Тадж махал расположение. Тадж махал

Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене - красавице Мумтаз Махал (в девичестве - Арджуманад Бану Бегам), племяннице сильного и влиятельного царедворца при дворе индийского правителя.

Имя Арджуманад Бану Бегам окружено легендами и тайнами. В 1612 году в девятнадцатилетнем возрасте она вышла замуж за принца Кхуррама, ставшего затем падишахом Шах-Джаханом. Во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарек свою невестку и племянницу своей жены - «Украшением дворца» (Мумтаз Махал).

Молодые супруги нежно любили друг друга. Французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах-Джахан был настолько влюблен в свою молодую жену, что «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». А ведь у него, как у любого восточного правителя, был гарем - и большой.

В 1629 году, через год после восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился на юг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено, наместник смещен, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал, никогда не разлучавшаяся с мужем, во время этого похода умерла у него на руках, родив ему четырнадцатого ребенка. Горе его было настолько велико, что он хотел покончить с собой.

Сначала Мумтаз похоронили в городе Бурханпуре (территория нынешнего штата Мадхья-Прадеш), поскольку там разбило лагерь войско Шах-Джахана. И лишь через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над ее могилой вознесся мавзолей, который (по замыслу Шах-Джахана) должен был стать символом красоты его усопшей супруги.

Строительство пятикупольного здания мавзолея, превосходящего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда в Индии, продолжалось более двадцати лет (примерно с 1630 по 1652 год). Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает 74 метров. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 метров. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета.

Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором, снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником. В окнах и арках - ажурные решетки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана.

В строительстве этого грандиозного сооружения участвовало до 20 000 человек. Имя архитектора, воплотившего замысел Шах-Джахана, неизвестно. Некоторые приписывают создание этого памятника мирового искусства европейским зодчим. Однако изучение архитектурных особенностей Тадж-Махала позволяет сделать вывод, что в нем воплотились лучшие черты средневековой архитектуры Ирана и Средней Азии вместе с монументальным искусством древней Индии.

Но другие ученые автором этого шедевра называют разных, но вполне конкретных лиц. Однако наиболее широко распространено мнение, что в разработке проекта Тадж-Махала приняли участие лучшие зодчие Индии и других стран Востока во главе с агрским архитектором Устад-Исой. Не исключено, что одним из авторов был сам Шах-Джахан, обладавший незаурядным художественным вкусом.

Вокруг Тадж-Махала в Агре Шах-Джахан посадил великолепный сад, построенный по принципу Чар Бага: на участке земли, разделенном на четыре части. В центре находится мраморный водоем. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его начале. Вдоль оросительного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполами четырех минаретов.

Напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны, Шах-Джахан думал возвести еще одну гробницу-для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж-Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Однако планы и замысли Шах-Джахана не осуществились.

Когда Шах-Джахан тяжело заболел, встал вопрос, кому из сыновей занять его престол. Старший сын, Дара-шикол, был единомышленником отца, деда и прадеда. Он хотел единства страны, мира с индусами, союза с раджпутскими и маратхскими раджами. Мусульманские муллы и вельможи стеной стояли за второго сына - Аурангзеба, жестокого и мрачного мусульманского фанатика.

Аурангзеб победил брата и вошел в Агру с войсками. Здесь он узнал, что отец благополучно выздоровел и не собирается освобождать трон. Но власть, однажды попавшую в руки, нелегко добровольно отдавать. Сколько еще проживет отец? И Аурангзеб приказал арестовать отца и заточить его в крепость. Из тяжелой каменной рамы окна был виден лишь легкий, как облако, белый мавзолей давно умершей жены.

Тяжело больной, отстраненный от власти, Шах-Джахан часами смотрел из агрской крепости на Тадж-Махал, где покоилась Мумтаз Махал, которую он так любил. А после смерти и он был погребен в этой же гробнице, в одном склепе с Мумтаз Махал. Сейчас прямо над склепом, в центральном зале, украшенном орнаментом из золота и серебра, лежат две каменные плиты: одна - над могилой Мумтаз Махал, другая - над могилой Шах-Джахана.

