Замечательные жизнь и творчество йозефа гайдна. Гайдн, Йозеф – краткая биография События в жизни йозефа гайдна

Гайдном написано 104 симфонии, первая из которых была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя - в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.

Жанр симфонии в творчестве Гайдна эволюционировал от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к «Парижским» и «Лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра, характерные типы тематизма и приемы развития.

Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкальногоязыка-жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованныеиз фольклорныхисточников.Включенныевсложныйпроцесссимфонического развития,ониобнаруживаютновыеобразные,динамическиевозможности.

В зрелых симфониях Гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов (струнные, деревянные и медные духовые, ударные).

Почти все гайдновские симфонии непрограммны, они не имеют какого-то определенного сюжета. Исключение составляют три ранних симфонии, названные самим композитором «Утро», «Полдень», «Вечер» (№№6, 7, 8). Все другие названия, данные симфониям Гайдна и закрепившиеся в практике, принадлежат слушателям. Некоторые из них передают общий характер произведения («Прощальная» - № 45), другие отражают особенности оркестровки («С сигналом рога» - № 31, «С тремоло литавр» - № 103) или акцентируют какой-то запоминающийся образ(«Медведь» - № 82, «Курица» - № 83, «Часы» - № 101). Иногданазвания симфоний связаны с обстоятельствами их создания или исполнения («Оксфордская» - № 92, шесть «Парижских» симфоний 80-х годов). Однако сам композитор никогда не комментировал образное содержание своей инструментальной музыки.

Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни - серьезные, драматические, лирико-философские, юмористические - приведены к единству и равновесию.

Гайдновский симфонический цикл, как правило, содержит типичные четыре части (allegro , andante , менуэт и финал), хотя порою композитор увеличивал количество частей до пяти (симфонии «Полдень», «Прощальная») или ограничивался тремя (в самых первых симфониях). Иногда ради достижения особого настроения он изменял обычную последовательность частей (симфония № 49начинается скорбным adagio ).

Законченные, идеально уравновешенные и логическивыстроенныеформычастей симфонического цикла (сонатная, вариационная, рондо и др.) включают элементы импровизационности,замечательныеотклоненияинеожиданностиобостряют интересксамомупроцессуразвитиямысли,всегдаувлекательному, наполненному событиями. Излюбленныегайдновские«сюрпризы»и«розыгрыши» помогали восприятию самого серьезного жанра инструментальной музыки.

Среди многочисленных симфоний, созданных Гайдном для оркестра князя Николая I Эстергази, выделяется группа минорных симфоний конца 60-х - начала 70-х годов. Это симфонии№ 39 ( g - moll ),№ 44 («Траурная», е- moll ),№ 45 («Прощальная», fis-moll)и№ 49 (f-moll, « La Passione , то есть связанная с темой страдания и смерти Иисуса Христа).

«Лондонские» симфонии

Высшим достижением гайдновского симфонизма считаются его 12 «Лондонских» симфоний.

«Лондонские» симфонии (№№ 93-104) были написаны Гайдном в Англии, во время двух гастрольных поездок, устроенных известным скрипачом и концертным предпринимателем Саломоном. Первые шесть появились в 1791-92 годах, еще шесть - в 1794-95 годах, т.е. уже после смерти Моцарта. Именно в «Лондонских» симфониях композитор создал свой, не похожий ни на кого из его современников, устойчивый тип симфонии. Эта типичная для Гайдна модель симфонии отличается:

Все «Лондонские» симфонии открываются медленными вступлениями (кроме минорной 95-й). Вступления выполняют многообразные функции:

  • Они создают сильный контраст по отношению ко всему остальному материалу I части, поэтому в дальнейшем ее развитии композитор, как правило, обходится без сопоставления разнохарактерных тем;
  • Вступление всегда начинается с громкого утверждения тоники (пусть даже одноименной, минорной - как, например, в симфонии № 104) - а это значит, что главная партия сонатного allegro может начаться тихонько, исподволь и даже сразу отклониться в другую тональность, что создает устремленность музыки вперед, к предстоящим кульминациям;
  • Иногда материал вступления становится одним из важных участников тематической драматургии. Так, в симфонии № 103 (Es-dur, «С тремоло литавр») мажорная, но сумрачная тема вступления появляется и в разработке, и в коде I части, причем в разработке она становится неузнаваемой, сменив темп, ритм и фактуру.

