Фонвизин писал пьесы. Произведения Фонвизина: список работ

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Недоросль Д.И. Фонвизин Малый театр #ПолныеВерсииСпектаклей

    ✪ Господа Скотинины(1926)

    ✪ Недоросль (Д. Фонвизин)

    ✪ Господа Скотинины - По мотивам комедии Д. И. Фонвизин - Недоросль

    Субтитры

Происхождение

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство » в 1933 году. Её действующие лица - прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка - с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция . Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского . В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана , занимает центральное место.

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине , под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин . Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф , после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича , графом Никитой Ивановичем Паниным . В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей ». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции . Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову . Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции - торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 - начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина - будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве , Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины , необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование - введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры . По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят 15 улиц и 1 переулок городов России , в том числе улица Фонвизина в Москве , в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.

Отзывы о Фонвизине

Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», - отмечал А. И. Герцен .

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

Образ Фонвизина в литературе

  • Фонвизин упоминается, без обозначения имени, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством »:
- … Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, - продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего! - Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена ! - отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
  • Фонвизин упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин » в строфе о русском театре:
  • Отдельно Фонвизину посвящено произведение «Тень Фонвизина», где Фонвизин, будучи призраком, посещает русских поэтов Кропова, Хвостова, Державина с целью наказать или поощрить поэтов.
  • С именем Фонвизина связан известный исторический анекдот о фразе Умри, Денис, лучше не напишешь .
  • Старообрядцы полностью включили в своё сочинение «Век осьмый» текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» без названия и, в традиции русских летописей, без ссылки на автора (Гурьянова Н. С . Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. - Новосибирск, 1988. - С. 43).

1744 или 1745 — 1792

Русский писатель. В комедии "Бригадир" (поставлена 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (поставлена 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубл. в 1800-х годах) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.

Биография

Родился 3 апреля (14 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.

В 1755 — 1760 учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета. В студенческие годы начал печататься в московских журналах, сделал свой первый перевод "Басни нравоучительные" датского просветителя Л. Хольберга, приступил к переводу трагедии Вольтера "Альзира" (с 1762).

В 1762 Фонвизин переехал в Петербург и занял место переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1763 — 1769 служил секретарем кабинет-министра И. Елагина, ведавшего разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 — и императорскими театрами.

В эти же годы Фонвизин сблизился с кружком молодых офицеров-вольнодумцев, под их влиянием создал сатирическое произведение "Послание к слугам моим..." (1769).

Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией (до этого перекладывал иностранные комедии "на русские нравы"). "Бригадир", написанный в 1766 — 1769 и поставленный в 1770, был опубликован только в 1792 — 1795. Н. Новиков сказал об этой комедии: "...сочинена она точно в наших нравах".

В 1769 Фонвизин стал секретарем руководителя Коллегии иностранных дел — Н. Панина, воспитателя наследника престола. Их сближали оппозиционное отношение к правительству Екатерины II и убежденность, что России нужны "фундаментальные законы".

В 1777 — 1778 он совершил поездку за границу, во Францию и Германию, о чем позже написал в "Записках первого путешественника", сыгравших важнейшую роль в становлении русской прозы.

В обстановке реакции, наступившей после подавления Пугачевского бунта, Фонвизин создал самое значительное свое произведение — комедию "Недоросль" (1781). В ней прямо указан корень всех бед России — крепостное право и общественное невежество, которые, по мнению Фонвизина, могут быть преодолены реформами в духе Просвещения.

В марте 1782, после отстранения Панина от дел, Фонвизин подал в отставку, решив полностью отдаться литературному творчеству. В 1783 он опубликовал ряд сатирических сочинений: "Опыт российского сословника", "Челобитная Российской Минерве от российских писателей", "Повествование мнимого глухого и немого".

В 1784 — 1785 Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина", нарисовав образ идеального просвещенного вельможи.

В дальнейшем Фонвизину не позволено было выступать в печати; пятитомное собрание его сочинений не было издано. Его статьи распространялись только в списках.

Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (не была закончена, но и в незаконченном виде являет собой замечательный образец русской прозы).

