«Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно. Произведение покоряет необычными образами и волшебным сюжетом. Изучают его в 6 классе, но многие читатели возвращаются к нему во взрослом возрасте, чтобы еще раз очутиться в мире доброты и сказок. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку. В разборе представлены наиболее важные пункты литературного анализа по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1916 - 1920.

История создания - Замысел произведения появился в 1916 г. Прогуливаясь по петербургским улицам, в витрине одного из магазинов А. Грин заметил игрушечный корабль с белыми парусами. Так в его воображении начали создаваться образы будущего произведения. Работу над ним писатель завершил в 1920 г., а отдельной книгой издал в 1923 г.

Тема - В произведении можно выделить несколько главных тем - сбывшаяся мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Композиция - Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Жанр - Повесть-феерия.

Направление - Неоромантизм, символизм.

История создания

История создания повести необычная. О том, как возник ее замысел, А. Грин записал в черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925 г.) Как-то во время одной из прогулок по Петербургу писатель остановился у витрины магазина. Там он увидел игрушечный кораблик под белыми парусами. В его воображении начали возникать образы, события. Писатель подумал, что неплохо было бы превратить белые паруса в алые. «…Потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься».

Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести - 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но еще некоторое время вносил в произведение правки.

В мае 1922 г. на страницах газеты «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г.

Тема

Анализируемая повесть - необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» - заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.

Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.

В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном.

Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй.

В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести .

Паруса - символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.

Сюжет помогает определить идею . А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.

Основная мысль : мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам - вот чему учит писатель.

Композиция

В «Алых парусах» анализ следует продолжить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии, помогающем вникнуть в суть главной проблемы. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Экспозиция повести - знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка - предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий - рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя. Кульминация - Грэй слушает рассказы о «полоумной» Ассоль. Развязка - Грэй забирает Ассоль на своем корабле. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Особенность композиции в том, что каждая глава произведения относительно завершенная, подталкивает к определенным выводам.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - повесть-феерия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки феерии: волшебные события, необычные, несколько сказочные образы, победа добра над злом.

В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений - неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить произведение к сказкам.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин.

Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.

Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться.

«Алые паруса» Грина - символ мечты, ставшей реальностью. Мечта Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить», как учил ее отец, умела «ждать вопреки всему». И она смогла сохранить свою веру в прекрасное, живя среди людей, которые «не умели рассказывать сказки и петь песни».
Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которой так не хватало в Каперне.

Белый парусник под алыми парусами - символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.

«Алые паруса» Грина - это еще утверждение верного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грэй, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, сделавший когда-то игрушечную яхту с алыми парусами, которая принесла счастье его дочери.

    (по повести-феерии А. Грина «Алые паруса») (1) Все дети верят в сказки и чудеса, но немногим удается сохранить эту веру, вступая во взрослую жизнь. Погружаясь в повседневность, бытовые проблемы, они становятся скучными, мрачными предсказуемыми обывателями. Главная...

    Я перевернула последнюю страничку повести Грина « Алые паруса». Какая красивая история! Какая волшебная, чудная и поэтическая феерия, которая сразу делает настроение мечтательным и романтическим. Любовью проникнута каждая страничка произведения. Так...

    Древние греки говорили, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека. Александр Грин силой своей мечты создал целый мир, в котором живут отважные, чистосердечные мужчины, поэтичные и прекрасные...

    Наверное, нет таких литературных произведений, которые не затрагивали бы тему любви. Повесть «Алые паруса» многое может рассказать нам о любви и ненависти, вере и неверии. Ассоль - главная героиня этой феерии - в своей жизни успела столкнуться и с тем,...

    Дети и взрослые всего мира знают и любят чудесную повесть-феерию А. Грина «Алые паруса». Только на русском языке она издавалась более ста раз. Почему же людей так привлекают подобные «выдумки» и «небылицы»? «Алые паруса» - это повествование о возвышенной...