Сонатная форма в «Лондонских симфониях» весьма своеобразна. Гайдн создал такой тип сонатного allegro , в котором главная и побочная темы не контрастны друг другу и нередко вообще строятся на одном и том же материале. Однотемны, например, экспозиции симфоний №98, 99, 100, 104. В I части симфонии № 104 ( D - dur ) песенно-танцевальная тема главной партии изложена одними струнными на p , лишь в заключительном кадансе вступает весь оркестр, неся с собой задорное веселье (такой прием стал художественной нормой в «Лондонских» симфониях). В разделе побочной партии звучит та же тема, но только в доминантовой тональности, причем в ансамбле со струнными теперь поочередно выступают деревянные-духовые.

В экспозициях I частей симфоний № 93, 102, 103 побочные темы строятся на самостоятельном, но не контрастном по отношению к главным темам материале. Так, например, в I части симфонии № 103 обе темы экспозиции задорны, жизнерадостны, в жанровом отношении близки австрийскому лендлеру, обе мажорны: главная - в основной тональности, побочная - в доминантовой.

Главная партия:

Побочная партия:

В сонатных разработках «Лондонских» симфоний господствует мотивный тип развития . Это обусловлено танцевальным характером тем, в которых огромную роль играет ритм (танцевальные темы легче членятся на отдельные мотивы, чем кантиленные). Развитию подвергается наиболее яркий и запоминающийся мотив темы, причем не обязательно начальный. Например, в разработке I части симфонии № 104 разрабатывается мотив 3-4 тактов главной темы, как наиболее способный к изменениям: он звучит то вопросительно и неуверенно, то грозно и настойчиво.

Развивая тематический материал, Гайдн проявляет неистощимую изобретательность. Он использует яркие тональные сопоставления, регистровые и оркестровые контрасты, полифонические приемы. Темы нередко сильно переосмысливаются, драматизируются, хотя больших конфликтов не возникает. Строго соблюдаются пропорции разделов - разработки чаще всего равны 2/3 экспозиций.

Излюбленной у Гайдна формой медленных частей являются двойные вариации , которые иногда так и называют «гайдновскими». Чередуясь между собой, варьируются две темы (обычно в одноименных тональностях), различные по звучности и фактуре, но интонационно близкие и потому мирно друг с другом соседствующие. В такой форме написано, например, известнейшее Andante из 103 симфонии : обе его темы выдержаны в народном (хорватском) колорите, в обеих обыгрывается восходящее движение от T к D , пунктирный ритм, присутствует альтерация IV ступень лада; однако минорная первая тема (струнные) носит сосредоточенно-повествовательный характер, а мажорная вторая (весь оркестр) - маршевый и энергичный.

Первая тема:

Вторая тема:

Встречаются в «Лондонских» симфониях и обычные вариации, как например в Andante из 94 симфонии. Здесьварьируется тема, отличающаяся особой простотой. Эта нарочитая простота заставляете течение музыки внезапно прерывает оглушительный удар всего оркестра с литаврами (это и есть тот «сюрприз», с которым связано название симфонии).

Наряду с вариационной, композитор нередко использует в медленных частях исложную трехчастную форму , как, например, в симфонии№ 104 . Все разделы трехчастной формы содержат здесь что-то новое по отношению к начальной музыкальной мысли.

По традиции медленные части сонатно-симфонических циклов - это центр лирики и певучего мелодизма. Однако гайдновская лирика в симфониях явно тяготеет к жанровости. Многие темы медленных частей опираются на песенную или танцевальную основу, обнаруживая, например, черты менуэта. Показательно, что из всех «Лондонских» симфоний ремарка «певуче» присутствует только в Largo 93 симфонии.

Менуэт - единственная часть в симфониях Гайдна, где в обязательном порядке присутствует внутренний контраст. Гайдновские менуэты стали эталоном жизненной энергии и оптимизма (можно сказать, что индивидуальность композитора - черты его личного характера - проявились здесь наиболее непосредственно). Чаще всего это живые сценки народного быта. Преобладают менуэты, несущие традиции крестьянской танцевальной музыки, в частности, австрийского лендлера (как,например, в симфонии № 104 ).Более галантный менуэт в «Военной» симфонии, причудливо-скерцозный (благодаря острой ритмике) - в симфонии № 103 .

