Ремарк, эрих мария. Эрих мария ремарк Эрих мария ремарк один человек

Настоящее имя писателя - Эрих Пауль Ремарк.

Эрих Ремарк родился 22 июня 1898 года, в провинциальном городе Оснабрюк (Германия), в католической семье. Его отец, Петер Франц Ремарк, работал переплетчиком. Мать писателя, Анна Мария Ремарк, воспитывала детей. У Эриха было две сестры, Эрна и Эльфрида, и брат, Теодор, которому суждено было прожить только пять лет.

С 1904 по 1912 годы Ремарк учится в народных школах - Домшуле и Йоханнисшуле. Затем получает трёхклассную подготовительную ступень для обучения в католической учительской семинарии, готовящей учителей народных школ. С 1915 года, до призыва в армию, Ремарк учится в учительской семинарии в Оснабрюке. Большую роль в жизни Ремарка сыграл художник, поэт и философ, Фриц Хёрстемейер. В его кружке, «Приют грез», Ремарк вместе со всеми дискутировал, разрабатывал художественные и философские взгляды на проблемы бытия. Весь классический и романтический период в немецкой литературе для юного Ремарка был чудом. Он таскал эти книжки с собой и постоянно перечитывал.

Первая публикация писателя о радостях и заботах юношеской жизни вышла, когда писателю было 18 лет.

В 1916 году Ремарка призывают в армию; 17 июня этого же года его направляют на Западный фронт. Через год он получает ранение в шею и руки, в результате попадания в него осколков гранаты. Одно ранение оказалось настолько серьезным, что долгие годы напоминало о себе. В этом же году умирает мать Ремарка. В 1918 году писателя выписывают из лазарета и переводят в запасной батальон пехотного полка. Ремарк продолжает свою учёбу в католической учительской семинарии, является секретарём объединения учащихся. В девятнадцать лет Ремарк, теперь уже бывший солдат, стал обдумывать - как преобразовать полученные впечатления в «роман», обращаясь за помощью к еще оставшимся в окопах товарищам. Попытка создать литературный текст затянулась на десять лет.

После сдачи экзамена на квалификацию учителя, Ремарк работает педагогом в разных школах. После окончания войны Ремарку пришлось осваивать разные профессии - бухгалтера, корреспондента, служащего, журналиста. Он пишет рецензии для газет, сочиняет небольшие рассказы и стихи для журнала «Шёнхайт». В это время выходит его роман «Приют грёз».

В 1921 году Ремарк пишет полное отчаяния письмо Стефану Цвейгу с просьбой дать беспристрастную оценку его писательских амбиций и достоинств. Абсолютно незнакомому автору Цвейг ответил с пониманием и благожелательно.

В 1922 году Ремарк переезжает в Ганновер, чтобы занять место (по 1924) редактора журнала "Эхо Континенталь". В нем он впервые подписывается именем Эрих Мария Ремарк - Remark. На протяжении года писатель работает над романом «Гэм».

В 1924 году происходит встреча Ремарка с Эдит Дёрри - дочерью основателя издания «Шпорт им бильд» («Sport im Bild»), Курта Дери. Впоследствии, Эдит поспособствует переезду Ремарка в Берлин. Их брак не состоялся, т.к. родители девушки воспрепятствовали этому. Вскоре Ремарк женится на танцовщице Илзе Ютте (Жанна) Замбона. Большеглазая, худенькая Ютта -она страдала туберкулезом - станет прообразом нескольких его литературных героинь, в том числе, Пэт, из "Трех товарищей".

В 1928 году Ремарк становится главным редактором берлинского журнала «Шпорт им бильд» и «Журнала высшего света». Ремарк вместе со своим предшественником на посту главного редактора, Э. Элертом, превратил гламурный журнал в рупор ведущих литераторов Веймарской республики.

С 1916 по 1928 год выходит 250 отдельных публикаций Эрих Мария Ремарка.

В 1928 году писатель начинает работу над своим главным произведением - "На западном фронте без перемен". Главное и лучшее произведение в жизни Ремарка было написано за четыре недели, по вечерам, в свободное от редакторской работы время. Затем, полгода, писатель работал над текстом. Как замечал писатель: «Рукопись должна отлежаться».

В романе "На западном фронте без перемен" Ремарк изобразил трагедию поколения, вынужденного убивать себе подобных, чтобы выжить. Выжившие в войне солдаты не могли полноценно жить из-за покалеченной психики. Ремарк писал: «Тени войны настигали нас даже тогда, когда мы мысленно были от нее далеко». В своей книге Ремарк разъясняет нависшую опасность - опасность саморазрушения. Осознание этой угрозы - первый шаг для ее преодоления. Впоследствии, писатель получил этому подтверждение в многочисленных откликах на роман.

Издательство "Самуэль Фишер Ферлаг" отказывает Ремарку в публикации книги с комментариями о том, что никому не будет интересно читать о войне. Ремарку помогает его друг, Фриц Мейер, показав рукопись родственнику Ульштейнов. Так роман пробивает себе дорогу, и в августе 1928 года, концерн "Ульштейн" принимает рукопись "На западном фронте без перемен" с условием, что если роман будет безуспешным, то Ремарк отработает в концерне свой первоначальный аванс гонорара. Пробный фрагмент романа выходит в газете «Фоссийе Цайтунг», принадлежащей концерну. Почти сразу Ремарку приходит уведомление, что он уволен с должности главного редактора.

Роман "На западном фронте без перемен" имел колоссальный успех. Тираж книги, только в одной Германии, составил миллион двести тысяч. На вопрос, - какой же действительный общий тираж книги, - Ремарк затруднялся ответить. С 1929 года роман вышел общим тиражом, примерно, от 10 до 30 миллионов экземпляров; был переведен на 50 языков. Уже в 1929 году роман появляется в России. О публикациях в нашей стране Ремарк скажет позже: «В России крадут все мною написанное, издавая мои книги колоссальными тиражами, деньги не платят». Российские издатели к Ремарку обращались лишь с просьбами написать вступления к переводам романа и прислать фотографии.

А Ремарк после своего литературного триумфа продолжал жить в двухкомнатной квартире еще несколько лет; писатель только позволил себе приобрести новый автомобиль.

Из интервью Ремарка: «Как бы я смешно выглядел, если бы одну-единственную книгу посчитал достаточным основанием для самообольщения. Сначала мне надлежит трезво оценить собственные способности. А для этого мне надо трудиться, именно, трудиться, а не говорить и дискутировать. В разных статьях о себе я натыкаюсь на выражение «успешный автор Ремарк». Ненавистное слово! Как же мне хотелось бы, чтобы меня называли «писатель Ремарк». И в этом заложен позитив». Он знал, что от него ждут высокий уровень мастерства. А как он сам признавался в интервью Фридриху Люфту - «мастерство пока отсутствует».

В 1930 году Голливуд снял фильм по роману "На западном фронте без перемен". Фильм получил "Оскара". Режиссер-постановщик фильма - 35-летний уроженец Украины, Лев Мильштейн, известный в США, как Льюис Майлстоун. В декабре 1930, состоялась немецкая премьера, и, почти сразу, цензор наложил запрет на показ фильма. Геббельс обещает Ремарку протекцию со стороны нацисткой партии взамен того, что писатель взвалит ответственность за выход фильма на «еврейские фирмы» - концерн "Ульштейн" и «Юниверсал». Писатель на эти происки отвечает отказом.

