Введение в соционику. Базис юнга или как образуется социотип Что изучает соционика

Соционика - это учение об информационном метаболизме, то есть обмене информации между индивидуумом и окружающей средой. Соционика была создана в 1970-х годах Аушрой Аугустинавичюте на основе объединения идей К.Г. Юнга и А. Кемпинского. Соционику можно назвать типологией когнитивных способностей, то есть способностей к восприятию и обработке различных видов информации.

Соционический тип позволяет узнать о человеке следующее:

  • на что будет направлено внимание в первую очередь;
  • какая информация будет легче усваиваться, чему человек сможет учиться схватывая на лету, а чему - наоборот, методом набивания шишек всеми возможными способами, и все;
  • в каких областях человек может мыслить нетривиально и придумывать новое, а где - только шаблонно воспроизводить то, чему его научили;
  • как человек отреагирует на различные виды информации.
  • какую информацию он склонен считать важной и прислушиваться, а какую - пропускать мимо ушей или раздражаться на нее.

Соционический тип определяется дихотомиями Юнга. Дихотомия - это пара взаимоисключающих признаков, один из которых более выражен чем другой (то есть к восприятию связанных с ним видов информации у человека больше склонностей, чем к противоположному). Всего их четыре:

  • Логика/этика . Соционические логики видят мир как набор объектов, подчиняющихся определенным закономерностям, стараются понять и использовать эти закономерности. Этики видят мир как набор субъектов, у каждого из которых имеются свои устремления, желания, интересы, на которые этик и стараются воздействовать. Этикам обычно проще найти индивидуальный подход к человеку, тогда как логикам - свести все к некоей системе правил и законов, и действовать на их основе.
  • Интуиция/сенсорика . Интуит легко абстрагируется от информации, идущей от органов чувств и легко переключается на свои воспоминания, воображение и т.п. Сенсорик более тесно связан с этой информацией, более собран в здесь и сейчас. Как следствие, интуит лучше ориентируется во времени и прогнозирует развитие ситуации и видит нетривиальные возможности, сенсорик - лучше ориентируется в пространстве и проще осваивает работу руками.
  • Экстраверсия/интроверсия - в соционике этот признак отвечает за точность фокусировки внимания и глубину проработки информацией. У экстраверта область внимания шире, он охватывает ею больше информации, но менее тщательно ее перерабатывает. Интроверт фокусирует внимание на меньшем количестве объектов, но зато изучает их более детально и лучше воспринимает взаимосвязи между ними.
    Важно: соционическая экстраверсия/интроверсия мало связаны с общительностью и легкостью на подъем! За это отвечают в большей степени этика и иррациональность.
  • Рациональность/иррациональность . Согласно Юнгу, в психике параллельно происходят два процесса: восприятие и оценка воспринятого. У иррационалов восприятие преобладает над оценкой, поэтому они оценивают воспринимаемое синтетически, как некую целостную картину. Это дает более быстрое понимание ситуации, большую гибкость мышления и скорость реакции. У рационалов оценка преобладает над восприятием: воспринимаемую ситуацию они дробят на множество составляющих и оценивают их по-отдельности, их мышление можно назвать аналитическим, в противоположность синтетическому у иррационалов. Рационалы обычно боле медлительны, медленее переключаются, но зато их мышление более контролируемо: рационал почти всегда может воспроизвести ход своих рассуждений и действий и объяснить, почему он так поступил, тогда как у иррационала далеко не всегда это так.

Все четыре дихотомии независимы, поэтому всего существует 16 типов (два в четвертой степени). Типы обозначаются тремя буквами: для иррационалов сначала указывается пишется буква, обозначающая интуицию или сенсорику (И или С), затем - буква, обозначающая логику или этику (Л и Э, соответственно). Для рационалов - наоборот: сначала идет логика/этика, потом - интуиция или сенсорика. Третья буква указывает экстраверсию/интроверсию. То есть ИЛЭ - это интуит, логик, экстраверт. Интуиция стоит перед логикой, поэтому это иррациональный тип. А ЛИЭ, наоборот, логик, интуит, экстраверт. Здесь логика стоит перед интуицией, что указыавет на рациональность этого типа. Также у типов существуют псевдонимы, взятые в честь известных представителей типов, например, упоминавшийся уже тип же ИЛЭ называется «Дон-Кихот». Кратко установки восприятия информации у разных социотипов описаны в , а более подробные описания имеются на сайте SocType.Ru .

Между социотипами существуют интертипные отношения, которые различаются в плане благоприятности. Они основываются на том, как соционические аспекты будут распределены по модели А - основной модели психики, применяемой в соционике. В частности, для создания семьи семейных отношений хорошо подходят отношения дуальности и активации. В них сильные функции одного из партнеров прикрывают слабые другого. Для общения, дружбы и совместных путешествий также хорошо подойдут тождество (совпадение типов), зеркальные и миражные отношения.

Определить, какие отношения существуют между соционическими типами, можно с помощью таблицы интертипных отношений на сайте Intertype.Ru . Там же описано и то, на основе чего они возникают. Подробнее об основах соционики можно почитать на сайте Sociomodel.Ru .

Также типы объединяются в малые группы. Самым известными из которых являются квадры и клубы. В квадрах состоят типы, для которых представляют интерес одни и те же виды информации, и общение между которыми идет легко и непринужденно. В клубах - типы с одинаковыми сильными функциями, которые ориентированы на определенные типы деятельности (условно их делят на исследовательскую, управленческую, социальную и гуманитарную).

Самый простой (но не самый надежный) способ определить свой социотип - это пройти несколько соционических тестов, например, на сайте TypTest.Ru . Желательно пройти тесты несколько раз в разное время суток и разных эмоциональных состояниях.

Представьте себе, что вы расспрашиваете нескольких людей, сходивших в гости, о том, что они там видели. Ответы могут быть совершенно разные: один человек детально опишет обстановку, блюда, которые были на столе, но мало что сможет сказать про гостей и хозяев, другой - наоборот, красочно опишет собравшихся людей и царившую эмоциональную атмосферу, но при этом вряд ли сможет вспомнить, что ел, а третий сможет пересказать свою беседу с соседом по столу и идеи, которые были затронуты в этой беседе, но окажется, что все остальное (обстановка, атмосфера и т.д.) прошло мимо его внимания. Отчего такое получается, ведь вроде бы все были в одном и том же месте, видели одно и то же? Очевидно, что от различий в восприятии информации, в различных приоритетах одних ее видов по сравнению с другими.

Именно такими особенностями восприятия информации и занимается соционика. В основе соционики лежит четыре пары признаков (так же называемых дихотомиями), предложенных К.Г. Юнгом в первой половине XX века. Однако классификация Юнга основывалась на особенностях поведения человека. В 70-х годах литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте связала эти признаки с учением об информационном метаболизме А. Кемпинского, что привело к существенному пересмотру этих признаков, в результате чего и получилась новая типология, названная соционикой.

