Что такое духовная сфера общества. Особенности духовной сферы

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей.

Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru

Духовная сфера общества - комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.

Определение

Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для .

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

  • различные теории;
  • художественные произведения;
  • значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она - плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек - это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.

Что составляет основу духовной жизни

Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство;
  • культура.

Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой , не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции - борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм - выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений - навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Наука

Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

  • заставляет испытывать сострадание к ближнему;
  • вскрывает проблемы, существующие между людьми;
  • указывает путь для укрепления дружбы.


Культура

Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.

В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.

Заключение

Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.

Общество (в широком смысле)

это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы
взаимодействия и формы объединения людей.

1) Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т.к. эта деятельность создает особый мир – мир культуры, мир всего того, что не существует в природе.

2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.

Общество (в узком смысле)

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов)

отдельное конкретное общество (например, современное российское общество)

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество)

1) Рассматривая общество в узком смысле, используют конкретно-исторический уровень.

2) Общество в узком смысле можно рассматривать как определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённую форму социальных отношений.

Природа (в широком смысле)

весь окружающий нас мир в бесконечном
разнообразии его форм и проявлений

Природа (в узком смысле)

природно-географическая среда

Общественные отношения

многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

1) Общественные отношения являются относительно устойчивыми, безличными, затрагивающими важные стороны жизни людей.

2) Материальные общественные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него.

3) Духовные общественные отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей, определяются их духовными ценностями.

Духовная сфера жизни общества

сфера отношений людей по поводу духовных ценностей (их создания, распространения и усвоения).

1) Духовная сфера жизни общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство.

2) Духовная сфера жизни общества охватывает учреждения культуры, религиозные организации и соответствующую деятельность людей.

3) удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в нравственном совершенствовании

Социальная сфера жизни общества

совокупность социальных отношений и условий, которые влияют содержание и характер деятельности, поведение людей и охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности.

1) Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности.

2) Социальная сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, политической и духовной).

Политическая сфера жизни общества

сфера общественной жизни, включающая государство, политику, право, отношения людей, связанные с этими структурами.

Политическая сфера жизни общества направлена на удовлетворение потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке.

2) Политическая сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, социальной и духовной).

Экономическая сфера жизни общества

сфера общественной жизни, включающая производство, распределение,обмен и потребление товаров и услуг, а также отношения людей в процессе этой деятельности.

1) Экономическая сфера жизни общества служит удовлетворению материальных потребностей человека.

2) Экономическая сфера является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (политической, социальной и духовной).

Прогресс

от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному

Регресс

(обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций

Критерии общественного прогресса

Развитие человеческого разума

совершенствование нравственности людей

прогресс науки и техники

развитие производительных сил, включая самого человека

возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Реформа

это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

Революция

коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания

Общественно-экономическая формация

это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой

Глобальные проблемы

от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации

Глобализация

процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.

1) Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать взаимные интересы, предостерегает их от крайних мер в политике и экономике.

2) Глобализация способствует ослаблению национальных культур.

3) Обществоведы выделяют экономическую, политическую и культурную глобализацию.

Антропогенез

процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества

Социогенез

процесс исторического и эволюционного формирования общества

Антропосоциогенез

процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности.

Сознание

высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека.

Самосознание

осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Рефлексия

свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями.

1. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир.

2. Рефлексия есть обращенность сознания на процесс собственного мышления.

Мышление

высшая форма активного отражения объективной действительности, состоящая в целенаправленном, обобщенном, абстрактном познании окружающего мира.

Бессознательное

совокупность психических процессов, функций, состояний, не представленных в структуре сознания.

Индивид

единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям

Индивидуальность

неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности

Личность

индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Потребности

нужда в чем-либо, объективно

необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности.

1. Обществоведы выделяют биологические, социальные и духовные потребности человека.

2. В современной социологии выделяются разумные потребности (способствующие духовному и физическому совершенствованию и не наносящие ущерба другим людям) и мнимые потребности (способствующие физической и духовной деградации человека и наносящие ущерб другим людям).

Способности

индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.

1. Формирование способностей происходит на основе определенных задатков.

2. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные и т.п.

Задатки

врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

1. Задатки, в отличие от способностей, являются даром природы, а не продуктом человеческой деятельности.

2. Для развития специальных (узких) способностей нужны особые задатки – музыкальные, математические, технические.

Одаренность

сочетание высокоразвитых способностей.