О Тадж-Махале сложено много легенд. А многие юноши, страдая от безответной любви, взбирались на минареты и кидались вниз с верой, что на том свете добьются расположения возлюбленной. Потом входы на минареты закрыли, чтобы охладить влюбленных, жертвующих жизнью в надежде обрести любовь.

Тадж-Махал в Агре стал одним из наиболее знаменитых памятников мирового зодчества и , внесенным в . Мрамор стен, агаты и алмазы, вкрапленные в завитки орнамента, устремленный ввысь купол гробницы, днем отражающийся в водах Джамны и переливающийся ночью в свете луны - таков Тадж-Махал, воспетый сотнями поэтов.

Тадж-Махал (Индия): архитектура, строительство, мифы

Тадж-Махал - это мечеть, совмещенная с мавзолеем, расположена в Агре на берегу местной реки Джамна. Доподлинно неизвестно о том, кто именно является архитектором данного здания. Это сооружение было построено по приказу Шах-Джанаха, который является прямым потомком знаменитого Тамерлана. Падишах Империи Великих Моголов возвел Тадж-Махал для своей супруги Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14 ребенка. Впоследствии тут был захоронен и сам Шах-Джахан.


Тадж-Махал (его еще называют просто «Тадж») является самым известным примером стиля архитектуры, который зародился в Монголии. Он вобрал в себе элементы исламского, индийского и персидского стилей архитектуры, так как в культуре монголов вообще много заимствований. Тадж-Махал получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в 83-ем году ХХ столетия. Его считают общепризнанным шедевром и жемчужиной мусульманской культуры, которой восхищаются люди с разных стран планеты.


Тадж-Махал является структурно интегрированным комплексом. Его строительство началось в 1632 году, а окончены работы были только к 1653 году, то есть длились более двух десятилетий. Над строительством объекта трудились около двадцати тысяч мастеров и обычных рабочих. Строительством также руководили ведущие архитекторы того времени, но доподлинно неизвестно, кто именно внес основной вклад в итоговый результат. Творцом этого знаменитого строения обычно считают Лахаури, но некоторые сведения говорят о том, что главным архитектором был уроженец Турции Мухаммед Эфенди. В любом случае на этот вопрос вряд ли уже удастся получить ответ.


Внутри мавзолея можно увидеть гробницы шаха и его супруги. Но на деле они захоронены не под гробницами, а чуть ниже, под землей.


Тадж-Махал - это пятикупольное здание, высота которого достигает 74 метров. Построено она на платформе с четырьмя минаретами по углам. Минареты имеют небольшой наклон в сторону от гробниц, чтобы в случае обрушения не повредить ее.


Рядом расположен сад с фонтанами. Стены выложены из полупрозрачного мрамора, который приходилось привозить сюда издалека. Кладка выполнена с инкрустацией из самоцветов. Благодаря этому стены при дневном свете выглядят белоснежными, на заре кажутся розовыми, а в лунную ночь имеют серебристый оттенок.


Строительство данного здания проходило в течение долгого времени и на объекте успели поработать более двадцати тысяч человек из разных концов страны, а также из других государств Азии и Ближнего Востока. Каждый из них внес свой вклад в итоговый результат.


Тадж-Махал возвели чуть южнее от Агры, которая была окружена высокой стеной, охранявший город. Шах-Джахан лично занимался выбором участка и обменял на него огромный дворец, который расположен в самом центре Агры. В итоге, строительство началось на площадке площадью примерно 1,2 гектара. Для начала землю перекопали и заменили грунт, а потом соорудили площадку, которая поднялась на пять метров выше уровня берега местной реки. В дальнейшем началось сооружения фундамента, который должен был стать основой массивного здания и при его возведении применялись самые современные на тот момент технологии. Основательно строили даже леса, которые были не бамбуковыми, как обычно, а кирпичными. Они получились настолько массивными, что мастера боялись, что после окончания строительства их придется разбирать в течение нескольких лет. Но получилось все несколько иначе. Придание говорит о том, что Шах-Джахан объявил о том, что любой может взять себе столько кирпича, сколько хочет и леса разобрали едва ли не за одну ночь, так как в те времена это был востребованный строительный материал.