1 декабря (12 н.с.) 1792 Фонвизин скончался в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Фонвизина Дениса Ивановича

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 14.04.1745 (03.04.1745 по старому стилю). Мальчик продолжил род рыцарей von Wiesen, имевший ливонское происхождение и обрусевший окончательно и бесповоротно.

Детские и юношеские годы

Начальное образование маленький Денис получил от своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина, занимавшего в ревизион-коллегии чиновничью должность. Продолжил он своё обучение сначала в гимназии, открытой при Московском университете, а окончив её, поступил в Петербургский университет на факультет философии, где в период 1759-1762 годов был студентом. Ещё будучи гимназистом, Фонвизин в 1756-59 годах играл в труппе университетского любительского театра под руководством Михаила Матвеевича Хераскова, а позднее стал играть уже в труппе профессионального Публичного театра. В студенческую пору Денис познакомился с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, дебютировал юноша и на поприще литературы, начав с деятельности переводчика. Фонвизин занялся переводами вплотную, став студентом в столичном Санкт-Петербурге в 1760 году, куда их отправили вместе с братом как одних из лучших выпускников гимназии.

Фонвизин в 1761 году, выполняя заказ одного книгопродавца, переложил на русский язык несколько басен Людвига Хольберга, знаменитого датско-норвежского писателя, творившего на немецком языке. Всего Денисом Ивановичем в ту пору было переведено больше двух сотен различных басен, роман французского священника-филолога Жана Террасона, трагедия крупнейшего французского философа-просветителя Франсуа Мари Аруэ, писавшего под псевдонимом Вольтер, огромный поэтический труд «Метаморфозы», созданный древнеримским поэтом Публием Овидием Назоном. Любимым писателем молодого Фонвизина был в то время Жан-Жак Руссо. Параллельно с занятиями переводческой деятельностью Денис начал заниматься написанием собственных сочинений, которые носили сатирический характер.

Начало государственной службы

После окончания университета Денис Иванович Фонвизин сначала служил переводчиком в иностранной коллегии, а затем в 1763 году его перевели на службу во дворцовую канцелярию к статскому советнику Ивану Перфильевичу Елагину, который заметил и оценил перевод вольтеровской трагедии, сделанный молодым литератором. Работая при Иване Перфильевиче, Денис Иванович не оставлял ставшей уже привычной переводческой деятельности. Фонвизин сблизился в то время с литературным кружком поэта и переводчика князя Фёдора Алексеевича Козловского. Начинающий литератор создал первую самостоятельную работу под названием «Послание к слугам моим...». Первая комедийная пьеса «Корион» была написана Фонвизиным в 1764 году. Затем молодой драматург почти четыре года (1766-69) писал свою ставшую известной комедию «Бригадир». Хотя она была опубликована только в 1786 году, но эта работа положила начало новому для Российской империи жанру комедии нравов, ведь русские авторы в подавляющем большинстве создавали до этого исключительно комедии характеров.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Уход с госслужбы

В 1769-82 годах Фонвизин служил сначала секретарём, а позднее стал близким доверенным лицом графа Никиты Ивановича Панина. На этой должности Денис Иванович окунулся в мир большой политики, познакомился лично с мастерами закулисных игр. Фонвизин в 1777 году покинул Россию, довольно долго жил во Франции, где старался вникнуть в процессы, происходившие в этом государстве, одновременно он много думал о судьбах своей родины, пытался увидеть путь, позволявший вывести на европейский уровень российскую социально-политическую жизнь.

В связи с опалой графа Панина Фонвизину пришлось в 1782 году уйти в отставку. Денис Иванович занялся в 1782-83 годах написанием работы под названием «Рассуждение о непременных законах государства» на основании собственных идей и идей графа. Данная работа была предназначена для графского воспитанника , ставшего впоследствии императором . Она вошла в анналы национальной русской публицистики как одно из лучших сочинений в этом жанре.

Пик творчества, достигнутый Денисом Ивановичем Фонвизиным, пришёлся на 1883 год, когда была опубликована его комедия – знаменитый «Недоросль», вызвавшая, как и «Бригадир», большой резонанс в просвещённом российском обществе.

