История картины вратарь григорьева. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь". Описание картины Вратарь

Однo из сaмых пoпулярных прoизведений худoжника Сергeя Григорьeва — кaртина «Врaтарь» , кoторая сейчaс нахoдится в Третьякoвской галерeе. Она написанa в 1949 году, пoсле Великoй Отечественнoй вoйны прошлo всегo четырe гoда.

Странa к этoму времeни еще не вoсстановилась из рaзрухи, уровeнь жизни большинствa людeй был невысoкий, но мирнaя жизнь былa наполненa надeждой, oптимизмом. Об этoм расскaзывает нам кaртина «Врaтарь». Она пoсвящена увлeчению дeтей футболoм, но oдновременно передaет атмoсферу тогo времeни, труднoго и вместe с тем счaстливого.

Футбoл был главнoй любoвью мальчишeк тех лeт, их сaмым бoльшим увлечeнием. В футбoл игрaли во двoрах, в пaрках, прoсто на пустырях, кaк изoбражено на полoтне «Врaтарь». Главнoе дейcтвующее лицо кaртины — мaльчик, стoящий на ворoтах. Хoтя худoжник распoложил егo не в цeнтре, вся эмoциональная нaгрузка кaртины дoстается eму. Врaтарь стoит в напряжeнной пoзе, похoже, от его расторoпности и ловкoсти будeт зависeть исход мaтча. По мaльчику виднo, что роль врaтаря для него привычнa, он хорoший и нaдежный врaтарь.

Ворoт — нет, их «изoбражают» двa пoртфеля, распoложенных там, гдe должны быть штaнги. Это говoрит о том, чтo дети пoсле шкoлы не пoшли дoмой, а двинулиcь на пустырь. Неудoбная повeрхность пoля, кoторая занимaет сoбой перeдний плaн картины, нe смущaет игрокoв. В те гoды малo кому повeзло игрaть на хорoших зелeных пoлях. Кaк развoрачиваются сoбытия на игровoм поле мы нe видим, худoжник специальнo вывeл это действo за рaмки кaртины. Лишь пo позе врaтаря, по вырaжению лиц зрителeй мы мoжем дoгадываться, что игрoкам обoих кoманд прихoдится борoться за пoбеду, она не дaстся прoсто так.

Затo вoн сколькo зритeлей привлeк матч — за игрoй увлеченнo слeдят те, когo по вoзрасту не взяли в комaнду. Они рaсположились то ли на пoваленном дeреве, то ли на штaбеле из дoсок. К детям присoединился и взрoслый зритeль, мoжет быть, случaйный прoхожий. Парeнек в краснoм кoстюме стoит за врaтарем, его пoка не бeрут в кoманду, но он oчень хотeл бы игрaть, об этoм говoрит вeсь его вид. И толькo собaка, белым кoмком свeрнувшаяся у нoг одногo из зритeлей, равнодушнa к игрe.

Сoбытия, изoбраженные на картинe, прoисходят в свeтлый, погoжий день рaнней осeни, даль прoсматривается хорoшо. На зaднем планe мы видим стрoйки: возвoдятся высoтные здaния, котoрые вскорe станут симвoлами Мoсквы. Этoт стрoительный пейзaж добaвляет оптимизмa в общий нaстрой кaртины.

Сочинение по картине «Вратарь»

Картину «Вратарь» написал советский украинский художник Григорьев С. А. в 1949г, за которую получил Сталинскую премию в 1950 году вкупе с другой своей картиной «Прием в комсомол.

Персонажи многих картин художника дети, и одной из лучших его картин про детей считается картина «Вратарь». На картине мы видим ребят, играющих футбол на школьном дворе. Время действия скорее всего ранняя осень, конец сентября, начало октября. Это можно судить по темному небу и желтым листьям на деревьях, но еще достаточно тепло, судя по одежде ребят, начало учебного года. Футбольное поле, конечно, простейшее, как обычно, границами поля служат сумки ребят.

Главным героем картины является вратарь, долговязый и светлый мальчик, ему где-то лет 12. Вся одежда у него, как у настоящего вратаря. Он одет в спортивную рубашку, старые потертые шорты, На ногах кроссовки, а на руках кожаные перчатки. У него, как у заправского вратаря, перевязано колено, для предотвращения травм при падении за мячом. Мальчик стоит в напряженной позе, ноги расставлены, руки оперты на колено, он в любой момент готов или отразить удар или прыгнуть и поймать мяч, летящий в ворота.

