Мадонна с младенцем и святой анной. Картина "Мадонна с младенцем": описание и фото Разорванные стежки на груди Мадонны, как символ милосердия

Мадонна (1958 г.р.) – американская суперзвезда, ее по праву считают королевой поп-музыки, она внесла неоценимый вклад в мировую культуру. Она эксцентричная и эпатажная, упорная, трудолюбивая певица и талантливая актриса.

Сколько детей у Мадонны?

У певицы Мадонны четверо детей, двое родных – это старшие дети, и двое младших приемных. Второй официальный бывший муж, известный режиссер Гай Ричи, твердо уверен, что она очень хорошая мать, она любит своих детей, но воспитывает их в строгости. Им запрещалось смотреть телевизор, и большое внимание уделяется чтению, стоит отметить, что сама Мадонна успешно сочиняла сказки. Она уважает свободу своих детей и предоставляет им самостоятельность, например, старшей дочери – в создании своего . Несмотря на многочисленные разрывы с мужчинами, дети очень занятой Мадонны всегда оставались при ней, в ее семье, причем это право она жестко отстаивала в суде.

Родные дети Мадонны

Так во сколько же лет Мадонна родила своих детей? Первую дочь Лурдес Мадонна родила в 1996 г., когда ей было 38 лет, от кубинского спортсмена Карлоса Леона, он был ее бойфрендом. Лурдес Леон уже совершеннолетняя. Она и мама по прежнему практикуют учения каббалы и также являются партнерами по общему бизнесу – занимаются выпуском собственной линией одежды.

В 1998 г. певица познакомится на званом приеме у Стинга с британцем, талантливым и известным режиссером Гаем Ричи. Именно он сильно повлиял на личную жизнь Мадонны и ее будущих детей, став ее законным вторым и последним супругом. Переехав к мужу, она с удовольствие вела домашний быт, знакомилась с новой страной, ее традициями. В 2000 г. появился на свет малыш Рокко. В настоящее время активно увлекается брейк-дансом и даже успел выступить в качестве танцора на концерте мамы Мадоны.

В 2006 г. Мадонной и Гаем Ричи произошло темнокожего мальчика Дэвида Банды из африканской бедной семьи в Малави, ему было всего лишь 13 месяцев. Он очень любил своих приемных родителей и сильно переживал из-за их развода. Не так давно у него состоялась встреча с биологическим отцом Йоханом Бандой, и они даже дружественно побеседовали около 3-х часов.

Четвертым ребенком в семье Мадонны стала Мерси Джеймс. В 2009 г. ее забрали, как и Девида из приюта Малави. Ее отец Джеймс Камбева временами напоминает о себе. То хочет встретиться с Мерси, то просит ее фото. Мадонна же отказывает ему постоянно, так как в настоящее время его отцовство по отношению к Мерси не доказано.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 31.10.2016 14:13 Просмотров: 3725

Леонардо да Винчи – один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом.
Полное его имя – Leonardo di ser Piero da Vinci , в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В современном смысле Леонардо не имел фамилии – «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Известны 19 живописных картин кисти Леонардо.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи
Искусствоведы не могут утверждать с уверенностью, что знаменитый портрет старика является автопортретом. Возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери».
Из огромного художественного и научного наследия Леонардо да Винчи (1452-1519) мы в данной статье рассмотрим только живописные изображения мадонн.

«Мадонна с гвоздикой» (1478)

Дерево, масло. 42х67 см. Старая пинакотека (Мюнхен)
Считается, что эта картина написана молодым Леонардо да Винчи в бытность его учеником в мастерской итальянского скульптора и живописца Верроккьо, одного из учителей Леонардо.

Описание картины

Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Больше никакое чувство не отражено на её лице.
Её одеяние сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане. Мадонна изображена приёмом сфумато . Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их воздухом (сфума́то (итал. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»).
Младенец Иисус, наоборот, изображён в энергичном движении. Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Ему так хочется дотянуться до цветка!
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен.