Последние годы жизни

Здоровье Фонвизина после того, как писатель оставил госслужбу, было подорвано. У Дениса Ивановича начался частичный паралич, но он по-прежнему целиком посвящал себя литературе. Царствовавшая в то время препятствовала его творческим замыслам. Она наложила, в частности, личный запрет на издание журнала под редакцией Фонвизина, затем запретила собрание его сочинений в пяти томах. Денис Иванович создал в конце жизни несколько драматических произведений, написал немало журнальных статей, начал трудиться над автобиографией... Она так и осталась незавершённой. Фонвизин уезжал в 1784 году и 1785-м лечиться в Италию, в 1787 году пытался поправить в Вене заметно пошатнувшееся здоровье. У четы Фонвизиных стали нарастать трудности финансового характера. Пришлось также фактически свернуть занятия литературой. Смерть настигла писателя 12.12.1792 (01.12.1792 по старому стилю). Денис Иванович Фонвизин был похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище, располагавшемся на территории Александро-Невской лавры.

ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ - прозаик, драматург, переводчик. Создатель русской бытовой комедии. Секретарь главы русской дипломатии Н. И. Панина, статский советник. Старший брат сенатора П.И. Фонвизина.

Семья. Юность

Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода: ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при , затем стал служить русскому царю. Сама фамилия со временем была искажена, изначально она имела написание von Wiesen и многие исследователи долгое время использовали раздельное написание или же написание Фон-Визин, но в конце XIX века исследователь Н.С. Тихонравов установил современное написание фамилии писателя. Отец Фонвизина, Иван Андреевич был чиновником ревизион-коллегии, приближенным ко многим известным политикам.

Фонвизин получил хорошее домашнее образование. В 1755-1760 годах учился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком. В 1760 году в числе лучших учеников Фонвизина возили в Санкт-Петербург для представления куратору университета . Там его «произвели в студенты» философского факультета. Денис Иванович активно участвовал в студенческой жизни, играл в любительском театре М.М. Хераскова.

Первые литературные опыты

В это время он дебютирует на литературном поприще как переводчик: переводит с немецкого сборник популярного в Европе норвежско-датского писателя Людвига Хольберга «Басни нравоучительные» (1761). Несколько мелких переводов Фонвизина появились в университетских изданиях в 1761-1762 годах (в т. ч. в журнале М.М. Хераскова «Полезное увеселение», где печатались и стихотворения старшего брата Фонвизина - Павла). Перевод трагедии Вольтера «Альзира» (1762) в свое время опубликован не был, но получил широкое распространение в списках (опубликован 1894). Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая» (1762-1768). Также Денис Иванович перевел огромный поэтический труд Овидия «Метаморфозы». Помимо всего прочего, им были переведены более двух сотен различных басен.

«Елагинский кружок». «Бригадир» и появление «комедии нравов»

В 1762 году Фонвизин оставляет университет и переезжает в Петербург, где начинает работать переводчиком в Коллегии иностранных дел. До 1769 года он работал под руководством статс-советника дворцовой канцелярии , который управлял «придворной музыкой и театром» и покровительствовал начинающим литераторам. Елагин оценил фонвизинский перевод вольтеровской трагедии и вскоре молодой писатель вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого (сам Елагин, Б.Е. Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. Для этого они переделывали иностранные пьесы, налагая их содержание на русские реалии. Также в кружке осваивались традиции мещанской «слезной драмы» («серьезной комедии»), теоретиком которой выступал . В этом духе Фонвизин в 1764 году и сочинил свою первую, стихотворную комедию «Корион», взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе «Сидней». Действие в пьесе происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. Также в то время Фонвизин сблизился с литературным кружком поэта и переводчика князя Ф.А. Козловского, завязалась дружба между ним и выдающимся актером И.А. Дмитриевским.

