К. Д. Бальмонт "Снежинка": анализ стихотворения

/ / / Проблематика и стиль произведений Бальмонта

Поэзию Серебряного века создавали только яркие творческие личности, среди которых и Константин Дмитриевич Бальмонт. Этот человек своим трудолюбием привнес многое в мировую литературу. Он и поэт, и эссеист, а также переводчик. Бальмонт жил во времена Советского Союза, но его творчество было далеким от заказного, служащего благу партии, а глубоко индивидуальным. По этой причине деятельность автора не особо признавалась властью. Зато мелодичные, таинственные стихи автора достучались до сердец многих людей. Литературное наследие Бальмонта впечатляет – 35 лирических сборников и 20 книг. Автор писал много, но, на удивление, легким слогом. Интересно и то, что он никогда не «выдавливал» из себя стихотворных строчек, практически не исправлял стихи. Поэзия легко рождалась в его голове и просто переносилась на бумагу. Это и есть признаком настоящего таланта.

Стиль произведений Бальмонта индивидуален, как и сам он. Будучи харизматичной яркой личностью поэт производил глубокое впечатление, особенно на женщин. Отсюда его многочисленные романы, хотя своей музой он все же считал одну женщину - вторую жену.

Старт литературного пути Бальмонта отмечен неким наследованием романтического стиля со свойственными ему признаками грусти, одиночества, меланхолии. В дальнейшем автор станет одной из важнейших фигур в становлении русского символизма. Данное течение в литературе отображало мировоззрение поэта. Он считал, что мир можно понять при помощи ощущений, полагаясь на первое движение души, а не в результате анализа или рациональных рассуждений. По мнению Бальмонта, реалисты слишком привязаны к действительности, которая служит словно творческим якорем, тогда как символисты видят в жизни мечту, выходят за грани осязаемого.

Томики стихов «Тишина» и «В безбрежности» - знаковые в период становление Бальмонта как поэта-символиста.

Авторский стиль поэта состоит и в том, что его «Я» не отождествляется исключительно с ним самим, а словно обобществлено. Именно поэтому лирика Бальмонта так проникновенна, связана с ассоциированием себя с другими. Стихи автора наполнены светом и энергией, которые передаются читателю.

Когда талант Бальмонта достиг своего апогея, то творчество приобрело авторский оптимизм, солнечность, огненность.

Язык произведений Бальмонта богат на интонации, он подобен музыке, живописи, - так же вызывает в людях множество оттенков настроения.

«Психологическая лирика» Бальмонта полна намеков, индивидуальных символов. Особенно интересны его стихи о женщинах. Первый брак автора был неудачным, поэтому отношение к женщинам было противоречивым. В этом ему был близок другой поэт – Шарль Бодлер. Бальмонт это высказал в своем стихотворении «К Бодлеру». Для Бодлера женщина – ангел и демон, для Бальмонта – «дитя, привыкшее играть».

Создавая стихи, поэт использовал музыкально-звукоподражательные свойства речи. Так, например, в стихотворении «Кони бурь» частое употребление звука «р» напоминает раскаты грома.

Константин Дмитриевич Бальмонт – особенный русский поэт, поэзия символов которого не перестает удивлять читателей.

«Раненый» - одно из характерных стихотворений этого этапа. В этом произведении поэт раскрывает проблему внутреннего конфликта личности, и поэтому оно по праву относится к философской лирике. Жанр – лирическое стихотворение.

Слово «раненый» означает имеющий какое-либо ранение, однако в данном случае говорится не о механическом повреждении, а о психологической травме:

Основная тема стихотворения – конфликт человека с его внутренним «Я». Лирический герой Бальмонта сам загоняет себя в рамки несуществующих проблем, создает свой мир печали и страдания, он не может трезво взглянуть на мир вокруг и счастливо проживать свою жизнь, радуясь каждому дню. Об этом говорят следующие строки:

Я неразрывен с этим мирозданьем,

Я создал мир со всем его страданьем.

И, весь дрожа от нестерпимой боли,

Живя у самого себя в неволе…

Композиционно произведение делится на четыре части (построфно), причем первая и пятая части состоят из 5 сток, а вторая и третья – 4.