«Мадонна Бенуа» (или «Мадонна с цветком»), 1478-1480

Холст (переведена с дерева), масло. 48х31,5 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Эта картина также относится к ранним работам Леонардо. Её считают незавершённой. Название картины – не авторское. В 1914 г. Эрмитаж приобрёл её у Марии Александровны Бенуа, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, русского архитектора и педагога. Картину Леонардо да Винчи ему подарил его тесть, состоятельный астраханский купец-рыботорговец.

Описание картины

Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени.
Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину, мать, с любовью смотрящей на своего ребёнка, который делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. И причёсана она по моде тех лет.
На символичность картины указывает цветок крестоцвет . Это символ распятия. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка.
«Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Под её влиянием выполнены другие работы известных художников, в том числе Рафаэля.
Но затем в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.

«Мадонна Литта» (1490-1491)

Холст, темпера. 42х33 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Литта – миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий – отсюда её название. Первоначальное название картины – «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г.
Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

Рисунок в Лувре

Описание картины

Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность.
Композиция картины проста и гармонична. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания.
Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла.

«Мадонна в скалах»

Леонардо да Винчи создал две картины, схожие по композиции. Одна написана раньше, в настоящее время выставлена в Лувре (Париж). Другая (написана до 1508 г) экспонируется в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в скалах» (1483-1486)

Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)
Эта версия была создана для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. В XVIII в. её купил английский художник Гэвин Гамильтон и привёз в Англию. Далее она находилась в различных частных коллекциях, пока в 1880 г. её не купила Национальная галерея.
В 2005 г. при помощи инфракрасного исследования под этой картиной была обнаружена другая картина, поэтому некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу.

«Мадонна в скалах». Лондонская Национальная галерея

Описание картин

На обеих полотнах изображена стоящая на коленях Дева Мария, держащая руку на голове маленького Иоанна Крестителя. Справа изображён младенец Иисус, которого придерживает ангел. Иисус поднял руку для благословения. Сцена взаимоотношения изображённых персонажей и пейзажный фон контрастируют: с одной стороны покой и нежность, с другой – тревожное чувство сурового пейзажа. Художник использует свой излюбленный приём (сфумато) для смягчения очертания лиц и предметов.

«Мадонна с веретеном» (около 1501)

Подлинник этой картины утерян. Но существуют три копии, две из которых в 1501 г. создал Леонардо да Винчи (или ученики его школы). Другая копия создана в 1510 г.

Национальная галерея Шотландии
Одна копия в настоящее время находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, другая – в частной коллекции в Нью-Йорке.
Эта маленькая картина с изображением очень юной Мадонны с ребенком понравилась современникам Леонардо. Поэтому были созданы копии.

«Мадонна с веретеном» (1501)
Деревo, масло. 48,3 x 36,9 cм. Частная коллекция
Но вполне возможно, что это не копия, а новая версия, созданная в том же 1501 г., что и оригинал.

«Мадонна с веретеном» (1510)
Масло, холст на дереве, 50,2x36,4 cм. Частная коллекция (Нью-Йорк)
Высокое качество картины доказывает, что она исполнена в мастерской Леонардо да Винчи, возможно, под его наблюдением.

Описание картины

На картине изображена юная Дева Мария и младенец Христос, держащий веретено в виде распятия – символ одновременно домашнего очага и креста. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу.
Вся фигура Марии выражает любовь к ребенку. Кажется, что она хочет отвлечь ребенка от веретена. Но даже Мать не может предотвратить Распятие на кресте, которое Христу предназначено.
А ребенок всецело обращён к символу Его будущей Страсти и отворачивается от любящего взгляда Матери.


Мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

М а д о н н ы

Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

Леонардо да Винчи - один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом.
Полное его имя - Leonardo di ser Piero da Vinci , в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В современном смысле Леонардо не имел фамилии - «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.

