Ашшур и иштар чьи боги. Кто такая богиня Иштар и в чем суть ее культа

Точка отсчета человеческой государственности лежит в долинах рек Тигр и Евфрат. На Земле существовали области более пригодные для жизни и хозяйственной деятельности людей, но первые цивилизации появились именно в Междуречье.

В отличие от Египта в Месопотамии не было единого центра власти, здесь, чаще всего, спорили между собой отдельные небольшие царства или самостоятельные города. В этой борьбе кто-то проигрывал, кто-то подчинял себе остальных. Были периоды, когда определенное государство покоряло все другие и возникала ненадолго деспотия, например, Египта.

Во всех древних цивилизациях исключительную роль играла религия и ее служители. Жречество аккумулировало все существующие знания и накопленный опыт. В каждом городе были свои боги и храмы, вокруг которых циркулировала повседневная жизнь.

Естественно, некоторые культы переходили от народа к народу. Почитание богини Иштар относится к аккадским племенам и к вавилонянам. Аналог этого культа существовал и у шумеров, только в этом случае звали богиню Инанна.

Воплощение богини – планета Венера. Иштар имела андрогинные черты, как считают исследователи, из-за того, что изначально люди верили в существование двух отдельных божеств мужского и женского пола, которые со временем слились в одну ипостась.

Поэтому богиня могла в зависимости от ситуации проявлять свои разные сущности. Она являлась покровительницей плодородия, богатых урожаев, плотской любви. По одному из мифов, Иштар родилась из яйца, выпорхнув из него голубкой, отсюда и крылья в ее иконографике. На многих сохранившихся скульптурных изображениях, у нее гипертрофированы бедра, что является символом производительных сил.

Ритуалы, связанные с плодородием, во всех земледельческих народах играли наиважнейшую роль. Один из таких обрядов назывался иерогамия – священный брак, он символизировал любовь между небом и землей и рождение мира. Это было таинством, изложение такого рода событий не дозволялось. Поэтому письменные источники (в случае Месопотамии – это клинописные глиняные таблички) лишь намекают на то, что происходило во время таких мистерий. Этот ритуал проводился два раза в год во время весеннего и осеннего солнцестояния, также обязательным был час вступления нового правителя на престол. По данным клинописных текстов, Инанна в этот час призывала «распахать ее лоно», чтобы травы «высоко поднимались вокруг» и, чтобы сады пышно расцветали рядом с ним. Таким образом, Иштар наделяла царя продолжительным и достойным правлением, множила его богатства, обеспечивала обильные урожаи.

Богиня символизировала телесную любовь, что породило соответствующий культ: служение часто сопровождалось оргиями. Как считают историки, существовала и религиозная проституция в честь нее. Богиню почитали прежде всего женщины и в знак поклонения они раз в своей жизни отдавались первому попавшемуся, который за это платил, поднося подаяние в храм. Центр сакрального поклонения - город Урук. Греческий историк Геродот, побывав в Междуречье в V в. до н.э., описывал эти обряды в своей «Истории».

До нашего времени дошло несколько мифологических рассказов, связанных с Иштар. Один из них содержится в поэме «Нисхождение Иштар в преисподнюю», которая сохранилась не полностью, но отрывки весьма красноречивы. У Инанны был супруг верховный бог Ашшура, но она, как известно, в том числе, была богиней любви. Предания свидетельствуют о многих фаворитах богини. Например, Думузи, легендарный правитель Ассирии и бог пастухов, его образ почитался вместе с культом Инанны, олицетворял умирание и воскрешение.

Поэма описывает смерть Думузи, плач Иштар, по погибшему любовнику, ее решимость спуститься в подземное царство, где правит ее сестра, богиня смерти и мрака Эрешкигаль. Сойдя в подземный мир и переправившись через реку, Инанна предстает перед роскошным дворцом, стучится и просит впустить ее. Эрешкигаль возмущена поведением сестры, она позволит ей войти, но пусть сделает это как все смертные. Иштар проходит через семь врат, у каждых из них остается часть ее одежды, пересекая последние врата, она остается обнаженной и бессильной, как и все люди перед смертью. Ярость сестры обрушивается на несчастную. Она приговаривает ее к жизни в вечной тьме, оставляет ее и Думузи навсегда в подземном мире.

Пока богиня находится в плену у Эрешкигаль, на земле ничего не растет, ничего не рождается. Слезы и смерть в государстве. Земные божества делают все для того, чтобы вызволить Инанну и Думузи из царства смерти. В конце концов заключается договор, по которому полгода Думузи проводит в обители мрака, полгода – на земле с любимой.

Легенда относится к так называемым календарным мифам, которые повествуют о постоянном круговороте в мире. Большинство мифологий разных народов и цивилизаций содержат легенды об умирающем и воскресающем боге, который воплощает цикличность природы.

Каждой весной совершался обряд священного брака Думузи и Иштар, природа при этом акте любви оживала, зацветала и плодоносила. Свадьба богов обязательно сопровождалась карнавалами, песнями, ритуальными сражениями, самоизувечениями и совокуплениями. Считалось, что эти обряды могут ублажить сверхъестественные силы, увеличить их действие.

В этих представлениях был сконцентрирован опыт и знания о природе и ее законах. Аналоги мифа были и в других народах. В Египте был культ Осириса и Исиды, в Греции - это Кибела и Аттис. Все они связаны с постоянной сменой сезонов.