Менуэт симфонии №103:

Вообще, подчеркнутая ритмическая острота во многих гайдновских менуэтах настолько видоизменяет их жанровый облик, что, по-существу, прямо подводит к бетховенским скерцо.

Форма менуэта - всегда сложная 3-частная da capo с контрастным трио в центре. Трио обычно мягко контрастирует с основной темой менуэта. Очень часто здесь действительно играют лишь три инструмента (или, во всяком случае, фактура становится более легкой и прозрачной).

Финалы «Лондонских» симфоний все без исключения мажорны и радостны. Здесь в полной мере проявилась предрасположенность Гайдна к стихии народного танца. Очень часто музыка финалов вырастает из подлинно народных тем, как в симфонии № 104 . Ее финал основан на чешской народной мелодии, которая изложена таким образом, что ее народное происхождение сразу очевидно - на фоне тонического органного пункта, подражающего волынке.

Финал поддерживает симметрию в композиции цикла: он возвращает к быстрому темпу I части, к действенной активности, к жизнерадостному настроению. Форма финала - рондо или рондо-соната (в симфонии № 103 ) или (реже) - сонатная (в симфонии № 104 ). В любом случае она лишена каких-либо конфликтных моментов и проносится, подобно калейдоскопу пестрых праздничных образов.

Если в самых ранних симфониях Гайдна духовая группа состояла лишь из двух гобоев и двух валторн, то в поздних, лондонских, систематически встречаетсяполный парный состав деревянных духовых (включая кларнеты), и в ряде случаев также трубы и литавры.

Симфония № 100, G-dur получила название «Военной»: в ее Allegretto публика угадывала чинный ход гвардейского парада, прерываемого сигналом военной трубы. В № 101, D-dur тема Andante разворачивается на фоне механического «тиканья» двух фаготов и pizzicato струнных, в связи с чем симфония была названа «Часы».

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ОВЕН

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АВСТРИЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «СТРУННЫЙ КВАРТЕТ РЕ МИНОР»

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В МНОГОЧИСЛЕННЫХ СЦЕНАХ СВАДЕБ НА ЭКРАНЕ. В ТОМ ЧИСЛЕ В ФИЛЬМЕ «СВАДЕБНЫЕ ПРИЛИПАЛЫ».

МУДРЫЕ СЛОВА: «Я БЫЛ ОТРЕЗАН ОТ МИРА. ВОКРУГ НЕ БЫЛО НИКОГО, КТО БЫ СМУЩАЛ МЕНЯ ИЛИ ИЗВОДИЛ. Я БЫЛ ОБРЕЧЕН НА ОРИГИНАЛЬНОСТЬ».

На протяжении тридцати лет Йозеф Гайдн был слугой. Следует признать, высокопоставленным слугой, и все же, как обыкновенный повар, он ежедневно выслушивал распоряжения своих хозяев.

Слуга, по определению, обязан постоянно кланяться, шаркать ножкой и всячески лебезить, однако преимущества его положения также очевидны. Многие годы у Гайдна была публика, всегда готовая слушать его сочинения, качественный оркестр под рукой и досуг, чтобы заниматься тем, что его более всего интересовало в музыке.

Разумеется, Гайдн был счастлив, когда в конце концов оказался предоставленным самому себе, но пользы, которую принесли ему годы, проведенные в услужении, он никогда не отрицал. Этот опыт помог ему превратиться в одного из самых оригинальных - и влиятельных - композиторов своего времени.

СИЛЕН ТАЛАНТОМ, БОГАТ НИЩЕТОЙ

Гайдн родился в семье колесных дел мастера в австрийской деревне Рорау неподалеку от венгерской границы. Его отец Матиас самостоятельно выучился играть на арфе и долгими зимними вечерами развлекался тем, что наигрывал народные мелодии. Второй сын Матиаса, Йозеф, с ранних лет подпевал отцу красивым высоким голосом. Родители отметили, что мальчик на удивление точно попадает в ноты. Рорау мало что могла предложить музыкально одаренному ребенку, и когда Гайдну было всего шесть лет, его отправили в город Хайнбург к пожилому родственнику, школьному учителю.

В Хайнбурге Гайдн провел два года, постигая различные премудрости, но по-настоящему заманчивые горизонты открылись перед ним, когда в городе побывал проездом директор капеллы венского собора Св. Стефана. Услышав, как поет юный Гайдн, венский музыкант определил его в соборный хор мальчиков.