1. Одаренным является человек, способный ко многим видам деятельности.

2. Уровень, качество и характер одаренности является результатом сложного взаимодействия задатков и социальной среды.

Талант

выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью.

1. Талантливые люди создают новые основы для развития общества.

2. Талант нуждается в упражнении, чтобы достичь определенной степени совершенства.

Гениальность

высший уровень развития талантов и способностей, связанный с созданием качественно новых, уникальных творений.

1. Гениальность способствует осуществлению принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества.

2. По мнению психологов, гениального человека отличают упорный труд и непреодолимое стремление к высшей степени совершенства.

Характер

индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.

1. В структуре личности характер занимает центральное место, т.к. определяет индивидуальность и своеобразие личности, влияет на все другие ее свойства.

2. Характер проявляется в отношении человека к труду, к другим людям и к себе, к окружающей действительности.

Социализация

проходящий на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

1. От степени успешности социализации зависит степень самореализации личности в процессе общественной жизни.

2. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры

Мировоззрение

обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, которые отражают целостное восприятие мира и отношение к нему, реализуются в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

1..В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

2. Носителями мировоззрения выступают отдельная личность, социальная группа, определенное общество в целом, все человечество в ту или иную эпоху.

3. Выделяют следующие типы мировоззрения: житейское, мифологическое, религиозной, научное.

Межличностные отношения

результат психологического взаимодействия людей в процессе общения – взаимопонимания и взаимопереживаний.

1. В межличностных отношениях проявляются как индивидуальные качества личности, так и усвоенные этой личностью социальные нормы и ценности.

2. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Свобода

объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований

Ответственность

это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями

1. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет.

2. Границей свободы человека могут быть лишь права и свободы других людей.

3. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

4. Ответственность человека проявляется в его сознательной готовности следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения последствий для окружающих.

Деятельность

вид активности человека, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.

1. Деятельность является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира.

2. Любой вид деятельности предполагает наличие

Человека (субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками,

Операций целесообразной деятельности,

Объектов, на которые направлена деятельность.

3. В структуре деятельности обязательно присутствуют следующие элементы: мотивы, цель, средства и результат.

4. К видам деятельности относят игровую, учебную, трудовую деятельность и общение.

Духовная деятельность

создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей с целью изменения сознания человека.

1. Духовную деятельность принято разделять на духовно-практическую (отражение действительности в художественной форме, мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую (отражение действительности в науках, законах природы и общества).

2. Духовная деятельность включает в себя ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

Игровая деятельность

вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе

1. Игровая деятельность носит условный характер, в ней используются замещающие предметы.

2. Игровая деятельность готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Учебная деятельность

деятельность, основной целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.

1. Учебная деятельность является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством.

2. Учебная деятельность является общественно значимой и общественно оцениваемой.

3. В результате учебной деятельности происходят изменения в самом субъекте данной деятельности.

Трудовая деятельность

одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ

1. В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) используемые технологии

Общение

процесс обмена информацией, идеями, эмоциями, конкретными действиями между равноправными субъектами деятельности.

1. Общение выполняет социальные функции: обмен информацией, передача опыта, объединение и управление людьми.

2. Общение определенным образом воздействует на психическое состояние человека.

3. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.

Коммуникация

процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.

1. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает).

2. Обратная связь между субъектами коммуникации, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Познание

активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование

1. Процесс познания имеет два уровня – чувственный и рациональный.

2. К видам познания относят житейское, научное, практическое, художественное, социальное.

3. Познание всегда носит творческий характер.

4. Познание является основным способом существования сознания.

5. Процесс познания всегда предполагает наличие субъекта и объекта познания.

Чувственное познание

способ познания, осуществляемый с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

1. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.

2. Чувственный способ познания нередко искажает действительность, неточно и однобоко ее воспроизводит.

Рациональное познание

способ познания, осуществляемый с помощью мышления. разума.

1. Основными формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.

2. Рациональное познание связано со стремлением субъекта познания понять закономерности явлений.

Интуиция

способность непосредственного постижения истины, в результате озарения, наития, прозрения

1. Интуиция выступает своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального познания.

2. В интуиции ясно осознается лишь результат, а процесс его получения лежит в области бессознательного.

Истина

процесс адекватного (правильного, верного) осознания действительности в сознании человека.

1. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

2. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

3. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Абсолютная истина

Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки

1. Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, носящим постоянный характер.