Мона Лиза — 1503-1506Леонардо да Винчи

Кто не знает «Джоконду» — знаменитый шедевр Леонардо да Винчи?! Лицо Джоконды знакомо всему миру, ее образ по-прежнему является наиболее часто репродуцируемым изображением. Однако, несмотря на свою популярность и растиражированность, «Джоконда» остается для нас загадкой.

Эта картина окутана тайной, и каждый раз, глядя на нее, мы испытываем удивительное чувство открытия чего-то нового, не изведанного ранее — подобно тому, как мы заново открываем для себя хорошо знакомый с лета пейзаж, увидев его однажды осенью погруженным в таинственную туманную дымку…

В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины — «Джоконда».

Типичное для живописной манеры Леонардо да Винчи «сфумато» здесь подчеркивает таинственную силу природы, которую человек может только видеть, но постичь разумом не способен.

Этот конфликт между зримым и сущим порождает смутное ощущение беспокойства, усиливающееся беспомощностью перед природой и временем: человек не знает, куда ему идти, ибо его жизнь — как та извилистая дорога из мрачного пейзажа за спиной у Джоконды — выходит из ниоткуда и устремляется в никуда…

Леонардо волнует вопрос о месте человека в этом мире, и, похоже, один из возможных ответов он выражает в улыбке несравненной Моны Лизы: эта ироничная улыбка является знаком полного осознания кратковременности человеческого существования на земле и покорность Вечному порядку природы. В этом — мудрость Джоконды.

Как отмечал немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969), «Джоконда» «снимает напряжение между личностью и природой, а также стирает грани между жизнью и смертью».

Написанная в Италии, «Джоконда» навсегда осталась во Франции — наверное, в качестве своеобразного бонуса за проявленное по отношению к ее автору гостеприимство.

Леонардо да Винчи: Мадонна Литта

Литта - миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий - отсюда её название. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г.
Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве - утверждение стиля Высокого Возрождения.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

«Мадонна в скалах» (1483-1486) Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)

Мадонна в гроте

«Мадонна в гроте» — первая из работ Леонардо да Винчи, относящихся к миланскому периоду его творчества. Изначально эта картина должна была украшать алтарь часовни братства Непорочного Зачатия в миланском соборе Сан Франческо Гранде и является прекрасным свидетельством непревзойденного мастерства Леонардо да Винчи в области светотеневой моделировки фигур и пространства.

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем

Леонардо да Винчи: Мадонна Бенуа

Леонардо да Винчи: Джиневра де Бенчи

«Прекрасная Ферроньера» — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.

«Мадонна с гвоздикой» — картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. 1478-1480 гг.

В этой подборке собраны самые известные картины Рафаэля , посвященные образу Богоматери (Мадонны).

Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483-1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем , которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок.

Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто . Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. На первый план выступают универсальные переживания материнства — чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Эта прелесть материнства — основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Абсолютной вершиной считается « Сикстинская мадонна » (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.

Мадонна с младенцем" (Madonna di Casa Santi) - первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино.

"Мадонна Конестабиле" (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас "Мадонна Конестабиле" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). "
Мадонна Конестабиле" считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

"Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Малая Мадонна Коупера" (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

"Мадонна Терранува" (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев - итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Картина Рафаэля "Святое семейство под пальмой" (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

"Мадонна в зелени" (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

"Мадонна Альдобрандини" (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев - семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна с канделябрами" (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

"Сикстинская Мадонна" (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара. "Сикстинская Мадонна" находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

"Мадонна в кресле" (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

Оригинал записи и комментарии на

Художник: Леонардо да Винчи


Холст, темпера.
Размер: 42 × 33 см

Краткая история создания

Описание и анализ

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи

Художник: Леонардо да Винчи
Название картины: «Мадонна Литта»
Картина написана: 1490-1491 г.
Холст, темпера.
Размер: 42 × 33 см