Ремарку намекают, что нужно написать вторую книгу, хотя у него самого желание уже созрело. Начальный творческий путь Ремарка представлял собой попытку нащупать свой стиль, и вот, нащупанный стиль закрепляется в творчестве писателя и остается почти неизменным. Ремарк горит желанием написать вторую книгу - «Возвращение». Несмотря на предположение автора о том, что новую книгу разнесут в пух и прах, книга получила позитивные отзывы. В романе была поднята сугубо человеческая тема - восемнадцатилетние молодые люди, жизнь которых должна быть обращена в будущее, устремляются навстречу смерти.

В 1931 году, под давлением нацистов, Ремарк, реально ощутив угрозу собственной жизни, был вынужден вместе с женой покинуть Германию и переехать сначала в Швейцарию, в город Тессин, а затем во Францию. Ремарк распахнул ворота своей виллы в Порто-Ронко, чтобы предоставить кров немецким беженцам: получив финансовую помощь, они продолжали свой путь.

В 1933 году обе книги Ремарка подверглись публичному сожжению. Пацифизм правдивой, жестокой книги не пришелся по вкусу германским властям. Уже, набиравший силу Гитлер, объявил писателя французским евреем Крамером (обратное прочтение фамилии Ремарк). Писателя обвиняли и в том, что он был агентом Антанты, и что он украл рукопись у убитого товарища. Ремарк ни разу не выступал с опровержением какой-либо лжи. В одном письме он писал: «Моя фамилия Ремарк, семья ее носит несколько сот лет, эта фамилия была подкорректирована лишь однажды: по немецкой фонетической традиции «Remarque» предстало в виде Remark. Я ни еврей, ни левый. Я воинствующий пацифист». А после официального прихода Гитлера к власти роман "На западном фронте без перемен" был запрещен, как "подрывающий национальный дух и принижающий героику немецкого солдата".

Новый роман «Пэт» был завершен автором в 1933 году; потребовалось еще три года, чтобы роман предстал под новым названием «Три товарища». Мужская дружба и любовь как последние прибежища против враждебных сил - трагическая концепция романа.

Главной женщиной в жизни Ремарка была знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих, с которой он познакомился на юге Франции. Соотечественница Ремарка, она тоже покинула Германию, и с 1930 года с успехом снималась в США. Их роман был невероятно мучителен для писателя, но Ремарк был отчаянно влюблен.

В 1938 году Ремарк официально лишается гражданства. Его, уже бывшую жену(развод 1929), Илзу, тоже лишили гражданства. Но из Швейцарии ему высылка не грозила, что нельзя было сказать о его бывшей жене, и он повторно женится на ней. В 1939 году, с помощью Дитрих, Ремарк получает для себя и Ильзы визы в Америку. Война в Европе была уже на пороге. В 1941 году писатель принимает американское гражданство, и уже законно проживает в США. Окончательно расставшись с Марлен Дитрих, Ремарк переехал в Нью-Йорк (1942).

В романах «Возлюби ближнего своего» (1939-1941) и "Триумфальая арка" (1945) Ремарк развивает тему личной мести. У изгоев Европы остается единственный выбор - «брать свои права в собственные руки». В романе "Триумфальная арка" Ремарк придал главной героине, по имени Джоан Маду, многие черты Марлен. Роман побил все прежние рекорды тиражности. Голливуд снял киноверсию романа с Ингрид Бергман в главной роли.

Ремарк превратился из сугубо немецкого писателя в литератора международного масштаба. Стекавшиеся к нему гонорары со всего света обеспечили финансовую независимость. В Америке писатель поддерживает жертв национал-социализма: писателю, Альберту Эренштейну, он помогал вплоть до его смерти.

Лишь в начале 1946 года Ремарк узнает, что два с половиной года назад на основе доноса и обвинений, так называемая народная судебная палата, приговорила его родную сестру, Эльфриду, к смертной казни. Судья Роланд Фрейслер сказал: «Ваш братец от нас сбежал, но вам это не удастся». Через двадцать пять лет именем Эльфриды Шольц назовут улицу в ее родном городе Оснабрюке.

К роману «Искра жизни» Ремарк приступил в 1946 году; он посвятил его казненной сестре. Роман повествует о преступлениях национал-социализма на примере одного из концлагерей. Это была первая книга о том, чего он сам не испытал. Однако, писатель собрал столь обширный и достоверный материал, привлек такое число свидетелей, что ему даже пришлось отсеивать и ограничивать себя в отборе информации. Каждая деталь этой истории правдива.

На пике «холодной войны» швейцарский издатель отказался печатать этот роман: боялся бойкота своих издательских домов; другие издатели настаивали на переделке романа. Но книга все-таки была напечатана по инициативе издателя Йозефа Каспара Витча (1952). Реакция на роман была враждебной, осторожной и сдержанной. Дело в том, что Германии хотелось поскорее предать забвению период времени 1933-1945гг. Забыть без покаяния…

Начиная с 1948 года, когда Ремарк вернулся в Европу, он, ежегодно, некоторое время, проводил в Германии. С этого же времени писатель начинает собирать немецкие учебники. В них слишком скупо говорится о произошедшем в то время, поэтому писатель снова и снова пишет о старой Германии. Тринадцать лет писателю не давали издавать его книги в собственной стране. Ремарку приходилось ориентироваться на переводы, но ни один перевод не может соответствовать по всем параметрам оригиналу: ритмика и звучание родного языка переводу на иностранный язык не поддаются.

Романы писателя «Искра жизни», «Время жить и время умирать» (1954) , «Черный обелиск» (1956), пьеса «Последняя остановка» (1956) и сценарий фильма «Последний акт» (1955), который воспроизводит последние дни Гитлера в бункере рейхканцелярии, - это усилие автора по просвещению и перевоспитанию немцев сугубо творческими методами. Эта программа продолжается и в эссе писателя «Будьте бдительны!», «Искушение взглядом».

В 50-е годы Ремарк вернулся к своим первоначальным писательским изыскам: «Небо не знает фаворитов» (Жизнь взаймы) (1959-1961) продолжение романа «Станция на горизонте» (1927-1928).

Свою будущую жену, Полетт Годар, Ремарк встретил в 1951 году в Нью-Йорке. Полетт в то время исполнилось 40 лет. Ее бывшими мужьями были - состоятельный промышленник Эдгар Джеймс, знаменитый Чарли Чаплин и Берджес Мередит. Супер-звезда, Кларк Гейбл, предлагал ей руку и сердце, но Полетт предпочла Ремарка. Писатель считал, что эта веселая, ясная, непосредственная и незакомплексованная женщина обладала чертами характера, которых не хватало ему самому. Писатель был с ней счастлив, но писал в дневнике, что подавляет свои чувства, запрещает себе ощущать счастье, словно это преступление. Роман "Время жить и время умирать" - собирательный образ «потерянного поколения» периода Второй мировой войны" он посвятил Полетт. По книге сняли фильм, в котором принимал участие и писатель.