В основе современной соционики лежат следующие пары признаков (этот набор признаков называется базисом Юнга):

  • Рациональность/Иррациональность. Единственная дихотомия, практически не изменившаяся со времен К.Г. Юнга. По Юнгу, в психике человека постоянно идут два процесса: «восприятие» (получение информации из окружающей среды) и «суждение» (оценка этой информации и принятие решения «что делать»). Эти процессы взаимосвязаны, но один из них всегда преобладает над другим.
    У рационалов преобладает суждение, поэтому они прежде чем сделать что-либо, мысленно как бы задают себе вопрос «зачем я это делаю», обосновывают необходимость того или иного шага, хотя ответ на этот вопрос не обязательно может быть «рациональным» в обыденном понимании. После этого рационал формирует в голове представления об ожидаемом результате и при выполнении задуманного сверяет текущую ситуацию с этим представлениями. Восприятие мира у рационалов аналитическое, то есть сначала наблюдаемая картина разбивается на составляющие, а потом дается оценка каждой из них.
    У иррационалов восприятие преобладает над оценкой, поэтому видение мира синтетическое: оценка дается всей картине в целом, без дробления на составляющие. Кроме того, в отличие от рационалов, они сосредоточены полностью на текущей ситуации, а не на сравнении ее с задуманным. За счет этого иррационалы быстрее и гибче реагируют на резкие изменения, что дает им больше шансов выжить в ситуациях, требующих мгновенной реакции (например, столкновение с хищником в дикой природе или аварийной ситуации на дороге). Но в то же время иррационалы хуже видят причинно-следственные связи, им сложнее восстановить последовательность своих действий и объяснить, почему они действовали именно таким образом.
  • Логика/Этика . Логика/этика считается рациональной дихотомией, т.е. той, по которой производится «суждение». Задача функций этой дихотомии - оценить наблюдаемый объект (или процесс) по тому или иному набору признаков, что позволит сформировать реакцию на этот объект (хотя сам тип реакции объектом рассмотрения соционики не является, за него отвечает в большей степени психософский тип), а так же подбор тех признаков, которые важны именно сейчас. При этом оценка не обязательно может быть «рациональной», например, суждение может выноситься по таким признакам, как «опасный/безопасный», «полезный/бесполезный», «съедобный/несъедобный», а может - «нравится/не нравится», «радует/не радует», «симпатичный/не симпатичный».
    При этом логики в любой ситуации рассматривают окружающий мир как набор объектов, подчиняющихся тем или иным закономерностям (это могут быть законы природы, законы общества, должностные инструкции, правила поведения и т.п.). Внимание логиков направлено на то, чтобы выявить эти закономерности и использовать их для достижения своих целей, а все, что с точки зрения этих закономерностей несущественно, просто выбрасывается из рассмотрения (хотя у отдельных логиков представления о значимом и незначимом могут весьма отличаться от общепринятых). Причем основной способ определения таких закономерностей - это сопоставление, сравнение текущей ситуации с похожими, чтобы понять, что изменяется, если убрать или добавить тот или иной признак.
    У этиков совершенно другой взгляд на мир. В любой ситуации этик видит множество субъектов, у каждого из которых есть свои интересы, намерения, желания, интересы. Зачастую такое восприятие может переноситься и на неживые объекты (например, «очеловечивание» машины или компьютера). Деление на важное и неважное у этика выглядит скорее так: если это важно хотя бы для кого-то из участников ситуации, значит сейчас это нужно учитывать.
    Из-за этого этикам легче найти подход к другому человеку, а также животному, так как этик понимает, что нужно сказать, как расположить к себе того или иного человека. Логик же видит человека как исполнителя определенной социальной роли, отбрасывая как несущественное все то, что к роли не относится. Этики, как правило, более эмоциональны, так как «дополнительные» эмоции могут вызываться теми свойствами, которые логики могут отбросить как малозначимые.
    Как следствие, логики лучше справляются с задачами, где требуется сосредоточиться на каких-то объективно значимых показателях, этики - там, где требуется индивидуальный подход.
  • Интуиция/Сенсорика . Интуиция/сенсорика - это воспринимающая дихотомия, она определяет то, каким образом к человеку поступает информация о внешнем мире. У сенсориков основной источник восприятия - его собственные органы чувств и ощущения его тела, мир для него - это, что можно пощупать, потрогать, понюхать или как-то иначе ощутить. Абстрагироваться от этого сенсорику сложно, поэтому он весь постоянно собран, находится «здесь» и «сейчас», и в этом «здесь» и «сейчас» четко отслеживает происходящее.
    Интуит, наоборот, легко переключается с органов чувств на другие источники информации: собственную память, воображение, сигналы от бессознательного. В результате интуит может производить впечатление человека, витающего в облаках, «не от мира сего», но вместе с тем интуиция дает более богатое воображение, позволяет лучше работать с абстрактной информацией, обнаруживать неочевидные взаимосвязи между событиями и явлениями, действовать в ситуациях нехватки исходных данных.
  • Интроверсия/Экстраверсия . С данной дихотомией у новичков возникает больше всего путаницы из-за того, что в соционике она имеет совсем другое значение, чем в психологии. (Из-за этого одно время использовались названия интротимность/экстратимность, но сейчас они почти забыты.)
    В соционике экстраверсия - ориентированность на восприятие самих объектов (процессов, людей, событий, ощущений), тогда как интроверсия - ориентированность на впечатления от всего перечисленного у воспринимающего субъекта, а так же на взаимосвязи и взаимное влияние этих объектов друг на друга.
    Тем не менее, определенная взаимосвязь присутствует. Соционический интроверт, получив определенную дозу информации о соотношении тех или иных объектов, начинает ее обрабатывать, мысленно комбинируя различные варианты соотношений и взаимосвязей. На это он может потратить достаточно большое количество времени и в тот период, пока он этим занят, интроверт не испытывает потребности в новой внешней информации, на это время он «уходит в себя». Экстраверт, же наоборот, восприняв и переработав информацию об объектах, сразу же начинает испытывать потребность в новой информации и зачастую предпринимает какие-либо активные действия для ее получения. В результате соционические экстраверты гораздо тяжелее интровертов переносят ситуации, когда поступление новой информации ограничено.

Видно, что каждая дихотомия представляет собой пару взаимоисключающих признаков. У каждого конкретного человека один из признаков (полюсов дихотомии) всегда в той или иной степени преобладает над другим. При этом считается, что все четыре дихотомии друг от друга независимы, т.е. например, логика может сочетаться как с сенсорикой, так и с интуицией, как с рациональностью, так и с иррациональностью, и т.д. Набор преобладающих признаков по каждой из дихотомий и определяет тип информационного метаболизма (сокращенно ТИМ или социотип): то, какие виды информации человек обратит внимание с большей вероятностью, какие легче воспримет и запомнит. Общее количество всех возможных сочетаний признаков равно 2 4 =16.

ТИМ, он же соционический тип, обозначается двумя способами. Первый - указываются признаки дихотомий, причем для рационалов сначала пишется «логически» или «этически», затем «интуитивный» или «сенсорный» «экстраверт» или «интроверт», а для иррационалов наоборот: сначала «интуитивно» или «сенсорно», затем «логический» или «этический», затем «экстраверт» или «интроверт». Т.е. если логика, интуиция и интроверсия будут сочетаться с рациональностью, то такой ТИМ будет называться «логически-интуитивный интроверт», а если с иррациональностью, то «интуитивно-логический интроверт». Поскольку запись довольно громоздкая, часто используются аббревиатуры (ЛИИ и ИЛИ для примера, приведенного выше). Во втором способе используются псевдонимы ТИМов, взятые в честь известных людей или литературных героев - представителей данного ТИМа.