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца - герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Даже в эпоху Ренессанса рисунки, порой, считались произведениями искусства сами по себе. Это не всегда были наброски к полотну. И мы полагаем, что это так в случае с большим этюдом Леонардо да Винчи, обычно называемым «Мадонна с младенцем Христом, Св. Анной и Св. Иоанном Крестителем», потому что нет проколов по контуру. Да, хотя рисунок и не завершен. Поэтому не ясно, в каком качестве его следует рассматривать. Имелись бы следы проколов или намеченных точек, чтобы Леонардо мог сделать контуры фигур и перенести их на грунт на стене или на панно для создания самого произведения. Хотя, использование техники Леонардо - столь далекой от традиционной, для более линеарной живописи Ренессанса было бы гораздо проблематичнее. Требуются основные контуры. А его построение фигуры часто основывается на технике чиароскуро, или светотени. - Сфумато. - А здесь контуры смягчены и размыты, поэтому идея простой линии, по которой можно провести проколы, кажется абсурдной. Это так. Леонардо гораздо больше интересовали эти постепенные переходы от тени к свету и переход обратно. Так что образы кажутся объемными и величественными. А также слияние их в единое целое. Фигуры формируют своего рода, устойчивую пирамиду. И это одна из особенностей стиля эпохи Ренессанса. Стабильность, незыблемость, присущая вечности, божественным образам… Пожалуйста… Вы хотели что-то сказать? Просто отметить этот интересный контраст. Так как с одной стороны, нам передается ощущение чистого совершенства, понятия вечного, бесконечно духовного. С другой стороны, мы наблюдаем такое единение между образами Св. Анны и Девы Марии, между Христом и Иоанном Крестителем. Это проявление человечности. Это невероятно человечно, и невероятно ценно. И вроде бы расходится с понятием вечного. Да. Это и то, и другое. Это то, чего добивается Леонардо, так? Он соединяет человеческое и божественное. Я считаю это критерием достижений Леонардо в Высоком Возрождении. Здесь так много прекрасных моментов. Скажем, как восхитительно передано обращение Св. Анны к Деве Марии, присевшей к ней на колени. Есть определенный ритм в расположении колен. - Да. - Вниз, вверх, снова вниз и снова вверх. Чувствуется музыкальный ритм. Мне кажется, что Леонардо определенно обращался к классической скульптуре. Потому, что драпировка выполнена очень схоже с подобной у древнегреческих и древнеримских скульптур. Чувствуется различие в возрасте персонажей. Мы можем понять, как работал Леонардо, особенно, если обратить внимание на контраст между лицом Св. Анны и ее рукой, далеко не завершенной, и очень линеарной. Св. Анна указывает вверх передавая мысль о том, что это часть божественного плана, что Христос и его будущее самопожертвование - это часть божественного плана спасения человечества. Посмотрите на изгиб руки Христа и жест благословения Иоанна Крестителя. Он фактически продолжен указывающим жестом Св. Анны. - Да. - То есть это одно слитное движение. То есть Христос буквально следует за жестом Св. Анны. Начинается с линии от плеча Девы Марии, продолжается Христом и завершается указанием на небеса. Движение начинается со взгляда Св. Анны, обращенного на Марию. - Верно. - Затем рука Девы Марии, как вы сказали, согнутая в локте, продолженная рукой Христа. И то, что мы сейчас описали, прекрасный пример столь важного для да Винчи единения. Образы соединяются, сливаются, чем больше мы созерцаем картину. Мы можем начать с Иоанна Крестителя, смотрящего вверх на Христа, затем скользнуть взглядом вверх на Деву Марию, опустившую глаза к сыну, и поднять взгляд на Св. Анну, смотрящую на Деву Марию. Это так. Прослеживается своего рода путь, совершаемый ее взглядом, в конечном итоге, ведущий к небесам. В чем, безусловно, и есть смысл этого произведения. Subtitles by the Amara.org community