесь – для этого по ходу статьи будут встречаться специальные задания.

Сколько всего тональностей в музыке?

Всего в музыке используется 30 основных тональностей, которые можно разделить на три группы:

  • 2 тональности без знаков (запомнить сразу – До мажор и ля минор);
  • 14 тональностей с диезами (из них 7 мажорных и 7 минорных, в каждой мажорной или минорной тональности от одного до семи диезов);
  • 14 тональностей с бемолями (из них также 7 мажорных и 7 минорных, в каждой – от одного до семи бемолей).

Тональности, в которых одинаковое количество знаков, то есть одинаковое количество бемолей или диезов, называются . Параллельные тональности «существуют в парах»: одна из них мажорная, другая минорная. Например: До мажор и ля минор – параллельные тональности, так как в них одинаковое количество знаков – ноль (их там нет: нет ни диезов, ни бемолей). Или ещё пример: Соль мажор и ми минор – тоже параллельные тональности с одним диезом (фа-диез в обоих случаях).

Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии малой терции друг от друга, поэтому, если нам известна какая-то одна тональность, то мы легко можем найти и параллельную ей и узнать, сколько в ней будет знаков. О параллельных тональностях вы можете подробно прочитать в предыдущем выпуске нашего сайта. Нужно уметь их находить быстро, поэтому напомним некоторые правила.

Правило № 1. Чтобы найти параллельный минор, строим малую терцию вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Например: дана тональность Фа-мажор, малая терция от фа – фа-ре, следовательно, ре-минор будет параллельной тональностью для Фа мажора.

Правило № 2. Чтобы найти параллельный мажор, малую терцию строим, наоборот, вверх от первой ступени известной нам минорной тональности. Например, дана тональность соль минор, строим от соль малую терцию вверх, получаем звук си-бемоль, значит, Си-бемоль мажор будет искомой параллельной мажорной тональностью.

Как различать диезные и бемольные тональности по названию?

Сразу оговоримся, что запоминать прямо сразу всё, нет необходимости. Сначала лучше разобраться, только с мажорными тональностями, потому что в минорных параллельностях будут те же самые знаки.

Итак, как различать диезные и бемольные мажорные тональности? Очень просто!

В названиях бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль»: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и т.д. Исключение – тональность Фа мажор, она тоже бемольная, хотя в ее названии и не упоминается слово бемоль. То есть, другими словами, в таких тональностях, как Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор или Фа мажор обязательно будут ключевые бемоли (от одного до семи).

В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие , либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др. Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится. И ещё одно исключение – опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).

И ещё раз повторим ПРАВИЛА . Если есть слово «бемоль» в названии, значит, тональность бемольная (исключение Фа мажор – тоже бемольная). Если нет слова «бемоль» или есть слово «диез», то тональность диезная (исключения – До мажор без знаков и бемольный Фа мажор).

Порядок диезов и порядок бемолей

Прежде чем мы перейдём собственно к определению собственно знаков в той или иной тональности, сначала разберёмся с такими понятиями, как порядок диезов и порядок бемолей. Дело в том, что диезы и бемоли в тональностях появляются постепенно и не как попало, а в строго определённой последовательности.

Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.

Порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только «шиворот -навыворот», то есть в ракоходном движении: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА. Если в тональности один бемоль, то это будет именно си-бемоль, если два бемоля – си и ми-бемоли, если четыре, то си, ми, ля и ре.

Порядок диезов и бемолей нужно выучить. Это несложно, быстро, и очень пригодится. Выучить можно, просто проговорив каждый ряд вслух по 10 раз, или запомнить их как имена каких-нибудь сказочных персонажей, типа королева Фадосоль ре Лямиси и король Симиля ре Сольдофа.

Определяем знаки в диезных мажорных тональностях

В диезных мажорных тональностях последний диез является предпоследней ступенью перед тоникой, иначе говоря, последний диез на ступень ниже, чем тоника. Тоника, как вы знаете, это первая ступень гаммы, она всегда присутствует в названии тональности.