На сайтах в составе проекта «Социоцентр» принята смешанная система обозначений: сначала аббревиатура, а потом в кавычках идет псевдоним типа. Полный список признаков соционических типов и их обозначений представлен в таблице ниже.

Полное наименование Смешанное наименование
Рациональность Логика Интуиция Интроверсия Логико-интуитивный интроверт ЛИИ-«Робеспьер»
Экстраверсия Логико-интуитивный экстраверт ЛИЭ-«Джек Лондон»
Сенсорика Интроверсия Логико-сенсорный интроверт ЛСИ-«Максим Горький»
Экстраверсия Логико-сенсорный экстраверт

Соционика и её статус вызывают много сомнений и вопросов у людей «со стороны», тех, кому о соционике рассказывают, кого с ней знакомят, кто пока мало о ней знает.

Многие вопросы и сомнения вполне обоснованны и понятны, некоторые – просто следствие незнания и нежелания напрягать мозги. Так или иначе, это вопросы и сомнения очень важны и о них мы сегодня и поговорим. Материал ориентирован на:

1. Тех, кто знакомит с соционикой других людей, стремится её популяризовать и часто отвечает на подобные вопросы.

2. Тех, кто с соционикой не знаком или только слышал о ней, но в целом интересуется новыми и перспективными знаниями.

«Соционика – не наука!»

Да. Соционика – не наука. К сожалению, многим, занимающимся соционикой, кажется, что если это активно отрицать и всеми силами изображать из себя науку с официальным статусом, то что-то изменится. Но на сегодня ни о каком статусе полновесной науки для соционики как области знаний, не может быть и речи.

Но что же тогда соционика? Это концепция знаний о человеке, которая развивается по научному пути. То есть это такой зачаток, который может стать полноценным научным направлением, а может и не стать. Далеко не всё в ней проводится через критерий научности из-за недостатка данных и того, что информация не систематизирована, большую часть этой концепции пока составляют наблюдения и их довольно простой анализ («вот это соотносится с вот этим, а из вот этого всегда получается вот так, но почему – мы сами не знаем»). И научность соционики, ну или хотя бы её адекватность, через большее количество наблюдений, отрыв от стереотипов, поиск закономерностей и связей с другими областями знаний и есть путь её развития, если не отбрасывать её сразу как «ненауку».

А статус сам по себе, во всяком случае в России, вытекает из организованности людей, официальности организаций и тому подобных вещей и не всегда прямо связан с адекватностью самих знаний. В конце концов, мы живём в стране, где в ВУЗах преподают гомеопатию))

«Что изучает соционика?»

То, как люди воспринимают и выдают информацию по своим врождённым особенностям. Если подробно, то эти врождённые особенности систематизированы и разделены на типы информационного метаболизма (термин, которым для удобства обозначается вся эта совокупность из восприятия и выдачи), и можно сказать, что соционика изучает эти типы и взаимодействие людей между собой в зависимости от этих типов. Само восприятие информации объясняется через соционические аспекты и функции, в которые включается разная информация.

И вот тут возникает логичный вопрос – что это за аспекты и функции? Если отвлечься от описательности и говорить по сути – чёрт его знает. Соционика сейчас развивается в режиме «китайской комнаты»: в изучаемые системы (да, в людей) «вбрасывается» разная информация, а затем анализируется то, что получилось «на выходе», как оно соотносится с изначальной информацией – из этого делаются предположения и выводы о содержимом самой «китайской комнаты», о закономерностях восприятия и обработки информации нашим мозгом. Аспекты и функции описывают то, что есть внутри «китайской комнаты», но что это в осязаемом смысле соционикам ещё предстоит узнать с помощью специалистов из других областей знаний (вероятно – нейробиологии и/или генетики).

Подчеркну, что эта абстрактность не есть плохо, она просто отражает уровень развития самой концепции. В этом плане наглядным примером является как раз генетика. Её основоположник, Грегор Мендель, понятия не имел не то что о генах, даже о клеточном строении организмов. Поля с горохом были той же «китайской комнатой»: Мендель «вбрасывал» информацию в изучаемую систему, анализовал то, что получалось «на выходе» и делал выводы о том, что «там внутри». В качестве абстракции Мендель говорил о неких носителях, которыми в будущем оказались гены, и это не помешало ему точно выявить закономерности изучаемой системы. Для нынешней соционики аспекты и функции – те же абстракции с таким же смыслом изучения.

«А в чём польза от соционики?»

«Ваши ожидания – это Ваши проблемы!» — сказал однажды известный футболист, и для некоторых ситуаций оказался прав)) Проблема в том, что от соционики и социоников обыватель ожидает того же, что от психологии и психологов. Соционика занимается смежными с психологией знаниями, но не самими ими. Соционики лишь учитывают психологические явления так же, как химики в своей работе физические, а физики – химические. Интересующиеся могут почитать книгу Е.Филатовой «Психология и соционика: вместе или врозь?»

Тогда чем соционика поможет? Вкратце – понять и принять себя в целом как личность. Есть такое противоречие: с одной стороны полноценный человек и нормальное общество невозможно без стремления к развитию и изменений; а с другой — изменение самой личности, особенностей личности «под что-то» — это по сути насилие над этой личностью. Соционика и помогает определять эту грань, ведь тип информационного метаболизма не меняется, определяемые ими особенности нельзя изменить, а остальное, как приобретённая информация и личный опыт, и есть наше необъятное поле для развития. К тому же можно понять, какую информацию и как легче воспринять, а значит – как эффективнее лично тебе развиваться. И плюс, зная соционику вообще и конкретного человека в частности, можно его оценить как личность или просто участника работы/проекта.

«Я пока не увидел ничего, кроме толпы визжащих анимешниц»

Существует т.н. «Откровение Старджона». Писателю-фантасту Теодору Старджону на одной дискуссии зачитали откровенно бредовые отрывки из фантастических произведений и заключили, что 90% научной фантастики это чушь, на что Старджон ответил что 90% всего – чушь, и фантастика здесь лишь часть обычной жизни. Соционика на её стадии развития и пока описательного характера знаний тоже подчиняется этой ненаучной, но жизненной закономерности)) В этом плане соционика жестока к людям недалёким и не желающим развиваться – они неизбежно тонут в болоте стереотипов, масок и шлаковой информации. Ценных знаний в соционике много, но «информационного шума», который плодят толпы идиотов, намного больше. Но дело ведь не в соционике, а в идиотах.

«Вы все шарлатаны!»

Не все. Да и не то чтобы шарлатаны – в основном просто наивные. Соционика как концепция по сути развивается горсткой разрозненных людей, одарённых силой энтузиазма, но просто вникающему в соционику обывателю на глаза попадаются в основном жертвы описанного выше информационного шума, которым хватило наивности принимать себя за «профи». Они не шарлатаны, они просто уютно устроились на волне развития соционики как концепции, не всегда это понимая. В крайнем случае, можете просто не верить никому, кроме меня:3

И в конце хочу сказать о том, какой смысл может иметь соционика для науки и прогресса общества в самом глубоком смысле. Дело в том, что «дыры», отсутствие прямых связей именно в гуманитарных знаниях, именно таких простых вещах, как отношения людей, их поведения в простых ситуациях в жизни – область, за которую держится неадекватное, антинаучное восприятие мира. Именно вокруг этих вопросов плодятся гороскопы, гадания, вера в сверхъестественные силы и прочие радости обывательского мракобесия. Соционика потенциально может закрыть многие такие «дыры» и, таким образом, выполнить свою миссию для развития общества.