Можно утверждать, что Иштар – главное женское божество, Богиня-Мать. На уровне абстракций – это созидательное начало мира, без которого ничего не рождается. Но у этих сил есть и обратная сторона – разрушительная мощь, которой в природной стихии предостаточно. Здесь и наводнения, и землетрясения, и многочисленные болезни, и борьба за выживание, и чудовища. Таким образом, мужская сущность богини Иштар отразилась в покровительстве войны и разрушений. Поэтому часто ее изображали вооруженной, стоящей на оскалившемся льве. В таком воплощении ее особенно любили яростные ассирийцы.


Иштар ("богиня", перс. Истар, ивр. Ашторет, греч. Астарта, Анунит, Нана), в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется день недели пятница.
Иштар считалась покровительницей проституток. Дочь Эля и жена Баала. Главный миф об Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею — богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка — чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь, животная и растительная жизнь. В западносемитской мифологии Иштар соответствует Астарта, а в шумерской — Инанна.

Нисхождение Иштар

Текст сохранился в двух версиях — фрагмент Ашшура (XI в. до н.э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII в. до н.э.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».
Иштар, дочь Сина, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мертвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла ее сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с нее какое-нибудь украшение (амулеты, имеющие магическую силу).
Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть ее во дворце и наслать на богиню 60 болезней. Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, все живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится ее возлюбленный Таммуз (шум. Думузи).

Древний шумерский знак Инанны


Перед Вами один из древнейших в мире знаков - знак мифической шумерской богини Инанны - Иштар (означающий "ЯСНОЕ НЕБО").

Он изображен и на саркофаге Ярослава Мудрого в Софии Киевской (XII в.). При этом отмечу, что полный знак Инанны состоит из круглого венка - круга, с вплетенной в него лентой, образующей два конца и шестилучевой звезды в центре. Упрощенный знак Инанны состоит из круга (озн. Небо) и шестилучевой звезды в центре (озн. Солнце), которые вместе означают - "Ясное небо".

Самый простой знак Инанны - шестилучевая звезда, внешне похожая на букву "Ж" (озн. Солнце). Знак Иштар отличается тем, что обычно состоит из восьмилучевой звезды в круге или без него.

В древнем Шумере, в каждом городе был свой главный Бог. Так, в Урюке им считался Бог неба и жена его - царица небесная Инанна (Иштар), которые очень почитались. Днем Инанны было двадцать первое марта, который приходился на день весеннего равноденствия. Многие народы Востока в этот день отмечают Новый год (например, в Казахстане, а в Иране это - науруз (озн. "Новый день"). Двадцать первого марта праздновали Новый год и скифы. Издревле на Руси Новый год также праздновали весной.

В древнем Вавилоне в период его возвышения, в т.ч. и над шумерами, были построены специальные красивые голубые ворота (цвет неба), посвященные богине Иштар, заменившей шумерскую Инанну, которая ко всему была и богиней плодородия. Часто ее изображали стоящей на льве. Многие шумерские божества со временем трансформировались у других народов в разных богов древнего мира, при этом, в основном, сохранив свои значения, но получив иные имена.

Звезда Иштар

Восьмиконечная звезда Иштар - Ашторет - Астарты, богини войны, охоты, секса, и плодородия; символ планеты Венера. Очевидно, что этот символ более поздний, чем такие базовые элементы, как точка, окружность, волна, относящиеся к раннему неолиту, и однозначно соотносится с эпохой земледелия, оседлого скотоводства и городской цивилизации ближневосточного региона.
Интересно, что в ближневосточном / семитском пантеоне Иштар была единственной настоящей богиней-женщиной, т.к. все остальные "богини" были лишь вторичными ипостасями, тенями соответствующих богов-мужчин. Существует предположение, что это верно - в обратную сторону - для Иштар: т.е. "солнечный бог" Шамаш был либо одной из ипостасей Иштар, либо она одновременно несла в себе и солнечную функцию, что хорошо объясняет наличие окружности с точкой (одна из древнейших солнечных идеограмм) посередине в звездах, которые однозначно идентифицированы как "женские". Вполне может быть, что мужская / солнечная ипостась была отнесена к отдельному богу гораздо более поздними интерпретаторами в эпоху доминирования патерналистски-ориентированных религий т.н. "авраамического куста". Также можно вспомнить о гермафродитизме многих древних божеств, который достался в наследство от сущностей Хаоса (плененная и зафиксированная метаморфность, включающая в себя все возможные варианты; в данном случае - признаки обоих полов).

"Королевская" звезда Иштар, названная так по первому из четырех аккадских королей, носивших имя Нарам-Син; а также по одноименной аккадской стеле. Здесь присутствуют все элементы: восемь лепестков и восемь групп по пять волнистых линий; и сочетаются все ипостаси Венеры как утренней и вечерней звезды. При этом символ однозначно мужской в том смысле, что ему поклонялись аккадские иерархи-мужчины. Изображение датируется примерно 2300 годом до н.э.
Этот вариант звезды Иштар использовался в личных перстнях-печатях в Вавилоне за 800 - 1000 лет до н.э.

Составная восьмиконечная звезда, обнаруженная на мозаике в одном из храмов недалеко от Иерихона (Израиль). Возраст мозаики - около 300 лет до н.э.