Это, наряду с повторением, говорит о кольцевой композиции произведения.

Я насмерть поражен своим сознаньем,

Я ранен в сердце разумом моим.

Я ранен насмерть разумом моим.

Примечательно, что пятистишие в русском стихосложении встречается обычно в виде лимерика (форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы). Традиционно лимерик имеет пять строк, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Таким образом, используя в своем стихотворении пятистишье, автор усиливает настроение безвыходного положения своего героя.

«Раненый» написано пятистопным ямбом. Рифма второй и третьей строф – перекрестная, а первой и последней – вида ABAAB. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • К.Д. Бальмонт "Я мечтою ловил уходящие темы"

Бальмонт использует сменяющие друг друга женскую и мужскую рифмы, что добавляет мелодичности и плавности стихотворению.

В произведении широко представлены метафоры («поражен своим сознаньем», «ранен в сердце разумом моим», «я гибну сам, как дым», «игру теней, рожденных в мире мной», «жизнь есть сон»), эпитеты («призрачное море», «нестерпимой боли»). Первые четыре строки первой строфы начинаются с местоимения «Я», которое встречается постоянно на протяжении всего стихотворения, а, если быть точнее, 10 раз. Нельзя не заметить сходство между последней строкой первой строфы (Струя огонь, я гибну сам, как дым) и латинским крылатым выражением Consumor aliis inserviendo, что в переводе на русский означает «Светя другим, сгораю сам». Однако, в отличии от латинского выражения, герой стихотворения «горит» не для кого-то. Таким образом, все внимание в произведении заостряется не на взаимоотношениях человека с обществом, а на внутреннем конфликте лирического героя. Помимо этого, строка третьей строфы (Есть только мысль, есть призрачное море) заимствована из названия философской драмы XVII века Кальдерона «La vida es sue&覩», что в переводе означает «жизнь есть сон. Скорее всего это вызвано тем, что Константин Дмитриевич занимался переводами многих произведений этого испанского драматурга.

Урок литературы в 11 классе

Тема : «Трепет жизни» в поэзии К. Бальмонта» .

(Сонет «Август». Опыт анализа и интерпретации

поэтического текста).

Задачи урока . 1. Напомнить старшеклассникам о сложных духовных поисках литературы Серебряного века через осознание своеобразия поэтического мира К.Бальмонта. (1867-1942г.г.)

2. Дать понятие об импрессионистическом видении мира К. Бальмонта

4. Пробуждать «чувство поэзии», учить воспринимать литературу как искусство слова, формировать эмоциональную восприимчивость.

5. Повторить необходимые литературоведческие термины и понятия (актуализация литературно-теоретических знаний), способствовать обогащению и усложнению словарного запаса старшеклассников, развитию их речевой культуры

Оформление урока .

1. Портреты К. Бальмонта.

2. Репродукции картин художников- импрессионистов.

3. Музыкальное оформление: романсы на стихи К. Бальмонта, «Мимолётности» С. Прокофьева, музыка К. Дебюсси.

4.Презентация

Словарь к уроку.

Интерпретация - толкование

Импрессионизм – направление в искусстве конца XIX - начала XX века, основанное на стремлении воспроизвести впечатления, настроения и переживания художника.

Интерпретация – истолкование, разъяснение

Сонет - стих-ный лирический жанр, состоящий из двух катренов и двух терцетов с определённой системой рифмовки

Элегия – стихотворный жанр; философские раздумья о жизни, о любви, о смерти.

Эпитет художественное определение в переносном значении.

Эпиграф – небольшой текст перед произведением, выражающий его идею или обозначающий тему.

Ренессанс – эпоха Возрождения

Предтеча – тот, кто своей деятельностью подготовил условия для деятельности других, предвестник.

Изысканность – утончённость, изящество.

Экстравагантный – необычный, слишком своеобразный, расходящийся с общепринятыми нормами.

Ямб – двусложный размер стиха, в котором ударение падает на 2, 4, 6 …слоги.

Канон – основное правило; то, что является традиционной, обязательной нормой.

Инверсия - обратный порядок слов, использованный для достижения определённой художественной цели.

Кульминация - наивысшая точка напряжения.

Эпиграфы к уроку:

Целый мир - от красоты,

от велика и до мала

А.Фет.