За годы становления и развития и до настоящего времени обществом накоплен значительный объем знаний о психологии человека, его типы, особенности поведения. Эти знания, как правило, ассоциируются с наукой о психике человека - психологией. Однако теоретический раздел этой науки еще не всеобщее доступен, и является сложным для понимания широкого круга читателей. Внедрение основных теоретических положений, учитывающих индивидуально-психологические свойства человека в практику требует основательной подготовки специалистов, способных использовать достаточно сложные и громоздкие методики тестирования.

Такая ситуация является одной из причин поиска простых и одновременно надежных методов определения индивидуально-психологических особенностей человека, того, что называется типом индивидуальности.

Делаются попытки синтезировать достижения психологии и других отраслей знаний, в частности, дермотографикы, графологии, иридодиагностики и даже астрологии. Такой подход отражает общую тенденцию системного исследования человека.

В каждой из вышеизложенных областей знаний о человеке, его психологию, применяются особые методы исследований, совокупности дополняют друг друга. Рядом с ними возникла еще одна отрасль знаний - соционика, что демонстрирует совершенно новый научный подход к изучению индивидуально-психологических особенностей человека. В широком смысле соционика - это наука о устойчивые типы мышления и поведения человека, а также о человеческих общности, закономерности отношений, возникающих в процессе взаимодействия между отдельными людьми и коллективами в целом. ее выводы и рекомендации строятся на основе анализа закономерностей энерго-информационного обмена между людьми.

Соционика как наука возникла на стыке философии, психологии, социологии, ее основателем следует считать швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875-1961), а непосредственным создателем - литовскую исследовательницу Аушра Аугустинавичюте.

Принципиально новым шагом в понимании человека стало понятие отношений между типами. То есть соционика не ограничивается описанием типа человека (его индивидуально-психологическими свойствами), а устанавливает, какие отношения возникают между различными типами индивидуальности людей. Тем самым создается возможность прогнозирования отношений между отдельными людьми, по психологического климата в семье, коллективе. Понимание закономерностей взаимодействия людей помогает овладеть техникой безопасности стресса, гармонизировать отношения в семье, на работе, в кругу знакомых.

Эта инновация сочетается со сравнительной простотой овладение понятийным аппаратом соционики, с ее направленностью на повседневную жизнь. Поэтому есть все предпосылки для проникновения соционики ко многим сферам нашей жизни. Указывая на ее практическое знание, С. Кашницкий справедливо отмечает, что многие сферы человеческой деятельности: теория управления, менеджмент, педагогика, профориентация, профилактика семейных отношений, психогигиена труда, медицина, практика парламентаризма, дипломатия, политика, творчество, - выглядит совершенно иначе при взгляде на них сквозь призму соционики.

Более двадцати лет существует соционика, но до сих пор она скорее любительский, чем профессиональный статус и развивается усилиями энтузиастов. Кажется, дело в том, что наша хозяйственно-политическая система абсолютно несовместима с душевным строем обычного человека. Соционика подтверждает, что нет в природе плохих или хороших людей. Отличие их друг от друга оценивается не по критерию "хороший-плохой", а за различными способами восприятия, переработки и передачи информации. В реальной же жизни природа человека игнорировалась. Считалось, например, что постоянным, повседневным мотивом деятельности должно быть бескорыстное стремление к общечеловеческому счастью при полном забвении потребностей своей собственной природы. Поэтому реальная "психика" была засекречена и запрещена. Зато был сформирован образ "советского человека", которая якобы не имеет собственных индивидуально-психологических особенностей.

Вследствие такой ситуации существенной событием в литературной жизни страны стала публикация работ Эрика Берна и Дейла Карнеги, в которых описывается психология человека, что проявляется в обычной жизни - в гостях, в семье, на работе. Последний автор к тому же учит, как использовать приобретенные знания в повседневной практике. Проблема применения элементарных знаний по психологии стала предметом внимания украинских исследователей. Ознакомление с указанной литературой сегодня практически помогает овладевать мастерство общения, формировать некоторые психологические качества - эмоциональные, волевые, познавательные, которые в своей совокупности составляют психологическую культуру личности.

В рамках соционики разработана классификация типов, опирается в своей основе на типологию К. Г. Юнга. Последняя, в свою очередь, теоретически оформляется в ряде понятий. их освоения необходимо для понимания того, почему многообразие человеческих характеров сводится к ограниченному числу их типов. Человек - индивидуальна, неповторима, своеобразная, но определенные черты могут быть найдены во многих других людей. Совокупность психологических качеств, которые проявляются в одинаковой воображении мышления и поведении в различных ситуациях, называют типом индивидуальности или соционическому типу (сокращенно - соци-отипом).

К. Г. Юнг определил, что расхождение социотипов коренится в различных способах восприятия мира. Эти способы фиксируются в соответствующих понятиях. Фундаментальная расхождение делит людей на две большие категории, выраженная в понятиях "экстраверсия" и "интроверсия". В них содержится характеристика индивидуально-психологических различий человека, выражающиеся в преимущественной направленности личности или на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира 3.

Конкретизируем характеристику людей экстравертов и интровертов путем описания их поведения в повседневной жизни с позиции соционики.

К общим положениям относятся такие утверждения.

1. Экстравертированный постановление мышления ориентируется на объект и об "ектиени данные. Это мышление может быть как конкретным фактическим, так и идейным. Важно понимание того, что факты и идеи берутся извне, то есть "доставляются" традицией, воспитанием и ходом образования.

2. Интровертированный постановление мышления ориентируется прежде всего на субъективный фактор. Субъективный направление, таким образом, влияет на обработку фактических данных и на оперирование абстрактными понятиями. К. Г. Юнг указывал, что интроверт собирает факты как средства для доказательства, главным же для него является изложение субъективной идеи.

К. Г. Юнг для иллюстрации экстраверсии и интроверсии приводил имена Ч. Дарвина и Э. Канта. Первый из них был экстравертом, другой - интровертом. Первый стремился к объективной действительности, оперировал фактами. Другой характеризовался отрицательным отношением к объекту, - в доказательстве своей идеи выходил из субъективных оснований. При этом, хотя он и

3 Подробно с позиции психологии управления социотипы и их распределение было представлено в разделе 5 руководства. - Прим. авт.

стремился провести свою идею в мир, проявлял большую практическую неприспособленность (табл. 15.1).

