Образ Анны Сергеевны Одинцовой в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети

Анна Одинцова – один из любимых женских образов Тургенева. Она является одной из главных героинь в романе «Отцы и дети».

Ее история заставляет проникнуться сочувствием. Молодой девушкой она вышла замуж, чтобы не бедствовать. Мужа своего она не любила, так как он был стар, но богат. Одинцов умер, оставив жене всё своё состояние.

Сложилось так, что за всю свою жизнь никого Анна не любила. Главное в жизни для нее – самостоятельность и главное, ни от кого не зависеть. На ее беду в нее влюбляются сразу двое молодых людей: Базаров Евгений и Кирсанов Аркадий. Два друга. Ее чувства далеки от симпатии и к Евгению, и к Аркадию.

На момент начала повествования Анне Сергеевне двадцать восемь лет. Она была хороша собой, стройна и спокойна. Оба товарища видели, как она грациозна и, что еще более значимо умна и образована. С легкостью она поддерживала практически любую тему за разговором, чем располагала к себе. Но независимо от красоты и обаяния, она была холодной и неприступной. Ни кого не подпускала она близко к своей душе.

В романе неоднократно отмечалось, что она любит комфортные, даже роскошные условия, но не переносит светского общества.

Неожиданно для себя она проявляет интерес к личности Евгения. Но тут-то она осознает, что если даст волю чувствам, то потеряет спокойствие. Именно поэтому, хотела она этого или нет, она дает отказ молодому человеку. Сам же Базаров понял, что Анна хочет любить, но боится и в этом ее проблема. К сожалению, душа Анны Сергеевны так и остается холодна и безучастна. Когда она узнала, что Евгений Базаров умирает, то поехала попрощаться. Но, даже наблюдая за почти бездыханным телом Евгения, она не смогла почувствовать ни любви, ни трепета, ни скорби. Она так и не дала почувствовать Евгению того, чего он хотел в последние минуты своей жизни. Она разрушила ту самую связь, которой, быть может, и не существовало вовсе.

В конце романе читатель узнает, что Анна снова вышла замуж. Ее брак такой же несчастливый, как и первый. Основан он лишь на выгоде для самой себя и для собственного комфорта, к которому юная княжна так привыкла.

Сочувствовать Анне или же нет, каждый читатель решает сам, однако можно понять – нельзя жить взаперти от своего сердца и своих чувств.

Вариант 2

Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.

В свои 29 лет, Анна так и не познала смысл любви. Замуж она выходила из корыстных побуждений, чувства мужа были для нее безразличны. Ей так же были безразличны чувства, которые к ней испытывали и другие мужчины: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

Вся ее внешняя недоступность и чувство собственного достоинства выражались буквально во всем: в прямой осанке, высоком росте, изысканной одежде на ее красивом, здоровом теле, аккуратно уложенной прическе, красоте лица. Она понимала, что довольно красивая и привлекательная девушка. С людьми, особенно с мужчинами, она была мила, приветлива, ее легкая улыбка влюбляла в себя всех. Она внимательно слушала своего собеседника, отчего все восторгались ее «прекрасными глазами», которые «светились вниманием».

Но ее единственным желанием и целью жизни было выбраться из состояния бедноты, в которое поверг семью отец-картежник, тратящий последние деньги на игру. Анна не хотела продолжать такое жалкое существование, вечно искать, где поесть, думать, что "завтра" может не наступить. Ей нужна была уверенность, что у нее всегда будут деньги. Но, добившись своей цели, она даже не подумала, что следует делать дальше, как наслаждаться добытым счастьем.

Будучи аристократкой, она могла пользоваться всеми благами аристократической жизни, но ее это не радовало. В разговоре с Базаровым, Анна упомянула: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу... Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти».

Анна Одинцова - довольно расчетливый человек. Ей чужды человеческие эмоции, она не умеет наслаждаться мелочами жизни. Она ставит себе крупную цель и достигает ее. Дальше в душе девушки наступает кризис. Она сама выбрала себе данный путь. Возможно, это ее понимание жизни: спокойствие и отсутствие излишних эмоциональных потрясений. В этой неспособности познать чувство любви, раскрыть себя в эмоциональном плане, заключается ее "несчастье". К сожалению, такой она останется до конца, выйдя снова замуж за нелюбимого человека, руководствуясь чисто практическими целями, а именно, обеспечить себе безбедную жизнь в старости.