Мрамор транспортировался с помощью специального пандуса, сооруженного из спрессованной земли. По нему тридцать быков тащили каждый блок к месту строительства. На нужный уровень блоки поднимали с помощью специально сконструированных механизмов. Близость реки также позволяла быстро добывать воду. Специальная канатная система позволяла наполнять резервуары максимально быстро, после чего из резервуаров вода по специально проложенным трубам транспортировалась непосредственно к месту строительства. Работа в этом смысле была проделана огромная.


Гробница и платформа были построены за 12 лет, а все остальные части комплекса строились еще десять. Строительство было поделено на этапы и во многом благодаря этому удалось добиться своевременной сдачи всех объектов. Силы не распылялись, а аккумулировались на конкретном виде работ.



Тадж-Махал в 1865 году

Строительные материалы свозились сюда со всей Индии и даже из соседних держав Азии, поэтому использовалось более одной тысячи слонов для их перевозки. Тадж-Махал строили действительно всей страной, и на его возведение ушло огромное количество сил, времени и денег.



Тадж-Махал в 1890 году


С самого начала своего существования Тадж-Махал был не только источником всеобщего восхищения, но и отличным поводом для создания мифов и легенд на его основе. Как известно, любую красивую историю окружает множество сопутствующих повествований, часть которых является правдой, а другая полной чушью и выдумкой. Порой невозможно разобраться, где правда, а где вымысел. Что именно является правдой, да и количество самих легенд не поддается исчислению, мы остановимся на самых примечательных.


Самый распространенный миф заключается в том, что Тадж-Махал должен был стать не единственным мавзолеем. Согласно легенде напротив него должен был появиться еще один мавзолей, но уже из черного мрамора. Вырасти новое здание должно было на другом берегу реки, но этому помешали определенные обстоятельства. Так, рассказывают, что Шах-Джахан банально не успел закончить строительство по причине того, что был низвергнут с престола собственным сыном и законным наследником Аурангзебом. Эту легенду подкреплял и тот факт, что на противоположенном берегу реки действительно со временем обнаружились руины из чёрного мрамора. Но все встало на свои места в конце двадцатого века, когда раскопки и исследования дали понять, что черный мрамор на самом деле является всего лишь почерневшим от времени белым мрамором. При этом пруд в Лунном саду (там должен был согласно приданию находиться второй мавзолей) был реконструирован, выяснилось, что отражение Тадж-Махала в воде пруда выглядит черным и его можно рассмотреть без проблем. Возможно, пруд был построен только для этих целей.

Нет доказательств и тому, что после завершения строительства архитектору отрубили руки, чтобы он не мог воссоздать такую красоту. По другой версии, строители подписывали специальный договор, что никогда не будут строить ничего похожего на Тадж-Махал. Подобные легенды сопровождают почти любое известное сооружение и являются фантазией чистой воды.

Еще одна легенда касается того, что в середине девятнадцатого века Уильям Бентинк планировал полностью уничтожить мавзолей и продать его мрамор на крупном аукционе. Скорее всего, данный миф возник после того, как Бентинк продал мрамор из конструкции одного из фортов в городе Агра, но подобных планов относительно усыпальницы у него не было.

Часто приукрашивают реальность и путеводители, согласно которым, Шах-Джахан после того, как был свергнут своим сыном, любовался Тадж-Махалом прямиком из-за решетки своей темницы. На самом деле ничего подобного не было, так как Шах-Джахана содержали в более чем комфортабельных условиях в Красном форе, расположенным в Дели. Оттуда Тадж-Махал, конечно, невозможно увидеть. Здесь рассказчики умышленно подменяют делийский Красный форт тем, что расположен в Агре. Из Красного форта в Агре действительно виден Тадж. Получается, что большинство мифов и историй про знаменитый мавзолей являются не более, чем самыми обычными выдумками, пускай и очень красивыми.


Что первое приходит на ум, когда вы слышите об Индии? Точно – Тадж Махал! Эти два слова знают все. Это самый узнаваемый и известный памятник Индии и одно из семи чудес света. Тадж-Махал – мировое чудо, которое стоит на берегах реки Ямуна и больше похоже на сказочное строение, «выныривающее» из вод реки. У Тадж-Махала богатая история, которая началась еще в 1630 году н.э.