Увы, мальчишечьим сопрано уготована короткая жизнь. Подростком Гайдн, беспокоясь за свое будущее, всерьез подумывал сохранить голос, пополнив ряды кастратов, но отец каким-то образом узнал о его планах и срочно выехал в Вену, чтобы помешать сыну их осуществить. Когда у Гайдна сломался голос, директор хора немедленно его уволил. Шестнадцатилетний юноша оказался на улице с тремя рубашками, потрепанным пальто и обширными музыкальными познаниями.

КУЛИНАРНЫЙ СЕКРЕТ ФРАУ ГАЙДН

По счастливой случайности Гайдн встретил отзывчивого знакомого, который не позволил ему спать на улице. Спустя некоторое время Гайдн «разбогател» настолько, что смог снять себе жилье в Вене - убогую комнатенку на шестом этаже без печки и даже без окна; но он сумел наскрести на пианино, а больше ему ничего и не надо было.

Играя в венских оркестрах, изредка исполнявших его собственные сочинения, Гайдн постепенно привлек внимание знатных меломанов, и в 1759 году он получил место капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Таким образом у молодого человека появилось достаточно средств, чтобы жениться. Он влюбился в Терезу Келлер, дочь постижёра, но родители постановили отдать Терезу в монахини. Однако Келлеры, наметанным глазом увидев в Гайдне добротного жениха, уговорили его жениться на сестре Терезы - Марии-Анне.

Если этот союз и внушал кому-либо трепетные надежды, очень скоро они были развеяны в прах. Мария-Анна, будучи старше мужа, обладала сварливым характером, но ее самый непростительный изъян - с точки зрения мужа - состоял в том, что она совершенно не интересовалась музыкой. «Ей все равно, за кем быть замужем - за сапожником или художником», - жаловался Гайдн. Детей у них не было, и спустя несколько лет семейная жизнь свелась к сценам ревности и взаимным оскорблениям. По слухам, фрау Гайдн использовала партитуры мужа в качестве бумаги для выпечки.

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ

Несмотря на семейные трудности, дела у Гайдна шли отлично. В 1761 году его взяли помощником капельмейстера к князю Палу Анталу Эстерхази, богатому и влиятельному венгерскому дворянину, имперскому фельдмаршалу и, кстати, покровителю музыкантов. Гайдну предписывалось дирижировать вышколенными оркестром и хором Эстерхази и сочинять музыку как для ежедневного пользования, так и для особых случаев, а взамен композитору полагалось завидное жалованье, уютное жилье и щедрая дотация на приобретение одежды. Семейство Эстерхази было настолько довольно Гайдном, что с ним не захотели расставаться, когда князь Пал Эстерхази умер и титул перешел к его младшему брату Миклашу, который позднее назначил Гайдна главным капельмейстером.

Высокая должность не отменяла того факта, что Гайдн оставался на положении слуги - в его контракте содержалось недвусмысленное требование ежедневно являться к князю за распоряжениями. Гайдн потратил немало сил и времени, угождая самолюбивому князю и придворным; его письма пестрят льстивыми фразами («лобзаю край вашей мантии»!), без которых обращение слуги к знатному вельможе было немыслимо. Одной из самых сложных обязанностей Гайдна было посредничество между оркестрантами и двором; за доброту и щедрость по отношению к музыкантам его прозвали Папа Гайдн.

ДЕКОЛЬТЕ КОКЕТЛИВОЙ ГРАФИНИ ТАК ПОРАЗИЛО МОЛОДОГО И НЕЖЕНАТОГО ГАЙДНА, СИДЕВШЕГО ЗА КЛАВЕСИНОМ, ЧТО БЕДНЯГУ БРОСИЛО В ЖАР.

Каждую весну княжеский двор выезжал в загородное поместье Эстерхази, где оставался до поздней осени. Зимы в Вене были прискорбно короткими, и в итоге Гайдн провел тридцать лет в стороне от музыкальной жизни. В изоляции ему пришлось экспериментировать на свой страх и риск. Не обладая ни блестящей интуицией Моцарта, ни самозабвенным интересом Баха к теории музыки, Гайдн продвигался вперед не впечатляющими рывками, но медленно, шаг за шагом. Со временем он стал замечательным композитором и музыкальным реформатором. Он преобразил симфоническую форму, сделав ее такой, какой мы ее знаем сегодня. По сути, он создал струнный квартет, раз и навсегда определив его структуру, в рамках которой композиторы с тех пор и творят. Хотя многие сочинения Гайдна появлялись лишь с единственной целью потрафить вкусам патронов (он написал бессчетное количество трио с участием любимого струнного инструмента князя Миклаша - баритона, ныне вышедшего из употребления, - и немало комических опер для придворного театра в поместье Эстергази), однако Йозеф Гайдн создавал и другие произведения, те, что завоевали признание слушателей стройностью, изяществом и жизнеутверждающей интонацией.