Таблица 15.1

Социотип

Экстраверт

Интроверт

В беседе всегда готов отвечать на вопросы, охотно сообщает сведения о себе. Если, например, беседа проходит между врачом и пациентом, то последний, будучи экстравертом, готов безусловно выполнять все предписания первого

В беседе отличается сдержанностью. Активизируется тогда, когда появляется тема, которая соответствует его идеям

Контактен, легко идет на психологическое сближение с партнером, заводит новые знакомства. Обладает хорошей приспособленностью умеет устроиться в жизни

Имеет высокую норму одиночества, любит сосредоточенность и тишину, которая способствует размышлениям. Человек такого типа в детстве больше отдает предпочтение занятиям в одиночку, чем коллективным играм

В свободное время предпочитает проведению с людьми, постоянно ищет новых приключений. Если среди них встречаются путешественники, то это занятие служит не познавательным целям, а поискам новых впечатлений. Легче поддается чужому влиянию, часто является легковерным. Взгляды не установлением

Предпочитает проводить свободное время в кругу семьи или в кругу хороших знакомых, друзей.

Внешние события мало влияют на интроверта, - важно то, что он о них думает. У него больше выражена склонность к размышлениям, слабее - к поступкам

Однако, различия экстравертов от интровертов этим не ограничиваются. Сам К. Г. Юнг, рассуждая об экстраверсии и интроверсии, отметил, что оба способа восприятия мира имеют как преимущества, так и недостатки:

1. Экстраверты обладающие качествами "динамики", имеют возможность осваивать большие территории. Например, американцы, которые были выходцами из Европы, при освоении американского континента, в подавляющем большинстве представляли экстравертов. Этому преимуществу протистае факт, что направление мышления "на овладение миром, обстоятельствами" не связан с достижением собственного внутреннего, духовного мира. Экстраверты не склонны ставить предметом своего внимания свое психическое жизни.

2. Интроверты не так динамические как экстраверты. Однако у интровертов более развита другая способность - делать правильные выводы. В то же время, значительную опасность представляет такая особенность, что сильная страсть к собственным, личным идей может окончательно завести представителя этого социотипу в мир иллюзионного представлений.

Конечно, такая дихотомия - "преимущество-недостаток" - проявляется во многих явлениях психической жизни экстравертов и интровертов.

К. Г. Юнг обозначил западный мир как экстравертированный, восточный - интровертированный. Дальнейшее развитие цивилизации он представлял как процесс взаимопроникновения экстравертной и интровертной культур. Эти мысли подтверждаются процессами, которые происходят в наше время. Западный мир все больше принимает с того, что произведено восточной культурой. А Восток учится у Запада деловой смекалки и рассудительности, сохраняя при этом исторически выработанную психокультуру.

Дихотомия "экстраверсия - интроверсия" конкретизируется второй парой понятий: "рациональность - иррациональность". Конкретизируя их называют потому, что они указывают на различие в средствах восприятие мира более общего порядка, к которым, как уже было отмечено, относятся экстраверсия и интроверсия. То есть, люди экстраверты и люди интроверты могут быть как рациональными, так и иррациональными. Раскроем суть этих понятий.

1. Рационалисты - это люди с аналитическим складом ума, который характеризуется дискретностью, последовательностью выделения наиболее значимых признаков восприятия информации. Прежде всего, их интересует причин-но-следственная связь между явлениями окружающего мира. По поводу другого явления они пытаются создать определенную непротиворечивую концепцию. Недостаток или несогласованность фактов вызывают чувство неудовлетворенности, которое пытаются устранить благодаря поиску дополнительной информации. Это качество внешне проявляется в разумности, рассудительности поступков. Эти люди в жизненный практике придерживаются мудрости, изложенной в пословице «семь раз отмерь - один раз отрежь". Планируя следующее событие, пытаются применить весь последний опыт. Сделав верный поступок, получают большое удовольствие; плохой поступок ухудшает эмоциональное состояние, заставляет задуматься над причинами неудач.

2. иррационалиста характеризуются синтетическим складом ума, в основе которого лежит целостное восприятие мира. Это - люди с преимущественно образным типом мышления. Иррационалиста, прежде всего, интересует логика образов, логика чувств. Абстрактные схемы их не удовлетворяют. Поэтому преподавание любого материала они пытаются окрасить сравнениями, представлениями, метафорами. Многим непонятно явлениям дают мистическое толкование. Внешний синтетический склад ума выражается в импульсивности поступков, движущим мотивом которых выступают эмоции, как реакция на обстоятельства в конкретном месте и в конкретное время. Эти поступки не являются результатом прошлого анализа, а скорее, выступают приспособлением к реальной ситуации, вызывающей некоторые чувства и эмоции. их не огорчает, если сделанные ими поступки логически не связаны с последними событиями. С точки зрения рационалистов такое средство реакции на информацию является малопередбаченим.

Конечно, разделение характеристик на рациональные и иррациональные довольно условным. Каждый может найти в себе черты, часть которых будет соотноситься с рациональностью, другая - с иррациональностью. Поэтому, решая вопрос о принадлежности к тому или иному типу, надо опираться на принцип доминантности, - то есть определить, какие качества во реакции на внешний и внутренний мир.

На рисунке 15.1 отразим схему, при первом приближении позволит определить социотип человека.

К. Г. Юнг определил, что в рамках экстравертного (рационального и иррационального) и интровентного (рационального и иррационального) способов восприятия мира осуществляется распределение всего информационного потока на отдельные составляющие. Каждая составляющая воспринимается своим способом. Швейцарский психолог выделил четыре способа:

1. Ощущение - способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о существовании некоторого объекта.

2. Интуиция - способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о скрытые возможности, которые заложены в объекте.

3. Мышление - способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о свойствах объекта.

4. Эмоции - способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о том, нравится объект или нет.

1. Мыслящий - логический.

2. Эмоциональный - этический.

3. Чувствительный - сенсорный.

4. Интуитивный - интуитивный.

Таблица 15.2

Выясним значение таких элементов человеческого познания, как логика, этика, сенсорика, интуиция.

Приведем в упрощенной форме теоретические постулаты, лежащие в основе объяснения различных социотипов. Для этого обратимся к философской категории отражения. Процессы отражения играют универсальную организационную роль в развитии материи, материальных систем. Материальные процессы характеризуются обменом информацией. Последняя, по сути, является видом отображения, в котором выражается организационное отношение. Оно устанавливается в качестве меры соорганизации объектов. Эта мера соорганизации и является информацией.

С этой точки зрения рассмотрим человека как информационную систему, наделенную сознанием, а межличностные отношения - как взаимодействие информационных систем.

Чтобы сориентироваться в окружающем мире, человек должен выделить из единого потока информации то, что необходимо для жизнеобеспечения. Таким образом, будучи материальной системой, человек будет спиворганизуватися с окружающим миром и себе подобными. Для этого ей необходимо принять и переработать информацию о:

o реалии мира;

o существования объектов и явлений объективного мира;

o их пространственное расположение;

o соотношение существования объектов и явлений;

o механизм взаимодействия материальных объектов;

o способы их освоения;

o энергетические процессы, происходящие в объективном мире;

o их соотношение.

Итак, мы определили восемь составляющих общего информационного потока.

Из перечисленных составляющих, четыре - дают информацию об объективном мире, о различных его аспектах. Элементы сознания, перерабатывающих эту информацию, называть екстраеертнимы. Это соответствует определению экстраверсии как формы восприятия мира, обусловливает направление ориентации личности на внешний мир.