Грин написал произведение, где маленькая отверженная Ассоль была готова к чуду, и чудо нашло её. Ассоль была воспитана добрым и любящим отцом Лонгрэном. Девочка очень рано потеряла мать, а отец её начал зарабатывать на жизнь тем, что изготавливал и продавал игрушки. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал её достаточно слабый характер, хотя в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Мир, с которым ей пришлось столкнуться, испугал её. Убегая от всех проблем, Ассоль пыталась сохранить в сердце красивую сказку об алых парусах, которую рассказал ей добрый человек. Мне было искренне жаль Ассоль, потому что она была изгоем. Никто не понимал её богатый внутренний мир, её волшебную мечту. Дети называли её деревенской дурочкой, а взрослые обходили стороной. Я думаю, что все эти люди глубоко несчастны. Человек, у которого нет сердца, души, не умеет мечтать. И не преступление их, а несчастье в том, что эти люди огрубели душой, и не видят и не замечают прекрасного в мыслях и чувствах. Однажды малышка Ассоль начала понимать, что одними мечтами жить нельзя и что реальность важней мечты. Очень часто жизнь и обстоятельства ломают мечты хрупких и слабых людей, но не сломалась Ассоль.

А где же наш герой? И герой ли он, Артур Грэй, живущий не в хижине, а в родовом замке, в роскоши и полном достатке, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии? С замиранием сердца я листаю страницу за страницей. Оказывается, и он тоже мечтатель. А что тут удивительного?! Ведь главное в человеке – внутренний мир, его душа. За деньгами можно спрятаться, они нужны, в современном мире они играют немалую роль, но когда у человека есть что-то высокое в душе, деньги, богатство не являются целью жизни.

Мальчик мечтает о закате, о море, о кораблях, он был рожден капитаном, родители всячески поддерживали его стремления. Общение с людьми?! Грэю в этом плане было легче, чем Ассоль. Он не был изгоем, но мысли его были полны фантазий и воображения. Скорее всего, именно это помогло им найти друг друга.

Так замечательно понимать, что на свете есть другой человек, думающий так же, как и ты. Знакомство двух людей было предначертано судьбою. Однажды по воле случая корабль прибило к берегу возле селения, где жила Ассоль. Идя по лесу, юноша увидел спящую девушку, и она тотчас пробудила волнующие чувства в его душе. Он смотрел на нее не только глазами, но и сердцем, ждущим любви: «Все стронулось, все усмехнулось в нем». Позже в таверне он спросил о том, кто эта девушка, и ему с насмешкой рассказали историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Что же случилось дальше? «Как будто две струны зазвучали вместе. » Юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он должен этому помочь. К тому же для себя он уже решил, что эта девушка непременно станет его женой. Грэй приказал изготовить для своего корабля паруса из алого шелка. Кроме того, он собрал музыкантов, которые могли бы играть так, чтобы заставить плакать сердца. Ведь «море и любовь не терпят педантов». И, когда все было готово, он отправился навстречу своей мечте.

Тем временем ничего не подозревающая Ассоль смотрела на море, обведенное золотой нитью на горизонте и бросающее к ногам девушки алые блики. Там, на краю света, совершалось то, о чем она так долго мечтала. И вот уже наступило то утро, когда к берегу подошел прекрасный корабль с пылающими пунцовым огнем парусами. А там был он – тот, кого она давно ждала. «Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила», – сердце мое готово выскочить, так я переживаю за моих героев. И Ассоль, крича: «Я здесь! Я здесь! Это я!», – бросилась к нему прямо по воде. Так утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль. Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.