Ремарк против собственной воли, ставший гражданином мира, потерял связь с Родиной на 30 лет. И теперь уже сам выбрал этот статус: он смотрел на Германию не только как немец, но и как американец, как швейцарец. Он говорил о том, что ФРГ, даже 30 лет спустя, не решила вопрос гражданства эмигрантов. Ремарк считал себя «изгнанным, лишенным защиты закона».

Романы «Ночь в Лиссабоне» (1961-1962) и «Тени в раю» (1971) Ремарк увязал со своими произведениями об эмиграции - «Возлюби ближнего своего» и «Триумфальная арка». «Ночь в Лиссабоне» напечатали в России на основе публикации в газете «Вельт ам Зонтаг». Ремарк отмечал, что увидевший свет вариант, не соответствует авторскому.

В 1954 году Ремарк купил себе дом близ Локарно на Лаго Маджоре, где провел последние шестнадцать лет. В последние годы жизни Ремарк ограничивался своими интервью, где критиковал практику реабилитации нацистских деятелей.

Основным условием существования чувства собственного достоинства оставалось для писателя Ремарка история своей жизни, тесно связанная с его неугасающими о ней воспоминаниями.

В 1967 году, когда немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ, у писателя уже было два сердечных приступа. Немецкое гражданство так и не возвратили Ремарку. Когда писателю исполнилось 70 лет, Аскона сделала Эрих Мария Ремарка своим почетным гражданином. Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970 года у писателя опять отказало сердце, его положили в больницу в Локарно. Там Ремарк и скончался 25 сентября. Похоронен Эрих Мария Ремарк на швейцарском кладбище Ронко, в кантоне Тичино.

Годом спустя вышел последний роман писателя - "Тени в раю".

Последние лучшие фильмы

Эрих Пауль Ремарк – выдающийся немецкий писатель. В возрасте 18 лет он был вынужден отправиться на фронт, в результате чего ему удалось собственными глазами увидеть все ужасы войны.

Все эти впечатления лягут в основу его произведений, а сам он станет одним из немногих крупных литераторов, которые пройдут войну и сумеют запечатлеть ее в своих произведениях.

В Эриха Ремарка много необычных и захватывающих событий. О них и о многих других из его жизни мы расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Эриха Ремарка .

Биография Ремарка

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 г. в Германской империи в городе Оснабрюк. Он рос в образованной семье книжного переплетчика Петера Франца и Анны Шталькнехт.

Кроме Эриха, в семье Ремарков родилось еще четверо детей. С ранних лет мальчик с интересом читал произведения , Цвейга, Манна и Пруста.

Детство и юность

Когда Эриху исполнилось 6 лет, его отдали в церковную школу. Затем он продолжил учебу в народной школе, после чего поступил в католическую учительскую семинарию. В это время он мечтал стать преподавателем.

Незадолго до начала Первой мировой войны (1914-1918) он успешно сдал экзамены в королевскую семинарию Оснабрюка, однако уже через год Ремарка призвали на службу.


Эрих Мария Ремарк на войне

Участвуя в серьезных сражениях, он получил 5 ранений. Остаток войны будущий писатель провел в больницах залечивая раны.

После возвращения с фронта, Ремарк был уже совершенно другим человеком.

Приехав домой, он занялся писательской деятельностью, а также увлекся и игрой на музыкальных инструментах.

В начале своей писательской карьеры Ремарку приходилось трудиться в самых разных местах, поскольку творческое увлечение еще не могло его прокормить.

Он работал учителем, бухгалтером, музыкантом и даже продавцом надгробных памятников.

В возрасте 24 лет Эрих Ремарк отправляется в Ганновер, где устраивается в издательство «Эхо Континенталь».

В 1926 г. настает переломный момент в творческой биографии Ремарка. Одно из авторитетных изданий согласилось опубликовать его романы «Женщина с золотыми глазами» и «Из юношеских времен».

После их выхода, молодой Ремарк получил множество похвал от критиков и простых читателей. С этого момента он начинает серьезно заниматься писательской деятельностью.

Произведения Ремарка

В 1929 г. из-под пера Ремарка выходит новый роман «На Западном фронте без перемен», в котором он мастерски описал военные события глазами 19-летнего парня.

Ему удалось в красках передать и главного героя. Книга стала настолько популярной, что ее перевели на 36 языков. Позже по ее мотивам был снят фильм.

В скором времени появляются новые романы Эриха Марии Ремарка: «Три товарища» и «Возвращение». В этих книгах также описываются ужасы войны.

Произведения получили хорошие отзывы от критиков и были переведены на многие языки.

В период биографии 1941-1945 гг. Эрих публикует 2 романа: «Возлюби ближнего своего» и «Триумфальную арку».

В 1950 г. он принимается за написание романов «Земля обетованная» и «Черный обелиск». После этого в печать выходит его антивоенный труд «Время жить и время умирать», в которым поднимаются многие серьезные вопросы.

Кроме этого он написал несколько рассказов и пьес, среди которых были «Жена Йозефа», «Последний акт», «Враг», «Будьте бдительны» и другие.

Личная жизнь

В 1925 г. Эрих Мария Ремарк оказался в , где в него влюбилась дочь владельца элитного журнала. Однако родители девушки не позволили им пожениться, хотя на тот момент писатель работал редактором.

После этого он познакомился с Ильзой Юттой Замбоне, которая была танцовщицей. В скором времени их дружба переросла в серьезные отношения, в результате чего они решили пожениться. Однако их брак просуществовал всего 4 года.

В 1933 г. незадолго до прихода к власти , Ремарк срочно покинул по совету своего друга. Он отправился в на своей машине, не успев взять с собой никаких вещей.

Через несколько лет после его отъезда фашисты предали публичному сожжению его книгу «На Западном фронте без перемен», а самого писателя лишили немецкого гражданства.

В 1938 г. Ремарк заключил фиктивный брак со своей бывшей супругой, чтобы та могла жить в Швейцарии. Интересен факт, что этот Брак был расторгнут только через 19 лет.

Через какое-то время писатель до беспамятства влюбился в известную актрису Марлен Дитрих, которая так же, как и он была вынуждена покинуть Германию.

Однако после того как Ремарк начал с ней встречаться, ему пришлось столкнуться с разного рода проблемами. Дело в том, что Дитрих оказалась бисексуалкой, о чем Эрих узнал несколько позже.

Несмотря на это он предложил Марлен стать его женой и начать жизнь с чистого листа. После этого он узнал, что его возлюбленная не так давно забеременела от актера, с которым она работала на одной съемочной площадке, и сделала аборт.

Когда Дитрих узнала о том, что Ремарк владеет достаточно большой коллекцией картин, она потребовала подарить ей одну из них. Постепенно просьбы переросли в беспрерывные требования и унижения.

В конечном счете, Ремарк все-таки нашел в себе силы ответить ей отказом.

Стоит сказать, что Эрих Мария Ремарк пользовался большим успехом у разных голливудских актрис. Однако сам Голливуд ему не нравился, поскольку люди, жившие в нем, казались Ремарку гордыми и ненастоящими.