НАКОНЕЦ-ТО СВОБОДЕН

Почти тридцатилетнее вынужденное затворничество закончилось в 1790 году со смертью князя Миклаша. Наследовал Миклашу его сын Антон, к музыке не расположенный. В результате Гайдн обрел свободу в профессиональной жизни. (В личной жизни он тоже чувствовал себя свободным от обязательств; с некоторых пор они с Марией-Анной жили раздельно, и Гайдн заводил романы на стороне, неизменно благопристойные.) Он проехал по Англии и Италии с триумфальными гастролями, дирижируя своими собственными сочинениями, и неоднократно выступал в Вене.

Князь Антон умер в 1795 году, его сменил Миклаш II, решивший возродить музыкальную славу дома Эстерхази. Поскольку этот Миклаш Эстерхази, в отличие от своих предшественников, не собирался жить в деревенской глуши, Гайдн вернулся на службу - скорее, из любезности, чем по причине искреннего рвения. В эти годы Гайдн работал над ораториями «Сотворение мира» и «Времена года», которые ныне считаются его лучшими работами: изобретательность композитора и красота произведений действительно бесспорны. С наступлением нового, девятнадцатого века Гайдна оставили и силы, и здоровье. Его последние годы были омрачены жестокостями войны между Австрией и наполеоновской Францией. 12 мая 1809 года французы начали мощную бомбардировку Вены, пушечные ядра падали в нескольких метрах от дома Гайдна. Столица Австрии скоро капитулировала, однако французы поставили у порога Гайдна почетный караул. Он умер 31 мая, сразу после полуночи.

СТРАННЫЕ ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ГОЛОВЫ ГАЙДНА

Поскольку вокруг бушевала война, Гайдна хоронили второпях. Однако в 1814 году князь Миклаш II испросил разрешения перевезти прах композитора в поместье Эс- терхази в Айзенштадте. Тело эксгумировали, но когда официальные представители открыли гроб, они к своему ужасу обнаружили, что у тела отсутствует голова.

К охоте за головой Гайдна приступили немедленно. И выяснилось, что два страстных энтузиаста френологии - науки, ныне почившей, но весьма популярной в девятнадцатом веке (френология претендовала на определение свойств личности по шишкам на черепе), - подкупили могильщика, с тем чтобы заполучить голову композитора. Эти двое горе-френологов, Розенбаум и Петерс, хранили череп Гайдна в сделанном на заказ черном ящике.

Когда тело без головы привезли в Айзенштадт, князь Эстерхази почувствовал себя глубоко оскорбленным. Он приказал полицейским обыскать дом Петерса, но позднее узнал, что жена Розенбаума спрятала череп в соломенном матрасе и во время обыска возлежала на кровати, притворяясь, будто спит. В итоге князь заплатил Розенбаумам, и в обмен на внушительный чек они отдали ему череп - по их уверениям, подлинный.

В конце концов череп Гайдна оказался в одном из венских музеев, где и пролежал до 1954 года, когда князь Пал Эстерхази воссоединил тело композитора с головой в захоронении, которое находится в австрийском городе Айзенштадте (земля Бургенланд). Так, спустя 131 год, Гайдн опять обрел целостность.

МАЛЕНЬКИЙ БАРАБАНЩИК

Иоганн Матиас Франк, родственник и опекун малолетнего Гайдна в Хайнбурге, руководил местным оркестром, игравшим на городских праздниках и похоронах. Внезапная кончина ударника поставила Франка в весьма затруднительное положение, и ему ничего не оставалось, как наскоро научить семилетнего Гайдна, обнаружившего раннюю музыкальную одаренность, играть на барабане. Но беда была в том, что барабан оказался слишком тяжел для маленького мальчика. Сметливый Франк нашел горбуна, согласившегося привязать барабан себе на спину, и юный Гайдн весело и налегке маршировал по улицам Хайнбурга, отбивая ритм на горбуне, шествовавшем перед ним.