Еще один вариант звезды Иштар, который использовали гностики раннехристианского толка примерно в том же значении, что и предыдущий символ. Также

В данном тексте обзор наиболее распространенных вариантов Звезды Иштар. Разумеется охватить все варианты ее начертания невозможно, поэтому наряду с основными я привожу несколько весьма неожиданных.

Восьмиконечная звезда Иштар - Ашторет - Астарты, богини войны, охоты, секса, и плодородия ; символ планеты Венера. Очевидно, что этот символ более поздний, чем такие базовые элементы, как точка, окружность, волна, относящиеся к раннему неолиту, и однозначно соотносится с эпохой земледелия, оседлого скотоводства и городской цивилизации ближневосточного региона.

Интересно, что в ближневосточном / семитском пантеоне Иштар была единственной настоящей богиней-женщиной, т.к. все остальные "богини" были лишь вторичными ипостасями, тенями соответствующих богов-мужчин. Существует предположение, что это верно - в обратную сторону - для Иштар: т.е. "солнечный бог" Шамаш был либо одной из ипостасей Иштар, либо она одновременно несла в себе и солнечную функцию, что хорошо объясняет наличие окружности с точкой (одна из древнейших солнечных идеограмм) посередине в звездах, которые однозначно идентифицированы как "женские". Вполне может быть, что мужская / солнечная ипостась была отнесена к отдельному богу гораздо более поздними интерпретаторами в эпоху доминирования патерналистски-ориентированных религий т.н. "авраамического куста". Также можно вспомнить о гермафродитизме многих древних божеств, который достался в наследство от сущностей Хаоса (плененная и зафиксированная метаморфность, включающая в себя все возможные варианты; в данном случае - признаки обоих полов).

Две т.н. "полные" звезды Иштар слева и в центре, сравним со звездой Шамаша справа. Я специально подобрал наиболее различающиеся варианты (волнистые линии вместо лепестков). Еще забавнее, что волнистые линии - это вода, однозначно женская стихия. Но "усредненную" звезду Иштар от "усредненной" звезды Шамаша вообще-то не отличить.

"Королевская" звезда Иштар, названная так по первому из четырех аккадских королей, носивших имя Намар-Син; а также по одноименной аккадской стеле. Здесь присутствуют все элементы: восемь лепестков и восемь групп по пять волнистых линий; и сочетаются все ипостаси Венеры как утренней и вечерней звезды. При этом символ однозначно мужской в том смысле, что ему поклонялись аккадские иерархи-мужчины. Изображение датируется примерно 2300 годом до н.э.

Этот вариант звезды Иштар использовался в личных перстнях-печатях в Вавилоне за 800 - 1000 лет до н.э..

Составная восьмиконечная звезда, обнаруженная на мозаике в одном из храмов недалеко от Иерихона (Израиль). Возраст мозаики - около 300 лет до н.э.

"Октограмма творения" - гностический символ, обозначающий Венеру в ипостасях рождения, создания, творения нового. Здесь очень ярко проглядывает хаотическое начало.

Еще один вариант звезды Иштар, который использовали гностики раннехристианского толка примерно в том же значении, что и предыдущий символ. Также был адаптирован христианством для обозначения Вифлеемской ("рождественской") Звезды. На данный момент символ профанирован донельзя.

Очередное обозначение Венеры, на сей раз - из доколумбийского Перу (Южная Америка, культура Норте Чико). Однако не могу не заметить, что официальная версия истории доколумбийской Южной Америки во многом является чистейшим фэнтези, потому не удивлюсь, если этот символ был принесен европейцами а затем был перенят автохтонным населением ; либо его рисовали по ошибке до того, как была окончательно придумана и утверждена система символов "древних доколумбийских цивилизаций".

Весьма примечательный комбинированный символ, используемый народом Нсибиди (Nsibidi), проживающим на территории африканской страны Гана ; а также в одноименной африканской идеографической системе письма. Используется для обозначения любви между мужчиной и женщиной, состоящими в браке. Интересно, что восьмиконечная звезда (у Нсибиди она также обозначает Венеру) вписана в нестандартную гексограмму. Обычная гексограмма, известная в т.ч. как "Щит Давида", состоит из двух пересекающихся равносторонних треугольников: один, стоящий на основании, обозначает огонь (мужское начало) ; второй, стоящий на вершине - воду (женское начало). Здесь гексограмма положена на бок.

В системе письма Нсибиди обозначает священное место.

В системе письма Нсибиди обозначает то же, что и предыдущий знак. Жители восточного Готланда украшали идентичным символом женскую одежду.

Этот символ найден на Фестском Диске , относящемся по времени к минойской культуре острова Крит, и расположен в центре спирали на одной из его сторон, а также повторяется несколько раз по ходу спирали. Считается, что часть символов (в т.ч. этот) либо были привнесены на Крит из ближневосточного региона, либо сам диск был изготовлен на Ближнем Востоке.

Орнаментальный элемент, распространенный в Малой Азии и Греции. Также встречается как часть крестьянских орнаментов в Западной Европе, по-видимому является профанированной (с потерей смысла) звездой Иштар.

Этот символ встречается на греческой керамике, датируемой пятым веком до н.э.

Еще один интересный символ. Концы восьмиконечной звезды загнуты против часовой стрелки по типу саувастики, обозначающей одновременно неудачу, невезение (в т.ч. "наведенные" с через проклятие) и защиту от невезения и злых чар. Неудивительно, что данный символ использовался в поздней средневековой Западной Европе в качестве своеобразного корпоративного логотипа Вемскими Судами , в юрисдикции которых, помимо прочего, находилось делопроизводство и вынесение вердиктов по статьям о колдовстве.