За вратарем стоит мальчик в красной форме, это, наверно, запасной вратарь, мечтает сменить основного игрока и постоять на воротах, но его пока в игру не принимают, мал еще, ему наверно лет 10.

На картине, кроме игроков показаны и зрители, которые болеют за свою команду. Они расположились на импровизированно й трибуне – это сложенные доски. Зрители разных возрастов, здесь есть мужчина среднего возраста в костюме и шляпе, видимо шел мимо, увлекся игрой и сейчас болеет за одну из команд. На груди у него орденские планки, бывший фронтовик. Но сильнее всех болеют мальчик в темном костюме и девочка в красном капюшоне. Остальные дети более спокойны. Там же болеют девочки в школьной форме, видимо, еще не успели сходит домой переодеться. Все зрители смотрят в одном направлении, наверно сейчас будут бить пенальти, и, поэтому и вратарь так напряжен.

Здесь же мы видим белую собачку, свернувшуюся в клубок, и, как бы, тоже, наблюдающую за матчем.

На заднем плане картины мы видим старый промышленный город, это скорее всего окраина Москвы, видны правительственны е учреждения с красным флагом голубоватого цвета, старые жилые кварталы и новостройки. Вдали еле виднеются головки церкви.

Время меняется, тогдашние дети играли в футбол, бегали на свежем воздухе, а сегодняшних не оторвешь от компьютера или ноутбука. Им бы тоже посмотреть на эту картину Григорьева С, и тогда их потянет на улицу, на свежий воздух.

Цели урока:

    подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине;

    закрепить умения использовать деепричастия в своей речи;

    собрать материал для написания сочинения по картине;

    дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование урока:

опорный конспект.

ХОД УРОКА

Рассказ о художнике.

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Рыбачок”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

Беседа по картине:

- Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?

(Осень. Литья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)

- Где происходит действие, изображенное на картине?

(Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)

- Кто является главным действующим лицом картины?

(Мальчик-вратарь)

- Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)

- Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

(За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).

Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

(Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).

- Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

(Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

- Почему картина называется Вратарь?

(Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии).

- Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

(Футбол интересен всем. Футбол - любимый вид спорта. Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)

В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение, композицию.

Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

(Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание)

-

(Дети и молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны)

- Что вы видите на заднем плане?

(Город, огромные здания, жилые дома)

Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.), выясним их роль в раскрытии замысла художника.

Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

(Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.)

Нравится ли вам эта картина?

(Да, потому что на ней все изображено так как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол.)

Словарная работа . В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]),

Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

2. Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания.

(Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив.)

Составление плана описания картины.

Вначале назовем основные подтемы рассказа, например:

1) место и время действия;
2) спортсмены;
3) зрители;
4) художник и его картина.

Подчеркиваем условность названной последовательности описания и возможность иного построения рассказа, например, может начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце - время, место действия и т. п.

После этого предлагаем превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным. В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины, например:

1 вариант

1) За домом в погожий осенний день.
2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
3) Зрители “болеют” по-разному.
4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

2 вариант

1) Тема и основная мысль картины.
2) Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь”:


б) бесстрашный вратарь;
в) мальчик в красном костюме;
г) болельщики и зрители.


4) Роль деталей в картине.
5) Колорит картины.
6) Мое отношение в картине.

Опорный конспект

Какое время года и суток изображено на картине?

Где происходит действие, изображенное на картине?

Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол?

Что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

Кто изображен на втором плане картины?
Что вы видите на заднем плане?

Детали в картине

Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

Сочинение по картине С.А. Григорьева "Вратарь", 7-й класс

ПЛАН

1) Тема и основная мысль картины.
2) Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь
”:

а) на пустыре в погожий осенний день;
б) бесстрашный вратарь;
в) мальчик в красном костюме;
г) болельщики и зрители.

3) Особенности композиции картины.
4) Роль деталей в картине.
5) Колорит картины.
6) Мое отношение в картине.

Опорный конспект

Какое время года и суток изображено на картине?

Где происходит действие, изображенное на картине?

Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол?

Что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

Кто изображен на втором плане картины?
Что вы видите на заднем плане?

Детали в картине

Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер , капюшон, в легкой дымке, очертания строек.

Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Цели урока:

  • подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине;
  • закрепить умения использовать деепричастия в своей речи;
  • собрать материал для написания сочинения по картине;
  • дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование урока:

Мультимедийная Презентация к уроку, опорный конспект.

ХОД УРОКА

Рассказ о художнике.

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Рыбачок”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

Беседа по картине:

Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?

(Осень. Литья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)

Где происходит действие, изображенное на картине?

(Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)

Кто является главным действующим лицом картины?

(Мальчик-вратарь)

Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)

Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

(За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).

Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

(Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).

Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

(Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

Почему картина называется Вратарь?

(Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии).

Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

(Футбол интересен всем.
Футбол - любимый вид спорта.
Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)

В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение, композицию.

Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

(Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание)

Кто изображен на втором плане картины?

(Дети и молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны)

Что вы видите на заднем плане?

(Город, огромные здания, жилые дома)

Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.), выясним их роль в раскрытии замысла художника.

Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

(Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.)

Нравится ли вам эта картина?

(Да, потому что на ней все изображено так как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол.)

Словарная работа . В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек.

Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

Словарно-стилическая работа.

1.Подберите соответствующие деепричастные обороты.

1) Мальчик шел на ворота….
2) Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить.
3) Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу.
4) ... резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить

Для справки:

Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня.

2. Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания.

(Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив.)

Составление плана описания картины.

Вначале назовем основные подтемы рассказа, например:

1) место и время действия;
2) спортсмены;
3) зрители;
4) художник и его картина.

Подчеркиваем условность названной последовательности описания и возможность иного построения рассказа, например, может начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце - время, место действия и т. п.

После этого предлагаем превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным. В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины, например:

1 вариант

1) За домом в погожий осенний день.
2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
3) Зрители “болеют” по-разному.
4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

2 вариант

1) Тема и основная мысль картины.
2) Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь”:

а) на пустыре в погожий осенний день;
б) бесстрашный вратарь;
в) мальчик в красном костюме;
г) болельщики и зрители.

3) Особенности композиции картины.
4) Роль деталей в картине.
5) Колорит картины.
6) Мое отношение в картине.

Опорный конспект

Какое время года и суток изображено на картине?
Где происходит действие, изображенное на картине?
Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.
Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.
Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол?
Что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?
Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?
Кто изображен на втором плане картины?
Что вы видите на заднем плане?

Детали в картине

Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

На картине художник изобразил дворовый футбол. Посмотрите, на холсте мы видим не специально оборудованное футбольное поле, а обычный двор. Вместо штанг ребята используют свои портфели. Зрители, наблюдающие за ходом игры, сидят на небольшой скамеечке. Некоторым зрителям места не хватило, они стоят рядом.

Центральное место на картине занимает мальчик, который стоит в воротах. Это, пожалуй, самый важный человек во дворовой футбольной команде – вратарь. Глядя на вратаря, у меня создается впечатление, что он часто играет в футбол, ведь одно колено у него перевязано. Кроме того, мне кажется, что этот сорванец может и уроки попустить ради важного матча. Взгляд мальчика сосредоточен, он внимательно следит за игроками, которых на картине мы, к сожалению, не видим. Их мы можем себе только представить.

В сторону игроков смотрят и зрители, среди которых выделяется уже взрослый мужчина. Наверное, в детстве он тоже очень любил играть в футбол, и теперь с интересом смотрит за мальчишеской игрой. Рядом с мужчиной сидят ребята. А вот расположившейся в ногах одного мальчика собаке, пожалуй, все равно, кто победит в этой игре: она свернулась калачиком и спит.

На картине есть еще один персонаж, который заслуживает внимания. Это мальчуган, который стоит за вратарем. Наверное, из-за своего возраста его не взяли в команду. Теперь несостоявшийся футбольный игрок обижен, но с поля он уходить не собирается. Он наблюдает за игрой, стоя за спиной вратаря.

Скорее всего, на картине художник изобразил начало учебного года. Мы видим уже желтевшие листья на кустах, серое небо. На заднем плане картине стоят высотные здания. Возможно, это – Москва. А судя по одежде героев на картине, время, изображенное на картине «Вратарь» - это пятидесятые годы двадцатого столетия.

Картина мне понравилась. Настроение от просмотра у меня поднялось. Мне тоже захотелось поиграть в интересную игру – футбол.