Другие четыре составляющие дают информацию о соотношении объективного мира и внутреннего мира человека по всем аспектам. Элементы сознания, перерабатывающих эту информацию, называть Интровертный. Такое название соответствует определению интроверсии как формы восприятия мира, что приводит направление ориентации личности на внутренний, субъективный мир.

Таблица 15.3

Представим вышеизложенное в форме таблицы, предварительно введя условные обозначения элементов сознания (табл. 15.3):

1. экстравертные логика, сказывается Р (лат. Профитеор - объявляю своим делом), традиционное обозначение - ■. Это деловая логика, то есть информация о таком методе работы, который давал бы пользу, прибыль; системы: "полезно - бескорыстно", "выгодно - невыгодно", "экономно - неэкономно" и другие.

2. Интровертный логика, сказывается Ь (лат. Логос - слово, разум, наука), традиционное обозначение. Это объективная логика, то есть информация о составе и механизм работы чего-либо, а также всестороннее, объективное рассмотрение объекта или явления; системы: "главное - второстепенное", "целое - часть", "необходимое - лишнее" и другие.

3. экстравертные этика, сказывается Е (лат. Емовео - волную), традиционное обозначение - ИК Это этика эмоций, то есть, информация об эмоциональном состоянии человека, его настроение; системы: «веселый - грустный", "возбужден - подавленное", "тихий - беспокойный" и другие.

4. Интровертный этика, сказывается Я (лат. Реляции - отношение), традиционное обозначение - Ц Это этика отношений между людьми, то есть информация о том, кто к кому как относится; системы: "любит - не любит", "дружит - не дружит" и другие.

5. экстравертные сенсорика, сказывается - и (лат. Фацио - делаю), традиционное обозначение - o. Это волевая сенсорика. Информация о владении пространством, силу; системы: "сильный - слабый", "волевой - безвольный", "нападение - защита", и тому подобное.

6. Интровертный сенсорика, сказывается 5 и (лат. Сенсус - чувство), традиционное обозначение - о. Это сенсорика чувств, то есть информация о качестве окружающей среды, отражаются на самочувствии человека; системы: "хорошо - некрасиво", "удобно - неудобно", "приятно - неприятно" и тому подобное.

7. экстравертные интуиция соответствует / (лат. Интуеор - внимательно смотрю), традиционное обозначение - А. Это интуиция возможностей и способностей, информация о возможных перспективах, умение догадаться о чем-либо, минуя логическое доказывания; системы: "способный - неспособный", "интересный - неинтересный", "перспективный - бесперспективный".

8. Интровертный интуиция, сказывается Т (лат. Темпус - время), традиционное обозначение - Л. Это интуиция времени, информация о развитии событий в прошлом и будущем системы: "рано - поздно", "опасно - безопасно", "сейчас - тогда", и тому подобное.

Восприятие информации согласно определенных реалий мира достаточно, чтобы человек имел возможность адаптироваться к окружающей природной и социальной среды путем решения различных задач.

В К. Г. Юнга типология личности разработана в соответствии с тем, какую из реалий мира человек лучше воспринимает. Дадим краткие характеристики логического, этического, сенсорного, интуитивного типов, не акцентируя внимания на различиях экстравертной и интровертной установок личности.

Логический тип. Для представителей данного типа характерно последовательное восприятие времени: "прошлое - настоящее - будущее".

При этом прошлое, жизненный опыт, воспринимается не как личное, а отвлеченное, историческое прошлое, в котором важно то, что мало существенное, необходимое значение для того времени. Любой вопрос настоящее решается путем выяснения, откуда оно происходит, как развивается, куда и к чему приведет.

О событиях настоящего, то ярко выраженная эмоциональная реакция отсутствует. Поэтому представителей данного типа часто обвиняют в холодном, равнодушном отношении к тому, что происходит. Однако это не так. Дело в том, что интерес этого типа составляет целостный процесс, а не отдельные моменты. Логическое мышление считает, что события идут одна за другой во времени, и когда вступят завершенный характер.

Такой подход к оценке внешних событий отображается и на внутренней жизни. Представители очерченного типа живут "в соответствии с принципами", а не "в зависимости от ситуации". Предпочитают преемственности и последовательности. Поэтому стараются, чтобы их поступки происходили в рамках единой концепции, а случайность была сведена к минимуму. Хаос их настораживает и волнует. Следовательно, скорость действий им не свойственна.

Программа действий подробно обсуждается. Как следствие, в своей реакции на события часто бывают инертными, в кризисных ситуациях - бездействовать. В то же время, способность справляться с такими ситуациями растет в ходе того, как кризис углубляется. Они хорошо проводят планирования во времени, оценивая каждый логический шаг, задачу, программу реализации. Конечно, при условии обучения представители других типов также смогут делать указанные действия. Однако, только представители логического типа, не уклоняясь, строго придерживаются программы.

Представители логического типа, как и другие, имеют определенные особенности в общении. Для них общение - информационный обмен, осуществляемый вербально, то есть является информационным процессом. Главной его особенностью является абстрагирование от эмоциональной оценки излагаемого. Основное внимание уделяется самому сообщению, констатации фактов. Логика изложения материала подчинена главной цели - описания предмета, выделению закономерностей его функционирования. При этом, как правило, отсутствует ориентация на реакцию слушателя с точки зрения эмоциональной оценки сообщения. Логика изложения ориентируется на собственный анализ, понимание предмета и явлений, даже если данный анализ оторван от реальности. Несогласие с материалом, подаваемого воспринимается представителями логического типа не как несогласие с их персональной субъективно-личностной позицией, а как неспособность восприятия логики предмета, или как критики их способности к логическому анализу. Для убеждения представителей этого типа, всегда нужны серьезные логические аргументы, - к которым они относятся спокойно. Если критика затрагивает их этические представления, - отношение может стать резко отрицательным.

Главным мотивом делового общения представителей логического типа является стремление к совместной интеллектуальной деятельности по конкретной проблематике. Такое стремление проявляется и в товарищеских, дружеских отношениях. В общении пытаются выбрать для себя такого партнера, который бы удовлетворял их потребность в спиврозуминня проблем. Ориентация на спиврозуминня оговаривает, что они воздерживаются от категоричности суждений, от форм повинности. При этом, как отстраняются от проявления своих чувств и отношений, и часто воспринимаются как уравновешенные личности.

Этический тип. Представители этого типа характеризуются другим восприятием времени. их время циркулирует в личном жизненном опыте - прошлое становится настоящим, а затем снова возвращается в прошлое. Это следует понимать так, что личное прошлое определяет все их реакции в настоящем. Они базируются на понимании: "Это, кажется, мне напоминает...". Наличие прошлого опыта наполняет их уверенностью; и, наоборот, в новой обстановке имеют место проявления колебания. Решений, которые могут прервать связь с прошлым или изменить жизнь, пытаются избежать.

В молодом возрасте могут прибегать к авантюре и риска, - из-за отсутствия личного опыта. С приближением к постарше становятся консервативными. Консервативность выражается в том, что они оценивают события не по их возможностями, а за тем, как они соотносятся с прошлым опытом с точки зрения их эмоциональной значимости. Для них имеют значение только те события, которые могут стать яркими впечатлениями. Предпочитают сильным переживанием, даже если они неприятны.

