Биография федора тютчева кратко самое главное. Тютчев, Фёдор Иванович – краткая биография

Федор Иванович Тютчев – известный русский поэт, публицист, член- корреспондент Петербургской Академии наук, дипломат – родился в Орловской губернии, Брянском уезде, имении Овстуг, принадлежавшем его старинному дворянскому семейству, 5 декабря (23 ноября по ст. ст.) 1803 г. Начальное образование Федора было домашним; с ним занимался известный поэт-переводчик С. Раич. Изучая латынь и поэзию Древнего Рима, 13-летним подростком Тютчев уже переводил Горация . В 1819 г. одно из таких стихотворений, представлявшее собой вольный перевод, было опубликовано. В 14 лет он посещал Московский университет (историко-филологический факультет) в качестве вольнослушателя, в 1818 г. стал студентом этого учебного заведения. В 1819 г. его избирают в члены Общества любителей российской словесности.

После окончания с блестящими результатами университета в 1821 г. молодой Тютчев становится служащим Государственной коллегии иностранных дел - в этом ему поспособствовал один из родственников, граф Остерман-Толстой. В 1822 г. Тютчев, получив скромную должность внештатного атташе, уезжает в Баварское королевство, в Мюнхен, где служит в российской дипломатической миссии. Находясь за границей, Тютчев познакомился с Ф. Шеллингом, стал другом Гейне , заинтересовался немецкой идеалистической философией.

Начиная с подросткового возраста Тютчев периодически публиковал свои стихи, но они появлялись лишь изредка и ни на кого не производили особого впечатления. Ситуация изменилась в 1836 г.: присланная из Баварии тетрадь со стихами Тютчева оказалась у А. Пушкина , вызвав у него восхищение и удивление. Следствием стала публикация тютчевских сочинений в журнале «Современник». И все же настоящая слава придет к Тютчеву намного позднее.

С пребыванием за границей были связаны многие важные события биографии Тютчева. Так, в 1826 г. он женился на местной аристократке Элеоноре Петерсон. В 1833 г. у Тютчева завязывается роман с Эрнестиной Дернберг, приведший к громкому скандалу и ставший причиной перевода дипломата из Мюнхена в Турин. Плывший из Санкт-Петербурга в Турин пароход потерпел крушение, и это событие настолько пагубно сказалось на здоровье супруги Тютчева, что в 1838 г. она скончалась. Деятельность Федора Тютчева на поприще дипломатии - хоть и не самая успешная в плане карьеры, но длительная - неожиданно прервалась в 1839 г., но за границей он жил до 1844 г.

Николай I высоко оценил вклад Тютчева в укрепление авторитета России, и по приезду на родину ему предоставили должность в Министерстве иностранных дел и звание камергера. С 1848 г. он являлся в данном министерстве старшим цензором. Известно, что он наложил свое вето на распространение в стране «Манифеста коммунистической партии», переведенного на русский язык. В этот период он практически не сочинял стихов, публикуя статьи публицистического содержания на французском.

В 50-ых гг. к Тютчеву как к поэту пришло признание. Его стихотворения вышли отдельным сборником в 1854 г. и принесли ему славу одного из лучших российских поэтов, о его творчестве с восторгом говорили Тургенев, А. Фет, Чернышевский , Н. Некрасов. В произведениях нашла воплощение позиция поэта по отношению к русскому самодержавию: Тютчев считал, что это наилучшая форма государственного устройства, на которую славянские народы должны опереться, выполняя миссию противостояния революциям, охватывающим Европу. С другой стороны, поэт сделал объектом воспевания русские пейзажи, события, и уже скоро многие поэты подхватили эту традицию.

Несмотря на громадный авторитет, заработанный в культурном столичном сообществе, Тютчев не отказался от государственной службы в пользу занятий литературой на профессиональной основе. Будучи действительным статским советником, Тютчев в 1858 г. возглавляет комитет иностранной цензуры. Эту должность он занимает до самой смерти, хотя не раз ему приходилось переживать всевозможные неприятности, например, в виде столкновения с членами правительства. 30 августа 1865 г. его произвели в тайные советники.

Вторая половина 60-ых гг. была отмечена в его биографии рядом трагических событий личного характера, произведших на поэта самое тягостное впечатление: за несколько лет он потерял самых близких людей. В 1872 г. со здоровьем у Тютчева наметились серьезные проблемы: отказала левая рука, сильно испортилось зрение, начались интенсивные головные боли. Пережив 1 января 1873 г. инсульт, в результате которого потеряла чувствительность левая часть тела, Тютчев не пережил следующий апоплексический удар, который случился 15 июля 1873 г.

Биография из Википедии

Молодые годы

Фёдор Тютчев. 1806-1807 гг.

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование. Под руководством учителя, поэта и переводчика С. Е. Раича, поддерживавшего интерес ученика к стихосложению и классическим языкам, изучил латынь и древнеримскую поэзию, а в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.

Карьера за границей

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Ф. Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и в 1826 году женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трёх дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова.

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 году она умирает. Тютчев был настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 году Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Сохранились воспоминания Эрнестины об одном бале в феврале 1833 года, на котором её первый муж почувствовал себя нездоровым. Не желая мешать жене веселиться, господин Дёрнберг решил уехать домой один. Обратившись к молодому русскому, с которым разговаривала баронесса, он сказал: «Поручаю вам мою жену» . Этим русским был Тютчев. Через несколько дней барон Дёрнберг умер от тифа, эпидемия которого охватила в то время Мюнхен.

В 1835 году Тютчев получил придворное звание камергера. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 году он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашёл в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто её автор».

Служба в России

Ф. И. Тютчев. 1860-1861 гг. Фотография С. Л. Левицкого

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора.

Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского .

Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав незавершённого трактата «Россия и Запад», задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-1849 гг.

В данном трактате Тютчев создаёт своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая своё «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал её «православный характер». В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России.

В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создаёт много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».

7 апреля 1857 года Тютчев получил чин действительного статского советника, а 17 апреля 1858 года был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 года Тютчев был произведён в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически - даже второй ступени в государственной иерархии чиновников.

За время службы получил в качестве наград (премий) 1 800 червонцев золотом и 2 183 рубля серебром.

Могила Ф. И. Тютчева на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

До самого конца Тютчев интересовался политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 (27) июля 1873 года Федор Тютчев скончался в Царском Селе, на 71-м году жизни. 18 июля 1873 года гроб с телом поэта был перевезён из Царского Села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Поэзия

По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева - это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин , Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает наиболее характерной чертой поэтики Тютчева т. н. «дублеты» - повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей»:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

- «Как океан объемлет шар земной…»

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружён.

- «Лебедь»

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты». Таким образом, по словам Романа Лейбова:

… интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, «никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам во всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу»… С другой стороны - тютчевский корпус откровенно «случаен», перед нами тексты, не прикреплённые институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое «тютчевское наследие» заведомо неполно. «Единство» и «теснота» тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором.