Как жаль, что так быстро закончилась повесть о любви и о том, что даже самые несбыточные мечты могут стать реальностью. Я настоятельно рекомендую прочитать это повествование о чести и бесчестии, трусости и отваге, о достижении поставленной цели всем, кто умеет мечтать, у кого в сердце живет вера в добро. Эта романтическая история творит чудеса с душами людей, после нее хочется верить в чудо. Реалистичность произведения позволяет увидеть прекрасный мир, окружающий нас. И как бы не было плохо на душе, в жизни, каким бы не были окружающие люди, вера во что-то светлое спасает. И это только одна сторона. Другая сторона заключает в себе добрые человеческие отношения, чувство любви, надежду на будущее. «Алые паруса» романтический мир человеческого счастья, сердечное отношение, сострадание, а главное – безграничную любовь двух людей. И если же вы все-таки поверите в мечту, на рассвете посмотрите за линию горизонта, может быть там уже стоит красавец корабль с алыми парусами. Вы только верьте! Каждого из вас ждут свои Алые паруса.

Повесть-феерия «Алые паруса» - самое светлое, жизнеутверждающее произведение известного русского писателя А. С. Грина. Замысел повести возник у автора на основе известной ему действительной истории о красных парусах, за которой он, по его словам, с увлечением следил. Как признавался сам писатель, его «пленяла мысль вмешаться в эту историю, дабы она завершилась как бы написанная мною, и тогда, тогда я описал бы ее...».

Уверенность в необходимости создания подобного произведения окрепла, когда однажды, проходя мимо витрин с игрушками, Грин увидел там прекрасный корабль, который выделялся на фоне других предметов своими парусами, казавшимися под лучами солнечного света ярко-красными. Повесть была создана не сразу. Автор на время откладывал свою книгу, так как долго продумывал «необычные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное», вытекающее «из некоего длительного несчастья или ожидания, разрешаемого кораблем с красными парусами». Но со временем все обстоятельства были продуманы, и реальная история превратилась в чудесную сказку, утверждающую силу чистой любви и веры в мечту.

По первоначальному замыслу А. С. Грина действие должно было происходить во время революции в холодном и голодном Петрограде. И назвал он свою повесть «Красные паруса»: ведь красный цвет - традиционный символ революции. Но позже явь и фантазия поменялись местами, действие перенеслось в придуманную Каперну (название, созвучное с новозаветным Капернаумом), символизирующую людскую пустоту, глупость и бездуховность. Автор придумал порты и моря и вложил НОВЫЙ смысл в свое произведение. Теперь оно называлось «Алые паруса», писатель исключил из него политическое значение красного цвета. Вместо этого появился алый - «цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот - в многочисленных оттенках своих - всегда весел и точен». Как видим, любимый цвет А. Грина был выбран им не случайно: «К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада».

Само название повести «Алые паруса», таким образом, стало глубоко символичным. Первое, что мы представляем себе, услышав его, это приближение, возвещение чего-то радостного, волшебного, прекрасного. Мы начинаем твердо верить в это волшебство, в это неизбежное счастье. И сюжет произведения с каждой страницей все больше и больше убеждает нас в истинности этой веры. Мы видим, что все сказочное, высокое, прекрасное, светлое, все то, что кажется иногда несбыточным, «по существу так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка». Осознав это, сам Грин написал: «Я понял одну истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками...» Украсив действительность своими фантазиями, приблизив ее к сказке, автор, тем не менее, оставил ее необычайно реальной, призывая тем самым читателей неизменно верить в алые паруса.

И читатели верили: алые паруса стали символом, гимном поколения 60-70-х годов XX столетия. В дальних плаваниях, у лесных костров, в палатках геологов, в студенческих отрядах слагали и пели песни со знакомыми именами и названиями городов. Верят и сегодняшние читатели, потому что, познакомившись с этим произведением и его героями, невозможно не проникнуться светлыми и добрыми надеждами.