В скором времени он решает переехать в . В 1945 г. он начал работать над романом «Искра жизни», который посвятил своей умершей сестре.

Эта книга стала первой в его биографии, в которой описывались события не испытанные им самим. Речь шла о нацистских концентрационных лагерях.

В 1951 г. Эрих Мария Ремарк встретился с актрисой Полетт Годдар, в которую он вскоре влюбился. Решив сделать ей предложение, писатель официально расторгнул брак с Юттой, с которой он и так давно не жил.

Эрих Мария Ремарк и его жена Полетт Годдар

Интересно, что он перечислил бывшей супруге $25000, а также выплачивал ей каждый месяц по $800.

В 1958 г. Ремарк и Годдар стали мужем и женой.

Смерть

В последние годы жизни Эрих Ремарк вместе с Полетт часто отдыхали в Риме. В 1970 г. у него начались серьезные проблемы с сердцем, в результате чего писателя положили в больницу.

Однако в скором времени сердце не выдержало нагрузок, и остановилась.

Эрих Мария Ремарк умер 25 сентября 1970 года в швейцарском городе Лакорно в возрасте 72 лет. Официальной причиной его смерти стала аневризма аорты. Ремарк был похоронен на кладбище Ронко.

Если вам понравилась краткая биография Ремарка – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Секрет потрясающего успеха произведений Ремарка заключается, видимо, в том, что они отражают ценности, важные каждому человеку: одиночество и отвагу, стойкость и человечность. В темы его произведений, на их страницы попала биография Ремарка. В мире было продано три десятка миллионов его книг.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Пруссии в 1898 году. Как положено, учился в школе, потом работал учителем. Но началась война, и он был призван на фронт. Он быстро получил тяжелое ранение осколками в бедро. Затем продолжительное время находился в госпитале - до конца октября 1918 года. Биография Ремарка получит первый страшный лист, в который будет вписан незабываемый след от войны на всю жизнь.

После войны

Начиная с 1918 года Ремарк работает, меняя различные профессии, а в 1920 году выходит его первый роман. К 1925 г. он уже постиг азы работы профессионального литератора. Ремарк переезжает в Берлин и женится на юной красавице, больной туберкулезом. Девушку зовут Ютта, но все друзья называют ее Жанной. Ее образ позже появится в нескольких его романах. Более всего она известна как Пат из «Трех товарищей». Прожив четыре года вместе, они разведутся, причем Жанна возьмет вину на себя.

Но они повторно оформят брак, чтобы она смогла выехать из нацистской Германии. Они не будут больше жить одной семьей, но материально Ремарк будет помогать Жанне до конца своей жизни и оставит ей значительное наследство. Благородное отношение к чужой уже женщине он пронесет через всю жизнь. Вот так биография Ремарка связана с его первым браком.

Грандиозный успех

В 1929 году выходит роман, который вызовет в Германии ожесточенные споры. Он называется «На Западном фронте без перемен». Потрясают образы исковерканных войной мальчиков, которые, сидя в окопах, научились только одному - убивать и умирать. К мирной жизни они не готовы. Это покажет его следующее произведение «Возвращение» (1931 г.). По первой книге снимут фильм. От гонораров за огромные тиражи книги, переведенной на разные языки, и фильм Ремарк получит достойное состояние. В апреле 1932 года писатель с мировым именем переезжает в Швейцарию. Там он, свободный от материальных проблем, пишет «Три товарища» (1936) и с увлечением коллекционирует картины постимпрессионистов. Биография Ремарка ознаменовывается международным успехом.

Роковой год

В сентябре 37-го года в Венеции встретятся двое, сын переплетчика и дочь полицейского. Город масок собрал знаменитостей всего мира на кинофестиваль. За столиком кафе Ремарк поймал заинтересованный взгляд женщины.

Он был знаком с ее спутником и подошел к этой паре. Писатель представился даме: Ремарк. Биография его после знакомства наполнится гибельным и божественным чувством полуразделенной, питающейся крошками любви. К этому времени богатый и знаменитый Ремарк спивался. В момент встречи с ему было 39 лет. Женщины предпочитали оставаться друзьями с писателем, воякой, повесой и денди. В душе был разлад. Мир рушился не только внутри, но и снаружи. Нацисты сожгли все его книги, лишили гражданства.

Игра чувств

Через несколько часов поле знакомства Марлен пригласила его к себе в номер. Они проговорили всю ночь. Как ни странно, Марлен отлично его понимала. Она тоже ненавидела фашизм всем сердцем, как ненавидела все уродливое, она тоже осталась без родины. Обстоятельства потребовали отъезда Дитрих в США. Ремарк жил только письмами.

Бросил пить и считал дни до встречи. Они встретились через пять месяцев. Ремарк начал новый роман о любви, его и Марлен. Он еще не знал, куда заведет его сюжет «Триумфальной арки». А Марлен не обещала ничего и тем самым обещала все. Ремарк запирался у себя и работал над романом. Только так он мог избежать навязчивого внимания репортеров, вечеринок и, главное, бессовестного флирта Марлен.

Именно флирта. Он запрещал себе думать о большем. За Ремарка думал Равик в «Триумфальной арке». Марлен была обычной женщиной, но Ремарк предпочитал видеть в ней королеву со своими причудами. От обычной женщины он ушел бы легко, а от королевы не мог.

Америка

Мир тоже подходил к концу. Все понимали, что война уже близко. Марлен настояла, чтобы Ремарк вместе с ней перебрался в Соединенные Штаты. Он надеялся разделить с Марлен не только праздники, но и будни. Ремарк сделал Марлен предложение. Она отказала. Ремарку хватило духа уехать в домик под Лос-Анджелесом. Залил тоску вином и завалил Марлен новыми письмами. Иногда они встречались. Марлен клялась, что любит его, как умеет, но, точнее, позволяет себя любить, и ему снова казалось, что счастье возможно. В состоянии депрессии он прожил до встречи в 1951 году с Полетт Годдар.

В муках и душевном беспокойстве существовал Эрих Мария Ремарк, биография которого сделала вдруг счастливый виток.

Новые творческие удачи

После публикации «Триумфальной арки» он долго не писал. Но с Полетт он снова начал работать. В 1952 выходит «Искра жизни» - роман, посвященный сестре, уничтоженной нацистами. В 1954 году публикуется новое произведение «Время жить и время умирать». В 1956 году в романе «Черный обелиск» Ремарк опишет реальные события своей юности. Все это время Полетт Годдар рядом. В этой паре Ремарк позволял себя любить. Их свадьба произойдет в 1958 году, как и возвращение в Швейцарию.

Так в пятидесятые годы на творческом подъеме проходит биография Ремарка. Кратко говоря, писатель создаст еще два романа: «Жизнь взаймы» (1959) и «Ночь в Лиссабоне» (1963).

Награды родины

Германия ценит, что у нее есть такой выдающийся современный писатель. Правительство даже награждает его орденом, но, будто в насмешку, гражданство не возвращает. Это вынужденное признание заслуг не вызывает уважения. Живя в Швейцарии, Эрих Мария Ремарк, краткая биография которого перелистала семьдесят два года, уже больше беспокоится о своем здоровье под присмотром жены. Когда он тихо умрет от сердечного приступа в швейцарской больнице, Марлен Дитрих пришлет на его похороны розы. Но Полетт запретит класть их на гроб.