ДРУЗЬЯ НАВЕКИ

Гайдн познакомился с Моцартом в Вене в 1781 году, и они сразу подружились, несмотря на разницу в возрасте, составлявшую 24 года. Каждый признавал за другим подлинный музыкальный талант. Моцарт утверждал, что искусству струнных квартетов он выучился у Гайдна, а Гайдн однажды объявил отцу Моцарта: «Скажу вам по чести и призываю Господа в свидетели, ваш сын - величайший из всех известных мне композиторов».

Моцарт умер, когда Гайдн находился в длительной отлучке в Лондоне. Поначалу Гайдн отказывался верить в смерть друга, надеясь, что это всего лишь ложные слухи. Но печальное известие подтвердилось, и Гайдн впал в глубокую скорбь. Много лет спустя, в 1807 году, когда кто-то из приятелей заговорил о Моцарте, Гайдн разрыдался. «Простите, - сказал он, - каждый раз, когда я слышу имя Моцарта, я должен, должен его оплакать».

ОСТАНОВИТЕ МУЗЫКУ!

В 1759 году, получив первую прибыльную должность в качестве домашнего музыканта у графа Карла фон Морцина, Гайдн был довольно молодым человеком, чья профессиональная занятость и высокие моральные устои до той поры оберегали его от знакомства с радостями плоти.

Однажды, когда Гайдн сидел за клавесином, хорошенькая графиня фон Морцин наклонилась, чтобы взглянуть на ноты, по которым он играл, и девственнику Гайдну открылся великолепный вид на декольте графини. Музыканта бросило в жар, и он прекратил играть. Графиня осведомилась, в чем дело, и Гайдн воскликнул: «Но, Ваше сиятельство, от такого зрелища любой опустит руки!»

Гайдн обладал незаурядным композиторским чувством юмора. Музыканты придворного оркестра Эстерхази, скучая по родным, расстраивались всякий раз, когда переезд в город из деревенского поместья опять откладывался, и Гайдн придумал, как ненавязчиво выразить их чувства в очередной симфонии, которую он сочинял. В его «Прощальной» симфонии отсутствует привычный грандиозный финал, вместо этого музыканты завершают свои партии одну за другой, и, заканчивая, каждый задувает свечу и уходит. В самом конце на сцене остаются лишь первые скрипки. Князь понял намек: на следующий день после исполнения «Прощальной» симфонии он отдал команду готовиться к отъезду.

Другая симфония предназначалась специально для лондонской публики, которая, как заметил Гайдн, имела неприятную привычку задремывать во время исполнения медленных частей. Для своей следующей симфонии Гайдн сочинил невероятно нежное, спокойное Andante: под конец этой медленной части звуки совсем замирали, а затем в наступившей тишине оркестр взрывался музыкой и громом литавр. На премьере публика едва не попадала с кресел - так родилась симфония «Сюрприз».

ЗАКЛЯТЫЕ ВРАГИ

Хотя друзья Гайдна прекрасно знали, что композитор давно не живет со своей женой, уровень взаимной враждебности супругов не переставал их удивлять. Однажды некий приятель обратил внимание на большую стопку нераспечатанных писем на столе Гайдна. «А, это от моей жены, - объяснил композитор. - Она пишет мне раз в месяц, а я отвечаю ей раз в месяц. Но ее письма я не вскрываю и почти уверен, что она не читает моих».

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Убийство Моцарта автора Вейс Дэвид

37. Йозеф Дейнер На следующий день Джэсон явился к Гробу, не сомневаясь, что тут же получит тысячу гульденов. Но банкир заявил:– Не хочу быть невежливым, но боюсь, что это нарушит условия господина Пикеринга, который оговорил, что сумму эту следует выплатить его

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

РАДЕЦКИЙ ФОН РАДЕЦ ЙОЗЕФ 1766-1858 Австрийский полководец. Фельдмаршал.Йозеф Радецкий родился в Требнице (ныне в Чехии). Происходил из старинного аристократического рода, из которого вышло немало известных военачальников Австрийской империи.Военную службу Йозеф фон

Из книги Сексуальный миф Третьего Рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Портрет в интерьере. Озабоченный Мефистофель. (Йозеф Геббельс) «Каждая женщина привлекает меня подобно пламени. Я брожу вокруг подобно голодному волу, но в то же время как робкий мальчик. Я иногда отказываюсь себя понимать». Эти слова написал в дневнике Йозеф Геббельс,