В каждой мимолётности вижу я миры…

К. Бальмонт

Ход урока

    Организационный момент (1 мин.)

    Актуализация (слово учителя, сообщение общей цели урока, беседа).

Сегодня мы с вами обратимся к личности одного из поэтов, без которого трудно представить русскую поэзию начала XX века - эпохи, получившей название Серебряный век.

Мы постараемся увидеть его поэтическую индивидуальность, попытаемся

понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в его ярком и своеобразном творчестве.

Итак, окунёмся мысленно в атмосферу блистательного, ренессансного русского Серебряного века. - Каким содержанием для вас наполнено понятие «Серебряный век»? Что позволяет применить к нему определение «ренессансный»?

Что отличает созвездие ярких имён, украсивших этот период? (талант, своеобразие, поиски новых форм, нестандартное видение мира…)

На творчество К.Бальмонта не было и по сей день нет устойчивой историко – литературной точки зрения. Им восторгались, ему пророчили великое будущее, о нём спорили, его низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.

Так, кто же он? Манерный, крикливый, самовлюблённый, напыщенный поэт, или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов Серебряного века? К сожалению, сегодня у нас очень мало времени. И поиски однозначного, категорического и объективного ответа на этот вопрос не есть задача нашего с вами разговора. Она несколько уже, но должна дать пищу для ваших размышлений.

3. Этап усвоения новых знаний

Взгляните на его портреты (фотография в шляпе, фото 910 г., другие).

Если бы вам понадобилось запечатлеть облик Бальмонта в словах, какие бы главные вы подобрали? (Романтический, слегка надменный, запоминающийся, видный…)

Глядя на портрет, очень легко представить, что именно этот человек заявил о себе так:

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны…

Переплеск многопенный, разорвано-слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклички лесные зелёного мая –

Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблён

И в себя и в других,

Я - изысканный стих.

Как эти строки помогают вам дополнить характеристику Бальмонта? (Самоуверенность. самомнение, убеждённость в своей исключительности…)

Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из самой своей жизни. Он совершил столько экстравагантных, чудаческих, скандальных поступков, что эта «бальмонтовщина « заслонила для многих образ самого поэта.

Но, может быть, читая его стихи, мы поймём, что многочисленные бальмонтовские «я» - это не эгоизм, не кокетство, не преувеличенное самомнение, а просто восхищение богатством мира, удивление и радость открытия его красоты и изменчивости?

Ведь именно такое мировосприятие и мироощущение он сохранил до конца своей жизни, которая обернулась для него мрачной бездной, непомерным горем и одиночеством.

В 1920 году Бальмонт покинул Москву навсегда. (До этого были две вынужденные эмиграции в 1902-1905 и в 1908-1913 г.г.) Он умер в 1942 году недалеко от Парижа от воспаления лёгких. Немногие пришли сказать ему последнее «прощай». Но он ушёл, благословляя мир, о котором с искренней убеждённостью мог бы сказать словами А.Фета:

Целый мир – от красоты

От велика и до мала.

(См. 1-ый эпиграф)

М.Цветаева писала: «Изучив 16 языков, говорил и писал он на особом, 17-ом языке, на «бальмонтовском».

Почитаем его стихи, которые сам он называл песнопениями (- Чувствуете разницу?)

Они различны по жанру: элегии, послания, гимны, фантазии, сонеты и даже молитвы.

Но прежде чем мы послушаем их, вспомните, к какому литературному течению относился К. Бальмонт. (К старшим символистам)

Примечательно, что исследователи творчества Бальмонта называли его стиль (как, кстати, и стиль А.Фета) импрессионизмом в поэзии .

И, действительно, очень многое роднит лирику К. Бальмонта с удивительным явлением - направлением в мировом искусстве XIX - первой половины XX века – импрессионизмом.

Всё началось в 60-е г.г. в Париже. В Салоне (знаменитая художественная выставка) были представлены картины художников, которых И.Е. Репин назвал храбрецами, а французская пресса – «бандой сумасшедших»: Клода Моне, Эдуарда Мане. Эдгара Дега, Огюста Ренуара.