Сочинение Характеристика Анны Одинцовой

Анна родом из знатной семьи, но ее отец проиграл все свое состояние. Поэтому большую часть жизни Анна провела в деревне, отец проигрался, и вся семья вынуждена была жить в маленьком домике в деревне.

Мать Анны из рода обедневших князей. После смерти родителей Анна вела сама хозяйство. Ей повезло, местный богач Одинцов предложил ей руку и сердце, благодаря этой удачной партии она стала богатой и независимой женщиной.

После смерти мужа все наследство перешло к Анне. Она жила спокойной, обеспеченной жизнью и ни к чему не стремилась и ничего не хотела, так как все необходимое для жизни у нее было.

Внешне героиня произведения Анна Одинцова очень привлекательная и красива женщина, обладающая грациозной походкой, правильной осанкой и великолепными манерами. Она очень спокойна, даже абсолютно равнодушна ко всему, происходящему вокруг.

Но это не мешает Базарову без ума влюбиться в нее, но как он ни старался своими знаками внимания и ухаживаниями зажечь в Анне костер любви так у него ничего не вышло. Лишь один раз Анна проявила чувства к возлюбленному, но спустя некоторое время опять же стала холодна и спокойна.

Одинцова обладает очень сильным характером и свободой, которую ей обеспечивает ее богатство. Поэтому полюбив, Базарова она ему в этом не призналась, чтобы не нарушать свою размеренную и спокойную жизнь.

Характер у нее свободолюбивый, она горда, и при этом полностью лишена высокомерия. Она полностью является дворянкой новой волны, которая полностью поддерживает свободу мысли и слова, откровенна в своих суждениях и высказываниях.

Анна очень умна, и легко вписывается в любой круг общения. В высший сословный круг дворян. Так же свободно и уверенно она чувствует себя в деревне среди деревенских жителей.

Она очень умна, рассудительна, решительна, но полностью спокойна и безучастна, ее не волнует ничего, что происходит вокруг. Все события у нее вызывают только короткие проблески любопытства.

Встречаясь с Базаровым Анна не испытывает к нему сильных чувств, он просто ее развлекает своими разговорами, приглашениями на прогулки, балы и прочие мероприятия. Анна с ним общается, гуляет, но в сердце себе его не пускает, а просто хорошо и весело для себя проводит время.

Чтобы не полюбить, Базарова Анна укрывается в специальном коконе, который ей помогает остаться все той же независимой и живущей привычной жизнью дамой. В результате можно сделать вывод что она не способна ни любить, ни сочувствовать другим людям.

Она просто бесчувственная и холодная особа, прекрасная и жестокая своей безразличностью одновременно. Всю свою жизнь она не живет, а влачит жалкое существование. Базаров же хотел пробудить в ней любовь к жизни, но ему это не удалось.

Используя Одинцову, автор четче и откровеннее показывает характер и душу Базарова, который в итоге отказался от своих нигилистических идей. А Анна так и осталась тем, кем и была, одинокой и не способной любить и сочувствовать другим людям хладнокровной женщиной.

Главная цель в жизни для Анны вести спокойную и финансово благополучную, размеренную жизнь. Поэтому отвергнув Базарова, она выходит замуж за более благородного и состоятельного человека.Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ

Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков

  • Характеристика героев романа Отцы и дети Тургенева сочинение

    Первым в книге перед читателем предстаёт Николай Петрович Кирсанов. Он аристократ, помещик, но совершенно не умеющий обращаться с хозяйством и имением

  • Анализ рассказа Куприна Барбос и Жулька сочинение

    В рассказе описываются детские воспоминания о двух собачках, живущих в одном дворе. Собаки совершенно разные, по описаниям – полные противоположности. События разворачиваются здесь же, во дворе

  • Анна Сергеевна Одинцова, дочь известного кутилы и карточного игрока, рано осталась без попечения родителей с младшей сестрой на руках и маленьким поместьем, унаследованным от отца. Оставшись одна, девушка не опустила руки. Она выписала старую тетку, сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну. Имея превосходное образование, Анна Сергеевна занялась воспитанием сестры Кати. Молодая женщина совершенно смирилась со своим положением и совсем не думала о замужестве. Однако скоро ее заметил Одинцов, богатый человек, который впоследствии и оставил ей большое наследство. Уже в первые минуты общения Аркадий заметил ум и рассудительность Анны Сергеевны: «эта молодая женщина уже успела передумать и перечувствовать многое...» .