Из книги Командиры «Лейбштандарта» автора Залесский Константин Александрович

Основатель «Лейбштандарта». Йозеф (Зепп) Дитрих Зепп Дитрих был, безусловно, самым известным представителем не только «Лейбштандарта», но и всех войск СС. На его долю достались и высшие отличия: он был одним из немногих генерал-полковников войск СС, один из двух кавалеров

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БРЕЙЕР ЙОЗЕФ. Йозеф Брейер родился 15 января 1842 г. в Вене. Его отец, Леопольд Брейер, был преподавателем в синагоге. Мать умерла, когда Йозеф был еще маленьким, его воспитанием занималась бабушка. Было решено не отдавать Йозефа в начальную школу, вместо этого отец сам

автора Ильин Вадим

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Франц Йозеф Галль Франц Йозеф Галль. Гравюра XVIII в.Энтузиасты познания – едва ли не самые оригинальные люди, а их чудачества не только занятны, но и поучительны.…На одном из парижских кладбищ в августе 1828 года прошли странные похороны. Гроб был заколочен наглухо: у

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Франц Йозеф Гайдн Господин стандарт Герой этой истории, без всякого преувеличения или ложного пафоса, может быть смело признан родным отцом для всей классической музыки и для всех ее несгораемых партитур. Дирижер Геннадий Рождественский как-то заметил, что в сознании

Из книги Марлен Дитрих автора Надеждин Николай Яковлевич

15. Йозеф фон Штернберг И всё же она отказала… Заинтригованный рассказами Лени, Штернберг отправился на киностудию, чтобы самому увидеть Марлен. Он нашёл её в буфете, где она пила кофе в перерыве между съёмками. Особого впечатления актриса на режиссёра не произвела. Она

Из книги Смертельный гамбит. Кто убивает кумиров? автора Бейл Кристиан

Глава 7. Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф Фон Габсбург Эрцгерцог Д’Эсте Любовники и любовницы. Дерзкий мальчишка. Кронпринц без панталон. Секс втроем. Трагическая развязка. Расплата. Чудеснейший человек, сказывали, добрый и благожелательный - одним словом,

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Радец-Йозеф фон Радецкий (1766–1858) Йозеф фон Радецкий прожил на белом свете 92 года - прямо скажем, редкий случай для полководца. Своей славой он обязан двум главным противникам: наполеоновской Франции, которая не раз посягала на могущество Австрийской империи, и

Из книги Тайны смерти великих людей автора Ильин Вадим

«Ангел смерти» Йозеф Менгеле Йозеф Менгеле, самый известный из нацистских преступников-врачей, родился в 1911 году в Баварии. Изучал философию в Мюнхенском университете и медицину во Франкфуртском. В 1934 году вступил в CA и стал членом НСДАП, в 1937 году вступил в СС. Работал в

Из книги Моя жизнь автора Райх-Раницкий Марсель

ЙОЗЕФ К., ЦИТАТА ИЗ СТАЛИНА И ГЕНРИХ БЁЛЛЬ Слой льда, по которому я двигался, был очень тонким, он мог провалиться в любую минуту. Как долго будет терпеть партия положение, когда тот, кто исключен из нее, постоянно публикует критические статьи, и - что было необычным - нигде

Из книги Бетховен автора Фоконье Бернар

«Папа Гайдн» Людвиг сидит за фортепиано. Его репутация пианиста-виртуоза уже прочно утвердилась в Бонне. Его манера игры мощная, но, как говорит Вегелер, «неровная и жесткая». Чего ей не хватает? Нюансов, некоторого изящества… Конечно, мы никогда не узнаем, каким пианистом

Из книги Эрих Мария Ремарк автора Надеждин Николай Яковлевич

42. Йозеф Геббельс Берлинская премьера фильма, назначенная на 4 декабря 1930 года, обещала быть «горячей». Немецкие газеты наперебой обсуждали и сам роман, и снятый по нему американцами фильм. Диапазон оценок был чрезвычайно широк. В одних газетах и роман, и фильм обливали

Согласно краткой биографии Йозефа Гайдна, местом его рождения была деревушка Рорау, что расположена вблизи венгерской границы. Родители достаточно серьезно занимались вокалом и любили играть на музыкальных инструментах.