В 1769 году появилось первое абсолютно самостоятельное произведение Фонвизина - пьеса «Бригадир», которую по достоинству оценил . Она была поставлена в театре в 1770 году, хотя вышла в печать только в 1786 году. «Бригадир» стал первой в русской литературе «комедией нравов» в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров», когда на сцену выводились персонифицированные пороки. В «Бригадире» все пороки, все поведение персонажей социально обусловлено. Здесь жестоко высмеивается невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов русского общества. Жизненная убедительность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Советница и Иванушка, достигнута драматургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров. Зато в Бригадирше с большой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича. Основным художественным достоинством пьесы является метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выражений в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Советницы, народное просторечие Бригадирши. В противоположность отрицательным персонажам положительные образы комедии (Добролюбов, Софья) отличаются бледностью и схематичностью. На первый план выдвинута фигура «галломанствующего» Иванушки, с которым связана важнейшая для Фонвизина тема воспитания дворянина.

В 1760-х годах, во время работы Комиссии для составления нового Уложения (1767), Денис Иванович высказывался по волновавшему всех вопросу прав и привилегий дворянства. Он переводит трактат Г.-Ф. Куайе «Торгующее дворянство» (1766), где обосновывалось право дворянина заниматься промышленностью и торговлей (не случайно в «Недоросле» Стародум разбогател как сибирский промышленник, а не придворный). В рукописи распространялась составленная им в конце 1760-х компиляция из трудов немецкого юриста И.Г. Юсти «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина». В качестве приложения к переведенной Фонвизиным повести Ф.-Т.-М. Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» (1769) было опубликовано одно из немногих его стихотворений «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (здесь присутствуют элементы антиклерикальной сатиры, навеянные, как полагают, тесным общением Фонвизина с литератором Ф.А. Козловским, известным вольтерьянцем и вольнодумцем). Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет «Иосиф» (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой.

Служба Н.И. Панину. «Записки первого путешественника»

В 1769 году Денис Иванович занял должность одного из секретарей при руководителе Коллегией иностранных дел графе , который, в свою очередь, стал воспитателем наследника престола. Никита Иванович строил планы досрочной передачи престола цесаревичу и ограничения самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. В 1770-х годах он лишь дважды выступил как литератор (точнее, как политический публицист «партии Панина», наставляющий монарха, как править на благо нации) - в «Слове на выздоровление Павла Петровича» (1771) и переводе «Слова похвального Марку Аврелию» А. Тома (1777).

В 1777-1778 годах Фонвизин путешествует по Германии и Франции. Одной из причин этого путешествия была длительная болезнь жены писателя Екатерины Васильевны (в девичестве Дмитриева-Мамонова, у пары было 8 детей). Его впечатления от этой поездки нашли свое отражение в «Записках первого путешественника», которые стали одной из важных вех в процессе изменения облика русской прозы в этот период.

После опалы и отставки Н.И. Панина, в марте 1782 году подал в отставку и Фонвизин. В 1782-1783 годах «по мыслям Панина» он сочинил «Рассуждение о непременных государственных законах» (т.н. «Завещание Панина»), которое должно было стать предисловием к готовившемуся, но неосуществленному Н.И. и П.И. Паниными проекту «Фундаментальных прав, неприменяемых на все времена никакой властью» (т.е., по существу, проекту конституционной монархии в России). Позднее это «Завещание Панина», изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы. Сразу же после смерти покровителя (март 1783) Фонвизин сочинил брошюру «Жизнь графа Н.И. Панина», вышедшую в Санкт-Петербурге сначала на французском (1784), а затем и на русском языке (1786). В 1784 году Денис Иванович вновь отправляется за границу - в Италию и Германию, что было связано и с необходимостью лечения от начавшегося у писателя частичного паралича.

«Недоросль»

После в 1773-1775 годах любое проявление либеральных взглядов могло повлечь за собой тяжелые последствия. Но, несмотря на это, в начале 1780-х годов увидела свет доставившая Фонвизину славу и всеобщее признание комедия «Недоросль» (1779-1781, поставлена в сентябре 1782 года, опубликована в 1783 году). Первая постановка пьесы на придворной сцене на Царицыном лугу имела необыкновенный успех. В центре комедии - образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о «вольности дворянской». Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном.