    Анна Сергеевна Одинцова хорошо образованна и придерживается передовых взглядов. Она не обращает внимания на пересуды соседей и выше всевозможных сплетен и домыслов. Ее не тяготит одиночество, хотя, по мнению Базарова, она и хотела бы полюбить, да не может. Анна Сергеевна прекрасно разбирается в людях. Она сразу разгадала Базарова, и даже этот убежденный нигилист, отвергающий все и вся, постоянно испытывает в ее присутствии некоторую робость. Эта женщина обладает развитым чувством собственного достоинства, присущее разве что герцогиням или королевам. Я думаю, Одинцова как бы противопоставлена Базарову, хотя у них и много общего. Если главный герой находится в постоянной внутренней борьбе, то для Анны Сергеевны характерно спокойствие и безмятежность. Эта молодая женщина живет в полной гармонии, как с собой, так и с окружающими людьми. Она довольно расчетлива и имеет трезвый ум, однако не корыстна. Одинцова с заботой относится к близким, хотя бывает несколько строга со своими домочадцами. Она, в отличие от Базарова, тонко чувствует искусство, хорошо разбирается в литературе и музыке. В жизни, по мнению Одинцовой, во всем должен быть порядок. Стремление к размеренности и трезвости ума приводит к тому, что Анна Сергеевна оказывается неспособной на сильные, всепоглощающие чувства. Тогда как Базаров вдруг неожиданно обнаруживает в себе зачатки романтизма. Однако это если и смущает душевный покой молодой женщины, то ненадолго. Ее внутренний мир довольно скоро приобретает былое равновесие. Я думаю, Базарова невольно привлекает именно гармоничность Анны Сергеевны. Она свободна от предрассудков, имеет свое мнение по любому поводу, однако при этом оказывается выше всякого рода споров. Одинцова не стремится кому-либо что-то доказать. Можно сказать, она просто живет по своим правилам, одновременно отвергая и равнодушно уживаясь с окружающей пошлостью жизни. Ей интересен Базаров, однако довольно скоро Анна Сергеевна приходит к мысли, что душевное спокойствие дороже, что это не тот человек, который ей нужен. Хотя она не отказывает себе в удовольствии добиться от главного героя признания в любви.
    В начале романа Базаров также добивается определенного равновесия. Он прекрасно чувствует себя в обществе обожающего его друга и поклонника Аркадия. Удачно парирует все наскоки со стороны Павла Петровича Кирсанова и, по большому счету, во многих спорах со «старою гвардией» остается победителем. Однако мировоззрение Базарова несколько противоречит его страстной человеческой природе, поэтому равновесие быстро нарушается. Это наиболее наглядно проявляется, когда главный герой встречает Одинцову. Он влюбляется в эту умную сильную женщину, причем «глупо, безумно» , без малейшего намека на взаимность...

    Анна Сергеевна Одинцова была красивой высокой женщиной с королевской осанкой и блестящими волосами. Ее светлые глаза смотрели спокойно и умно.

    «…именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба».

    От ее лица веяло мягкостью и лаской. На момент рассказа Анне Сергеевне было двадцать восемь лет.

    «Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист».

    Двигалась она плавно, грациозно и естественно.

    Ее отец – Сергей Николаевич Локтев был известным красавцем, игроком и аферистом. Однажды, проиграв все свои сбережения, он переехал жить в деревню, где и умер вскоре, оставив маленькое наследство своим дочерям. Мать Анны Сергеевны была из обедневшего рода князей и умерла, когда муж ее еще был жив.

    После смерти родителей Анна вынуждена была жить в деревне и вести хозяйство и дом, в котором она знала мало толка. Ее воспитание, полученное в Петербурге, не предполагало подготовки ее к ведению хозяйства в глухой деревне. При жизни ее отец избегал общения с соседями, тихо презирая их, а они его, и теперь девушке не было даже с кем посоветоваться.