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идёт работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода «правильные» риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развёртывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приёмов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвящённых параллелизму - от нерасчленённого отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект.

Периодизация

Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всём его внутреннем единстве можно разделить на три периода:

  • 1-й период - начальный, 1810-е - начало 1820-х годов, когда Тютчев создаёт свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.
  • 2-й период - вторая половина 1820-х - 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма и шиллеровского пантеизма.
  • 3-й период - 1850-е - начало 1870-х годов. Этот период отделён от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Любовная лирика

В любовной лирике Тютчев создаёт ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи - к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчёркивалось сходство «Денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

Любовь восемнадцатилетнего Тютчева к юной красавице Амалии Лерхенфельд (будущей баронессе Крюденер) отражена в его известном стихотворении «Я помню время золотое…» Тютчев был влюблён в «младую фею», которая не ответила ему взаимностью, но навестила поэта на склоне его лет. Именно ей посвящено его стихотворение «Я встретил вас, и всё былое», ставшее знаменитым романсом на музыку Л. Д. Малашкина.

Письма

До нас дошло более 1 200 писем Тютчева.

Тютчев и Пушкин

В 1920-х годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и Пушкин принадлежат к настолько различным направлениям русской литературы, что это различие исключает даже признание одного поэта другим. Позднее такая версия была оспорена, и обосновано (в том числе документально), что Пушкин вполне осознанно поместил стихи Тютчева в «Современнике», настаивал перед цензурой на замене исключённых строф стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» рядами точек, считая неправильным никак не обозначать отброшенные строки, и в целом относился к творчеству Тютчева весьма сочувственно.

Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле имеет серьёзные различия. Н. В. Королёва формулирует разницу так: «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев - человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед „глухими времени стенаньями“».

Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837 года», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.

Музеи

  • Музей-усадьба поэта находится в подмосковном Муранове. Она досталась во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м². В результате пожара усадебный дом серьёзно пострадал, но вскоре началась его реставрация, завершившаяся в 2009 году. Многие экспонаты также пострадали, но почти в полном объёме коллекции музея удалось спасти. С 2009 г. музей стал восстанавливать экспозицию, добавляя новые экспонаты по мере их реставрации. Полное восстановление экспозиции запланировано на 2014 год.

  • Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого волостным старшиной, депутатом Государственной Думы IV созыва Дмитрием Васильевичем Киселёвым было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне - музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаваемый музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (1871), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.
  • Родовое поместье в селе Знаменское на реке Кадка (ныне Угличский район Ярославской области). Сохранился дом, полуразрушенная церковь Знамения Божьей Матери (1784 года постройки) и необычайной красоты парк. Кирпичная двухпрестольная церковь с Никольским приделом построена на средства местного помещика Н. А. Тютчева - деда поэта. От неё к самому крыльцу барского дома ведёт тютчевская аллея из вековых сосен. Планировалась реконструкция усадьбы, однако на 2015 год никаких действий не предпринято.

Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию, в село Знаменское. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в своё имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.

Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Однако Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич - в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же - последний помещик Знаменского.

Память

В честь Ф. И. Тютчева назван астероид (9927) Tyutchev, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 3 октября 1981 г.

Семья

  • Дед - Николай Андреевич Тютчев-мл. (1720-1797). Жена - Пелагея Денисовна, урожд. Панютина (1739-3 декабря 1812)
    • Отец - Иван Николаевич Тютчев (12 октября 1768-23 апреля 1846)
    • Мать - Екатерина Львовна (16 октября 1776-15 мая 1866), дочь Льва Васильевича Толстого (1740 - 14 октября 1816) и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой (?-1788). Похоронена на Новодевичьем кладбище. Родная сестра её отца - Анна Васильевна Остерман и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи. Родной брат матери - А. М. Римский-Корсаков. Дети Ивана и Екатерины:
      • Николай Иванович (9 июня 1801 - 8 декабря 1870). Полковник Генерального штаба. Умер холостым. Последний владелец родового имения Тютчевых: село Гореново (ныне Рославльский район Смоленской области).
      • Фёдор
        • 1-я жена: Тютчева, Элеонора Фёдоровна . Их дети:
          • Тютчева, Анна Фёдоровна (1829-1889), фрейлина, автор воспоминаний. Муж - Аксаков, Иван Сергеевич
          • Тютчева, Дарья Фёдоровна (1834-1903) , фрейлина
          • Тютчева, Екатерина Фёдоровна (1835-1882) , фрейлина
        • 2-я жена: Пфеффель, Эрнестина. Их дети:
          • Тютчева, Мария Фёдоровна (1840-1873), замужем с 1865 года за Николаем Алексеевичем Бирилёвым (1829-1882)
          • Дмитрий Фёдорович (1841-1870), женат на Ольге Александровне Мельниковой (1830-1913)
          • Тютчев, Иван Фёдорович (1846-1909), женат с 1869 года на Ольге Петровне Путяте (1840-1920), племянница жены Е. А. Баратынского, дочери литературоведа Н. В. Путяты. Их дети:
            • Софья (1869-1957). Воспитательница детей Николая II.
            • Ольга (1871-?)
            • Фёдор (1873-1931)
            • Тютчев, Николай Иванович (1876-1949), коллекционер, основатель и первый директор музея-усадьбы Мураново.
            • Екатерина (1879-1957), вышла замуж за Пигарева В. Е. Именно от этого брака происходит ветвь Пигаревых - современных потомков поэта.
        • Возлюбленная - Денисьева, Елена Александровна (отношения длились 14 лет). Их дети:
          • Елена (1851-1865)
          • Тютчев, Фёдор Фёдорович (1860-1916)
          • Николай (1864-1865)
        • Возлюбленная - Гортензия Лапп . «Подробности этой продолжительной связи нам неизвестны. Иностранка приехала с Тютчевым в Россию и впоследствии родила двоих сыновей (…) Поэт скончался в 1873 году и завещал госпоже Лапп ту пенсию, которая по закону полагалась его вдове Эрнестине Федоровне. Вдова и дети свято выполнили последнюю волю мужа и отца, и в течение двадцати лет, вплоть до смерти Эрнестины Федоровны, Гортензия Лапп получала пенсию, которую уступила ей вдова чиновника. Вот и всё, что мы знаем об этой любовной истории».
          • Николай Лапп-Михайлов , погиб в 1877 году в бою под Шипкой
          • полковой врач Дмитрий Лапп , умер через несколько месяцев после гибели брата и был погребен в Одессе.
      • Сергей (6 апреля 1805 - 22 мая 1806)
      • Дмитрий (26 февраля 1809 - 25 апреля 1815)
      • Василий (19 января 1811) умер в младенчестве
      • Дарья Ивановна (5 июня 1806-1879), в замужестве Сушкова.
    • Тётка по отцу - Евдокия (Авдотья) Николаевна Мещерская (в монашестве Евгения) (18 февраля 1774 - 3 февраля 1837) - игуменья, основательница Борисо-Глебского Аносина женского монастыря.
    • Тётка по отцу - Надежда Николаевна (1775-1850), в замужестве Шереметева, мать Анастасии, будущей жены декабриста Якушкина и Пелагеи (1802-1871), будущей супруги М. Н. Муравьёва-Виленского.
Анна, дочь от 1-го брака
  • осень 1810: Староконюшенный переулок (дом Коллежской Асессорши Прасковьи Александровны Даниловой);
  • декабрь 1810-1821, 1825: Армянский переулок, дом 11/2 (угол Сверчков переулок) (Тютчевы окормляются в церкви Николая Чудотворца в Столпах).
  • июль - август 1843: Садовая-Триумфальная улица, дом 25, дом М. М. Крезовой (не сохранился).
  • май - июль 1845: Тверская улица, 8, дом купца Варгина (не сохранился);
  • лето 1863: Большой Гнездниковский переулок, дом 5 (меблированные комнаты).
  • август 1868: Воротниковский переулок, дом 9/5 - здесь, в доме причта Церкви Пимена Великого в Старых Воротниках в то время жил его сын Иван, который 27 апреля 1869 года бракосочетался в этой церкви с Ольгой Путятой.
  • Пребывание в Санкт-Петербурге