Представители этического типа избегают обвинений других. Могут долго извиняться по поводу всевозможных мелочей. Оценивают человека не столько за объективно присущими качествами, сколько за эмоциональным отношением к ней (симпатиями, антипатиями). Главным мотивом поступков выступает личное побуждение. Поэтому им не всегда понятно, когда человек делает что-нибудь из принципа (логический тип), соображений практической полезности (сенсорный тип), или просто из-за стремления добиться успеха в будущем (интуитивный тип).

Особенности общения представителей этического типа характеризуются стремлением изложить вопросы, интересующие собеседников. Они максимально ориентированы на человека, на его ценностные представления, интересы. Осуществляют попытки эмоционально привлечь партнеров к процессу общения; и сами нуждаются проявления с их стороны соучастия, сострадания. Для достижения такого результата стремятся к сокращению коммуникативной дистанции, когда можно позволить максимально возможную степень открытости, доверия для конкретной ситуации. Пытаются "схватить" эмоциональное отношение партнеров к изложенному материалу.

Изложение материала насыщенное многочисленными примерами, полученные из литературы и личной жизни. Часто это приводит к стрибкоподибности процесса размышлений, нарушение прямолинейности логики доказательств. Указанный недостаток компенсируется демонстрацией личной заинтересованности, эмоциональностью. Эта особенность указывает, что представители данного типа чувствительны к возражений, критических замечаний, эмоциональной непричастности.

Интуитивный тип. Представители этого типа отличаются особым восприятием времени. Интуиция, как функция познания, заключается в переработке информации о потенциальных возможностей развития объекта (человека) во времени. Для интуитивного типа настоящее - лишь "тень будущего", прошлое - вообще туманно. В своих мыслях всегда идут впереди. Для них то, что будет, реально, чем то, что есть. Поэтому они довольно нетерпеливы, вследствие чего у окружающих создается впечатление об их легкомыслия, непрактичности.

Такие люди легко меняют один вид деятельности на другой, как только у них появляется новая идея. Рутинная, монотонная работа для них не подходит. Интересуясь перспективными идеями, идут вперед. В то время, как люди размышляют над высказанных идеей - они уже увлекаются новой. По этой причине редко достигают определенных ими самими целей.

Часто ошибаются, когда их спрашивают о времени (без часов). им трудно действовать согласно плану. Если они не сосредоточены на себе, то, как правило, это люди, которые наделены значительной обаянием, привлекательностью для других людей.

Как правило, не считаются с тем, как видят будущее другие люди. В случае наличия собственного видения, - любым образом стремиться изменить мир в соответствии со своими убеждениями.

Особенности общения с представителями интуитивного типа заключаются в следующем. их можно узнать по тонким пониманием сущности другого человека, очень ярко проявляется в общении. Обычно, в разговоре они не поддерживают темы, которая их интересует. Но, если беседа приобретает нужную для них направленности, воспаляются, проявляя открытость, непосредственность и творчество. Для изложения собственных мыслей и убеждения собеседника, пытаются привлечь весь массив знаний, используют успешные сравнения, метафоры, импровизации. Часто избыток материала, используемого для доказательства, отображается на логике изложения. Соответственно, в размышлениях появляются элементы непоследовательности. Этот недостаток компенсируется захватывающим стилем изложения.

Сенсорный тип. Представители этого типа характеризуются развитой способностью к восприятию предметов в пространстве, хорошо чувствуют и оценивают размерность пространственных отношений, испытывают гармонию окружающего мира, его качественные характеристики. Другие представители этого типа тонко чувствуют состояние своего здоровья, силу своих мышц, познают границы своего влияния на других людей. Как правило, они обладают настойчивостью, значительным потенциалом волевых качеств. В критических ситуациях демонстрируют смелость, уверенность в себе, быстро и решительно реагируют на внешние воздействия.

Изложенные качества позволяют классифицировать представителей этого типа как людей практического склада. Главным мотивом деятельности считают получение полезного эффекта. Хорошо проявляют себя в сфере совместной деятельности, - там, где нужно довести начатое дело до конца. Умеют успешно отстаивать собственные жизненные позиции, материальные интересы. Благодаря этим качествам приобретают успеха в борьбе за власть, в восхождении по социальной лестнице, твердо занимают место в иерархии межличностных отношений.

Особенности общения с представителями сенсорного типа определяются их практическим направлением. Представители этого типа предпочитают вступления в процесс разговора, главным образом, для решения любой важной для них практической задачи. Передачу информации пытаются осуществить так, чтобы у партнеров не было сомнений относительно правдивости изложенного. При этом внимание на логичности, или противоречивости изложенного не акцентируют, не пытаются иллюстрировать дополнительным материалом, что объясняется. Главное для них - показать, подчеркнуть (часто в категорической форме) полезный эффект, который содержится в информации, заставить партнеров стать сторонниками их позиции.

Так, если партнером представителя сенсорного типа является представитель интуитивного типа, то последний подчиняется силе аргументации сенсорного характера. В силу этого, как правило, между интуита и сенсорики не возникают конфликты. Каждый чувствует свою силу и слабость в отношении друг к другу.

Таким образом, как видно, каждый из четырех типов имеет собственные характеристики и особенности. На практике же, обычно очень сложно найти человека, который бы полностью на 100% соответствовала одной из приведенных характеристик. Именно такое мнение, подвела А. Аугустинавичюте к необходимости разработки типологии, в основе которой лежит комбинация из 4-х элементов сознания в экстравертном и Интровертный вариантах, в приближении к удовлетворительной модели личности.

Вконтакте

Одноклассники

Соционика была сформулирована в начале 1970-х годов литовским экономистом Аушрой Аугустинавичюте и изложена в её работе 1980 года «О дуальной природе человека ». Основным материалом для создания соционики послужило творческое прочтение работы Юнга «Психологические типы ».

«Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях с другими людьми, мечтали быть понятыми и хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательность и сами быть доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим», – так писала основатель соционики – литовский ученый, педагог и экономист Аушра Аугустинавичюте.

Аугустинавичюте также заимствовала концепцию «информационного метаболизма» из теории Антона Кемпиньского, использовав образное сравнение автора о том, что психика «питается» информационными «сигналами», и осуществляет таким образом информационный метаболизм, причём одни сигналы - полезны, а другие - вредны, истощают психику. Однако существует мнение, что Кемпиньский употреблял понятие «информационного метаболизма» в ином смысле, чем оно понимается в соционике.

Основные психические функции по Юнгу:

i - «рациональные» функции

i - «иррациональные» функции

Понятие «психических функций» ввёл в психологию (в 1921 году) и развил в своих последующих работах известный швейцарский психиатр Карл Густав Юнг . По Юнгу, они представляют собой характеристики индивидуальных психических процессов, которые в комбинации позволяют описать различные «типы личности». Опираясь на свой практический опыт, Юнг выделил и обозначил следующие характеристики": «мышление», «чувство», «ощущение» и «интуиция». Их он определил следующим образом:

  • Мышление - та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство - функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.
  • Ощущение - это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
  • Интуиция - функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё - и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

По мнению Юнга, одна из этих характеристик или «функций» может быть господствующей над другими, и тогда формируется соответствующий «психологический тип» - мыслительный, чувственный, ощущающий или интуитивный.