Например, возьмём тональность Соль мажор: тоника – нота соль, последний диез будет на ноту ниже, чем соль, то есть это будет фа-диез. Теперь идём по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛИ МИ СИ и останавливаемся на нужном последнем диезе, то есть на фа. Что же получается? Нужно остановиться сразу, на первом же диезе, в итоге – в Соль мажоре есть только один диез (фа-диез).

Еще пример. Возьмём тональность Ми мажор. Какая тоника? Ми! Какой диез будет последний? Ре – на ноту ниже, чем ми! Идём по порядку диезов и останавливаемся на звуке «ре»: фа, до, соль, ре. Получается, в Ми мажоре всего четыре диеза, мы их только что перечислили.

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения диезов: 1) определить тонику; 2) определить, какой диез будет последний; 3) идти по порядку диезов и остановиться на нужном последнем диезе; 4) сформулировать вывод – сколько диезов в тональности и какие они.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить знаки в тональностях Ля мажор, Си мажор, Фа-диез мажор.

РЕШЕНИЕ (ответить на вопросы для каждой из тональностей): 1) Какая тоника? 2) Какой будет последний диез? 3) Сколько всего будет диезов и какие?

  • Ля мажор – тоника «ля», последний диез – «соль», всего диезов – 3 (фа, до, соль);
  • Си мажор – тоника «си», последний диез – «ля», всего диезов – 5 (фа, до, соль, ре, ля);
  • Фа-диез мажор – тоника «фа-диез», последний диез – «ми», всего диезов – 6 (фа, до, соль, ре, ля, ми).

    [свернуть]

Определяем знаки в бемольных мажорных тональностях

В бемольных тональностях немного по-другому. Прежде всего, нужно запомнить, что в тональности-исключении Фа мажор – всего один бемоль (первый по порядку – си-бемоль). Далее, правило следующее: тоника в бемольной тональности – это предпоследний бемоль. Для определения знаков нужно идти по порядку бемолей, найти в нём название тональности (то есть название тоники) и прибавить ещё один, следующий бемоль.

Например, определим знаки Ля-бемоль мажора. Идём по порядку бемолей и находим ля-бемоль: си, ми, ля – вот он. Далее – прибавляем ещё один бемоль: си, ми, ЛЯ и ре! Получаем: в Ля-бемоль мажоре всего четыре бемоля (си, ми, ля, ре).

Ещё пример. Определим знаки в Соль-бемоль мажоре. Идём по порядку: си, ми, ля, ре, соль – вот тоника и ещё прибавляем один следующий бемоль – си, ми, ля, ре, СОЛЬ, до. Итого, в Соль-бемоль мажоре шесть бемолей.

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения бемолей: 1) идти по порядку бемолей; 2) дойти до тоники и прибавить ещё один бемоль; 3) сформулировать выводы – сколько бемолей в тональности и какие.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить количество знаков в тональностях Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Фа мажор, Ре-бемоль мажор.

РЕШЕНИЕ (действуем по инструкции)

  • Си-бемоль мажор – всего 2 бемоля (СИ и ми);
  • Ми-бемоль мажор – всего 3 бемоля (си, МИ и ля);
  • Фа мажор – один бемоль (си), это тональность-исключение;
  • Ре-бемоль мажор – всего 5 бемолей (си, ми, ля, РЕ, соль).

    [свернуть]

Как определить знаки в минорных тональностях?

Для минорных тональностей, конечно, тоже можно было бы придумать какие-то удобные правила. Например: в диезных минорных тональностях последний диез на ступень выше тоники, или в бемольных минорных тональностях последний бемоль на две ступени ниже, чем тоника. Но чрезмерно большое число правил может вызвать путаницу, поэтому лучше всего в минорных тональностях знаки определять по параллельным мажорным.