    • февраль - май 1822 - Английская набережная, сейчас д. 10, дом А. И. Остермана-Толстого;
    • август 1843 - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40, затем - гостиница Тирака;
    • сентябрь - октябрь 1844 - гостиница Кулона на Михайловской площади;
    • октябрь 1844 - май 1845 - Английская набережная, ныне д. 12, дом М. Маркевича;
    • август 1845 - март 1846 - гостиница «Демут»;
    • март 1846 - июнь 1847 - Марсово поле, ныне д. 3, дом Е. И. Сафонова;
    • сентябрь 1847 - август 1850 - Моховая улица;
    • сентябрь 1850 - май 1852 - Невский проспект, 68 (дом Лопатина);
    • сентябрь 1852 - Невский проспект, 54/3 (дом Демидова);
    • октябрь - декабрь 1852 - Большая Конюшенная улица (меблированные комнаты);
    • март - апрель 1853 - Марсово поле (дом Сафонова);
    • сентябрь 1853 - гостиница Клее;
    • ноябрь 1854 - Грязная улица (вблизи Семеновского плаца).
    • ноябрь 1854-1872 - Невский проспект, 42 (дом Л. И. Лазарева, дом Армянской церкви святой Екатерины)*.

    Пребывание за границей

    • 1822-1828 - Мюнхен, Герцогшпитальштрассе (Herzogspitalstrasse), 1139; позднее - 12;
    • июнь - июль 1827 - Париж, улица д’Артуа, д. 21;
    • 1829 - Мюнхен, Оттоштрассе (Ottostrasse), 248 (позднее - 4);
    • 1830 - Мюнхен, Каролиненплац (Karolinenplatz), 1 - площадь в Максфорштадте;
    • конец 1837 - Турин, меблированные комнаты;
    • июнь - июль 1838 - Мюнхен, Бриеннерштрассе (Briennerstrasse), 4 (пансион тётушки Элеоноры Тютчевой, баронессы Ганштейн), затем Виттельсбахерплац (Wittelbacherplatz), 2 - дом Нейзигель;
    • август 1838 - Турин, гостиница;
    • сентябрь 1839 - Мюнхен, Бриеннерштрассе (Briennerstrasse), 18;
    • февраль 1840 - Оттоштрассе (Ottostrasse), 250 (позднее - 6);
    • с 15 октября 1840 - Карлштрассе (Karlstrasse), 54/1;
    • 27 октября 1842-1844 - Людвигштрассе, 7 (дом торговца мукой Коппа);
    • лето 1844 - Париж;

    Сочинения

    • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Вст. ст. Б. Я. Бухштаба. - М.: Советский писатель, 1957. - 424 с. (Библиотека поэта. Большая серия)
    • Тютчев Ф. И. Стихотворения / Сост., статья и примеч. В. В. Кожинова. - М.: Сов. Россия, 1976. - 334 с. (Поэтическая Россия)
    • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А. А. Николаева. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 448 с. Тираж 100 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье)
    • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений в двух томах. / Ред. и коммент. П. Чулкова. - М.: Издательский центр «Терра», 1994. - 960 с.
    • Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений. Письма: В 6 т. / М.: Издательский центр «Классика», 2005. - 3504 с.
    • Тютчев Ф. И. Россия и Запад / Сост., вступ. статья, перевод и коммент. Б. Н. Тарасова / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 592 с.
    им. В.Г.Белинского

    Контрольная работа

    по истории отечественной литературы

    на тему «Творчество Ф.И. Тютчева»

    Выполнила: студентка 1 курса

    заочного отделения

    Пензенского государственного

    педагогического университета

    им. В.Г.Белинского

    факультета начального

    и специального образования

    Кадеркаева Светлана Владимировна

    Преподаватель: Подина Лариса Вячеславовна

    Проверила:

    План

    1.Вступление.
    2.Краткие биографические данные. Творческий путь великого поэта.
    3. Основные мотивы лирики Тютчева:

    1)философская лирика;

    2)пейзажная лирика;

    3)любовная лирика.

    4.Заключение

    В «многоводном» потоке русской литературы IX века, щедро одарившей человечество бесценными духовными сокровищами, особое место принадлежит моему любимому поэту серебряного века Фёдору Ивановичу Тютчеву. Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе.

    Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в семье потомственного русского дворянина И.Н.Тютчева. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация.

    На поэтическом поприще Тютчев стал блистать с четырнадцати лет, когда в Обществе любителей российской словесности авторитетнейший ученый Мерзляков прочел его стихотворение «Вельможа», правда весьма подражательное, но преисполненное гражданским негодованием противу «сына роскоши»:

    …И ты ещё дерзнул своей рукою жадной

    Отъять насущный хлеб у вдов и у сирот;

    Изгнать из родины семейство безотрадно!…

    Слепец! стезя богатств к погибели ведет!…

    В 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послания Горация к Меценату» - первое выступление Тютчева в печати. Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по тории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.

    Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.

    За границей Тютчев переводит Шиллера, Гейне, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Кроме того, там он близко сошелся с философом-романтиком Фридрихом Шеллингом и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

    Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения) опубликованная в 1836 году под заголовком «Стихи, присланные из Германии».

    Затем в публикациях Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время окончательно формируется его политическое мировоззрение. В 1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад».

    Осенью 1844 года Тютчев, наконец, вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем «Комитета цензуры иностранной».

    С конца 40-х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 стихотворения Федора Ивановича. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Всё это означало, что к Тютчеву пришла слава.