Забавно, но этот вариант звезды мы можем увидеть на портрете 15 или 16 века, изображающего Влада Цепеша ; того самого, из которого Брэм Стокер сделал впоследствии Дракулу. Скорее всего символ попал в Валлахию от турков, которые в 15 веке использовали его на своих военных штандартах (как затем стали использовать прямую пентаграмму ; см. флаг Ирака, к примеру).

В астрономии используется для обозначения массы Солнца (к вопросу о солнечной ипостаси Иштар!); Джон Далтон обозначал этим знаком магнетизм.

Кто такая богиня Иштар и в чем суть ее культа?

  1. Не знаю по Иштар, но если ее зовут богиня, то, значит, она богиня. И культ ее следует понимать и
    воспринимать...
  2. если все, что появляется в голове озвучивать или описывать, могут быть проблемы, а вообще это в энциклопедию...
  3. Центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера.
  4. бахиня хецкайа! мать всех йихних бахоф! сильнойа и власнайа!
    а ф культи йийа ни сцут! эта токка окулютисты делайут! во)
  5. Иштар арабская певица
    Иштар (перс. Истар, ивр. #8206;#1506;#1513;#1514;#1512;#1514; Ашторет, др. -греч. #7944;#963;#964;#940;#961;#964;#8131; Астарта, Анунит, Нана) в аккадской мифологии - богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется с пятницей. Соответствует шумерской Инанне. Дочь Эля и жена Баала.
    ***
    Текст сохранился в двух версиях фрагмент из Ашшура (XI в. до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII в. до н. э.) . Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом Нисхождение Инанны. Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мртвых, нигде не указана.
    ***
    Иштар, в аккадской мифологии центральное женское божество, соответствует шумерской Инанне. Упоминается с сер. 3-го тыс. до н. э. Имя восходит к более древнему астар, что у восточных семитов означало богиня, у западных (в форме астарт, Астарта) было именем собственным определнной богини, а у южных - бога. Нарицательный характер слова астар способствовал поглощению образом Иштар множества шумерских и хурритских образов богинь. Напр. , хуррит. Нину или Нино стала Иштар Ниневийской, считавшейся, как и Иштар Ассирийская (Ашшурская) , супругой Ашшура (ср. также отождествление И. с Ишхарой) . Почиталась как местное божество во многих центрах Южного и Северного Двуречья (Аккад, Арбела, Ниневия, Ашшур, Ур, Урук и др.) . Может выступать под именами Анун (н) йту и Нанайя. В Уруке культ Иштар был связан с оргиастическими празднествами, включавшими самоистязания (возможно, самооскопление) , проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности жрицами - кадишту. Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. Судя по Эпосу об Эрре, попытки уничтожить обряды Иштар в Уруке делались с кон. 2-го тыс. до н. э. , но окончательно Иштар (в ипостаси Нанайи) потеряла характер богини оргиастического культа, по-видимому, лишь к концу правления Ахеменидов (5-4 вв. до н. э.) . Наиболее распространнные эпитеты - владычица богов, царица царей, яростная львица, Иштар-воительница. В иконографии Иштар иногда изображается со стрелами за спиной.

    В одни врата ее вывел и вернул ей большую тиару с ее головы.

    В другие врата ее вывел и вернул ей подвески с ее ушей.

    В третьи врата ее вывел и вернул ей ожерелье с ее шеи.

    В четвертые врата ее вывел и вернул ей щиточки с ее грудей.

    В пятые врата ее вывел и вернул ей пояс рождений с ее чресел.

    В шестые врата ее вывел и вернул ей запястья с ее рук и ног.