В 1737 году была обнаружена предрасположенность пятилетнего Йозефа к музыке. Тогда его забрал к себе в город родной дядя. В дунайском городе Хайнбург мальчик стал учиться играть музыку и упражняться в пении. Там его старания были замечены Георгом фон Рейттером, известным композитором и директором столичной капеллы святого Стефана.

Следующие десять лет Йозефу пришлось работать в различных местах, чтобы обеспечить себя. Ему удалось напроситься в ученики к композитору Николе Порпора. Цена уроков была высокой, поэтому молодой Йозеф упросил слушать их, сидя за занавеской.

Систематическое образование получить Гайдну не удалось, но он восполнил пробелы, изучая содержание трудов И. Фукса, И. Маттезона и других композиторов.

Молодые годы

В 50-х годах Гайдн написал ряд своих первых музыкальных произведений, принесших автору знаменитость. Среди них были зингшпиль «Хромой бес», который ставили в различных городах Священной Римской империи, а также дивертисменты, серенады, струнные квартеты, а самое главное – Симфонию №1 Ре мажор.

В 1759 году ему удалось устроиться работать капельмейстером у графа Карла фон Морцина. Граф имел личный небольшой оркестр, в котором Йозеф продолжил свое творчество, сочиняя для графа симфонии.

Работа у Эстерхази

В 1760 году Гайдн вступает в брак с Марией-Анной Келлер. В их браке не оказалось места для детей, о чем он печалился всю жизнь. Жене профессия супруга была неприятна и она никак не поддерживала мужа в его работе, но развод в то время был запрещен.

В 1761 году граф фон Морцин разоряется и Гайдна приглашают перейти работать к князю Павлу Антону Эстерхази. До 1766 года он работал вице-капельмейстером, но после смерти главного капельмейстера княжеского двора Грегора Вернера, Гайдн поднялся в должностной лестнице и стал писать музыку, заниматься организацией оркестра и ставить оперы уже имея на то полные права.

В 1779 году Гайдн и Эстерхази перезаключают контракт, внеся в него ряд изменений. Если ранее все написанные композиции были собственностью княжеской семьи, то при новом контракте композитор мог писать на заказ и продавать любые новые произведения.

Наследие

Работа при дворе рода Эстерхази была творческим расцветом в биографии Гайдна. За 29 лет службы было создано множество квартетов, 6 Парижских симфоний, различные оратории и мессы. Широкую известность получила «Прощальная» симфония 1772 года. Возможность приезжать в Вену помогла Гайдну общаться с самим Моцартом .

Всего же за свою жизнь Гайдн написал 104 симфонии, 52 сонаты, 36 концертов, 24 оперы и 300 различных произведений камерной музыки.

Последние годы

Пиком величия Гайдна стали два оратория – «Сотворение мира» в 1798 и «Времена года» в 1801 годах. Они стали образцом музыкального классицизма. В конце жизни здоровье знаменитого композитора резко пошатнулось. Его последние работы остались неоконченными. Смерть нашла его в Вене, через несколько дней после того, как ее заняла армия Наполеона. Предсмертные слова композитора были обращены к его слугам, которых он хотел успокоить. Люди тревожились за то, что солдат могли разорить и присвоить их имущество. Во время похорон Йозефа Гайдна играл «Реквием» его друга Моцарта.

Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет - впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор. Об этом и многом другом вы узнаете на данной странице.

Франц Йозеф Гайдн. Фильм.



Краткая биография

31 марта 1732 года маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.
В шестнадцатилетнем возрасте Йозеф потерял свою работу - место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.
Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу - стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.
Несмотря на то, что в те времена это считалось уже "поздно", Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел непристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Но страсть довольно быстро угасла. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу - второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази. На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний - 104.
Близких друзей у Гайдна было немного, но один из них был - Амадей Моцарт. Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя - Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн - уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших

Русский квартет оп.33



Интересные факты:

Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата - 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака".
Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.

Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте. Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.

Симфония № 94. "Сюрприз"



1. Adagio - Vivace assai

2. Andante

3. Menuetto: Allegro molto

4. Finale: Allegro molto

У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют "Сюрприз". Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.

Симфония №44. "Trauer".



1. Allegro con brio

2. Menuetto - Allegretto

3. Adagio 15:10

4. Presto 22:38

Концерт для фортепиано с оркестром, ре мажор.



Последним произведением композитора считается оратория "Времена года". Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.

Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.