2. В абсолютной истине воплощается бесконечность процесса познания, предел, к которому стремится человеческое знание.

Относительная истина

ограниченное, верное знание о чем-либо

1. Относительная истина зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент).

2. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

3. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или оказаться заблуждением.

Критерии истины

чувственный опыт

практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент)теория

1. Практика, как критерий истины, всегда носит конкретно-исторический характер.

2. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно.

Заблуждение

Знание, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

1. С точки зрения нравственности заблуждение является добросовестной неправдой.

2. Заблуждением может стать относительная истина.

Житейское познание

вид познания, которое основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

1. Житейское познание основано на здравом смысле.

2. Житейское знание является результатом обобщения жизненного опыта.

Художественное познание

особый тип познания, связанный с художественным освоением мира.

1. Особенностью художественного познания является использование художественного образа.

2. Особенностью художественного познания является оригинальность, присущая творчеству и проявляющаяся через разные виды искусства.

Социальное познание

вид познания, в ходе которого общество познает себя.

1. Особенностями социального познания являются

совпадение субъекта и объекта познания.

сложность изучаемого объекта

ограниченность таких методов познания, как наблюдение и эксперимент.

2. Источниками получений знаний об обществе являются социальная действительность, исторический опыт, общественная практика.

3. Социальное познание начинается с установления социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей

Научное познание

процесс получения объективного, истинного знания

1. Задачей научного познания является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

2. Специфика научного познания состоит в том, что оно обращено к объективным процессам и явлениям, существующим независимо от человека.

3. Научное познание использует эмпирический (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретический (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение) методы познания.

4. Научное познание имеет эмпирический и теоретический уровни.

5. Формами научного познания являются вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.

Духовная жизнь

сфера деятельности человека и общества, охватывающая человеческие чувства и достижения разума, объединяющая усвоение и создание новых духовных ценностей.

1. Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, соответствующие им учреждения и соответствующую деятельность людей.

2. К духовной жизни личности относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей.

Культура (в широком смысле)

Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты

Культура (в узком смысле)

Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности

1. Культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

2. В развитии культуры сочетаются две тенденции – сохранение традиций и новаторство.

3. К функциям культуры относят:

познавательная (целостное представление о народе, стране, эпохе)

оценочная (отбор ценностей, обогащение традиций)

регулятивная (система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

информативная (передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений)

коммуникативная (способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение)

социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию)

Диалог культур

это совокупность отношений и связей, складывающихся между различными культурами, результаты и взаимные изменения, возникающие в результате этих отношений.

1. Диалог культур влияет на развитие личности, расширяя ее представления о культурных традициях и нормах.

2. Диалог культур может способствовать как взаимообогащению культур, так и их унификации.

3. Принято выделять следующие уровни диалога культур: личностный, этнический, межнациональный, Цивилизационный.

4)Народная культура

культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

1. Народную культуру называют коллективной по происхождению.

2. Народная культура включает мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы (фольклор).

Массовая культура

разновидность культуры, понятной и доступной для восприятия любому члену общества, не требующей специальной подготовки.

1. «Массовая культура» сформировалась в рамках индустриального общества во второй половине 20 века.

2. Для массовой культуры характерна коммерциализация всех видов искусства.

3. Для массовой культуры характерно интенсивное художественное, идеологическое и психологическое воздействие на широкие слои населения при помощи средств массовой коммуникации и информации.

4. Массовая культура может перенимать художественные приемы, идеи элитарного искусства, что повышает ее уровень.

Элитарная культура

разновидность культуры, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки.

1. Произведения элитарной культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметов споров искусствоведов и критиков.

2. Произведения элитарной культуры могут получать общественное признание, а их авторы добиваться материального благополучия, но при этом не происходит превращения элитарной культуры в массовую.

Субкультура

часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе

1. Обществоведы выделяют молодежную, женскую, профессиональную, криминальную и др. субкультуры.

2. Субкультуры, отличающиеся своей спецификой, не претендуют на то, чтобы вытеснить собой господствующую культуру.

Контркультура

направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества

1. Контркультура возникает тогда, когда ценности, возникающие в рамках какой-либо субкультуры, начинают выходить за ее рамки и претендовать на универсальность.

2. Контркультура выступает выражением механизма культурного обновления.

Культурные универсалии

общие черты или формы, присущие всем культурам.

1) К культурным универсалиям относят институт брака и семьи, религиозные ритуалы, язык с определенной грамматической структурой, искусство, танец, игру, обычай дарить подарки и многое другое.