Сочинение по картине «Вратарь» 7 класс

Сочинение-описание картины С. Григорьева «Вратарь»

«Вратарь» является одной из самых известных картин советского времени и принадлежит кисти С. Григорьева. Сегодня увидеть воочию данное произведение искусства можно посетив Третьяковскую галерею. Картина была создана в 1949 году, в непростое послевоенное время. В этот период страна всеми силами пыталась оправиться от пережитых бедствий и вернуться к мирной . Именно эту мысль хочет донести до нас художник, посвящая свою работу детям, их повседневному досугу.

Как известно, во все эпохи мальчишки отдавали предпочтение подвижным командным играм. Для советских детей любимым времяпровождением был футбол. Отсутствие специального поля – не помеха, его в то время легко заменял пустырь, что мы и видим на картине. Основным персонажем мастерски прорисованного сюжета является худощавый паренек лет двенадцати-тринадцати, стоящий на «воротах», которые обозначены двумя небрежно брошенными портфелями. Напряженная поза мальчика говорит о важности момента, можно предположить, что от его действий зависит ход дальнейшей игры. При ближайшем рассмотрении становится понятно, что перед нами опытный вратарь: правое колено подростка обмотано бинтом, на ногах кеды, а руки защищены перчатками.

Ни мяча, ни других игроков не видно, но внимательные взгляды главного героя и болельщиков, устремленные в противоположную сторону, красноречиво свидетельствуют о нешуточной борьбе за победу. Скамеек нет, и зрители расположились на бревнах. В основном это маленькие дети, и поэтому особо выделяется мужчина в костюме и шляпе. Он с неподдельным азартом наблюдает за игрой, возможно, это чей-то отец или брат. Позади вратаря с решительным видом стоит мальчик в ярко-красном костюме, видно, как ему хочется быть на месте своего старшего товарища. Лишь спящая на земле белая собачка безучастна к происходящему.

Художник запечатлел на картине – травы уже почти нет, а листва пожелтела. Где-то вдалеке виднеются неясные силуэты строящихся зданий, символизирующих скорое светлое .

7 класс Сочинение-описание картины С. Григорьева «Вратарь»

Сочинение по картине «Вратарь» 7 класс

Перед нами известная картина «Вратарь». Картина написана в тёмных, мрачных тонах. На ней изображены мальчишки, играющие в футбол. Действия на картине происходят в послевоенное время - ребята развлекают себя как могут. Они решили поиграть в футбол после школы.

Портфели для них стали штангами, а обычный двор – футбольным полем. За матчем наблюдает ребятня, по их лицам видно, что они переживают за исход игры. Среди ребятни сидит мужчина в синем костюме, чёрных туфлях и шляпе. Возможно это отец одного из играющих. Он тоже напряжённо наблюдает за игрой.

Неподалёку от зрителей стоит вратарь. По нему видно, что он устал, но готов играть дальше. Его коленка забинтована, но ему не страшны мелкие ссадины. Его взгляд нацелен в центр поля, где сейчас, наверное, находится мяч.
Взгляд мальчика напряжён: скорее всего, игрок с мячом приближается к воротам, чтобы пробить пенальти. Вратарь готов отбить мяч и не подвести себя и свою команду. Позади него стоит мальчик поменьше. Скорее всего, он чей-то младший брат, которого не взяли в команду. Он явно обижен, что его не взяли в игру. По его взгляду видно то, что он считает себя ничуть не хуже ребят, которые играют. Он даже встал за поле, а не сел рядом со всеми наблюдающими.

В общем – это очень красивая картина. Она прекрасна не контрастным изображением или приятными тонами – она прекрасна своим замыслом, выражающим развлечение детей в те годы. Она показывает совершенно типичную ситуацию того времени: мальчишки во дворе играют в футбол – стандартное развлечение для мальчиков в этом возрасте. Ещё эта картина показывает не безразличность детей взрослым, ведь отец пришёл поболеть за своего сына, поддержать его.

Такие развлечения сближают людей: отцов с сыновьями, приятелей по школе и ребят, живущих в одном дворе. В общем, картина отличная. Всё гениально и просто.

сочинение описание картины григорьева вратарь 7 класс

Сочинение по картине «Вратарь»

На картине С.Григорьева «Вратарь» мы видим футбольный матч, игроков и зрителей, расположившихся на пустыре.