На нынешний день в Германии его только уважают, но в России он по-прежнему популярен. Тираж его книг составляет примерно пять миллионов экземпляров. Таковы биография и творчество Ремарка. В нашей стране его любят и читают.

25 сентября 1970 года в госпитале "Санкт-Аньес" швейцарского города Локарно в возрасте 72 лет умер выдающийся немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Романтик, любитель женщин и кальвадоса, чья судьба была опалена в адском горниле Первой мировой войны, он наряду с Эрнесто Хемингуэем стал выразителем мыслей первого потерянного поколения 20-го века.

Именно в СССР и России Ремарк нашел своего благодарного читателя. Его произведения, полные пронзительной любви, иронии и горькой печали, неистребимой человечности и нежности в эпоху алчности и цинизма, полюбились читателям одной шестой суши. Будь нежным - будет нежным и мир. Не погрязни в быте, карьере, власти, деньгах, это так далеко от мечты! Об этом говорится в романах неисправимого романтика с необычной судьбой. "РГ" представляет малоизвестные факты из жизни немецкого писателя.

1. Эрих Пауль Ремарк родился в немецком Оснабрюке в семье владельца небольшой переплетной мастерской. В детстве Ремарк коллекционировал бабочек, камни и марки. Интересовался живописью и музыкой, играя на пианино и органе. В 18 лет давал частные уроки музыки, чтобы иметь карманные деньги для покупки одежды. Он считал, что одеваться нужно красиво и элегантно, и тогда успех в обществе обеспечен. Особое пристрастие он питал к большим галстукам и шляпам в стиле "панама". В 19 лет в память об умершей матери он изменил второе имя в инициалах с Пауль на Мария.

2. В Первую мировую на фронте получил пять ранений, в том числе, в руку. Так прервалась намечавшаяся серьезная музыкальная карьера. В госпитале Эрих Мария завел роман с дочкой своего доктора и сочинял музыку к лирическим стихотворениям своих современников. Позже Ремарк признавался, что все его произведения написаны под влиянием музыки, а слова он выбирал по их звучанию. В 1918 году он был награжден Железным крестом первой степени. Ремарк называл себя убежденным пацифистом, что расходилось с его обликом в те годы: энергичный, атлетичный блондин, чем не истинный ариец.

3. В двадцатые годы, когда в Германии воцарились алчность и нажива, Ремарк выбрал человеколюбие, эксцентрику, иронию. Одно время жил в цыганском таборе. Шастал по улицам, продавая отрезки тканей. Работал в бюро по производству могильных памятников. Позже он напишет об этом в романе "Черный обелиск". Сочинял юмористические рекламные тексты, стишки к комиксам о похождениях обнаженных красоток. Добродушно делился с читателями газеты, где работал, секретами приготовления алкогольных коктейлей.

4. Свои произведения Ремарк предпочитал писать остро отточенными карандашами. Культовый роман "На западном фронте без перемен", который принес Ремарку невероятный успех, он написал всего за 6 недель. В Германии роман только за год разошелся тиражом в полтора миллиона экземпляров! В первой мировой писатель увидел не только выстрелы и бои: он показал, как рвущиеся на фронтах снаряды калечат веру и идеалы молодых людей. Нацисты превратили книгу в "политическую проблему", посчитав, что у настоящего немца не может быть пораженческих настроений. Ремарка называли "Предателем родины". Его обвиняли в том, что он украл идею книги у своего погибшего товарища. Идеологическую кампанию против Ремарка возглавил лично доктор Геббельс. В 1933 году книги Ремарка полетели в сатанинский нацистский костер вслед за "Капиталом" Маркса.

5. За два года до этого Ремарк уже успел уехать из Германии. Мир тесен. Сестра его первой жены Ютты, с которой он прожил 4 года, развелся и фиктивно женился вновь, чтобы вывести ее из нацистской Германии, состояла в браке с родственником Геринга. Через несколько недель после отъезда писателя из Германии, тучный Геринг ввалился в шикарный берлинский ресторан, где столовался Ремарк. Плюхнувшись в кресло, один из лидеров нацистов потребовал от официанта принести ему бутылочку винца того сорта, что любил дегустировать опальный писатель. Официант развел руками и ответил: Ремарк не уехал из Германии, пока не "выкушал" все винцо этого сорта.

6. Не в силах добраться до писателя, фашисты решили отыграться на его родственниках. Его старшая сестра была арестована и казнена за "антипатриотические высказывания" в 1943 году. "Ваш брат ушел от нас, но Вам не уйти", - заявил обвинитель в суде. Эльфриду казнили на гильотине, а в адрес Ремарка нацисты выслали счет с требованием оплатить "гонорар палача".

7. На гонорар от продажи книги "На западном фронте без перемен" Ремарк начал скупать антиквариат. Перебравшись в швейцарский Порто-Ронко, писатель купил себе дом, который назвал "Дворцом Ремарка". Дом в изящном стиле украшали древнекитайские и египетские бронзовые фигуры, венецианские зеркала и персидские ковры, а также превосходная коллекция картин (Ренуар, Дега, Ван Гог), чудом вывезенная из Германии. Перед Второй мировой войной в 1939 году Ремарк решил перебраться в США. Он тут же поехал в Голливуд к Марлен Дитрих, с которой познакомился еще в 1930 году в родной Германии. Американское гражданство ему дали только в 1947 году. Американцам не нравился "моральный облик" свободолюбивого писателя, который обзавелся влиятельными друзьями в Голливуде. Ремарк говорил, что в компании Чарли Чаплина, Греты Гарбо, Эрнеста Хэмингуея ощущает себя маленьким человеком.

8. Роман с Дитрих стоил Ремарку многих нервов. Актриса называла Ремарка самым привлекательным мужчиной из увиденных ею в жизни. Ремарк писал ей письма каждый день, когда она уехала в США. Их знакомство, через 10 лет переросло в страсть. Бурный роман, начавшийся в 1940 году, продолжался, с перерывами, до 1946 года. Закончился, когда Дитрих в ответ на предложение связать себя узами брака с писателем, призналась ему в том, что недавно сделала аборт от известного американского актера. Тем не менее, они общались и переписывались вплоть до смерти писателя в 1970 году.

9. Со второй официальной супругой, известной американской актрисой Полетт Годар Эрих Мария Ремарк связал себя узами брака в 1958 году. Они оставались неразлучны до смерти писателя. Ремарк признавался, что его вторая жена излечила его от тяжелой депрессии, в которую писатель основательно погрузился после расставания с Дитрих. Полетт Годар, чьим первым мужем в течение 6 лет был Чарли Чаплин, должна была играть главную роль в легендарной эпопее "Унесенные ветром", но в последний момент режиссер выбрал Вивьен Ли. Все три главные женщины в жизни Ремарка, две жены и Дитрих, были похожи: большие глаза и ресницы, волосы, локонами, спадающие с плеч, великолепная фигура…

10. Узнав о том, что Ремарк потерял отца, в дом к писателю примчался репортер, надеясь хоть после такого горя увидеть весельчака Ремарка унылым и поникшим. Писатель сказал опешившему журналисту: "Знаете, мой отец умер от сердечного приступа. В 83 года. Он простудился в церкви, потому что был без пальто. Он не надел пальто, чтобы не разочаровать свою подружку. Когда он вернулся домой, его знобило. Моя сестра спросила его: "Не хотел бы ты, папа, выпить коньяку?", Он кивнул и умер. Так есть ли смерть лучше, чем смерть в ожидании коньяка?".