Название новому направлению (критика называла его «мазня») дала работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Всем вдруг стало понятно, что художники стремятся не копировать жизнь, а передать впечатление от неё. От французского слова «впечатление» -

«impression » и пошло название импрессионизм. Дань этому направлению отдали и русские художники Константин Коровин, Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Валентин Серов.

(Демонстрация репродукций)

А теперь вслушаемся в звучание стихов Бальмонта и попробуем уловить ту импрессию, которая сближает его поэзию с картинами этих художников.

(Звучат стихи (или фрагменты) в исполнении учителя. Тексты стихов – перед каждым учеником)

1. «Фантазия» (Из первого сборника «Под северным небом»)

2. «Камыши»

3. «Я в этот мир пришёл…»

4. «Безглагольность»

Первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и в лирике, - стремление передать жизнь во всём богатстве тонких, сложных, быстролётных видоизменений зафиксировать впечатление от мига, в котором отразился «трепет жизни».

Вторая примета – предмет изображения.

О чём рассказывают и эти картины, и стихи Бальмонта?

(О радости жизни, о красоте природы, о мимолётных состояниях души, о ветре в камышах).

Бальмонт, как и импрессионисты, богат светом. Особое пристрастие он испытывает к цветовым эпитетам:

Красный парус в синем море, в море голубом .

Белый парус в море сером спит свинцовым сном.

Вспомните, какую роль играли цветовые эпитеты у Блока и Есенина? (Они были символичны. Каждый цвет что-то обозначал: страсть, любовь, разлуку…)

Бальмонт же использует их как импрессионист: эпитеты накладываются один на другой, как цвета и оттенки цветов на палитре живописца.)

Обратите внимание на второй эпиграф (на доске). Поэзия мимолётности – вот какое определение даёт Бальмонт своей поэзии.

Мимолётность, музыкальность, сладкоголосие, упоённость речью – вот основа поэтики К. Бальмонта. Его называли магом и чародеем слова. Его называли «Паганини русского стиха». Не случайно на стихи К. Бальмонта создано около 500 романсов.

(Звучит романс на слова Бальмонта)

Старшие символисты, в число которых входил Бальмонт, стремились возродить культуру стиха, проповедовали культ красоты и свободу самовыражения. Именно русская поэзия обязана возрождением вкуса к яркой, выразительной форме стиха.

Поэтическая практика русских символистов утвердила канон сонета почти классической чистоты. Пример тому – сонет К. Бальмонта «Август» , вошедший в одну из его ранних книг «Под северным небом».

Послушаем его и на его примере попробуем выполнить одну из главных задач нашего урока – попытаться разобраться в том, что называется «тайной поэзии», понять, в чём красота этого маленького поэтического произведения и сила его воздействия на нас - чутких, думающих и достаточно опытных читателей.

Как ясен август, нежный и спокойный,

Сознавший мимолётность красоты.

Позолотив древесные листы,

Он чувства заключил в порядок стройны

В нём кажется ошибкой полдень знойный,-

С ним больше сродны грустные мечты,

Прохлада, прелесть тихой простоты

И отдыха от жизни беспокойной.

В последний раз пред остриём серпа

Красуются колосья наливные,

Взамен цветов везде плоды земные.

Отраден вид тяжёлого снопа,

А в небе – журавлей летит толпа

И криком шлёт «прости» в места родные.

Эвристическая беседа

Каким стихотворным размером написан сонет? (Пятистопным ямбом ).

Что придаёт он стихотворению? (Медлительность, плавность).

- Приём инверсии , неоднократно используемый автором, способствует тому же, придавая при этом стиху особую выразительность. - Вспомните, что называется инверсией, найдите примеры её в тексте. («Август, нежный и спокойный», «порядок стройный», «жизни беспокойной», «полдень знойный», «колосья наливные», «места родные»)

Попробуйте заменить на прямой порядок слов. Что теряет стихотворение?

Общая тональность сонета определяется двумя основными мотивами : это мотивы пощания и тихой умиротворённости, проникнутой лёгкой и светлой печалью.