Таким образом, создав свою повесть и дав ей такое яркое название, Александр Грин создал неумирающий символ, который живет в сознании людей и, вероятно, будет продолжать жить еще много веков. Потому что, как бы ни менялся мир, так уж устроены люди, что они должны верить в мечту - светлую, чистую, прекрасную, - верить в то, что, какими бы нереальными ни казались их желания, они непременно исполнятся. «Вы пишете так, что все видно», - сказал М. Слонимский, которому А. С. Грин первому прочитал свою повесть. И действительно, в произведении все так явно и реально, что мы видим, чувствуем, ощущаем все, что происходит с его героиней. Наверное поэтому каждая девушка ждет своего прекрасного принца, который непременно приплывет за ней на корабле с алыми парусами. И на этом корабле приплывет к ней ее настоящее счастье. Конечно, и корабль, и паруса, и принц - образные символы. Возможно, прекрасный принц ходит по улице рядом с нами - важно только, чтобы мы его встретили, чтобы он нас увидел. И полюбил. И захотел, подобно Грею, исполнить нашу мечту.

Кузнецова С.А., учитель Гвардейской школы № 1

Урок литературы в 6 классе

« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…»

(Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)

Человек в порыве к счастью

способен сам совершать чудеса.

К.Паустовский

ЦЕЛИ: - раскрыть символический смысл повести - феерии;

Способствовать развитию умения характеризовать героев, объясняя мотивы их поступков и поведения;

Воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, красоте и добру, веру в мечту.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет А.Грина, иллюстрации героев произведения.

Экспертные группы учащихся: «литературоведы» (исследователи текста), «лингвисты», «художники».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ХОДЕ УРОКА

ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности класса к уроку)

II ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Учитель:

- «Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин. Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.

III ВЫЯВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ

Учитель:

Когда в повести появляется образ алых парусов? (Образ алых парусов появляется в повести не сразу. Сначала отец Ассоль делает игрушки с белыми парусами. Но когда ночью не находит ткани нужного цвета, он берет АЛЫЕ лоскутки.)

Какими обычно бывают паруса? (Из грубой парусины серого цвета.)

Можно сшить алые и шелковые. Это расточительство? (Это рукотворное чудо, символ. Такой парус уносит в неизвестные дали, где ждет героев прекрасное будущее.)

Словарная работа. СИМВОЛ – условный знак, образ.

IV ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

«ВХОД В УРОК» (цели формулируют учащиеся)

Учитель:

Образ алых парусов становится символом. Что символизирует словосочетание «АЛЫЕ ПАРУСА»?

* ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ТОЛЬКО БРАТЬ;

* в жизни все очень просто: ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ;

* СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ - ЗНАЧИТ ИСПОЛНИТЬ МЕЧТУ ДРУГОГО;

* утверждение верного способа достижения счастья заключается в том, чтобы «ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ ». (Данные утверждения разместить на доске)

Учитель:

Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться. Художественные секреты образов – символов помогут нам понять поступки главных героев, которые «… стремясь к счастью, совершают чудеса» . (Обращение к эпиграфу. Запись темы и эпиграфа в тетради)

V РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Алые паруса… Появляется чудесный, пленительный образ. Как представляет Ассоль появление корабля своей мечты?

Сообщение группы «литературоведов».

Алый цвет – цвет счастья, лучезарный оттенок, несущий исполнение желаний. Вот как представляет Ассоль появление корабля своей мечты: « Из зарослей поднялся корабль; он всплыл и остановился… он пылал,как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь.» (На доске кораблик с белыми парусами заменить на алый парусник.)

Учитель:

Что нас удивляет? (Так может видеть и чувствовать только человек, взволнованный ожиданием чуда.)

2. «ХУДОЖНИКИ»

Учитель:

Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии персонажей в тот или иной момент их жизни. Какое значение в живописи имеют белый и алый цвет?
Сообщение группы «художников».

Белый цвет символизирует покой, безмятежность. Алый цвет в живописи относится к теплым тонам. Это жизнерадостный, энергичный, темпераментный тон. Сочный, яркий, чистый. Цвет утренней зари, нежно-розово-красный, пронизанный ранними лучами солнца. Радостный тон.

3. «ЛИНГВИСТЫ»

Учитель:

Как А.Грин определил жанровое своеобразие произведения?(«Алые паруса» - феерия.)

Вспомним, что такое феерия.

Сообщение группы «лингвистов» .

«Алые паруса» - феерия.ФЕЕРИЯ - волшебное сказочное зрелище. (Таблица на доске)

4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДИАЛОГА АССОЛЬ И ЭГЛЯ.