На самом деле это не классический памятник, а мавзолей, где покоится Мумтаз-Махал – любимая жена императора Великих Моголов Шах-Джахана. Император построил этот мавзолей в знак великой и сильной любви к своей жене. Построено это чудо из мрамора, а на его возведение ушло 22 года и труд 20 тысяч рабочих. Словами передать великолепие памятника невозможно, его действительно нужно увидеть.

Где находится Тадж-Махал

Считается, что Тадж Махал находится в Дели. Это не совсем так. Расположен мавзолей в индийском штате Уттар-Прадеш в городе Агра – это примерно 200 км. от Дели. Агра входит в знаменитый Золотой Треугольник Индии.

Как добраться до Тадж Махал

Агра имеет хорошее железнодорожное сообщение. Главная станция города называется Agra Cantt.

  • Из Дели, Варанаси и городов Раджастана быстрее всего можно добраться на скоростном поезде Shatabdi Express.
  • С 2012 года из Дели курсирует быстрый поезд, дорога до города Агра займет менее трех часов. Отправляется экспресс со станции «Ноида» (восточная часть Дели). Проезд в одну сторону обойдется в 320 рупий , и 520 рупий, если брать билет туда и обратно. Поезд класса SL обойдётся в 170 рупий (спасибо за уточнение Павлу).
  • Альтернативный вариант – из больших городов можно добраться самолетом, а из Дели можно заказать специальный экскурсионный тур.

Время работы мавзолея Тадж Махал

Открыт мавзолей ежедневно с 6 утра до 19.00, кроме пятницы (в этот день здесь проходят молитвы).

Также Тадж-Махалом можно полюбоваться при лунном свете – за два дня до и два дня после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы – с 20.30 до полуночи.

Стоимость входных билетов в Тадж Махал

  • Иностранцам стоимость входного билета обойдется в 250 рупий (налог на вход от Археологического общества страны) и 500 рупий (пошлина Департаменты по развитию Агры), итого – 750 рупий.
  • Местные жители платят лишь 20 рупий.
  • Детям до 15 лет – вход свободный.
  • В ночное время билеты стоят 500 рупий для местных жителей и те же 750 рупий – для иностранных туристов, но купить их необходимо за 24 часа до посещения в специальной кассе Археологического общества исследований на Mall Road.

Войти в Тадж-Махал можно с трех сторон – это Южные, Восточные и Западные ворота. Главным входом являются Западные ворота – здесь всегда собираются длинные очереди. Южные ворота находятся рядом с площадью Taj Ganj, которая популярна среди туристов, также в районе этой площади расположены бюджетные отели города. Самые короткие очереди собираются у Восточных ворот (со стороны улицы Shilpgram). Но чтобы купить билет придется пройти около километра – касса расположена вдалеке от Восточных ворот.

Фестиваль Тадж Махотсав

Недельный фестиваль Тадж Махотсав проходит в городе Агра ежегодно с 18 до 27 февраля, и все действо разворачивается в непосредственной близости к Тадж-Махалу – в районе Shilpgram. В центре внимания на фестивале – искусство и ремесло эры Великих Моголов.

Жители Агры воссоздают на фестивале индийскую культуру той эпохи. Начинается Тадж Махотсав потрясающей процессией с участием верблюдов, слонов и барабанщиков. Дальше можно поучаствовать в верблюжьих или бегах слонов, а детей занять играми на специальной площадке.

Конечно же, на фестивале проводится и «праздник живота» – попробовать можно все разнообразие местных блюд. Кстати, место проведения фестиваля выбрано не случайно – когда-то на этой улице жили рабочие, построившие Тадж-Махал.

Тадж-Махал меняет свой «облик» в течение дня. Не поленитесь и приходите на рассвете – с восходом солнца мавзолей проявляет все свое величие. И еще одно – будьте готовы к наплыву попрошаек и зазывал.

Если не хотите тратиться на входной билет и стоять в очереди – полюбоваться видом можно и с другого берега реки. Одно из таких мест – Мехтаб Багх. Это роскошный сад Моголов, который занимает территорию в 10 гектар и находится он прямо напротив главного входа в Тадж-Махал.

Стоимость входа в сад составляет 100 рупий и открыт он до захода солнца.

Город Агра – достаточно грязный и не очень приветливый, не тратьте здесь много времени. Лучшее время для посещения Тадж-Махала – это период с ноября по февраль. В любом другом месяце вы можете столкнуться либо с сильной жарой, либо с обильными дождями. Правда, именно в такой «не сезон» туристам предлагают большие скидки.