11. Последние годы жизни Ремарк провел в Швейцарии, страдая от частых сердечных приступов. Панически боясь смерти, в этот период он находил особо увлекательным литературное творчество. Эрих Мария Ремарк был похоронен по католическому обряду на швейцарском кладбище в местечке Порто-Ронко.

Легендарные высказывания Ремарка

Самыми злейшими врагами становятся лучшие друзья.

Настоящая любовь не терпит посторонних.

Человек без любви - это покойник в отпуске.

Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Все прочее - ложь.

Люди становятся сентиментальными скорее от огорчений, нежели от любви.

Самое страшное, братья, это - время. Время. Мгновение, которое мы переживаем, но которым не владеем никогда.

Мужчина не может жить для любви. Но жить для другого человека может.

Жизнь - это болезнь, и смерть начинается с самого рождения.

Совесть обычно мучает не тех, кто виноват.

Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником.

Чудо всегда ждет нас где-то рядом с отчаянием.

Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.

У нее были два поклонника. Один любил ее и дарил ей цветы. Другого любила она и давала ему деньги.

Любой диктатор начинает свою деятельность с того, что упрощает все понятия.

Когда умираешь, становишься каким-то необычайно значительным, а пока жив, никому до тебя нет дела.

Всё, что можно уладить с помощью денег, обходится дёшево.

Как мало можем мы сказать о женщине, когда счастливы. И как много, когда несчастны.

Сердце, однажды слившееся с другим, никогда уже не испытает того же с прежней силой.

Мир не сумасшедший. Только люди в нем.

Если не смеяться над двадцатым веком, то можно застрелиться.

Нет ничего прочного - даже воспоминаний.

Один из двоих всегда бросает другого. Вопрос в том, кто кого опередит.

Утешает только самое простое. Вода, дыхание, вечерний дождь. Только тот, кто одинок, понимает это.

Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь ее. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать ее всегда.

Многим из тех, кому сейчас около тридцати и меньше, имя Эриха Марии Ремарка мало что говорит. В лучшем случае припомнят, что это, кажется, немецкий писатель. Некоторые особо «продвинутые» юноши и девушки, может быть, даже назовут одну - две его книги, которые прочитали. И это, пожалуй, всё.

В принципе такой ход событий закономерен. Мир вступил в фазу формирования новой, «клиповой» культуры, основанной не на чтении, а на зрительном образе, видеоряде, массовой телевизионной продукции. Только время даст ответ на вопрос, хорошо это или плохо, на пользу человечеству или во вред. Но в те годы, когда ядро культуры составляли языковые тексты, будь то проза или поэзия, пьесы или киносценарии, качественные спектакли или фильмы, Эрих Ремарк был один из кумиров читающей аудитории нашей страны. А эту аудиторию тогда составляло значительное большинство населения Советского Союза.

Общепризнано, что в СССР Ремарка знали, почитали, любили гораздо больше, чем на его родине в Германии. А среди переводившихся в СССР немецких писателей (надо отдать должное, переводили их часто, издавали большими тиражами), он был в нашем Отечестве самым читаемым. Даже на фоне, можно сказать, немецких классиков мировой литературы ХХ столетия, таких, как Стефан Цвейг, Томас Манн, Лион Фейхтвангер, Альфред Дёблин, как вышедшие на мировую литературную арену после второй мировой войны Генрих Бёлль и Гюнтер Грасс. В нашей стране они не смогли составить Э.М. Ремарку конкуренцию в популярности. Если книги перечисленных «немцев» в магазинах хотя и не залёживались, но в течение какого-то времени их можно было купить, то книги Э. Ремарка расходились мгновенно. Его не просто читали, его произведения цитировали, о них спорили. Человек, не читавший Ремарка, не считался интеллигентным.

Первой изданной в Советском Союзе книгой Эриха Марии Ремарка стала та, которая сделала знаменитым. Это роман «На Западном фронте без перемен». В Германии он вышел отдельной книгой в январе 1929 года. У нас в переводе на русский язык роман вышел в середине того же года. За прошедшие с тех пор без малого восемьдесят лет общий тираж книг Э. М. Ремарка на русском языке превысил пять мил-лионов экземпляров.

Правда, после выхода названной книги в издании Ремарка в нашей стране наступила затяжная пауза. Её прервала лишь «оттепель», последовавшая после смерти Сталина. Выходят прежде неизвестные нам романы «Возвращение», «Триумфальная арка», «Три товарища», «Время жить и время умирать», «Черный обелиск», «Жизнь взаймы». Несколько позднее издаются «Ночь в Лиссабоне», «Земля обетованная», «Тени в раю». Несмотря на многочисленные их переиздания, спрос на его книги огромен.

Биографы Э.М. Ремарка давно уже отметили, что его собственная жизнь и жизнь героев его произведений имеют немало сходства, точек пересечения. Однако начало же его биографии довольно будничное.

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 года в немецком городе Оснабрюкке. При рождении его назвали Эрих Пауль. Писательское имя Эрих Мария Ремарк появилось в 1921 году. Есть основания полагать, что он сменил имя «Пауль» на имя «Мария» в память о рано умершей от рака матери, которую он очень любил.

Есть ещё один загадочный момент. Фамилия мальчика, юноши, молодого человека Эриха Пауля писалась Remark, тогда как фамилия писателя Эриха Марии стала писаться как Remarque. Некоторым биографам это дало повод для выдвижения гипотезы, что Ремарк - фамилия не подлинная, а представляет собой результат обратного прочтения подлинной фамилии Крамер. За заменой Remark на Remarque стоит, по их мнению, желание писателя ещё дальше уйти от подлинной семейной фамилии.

Скорее всего, дело обстоит гораздо проще. Предки Ремарка по отцовской линии бежали в Германию из Франции, спасаясь от Великой французской революции, и их фамилия действительно писалась на французский манер: Remarque. Однако и у деда, и у отца будущего писателя фамилия была уже онемеченной: Remark. Отца звали Петер Ференц, мать, коренная немка, носила имя Анна Мария.

Отец, отношения с которым у Эриха Пауля, похоже, были сложные, занимался переплётным ремеслом. Семье жилось трудно, она часто переезжала с место на место. Уже в детстве в нём зародилась тяга к красивым вещам, к жизни, когда можно ни в чём себе не отказывать. Эти чувства нашли отражение в его ранних произведениях.

С детских лет Эрих Пауль любил рисовать, занимался музыкой. Но особенно тянуло его к перу. Став юношей, он дал выход писательскому «зуду». Его первая журналистская работа появилась в газете "Друг Родины" в июне 1916 года.