Восемь наглядных психологических типов
Функция Интроверсия / экстраверсия
Мышление Экстравертное мышление
Интровертное мышление
Чувство Экстравертное чувство
Интровертное чувство
Ощущение Экстравертное ощущение
Интравертное ощущение
Интуиция Экстравертная интуиция
Интравертная интуиция

Другой характеристикой, выделенной Юнгом, была психологическая установка, которая может быть экстравертной либо интровертной - направленной преимущественно на восприятие внешнего мира, либо «внутрь себя». Полагая, что «чистых» экстравертов и интровертов не бывает, Юнг считал, что у каждого человека одна из этих установок всё же преобладает. Это понятие, введённое автором на интуитивном уровне, было затем обосновано научными методами, в том числе, с использованием факторного анализа. Оно получило дальнейшее развитие в работах Г. Айзенка и многих других.

С учётом психологической установки, четыре психологических типа Юнга (мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный) дают «восемь наглядных психологических типов» (показаны в таблице справа).

Основные и дополнительные функции

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума - мышление и чувство, - и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» - ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение - интуицию и наоборот), хотя этот простой принцип, согласно Юнгу, выполняется далеко не всегда. Он проиллюстрирован на рисунке, где по горизонтали расположены рациональные функции, а по вертикали - иррациональные.

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция (ощущения либо интуиции ), а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция (мышления либо чувства ).

Применимость юнговской типологии

Юнг не предназначал свою типологическую систему для классификации людей. Он считал её, во-первых, инструментом исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психологического опыта, его классификации в некоем подобии координатной шкалы («тригонометрической сетки» - пишет Юнг). Во-вторых, типология - инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок.

Однако позже на основе Юнговской типологии были созданы инструменты именно для классификации: тесты Грея-Уилрайта, опросники «Индекс юнговских типов» (JTI) и Майерс-Бриггс (MBTI). Соционика также основана на классификации и делает на её основании объяснительные и предсказательные выводы. Кроме того, она распространяет классификацию и на воспринимаемую человеком информацию.

Эти отклонения порождают проблемы, которых была лишена теория Юнга. Для всех пост-Юнговских типологий общей проблемой является вопрос о «действительном существовании» психических типов и связанный с ним вопрос об устойчивости определения типа при повторном тестировании (по прошествии времени). Для методики MBTI эта устойчивость довольно высока и составляет 70-80 % и выше.

В соционике, однако, к этому вопросу добавляются проблемы низкой сходимости при определении типов разными методами (совпадение составляет только 25 % ), умозрительности её понятий и отсутствие общего представления о них среди социоников.

Психические функции в соционике

«Психические функции», которые у Юнга были количественными характеристиками психических процессов, А. Аугустинавичюте назвала «вариантами информационного метаболизма», и высказала гипотезу, что для восприятия окружающего мира психика человека использует восемь дискретных «соционических функций», каждая из которых воспринимает один определённый «аспект» информации, поступающей из окружающего мира. Поэтому в соционике развитость той или иной «соционической функции» соответствует способности человека разбираться в соответствующих аспектах окружающего мира.

Эти функции, по Аугустинавичюте, представляют собой элементы психики, с помощью которых человек взаимодействует с соответствующими «информационными аспектами» окружающего мира. По способу идентификации они полностью соответствуют «восьми наглядным психическим типам» Юнга (см. таблицу).

Аугустинавичюте также внесла изменения в терминологию Юнга: вместо названий «мышление» и «чувство» используются термины «логика» и «этика», а вместо «ощущение» - «сенсорика», и ввела для функций графические обозначения:

Основная функция Название в соционике Интроверсия / экстраверсия Название в соционике
Мышление Логика экстравертная «деловая логика»
интровертная «структурная логика»
Чувство Этика экстравертная «этика эмоций»
интровертная «этика отношений»
Ощущение Сенсорика экстравертная «силовая сенсорика»
интровертная «сенсорика ощущений»
Интуиция Интуиция экстравертная «интуиция возможностей»
интровертная «интуиция времени»
i - «рациональные» функции

i - «иррациональные» функции

Несколько слов о происхождении графических символов:

Сенсорику мы обозначили кружком , фигурой, которая создаёт впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию - треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и этика - это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому если логику обозначили квадратом , как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла .

Аушра Аугустинавичюте. О дуальной природе человека

«Информационные аспекты»

С точки зрения соционики, «информационный поток», воспринимаемый и обрабатываемый психикой, делится в процессе «информационного метаболизма», в соответствии с числом соционических функций, на восемь «аспектов», каждый из которых «обрабатывается» своей функцией. Соционика исходит из положения, что разные типы личности по-разному воспринимают и обрабатывают «информационные аспекты», в связи с разницей в развитии соответствующих функций.

Соционический тип

В отличие от теории Юнга, в соционике считается, что одна из психических функций всегда является господствующей и подавляет остальные. Тогда, с учётом «дополнительной» функции, «восемь наглядных психических типов» Юнга дают шестнадцать «соционических типов» (типов «информационного метаболизма» , ТИМ ). Cреди социоников не существует однозначного понимания, чем является «тип информационного метаболизма», а отсутствие объективных критериев определения соционического типа является основной проблемой соционики.

Разными социониками было предложено несколько систем обозначений типов. Все системы можно условно разделить на две группы:

  • «Персонажные» и «исторические» названия - псевдонимы, названные по именам известных исторических личностей или литературных персонажей, которые, как считают некоторые, относятся к соответствующим типам.
  • Характеристические обозначения - псевдонимы, указывающие на выраженные черты социотипов и (или) предпочтительную профессиональную принадлежность.
Основная
функция
Дополнительная
функция
Интроверсия /
экстраверсия
Название в соционике Псевдонимы
Мышление
(«логика»)
Ощущение («сенсорика») экстраверт Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) «Штирлиц», «Администратор»
интроверт Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ) «Максим Горький», «Инспектор»
Интуиция экстраверт Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ) «Джек Лондон», «Предприниматель»
интроверт Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ) «Робеспьер», «Аналитик»
Чувство
(«этика»)
Ощущение («сенсорика») экстраверт Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) «Гюго», «Энтузиаст»
интроверт Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) «Драйзер», «Хранитель»
Интуиция экстраверт Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ) «Гамлет», «Наставник»
интроверт Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ) «Достоевский», «Гуманист»
Ощущение
(«сенсорика»)
Мышление («логика») экстраверт Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ) «Жуков», «Маршал»
интроверт Сенсорно-логический интроверт (СЛИ) «Габен», «Мастер»
Чувство («этика») экстраверт Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ) «Наполеон», «Политик»
интроверт Сенсорно-этический интроверт (СЭИ) «Дюма», «Посредник»
Интуиция Мышление («логика») экстраверт Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ) «Дон Кихот», «Искатель»
интроверт Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ) «Бальзак», «Критик»
Чувство («этика») экстраверт Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ) «Гексли», «Советчик»
интроверт Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) «Есенин», «Лирик»

Кроме того, применяются формульные обозначения, основанные на совокупности модельных признаков: «базисе Юнга », «признаках Рейнина », принадлежности к «малым группам Рейнина », или на «модели А ».