Учитель:

Это сказочное, волшебное началось с МЕЧТЫ, с чудесного предсказания Эгля, собирателя легенд и преданий. Он предсказывает девочке «алые паруса белого корабля».

МЕЧТА ДУША

ВЕРА В ЧУДО ПОСТУПОК

Инсценирование диалога Ассоль и Эгля.

Не знаю, сколько пройдет лет, - только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. - «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. - «Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Это все мне? - тихо спросила девочка. Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе. - Может быть, он уже пришел... тот корабль?

Не так скоро, - возразил Эгль, - сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? - это будет, и кончено. Что бы ты тогда сделала?

Я? - Она посмотрела в корзину, но, видимо, не нашла там ничего достойного служить веским вознаграждением. - Я бы его любила, - поспешно сказала она, и не совсем твердо прибавила: - если он не дерется.

Нет, не будет драться, - сказал волшебник, таинственно подмигнув, - не будет, я ручаюсь за это. Иди, девочка, и не забудь того, что сказал тебе я …(уч-к стр.217)

Учитель:

Очень красивая история. С этой встречи жизнь девочки наполнилась радостным ожиданием чуда. А чудо Ассоль начинается с МЕЧТЫ. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником. Шаблон кораблика приклеить в тетрадь, схема записывается в течение урока.)

5. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Случайно ли то, что эту легенду Эгль поведал именно Ассоль, что увидел сказочник в девочке?

Сообщение группы «литературоведов» .

«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» (На доску поместить рисунок с изображением Ассоль)

Учитель:

Как Эгль называет Ассоль?(Эгль обращается к девочке «милая» , «крошка» , «растение».)

Учитель:

С каким растением ассоциируется образ Ассоль?(Образ Ассоль ассоциируется с цветком, беззащитным, нежным, приносящим радость и не требующем ничего взамен.)

6. «ЛИНГВИТСЫ»

Учитель :

Что сказал Эгль об имени Ассоль?

Сообщение группы «лингвистов».

«… оно так странно… музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины…» (уч-к стр. 216)

Учитель:

С чем созвучно это имя, с чем схоже?(С солнцем, нежным ветром, с блеском зари, с загадочным светом. Интересно значение имени: Al sol (исп.) – буквально переводится - к солнцу.)

7. «ХУДОЖНИКИ»

Учитель:

В рассказе о Каперне и ее обитателях Грин не использовал ни одного цветового определения: «… черная крыша трактира…грязный пол, пожелтевшая скатерть…» и человеческая ненависть. Используя литературный материал предложите свое цветовое решение для иллюстрации этой приморской деревушки.

«Художники» показывают картину-ассоциацию «Жители Каперны» и комментируют нарисованное.

На рисунке изображено море в серых и черных тонах, потому что в Каперне много лет назад произошла трагедия.Черный цвет символизирует несчастье, горе. Серый – нейтральный цвет, его предпочитают те люди, которые боятся заявить о себе.

Эгль говорит: « …у вас не рассказывают сказок… у вас не поют песен.» В Каперне живут люди, лишенные романтики, без полета, без веры в мечту. Грубые, приземленные, они не могли понять ни Ассоль, ни Лонгрена, сочиняющего сказки для своей дочери и создающего яхты с алыми парусами.

8. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Как вы думаете, могли ли такие люди понять Ассоль и ее отца? (Конечно, нет. Ассоль и ее отец одиноки.)

Комментарии «литературоведов» .

« …дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили… Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: - «Скажи, почему нас не любят?» - «Э, Ассоль, - говорил Лонгрен, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». - «Как это - уметь?» - «А вот так!»

Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.» (уч-к стр.214)

Учитель:

Мечта же Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить» , как учил ее отец, смогла ПОВЕРИТЬ В ЧУДО. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником)

9. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Но в повести есть такой герой, который хочет защищать слабых и беззащитных. Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нем, как о рыцаре, защитнике слабых.