ИНСТРУКЦИЯ: 1) сначала определить параллельную мажорную тональность (для этого поднимаемся на интервал малой терции от тоники); 2) определяем знаки параллельной мажорной тональности; 3) такие же знаки будут и в исходной минорной гамме.

Например. Определим знаки фа-диез минора. Сразу понятно, что мы имеем дело с диезными тональностями (слово «диез» в названии уже себя проявило). Найдём параллельную тональность. Для этого откладываем от фа-диеза малую терцию вверх, получим звук «ля» — тонику параллельного мажора. Значит, нам теперь нужно выяснить, какие знаки в Ля мажоре. В Ля мажоре (диезная тональность): тоника – «ля», последний диез – «соль», всего диезов – три (фа, до, соль). Следовательно, в фа-диез миноре тоже будет три диеза (фа, до, соль).

Иной пример. Определим знаки в фа миноре. Пока не понятно – диезная это тональность или бемольная. Наёдем параллельность: строим малую терцию вверх от «фа», получаем «ля-бемоль». Ля-бемоль мажор – это параллельный строй, в названии есть слово «бемоль», значит, и фа минор тоже будет бемольной тональностью. Определяем количество бемолей в Ля-бемоль мажор: идём по порядку бемолей, доходим до тоники и плюсуем ещё один знак: си, ми, ЛЯ, ре. Итого – четыре бемоля в Ля-бемоль мажоре и столько же в фа миноре (си, ми, ля, ре).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ: Найти знаки в тональностях до-диез минор, си минор, соль минор, до минор, ре минор, ля минор.

РЕШЕНИЕ (отвечаем на вопросы и постепенно приходим к нужным выводам): 1) Какая тональность параллельная? 2) Она диезная или бемольная? 3) Сколько в ней знаков и каких? 4) Делаем вывод – какие знаки будут в исходной тональности.

  • до-диез минор: параллельная тональность – Ми мажор, она диезная, диезов – 4 (фа, до, соль, ре), следовательно, и в до-диез миноре тоже четыре диеза;
  • си минор: параллельная тональность – Ре мажор, она диезная, диезов – 2 (фа и до), в си-миноре, таким образом, тоже два диеза;
  • соль минор: параллельный мажор – Си-бемоль мажор, бемольная тональность, бемолей – 2 (си и ми), значит, и в соль миноре 2 бемоля;
  • до минор: параллельная тональность – Ми-бемоль мажор, бемольная, бемолей – 3 (си, ми, ля), в до миноре – аналогично, три бемоля;
  • ре минор: параллельная тональность – Фа мажор, бемольная (тональность-исключение), один только си-бемоль, в ре миноре будет также всего лишь один бемоль;
  • ля минор: параллельная тональность – До мажор, это тональности без знаков, нет ни диезов, ни бемолей.

    [свернуть]

Таблица «Тональности и их знаки при ключе»

А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.

ТОНАЛЬНОСТИ

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ

До мажор // ля минор C-dur // a-moll нет знаков

ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Соль мажор // ми минор G-dur // e-moll 1 диез Фа
Ре мажор // си минор D-dur // h-moll 2 диеза Фа, до
Ля мажор // фа-диез минор A-dur // fis-moll 3 диеза Фа, до, соль
Ми мажор // до-диез минор E-dur // cis-moll 4 диеза Фа, до, соль, ре
Си мажор // соль-диез минор H-dur // gis-moll 5 диезов Фа, до, соль, ре, ля
Фа-диез мажор // ре-диез минор Fis-dur // dis-moll 6 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми
До-диез мажор // ля-диез минор Cis-dur // ais-moll 7 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми, си

БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Фа мажор // ре минор F-dur // d-moll 1 бемоль Си
Си-бемоль мажор // соль минор B-dur // g-moll 2 бемоля Си, ми
Ми-бемоль мажор // до минор Es-dur // c-moll 3 бемоля Си, ми, ля
Ля-бемоль мажор // фа минор As-dur // f-moll 4 бемоля Си, ми, ля, ре
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор Des-dur // b-moll 5 бемолей Си, ми, ля, ре, соль
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор Ges-dur // es-moll 6 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор Ces-dur // as-moll 7 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Эту таблицу также можно скачать для распечатывания, если вам необходима шпаргалка по сольфеджио – После небольшой практики работы с разными тональностями большинство тональностей и знаки в них запоминаются сами собой.

Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.

Все мажорные тональности строятся по одной и той же формуле: 2 тона – полутон, 3 тона – полутон. Эту же формулу можно записать и иначе, через интервалы: 2б-2б-2м-2б-2б-2б-2м. Постройте по одной из предложенных схем ля-мажорную гамму. Если вы уже немного умеете играть на фортепиано, то вспомните, что между соседними клавишами, вне зависимости их цвета, расстояние в полтона.

Как построить гамму ля-мажор

Найдите на клавиатуре звук «ля». Отложите от этой клавиши расстояние в 1 тон. Это будет нота «си». Следующая клавиша, находящаяся на расстоянии одного тона от «си», будет черной - это «до-диез». Достроив по этой схеме гамму, вы получите следующий звукоряд: ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля. Тот же результат вы получите, построив от каждого звука определенный интервал, то есть большую или малую секунду. Между звуками «ля» и «си» - большая секунда, между «си» и «до-диез» - тоже, а вот между «до-диез» и «ре» - малая секунда.

Определение количества знаков по кварто-квинтовому кругу

Определить количество ключевых знаков очень легко при помощи кварто-квинтового круга. Можно сделать его самостоятельно. Иногда его рисуют в виде спирали, но для начинающего достаточно научиться просчитывать всего 12 тональностей, так что проще всего представить кварто-квинтовый круг в виде циферблата часов. На месте отметки «12» напишите «до-мажор», он же С-dur. По часовой стрелке располагаются диезные тональности по мере увеличения количества ключевых знаков, против часовой – бемольные, также по мере увеличения количества знаков. Отсчитайте от звука «до» квинту вверх. Это пятая ступень до-мажорной тональности, то есть звук «соль». Там, где на циферблате стояла бы цифра «1», напишите «соль-мажор» и поставьте один диез. В нотах это будет фа-диез. Там, где находится цифра «2», напишите название следующей тональности. Чтобы ее найти, снова отсчитайте квинту вверх, но уже от звука «соль». Это будет звук «ре». Напишите название тональности, поставьте два диеза. Можно их обозначить - фа-диез и до-диез. Определите, название какой тональности будет в третьем кружочке. Отсчитав от клавиши «ре» квинту, вы получите звук «ля», а соответственно, тональность будет ля-мажор, в латинском обозначении - A-dur. Соответственно, в ней – фа-диез, до-диез и ре-диез. Таким образом вы можете достроить первую половину кварто-квинтового круга.

Остальные тональности

Что касается тональностей, названия которых будут располагаться против часовой стрелки, то вы их также сможете определить самостоятельно, только от исходного звука нужно строить вверх не квинту, а кварту. Отложив этот интервал от звука «до», вы получите «фа», затем «си-бемоль», «ми-бемоль» и т.д. Определять количество знаков можно и по-другому, ведь круг недаром называется кварто-квинтовым. Чтобы найти следующую диезную тональность, можно отсчитать кварту вверх, а бемольную - квинту вниз. Не забывайте, что в данном случае используются чистые интервалы, то есть кварта - 2, 5 тона, а квинта - 3,5 тона.

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

Как запомнить тональности и их ключевые знаки? Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.


Ключевые знаки - что это такое?

Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.
Порядок диезов и порядок бемолей
Ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке.
Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Вот как это выглядит в нотной записи:

В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:



Сколько тональностей используется в музыке?

В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).
Из этих 30-ти тональностей:
2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).
Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет! Запомните еще и то, что в до-диез мажоре (и ля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.


Как определить ключевые знаки в тональностях?

Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику, которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.

Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности , действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники. То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.
Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.

Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он — следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.


Диезы или бемоли?

Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.


Квинтовый круг

Квинтовый круг (или кварто-квинтовый круг) - разомкнутая двусторонняя последовательность тональностей, отражающая степень их родства. Наглядно изображается в виде окружности, откуда и получила своё название.

В последовательности располагаются мажорные тональности в паре со своими параллельными минорными. При движении по часовой стрелке по квинтовому кругу тоника каждой последующей мажорной тональности отстоит от предыдущей (вверх) на чистую квинту, а в записи при ключе добавляется один диез. При движении против часовой стрелки интервал (восходящий) составляет чистую кварту, а в записи добавляются бемоли.

Так как октава состоит из 12 полутонов, кварта - из 5, а квинта - из 7, то 12 кварт или 12 квинт составляют несколько октав и следовательно тринадцатые тональности, если считать в любую сторону по квинтовому кругу, совпадают с до мажором. Так как 12 взаимно просто с 5 и 7, то все тональности можно получить, рассмотрев любые 12 подряд идущих в кругу. Из этого также следует, что тональности в конце концов совпадут, если двигаться в противоположные стороны (например, Ges = Fis). Поэтому обычно используют только 5-7 шагов в каждом направлении, оставляя тональности с большим количеством знаков альтерации только в теории.

Впервые кварто-квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» в 1679 г. Автор труда - композитор Николай Павлович Дилецкий.
Во всех тональностях кварто-квинтового круга написаны такие произведения, как циклы из 24-х прелюдий Шопена и Шостаковича. И. С. Бах показал равноправность всех тональностей, написав знаменитый «Хорошо темперированный клавир».

Практическое учебное пособие.
Ориентировано на учеников уровня 2-3 класса ДМШ и выше.
Может использоваться в виде справочника.
© Alliot Krage (Эллиот Крэйг)

Глава называется "Неиспользуемые тональности" не из-за того, что эти тональности не используются при игре, при игре используются все 12 тональностей (с точки зрения практики), а из-за того, что данные тональности, а точнее названия и ключевые знаки, как система организации, не используются ДЛЯ НОТНОЙ ЗАПИСИ МУЗЫКИ.

Ниже приведен список тональностей, которые не используются для записи музыки. Построить их теоретически, да и практически можно но не нужно. Не используют их по причине наличия большого количества знаков альтерации при ключе (более семи) с наличием дубль-диезов и дубль-бемолей, что затрудняет чтение нотного материала и просто нерационально.

Просто ради интереса я снабдил их иллюстрациями с ключевыми знаками альтерации

В левой колонке таблицы указаны названия тональностей, которые не используют. Далее идет список звуков, входящих в эти тональньости с заполнеными "Домами" (см, теорию Семи Домов. прим. автора) знаками альтерации. Заметьте наличие дубль-диезов и дубль-бемолей. Тоники выделены цветом. Потом идут параллельные тональности, часть из которых наклонным шрифтом. Это те тональности, которые используются, но с другими знаками альтерации.

Все это снабжено иллюстрациями ключевых знаков.

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
и их ключевые знаки альтерации
знаки альтерации кол-во знаков альтер. название тональности Дома с знаками альтерации параллельная тональность
C D E F G A H
9# ## # # ## # # # Си диез минор
8# # # # ## # # # Ми диез минор
10# ## # # ## ## # # соль минор
8b b b b b b b bb Ре бемоль минор
11# ## ## # ## ## # # ре минор
12# ## ## # ## ## ## # ля минор
11b b bb bb b b bb bb соль мажор
9b b b bb b b b bb ля мажор
10b b b bb b b bb bb ре мажор

Удачи в изучении.

Copyright Эллиот Крэйг.

Воспроизведение пособия или любой его части в какой бы то ни было форме без письменного разрешения автора запрещено.

Вы можете обсудить эту статью в ФОРУМЕ в разделе "Обсуждение сайта".