2) Культурные универсалии по-своему преломляются в культуре разных общетств.

Наука

теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

1. К функциям науки относят:

познавательно-объяснительную (объяснение окружающего мира и законов его развития)

культурно-мировоззренческую (формирование мировоззрения)

прогностическую (прогнозирование дальнейших изменений в окружающем мире и обществе, а также их последствий)

социальная (включение науки в процессы социального развития и социального управления)

2. Современная наука стала непосредственной производительной силой общества, т.к. ее развитие предопределяет появление новых отраслей материального производства.

Образование

социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

1. К функциям образования относят

экономическую (формирование социально-профессиональной структуры общества)

социальную (социализация личности)

культурную (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида)

2. Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Мораль

специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях

особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

1. Мораль включает в себя

моральные нормы ("не лги"; "не укради"; "не убий"; "почитай старших"
и т.д.)

моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т.д.)

нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т.д.)

морально-психологические механизмы (долг, совесть)

высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье)

2. В морали проявляется коллективная воля людей и попытка согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом через систему норм и оценок.

Религия

мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

1. К основным функциям религии относятся:

мировоззренческая

регулятивная

терапевтическая (религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования)

культуротранслирующая (религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению)

интегрирующая (религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания)

2. Все существующие религии делятся на следующие группы:

Родоплеменные примитивные верования (тотемизм, фетишизм, анимизм)

Национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, синтоизм (у японцев), конфуцианство)

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)

Мировые религии

религии, имеющие огромное число последователей во всем мире, выходящие за рамки национальных государств, обращенные к представителям любых социальных групп и имеющие высокую пропагандистскую активность.

1. К мировым религиям относят буддизм, христианство и ислам.

2. Все мировые религии проповедуют равенство всех людей перед Богом.

Искусство

специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах

1. К специфике искусства как форме художественного познания относят образность и наглядность, специфические средства создания художественных образов (слово, звук, цвет и т.п.), воображение и фантазия познающего субъекта.

2. Искусство выполняет в обществе множество функций:

Общественно-преобразующую (под влиянием произведений искусства люди совершают определенные поступки, включаются в творческую деятельность)

Утешительно-компенсаторную (Искусство влияет на внутренний мир человека, оно способно восстановить в человеке психическое равновесие)

Воспитательную (способность художественных произведений влиять на становление личности, формировать мысли и чувства людей)

Эстетическую (искусство формирует эстетические вкусы и потребности человека)

Познавательную (способность произведений искусства отражать различные стороны жизни)

функцию предвосхищения (фантастические, социально-утопические, и социально-прогнозирующие произведения)

Социальные нормы

установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь

1. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

2. К видам социальных норм относятся:

нормы морали

традиции и обычаи

религиозные нормы

политические нормы

правовые нормы

2)Социальные группы

устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)

1) Возникновение и существование социальных групп обусловлено общественным разделением труда и специализацией деятельности.

2) По одной из классификаций социальные группы разделяют на большие и малые (по числу участников).

3) По другой классификации социальные группы делятся на первичные (группа друзей, соседей) и вторичные

Социальные общности

относительно устойчивые совокупности людей, обладающие более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, общностью ценностей, интересов и норм.

1) Социальные общности могут варьироваться по количественному составу (от нескольких лиц до многочисленных масс), по продолжительности существования (от часов до тысячелетий), по степени связи между индивидами (от устойчивых до случайных образований).

2) Примерами социальных общностей являются этносы, театральная аудитория, пассажиры поезда, спортивные болельщики и др.

3) Все множество реальных социальных общностей делят на массовые и групповые (социальные группы).

Страта

реальная общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем)

1) Страты в современном обществе различаются по уровню доходов, основным чертам образа жизни, отношениям собственности, включенности во властные структуры, социальному престижу, самооценке своей позиции в обществе.

2) В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший.

Социальная стратификация

наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа

1) К основным критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж.

2) Социологи выделяют 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, кастовую, сословную и классовую системы.

3) Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Каста

социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением

1) Место каст в общественной иерархии определялось особыми функциями каждой касты в системе разделения труда.

2) В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация деятельности для каждой касты.

Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 8 класса.

Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • политическое сознание;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное - эстетическое - религиозное - политическое - научное сознание.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.

Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, сохранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Виды духовного производства

  • Культура ;

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

  • Образование ;

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

  • Религия ;

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

  • Наука ;

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.