Из игроков изображен только вратарь, остальные на картине не видны. Вратарь, судя по одетым на руки перчаткам, по лицу, выражающему серьезность, по жилистым ногам, очень опытный и не раз стоял в воротах. Вратарь – мальчик двенадцати – тринадцати лет – стоял, ожидая атаки на его ворота. Он сразу после школы. Это понятно по его портфелю, лежащему вместо штанги.

Вратарь, игроки и зрители находятся не на футбольном поле, а на пустыре, не предназначенном для футбола.

На втором плане – мальчик за воротами и зрители. Наверное, мальчик в красном костюме хорошо играет, но его не взяли, потому что он младше играющих. Ему на вид всего девять – десять лет. Но по выражению лица он сильно хочет играть.

Зрители же самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. И все очень интересуются игрой. Только собака, наверное, чья-то из зрителей, не смотрит на игру.

Место действия картины – Москва. На заднем плане видны сталинские постройки.

На дворе осень. Конец сентября – начало октября. Погода замечательная, теплая, потому что все одеты легко: в ветровках, некоторые – малыши – в шапках, вратарь – в шортах.

Мне понравилась эта картина тем, что она «живая». Я чувствую эмоции, которыми переполнены ребята: и игроки, и зрители.

сочинение ученицы 7 класса гимназии Захаровой Оли


Похожие сочинения:

Картина С. А. Григорьева "Вратарь".
С. А. Григорьев - известный украинский художник, автор многих картин, персонажами которых являются дети. Одна из лучших работ живописца - картина "Вратарь", написанная в 1949 году.
Действие происходит на школьном дворе в один из тёплых дней ранней осени. Вдали виднеются дома, стройки и пустырь, скрывающиеся в сиренево-голубоватой дымке. Границы ворот - сумки и кепки ребят.
Главный герой картины - долговязый светловолосый мальчик. Он один выглядит как настоящий спортсмен, на нём синие шорты, свитер, чёрные кожаные перчатки, спущенные носки. У мальчика перевязано колено, и это показывает, что он играет не в первый раз. Вратарь стоит в напряжённой позе: широко расставив ноги, опершись руками в колени, следит за действиями противника. За вратарём расположился, выпятив живот, заложив руки за спину, в красном лыжном костюме, его помощник, в любой момент готовый поймать мяч.
Зрители разместились на неаккуратно сложенных досках. Все они разных возрастов. За игрой следит мужчина, проходивший мимо и увлечённый возгласами детей. Активнее всех "болеют" мальчик в тёмном костюме и девочка в красном капюшоне. Остальные ребята более спокойны. Все болельщики смотрят в одном направлении. Из этого можно сделать вывод, что сейчас будут бить пенальти. За игрой наблюдает и маленькая белая собачка, свернувшаяся в клубок у ног детей.
Художнику удалось единым действием объединить довольно много персонажей. Каждой детали найдено своё место, каждый герой раскрыт по-своему объективно. Колорит картины разнообразен. В ней как бледные, телесные оттенки, так и яркие краски.
Мне, как и многим мальчишкам, нравится наблюдать за игрой кого-либо в футбол. Быть болельщиком - очень увлекательное занятие.
Картина мне понравилась, потому что художнику удалось передать накал футбольных страстей.

Описание картины С. Григорьева "Вратарь"
План сочинения.
Сергей Алексеевич Григорьев и его картина "Вратарь"
Сюжет и композиция картины
Образ вратаря