    В седьмые врата ее вывел и вернул ей платочек стыда с ее тела.
    ***

  6. Это такая не то ття, не то дядя... .
    Но уж очень коньяк любило)))
  7. Астарта-Иштар- богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Белая богиня. Главная женская богиня в пантеоне богов. Подробнее смотри в поисковике.
  8. Богиня Игтар это великая месопотамская и ближневосточная богиня любви и жизни. У некоторых народов она главнее всех остальных богов. Ее отцом является мудрый Энки, с которым она как-то переспала, а наутро унесла великий свиток власти и мудрости, дабы облагодетельствовать великий город Урук, к кторому она питала слабость.
    Ее сестра Эрешкигаль является богиней мира мертвых. Но однажды, когда Иштар посетила сестру в ее царстве мертвых, она была схвачена и убита. После ее смерти жизнь остановилась, и с целью вызволения любимой супруги из царства мертвых ее заменил ее муж Таммуз. Так что поменявшись местами с мужем, согласившиимся ради нее умереть, Иштар вновь вернулась в мир.
    Иштар регулярпно приставала к разным мужчинам, а однажды потребовала великого шумерского героя Гильгамеша стать ее мужем вместо умершего Таммуза, но когда тот отказался, решила ему отомстить, и в будущем делала много плохого.
    В честь Иштар в древнем мире процветала храмовая проституция: каждая женщина от малу до велика должна была сидеть у ворот храма до тех пор, пока кто-нибудь ее не трахнет, а вырученные за любовь деньги следовало отдать храму.
    И так далее. О ней можно много говорить, это нескончаемая тема
  9. Главным женским божеством вавилонского пантеона была Иштар, соответствовавшая шумерской богине плодородия Инанне. Парадоксом было, что она была богиней войны, а также богиней любви и сладострастия. В своей книге Les Religions des Babylonie et dAssyrie (Религии Вавилона и Ассирии) французский ученый Эдуар Дорм сказал об Иштар следующее: Она была богиней, госпожой, милосердной матерью, выслушивавшей молитвы и ходатайствовавшей перед гневными богами, чтобы умиротворять их.. . Она была возвышена над всеми, она стала богиней богинь, царицей всей богов, госпожой небесных и земных богов.
    Поклонники Иштар обращались к ней, как к Деве, Святой Деве и Матери-Деве. Древняя шумеро-аккадская Плачевная молитва к Иштар гласит: Я молю тебя, Госпожа над госпожами, богиня богинь, Иштар, царица всех народов.. . О, обладательница всей божественной силы, носящая корону суверенной власти.. . Часовни, святые места, священные участки и храмы ожидают тебя.. . Где нет твоих изображений?. . Воззри на меня, о, моя Госпожа; прими моления мои.
    Ориенталист Эдуар Дорм говорит о распространении культа Иштар. Он распространился во всей Месопотамии, и самой Иштар или богиням, носящим другие имена, но с подобными признаками, поклонялись в Египте, Финикии и Ханаане, а также в Анатолии (Малая Азия) , Греции и Италии.
    Главным женским божеством материнства в Египте была Исида. Историк Г. Дж. Уэллс писал: Исида привлекла многих набожных людей, которые посвящали ей свою жизнь. На изображениях в храме она представлялась увенчанной Небесной Царицей с младенцем Гором на руках. Свечи горели и капали перед ней, и восковые жертвоприношения по обету висели над алтарем (The Outline of History). Поклонение Исиде было крайне популярным в Египте. Оно распространилось и по всей области Средиземного моря, главным образом в Греции и Риме, и достигло даже Западной и Северной Европы.
    В северо-западной части Анатолии противообраз Иштар назывался Кибелой, которая была известна как Великая Мать богов. Она также называлась Производительницей всех, Кормилицей всех, Матерью всех благословленных. Из Анатолии этот культ Кибелы сначала распространился на Грецию, а потом на Рим, где он просуществовал еще довольно долго в нашей эре. К поклонению этой богине плодородия принадлежали дикие танцы, жрецы наносили себе кровавые раны, кандидаты на жречество оскопляли себя, и устраивались процессии, в которых с большой помпой носили статую богини.

    Первобытные греки поклонялись богине Матери Земли по имени Гея. Но в пантеон этого народа вошли похожие на Иштар богини, например, Афродита, богиня плодородия и любви, Афина, богиня войны и Деметра, богиня земледелия.
    Венера была римской богиней любви и отождествлялась с греческой Афродитой и вавилонской Иштар. Но римляне поклонялись и богиням Исиде, Кибеле, и Минерве (греческая Афина) , которые тем или иным образом были отражением вавилонского прототипа Иштар.

Имя: Иштар (Inanna)

Страна: Древняя Месопотамия

Создатель: мифология

Деятельность: вавилонская царица

Семейное положение: не замужем

Иштар: история персонажа

Персонаж шумерской мифологии, богиня войны, секса и плодородия. Также олицетворяет планету Венера. Атрибуты богини Иштар - львы и восьмиконечные звезды. Персонажа обычно изображали крылатой женщиной, вооруженной луком и стрелами. Иштар поклонялись всюду на территории древней Месопотамии. С именем богини были связаны такие религиозные практики, как ритуальная проституция.

История происхождения


Имя богини происходит от древнего слова «астар». В прасемитских языках так называли планету Венера. Поскольку древние считали, что Венера, видимая лучше всего утром и вечером - это две разных звезды, то и имен у небесного тела было два. Мужское - Астар, или «утренняя звезда», и женское - Астарт, или «вечерняя звезда».

В одних семитских культурах это разделение сохранилось и закрепилось в мифологии, а в других, в частности, шумеро-аккадской - два аспекта Венеры слились в едином мифологическом персонаже. Поэтому богине Иштар свойственна андрогинность - признаки и мужского, и женского полов. Иштар - богиня одновременно войны, секса и деторождения.


Кроме того, в восточносемитских языках, на которых говорили предки древних шумеров и аккадцев, слово «астар» означало богиню вообще. Из-за того, что имя богини использовалось как нарицательное, вышло так, что Иштар поглотила множество других месопотамских божеств, чьи образы слились с представлениями об Иштар. Аккадцы знали богиню под именем Иштар, а у шумеров то же божество носило имя Инанна.

Мифы и легенды

К Иштар в ее ипостаси богини войны обращались аккадские цари, поэтому Иштар получила эпитет «царица царей», а также Ануннит, или «Иштар-воительница». Считается, что Иштар восседает на божественном престоле вместе с мужем, верховным богом неба Ану, и тот советуется с супругой, когда принимает решения, потому что Иштар мудра и проницательна. Боги склоняются перед четой правителей, а люди испытывают страх перед ликом Иштар.


Считается, что могущественная богиня держит в руках судьбы сущего, однако при этом образ Иштар пленяет и вызывает влечение. Глаза богини переливаются цветами радуги, а уста источают мед. Иштар дает людям удачу и жизненные силы. Богиня благосклонна к покорным почитателям, взаимно влюбленным и людям с благими намерениями.