Современников более всего в «Недоросле» пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены (часто эти два плана комедии - идеологический и бытописательный - противопоставлялись, как, например, в эпиграмме И.Ф. Богдановича: Почтенный Стародум, / Услышав подлый шум, / Где баба непригоже / С ногтями лезет к роже, / Ушел скорей домой. / Писатель дорогой, / Прости, я сделал то же). «Недоросль» стала единственной русской пьесой XVIII века, занявшей прочное место в репертуаре советского театра. Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.

Последние годы

В 1783 году княгиня привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В первом же номере появился его «Опыт российского сословника». Составленный как будто бы для нужд готовившегося «Словаря Российской Академии наук», фонвизинский «Опыт» являлся скрытой политической сатирой, изобличающей придворные порядки и «бездельничанье» дворян. В том же журнале в 1783 году без заглавия и подписи были опубликованы политически острые и дерзкие «вопросы» Фонвизина (в рукописи они озаглавлены как «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»), адресованные Екатерине II и снабженные «ответами» самой императрицы, которая поначалу автором «вопросов» полагала И.И. Шувалова. Истина вскоре выяснилась, и таким образом Фонвизин своим «свободоязычием» навлек на себя неудовольствие власти и в дальнейшем испытывал затруднения с публикацией своих трудов.

Перевод сочинения И.Г. Циммермана «О национальном любочестии» (1785), повесть о гонениях, которые терпит мудрец, говорящий правду властителю («Каллисфен», 1786), и стихотворная басня «Лисица-Казнодей» (1787) были напечатаны анонимно. К 1788 году писатель подготовил свое «Полное собрание сочинений и переводов в 5-ти томах»: была объявлена подписка, однако издание было приостановлено императрицей, и даже рукопись его теперь утрачена. В том же году Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум» (часть подготовленных Фонвизиным материалов журнала увидела свет лишь в 1830 году).

В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось. Кроме того, у четы Фонвизиных стали нарастать трудности финансового характера. Вместе с тем возросли религиозные и покаянные настроения писателя. Они отразились в автобиографическом сочинении, написанном «по стопам» «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо, - «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1791). Сохранившаяся не полностью последняя его комедия «Выбор гувернера» (между 1790 и 1792) посвящена, как во многом и «Недоросль», вопросам воспитания, однако сильно уступает последней в художественном отношении.

Сатирик скончался 1(12) декабря 1792 года в Санкт-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у . Денис Иванович Фонвизин был похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Память

Именем Д.И. Фонвизина названы улицы в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Королёве, Херсоне, Алма-Ате, а также станция метро «Фонвизинская» в Москве.

Сочинения

Первое полное собрание сочинений Фонвизина. М., 1888.

Пьесы. М., 2008.

Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1959.

Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина. СПб., 1866.

Д.И.Фонвизин великий и знаменитый русский писатель, замечательный драматург, потрясающий публицист, великолепный переводчик. Именно этот человек по праву считается мастером и основным создателем классицизма. Именно Фонвизиным была создана национальная комедия быта. Это он - человек, написавший полюбившуюся всеми школьниками пьесу «Недоросль».

Родился Фонвизин 3 апреля 1745 года. Его родным городом была Москва. Семейство носило дворянский титул. Конечно же, как и многие другие дворянские дети того времени, Денис получал домашнее образование.

В их семье была патриархальная обстановка.

С 1755 года мальчик начал получать образование в одной из дворянских гимназий, расположенных при московском университете. После этого мальчик поступил на факультет философии. В 1760 году он стал одним из избранных и отправился в Петербург, где и произошло его знакомство с такими известными людьми, как Ломоносов и Сумароков.

Первые произведения будущего великого человека появляются в 1760-х годах. Его ранее творчество содержало в себе острую сатирическую направленность. В 1760 в печать поступила его знаменитая «Недоросль». Наряду с творчеством Денис плотно занимался переводами. В 1761 году им были переведены на русский язык знаменитые басни Хольберга.

С 1762 года молодой человек занимает должность переводчика. С 1763 - секретарь кабмина самого Елагина. 1769 год приносит ему должность личного секретаря самого графа Панина.

В 1768 году в свет выходит одна из сатирических комедий под названием «Бригадир». После ее написания Фонвизина пригласили для прочтения шедевра самой императрице Екатерины II.