Спустя пять месяцев Эрих Пауль был призван в армию. Поначалу проходил обучение в резервной части. В июне 1917 года он уже на фронте. Правда, провоевал Эрих Пауль недолго, всего 50 дней, так как получил довольно тяжёлое ранение.

В 1920 году Эрих Пауль публикует свой первый роман. Его название на русский язык переводится по-разному: «Приют грёз», «Мансарда снов». Ни у критиков, ни у читателей роман успеха не имел, в прессе его просто высмеяли. Поэтому за следующее крупное произведение, «Гэм», Ремарк принялся только через три года. Однако написанное так и не решился опубликовать. Роман увидел свет лишь через 75 лет в 1998 году.

Германия 1920-х годов переживала нелёгкие времена. Это в полной мере коснулось и Эриха Марии (напомним, он взял это имя в 1921 году). Чтобы не умереть с голоду, берётся за любую работу. Вот далеко не полный перечень того, чем он занимался в первой половине 1920-х годов: учительствует в школе, трудится в гранитной мастерской, изготовляя надгробья, по воскресеньям играет на органе в доме для умалишенных, пишет заметки для театральной рубрики в прессе, обкатывает автомобили. Постепенно становится профессиональным журналистом: его рецензии, путевые заметки, короткие рассказы всё чаще появляются в газетах и журналах.

Одновременно Ремарк ведёт богемный образ жизни. Волочится за женщинами, изрядно пьёт. Кальвадос действительно был одним из его любимых напитков.

В 1925 году Э.М. Ремарк перебрался в Берлин. Здесь в красавца-провинциала влюбилась дочь издателя престижного журнала "Спорт в иллюстрациях". Родители девушки воспрепятствовали их браку, но Ремарк получил в журнале место редактора. Через некоторое время он женился на танцовщице Ютте Замбона, которая стала прообразом нескольких его литературных героинь, в том числе Пэт из "Трех товарищей". В 1929 году их брак распался.

Э.М. Ремарк дал выход своей тоске по «красивой жизни». Он элегантно одевался, носил монокль, без устали посещал с женой концерты, театры, модные рестораны. Дружил со знаменитыми автогонщиками. Выходит его третий роман «Остановка на горизонте» об автогонщиках, который впервые подписан фамилией Remarque. Отныне он будет подписывать ею все последующие свои произведения.

Тем неожиданнее то, что написанный им за шесть недель роман «На Западном фронте без перемен», принёсший ему мировую славу, оказался романом совсем об иной жизни - жизни, наполненной страданиями, кровью, смертью. За год было продано полтора миллионов экземпляров. С 1929 года во всем мире он выдержал 43 издания, переведен на 36 языков. В 1930 году в Голливуде сняли по нему фильм, получивший "Оскара".

Однако пацифизм правдивой, жестоко написанной книги не пришелся по вкусу в Германии очень многим. Она вызвала недовольство властей, жаждавших реванша радикальных организаций ветеранов Первой мировой войны, набиравших силу нацистов.

Не понравилась книга и выдающимся немецким писателям Стефану Цвейгу и Томасу Манну. С годами их сдержанное отношение к Ремарку как писателю не изменилось, что очень его уязвляло.

Через три года Ремарк выпустил свой второй значительный роман - «Возвращение». В нём повествуется о проблемах, с которыми столкнулось его поколение - «потерянное поколение» вернувшихся с войны.

Его представители, прошедшие через ураганный огонь, отравляющие газы, грязь траншей, горы трупов, утратили веру в высокие слова, откуда бы они ни исходили. Их идеалы разлетелись в прах. Но у них нет ничего взамен. Они не знают, каким им жить дальше, что делать.

Многочисленные издания обоих романов, экранизация первого из них в США принесли Э.М. Ремарку немалые деньги. Он начал коллекционировать живопись импрессионистов и успел собрать неплохую коллекцию.

Писатель чувствовал, чем грозит Германии, ему лично приход к власти Гитлера, его партии. То, что это возможно, он понял раньше многих других. В 1931 году, когда фашисты ещё только рвались к власти, он покупает виллу в Швейцарии, переезжает туда на постоянное жительство, переводит туда свою художественную коллекцию.

Придя в 1933 году к власти, нацисты вскоре лишают Э.М. Ремарка германского гражданства, предают его книги публичному сожжению. Опасаясь, что фашисты вторгнутся в Швейцарию, он покидает эту страну, живёт в основном во Франции. Чтобы помочь выбраться из Германии своей бывшей жене Ютте, Э.М. Ремарк снова заключает с ней брак. Однако свою родную сестру Элфриду Шольц он спасти не сумел. Она была казнена в 1943 году в берлинской тюрьме «за возмутительно фанатическую пропаганду в пользу врага». На суде ей припомнили брата, его романы, «подрывающие дух нации».

В 1939 году Эрих Мария Ремарк прибывает в США, где остаётся до конца войны. Этот период его жизни трудно охарактеризовать однозначно. В отличие от многих других эмигрантов он не испытывал материальной нужды. Вышли в свет и стали бестселлерами его романы «Три товарища» (1938 г.), «Возлюби ближнего своего» (1941 г.), «Триумфальная арка» (1946 г.). Пять его произведений экранизированы голливудскими киностудиями. Вместе с тем он страдал от одиночества, депрессий, много пил, менял женщин. Его не жаловала эмигрантское литературное сообщество во главе с Томасом Манном. Э.М. Ремарка угнетало, что его способность писать книги, пользующиеся успехом у массового читателя, вызывало сомнение в масштабе его литературного таланта. Лишь за два года до смерти Немецкая академия языка и литературы в западногерманском городе Дармштадте избрала его своим действительным членом.

Очень болезненным для него стал роман со знаменитой актрисой кино Марлен Дитрих. С ней он познакомился ещё во Франции. Только благодаря её протекции знаменитый писатель получил разрешение американских властей на въезд в Соединённые Штаты. Э.М. Ремарк хотел жениться на Пуме (так он называл Марлен Дитрих). Однако кинозвезда не отличалась верностью. Один роман следовал за другим, в том числе с Жаном Габеном. Ремарк придал Маду из «Триумфальной арки» немало черт Марлен Дитрих.

Война закончилась. Э.М. Ремарка не торопился с отъездом в Европу. Он и Ютта подали прошение о получении американского гражданства. Получить его удалось не без труда.

И всё же писателя тянуло в Европу. Вдобавок выяснилось, что его имущество в Швейцарии полностью сохранилось. Уцелел даже автомобиль, который он оставил в гараже в Париже. В 1947 году он вновь в Швейцарии.

Э.М. Ремарк вёл уединённый образ жизни. Но долго оставаться на месте не мог. Объездил всю Европу, снова побывал в Америке, где жила его возлюбленная Наташа Браун - француженка русского происхождения. Роман с ней, как ране роман с Марлен, доставлял ему немало огорчений. Встречаясь то в Риме, то в Нью-Йорке, они тут же начинали ссориться.

Оставляло желать лучшего и здоровье писателя. Оно ухудшалось. У него возник синдром Меньера (болезнь внутреннего уха, ведущая к нарушению равновесия). Но хуже всего были душевное смятение и депрессия.