    Однако среди всех своих современников - от Пушкина и Лермонтова до Некрасова и Достоевского, Чернышевского и Льва Толстого - он в наименьшей степени был профессиональным литератором. С двадцати лет и до самой смерти, то есть полвека, он состоял в чиновниках, вполне беспечно относясь при этом к своим служебным обязанностям. Но всю свою жизнь раскаляем был политическими треволнениями времени.

    Ф.И.Тютчев – весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей. Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. Некрасов открыл этот поэтический талант публикацией стихотворений в «Современнике», сделав дипломата, чиновника, автора политических записок известнейшим поэтом – лириком России.

    Среди ведущих тем лирики Ф.И.Тютчева можно выделить философскую, любовную, пейзажную.

    Философская лирика поэта на первый взгляд созвучна идеям немецкой романтической школы, с которыми он был хорошо знаком, так как много лет провел на дипломатической службе в Германии, с другой стороны его размышления о мире и человеке поражают глобальной масштабностью.

    Тютчевский мир трагичен, на его стихотворениях лежит печать сложности, мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. По своим философским взглядам поэт был «пантеистом», то есть высшей силой, перед которой может преклониться человек, являлась для него природа. Но духовная жизнь, по представлениям поэта, была сложна и противоречива. Его восприятие жизни вызывало настроение глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. В глубине существования природы волнуется некая первозданная, темная, всепоглощающая стихия бытия, которую он называл «хаосом» или «бездной». Весь видимый мир является только кратковременным всплеском этой безликой лучины жизни.

    Любимое время суток Тютчева – вечер, ночь, когда оживают тайные силы. Если дневной мир ясен, светел, то изображение ночи связано с ощущением тревоги, страха. Видимый мир – это покров, скрывающий «древний хаос». Он стремится вырваться наружу в гражданских потрясениях, в мятеже. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

    Жизнь человеческая сопоставляется у Тютчева со сменой времен года: весна-молодость, лето-зрелость... Природа и человек живут по одним законам, человек – неотъемлемая часть природы, «мыслящий тростник».

    Такое понимание жизни придает всему философскому мировосприятию поэта трагический характер. «Когда испытываешь сознание хрупкости и непрочности всего в жизни, - писал Тютчев, - то существование, помимо духовного роста, является лишь бессмысленным кошмаром».

    Таким образом, всякое индивидуальное существование представлялось ему чем-то неизбежно обреченным на исчезновение.

    Человек в «борении стихий» видится поэту «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихии владеют человеком и его жизнью, участь человеческая, поэтому подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море» «в бездну роковую».Из всего боренья стихий и страстей есть один выход, один возможный путь:

    Когда пробьет последний час природы,

    Состав частей разрушится земных;

    Все зримое опять покроют воды,

    И божий лик изобразится в них…

    Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе. «Мужайтесь, боритесь, о храбрые души, как бой ни жесток, ни упорна борьба!»

    Перелистывая сборник стихов Тютчева, я всегда задерживаю свой взгляд на стихотворениях и природе. Почему? Может быть, это потому, что в детстве впервые услышав первые стихи Тютчева, они до сих пор волнуют душу, наполняют ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, может быть, потому, что стихи о природе мне более понятны. Я наизусть помню и сейчас:

    Люблю грозу в начале мая.

    Когда весенний первый гром.

    Как ба резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Есть в осени первоначальной

    Прекрасная, но дивная пора –

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера.

    Ф. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Вся природа одушевляется поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «Ночь хмурая, как зверь жестокий глядит из каждого куста». Природа в его стихах одухотворенна, мыслит чувствует, говорит:

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик-

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, но и чувствуем, как луч прикасается к нам. Живое богатство тютчевской природы ограничено. Далеко не все предметно-живое трогает поэта. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах»начало читается как пейзажная зарисовка:

    Лазурь небесная смеется,

    Ночной омытая грозой,

    И между гор росисто вьется

    Лишь высших гор до половины

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Эти строки принадлежат замечательному русскому поэту Федору Ивановичу Тютчеву, который сам относился к своему литературному творчеству весьма небрежно и не считал себя поэтом.

    Краткая биография

    Родился он 23 ноября 1803 года в имении Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, которое принадлежало богатой стародворянской семье. По традиции своего времени начальное образование он получил дома. Ему очень повезло – его наставником был молодой, но хорошо образованный С.И. Раич, начинающий поэт и переводчик. Раич поощрял своего молодого воспитанника в искусстве стихосложения и помог освоить латынь. Благодаря этому, тринадцатилетний Федор делал замечательные переводы Горация и увлекался написанием стихов в подражании классикам античности. Его успехи были настолько блестящи, что в пятнадцать лет он становится членом Общества любителей русской словесности. Все стихи поэт писал исключительно на русском языке, хотя свободно владел несколькими иностранными.

    В 1821 году он блестяще заканчивает Московский университет, поступает на службу в Коллегию иностранных дел и на 22 года покидает родину. Находясь на дипломатической службе, он живет в Германии и Италии, изредка навещая Россию. Тютчев всегда ощущал духовную связь с родиной и отсюда его определение России, которое мы с гордостью произносим и сейчас:

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить

    У ней особенная стать –

    В Россию можно только верить.

    Еще во время учебы Федор Иванович увлекся философией. Особенно близка ему была философская теория француза Паскаля, математика и философа. Одновременно философский и нравственный вопрос, что есть человек в бесконечности, глубоко взволновал его и не оставлял до конца жизни. Поэтому его поэтическое творчество всегда отражает не только душу, но и разум. Не смотря на легкость строк, стихи поэта глубоко проникают в сознание и остаются там, глубоко затрагивая самые сокровенные чувства.

    Поэтическое творчество Тютчева

    Окончательно поэтический слог сложился у Тютчева к 30-м годам 19 века. К этому времени он уже написал прекрасные лирические стихи "Бессонница”, "Весенние воды”, "Летний вечер”, "Видение”, "Осенний вечер”. К попадает тетрадь его стихов, от которых Александр Сергеевич приходит в восторг и печатает несколько в журнале "Современник”. Это делает имя Тютчева известным для широкой публики и приносит славу как поэту. Умение передать единение души человека с душой природы проявились в таких замечательных строках:

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык…

    Но все чаще поэт обращается к любовной лирике, хотя грустные и даже трагические мотивы преобладают в его стихах о самых возвышенных человеческих чувствах. Печаль звучит в стихах поэта, потерявшего жену Элеонору, любимого и близкого человека. Трагизм и боль рвутся из души и изливаются поэтическими строками из-за невозможности быть рядом с любимой женщиной. Большая и настоящая любовь Тютчева к Елене Денисьевой, закончившаяся трагедией, оставила читателям изумительные по силе чувств и откровенные в своей искренности стихи.

    Всё отнял у меня казнящий бог:

    Здоровье, силу воли, воздух, сон,

    Одну тебя при мне оставил он,

    Чтоб я ему еще молиться мог.

    Тютчев и современность

    Изумительно точный в передаче чувств стиль стихосложения и удивительно лаконичный слог передают бесчисленное множество оттенков самых разнообразных чувств – к природе, к женщине, к Родине. Поразительно современный поэт! Почему же так редко стали включать стихи Тютчева в хрестоматии для чтения? Почему мы вообще перестаем читать стихи таких поэтов как Тютчев? Очевидно, боимся, или не хотим обнажить нерв души своей….

    Нам не дано предугадать,

    Как слово наше отзовется,-

    И нам сочувствие дается,

    Как нам дается благодать...

    Умер Федор Иванович в 1873 году в Царском селе.


    Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

    ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873)

    Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, в стародворянской семье.

    Отец поэта, Иван Николаевич Тютчев, рано уволившись из военной службы, пошел по штатской линии и дослужился до надворного советника.

    Особенно большое влияние оказала на мальчика мать его, Екатерина Львовна Тютчева, урожденная Толстая. «Женщина замечательного ума, сухощавого, нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитою до болезненности».

    Федор был вторым ребенком в семье, старший его брат Николай родился в 1806 году, была еще у поэта младшая сестра Дарья. Это дети выжившие. Трое братьев умерли в младенчестве - Сергей, Дмитрий, Василий, - и смерть их оставила глубокий след в памяти поэта.

    К Федору с рождения его был приставлен дядька Н. А. Хлопов, который и заботился о мальчике до девятнадцатилетнего возраста. Был бы с Тютчевым и дальше, но умер.

    Все раннее детство мальчик провел в Овстуге. В Москве у Тютчевых был свой дом, но постоянно они стали жить в нем с ноября 1812 года, когда из города уже были изгнаны полчища Наполеона. Тогда-то и началась у Феди Тютчева новая жизнь. Ему наняли учителя, человека во всех отношениях примечательного. Это был молодой поэт-переводчик Семен Егорович Раич (1792-1855), выпускник одной из лучших тогда семинарий. С первых дней знакомства учитель отмечал удивительные способности ребенка - талант и великолепную память. В двенадцать лет Федор «переводил уже оды Горация с замечательным успехом».

    Частым гостем дома Тютчевых был В. А. Жуковский. Поэт жил в те годы в келье Чудова монастыря в Кремле. 17 апреля 1818 года отец привел туда юного Федора. Биографы говорят, что это был день рождения поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева.


    Одно из тютчевских подражаний Горацию - ода «На новый 1816 год» - было прочитано 22 февраля 1818 года критиком и поэтом, профессором Московского университета Алексеем Федоровичем Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности. 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт был избран сотрудником Общества, а через год в печати появилось тютчевское вольное переложение «Послания Горация к Меценату».

    Дальнейшее образование Федор Иванович получил в Московском университете на словесном отделении. Там он подружился с молодыми Михаилом Погодиным, Степаном Шевыревым, Владимиром Одоевским. В этом обществе у юноши начали формироваться славянофильские взгляды.

    Университет Тютчев окончил на три года раньше положенного срока и со степенью кандидата, которую получали только наиболее достойные. На семейном совете было решено, что Федор поступит на дипломатическую службу.

    5 февраля 1822 года отец привез юношу в Петербург, а 24 февраля восемнадцатилетний Тютчев был зачислен на службу в коллегию иностранных дел с чином губернского секретаря. В Петербурге юноша жил в доме Остерман-Толстого, который и выхлопотал Федору должность сверхштатного чиновника русского посольства в Баварии. Столицей Баварии был Мюнхен.

    За границей Федор Иванович находился, с незначительными перерывами, двадцать два года. Мюнхен как раз переживал период высшего культурного расцвета. Город называли «германскими Афинами».

    Там Тютчев как дипломат, аристократ и литератор оказался в центре культурной жизни одного из самых некогда могущественных народов Европы. Он изучал романтическую поэзию и немецкую философию, сблизился с Президентом Баварской АН Фридрихом Шеллингом, перевел на русский язык произведения Фридриха Шиллера, Иоганна Гёте и других немецких поэтов. Собственные стихи Тютчев печатал в российском журнале «Галатея» и в альманахе «Северная лира». В мюнхенский период поэтом были написаны шедевры его философской лирики - «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «О чем ты воешь, ветр ночной?…» и другие.

    В 1823 году Тютчев познакомился с пятнадцатилетней Амалией Лерхенфельд, которая стала его первой и единственной любовью на всю жизнь. Амалия тоже сразу же выделила Федора Ивановича из толпы своих поклонников, часто танцевала с ним на балах, еще чаще вдвоем они гуляли по Мюнхену, поскольку «надо же новому чиновнику русской миссии познакомиться с городом».

    Ходили упорные слухи, что родители только воспитали Амалию, а на самом деле она была незаконнорожденной дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III и единокровной сестрой супруги Николая I императрицы Александры Федоровны. Заметив усиливающееся увлечение девушки Тютчевым, граф Лерхенфельд поспешил выдать дочь замуж за барона Александра Крюденера, секретаря русского посольства.

    Едва состоялась свадьба Амалии, как Тютчев тоже поспешил жениться. Его избранницей стала молодая вдова Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. Женившись на ней, поэт взял под опеку троих ее детей от первого брака.

    Жилось Тютчеву нелегко. Карьера его никак не складывалась - он не любил выслуживаться и терпеть не мог льстить. А Элеонора к уже имевшимся от первого мужа мальчикам родила Федору еще трех прелестных девочек - Анну, Дарью и Екатерину. Все это семейство нужно было кормить.

    В феврале 1833 года на одном из балов приятель Тютчева, баварский публицист Карл Пфеффель, познакомил поэта со своей сестрой, двадцатидвухлетней красавицей Эрнестиной и ее пожилым мужем бароном Дёрнбергом. Женщина произвела на Федора Ивановича большое впечатление. Во время этого же бала барон почувствовал себя плохо и, уезжая, отчего-то сказал Тютчеву:

    Поручаю вам свою жену…

    Через несколько дней барон Дёрнберг умер.

    Между Тютчевым и Эрнестиной начался любовный роман. Во время одной из размолвок между влюбленными возбужденный поэт уничтожил все написанные им до этого стихи.

    К 1836 году отношения поэта и вдовы Дёрнберг стали очевидными для всех. Узнав обо всем, Элеонора Тютчева попыталась покончить жизнь самоубийством - она несколько раз ударила себя в грудь кинжалом от маскарадного костюма. Женщину вылечили, а Федор Иванович дал жене обещание порвать с любовницей.

    Тем временем стали налаживаться литературные дела поэта. По рекомендации П. А. Вяземского и В. А. Жуковского в пушкинском «Современнике» была опубликована за подписью Ф. Т. подборка из 24 стихотворений Тютчева «Стихи, присланные из Германии». Эта публикация принесла поэту известность. Но вскоре Пушкин погиб на дуэли, и Тютчев откликнулся на это событие пророческими строками:

    Тебя ж, как первую любовь,

    России сердце не забудет…

    На страницах «Современника» стихи Тютчева продолжали печататься и после смерти Пушкина, вплоть до 1840 года.

    Русские власти перевели Федора Ивановича в Турин (Сардинское королевство), где он замещал какое-то время посла. Отсюда его направляли с дипломатическим поручением на Ионические острова, а в конце 1837 года, уже камергер и статский советник, он был назначен старшим секретарем посольства в Турине.

    Весной 1838 года Элеонора Тютчева с детьми гостили в Петербурге. Обратно они возвращались на пароходе. В ночь с 18 на 19 мая там вспыхнул пожар. Элеонора, спасая детей, испытала сильнейший шок. Потрясение оказалось столь велико, что достаточно было ей заболеть по возвращении простудой, и женщина умерла 27 августа 1838 года на руках у мужа. Тютчев в одну ночь поседел.

    Но уже в декабре того же года в Генуе произошла тайная помолвка поэта и Эрнестины Дёрнберг. Венчание состоялось 17 июля следующего года и вызвало грандиозный скандал. Федора Ивановича уволили с дипломатической службы и лишили звания камергера.

    В течение нескольких лет Тютчевы оставались в Германии, а в 1844 году вернулись в Россию. Немного раньше поэт выступал со статьями панславистского направления «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», работал над книгой «Россия и Запад». В своих философских трудах Федор Иванович писал о необходимости восточноевропейского союза во главе с Россией и о том, что именно противостояние России и Революции определит в ближайшем времени судьбу человечества. Он утверждал, что русское царство должно простираться «от Нила до Невы, от Эльбы до Китая».

    Выступления Тютчева в печати вызвали одобрение императора Николая I. Автору было возвращено звание камергера, и в 1848 году Тютчев получил должность при Министерстве иностранных дел в Петербурге. Через десять лет, уже в царствование Александра II, его назначили председателем Комитета иностранной цензуры.

    В Петербурге Тютчев сразу же стал заметной фигурой в общественной жизни. Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху.

    К тому времени относится и подъем поэтического творчества Тютчева. Н. А. Некрасов опубликовал статью «Русские второстепенные поэты», в которой причислил стихи Федора Ивановича к блестящим явлениям русской поэзии и поставил Тютчева в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

    А в июле того же года Федор, будучи женатым человеком и отцом семейства, влюбился в двадцатичетырехлетнюю Елену Денисьеву, почти ровесницу своих дочерей. Открытая связь между ними, во время которой Тютчев не оставлял семью, продолжалась четырнадцать лет. У них родилось трое детей. Одно время утверждалось, что за связь со стареющим поэтом Денисьеву изгнали из общества, но в настоящее время биографы опровергли эту точку зрения. В 1864 году Денисьева умерла от туберкулеза.

    В 1854 году в приложении к «Современнику» были опубликованы девяносто два стихотворения Тютчева, а затем по инициативе И. С. Тургенева был издан его первый поэтический сборник.

    После Крымской войны новым министром иностранных дел России стал А. М. Горчаков. Он глубоко уважал ум и прозорливость Тютчева, и Федор Иванович получил возможность длительное время влиять на внешнюю политику России. Тютчева произвели в действительные статские советники.

    Славянофильские взгляды Ф. И. Тютчева продолжали укрепляться. Однако после поражения России в Крымской войне он стал призывать не к политическому, а к духовному объединению. Суть своего понимания России поэт выразил в стихотворении «Умом Россию не понять…», написанном им в 1866 году.

    После смерти Денисьевой, в которой Федор Иванович винил себя, поэт уехал к семье за границу. Возвращение его в 1865 году в Россию открыло самый тяжелый период в жизни поэта. Ему пришлось пережить смерть двоих детей от Денисьевой, затем кончину матери. За этими трагедиями последовали смерти еще одного сына, единственного брата, дочери.

    Лишь однажды в этой череде смертей открылась перед поэтом светлая страница из его прошлой жизни. В 1869 году, будучи на лечении в Карлсбаде, Федор Иванович встретил свою первую любовь Амалию. Они часто и долго, как когда-то в Мюнхене, бродили по улицам Карлсбада и вспоминали свою молодость.

    В один из таких вечеров, вернувшись в отель, Тютчев почти без помарок записал, словно продиктованное свыше, стихотворение:

    Я встретил вас - и все былое

    В отжившем сердце ожило;

    Я вспомнил время золотое —

    И сердцу стало так тепло…

    Прошло три года. 1 января 1873 года Федор Иванович, «несмотря ни на какие предупреждения, вышел из дому для обычной прогулки, для посещения приятелей и знакомых… Его вскоре привезли назад разбитого параличом. Вся левая часть тела была поражена, и поражена безвозвратно». В таком состоянии поэт начал лихорадочно сочинять стихи.

    Федор Иванович Тютчев умер в Царском Селе 15 (27 по новому стилю) июля 1873 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище Петербурга.

    Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

    Довольно часто повторяют гётевские слова, что, мол, если хочешь лучше понять поэта, побывай на его родине. Я побывал в селе Овстуге Брянской области, где родился Федор Иванович 23 ноября (по новому стилю — 5 декабря) 1803 года. Тогда это село относилось к Брянскому уезду Орловской губернии. Здесь прошли детство, отрочество, первые годы юности будущего великого поэта. Это самая что ни на есть настоящая родина Тютчева, здесь зародился его талант, сюда он потом приезжал из-за границы для отдохновения и вдохновения — здесь «мыслил я и чувствовал впервые…». Об Овстуге он писал жене в 1854 году: «Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, — ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною, до какой степени я чувствую себя виноватым по отношению к самому себе, по отношению к своему собственному счастью…»

    Тютчевы принадлежали к тем дворянским семьям, которые не чурались крестьян, а, наоборот, общались с ними, крестили крестьянских детей, вместе праздновали яблочные спасы (этот праздник Тютчевы особенно любили), да и все другие народные праздники. Хотя Федор Иванович потом десятилетиями жил за границей, состоя на дипломатической службе, но в детстве он так глубоко впитал в себя все истинно русское, что все изумлялись его русскости, а поэт Аполлон Майков писал: «Поди ведь, кажется, европеец был, всю юность скитался за границей в секретарях посольства, а как чуял русский дух и как владел до тонкости русским языком!..»

    В Овстуге прежде всего бросается в глаза необычность этого села: уж очень особый рельеф местности — холмы с избами напоминают условное изображение гор на древнерусских иконах. У этого села какой-то очень насыщенный динамичный внутренний ритм — нагромождение холмов, гор, горушек навевает что-то первородное, космическое, что так умел улавливать в природе Федор Иванович. И не только в природе, но и в глубинах человека.

    И еще об Овстуге. Это село напоминает некую деревенскую Венецию. Меж холмов и горушек в середине села разлился большой пруд, такой большой, что, подумалось, может быть, отсюда идут тютчевские строки «Последнего катаклизма»:

    Когда пробьет последний час природы,

    Состав частей разрушится земных:

    Все зримое опять покроют воды,

    И Божий лик изобразится в них!

    Одним словом, прекрасно, что у Тютчева была такая первооснова творчества, как родина. У Есенина — село Константиново, у Алексея Константиновича Толстого — село Красный Рог (где он написал знаменитые «Колокольчики мои, цветики степные…»), у Пушкина, — в большой степени, — Михайловское, у Некрасова — Карабиха, у Ахматовой, в большой степени, — деревня Слепнево в Тверской губернии… А у Тютчева — Овстуг.

    Тютчев — гениальный лирик, поэт романтического склада. Он развивал философскую линию русской поэзии. Певец природы, остро ощущавший космос, тончайший мастер стихотворного пейзажа, Тютчев рисовал его одухотворенным, выражающим эмоции человека. В поэзии Тютчева человек и природа почти тождественны. Мир в глазах поэта полон таинственности, загадочности — где-то в недрах его «хаос шевелится». Под покровом дня скрывается ночь, в избытке жизни проглядывает смерть, людская любовь — поединок роковой, грозящий гибелью. В природе противоборствуют враждебные силы. «Хаос» вот-вот прорвется и опрокинет установившуюся гармонию, ввергнет мир в катастрофу. Поэт и боится этой катастрофы, и тянется к ней. Современник многих войн, он воспринимает свое время как «минуты роковые». Поэзия Тютчева полна глубокой и бесстрашной мысли. Но эта мысль образна, выражена ярко.

    Лев Толстой говорил, что «без Тютчева нельзя жить», — настолько сильно на него действовало творчество поэта. Неравнодушными читателями его были Пушкин и Жуковский, Некрасов и Тургенев, Чернышевский и Добролюбов, Достоевский и Менделеев, Блок и Горький. Хоть это сейчас и не модно, но ради объективности надо сказать, что очень высоко ценил лирику Тютчева В. И. Ленин, и во многом благодаря этому в Овстуге был создан прекрасный тютчевский музей, которому недавно исполнилось 60 лет.

    О Тютчеве как о мыслителе с уважением отзывались выдающийся немецкий философ Шеллинг и гениальный немецкий поэт Генрих Гейне. С ними Тютчев был лично знаком.

    В 1821 году, блестяще окончив словесный факультет Московского университета, Тютчев поступает на службу в министерство иностранных дел и скоро уезжает за границу, получив назначение в русскую миссию в Мюнхене — тогда это была столица Баварского королевства. Потом служит в Турине (Сардиния). В чужих краях Федор Иванович прожил двадцать два года. В Мюнхене приобщился к немецкой идеалистической философии, как раз там он много общался с Шеллингом.

    В октябре 1836 года в пушкинском журнале «Современник» были опубликованы сразу шестнадцать стихотворений Тютчева под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии». В следующем номере — еще шесть стихотворений. Так что Александр Сергеевич Пушкин благословил Тютчева на поэтическую стезю.

    Надо сказать, что Тютчев не стремился стать профессиональным поэтом. В отличие от Пушкина или Лермонтова, он даже подчеркивал свое как бы пренебрежительное отношение к творчеству. Вместе с ненужными бумагами как-то бросил в корзину целый ворох своих стихов и переводов. Тютчев не принимал никакого участия в издании двух своих прижизненных книг. Их издали его друзья, а когда книги стихов вышли в свет, они вызвали у автора только ироническую усмешку.

    «Ах, писанье — ужасное зло! Оно — как будто второе грехопадение злосчастного разума, как будто усиление материи», — так он порой писал в письмах. Такое отношение Тютчева к своим стихам, во-первых, восходит к древнейшим мыслям поэтов и философов о невозможности выразить словами всего, что в сердце — «Как сердцу высказать себя?», а во-вторых, если Пушкин говорил, что «слова поэта суть его дела», то Тютчев выше слов ставил дела. Это еще когда-то протопоп Аввакум говорил, тоже, кстати, называвший свои писания «вяканьем», «ковыряньем», — «не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет».

    И все-таки он писал стихи, не мог не писать, потому что Бог дал ему этот дар. Стихи сами в нем складывались. Вот как описывает зять Тютчева, поэт Иван Аксаков, рождение одного стихотворения:

    «…однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти весь промокший, он сказал дочери: „Я сочинил несколько стихов“, и пока его раздевали, продиктовал ей прелестное стихотворение.

    Слезы людские, о слезы людские,

    Льетесь вы ранней и поздней порой…

    Льетесь безвестные, льетесь незримые,

    Неистощимые, неисчислимые, —

    Льетесь, как льются струи дождевые

    В осень глухую, порою ночной.

    Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель чистого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слез и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самою музыкальностью своею, воспроизводят в нас и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя…»

    Это стихотворение часто цитировал Лев Толстой, а Тарас Шевченко над ним и над стихотворением «Эти бедные селенья» просто плакал. Стихи неимоверной глубины по тону, по дыханию. Тут не слова говорят, а как бы вздох всего человечества запечатлелся…

    Все мы прекрасно знаем, условно говоря, стихи о природе Тютчева, начиная с шедевра «Люблю грозу в начале мая…». Мы помним его потрясающие стихи о России «Умом Россию не понять…». Любовная лирика Тютчева известна не меньше пушкинской, особенно «Я встретил вас и все былое / В отжившем сердце ожило…» — но вершиной его любовной поэзии, безусловно, стал «Денисьевский цикл». Елена Денисьева вдохновила Тютчева на такие стихи, которых не много в мировой лирике. До встречи с ней женами поэта были Элеонора Петерсон (умерла), Эрнестина Дернберг — немки. Но именно любовь русской Елены Александровны Денисьевой к поэту все в нем перевернула. Современник вспоминает, что Денисьева смогла «своею самоотверженною, бескорыстною, безграничною, бесконечною, безраздельною и готовою на все любовью… — такою любовью, которая готова и на всякого рода порывы и безумные крайности с совершенным попранием всякого рода светских приличий и общепринятых условий» вызвать в Тютчеве в ответ тоже такую страстную любовь, «что он остался навсегда ее пленником». Хотя Денисьева и не была замужем за Тютчевым, но родила от него троих детей. Тютчев неутешно переживал раннюю смерть Елены Александровны. Эта неутешность ясно запечатлелась в стихотворении «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.». Денисьева умерла 4 августа 1864 года.

    Вот бреду я вдоль большой дороги

    В тихом свете гаснущего дня…

    Тяжело мне, замирают ноги…

    Друг мой милый, видишь ли меня?

    Все темней, темнее над землею —

    Улетел последний отблеск дня…

    Вот тот мир, где жили мы с тобою,

    Завтра день молитвы и печали,

    Завтра память рокового дня…

    Ангел мой, где б души ни витали,

    Ангел мой, ты видишь ли меня?

    Тютчев — не только лирик любви и природы. Он поэт-философ. Его духовно-философская поэзия отражает духовное состояние человека в середине XIX века, но послушайте, как оно созвучно с нашим временем:

    Наш век

    Не плоть, а дух растлился в наши дни,

    И человек отчаянно тоскует…

    Он к свету рвется из ночной тени

    И, свет обретши, ропщет и бунтует.

    Безверием палим и иссушен,

    Невыносимое он днесь выносит…

    И сознает свою погибель он,

    И жаждет веры… но о ней не просит.

    Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

    Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

    «Впусти меня! — Я верю, Боже мой!

    Приди на помощь моему неверью!»

    Современный исследователь творчества и жизни поэта Вадим Валерианович Кожинов, выпустивший в знаменитой серии ЖЗЛ книгу «Тютчев», пишет, что «отношение Тютчева к религии и церкви было чрезвычайно сложным и противоречивым. Видя в христианстве почти двухтысячелетнюю духовно-историческую силу, сыгравшую громадную роль в судьбах России и мира, поэт в то же время пребывал на самой грани веры и безверия». Так что в приведенном стихотворении Тютчев писал и о себе.

    Скончался Федор Иванович в Царском Селе 15 (27) июля 1873 года, похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

    * * *
    Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
    Спасибо за чтение. ............................................
    Copyright: биографии жизни великих поэтов

    Ф. И. Тютчев (1803-1873)
    История в деталях
    Будучи типичной дворянской семьей, Тютчевы совмещали модный язык Франции с жестким соблюдением российских традиций. Помимо Федора, в семье подрастали старший сын Николенька и дочь Дарья. Детство будущего поэта проходило в Овстуге, где мальчик жил в потаенном мире тайн и фантазий. Как водится, обучение детей проводилось на дому, а воспитателем младшего сына и его преподавателем русской словесности был знаменитый переводчик и журналист-международник С. Раич, бывший тогда студентом Московского университета и «человеком в высшей степени оригинальным и бескорыстным» по мнению И. С. Аксакова. Он как никто другой сумел передать своему воспитаннику горячность увлечения римской и русской литературой, оказав на Тютчева благотворное нравственное влияние.
    К 1821 году Тютчев уже окончил отделение словесных наук в Московском университете. В марте 1822 г. он уже был зачислен на службу в Госколлегию иностранных дел, а летом отправился в Мюнхен, получив должность сверхштатного сотрудника русской дипломатической миссии. О своей наружности Федор Тютчев заботился мало: волосы были зачастую всклокочены, но лицо всегда было выбрито; в одежде автор страстных стихов был даже неряшлив, а походка его была крайне ленива.
    Рост Федора Тютчева был невысок, а широкий лоб, живые глаза, точеный нос и часто складывающиеся в ухмылку губы придавали его лицу привлекательность и глубокомысленное выражение. Однако чарующую силу лица сообщал гибкий ум: трудно было представить себе более занимательного и остроумного собеседника. В обществе Тютчева каждый чувствовал сразу же, что дело имеет не с простым смертным, а с уникальным талантом, отмеченным особым дарованием, с гением.
    Любопытные факты из жизни дипломата-поэта
    Именно в Мюнхене он имел удовольствие познакомиться с Генрихом Гейне, а также проводить частые беседы с талантливым философом Шеллингом и прочими учеными Мюнхенского университета. Отзыв Шеллинга о поэте сохранился в дневнике Киреевского, где говорилось, что это превосходнейший человек, беседовать с которым – одно удовольствие. На заре своей дипломатической карьеры в Баварии поэт влюбляется в графиню Амалию Лерхенфельд.
    Юная красавица отвечает ему взаимностью, однако по настоянию родителей замуж выходит за сослуживца Тютчева некого барона Крюденера. И впоследствии у тонкого дипломата по обыкновению сохранились трепетные отношения с новой семьей Крюденеров. И спустя несколько лет, он встречает в Карлсбаде на водах прежнюю возлюбленную, ставшую вдовой. Результатом свиданий стало одно из знаменитейших стихотворений Тютчева «К. Б.», означавшее «Баронессе Крюденер» (сокращение слов):
    Я встретил вас - и все былое
    В отжившем сердце ожило.
    В конце XIX века стихотворение было положено на музыку, а особую известность романс получил в исполнении И. С. Козловского. В возрасте 22 лет Тютчев женился на молодой вдове Э. Петпрсон. Младше жены он был на 4 года, а у нее осталось четверо детей от первого брака.
    Лирика Тютчева легка, туманна и чиста
    В 1836 г. в журнале «Современник» появились сразу 16 стихотворений Тютчева «Стихи, присланные из Германии». Александр Сергеевич опубликовал в последующем номере еще 6 стихотворений. Таким образом Пушкин благословил дипломата на поэтическую стезю.
    К слову, у Тютчева никогда не было стремления стать поэтом: он даже подчеркивал несколько пренебрежительное отношение к творчеству – как-то наряду с бумагами бросил в урну ворох переводов и стихов. Он также не принимал участия в издании собственных книг. Это сделали его друзья, а когда книги увидели свет, это пробудило в нем только ироническую усмешку.
    Он отмечал в дневнике, что «писанье – ужасное зло, оно подобно грехопадению злосчастного разума». И все же он писал стихи, потому что не мог этого не делать, ведь дар был дан ему свыше. Стихи будто сами в нем легко складывались. Однажды весенним дождливым вечером до нитки промокший Федор Тютчев сказал дочери: «Я тут создал несколько стихов», а пока его раздевали, он успел продекламировать ей одно из прелестнейших творений.
    Высокая оценка творчества
    Стихи часто цитировали мэтры литературы – Лев Толстой, А. Пушкин, а над произведением «Эти бедные соленья» Тарас Шевченко, растроганный до глубины души, плакал. И действительно, здесь будто не слова говорят, а вздох человечества запечатлелся.
    Тютчев поистине гениальный лирик и поэт особого, романтичного склада. Развивая философскую линию отечественной поэзии, он навсегда останется певцом природы и тончайшим мастером пейзажа: в его стихах чувствуется единение человека и природы, в глазах поэта мир полон загадок и тайн, где «хаос шевелится». Современник войн и распрей, он относится к времени как к «минутам роковым». Его поэзия пропитана бесстрашной и глубокой мыслью, выраженной ярко и метафорично.
    Л. Н. Толстой любил повторять, что «невозможно жить без Тютчева», - настолько серьезно на него оказывало влияние творчество поэта. Пушкин, Некрасов, Жуковский, Добролюбов, Чернышевский, Достоевский, Горький и Блок не оставались равнодушными к произведениям несравненного Тютчева. Как о мыслителе о нем восторженно отзывались Гейне и Шеллинг.