Что еще посмотреть в Агре – 3 интересных места

  1. Город-призрак, стоящий посреди пустыни – Фатихпур-Сикри когда-то должен был стать столицей страны. Одного дня хватит, чтобы съездить за 40 км. от Агры и посмотреть на его остатки.
  2. Ценителям природы понравится птичий заповедник Bharatpur Bird Sanctuary, который расположен в Национальном парке Кеоладео в 55 км. от города.
  3. Еще одна достопримечательность, заслуживающая внимания – гробница Акбара Великого, построенная из красного песчаника и разноцветных камней. Находится она в деревушке Сикандре в 13 км. от Агры

гробница Акбара Великого

Город-призрак Фатихпур-Сикри

птичий заповедник Bharatpur Bird Sanctuary


Внутри мавзолея расположены две гробницы - шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землей. Время строительства относится примерно к 1630-1652 гг. Тадж-махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м. на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившимся на строительство за 300 км.) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. На строительство комплекса было приглашено более 20 000 мастеров со всех концов империи. На другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец, но оно не было достроено.

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из корана, обращенная к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана - построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.

Красивый рассказ об истории создания Тадж Махала
http://migranov.ru/agrastory.php

22 года (1630-1652) более двадцати тысяч человек, в том числе лучшие зодчие и архитекторы Индии, Персии, Турции, Венеции и Самарканда, строили этот воздушно-кружевной мраморный памятник любви мусульманского короля Моголов Шах-Джахана ("повелитель мира") к своей жене Арджуманд Бано Бегум, получившей во время коронации имя Мумтаз Махал, что означает "избранница двора".

Они поженились, когда ей было 19 лет. Он любил только юную Мумтаз и не замечал других женщин. Она родила своему властелину 14 детей и умерла, рожая последнего ребенка.

Долгое время Тадж Махал был самым высоким сооружением Индии, его высота вместе с главным куполом составляет 74 метра.


К сожалению, этот признанный шедевр мировой архитектуры постепенно приходит в упадок - уже нет дверей из серебра, парапета из золота, усыпанной жемчугом ткани на гробнице прекрасной Мумтаз. Ученые считают, что башни минаретов опасно накренились и могут упасть.

И все-таки, это чудо существует уже 355 лет.

Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. , воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Тадж-Махал создан в стиле мугал — смеси традиций индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, обращаясь к лучшим в то время зодчим Востока. Основной замысел проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди — византийский турок, ученик крупнейшего турецкого архитектора Синана, грека по происхождению. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год; на ней постоянно было занято около 20 тысяч рабочих.

Мавзолей Тадж-Махал вместе с окружающим его парком занимает значительную площадь – 17 га. Доступ в сады и к мавзолею открыт с южной стороны сада, где на одной линии стоят два входных портала, украшенные традиционными чаттри. После этого посетитель попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, в точке пересечения которых находится бассейн. Само здание мавзолея находится на северной стороне.

Усыпальница возведена на искусственной платформе на берегу реки Джамна. Платформа вымощена белым мрамором. Мавзолей, авторство которого приписывается индийскому архитектору Устаду Ахмаду Лахори, представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, с большим куполом и четырьмя чаттри на крыше. Здание целиком выполнено из белого мрамора, которое великолепно отражает солнечные лучи. По легенде, шах хотел, чтобы ему построили отдельный мавзолей черного цвета на противоположном берегу реки Джамны. Однако Шах-Джихан был свергнут с престола своим собственным сыном Аурангзебом.

На восточной и западной границе комплекса Тадж-Махал строго по поперечной оси относительно главного здания расположены две постройки из красного песчаника. Каждая постройка увенчана тремя белыми куполами. И хотя они имеют иное предназначение (справа – «Джаваб» – приют для именитых гостей, а слева – мечеть, где служили поминальные службы), все здания логично вписываются в мемориальный комплекс.