Писатель обратился к помощи психоаналитиков. Его лечит знаменитая Карен Хорни, последователь З. Фрейда. Как и Э.М. Ремарк, она родилась и большую часть жизни провела в Германии, покинула её, спасаясь от нацизма. Согласно Хорни, все неврозы обусловлены «базисной тревогой», уходящей корнями в дефицит любви и уважения в детстве. Если более благоприятный опыт не сформируется, то такой ребенок не только сам останется в тревожном состоянии, но и начнет проецировать свою тревогу на внешний мир. Биография Э.М. Ремарка вписывалась в эту концепцию. Он считал, что К. Хорни помогала ему бороться с депрессией. Однако в 1952 году она умерла.

В 1951 году в жизнь ЭМ. Ремарка вошла актриса Полетт Годар, бывшая жена Чарли Чаплина. Он познакомился с ней в один из своих приездов в США. Завязался роман, который перерос в глубокую привязанность, по крайней мере, со стороны писателя. Он считал, что эта веселая, понятная, непосредственная женщина обладала чертами характера, которых не хватало ему самому. «Все нормально, - записывает он в дневнике. - Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует".

Вместе с Полетт он решился, наконец, поехать в 1952 году в Германию, где не был 30 лет. В Оснабрюкке встретился с отцом, сестрой Эрной, ее семьей. Для Ремарка всё было чужим, тягостным. В Берлине еще во многих местах можно было увидеть следы войны. Люди казались ему какими-то ушедшими в себя, потерянными.

Ещё раз Э.М. Ремарк посетил Германию в 1962 году. В интервью одной из ведущих немецких газет он резко осудил нацизм, напомнил про убийство своей сестры Элфриды и про то, как у него отняли гражданство. Подтвердил свою неизменную пацифистскую позицию. Немецкое гражданство ему так и не возвратили.

Постепенно Э.М. Ремарк избавляется от психологической зависимости от Марлен. Свой новый роман "Время жить и время умирать" он посвятил Полетт. В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, которая уехала в Монте-Карло, где прожила до своей кончины в 1975 году, и на следующий год в США вступил в брак с Полетт.

В 1959 году Э.М. Ремарк перенёс инсульт. Он сумел преодолеть недуг. Но с тех пор всё реже выезжал из Швейцарии, тогда как Полетт много разъезжала по свету. Тогда супруги обменивались романтическими письмами. Однако назвать их отношения безоблачными было нельзя. Мягко говоря, нелёгкий характер Ремарка с годами становился всё тяжелее. Сильнее давали себя знать такие черты его характера, как нетерпимость, эгоизм, упрямство. Он продолжает пить, так как, по его словам, не может трезвым общаться с людьми, даже с самим собой. Если в гостях Ремарк начинал много пить, Полетт демонстративно уезжала. Ненавидела, когда он говорил по-немецки.

Ремарк написал еще две книги: "Ночь в Лиссабоне" и "Тени в раю". Но здоровье его ухудшалось. В 1967 году у него случились два сердечных приступа.

Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970 года у него опять отказало сердце, его положили в больницу в Локарно. Там он и скончался 25 сентября. Хоронили его в Швейцарии, скромно. Марлен Дитрих прислала розы. Полетт не положила их на гроб.

У каждой страны, каждого времени свой Ремарк. Его романы «На Западном фронте без перемен» и «Возвращение», говоря современным языком, стали культовыми в 1930-е годы, потому что явились своего рода манифестом «потерянного поколения», обнаружившего, что его обманули и предали. Но и сегодня, девять десятилетий спустя, предостережением звучит внутренний монолог героя «Возвращения»: «Нас просто предали. Говорилось: отечество, а в виду имелась жажда власти и грязня среди горсточки тщеславных дипломатов и князей. Говорилось: нация, а в виду имелся зуд деятельности у господ генералов, оставшихся не у дел... Слово "патриотизм" они начинили своим фантазерством, жаждой славы, властолюбием, лживой романтикой, своей глупостью и торгашеской жадностью, а нам преподнесли его как лучезарный идеал...»

Для тех, кто познакомился с его творчеством в конце 1950-х годов, зачитывался им в последующие двадцать-тридцать лет, это, прежде всего, создатель образов благородных, прямых, мужественных людей, готовых пожертвовать собой ради других. Для них важны не деньги, не карьера, не некие «возвышенные» идеалы, внушаемые властью, школой, церковью, средствами массовой информации. Для них превыше всего абсолютные, вечные ценности, делающие человека человеком: любовь, дружба, товарищество, верность. Именно эти качества героев Ремарка, несмотря на все жизненные невзгоды, помогали им сохранять своё человеческое достоинство.

«Магия» Ремарка, завораживающее обаяние его произведений - это во многом также результат созданного им стиля, который, похоже, так и останется навсегда его «фирменным», неповторимым. Он сдержан, немногословен, ироничен. Его диалоги лаконичны и в то же время ёмки, мы не найдём в них лишних, не обязательных слов и банальных мыслей. Он не чужд описаний природы, пейзажей, но и их тоже отличает скупость и в то же время выразительность, чёткость изобразительных средств. Внутренние монологи его героев исполнены благородства, мужественности в сочетании с нежностью, душевного целомудрия, в которые невозможно не верить.

И, наконец, может быть главное, что подкупало советских читателей: Ремарк никого не учит, ничему не наставляет. Он не моралист, не проповедник, не гуру, он только бесстрастный, нейтральный повествователь. Он не осуждает своих героев с их пьянством, созерцательностью, отсутствием социальной активности.

Остаётся только удивляться, что советская власть с её чрезвычайно развитым охранительным инстинктом не зажгла «красный свет» изданию романов Ремарка. Возможно, сработала уверенность, что идейно грамотные советские читатели увидят, поймут, правильно оценят идейную опустошённость его героев, бесцельность, никчемность их существования.

Но нельзя исключать и другого. При всём том, что персонажи Ремарка живут своей особенной жизнью, нравственные принципы, которые они исповедуют, - здоровые в своей основе. Для них свято то же самое, что отстаивал «моральный кодекс строителя коммунизма», который, как известно, при ближайшем рассмотрении оказался версией христианской этики, отделённой от её сакральной основы.

Разве не исполнены гуманности размышления доктора Равика из «Триумфальной арки»: «Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много. От нее можно отказаться - это нетрудно. Но разве одновременно не отказываешься и от всего, что ежедневно, ежечасно высмеивается, над чем глумятся, что зовется верой в человечность и в человечество? Эта вера живет вопреки всему... Так или иначе, но все равно надо вытаскивать этот мир из крови и грязи. И пусть ты вытащишь его хоть на вершок - это все равно важно, что ты непрестанно просто боролся. И пока ты дышишь, не упускай случая возобновить борьбу»?

Похоже, что пессимизм, прозвучавший в самом начале в отношении значимости творчества Эриха Марии Ремарка, вряд ли оправдан. И в XXI веке молодые и не очень молодые люди постоянно оказываются в ситуациях, когда нужно делать нравственный выбор. Герои Ремарка помогают разобраться в этом нелёгком вопросе, предлагая свой пример, свою нравственную позицию и, вместе с тем, не навязывая её. Значит, время Ремарка не кончилось, его будут читать.

Ольга Варламова, специально для rian.ru