    «Она не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться ей было не с кем».

    Анна жила с младшей сестрой Катей и теткой, старой княгиней Авдотьей Степановной, и уже было смирилась со своим положением, но однажды, ее увидел Одинцов. Это был очень богатый мужчина, толстый и кислый, но совсем не глупый и не злой. Ему было сорок шесть лет, и он безумно влюбился в Анну Сергеевну. Вскоре девушка вышла за него замуж.

    «Она согласилась быть его женой, – а он пожил с ней лет шесть и, умирая, упрочил за ней все свое состояние».

    Спустя год после смерти мужа, Анна Сергеевна переехала жить в Никольское, где у нее был чудесный дом с садом и оранжереями.

    Так как ее недолюбливали в губернии, в город она выезжала крайнее редко. Женщины завидовали ее молодости и красоте и придумывали про нее всякие сплетни, приплетая так же и ее отца.

    «…что она помогала отцу в его шулерских проделках, что и за границу она ездила недаром, а из необходимости скрыть несчастные последствия».

    Но характер у Одинцовой был решительный и свободный, поэтому она пропускала все эти небылицы мимо ушей, не обращая на них никакого внимания.

    Среди мужчин Анна Сергеевна пользовалась уважением и тайным восхищением, но они остерегались ее, видя силу ее характера и свободу суждений. Наверное, на фоне Одинцовой мужчины боялись выглядеть нелепо. Познакомившись с Базаровым, Анна Сергеевна увидела в нем человека, такого же сильного и независимого от суждений и таких же свободных взглядов как сама. Проведя с ним некоторое время, она полюбила его, но оставила этот факт в тайне, боясь каких-либо перемен в своей размеренной жизни. И лишь потеряв любимого навсегда, она поняла, что потеряла свой шанс на счастье.

    Спустя некоторое время после смерти Базарова, Одинцова все же решилась выйти замуж. Она не любила своего мужа, но увидела в нем человека очень умного и интересного.

    «…человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, – человека еще молодого, доброго и холодного как лед».

    Они отлично поладили и нашли общий язык. Возможно даже, со временем, Анна Сергеевна сможет полюбить его и быть счастливой.

    Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» играет откровенно вспомогательную роль. Он появляется в сюжете, дабы оттенить душевные качества главного героя. Базаров, столкнувшись с ее холодной красотой и острым умом, умноженным на образованность, поражается такому сочетанию. Евгений видит в ней образец безупречной женской красоты и безоглядно влюбляется. Однако для самой Одинцовой главный герой романа всего лишь человек, способный ее «занять» и помочь «не скучать».

    Вообще говоря, второстепенные образы в классической литературе имеют одну родовую черту: их личность не эволюционирует на протяжении книги. Именно такую роль Тургенев отвел этой героине.

    Биография

    Мы узнаем о довольно насыщенной биографии этой самодостаточной богатой 29-летней вдовы, определив ее как персонаж статичный. Становление ее характера подобно тому, как это происходило с миссис О’Хара из романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». К счастью, Анна не пережила войну, однако испытаний ей досталось вдоволь. Возможно, поэтому образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» и отличен от других дам, представленных в книге, он ослепляет женской красотой и холодным мужским рассудком.

    Когда она была совсем молоденькой девушкой, они с сестрой Катей осиротели. Анне пришлось рано узнать, как управлять ведением хозяйства своего имения. Она - рано повзрослевшая дочь - смогла также погасить долги отца. Для своей же меньшей сестры Кати Анна заменила родителей. Впрочем, воспитывала она ее без сантиментов.

    Внешность и характер Анны Одинцовой

    Яркую, однако неодухотворенную женскую красоту вобрал в себя образ Одинцовой в романе "Отцы и дети" (фото художественных репродукций это подтверждают).

    Тургенев в описании героини не жалеет красок: дама высока, с замечательной осанкой и обликом светской львицы, красивыми умными светлыми глазами. Она знает себе цену. В беседе Анна проявляет проницательность и природный ум, интересуясь собеседником и составляя для себя мнение о нем.

    Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», внешне бросающийся в глаза, запоминающийся, является лишь красивой оберткой ее зияющей душевной пустоты. Читатель убеждается: она действительно дорого заплатила за свое нынешнее благосостояние. Ее сердце никогда не забьется чаще от любви, она напрочь лишена переживаний, ее чувства притуплены.

    Даже такая харизматичная личность, как Евгений Базаров, своей пылкой страстью и признанием, по меткому наблюдению Тургенева, лишь немного ее занял. На его предложение руки и сердца дама лишь неопределенно ответила, что Евгений понял ее неверно. В чем же заключалось ее отношение к нему? Это очевидно: хоть это и звучит цинично, Евгений для этой дамы был лишь очередной игрушкой. Не более.

    Разум и хозяйственность

    Хозяйственностью и расторопностью отличается образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». Краткое описание ее проживания в имении вовсе не напоминает нам Обломовку. Умная, образованная женщина всерьез занимается как организацией, так и инновациями, для чего выписывает столичные научные журналы.

    Она любит порядок, ей хватает жесткости крепко держать своих дворовых в узде. Безделие ей скучно.

    В романе упоминается эпизод, когда влюбившийся в Одинцову молодой шведский дворянин предложил ей руку и сердце. Женщина недолго колебалась, прежде чем объявить об отказе. Для Анны большое значение имеет налаженный быт, т. е. имение, обустроенное ею самой же под свои запросы. Это дороже для данной богатой вдовы, чем романтика и неизвестность, пусть даже с определенными перспективами. Словом, она предпочитает «синицу в руке».

    Одинцова и ее духовный вакуум

    В какой-то степени образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», самодостаточной дамы, действительно типичен и в наше время. Женщина красива, умна, умеет себя с достоинством преподнести...

    Но что-то внутреннее, присущее дамам, она потеряла. Идея заключается именно в инстинкте женщины - опираться на мужское плечо, в свою очередь, помогая душевным теплом. Того качества напрочь лишен образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». С цитатами из этого характеризующими Анну Одинцову, мы познакомим читателей статьи, обсудив вначале логику ее поступков, исходя из психологии героини.

    Особенность персонажа

    Характерной чертой героини является ее предварительное просчитывание предстоящих своих действий и выбор тех из них, которые несут минимум душевных волнений.

    Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» характеризуется пребыванием героини в особой своей индивидуальной зоне комфорта, главной составляющей которого является духовный вакуум. Если учесть ее образованность, цепкий логический и хозяйственный ум, то напрашивается аналогия с роботом. Человек, сознательно лишающий себя чувств (убивающий в себе человека), она заслуживает, скорее, сострадания.

    Цитатная характеристика

    Иван Сергеевич Тургенев со свойственным ему талантом преподносит читателям образ Одинцовой в романе "Отцы и дети". Таблица, представленная ниже, познакомит с цитатной характеристикой этой героини.

    Ирония Тургенева

    И все же автор романа верен себе. Он исподволь демонстрирует свое отношение к героине, внося легкую иронию в образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». В сокращении частоты уделения внимания этой героине, в проскальзывающей иронии автора при характеристике Анны это проявляется в изменении тона его комментариев на откровенно насмешливый.

    Вспомним эпизод, когда приезжает Одинцова к больному тифом главному герою. Характерна деталь - как подала она прощающемуся с ней Базарову стакан воды - не снимая перчаток (хотя что ей стоило потом просто вымыть руки?). Не становится ли похожим на «Человека в футляре» образ Одинцовой в романе "Отцы и дети"? Сочинение Чехова максимально уместно здесь для аналогии.

    Последний раз упоминая о героине, автор также насмешлив. Высказанная в эпилоге ироничная надежда, что, возможно-таки, в ее сердце все же проснется любовь (предварительно он сообщает о ее браке из расчета), может вызвать лишь улыбку читателя.

    Заключение

    Тургенев-классик известен в литературе своими удивительными женскими образами. Общеизвестен даже любимый им типаж представительниц прекрасного пола, который называют тургеневскими девушками. Среди них - Наталья Ласунская, Лиза Калитина. Эти образы считаются одними из самых изящных в мировой литературе.