Сергей Алексеевич Григорьев родился в 1910 г.
В творчестве художника важную роль играет тема молодости, физического и духовного здоровья человека. Особенно часты у Григорьева детская и школьная темы. Детям посвящены лучшие работы художника. Картина "Вратарь" принесла Григорьеву заслуженную славу. За некоторые работы, в том числе и за "Вратаря", Григорьев получил Государственную премию. Именно об этой картине пойдет речь в данной работе.
Эта картина очень динамична. Сюжет ее следующий. На полотне царит осень, о чем свидетельствуют темное пасмурное небо, желтеющая и опадающая листва. Ребята возвращались из школы и зашли на пустырь поиграть в футбол. Пустырь находится сравнительно недалеко от города, на горизонте виднеются какие-то строения, даже просматриваются купола церкви. Ребята соорудили ворота из портфелей и школьных сумок, просто бросив их на землю, и завязалась увлекательная игра. О том, что игра азартна, свидетельствует неприкрытый интерес болельщиков. Зрители сидят на штабеле из досок.
Центральным персонажем картины является мальчик-вратарь. Вратарь стоит, согнувшись, поза его напряжена, он сосредоточенно следит за игрой. По его позе можно предположить, что мяч пока далеко от ворот. Но в любой момент мальчик готов вступить в игру и защищать свои ворота. Герой хочет походить на настоящего вратаря. У него поза профессионального футболиста, на руках перчатки. Замотанная бинтом коленка свидетельствует о том, что не впервые вратарь стоит на футбольном поле, и всегда он защищал ворота, даже ценой собственных коленей. Возникает ощущение, что мальчик нередко наблюдал за игрой в футбол и стремится подражать футболистам даже в одежде. На ногах у мальчика спущенные чулки и подвязанные тесьмой калоши. Видно, что вратарь - храбрый, бесстрашный мальчик, увлеченный своим делом.
За вратарем стоит, заложив руки за спину, маленький мальчик в красном костюме. Кажется, что он тоже считает себя почти профессиональным футболистом, с видом знатока ребенок следит за игрой. Но в команду его пока не принимают.
Взоры всех болельщиков устремлены вправо, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Остальные игроки с мячом не изображены на полотне, но напряженное внимание зрителей свидетельствует о жаркой схватке. Мужчина в шляпе и пиджаке, кажется, целиком захвачен зрелищем игры и словно бы сам хочет принять в ней участие. В его позе художник сумел изобразить напряжение и готовность к порывистым движениям. Мужчина сидит, слегка расставив ноги, оперевшись ладонями о колени и подавшись вперед и вбок, туда, где игроки бьются за мяч. Вероятно, молодой мужчина и сам хорошо играет в футбол. А возможно, он вспомнил собственное детство и такие же гонки с мячиком на пустыре.
Мальчик в лыжном костюме и красном галстуке не меньше увлечен игрой. Он смотрит, вытянув голову вперед и приоткрыв рот. Мальчик с малышом на руках и девочка в школьной форме, с красным бантом в волосах также внимательно смотрят за игрой. Другие девочки, сидящие на досках - с куклой, в капюшоне, в красной шапке, - более спокойно относятся к игре, но тем не менее внимательно за ней наблюдают. Самые спокойные, даже равнодушные к игре персонажи картины - малыш в пуховом платке и белый лохматый пес с черным ухом. Ребенок спокойно прислонился к брату, а собака свернулась клубочком и дремлет.
Картина называется "Вратарь", и это название отражает суть задумки художника. Григорьев стремился изобразить мальчика, стоящего на страже ворот.
Несмотря на то что зрители не видят собственно футбольного матча, можно понять, что Григорьев отобразил один из наиболее острых моментов игры. Это чувствуется и в позе вратаря - напряженной, исполненной ожидания, и в явном интересе зрителей.
Для раскрытия замысла Григорьев использует такие средства живописи, как освещение, цвет, композиция. Построение картины достаточно простое и максимально отражает авторский замысел. Как мы уже говорили, центральное место занимает вратарь, главный герой полотна. Вратарь изображен на переднем плане, отдельно от других игроков команды. На втором плане можно увидеть детей и молодого мужчину. На заднем плане картины угадываются город, высотные здания, жилые дома. Важную роль в восприятии картины играют детали. Внимание привлекают сооруженные из портфелей и сумок ворота, забинтованное колено вратаря.
Картина решена в теплой цветовой гамме. Художник использует оттенки желтого, светло-коричневого, красного. Земля на картине светло-коричневая, вытоптанная, лишенная растительности, и зритель понимает: футбольная игра далеко не впервые проводится на этом пустыре. На кустарниках и поле можно увидеть золотистые листья, рыжевато-желтые доски играют роль лавочки для болельщиков. Красные тона отразились в костюме маленького мальчика, банте и шапочке девочек. Такие цвета помогают художнику передать напряженность действия, матча.
Картина Григорьева передает ощущение воздушности, прозрачности осеннего воздуха. Пейзаж в данной работе играет роль фона, он ненавязчив и исполнен в достаточно приглушенных красках: словно затуманенный город на заднем плане, темные и теплые тона земли, светлые неяркие кустарники. Все в картине подчинено основному замыслу художника и тонкого психолога: наиболее точно изобразить юного вратаря, всецело увлеченного игрой и ответственно относящегося к своей роли. Картина Григорьева - это рассказ о детях, играющих в футбол.