В центре платформы помещена гробница, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В центре размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом; внутрь ее ведут порталы, по одному с каждой стороны. Камера содержит кенотафы (надгробный памятник умершим, останки которых покоятся в другом месте или не найдены) Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой (их поверхность инкрустирована полудрагоценными камнями), в то время как подлинные захоронения находятся в крипте непосредственно под камерой. Снаружи арочный портал на каждом фасаде фланкирован двумя ярусами ниш, и все сооружение увенчано луковичным куполом, высоко поднятым над пологой внутренней купольной чашей погребальной камеры. Простые пропорции определяют план и соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 м, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

Над главным помещением (по сложившейся в индийской архитектуре традиции) подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) сделан для того, чтобы соблюсти гармонию с пространством интерьера. Это конструктивное решение появилось в эпоху Тимуридов, а в Индии впервые было применено при строительстве мавзолея (1518) делийского правителя Низам-хана Сикандара II (1489–1517) из династии Лоди.

Орнаментация внутренних поверхностей Тадж-Махала поражает изяществом. В отделке применялись самоцветы и разноцветный мрамор. Так, черным мрамором выполнен эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана почерком сульс. Известно, что могольские императоры были увлечены флорой: они разводили цветники и розарии, специальные плантации декоративных растений. Эта любовь в полной мере присутствует в орнаментации интерьера мавзолея. Мозаика из разноцветных кусочков агата, сердолика, ляпис-лазури, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов воспроизводит цветочные гирлянды, букеты, украшающие стены погребального зала. Складывается впечатление, что Тадж-Махал создавался не как усыпальница, а как памятник любви императора к своей несравненной супруге Мумтаз-Махал (Мумтаз – «несравненная», араб.).

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из Корана, обращённая к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана - построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.

Напротив Тадж-Махала шах Джахан распорядился начать строительство такого же мавзолея из черного мрамора — уже для себя. Но едва строители успели завезти первые глыбы черного мрамора, один из старших сыновей безутешного шаха — Джахангир — сверг отца с престола. Тот попросил только об одном — чтобы из места его заточения был виден Тадж-Махал.

Шах Джахан окончил свои дни в уединенной башне в двух километрах от выстроенного им мавзолея, глядя на него из небольшого окна. Когда же зрение его ослабело, в противоположную от окна стену врезали большой изумруд, в котором отражалась белоснежная усыпальница любимой Мумиаз.

Известная всем легенда утверждает, что Тадж Махал – это гробница жены могольского (Моголы – династия правителей Индии 1526-1858) шаха Джахана. Считается, что строили этот памятник архитектуры 22 года (1631-1653), после чего шах захотел построить аналогичное сооружение, но из черного мрамора, для себя. Осознав, что подобное строительство в конец разорит государство, собственный сын короля положил конец этой задумке, поместив отца в тюрьму. Однако это лишь одна теория происхождения Тадж Махала. Красивая, привлекательная для туристов. Романтическая. Правдива ли она?

Альтернативная история

Есть те, кто оспаривает официальную теорию, указывая на следующие факты:

Мусульманские правители нередко устраивали усыпальницы в захваченных храмах и дворцах.

В архиве махараджы Джайпура того времени есть два приказа Джахана передать Тадж в собственность Джахана.

Название «Тадж Махал» не встречается в летописях моголов. Официальная теория относит название к имени усопшей, Мумтаз (Мумтадж) Махал, однако ее имя на самом деле было другим – Мумтаз-ул-Замани.

В летописях моголов ничего не говорится о безумной любви Джахана и Мумтаз-ул-Замани. Эта история не имеет под собой исторической основы.

Некто Алберт Манделсло, европеец, посетивший Агру в 1638-ом году, 7 лет спустя смерти короля Джахана, никак не упомянул о следах грандиозного строительства, которые, несомненно, должны были остаться. Другой европеец, Питер Манди, который был в Агре через год после смерти Джахана, писал о Тадж Махале как об очень древнем сооружении.

Ну и, наконец, углеводородный анализ показывает, что здание как минимум на 300 лет старше Джахана.

Профессор П. Н. Оук считает, что название «Тадж Махал» произошло от имени Шри Шивы – «Теджо Махалайя», а само здание является древним храмом Шри Шивы.

Многие комнаты Тадж Махала опечатаны со времен Джахана.

Сообщается также, что исследования профессора Оука были запрещены во времена Индиры Ганди, чье имя до сих пор проклинают многие индийцы.