    Вовсе не таким выступает в романе «Отцы и дети» образ Одинцовой Анны. Она при всей своей красоте пуста изнутри, поэтому и не относится к ним. Эта героиня романа Тургенева выступает как иллюстрация человека, теряющего человеческое. Впрочем, не секрет, что подобные дамы таки существуют. И их нигилизм души, в отличие от Базаровского, отнюдь не несет созидательного начала.

    Анна Сергеевна Одинцова — персонаж второго плана, хотя и исключительно важный, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Она появляется на страницах произведения, чтобы стать испытанием для главного героя — Евгения Базарова. Этим её роль исчерпывается, потому Одинцова — персонаж статичный: ничто в ней не меняется, не развивается.

    Одинцова — 28-летняя богатая и красивая вдова. Она умна, начитанна, интересуется всем новым и необычным. Потому Базаров и привлекает её внимание.

    Но в отношениях с Евгением Анна Сергеевна ведёт себя ровно так, как Базаров поступает с лягушками: она будто изучает его со стороны, «препарирует», смотрит, как бьётся сердце, учащается дыхание, изменяется поведение, при этом сама остаётся холодна и «в стороне».

    Возможно, причина тому — прошлое Анны. Она рано осталась без родителей, сама воспитывала младшую сестру, вышла замуж по расчёту за Одинцова, овдовела и, кажется, устала от испытаний, так рано выпавших ей.

    На свидании в гостинице Анна с интересом наблюдает за Базаровым, который, к удивлению друга Аркадия, «ломается» — говорит неестественно и много, явно хочет «показаться». Одинцова же сохраняет спокойствие: «По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления: оно сохраняло одно и то же выражение…»

    Анна приглашает Базарова и Аркадия погостить у себя в имении, в прекрасно обустроенном доме, богатом и уютном. Всё время она разговаривает с Евгением — о науке, опытах, искусстве, людях. Но разговоры эти странные: Одинцова обычно задаёт вопрос и внимательно слушает, не высказывая своего мнения, внимательно наблюдая за собеседником, словно изучая его и… развлекаясь одновременно.

    Даже в момент признания она сама «вытягивает» из Евгения роковые слова, ставшие истинной причиной гибели героя: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».

    Анна Сергеевна действительно добивалась этой любви — методично, последовательно, словно проверяя на практике «науку страсти нежной». Однако сама осталась холодна и разумна: «Нет, — решила она наконец, — Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

    Одинцова поступает именно так, как декларирует Базаров — без романтики, без чувств. Для неё главное — её прекрасный дом, налаженный быт, покой, всё то, ради чего Базаров думает «расчищать» жизнь.

    Анна ещё выйдет замуж — по расчёту, за видного деятеля, человека её круга, либерала, «холодного, как лёд». И всё в их жизни будет упорядоченно, разумно, практично. Только нигилист Базаров будет лежать под землёй, с сердцем, разбитым «романтизмом».

    Характеристика героини

    Анна — умная, расчётливая и холодная женщина. У неё сильный характер, с помощью которого она способна справиться даже с сильным соблазном: «Или?» — произнесла она вдруг и остановилась, тряхнула кудрями…»

    Но сила воли позволяет ей отказаться от близости с Базаровым, который ей хотя и интересен, но разрушит весь её привычный и такой налаженный мир. После всех треволнений Анна понимает, что к Евгению её влекло «сознание уходящей жизни, желание новизны», но Одинцова «заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее — и увидала за ней даже не бездну, а пустоту…»

    Однако Одинцова, при всей её разумности и практичности, благородна. Иначе она не смогла бы стать любовью Базарова. По просьбе умирающего Евгения она приезжает, а на его просьбу не приближаться — «Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная» — решительно подходит к дивану и садится рядом, а потом ещё и «приложилась губами ко лбу».

    Образ героини в произведении

    Анна Сергеевна — вспомогательный герой. Она не представляет для Тургенева самостоятельной ценности — всё в ней статично и известно, всё в ней — обычно, хотя героиня отличается умом, красотой, образованностью.

    Одинцова нужна Тургеневу, чтобы Базаров влюбился, чтобы разрушить самый главный миф, круживший голову молодёжи: любви нет — только физиология и инстинкт размножения.

    С помощью Одинцовой Тургенев раскрывает перед нами Базарова как чрезвычайно глубокого и сильного человека, способного и трезво мыслить, и безумно страдать, и уметь признать своё поражение.