Найдите приметы «прощания». («Прощание начинается уже с заглавия (а заглавие – это эпицентр художественного произведения): август – прощальный, последний месяц уходящего лета. Далее – «мимолётность красоты», последний раз красующиеся колосья, журавлиное «прости»)

А почему «кажется ошибкой полдень знойный»? (В определении «знойный» качество (горячий, жаркий) доведено почти до кульминации, а это отнюдь не гармонирует с общим настроением, пронизывающим августовский пейзаж, в котором и краски, и звуки, и эмоции приглушённы и умеренны: «нежный», «спокойный», «грустные мечты», «прохлада», «тихая простота и отдых».

Покажите олицетворённость момента природы, пограничного между жарким, щедрым летом и подступающей грустью осени. (Это ясный и немного усталый август, мудро осознавший «мимолётность красоты» и покорившийся неизбежности своего ухода, это «наливные колосья», красующиеся «последний раз пред остриём серпа», это «толпа журавлей», последний раз окликающих землю с небес…)

Как, благодаря чему приходит автор к созданию этих образов? (Благодаря тем чувствам, которые возникают у него под впечатлением картин и явлений, тронувших его душу. Он стремится передать своё настроение и настроение природы, прикоснуться к красоте и раскрыть её перед читателем)

А какие ощущения, чувства остались у вас после прочтения сонета и его анализа?

В заключение следует сказать, именно желание и умение просто и искренне радоваться жизни, ярко, небанально, изысканно и красиво рассказать об увиденном позволили В. Брюсову назвать стих Бальмонта «звонко-певучим».

В одной из своих статей Бальмонт писал: «Поэзия…заставляет читателя пройти путь от картины к душе её…». Именно это мы и попытались с вами сделать только что.

Домашнее задание - совет: учиться видеть и ценить в жизни всё, что может по-настоящему украсить её, сделать осмысленнее, ярче и духовно богаче.)

Заключительное слово . Природа и живопись, природа и поэтическое слово. Они как бы созданы друг для друга. Но есть ещё третья составляющая этого треугольника. – Какая? (Музыка ).

Музыкой французского композитора – импрессиониста Клода Дебюсси мы завершаем нашу встречу. И, может быть, именно она поможет вам полнее ощутить и душу поэтического слова, и красоту природы, и созвучие наших с ней настроений, и ту мимолётность впечатлений, которой так дорожили импрессионисты – художники, поэты, музыканты

(Звучит музыка Клода Дебюсси)

Константин Дмитриевич Бальмонт – один из первых в России поэтов-символистов. Хотя, в общем понимании, его творчество нельзя было затиснуть в рамки одного конкретного направления. Произведения, созданные в начале творческого пути, скорее можно отнести к импрессионизму. Для этого стиля характерным является описание мимолетных всплесков эмоций, не имеющих более глубинного смысла.

Относят его творчество и к декадентскому литературному течению, пришедшим из Франции. Термин, который лежит в основе его названия, означает упадок, утрату смысла. Однако, из- под пера талантливых поэтов-декадентов выходили произведения, открывающие новые горизонты поэзии. В целом, в них можно наблюдать путь поиска новых ценностей. Позднее это направление объединяется в одно с символизмом.

Отчасти, произведения Бальмонта можно отнести к этому течению. И символистом он, так же, считается. Ведь стихотворения его полны образов, выходящих за пределы обычного земного, и даже дальше рамок человеческих переживаний.

Слава пришла к Константину Дмитриевичу не сразу, хоть и писать стихи он начал еще в девятилетнем возрасте. Однако, самые первые его творения не признавало и не желало публиковать ни одно издательство.

Когда же поэзия его стала более содержательной и глубокой, он становится одним из самых читаем литературных деятелей начала 20 века. Кроме того, он смог оказать огромное влияние на развитие русской культуры, открыв новые просторы для творчества. Стихи его стали блестящими, поэтичными. Уныние, царившее в них ранее, сменилось на яркие краски. Переводы, сделанные в дальнейшем, так же, имели успех. Однако, за подъемом вновь последовал упадок.

В общем охарактеризован творчество Бальмонта можно, как стремление к выражению того, что выразить нельзя. Это являлось отличительной чертой всех символистов. Декадентские ноты пессимизма, царящие в немалой части его произведений, придают им особый окрас отреченности от мира и бытия, желания скрыться от действительности. Вместе с тем, он отводил и особое место в жизни и слову, и его мастерам – поэтам.