Два мифа, касающихся Иштар, описаны в «Эпосе о Гильгамеше» и тексте, повествующем о том, как богиня ходила в Преисподнюю. В одном из них Иштар отправляется в земли мертвых. Богиня становится под дверьми Преисподней и велит, чтобы те отперли. А иначе Иштар сама расколотит ворота и выведет мертвецов, которые станут пожирать живых. Как видим, идея зомби-апокалипсиса не нова. Сестра Иштар, владычица подземного царства Эрешкигаль, в испуге велит впустить богиню.


Иштар приходится пройти семь врат подземного мира, и у каждых ворот богиня оставляет часть собственного облачения, так что в результате предстает перед Эрешкигаль обнаженной. Одежды Иштар также наделены волшебными силами, и лишенная их богиня становится слабой. Эрешкигаль разгневана и велит запереть Иштар.

На земле из-за отсутствия Иштар прекратились процессы размножения. Боги отправляют к Эрешкигаль посланника. Тот вынуждает владычицу подземного царства отпустить Иштар, однако Эрешкигаль требует, чтобы богиня нашла себе замену. Иштар проходит обратно семь ворот, возвращает собственные одежды и выбирается из царства мертвых, однако вместо богини в мир мертвых должен спуститься Таммуз, возлюбленный богини.

В «Эпосе о Гильгамеше» герой ходил в далекий поход и возвращается с удачей. Перед ним предстает богиня Иштар, которая предлагает взять ее в жены, а взамен обещает, что перед героем склонятся государи и владыки и принесут дары, стада героя станут втройне плодороднее, а животные станут полны жизненной силы.


Гильгамеш обещает неизменно приносить Иштар щедрые жертвоприношения, но брать богиню в жены отказывается, поскольку та известна непостоянством и вероломством. У богини было много любовников, которых Иштар предала. Среди них Таммуз, отправленный в царство мертвых, а также несколько персонажей, обращенных богиней в животных.

Ответ Гильгамеша оскорбляет Иштар, и та отправляется на небо, где жалуется на героя отцу и матери. Богиня требует, чтобы те создали для нее громадного быка, и снова грозит зомби-апокалипсисом в случае, если ей не дадут того, чего она хочет. Божественный отец выполняет просьбу Иштар, и громадный бык спускается с неба.

На земле зверюга выпивает реку Евфрат и принимается убивать людей, но герой Гильгамеш победил чудовищного быка и принес в жертву. Богиня смотрит на это со стены города Урук и проклинает героя, а спутник Гильгамеша Энкиду швыряет в Иштар оторванную ногу быка. Над этой ногой богиня плачет вместе с блудницами, которых созывает для этого. Этот эпизод в биографии богини заканчивается не к чести Иштар.


Блудницы напрямую связаны с богиней Иштар. В рамках культа Иштар практиковалась иерогамия - «священный брак», сексуальный ритуал, в ходе которого люди исполняли роли мужских и женских божеств, заключающих между собой брак. Ритуал проводили обычно правитель шумерского города и верховная жрица Иштар.

В городе Урук проходили празднества в честь Иштар, которые носили черты оргии. Например, особые жрицы в ходе этих празднеств приносили в жертву богине девственность. Урук именовался «городом священных проституток», а Иштар считалась покровительницей блудниц.

Иштар в культуре

Американский писатель-фантаст первой половины ХХ века Абрахам Меррит в 1924 году опубликовал мистико-приключенческий роман «Корабль Иштар». По сюжету герой находит некий древний камень, внутри которого скрыта модель античного корабля. Эта игрушка оказывается магическим предметом, благодаря которому героя заносит в непонятный мир, находящийся вне пространства и времени. Там, на некоем проклятом корабле, двое вавилонских богов - Нергал и Иштар - сошлись в бесконечной битве.


Образ богини Иштар присутствует в романе «Американские боги». По мотивам романа был снят одноименный сериал, первый сезон которого вышел в 2017 году. По сюжету, Иштар забыта людьми как древняя богиня плодородия, распри и весеннего пробуждения природы, но все же неплохо приспособилась к текущей версии реальности, став Пасхой.

Теперь это светская дамочка-блондинка в весенних цветах, богиня пасхальных кроликов. В одном из эпизодов мистер Среда напоминает Пасхе о тех деньках, когда героиня звалась Иштар и царила над несметными толпами верующих.

Пасху в первом сезоне играет актриса Кристин Ченовет. Известно, что после первого сезона Ченовет покинула сериал, пока не известно, кто будет исполнять роль Пасхи во втором сезоне и планируется ли присутствие этого персонажа в сериале.


Богиня Иштар появляется и в вымышленной вселенной комиксов «DC». В 2001-2002 годах вышли три книги комиксов серии «JLA Gatekeeper», где фигурирует персонаж Ishtar - древняя ассирийская богиня любви, плодородия и войны. Богиня появляется также в комиксах «Песочный человек» («The Sandman») Нила Геймана, в арке «Тhe Brief Lives». Героине известен танец блаженства и разрушения, посредством которого можно убить все живые существа в округе.