С 1783 года писатель активно путешествует по всей Европе. Уже в 1785 случается его первый апоплексический удар, а в 1787 году он решает вернуться в родную Россию.

7, 9 класс по годам

Биография Дениса Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году в семье представителей среднего дворянства. Его отец, ушедший с военной службы в качестве майора, имел скромную гражданскую позицию в Москве; мать Фонвизина была из более благородной семьи. Семья Фонвизина прибыла в Россию из Германии в середине шестнадцатого века. В это время Денис не знал ни одного языка, кроме русского. Ему пришлось изучать немецкий язык в школе. В отличие от многих русских дворян, он обучался французскому языку, будучи довольно взрослым.

Когда ему было десять лет, Фонвизин был одним из первых, кто был допущен в недавно открывшийся Московский университет, очевидно, для подготовки к университетскому образованию. Во время учебы у него и появилась сильная тяга к литературе. Ранняя поездка в Санкт-Петербург (1760) привела его в имперский театр, где он увидел пьесу датского драматурга Людвига Холберга. С этого момента он начинает испытывать интерес к драме; в 1761 году он опубликовал перевод моральных басен Холберга. Писатель улучшил свой русский литературный язык и основательно овладел французским и немецким языками во время перевода различных статей для университетских журналов.

В семнадцать лет Фонвизин нашел свою первую работу. Он начал работать на государственной службе недавно увенчанной императрицы Екатерины. В этот период он прочитал работу сатирика Антиох Кантемира, чья работа, хотя и была написана ранее, опубликовалась только в 1762. Впечатленный этим произведением Фонвизин решил написать юмористическое письмо своим трем слугам, которое носило название «Послание к моим слугам Шумилову, Ваньке и Петрушке». Это произведение содержало сатиру на реалии того периода.

В октябре 1763 года Фонвизин нашел покровителя в лице Ивана Перфильевича Елагина, сторонника Екатерины и человека с литературными и театральными интересами. С помощью Елагина Фонвизин начал конкурировать с Владимиром Лукиным, драматургом огромного таланта. Сотрудничество Фонвизина с Елагиным позволили ему в 1760-х годах поэкспериментировать с и литературными переводами. Он сделал стихотворный перевод «Alzire» Вольтера, однако не опубликовал его, осознав то, что, хотя он и хотел написать трагедию, но его природный талант был для остроумия и сатиры.

В это время молодой человек увидел постановки неоклассических трагедий и комедий Сумарокова, а также многочисленные постановки французских комедий, переведенных молодыми дворянами столицы. Фонвизин также перевел пьесу, Сидней, которую написал Жан-Батист Грессет; Фонвизин дал название «Корион» российской версии. Несмотря на то, что пьеса была переведена на русский язык, персонажи сохранили свои французские имена. Игра была поставлена в ноябре 1764 года в придворном театре, но не увенчалась успехом.

Жизнь Фонвизина в фешенебельном Санкт-Петербурге позже полностью отразилась в его пьесах. Фонвизин ненавидел лицемерия и притворства, и он не любил петербургских пижонов, с их слепой любовью к французскому языку и моды и их презрением к чему-либо русскому. Фонвизин больше склонялся к русской жизни. Влияние его отца придавало ему сильное чувство долга перед своей страной. Воодушевленный театральными интересами своего покровителя, Елагина, он решил основательно писать сатирические произведения и комедии.

Он добавил новые фигуры, которые еще не появились на какой-либо российской сцене, например, грубая и мелкая дворянка, жившая в небольших городах и на собственных землях, малообразованные люди, которые безрассудно служили в жестко дисциплинированных воинских частях, пока они не уходили с должности бригадира, к примеру. Их жены, едва грамотные, которые не знали ничего, кроме домашнего хозяйства. Фонвизин добавил в свои сатиры судей - взяточников, о которых он многое узнал от своего отца. Результатом всего этого стала комедия «Бригадир». Фонвизин читал пьесу в доме Елагина, а затем в июне 1769 года в Петергофе для императрицы, которая наслаждалась игрой. Двадцатичетырехлетний Фонвизин...

7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни