Альбрехт Дюрер – краткая биография

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - немецкий гравёр и живописец, один из крупнейших мастеров ксилографии.

Детство, семья

Один из величайших художников Ренессанса появился на свет 21 мая 1471 г. в Нюрнберге. Его отец был ювелиром, переехавшим в Германию из Венгрии. Венгерскую фамилию Айтоши (венг. ajtо - «дверь») Альбрехт Дюрер-старший перевёл на немецкий как Türer, позднее она трансформировалась в Dürer. Свою мать Барбару Хольпер будущий художник характеризовал, как благочестивую женщину, которая старалась наказывать своих детей часто и усердно. В Семье Дюреров родилось 18 детей, но выжило только 8. Альбрехт был третьим ребёнком.

Учёба

В 1477 г. Альбрехт начал посещать латинскую школу. Кроме того, отец обучал сына ювелирному делу. Тем не менее, Альбрехт решил заниматься живописью. Будучи подростком, он написал свой автопортрет (1484 г.) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485 г.). Когда Альбрехту исполнилось 15 лет, он начал обучение у нюрнбергского художника М. Вольгемута. В его мастерской Дюрер изучал живопись, а также гравирование по меди и дереву. По мнению искусствоведов в этот период он работал над некоторыми гравюрами для «Книги хроник» Х. Шеделя. В частности, над гравюрой, известной под названием «Танец смерти».

По традиции учёба должна была завершаться путешествием, в которое Дюрер отправился в 1490 году. Ученическая поездка Альбрехта Дюрера длилась около 4-х лет. За это время он побывал в Швейцарии, Германии и Нидерландах. В 1492 г. Дюрер задержался в Эльзасе, где некоторое время работал в мастерской Шонгауэра. Затем он переехал в Базель. Здесь он участвовал в создании гравюр к «Кораблю дураков» С. Бранта. Некоторое время Дюрер провёл в Страсбурге, где создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493). Последнее творение было подарком для невесты Дюрера.

Гравёр

1495 г. – Дюрер открывает в Нюрнберге собственную мастерскую, где создает большую часть своих гравюр. Он испробовал много новых приёмов в технике гравюры и открыл продажу первых оттисков

1498 г. – вышла книга «Апокалипсис», для которой Дюрер сделал 15 ксилографий. Последние принесли ему широкую известность.

1500 г. – появилась книга «Страсти св. Бригитты». Для неё Дюрер выполнил 30 гравюр. В этот период он также присоединяется к нюрнбергским гуманистам, которых возглавлял Конрад Цельтис.

1501 г. – Дюрер гравирует изданный Цельтисом «Сборник комедий и стихов» Росвиты.

1504 г. – создает гравюру «Адам и Ева», которая считается одним из шедевров резцовой гравюры на металле.

1507-1512 гг. – выполняет серии религиозных гравюр «Малые страсти», «Большие страсти» и «Жизнь Марии».

1512 г. – главным покровителем гравера стал император Максимилиан I. Дюрер участвует в работе над «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией, которая выполнялась на заказ императора.

1513 г. – принимает участие в иллюстрировании «Молитвенника императора Максимилиана». В 1515 г. император назначил Альбрехту Дюреру пожизненную пенсию.

1513-1514 гг. – создает 3 графических листа, которые в истории искусства известны, как «Мастерские гравюры»: «Святой Иероним в келье», «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Меланхолия». Последняя гравюра стала знаменитой благодаря «магическому квадрату», изображенному на её заднем плане.

1515 г. – выполнил 3 гравюры, изображавшие карты северного и южного полушария звёздного неба и восточного полушария Земли.

1515-1518 гг. – начинает работать в новой технике - офорте. Офорты Дюрера выполнены на железных досках.

Дюрер приложил много усилий для достижения мастерства в гравировании, считая это верным путем к материальному благополучию и признанию. Он был первым немецким художником, одновременно работавшим в обоих видах гравюры - на меде и на дереве. Реализацией гравюр Дюрера занимались его мать и жена. Его гравюры можно было часто встретить на ярмарках Нюрнберга, Аугсбурга и Франкфурта-на-Майне. Кроме гравюр в начале XVI века Дюрер работает над экслибрисами. На данный момент известно 20 экслибрисов, созданных им. Первый экслибрис Альбрехт Дюрер сделал для своего друга Виллибальда Пиркгеймера.

Живописец

1494-1497 гг. – создал портрет саксонского курфюрста Фридриха III.

1498 г. – написал свой автопортрет.

1499 г. – создал портрет торгового агента О. Креля и своего отца.

1500 г. – выполнил для курфюрста Саксонии Фридриха III полиптих «Семь скорбей»

1504 г. – на заказ упомянутого саксонского курфюрста написал картину «Поклонение волхвов».

1505 г. – пребывая в Венеции, по заказу немецких купцов выполнил картину «Праздник венков из роз». Дюрер считал, что именно эта работа заставила многих признать его не только гравёром, но живописцем.

1506 г. – Дюрер возвращается в родной Нюрнберг.

1509 г. – избран членом Большого совета Нюрнберга.

1511 г. – на заказ купца Маттиаса Ландауэра пишет алтарь «Поклонение Святой Троице».

1518 г. – Дюрер представляет Нюрнберг на рейхстаге в Аугсбурге. Здесь он пишет портреты Якова Фуггера, Максимилиана I и других известных участников съезда.

1526 г. – Дюрер создает диптих «Четыре апостола».

Личная жизнь

В 1494 г. Дюрер женился по воле своего отца. Агнесе Фрей происходила из старинной нюрнбергской семьи. До дня свадьбы молодые так и не увиделись. Хотя Дюрер отправил невесте свой автопортрет. К браку художник относился без особого энтузиазма, хотя и воле отца не противился. Ведь по тогдашним правилам мастером считался только женатый художник. Сразу же после венчания Дюрер выехал в Италию, чтобы совершенствовать свое мастерство. У супругов не было детей. По мнению Дюрера, настоящий художник должен оберегать себе от женщин: «не жить с ними вместе, не видеть их и даже не касаться».

Альбрехт Дюрер скончался 6 апреля 1528 г. от болезни печени. Его похоронили на Нюрнбергском кладбище «Йоханесфридхоф» около могилы его друга В. Пиркхаймера.

Содержание грозной бушующей эпохи, ее идейные достижения нашли глубокое отражение в творчестве Альбрехта Дюрера (1471–1528), великого художника-мыслителя Германии. Дюрер обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Пытливость ума, разносторонность интересов, устремленность к новому, смелость больших начинаний, интенсивность и широта восприятия жизни ставят его рядом с великими итальянцами – Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело. Влечение к идеальной гармоничной красоте мира, стремление найти путь к познанию рациональных законов природы пронизывают его творчество.

Взволнованно воспринимая бурные события современности, Дюрер сознавал несоответствие ее классическим идеалам и создавал глубоко национальные типические образы людей своей страны, исполненные внутренней силы и сомнений, волевой энергии и раздумья. Наблюдая действительность, Дюрер убеждался в том, что живая натура не может уложиться в классические формулы. Творчество Дюрера поражает контрастами. В нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны.

Дюрер родился в Нюрнберге. С ранних лет в мастерской отца, золотых дел мастера, затем у художника Вольгемута и в годы странствий по немецким землям Дюрер впитал наследие немецкого искусства 15 века, но главным его учителем стала природа. Для Дюрера, как и для Леонардо, искусство представлялось одной из форм познания. Отсюда его необычайный интерес к природе, ко всему, с чем встречался художник во время путешествий. Дюрер первый в Германии рисовал обнаженное тело с натуры. Он создавал пейзажные акварели, изображал животных, драпировки, цветы и т. д. Его безупречно точные рисунки проникнуты трогательно-любовным отношением к подробностям. Дюрер изучал математику, перспективу, анатомию, интересовался естествознанием и гуманитарными науками. Дважды Дюрер совершил путешествие в Италию и создал ряд ученых трактатов («Руководство к измерению», 1525; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528).

Новаторские устремления художника проявились во время путешествия его в Южную Германию, Швейцарию и Венецию. По возвращении в Нюрнберг, где Дюрер основал свою мастерскую, развернулась его многогранная деятельность. Он писал портреты, закладывал основы немецкого пейзажа, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты, вкладывая в них новое жизненное содержание. Особое внимание художника привлекала гравюра: сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые сюжеты. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение этих лет – серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса (1498), популярного среди народных масс Германии того времени. В этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения с тревожными настроениями, вызванными общественными событиями современности. Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. Дюрер вводил в гравюры множество тончайших наблюдений природы и жизни: архитектуру, костюмы, типы, пейзажи современной Германии. Широта охвата мира, его патетическое восприятие, напряженность форм и движений, свойственные гравюрам Дюрера, не были известны немецкому искусству 15 века; вместе с тем в большей части листов Дюрера живет мятущийся дух поздней немецкой готики. Многосложность и запутанность композиций, бурная орнаментальность линий, динамизм ритмов как бы созвучны мистической экзальтации видений Апокалипсиса.

Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». По всесокрушающей силе порыва и мрачной экспрессии эта композиция не имеет равной в немецком искусстве того времени. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Вся природа объята волнением. Облака, драпировки одежд, гривы коней бурно развеваются, трепещут, образуя сложный ритмический узор каллиграфических линий. В ужас повержены люди разных возрастов и сословий.

В листе «Битва архангела Михаила с драконом» пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий. В героическом образе юноши с вдохновенным и решительным лицом, в озаренном солнцем пейзаже с его безграничными просторами выражена вера в победу светлого начала. Используя привычную для тех времен технику ксилографии, Дюрер усиливал ее выразительность, вводя некоторые приемы гравюры на меди. Господствовавший ранее резкий контур рисунка, слабо заполненный параллельной штриховкой, он заменил более гибким рисунком, исполненным то утолщающейся, то утончающейся линией, вводил штрихи, ложащиеся по форме, применял перекрестные линии, дающие глубокие тени.

В 1500 году в творчестве Дюрера произошел перелом. Пафос и драматизм ранних работ сменились уравновешенностью и гармонией. Усилилась роль спокойного повествования, проникнутого лирическими переживаниями (цикл «Жизнь Марии»). Художник изучал пропорции, работал над проблемой изображения обнаженного тела. В резцовой гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) Дюрер стремился воплотить классический идеал красоты. Объемность округлой, почти скульптурной формы подчеркнута как бы скользящими по поверхности поперек строения формы круглящимися штрихами. В живописно трактованный лесной пейзаж органически включены фигуры людей и животных, воплощающих различные символы.

Эти же искания отличают и живописный «Автопортрет» (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), где Дюрер претворяет свой образ сквозь призму классического идеала, применяет принципы классической композиции. Вместе с тем он ищет здесь выражения глубокого нравственного совершенства – черт проповедника, призывающего к самопознанию. Свободная композиция ранних автопортретов сменилась фронтальной, статичной, строго размеренными пропорциями, яркая красочность – приглушенно-коричневатым колоритом. Индивидуальные черты несколько идеализированы. Но напряженный взгляд, волны беспокойно извивающихся волос, нервный жест руки обнаруживают тревожность настроения. Ренессансная ясность представлений о людях этой эпохи уживалась с взволнованным восприятием мира. Познакомившись во время второй поездки в Венецию (1506–1507) с живописной культурой венецианцев, Дюрер развил чувство цвета, обратился к решению проблемы света. С «наивысшим прилежанием» он работал в технике масляной живописи, применяя пять-шесть, а иногда и восемь прокладок по подмалевку, исполненному в гризайли.

В двухметровой алтарной композиции «Праздник четок» (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер решил религиозную тему, по существу, как групповой портрет многочисленных дарителей различных сословий, изображенных на фоне солнечного горного пейзажа у трона Марии. Гармоничное равновесие целого, строгая пирамида фигур центральной части сближают композицию с произведениями Высокого Возрождения. Художник достиг необычной для него мягкости живописной манеры, богатства нюансов цвета, впечатления воздушности среды. В «Женском портрете» (1506, Берлин, Государственные музеи) Дюрер показал мастерское владение искусством воспроизведения тончайших переходов светотени, сближающих его с живописью Джорджоне. Образ привлекает задушевностью и богатством психологических оттенков.

Изучение произведений итальянских мастеров привело Дюрера к преодолению пережитков позднеготического искусства, но от идеальных классических образов он вновь обратился к остроиндивидуальным, полным драматизма. Возникли три мастерские гравюры на меди – «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним» (1514), «Меланхолия» (1514), которые знаменуют вершину его творчества. В традиционных сюжетах, исполненных символов и намеков, Дюрер обобщил представление гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека. В гравюре «Святой Иероним» раскрыт идеал гуманиста, посвятившего себя постижению высших истин. В решении темы, в бытовой интерпретации образа ученого ведущую роль играет интерьер, претворенный художником в эмоциональную поэтическую среду. Фигура Иеронима, погруженного в переводы священных книг,– средоточие композиционных линий, подчиняющих себе множество повседневных деталей интерьера, ограждающих ученого от волнений и суеты мира. Келья Иеронима не мрачное убежище аскета, а скромная комната современного дома. Житейская интимная демократическая интерпретация образа Иеронима дана вне официального церковного толкования, возможно, под влиянием учений реформаторов. Врывающиеся в окно лучи солнца наполняют комнату трепетным движением. Неуловимая игра света и тени придает жизнь пространству, органически связывает с ним формы предметов, одухотворяет среду, создает впечатление уюта. Устойчивые горизонтальные линии композиции подчеркивают настроение покоя.

Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Путь закованного в броню всадника чреват опасностями. Из сумрачной чащи леса наперерез ему скачут призраки – дьявол с алебардой и смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, об опасностях и соблазнах жизни. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. В его суровом облике – напряжение воли, озаренной светом разума, нравственная красота человека, верного долгу, мужественно противостоящего опасности.

Замысел «Меланхолии» до сих пор не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет значительностью, психологической глубиной. Сотканный из множества смысловых оттенков, сложнейших символов и намеков, он пробуждает тревожные мысли, ассоциации, переживания.
Вакансии Россия - резюме , продавец, косметолог, Работа для вас.

Меланхолия – это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. Среди многочисленных предметов кабинета ученого и столярной мастерской крылатая Меланхолия остается бездеятельной. Сумрачное холодное небо, озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, взлетающая над бухтой летучая мышь – предвестник сумерек и одиночества – усиливают трагичность образа. Но за глубокой задумчивостью Меланхолии скрывается напряженная творческая мысль, дерзновенно проникающая в тайны природы. Выражение безграничной силы человеческого духа сближает образ Меланхолии с драматическими образами плафона Сикстинской капеллы, гробницы Медичи. «Меланхолия» принадлежит к числу произведений, «повергших в изумление весь мир» (Вазари).
Художественный язык Дюрера в гравюрах на меди тонкий и разнообразный. Дюрер применял параллельные и перекрестные штрихи, пунктир. Благодаря введению техники сухой иглы (гравюра «Святой Иероним») добивался поразительной прозрачности теней, богатства вариаций полутонов и ощущения вибрирующего света. К 1515– 1518 годам относятся опыты Дюрера в новой, тогда только возникшей технике офорта.

Большое место в творчестве Дюрера принадлежит портретам, исполненным в рисунке, гравюре и живописи. Художник подчеркивал наиболее существенные характерные черты модели. В исполненном углем «Портрете матери» (1514, Берлин, Государственные музеи, Гравюрный кабинет) в асимметричном старческом лице с исхудавшими чертами, в глазах запечатлены следы жизненных невзгод и разрушений. Напряженно вьющиеся экспрессивные линии обостряют яркую выразительность образа. Эскизность, местами густой и черный, местами легкий штрих придают рисунку динамичность.

В 20-х годах 16 века в искусстве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной и мужественной эпохи крестьянских войн и Реформации. В его портретах выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее. В их осанке – напряжение вопи, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Таковы волевой, исполненный высоких душевных порывов и тревоги Бернгард фон Рестен (1521, Дрезден, Картинная галерея), энергичный Хольцшуэр (1526, Берлин – Далем, Картинная галерея), «Неизвестный в черном берете» (1524, Мадрид, Прадо) с печатью неукротимых страстей во властных чертах. Творческие искания Дюрера завершили «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Образы апостолов: волевого, мужественного, но мрачного, с гневным взглядом Павла, флегматичного, медлительного Петра, философски-созерцательного, с одухотворенным лицом Иоанна и возбужденно-действенного Марка – остроиндивидуальны, исполнены внутреннего горения. В то же время в них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой Крестьянской войны, которая «пророчески указала на грядущие классовые битвы». Это гражданственные образы поборников правды. Звучные цветовые контрасты одежд – светло-зеленого, ярко-красного, светло-синего, белого – усиливают экспрессию образов. Замыкая могучие, изображенные в рост фигуры, спокойно стоящие в пределах узких двухметровых створок, художник достигает духовной напряженности, выражения сдержанного величия. Это позднее произведение Дюрера превосходит монументальностью все ранее сделанное им в живописи.

Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его на современных художников было велико; оно проникло даже в Италию, во Францию. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472–1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт, известный под именем Маттпас Грюневальд (1475–1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Творчество Дюрера проникнуто духом бунтарства, отчаянного исступления или ликования, высоким накалом чувств и мучительной экспрессией то вспыхивающего, то замирающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света.

Альбрехт Дюрер - сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). Обязательные для получения звания мастера «годы странствий» (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. В Кольмаре, не застав в живых М. Шонгауэра, у которого намеревался совершенствоваться в технике гравюры на металле, изучал его работы, общаясь с его сыновьями, также художниками. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95; Венеция и Падуя). В 1505-07 вновь был в Венеции. Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города). Работал в Нюрнберге.

Семья. Ранние годы. Учёба (1471-1490)

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое - Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Первое путешествие. Женитьба

Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями, во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауэром, художником, творчество которого сильно повлияло на юного художника, прославленным мастером гравюры на меди. Шонгауэр умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг), и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника. Вероятно с помощью Людвига Шонгауэра он освоил технику гравюры на меди, которой в то время занимались преимущественно ювелиры. Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494 года), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра - Георгу.

Примерно в этот период в книгах, отпечатанных в Базеле, появляются иллюстрации в новом, несвойственном им ранее, стиле. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги). Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным, из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр). (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит).

Альбрехт Дюрер.
Портрет с чертополохом.

Некоторое время он провёл в Страсбурге. Здесь он создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город. Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте.

В 1494 году Дюрер вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей. Дюреры породнились с семьёй, занимавшей в Нюрнберге более высокое положение: Ханс Фрей, владелец мастерской по изготовлению точных инструментов, был членом Большого Совета города, а мать Агнес происходила из обедневшего дворянского рода. С женитьбой повысился социальный статус Дюрера - теперь он имел право завести собственное дело. Однако сама семейная жизнь художника, по-видимому, сложилась неудачно: супруги были слишком разными людьми, сохранившиеся письма Дюрера свидетельствуют о том, что между ним и женой не было согласия. Брак был бездетным, известно, что оба брата художника: Эндрес (1484-1555), золотых дел мастер, и Ханс (1490-1538), живописец и гравёр, впоследствии придворный художник Сигизмунда I, также умерли, не оставив потомства.

Поездка в Италию (1494-1495)

Альбрехт Дюрер.
Дворик замка в Инсбруке. Акварель. 1494. Вена, Альбертина.

Считается, что в 1494 году, через два месяца после женитьбы, Дюрер предпринял путешествие в Италию. В «Семейной хронике» он ничего не пишет об этой поездке. Автор монографии о Дюрере (1876), М. Таузинг, относил этот визит в Италию к 1492-1494 годам, то есть считал, что художник побывал там в ходе ученической поездки. Однако большая часть исследователей предполагает, что художник был в Италии 1494-1495 годах (существует также мнение, что до 1506 года Дюрер там не бывал), где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Джованни Беллини и других мастеров.

Подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1494-1495 годах, находят в его письме из Венеции Виллибальду Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым». Все недатированные пейзажные зарисовки Дюрера, ставшие первыми в изобразительном искусстве Западной Европы акварелями в этом жанре, относятся сторонниками версии именно к итальянскому путешествию 1494-1495 годов. Позднее Дюрер использует эти мотивы, а также этюды окрестностей Нюрнберга в своих гравюрах.

Начало самостоятельной работы (1495-1505)

В 1495 году Дюрер в Нюрнберге открыл собственную мастерскую и в течение последующих десяти лет создал значительную часть своих гравюр. В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. Так как ремёслами в Нюрнберге, в отличие от других городов, где всё было подчинено гильдиям, управлял Городской совет, мастера здесь пользовались бо́льшей свободой. Дюрер смог испробовать новые приёмы в технике гравюры, отступая от устоявшихся норм, а также открыть продажу первых оттисков. В 1495-1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди.

Художник сотрудничал с такими известными мастерами, как Ханс Шойфелин, Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин и выполнял гравюры для нюрнбергских издателей - Кобергера, Гольцеля, Пиндара. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Для этой книги Дюрер выполнил 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. Бригитты», для которой Дюрер создал 30 гравюр, из них лишь часть была, по обычаю того времени, цельнополосными, остальные с помощью сложной вёрстки книжной полосы были органично включены в тексты.

После первой поездки в Италию Дюрер благодаря своему другу Пиркгеймеру вошёл в круг нюрнбергских гуманистов. Он гравировал иллюстрации для изданных Конрадом Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502). Вероятно, Дюрер восполнял пробелы в своём образовании, читая книги из богатейшего собрания Пиркгеймера. Известно, что 14 книг из его библиотеки художник украсил своими рисунками: это были труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля («Органон», «Этика», «Политика»), комментарии Симпликия. Несомненно, что труды античных авторов, а также общение с образованнейшими людьми своего времени, позволили художнику найти новые сюжеты для своих произведений.

В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид). Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов», написанное для Фридриха III. Несколько ранее Дюрер выполнил для курфюрста Саксонии «Дрезденский алтарь» и полиптих, вероятно, с помощниками - «Семь скорбей» (около 1500).


В 1502 году умер Дюрер-старший и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях - Эндресе и Хансе.

Венеция (1505-1507)

В 1505 году Дюрер уехал в Италию. Причина поездки неизвестна. Возможно, Дюрер хотел не только заработать, но и собирался решить дело с копированием его гравюр художником Маркантонио Раймонди. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера Виллибальду Пиркгеймеру. В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи Тедески.


Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. По словам самого Дюрера, эта работа заставила признать тех художников, кто считал его лишь успешным гравёром, что он также настоящий живописец.

В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне (однако нет данных, что Дюрер встречался с ними), Пальма Веккио и другие. Но «наилучшим в живописи» (pest in gemell) немецкий художник считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других венецианских мастеров, у него установились дружеские отношения. Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель, нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини.


Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини. Творчество Дюрера было высоко оценено в Венеции, а её совет предлагал художнику годовое содержание в размере 200 дукатов с тем, чтобы он задержался.

Дюрер побывал в Болонье, городе, знаменитом своим университетом, где надеялся раскрыть в общении с местными учёными секреты перспективы. Предположительно он собирался встретиться либо с математиком Лукой Пачоли, либо с архитектором Донато Браманте, либо со Сципионом Дель Ферро. Потом он намеревался посетить Падую, чтобы встретиться с Мантеньей, но получил известие о его смерти, и свидание не состоялось, о чём Дюрер впоследствии очень сожалел. Исследователи, основываясь на анализе картин Дюрера, считают, что художник ездил в Рим: в то время предполагалась, что туда прибудет император Максимилиан. С апреля по август 1506 года переписка с Пиркгеймером не велась, возможно, что тогда Дюрер находился в Тироле.

Альбрехт Дюрер.
Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена

В 1509 году Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Иконографическую программу алтаря, состоявшего из картины и деревянной резной рамы, выполненной неизвестным нюрнбергским мастером, в верхней части которой была вырезана сцена Страшного суда, разработал Дюрер. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу, художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником. Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер писал алтарный образ «Вознесение Марии» , этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы, и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует бо́льшего времени для исполнения. Геллер в итоге остался доволен работой, но вознаграждение, полученное за неё Дюрером, едва покрыло стоимость затраченных материалов.

Дюрер сосредоточил свои усилия на достижении высочайшего мастерства в гравировании, видя в этом более надёжный путь к признанию и материальному благополучию. Ещё до поездки в Венецию основной доход Дюрера составляли средства, вырученные от продажи гравюр. Реализацией занимались мать и жена художника на ярмарках в Нюрнберге, Аугсбурге и Франкфурте-на-Майне. В другие города и страны гравюры Дюрера отправлялись вместе с товарами купцов Имгофов и Тухеров.

С 1507 по 1512 год Дюрер выполняет множество гравюр на заказ, а также серии религиозных гравюр («Жизнь Марии», «Большие страсти», «Малые страсти», «Страсти на меди»), предназначенные для продажи. В 1515-1518 годах Дюрер пробует работать в новой на то время технике - офорте (сохранились шесть). Так как в то время ещё не были известны кислоты для травления меди, Дюрер выполнял офорты на железных досках. Несколько ранее, в 1512 году, Дюрер выполнил «сухой иглой» три гравюры, но более не обращался к этому виду графики.

Летом 1518 года Дюрер представлял город Нюрнберг на рейхстаге в Аугсбурге, где выполнил графические портреты Максимилиана I, Альбрехта Бранденбургского, живописный - Якоба Фуггера и других знаменитых участников съезда.

Работы для Максимилиана I

А. Дюрер. Портрет Максимилиана I С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция, задуманная и осуществлённая в честь Максимилиана, предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трайтцзаурвайном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом Шпрингинклее. В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». Финансовые трудности, постоянно испытываемые императором, не позволили ему вовремя расплатиться с Дюрером. Максимилиан предложил художнику освобождение от городских налогов, однако против этого выступил Совет Нюрнберга. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. В 1515 году, по ходатайству Дюрера, император назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год, из сумм, вносимых городом Нюрнбергом в императорскую казну.

Дюрер и Реформация

В 1517 году Дюрер примкнул к кружку нюрнбергских реформаторов, во главе которых стояли викарий августинцев Иоганн Штаупитц и его соратник Венцеслав Линк. Знакомство с сочинениями Мартина Лютера, которые, по словам художника, «очень ему помогли» (der mir aus großen engsten geholfen hat), вероятно, произошло около 1518 года. Художник поддерживал отношения с видными деятелями Реформации: Цвингли (учением которого на некоторое время увлёкся), Карлштадтом, Меланхтоном, Николасом Кратцером. Уже после смерти Дюрера Пиркгеймер, вспоминая своего друга, отзывался о нём как о «добром лютеранине». В начале 1518 года Дюрер послал Лютеру свои гравюры, художник надеялся выгравировать его портрет, однако их личная встреча так и не состоялась. В 1521 году, когда распространился ложный слух о том, что Лютер после Вормского рейхстага был схвачен, Дюрер записал в своём «Дневнике путешествия в Нидерланды»: «О Боже, если Лютер мёртв, кто отныне будет так ясно излагать нам святое евангелие?»

Религиозные и политические потрясения коснулись ближайших сотрудников художника. В начале 1525 года три его ученика - братья Ганс Себальд и Бартель Бехамы и Георг Пенц - были обвинены в безбожии и изгнаны из Нюрнберга, а один из лучших резчиков, работавших с Дюрером, Иероним Андреа, за связь с восставшими крестьянами был заключён в тюрьму. Однако так и не известно, как воспринял Дюрер процесс «трёх безбожных художников» и арест Андреа.

В поздних работах Дюрера некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму. Например, в гравюре «Тайная вечеря» (1523) включение в композицию Евхаристической чаши считается выражением солидарности с каликстинцами, хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению.

Дюрер разделял взгляды «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению…», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей. Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений, испытываемых Дюрером в отношении изображений святых; даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке.

Поездка в Нидерланды (1520-1521)

В 1520 году художник, уже обретший европейскую славу, вместе с женой предпринимает путешествие в Нидерланды. Со смертью своего покровителя, императора Максимилиана, Дюрер лишился годовой пенсии: нюрнбергский Совет отказался без указания нового императора продолжать выплату. Главной (но не единственной) целью Дюрера была встреча с Карлом V, коронация которого должна была состояться в Нидерландах.

«Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки. Художник фиксирует всё, что привлекает его внимание, описывает произведения искусства и достопримечательности, которые ему довелось увидеть, обычаи и нравы местного населения, отмечает имена тех, с кем познакомился в это время. Дюрер познакомился с работами знаменитых нидерландских художников: Хуберта и Яна ван Эйков (Гентский алтарь), Рогира ван дер Вейдена, Хуго ван дер Гуса, Дирка Боутса, Мемлинга.

Путешествие началось 12 июня, путь Дюреров пролегал через Бамберг, Франкфурт, Кёльн в Антверпен и другие нидерландские города. Художник активно работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и даже помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. По его словам магистрат Антверпена, надеясь удержать художника в городе, предлагал ему годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку и, кроме того, уплату всех его налогов. Аристократия, послы иностранных государств, учёные, в том числе Эразм Роттердамский, составляли круг общения Дюрера в Нидерландах.

4 октября 1520 года Карл V подтвердил право Дюрера на пенсию в 100 гульденов в год. Записи в «Дневнике» на этом заканчиваются. 12 июля 1521 года Дюреры отправились в Нюрнберг. Обратный путь, судя по зарисовкам в путевом альбоме, художник проделал по Рейну и Майну.

Последние годы (1521-1528)

В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством. Одна из важнейших картин последних лет - диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха - некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном Нейдёрфером, выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов, другие - отклик мастера на события (религиозные разногласия, крестьянская война), потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности».

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания - в том числе сильное увеличение селезёнки - он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю пальцем, там у меня болит».

До последних дней Дюрер готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.

Родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года в многодетной семье (третьим из восемнадцати детей). Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, венгр по национальности, был золотых дел мастером. Поначалу отец старался увлечь ювелирным искусством и Альбрехта, но, заметив рано проявившийся у сына артистический талант, в 1486 году, скрепя сердце (он долго надеялся, что из Альбрехта все-таки выйдет хороший ювелир), разрешил ему поступить в ученики к местному художнику Михаэлю Вольгемуту. В мастерской Вольгемута юноша освоил не только основы живописи. Его наставник считался неплохим книжным иллюстратором, и у него Альбрехт научился технике гравюры на дереве. Именно такие гравюры использовались в то время в качестве иллюстраций.
Обучение Дюрера закончилось около 1490 года. Тем же годом датируется самая ранняя из дошедших до нас его картин, написанных маслом, - портрет отца. Следующее четырехлетие молодой художник путешествовал по Германии и соседним с ней странам. Подобные путешествия традиционно предпринимали в то время многие начинающие живописцы. Познакомившись в них с чужой жизнью, набравшись впечатлений, они по возвращении открывали собственные мастерские. Маршрут первой поездки Дюрера по Европе в точности восстановить невозможно, но некоторые его точки нам хорошо известны.
Так, в начале 1492 года Дюрер останавливался в Кольмаре (ныне французский, этот город в XV веке принадлежал Германии). Сюда он прибыл в надежде увидеться со знаменитым живописцем и графиком Мартином Шонгауэром, однако их встреча не состоялась.
Шонгауэр умер за год до этого. Познакомившись с одним из братьев Шонгауэра, Дюрер принял его приглашение посетить Базель, где тот имел ювелирную мастерскую. В Базеле художник прожил больше года. Это был один из крупнейших книгопечатных центров Европы, и Дюрер не упустил возможности познакомиться с работой местных книжных иллюстраторов.
Ближе к концу 1493 года он перебрался в Страсбург. Там Дюрер получил письмо от отца с просьбой вернуться домой. В отсутствие сына отец договорился об его браке. Такие «заочные» браки заключались тогда довольно часто. К лету 1494 года художник вновь увидел родной Нюрнберг, а уже 7 июля обвенчался с Агнессой Фрей, дочерью преуспевающего медника. Брак оказался не слишком счастливым, но, тем не менее, продлился до самой смерти Дюрера. Детей у них не было.
Один из друзей Дюрера описывал Агнессу как «сварливую, строптивую и жадную особу», однако другие жалели ее, считая, что в семье она была обделена теплом и супружеской лаской. Впрочем, поначалу все, похоже, шло хорошо - в пользу этого говорит нежный портрет Агнессы, написанный Дюрером в 1495 году («Моя Агнесса»). Но то, что семью создали два совершенно разных человека, не вызывает сомнений. Дюрер чувствовал себя уютно в просвещенном кругу. Среди самых близких его друзей мы найдем, например, крупнейшего немецкого гуманиста Виллибальда Пиркхеймера, переводчика с латинского и греческого и обладателя самой большой частной библиотеки в Германии. Агнессу же нисколько не интересовали ни литература, на математика, ни классическая мифология. По мере того, как росла известность Дюрера, пути супругов все дальше расходились.
Осенью 1494 года Дюрер, оставив молодую жену, отправился в Италию. Главной целью его визита была Венеция. Венецию часто посещали немецкие купцы, и, скорее всего, художник добирался туда с одним из торговых караванов. Кроме Венеции, он ненадолго останавливался в Мантуе, Падуе и, возможно, в Павии (в университете Павии учился друг художника, Виллибальд Пирккхеймер).
Возвратившись через полгода в Нюрнберг, Дюрер быстро приобрел популярность. Первый серьезный успех принесли ему его гравюры на дереве и на меди. Гравюры распространялись во множестве копий, и вскоре имя Дюрера стало известным не только во всей Германии, но и за рубежом. Особенно удалась ему серия из 15-ти гравюр «Апокалипсис» (1498), созданная на сюжеты «Апокалипсиса Иоанна Богослова». Помимо библейских тем, художник часто обращался и к классической мифологии. Среди картин Дюрера, написанных им в этот период, следует упомянуть «Портрет Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонского» (1496). Фридри х навсегда остался верным почитателем таланта художника, заказав ему, по меньшей мере, еще семь работ.
Летом 1505 года Дюрер вновь посетил Италию, и вновь один, без жены. На этот раз в Венецию приехал не безвестный юноша, а знаменитый мастер. Его с почетом принял Джованни Беллини, о котором Дюрер писал, что это «очень старый (Беллини было тогда около 75 лет), но по-прежнему лучший из итальянских художников». Здесь, в Венеции, для немецкой церкви Сан-Бартоломео Дюрер написал величественный алтарный образ «Праздник четок».
В феврале 1507 года он вернулся на родину. Слава его росла. В 1509 году Дюрер купил большой дом (знак его материального достатка). Этот дом сохранился до наших дней, и теперь в нем располагается музей Дюрера. В феврале 1512 года в Нюрнберг заехал император Священной Римской империи Максимилиан I. К его появлению художник написал портреты Карла Великого и Сигизмунда, предшественников Максимилиана на императорском троне. Эти портреты восхитили Максимилиана, и император тут же сделал художнику несколько личных заказов. Сам постоянно нуждаясь в деньгах и не в силах оплатить выполнение работы, Максимилиан в 1515 году своей властью обязал город Нюрнберг назначить Дюреру солидную ежегодную пенсию из местного бюджета.
Внешняя канва жизни художника довольно благополучна. И вместе с тем Дюрера вряд ли можно назвать счастливым человеком. Ему пришлось перенести несколько тяжелых ударов судьбы. Он много страдал в 1502 году, когда хоронил своего отца; еще больше опечалила его смерть матери в 1514 году (к тому времени из 17-ти его братьев и сестер в живых оставались лишь двое). «Она очень боялась смерти, - писал художник о кончине матери, - и умирала в страшных муках... Я видел, как Смерть нанесла два решающих удара по ее сердцу, и как искривился ее рот от предсмертной боли». Вынесенные испытания обострили его религиозное чувство. Начиналась великая Реформация, Мартин Лютер уже задал свои вопросы католицизму. Дюрер симпатизировал Лютеру, но при этом был сторонником терпимости и примирения, а не теологических войн.
В 1519 году умер император Максимилиан I, и Нюрнберг тут же отказался выплачивать Дюреру его ежегодную пенсию. В следующем году художник отправился в путешествие, надеясь в личной встрече с новым императором Карлом V восстановить справедливость. В Ахене он присутствовал на коронации Карла V, потом посетил Нидерланды, где плодотворно общался с местной художественной элитой. Дюреровскую пенсию «возобновили». В конце поездки Дюрер сильно заболел (скорее всего, малярией), и эта болезнь, то отступая, то возвращаясь, не отпускала его до самой смерти.
В последние годы жизни художник большую часть своего времени проводил за письменным столом. Ему нужно было завершить несколько важнейших теоретических работ. Ими стали «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Руководство по укреплению городов, замков и крепостей» (1527) и «Четыре книги о пропорциях человеческого тела» (1528). 6 апреля 1528 года Дюрер тихо скончался в родном Нюрнберге.

Альбрехт Дюрер родился в многодетной семье ювелира, у него было семнадцать братьев и сестер. В XV веке профессия ювелира считалось весьма почтительной, поэтому отец старался обучить своих детей ремеслу, которым он занимался. Но талант Альбрехта к художеству проявился довольно в раннем возрасте, и отец не стал его отговаривать, наоборот, в возрасте 15 лет направил сына к известному Нюренбергскому мастеру Михаэлю Вольгемуту. После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера , признанные мировым сообществом.

Эта картина Дюрера вызвала много осуждений, как у современников художника, так и у современных критиков живописи. Все дело в позе, в которой нарисовал себя автор и скрытом посыле, передающемся через детали. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Остролист в руке художника посыл к терновому венцу, который был возложен на голову Христа при распятии. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу, и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Данная картина, хранящаяся в Лувре, оценивается как, внесшая определенные изменения в людское мировоззрение.

С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. На портрете автор смотрит строго перед собой и держит руку на середине груди, что характерно для отражений Христа. Недоброжелатели нашли на картине Дюрера все сходства и упрекали его в сравнении себя с Христом. Рассматривая картину, кто-то может согласиться с критиками, а кто-то разглядеть, что-то больше. На картине отсутствуют привлекающие к себе внимание объекты, что заставляет созерцателя сосредоточиться на образе человека. Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека.

Портрет, нарисованный в 1505 году, считается венециански направленным произведением Дюрера. Именно в этот период он во второй раз пребывал в Венеции и оттачивал мастерство у Джованни Беллини, с которым в итоге сдружился. Кто изображен на портрете не известно некоторые предполагают, что это венецианская куртизанка. Так как нет сведений о браке художника, других версий о персоне того, кто позировал нет. Картина хранится художественно-историческом музее Вены.

Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. Религиозная история знакомая многим верующим, об избиении христианских воинов на горе Арарат отражена во всех деталях. В центре композиции автор нарисовал себя с флажком, на котором написал время написания и автора картины. Рядом с ним нарисован друг Дюрера гуманист Конрад Цельтис, который умер, не дождавшись окончания картины.

Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Картина насыщена яркими красками, так как такая тенденция становилась популярной в ту пору. Названа картина так из-за отраженного в ней сюжета, доминиканских монахов, использовавших в своих молитвах четки. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.

Еще одна очень известная картина Дюрера была много раз скопирована, напечатана на открытках, марках и даже монетах. История картины поражает своей символичностью. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Еще в детстве братья договорились заниматься живописью по очереди, так как известность и богатство от этого ремесла приходит не сразу и не всем, один из братьев должен был обеспечивать существование другого. Первым за живопись взялся Альбрехт, и когда пришла очередь брата его руки уже отвыкли от живописи, он не мог писать. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Эти руки и отражены в картине.

Своего покровителя Дюрер изображал несколько раз на разных картинах, а вот портрет Максимилиана первого стал одной из известных на весь мир картин. Император изображен, как и полагается монархам, богатые одеяния, надменный взгляд, от картины так и веет высокомерием. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора.

Это гравюра Дюрера символизирует путь человека по жизни. Облаченный в доспехи рыцарь это, человек, защищенный свой верой от искушений. Идущая рядом смерть изображена с песочными часами в руках, указывающая на итог в конце отведенного времени. Дьявол идет позади рыцаря, изображенный в виде какого-то жалкого существа, однако готового при малейшей возможности накинуться на него. Вся сводится к вечной борьбе добра со злом, силы духа перед искушениями.

Самая знаменитая гравюра Дюрера из его 15 работ на тему Библейского апокалипсиса. Четыре всадника это Победитель, Война, Голод и Смерть. Следующий за ними ад, на гравюре изображен в виде зверя с раскрытой пастью. Как и в сказании, всадники несутся, сметая на своем пути всех, и бедных и богатых, и царей и простой люд. Ссылка на то что каждый получить по заслугам, и за грехи ответят все.

Картина написана в период возвращения Дюрера из Италии. В картине переплетаются германское внимание к деталям и красочность, яркость красок свойственная итальянскому ренессансу. Внимание к линиям, механическим тонкостям и мелочам делает отсылку на эскизные работы Леонардо Да Винчи. В этой известной на вес мир картине, довольно детально описанная в Библейских сказаниях сцена, в красках перенесенная на холст, оставляет впечатление, что именно так оно и происходило.