Астарот и Буэр: Дети богини Иштар

Читать статьи по мифологии и религии - моя любимая форма мазохизма. И если читаешь книгу, то белые пятна еще не так бросаются в глаза, ведь писал ее один автор, а вот если Википедию… Статьи Википедии собраны сразу со многих источников, выдавая основное и среднее арифметическое по искомой теме. И если в статьях по химии или истории всё худо-бедно причесано под одну гребенку, то в статьях по мифологии в соседних абзацах спокойно можно встретить совершенно противоречивую информацию. И никого не смущает, что двадцатью словами ранее говорилось совсем другое.
Особенно остро эта проблема стоит для статей о «крупных» и древних божествах - чем старее божество, тем шире было распространение его культа. А чем шире культ, тем больше имен и вариаций истории этого несчастного. Потому что каждый народ описывал одно и то же божество по разному, давая (и слыша) разные его имена, видя разные ипостаси и события, связанные с ним. Так славянская Мара, европейская Альба и индийская Дхумавати - одно и то же божество, о чем можно смутно догадаться разве что по описанию да сферам. Одно божество появляется под сотнями разных имен, а другие буквально слеплены из двух-трех. Часто бывало и так, что у самого божества менялись обстоятельства жизни, например, оно теряло или меняло супругу, на место которой приходила новая. И тут у историков появляется новая головная боль: почему сначала у бога Н жена красавица, но вредная, а потом вдруг стала тихоня и попроще внешностью? Эта вот такая перемена характера, или это у него новая дама?… А если перемен 2-3, то и вовсе без бутылки уже не разобраться.
С восточными божествами ситуация особенно острая, потому что тех же семитских племен в древности было огромное количество, каждое говорило на своем диалекте, и в наше время уже очень трудно понять, описывали ли они разных божеств, или этот внушительный список имен - одно и то же лицо, названное на разные лады финикийцами да шумерами.
Тут путь один - выключать ноутбук и включать собственные уши.
Про Лилит мы худо-бедно разобрались, следующим пунктом в «распутывании макраме» будет Астарта . Она же Иштар. Она же — демон Астарот . Она же Ашерах, Ашерат, Аштарт, Ашера, Ашират. Атаргатис, Анат, Атаргатида, Атаргата, Тарата, Аштарот, Ашторет, Аштерт… Инанна ?
История настолько же глупая, насколько запутанная. В одних источниках это жена бога Ваала . В других - отдельное божество непонятного полу (а Астарот тогда кто?!). Давайте разберемся, почему так сложилось.

В текстах Угарита Иштар упоминается как богиня моря и покровительница царей, а финикийцы считали ее олицетворением Матери Природы. В землях Ханаана строились города, покровительницей которых была Астарта . Финикийские Сидон и Бейрут были центрами поклонения этой богине, где она считалась главным женским божеством, а также являлась богиней земного плодородия, материнства и любви. Сидонские цари являлись её верховными жрецами, а их супруги - жрицами. В Иерусалимской земле существует долина Ашера, названная в честь этой богини.
На самом деле, тут приходит на ум шутка из сериала «Клиника», где девушку Уборщика звали Девушка. Само по себе слово Иштар и его вариации - не есть имена собственные, а всего лишь восточно-семитское слово «богиня», применимое к любой абсолютно богине тамошних земель. За счет чего это «имя» в свое время поглотило немыслимое количество культов и богинь помельче. Та же история происходила с Баал ом - Ваалом. Баал возглавлял круг божеств в городах Финикии и позднее имя его становится нарицательным, а не собственным, отсюда Ваал и Астарта , которые несли обобщающее наименование всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. Например, хурритская Нино тоже стала Иштар . И чем плотнее братались народы и перенимали друг у друга информацию и культуру, тем жестче становилась путаница, потому что события и у самих богов не стояли на месте — они женились, расходились, рожали детей, умирали… Записывать эту Санта-Барбару видящие жрецы не всегда успевали, а учитывая что одно божество могло быть в 3-5 разных пантеонах, масштаб информационной катастрофы становится трудно оценимым.
Спустя века богиня Иштар уже начинает менять пол и демонизироваться - откуда то появляется Астарот (ну просто богиня какая-то, а не демон !) и под таким именем этот винегрет попадает в средневековые трактаты по демонам. Я смотрю, смена пола и демонизация (как у Сатанаэль-Гекаты) - это вообще тенденция у древних богинь.
Остановимся, пожалуй, на шумерах…
Иштар являлась центральной фигурой аккадского пантеона, идентично шумерской богине любви и плодородия Инанне, о которой мы и поговорим, чтобы было понятно, откуда у истории Буэр а и его брата растут ноги.
Инанна - центральное женское божество у шумеров, информации о которой очень мало, а в основном только противоречивые мифы. Поэтому в качестве дополнительной хохмы можно почитать про Исиду, вы не ошибетесь, это одно лицо. В какой-то момент ее также активно путали с женой Яхве - Софией.
На самом деле, эта неуловимая Иштар — одна из дочерей Лилит , третья по счету, которая в свое время очень плотно привязалась к физическому миру и вообще стихии Земли. Супругов и любовников у нее было очень и очень много, и каждая их смена теперь выставляется в мифологии как «непонятное вытеснение старой богини, супруги бога, и появление культа Инанны ». Инанна просто находила очередного интересного для себя мужчину, а культ этого мужчины подхватывался народной мифологией. Были в ее личном списке и многие детишки Баала, так любимые греками, был Осирис, был бог Ану, были демоны, были и совсем незнакомые человеческой науке имена, например демон Азавин, ее четвертый супруг.
От этой родственной связи с Нижними Мирами и появляется «демоническая» составляющая Иштар-Исиды-Инанны — ее тесная связь с Венерой и темными энергиями. Финикийцы напрямую связывали Иштар с Венерой и утренней путеводной звездой, символом мореплавателей, для них она была скорее богиней моря.
Поэтому двойственность ее культов (то она жестокий воин и темная, то она мамаша-богиня полей) объясняется легко - происхождение и последующие браки. Сама она родом из Низов, и в разное время жила то в стихийных слоях, то в Верхних мирах, то возвращалась домой в Нижние. Отсюда и странные скачки - то она покровительствует морю и морякам, то женщинам, то воинам, то плодородию, то вдруг становится олицетворением Венеры, а потом вдруг пропадает из активных пантеонов… В мифах можно встретить много упоминаний Иштар в борьбе с Ямму, как называли в Ханаане бога Яхве. А с чего бы ей и ее супругу с ними бороться, если бы не история с захватом власти и прочими радостями тоталитарного режима Верхних Миров?
Первым супругом Инанны был элементаль по имени Таммуз. Бог воды, плодородия и цикличного воскресания природы, благодаря которому менялись времена года, цвели цветы и зрели плоды. У финикийцев он звался Адон, откуда перекочевал к грекам под именем Адонис — вечно юный и бесконечно воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. Отсюда вторая, земляная часть культа Иштар , богини-матери и богини плодородия.
От этого кудрявого юноши у Инанны появилось двое сыновей, близнецы-первенцы, Маравим и Буэр . Удивительное сочетание Земли и Тьмы, земной природы и обратной стороны Света.
Росли эти двое - как трава у дороги, потому что их мать по меркам того времени, можно было сравнить с безалаберной светской львицей. Она оставляла детей где придется, могла упорхнуть на какие-нибудь тусовки или людские праздники, и в целом ее сыновья скорее страдали от нее, чем набирались чего-то хорошего.
И в какой-то момент она фактически оставила их бабушке, потому что увлекалась новым мужчиной, уже из Верхних Миров. Бог по имени Ан дал Инанне третью составляющую культа, небесную, а еще массу проблем, потому что в штыки не принял ее «земляных и темных» детей и дело грозило детоубийством юных инфернов. А доходило там уже до рукоприкладства и угроз, поэтому Маравим и Буэр надолго осели в Нижних мирах, вдали от матери.
Рожденные в совершенно другом мире, они не имели каких-либо местных титулов, и это было реальной проблемой для феодального общества. Тогда намного более строгого.
Главным их наставником стал Герцог Азавин (ударением на И), которого пригласили обучать близнецов важным наукам. В Лемегетоне он не упоминается (счастливчик!), но личность эта исключительно добросердечная и интересная. Этот одинокий инферн, покровительствующий натурфилософии и работе со стихиями, взял братьев под крыло и долгие годы возился с ними как с родными. В ходе обучения, он и сам привязался к мальчикам, тем более что они проявляли исключительный талант ко всем его наукам. Что в итоге закончилось очень странно и резко: Инанна, с возрастом успокоившись и пресытившись приключениями, обратила внимание на обходительного герцога и, в очередной раз вернувшись в Нижние миры, вышла за него замуж, обеспечив детям необходимый титул герцогов и живого, любимого отчима.

Так вот об Астарот е.
В Лемегетон е есть очень много богов, которых намеренно демонизировали и исковеркали, того же Зевса и Баала, но Астарте пришлось хуже всего — из нее сделали еще и мужчину, демона Астарота . Сигила Астарота , еще со Средних веков гулявшая по гримуарам и трактатам, всегда пустовала, потому что демона с именем «богиня» (лол) физически никогда не существовало в природе. Это был бы истинный фарс, уже не девушка по имени Девушка, а юноша по имени Девушка. Зато на нее охотно приходили всякие, не обремененные совестью низшие инферны - бесы, черти, и всякий сброд, охочий до потешания над «демонологом», который не видит дальше своей книжки и ее непонятных слов.
И в какой-то момент, молодой герцог Маравим решил прекратить беспредел, переняв на себя функции этого очередного демона Шрёдингера, который как бы и есть, а как бы и нет. И с довольно давних пор, вызывая Астарот а, вы попадаете именно на Маравима, сына Астарты.

Оба брата в данный момент являются активными инфернами, сферы их работы и интересов совпадают - это натурфилософия и всё, что связано с ресурсами земли и планет. Это работа со стихиями, очень широкий охват ведической и шумерской астрологии, травничество, работа с минералами, друидические техники… Словом, эти

двое очень активно используют обе стороны своей стихийной сущности: Тьму и Землю. Будучи детьми бога Земли, они идеально работают с землей и ее дарами. Будь то геомантия или фен шуй.
Маравим и Буэр являются близнецами, Маравим формально старший. На вид им около 30, темные волосы, синие глаза с вертикальным зрачком, Буэр носит бороду. Предпочитают светлые одежды и странный ее стиль, смесь какой-то средневековой классики и футуризма.

Вызывается Маравим охотнее на собственное имя, и, как и Буэр — на зеленые свечи и травы, очень любит фимиамы из трав и масел, особенно базилик, полынь, ландыш и тысячелистник, а также масло ладана.

PS: Лемегетон овский Фурфур — сын Маравима. О чем мы поговорим в другой раз 🙂

(c) Mylene Maelinhon \ материал Archaic Heart