Государственная политика в области дошкольного образования. Государственная политика в сфере дошкольного образования и условия её реализации в ближайшем десятилетии Доу входят в спектр государственной образовательной политики

Корнева К. К.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов Трифонов Ю. Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в современных условиях. Выявлены имеющиеся риски и проблемы, обозначены пути их решения.

Ключевые слова: дети, дошкольное образование, государственная политика в сфере дошкольного образования.

RANEPA Tambov Trifonov Yu. N.

Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov

A STATE POLICY IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION AND PARTICULAR QUALITIES OF IT"S IMPLEMENTATIONS AT THE

Abstract: In the article it was considered the main directions and particular qualities of implementations of a state policy in the sphere of preschool education at the present stage. It was identified the existing risks and problems, and it was marked the ways of their decisions.

Keywords: children, a preschool education, a state policy in the sphere of preschool education.

Как известно, государственная политика в сфере дошкольного образования является составной частью государственной образовательной политики, под которой понимается реализация функций государства в сфере образования. Исходя из этого, под государственной политикой в области дошкольного образования нами понимается система государственных мер и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития данного элемента системы образования.

Отметим, что с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в РФ») изменилось место дошкольного образования в отечественной системе образования. Было установлено, что дошкольное образование - это первый уровень общего образования (п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Особая значимость дошкольного обучения и воспитания, системы заботы о раннем детстве связана, прежде всего, с ростом потребности в таких услугах в связи с тем, что устойчивый характер в последние годы приобретают тенденции повышения рождаемости и увеличения численности детей дошкольного возраста и повышения потребности различных групп населения в качественных и доступных образовательных услугах на уровне дошкольного образования . Поэтому политическим руководством страны и органами власти уделяется значительное внимание дошкольному образованию. Так, В.В. Путин подчеркнул, что «в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов - это наша с вами задача, в этом - успех России» . Сказанное в полной мере относится к первому уровню общего образования - дошкольному.

Основные механизмы реализации государственной политики в области дошкольного образования определены в ч. 2 ст. 89 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой сказано, что управление системой образования, помимо прочего, включает в себя:

Формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

Осуществление стратегического планирования развития системы образования;

Принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.

Отметим, что апробация и внедрение современных механизмов реализации государственной политики в области дошкольного образования происходили в 2000-е годы, когда были переосмыслены ошибки в данной сфере, допущенные в 90-е годы прошлого столетия. Напомним, что в тот период реализация конституционных прав на образование, и прежде всего, дошкольное образование, была значительно затруднена. В связи с этим в начале XXI века перед нашей страной встала задача по возвращению утраченных позиций в сфере образования в целом, и в дошкольном образовании, в частности. С этой целью были приняты такие документы, как «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Приоритетный национальный проект «Образование», а также ряд Федеральных целевых программ.

Очередной импульс совершенствованию системы дошкольного образования придал Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» . Важным этапом развития института дошкольного образования стало

принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

Вместе с тем, в сфере дошкольного образования сохраняются весьма острые проблемы. Так, в некоторых случаях установленные количественные показатели, касающиеся дошкольного образования, достигаются в ущерб качественным. Например, решение задачи по обеспечению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет породила проблему ликвидации яслей и закрытия ясельных групп в детских садах.

Как подчеркивает Т.Л. Клячко, проблемы дошкольного образования не сводятся лишь к нехватке мест в дошкольных учреждениях. Дошкольный уровень образования до сих пор рассматривается как система социального призрения (обеспечить присмотр и накормить) и пока не рассматривается как система, определяющая эффективность дальнейших образовательных траекторий . Тем самым, детские ясли и сады ещё во многом по старинке выполняют по образному выражению И.В. Бестужева-Лады роль «камер хранения».

Основная инфраструктурная проблема в дошкольном образовании в том, что оно не обеспечивает выравнивания стартовых возможностей детей. Перед входом детей в систему общего (обязательного школьного) образования, оно не устраняет (и даже не всегда смягчает) различия в культурном и социальном капитале семей. Как отмечается в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка .

В настоящее время все более актуальной становится проблема реформирования системы дошкольного образования, поиска новых

организационных, нормативно-правовых, программно-методических форм и методов работы с детьми, решения вопросов формирования профессионального корпуса педагогов и специалистов дошкольного воспитания и обучения. Сегодня в детских садах растет потребность не просто в традиционных воспитателях, но и в социальных педагогах, психологах, специалистах консультативно-диагностических служб, имеющих опыт работы с родителями, населением, поликлиниками, социальными службами, средствами массовой информации и т.д. .

В литературе подчеркивается, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования . В рамках задачи развития современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования предусматривается реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. С этой целью предусматривается:

Обеспечение поддержки региональных программ развития дошкольного образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

Создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования;

Обеспечение реализации в каждом регионе программ поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми;

Повышение квалификации по новым образовательным программам 95% педагогических работников и управленцев системы дошкольного образования.

В результате реализации принимаемых мер будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику .

Таким образом, государственная политика в области дошкольного образования представляет систему государственных мер и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития данного элемента (уровня) системы образования.

Список литературы

1. Беспалов, М.В. Современные технологии анализа хозяйственной деятельности учреждений дошкольного образования / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 307-310.

2. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко.- М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. -53 с.

3. Кораблева, Г.Б. Дошкольное образование в России: состояние и проблемы кадрового потенциала / Г.Б. Кораблева // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №4. С.71-79.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.

5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2336.

7. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // [Электронный ресурс]. URL: http: // pravo.gov.ru (дата обращения - 16.02.2017).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013, 25 ноября - Федеральный выпуск №6241.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года // Российская газета. 2016, 2 декабря.

10. Рудакова, Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние / Е.Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2012. № 4. С. 175-183.

Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современности качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • - единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • - светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • - свобода и плюрализм в образовании;
  • - демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования является смена приоритетных ценностей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение вариативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления. Ее осуществление связано с пересмотром всех компонентов образовательного процесса, в центре которого стоит развитие ребенка. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.

В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения.

Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка:

  • - обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования);
  • - заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей;
  • - содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Процесс развития дошкольного образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

В настоящее время в России утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые стратегические цели образования. Одна из них - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

ФГТ к структуре ОООП дошкольного образования это нормативный документ, обязательный для исполнения, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Основная общеобразовательная программа призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В связи с этим основной целью образовательной политики РФ в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребёнка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки республики Бурятия

АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»

Контрольная работа

На тему: Государственная политика в области дошкольного образования

Выполнила:

Новолодская Марина Геннадьевна

образовательный политика дошкольный

Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современности качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Свобода и плюрализм в образовании;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования является смена приоритетных ценностей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение вариативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления. Ее осуществление связано с пересмотром всех компонентов образовательного процесса, в центре которого стоит развитие ребенка. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.

В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения.

Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка:

Обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования);

Заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей;

Содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Процесс развития дошкольного образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

В настоящее время в России утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые стратегические цели образования. Одна из них - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

ФГТ к структуре ОООП дошкольного образования это нормативный документ, обязательный для исполнения, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Основная общеобразовательная программа призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В связи с этим основной целью образовательной политики РФ в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребёнка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, его суть и задачи. Требования к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Представления о содержании дошкольного образования, предложенные в Стандарте.

    презентация , добавлен 05.05.2016

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Современное состояние системы образования РФ. Раннее и дошкольное детство как особый национальный ресурс для решения проблем социального и экономического развития. Формирование федеральной политики в области образования, принципы его финансирования.

    магистерская работа , добавлен 30.06.2010

    Основные показатели в системе дошкольного образования в Красноярском крае, перспективы его развития. Проблема доступности дошкольного образования. Реализация комплексных, парциальных образовательных программ и программы коррекционной направленности.

    реферат , добавлен 22.07.2010

    Принципы соответствия дошкольного образования целям опережающего развития. Приоритетные взаимосвязанные задачи. Место эколого-нравственного воспитания и образования в развитии детей. Система обеспечения работы дошкольного образовательного обеспечения.

    презентация , добавлен 25.09.2014

    курсовая работа , добавлен 23.04.2013

    Общая характеристика системы среднего образования Республики Казахстан. Определение направлений современной образовательной политики Казахстана. Комплексная оценка целей и задач государственной политики в сфере развития среднего образования Казахстана.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России. Ликвидация академических свобод университетов в годы советской власти, централизация управления высшей школой. Государственная политика современной России в области образования.

    презентация , добавлен 06.12.2013

    Особенности организации дошкольного образования в США. Программа образования для детей грудного возраста в Китае. Порядок посещения дошкольных учреждений во Франции. Причины слабого развития детских садов в Германии. Цели дошкольного воспитания в Японии.

    презентация , добавлен 10.05.2014

    Рассмотрение готовности к школе как объекта образовательной политики. Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. Дидактические игры как средство развития интегративных качеств дошколят.

Белицкая Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад с.Бобровка"
Населённый пункт: Саратовская область,Красноармейский район,с.Бобровка
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные направления развития дошкольного образования в соответствии с государственной политикой в области дошкольного образования"
Дата публикации: 04.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Основные направления развития дошкольного образования в соответствии с государственной политикой в области дошкольного образования. В России сложилась система законодательства в области образования, включающая несколько уровней: нормы Конституции РФ; нормы, регулирующие отношения в области образования, содержат Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ; нормы федеральных законов и нормы законов субъектов Российской Федерации. Решающим правообразующим фактором в области образования стали положения Конституции РФ. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ в том числе гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Важную, базовую роль в образовательном законодательстве выполняет Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 –ФЗ. По широте содержания, объему регулируемых отношений, нацеленности на системную упорядоченность правовых предписаний он, по существу, является кодифицированным актом, выступает в качестве основ законодательства в области образования. Вместе с тем, развитие системы дошкольного образования определяется не менее важными документами. - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. - Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Вышеперечисленные документы провозглашают: - самоценность дошкольного периода; -личностный рост ребенка; -формирование траектории его индивидуального развития; - учет потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» изменена система уровней образования в отличие от действующего законодательства об образовании в качестве уровней образования выделено дошкольное образование. Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральным
государственным образовательным стандартом, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Федеральным законом закреплена новая классификация образовательных учреждений. Установлен тип учреждений, в том числе дошкольная образовательная организация (основная цель деятельности – реализация образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми). Виды образовательных организаций в рамках типа упразднены. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно – правовую форму и тип образовательной организации. Основными направлениями деятельности являются: -Обеспечить доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 2016г. К 2016 году всем детям от 3 до 7 лет должна быть обеспечена доступность дошкольного образования (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г.) Инструментом реализации данного направления является: - муниципальная «дорожная карта», в которой отражено - развитие муниципальной системы дошкольного образования (строительство, реконструкция нефункционирующих ранее дошкольных учреждений, создание дополнительных мест в действующих дошкольных учреждениях); - развитие негосударственного сектора, индивидуального предпринимательства _