Гаремы раджпутов. Майсор (Майсур) — Дворец Махараджи, ч.1, Индия Кто из индийских махараджей женился на европейках

На севере Индии, на расстоянии около 250 км от Дели к югу и от Агры к западу лежит город с многовековой историей, который называют "розовым" из-за особенного оттенка домов и окружающего ландшафта. Джайпур - одна из самых знаменитых крепостей страны, им, начиная с XVI века, управляла семья махараджей Сингх, поражавшая мир богатством Дворца ветров ("Хава Махал ") и прочих многочисленных резиденций. Сегодня в городе работает музей, где среди серебряных кувшинов и роскошной одежды недавно появились несвойственные для индийского "антуража " экспонаты. Это коллекция снимков, сделанных в период между 1857-1865 годами - стеклянные негативы, которые оставались нетронутыми на протяжении полутора столетий.

На фотографиях запечатлены уникальные портреты министров, военных советников и гостей правительственного дворца, а также совершенно бесценные для историков кадры - позирующие перед объективом жены махараджи и надсмотрщицы гарема в привычной для себя одежде. Кто же мог сделать снимки женщин, не доступных для глаз простых смертных? Это был сам махараджа - принц Саваи Рам Сингх II (Ram Singh II), заядлый поклонник прогресса и фотограф-любитель. Именно благодаря ему мы можем увидеть быт индийского дворца середины XIX века, странных дервишей с выбеленными лицами, пышно разодетых придворных; взглянуть на несколько напряженные лица жен из гарема.

Волнения женщин можно понять - фотография была в новинку в наиболее цивилизованных государствах мира, не говоря уже об отдаленном, хоть и чрезвычайно богатом, удельном княжестве на окраине Британской империи. Однако именно во время правления Рамы Сингха II (с 1835 по 1880 год) Джайпур получил все блага прогресса. Махараджа был настоящим просветителем - при нем в городе был разбит сад Рам Нивас, который помогал бороться с засухами (сегодня там находятся городской зоопарк, места для отдыха и пикников), построен полноценный водопровод.

При "принце-фотографе ", так его иногда называли, город был газифицирован по последнему слову викторианской техники, в нем возводились школы и музеи. Княжеская семья Джайпура вообще была богата передовыми, рационально мыслившими правителями - преемники Рамы Сингха II ездили в Лондон и Европу (кроме женщин гарема, конечно), играли в поло. После того, как Индия стала независимой, они сумели сохранить имущество от разграбления, превратив дворцы в люкс-отели (революционный на тот момент шаг) и передав многие ценности в музей - может, поэтому снимки раджи и дошли до наших дней.

Жизнь махараджи-фотографа - волшебная сказка, которая осталась на снимках

Живо интересовавшийся научными достижениями и набиравшим тогда популярность искусством фотографии махараджа формально взошел на трон еще ребенком. Он родился 27 сентября 1835 года и тогда же получил "в наследство" княжество Саваи Джайпур. Полноценно распоряжаться своими землями он стал в 1851 году (с этого момента многие историки отсчитывают даты его правления), но и до этого юный махараджа знал, что волнует его подданных. Он наблюдал за горожанами и работой чиновников инкогнито, выяснял, как они живут и "чем дышат ". В царствование Рамы Сингха II было отменено рабство, жестокие обычаи средневековой Индии (например, сати), он осознал, что империя должна идти в ногу со временем.

Признанный главным реформатором в династии, махараджа основал в Джайпуре больницу Майо (она действует до сих пор), школу искусств, Публичную библиотеку, поставил первый в стране литографический пресс. При нем право посещать учебные заведения получили девочки, в штате были проложены дороги, оросительные плотины и созданы департаменты европейского образца. Он был неплохим литератором, любил бальные танцы и проводил много времени в фотолаборатории - как ее тогда называли, photukhana. Она стала главным увлечением правителя, который не только создал студию в своем дворце, но и провозгласил официальный "курс " на фотографию, снимая жителей княжества и чиновников в учреждениях.

Рам Сингх II был членом фотографического общества Бенгалии, посещал Калькутту в целях обучения, где знакомился с английскими фотографами. Вместе с ними он фотографировал жителей, культуру родного княжества, традиционные костюмы и быт - настоящий клад для современных историков. Прогрессивность махараджи признало и Британское правительство: он дважды назначался в Законодательное собрание в качестве вице-короля и носил титул GCSI (кавалер Ордена Звезды, великий Командор империи). Рам Сингх II умер в сентябре 1880 года, оставив после себя наиболее развитый город Индии - и его снимки.

Портреты от принца-фотографа - новейшие технологии и аура Индии

В 1860 году принц познакомился с английским художником и фотографом Т. Мюрреем из Наинитал (штат Уттаракханд), которого сначала пригласил побывать у себя в гостях. Затем махараджа нанял британца для обучения и совместной работы в Джайпуре, где тот остался уже надолго. Правитель хотел полноценно освоить технологии использования мокрых коллодионных пластин и сенсибилизированной альбуминовой бумаги - основные материалы для фотографирования на тот момент. Проводя часы в лаборатории, Рам Сингх II стал настоящим мастером.

Технология, которая в 50-х годах XIX века вытеснила дагерротипы, достаточно сложна, и, наверное, современникам странно было видеть, что пресыщенный развлечениями махараджа так тщательно ее отрабатывал. В процессе фотографирования используют состав, нанесенный на обработанные мелово-спиртовым раствором стеклянные пластины. Эмульсия (двухпроцентный коллодий, йодистый калий, бром-кадмий) выступает в качестве связующей основы для светочувствительных галогенизированных кристаллов серебра.

"Мокрая " технология предусматривает немедленное экспонирование - нужно сразу обрабатывать железным купоросом готовую эмульсию (это занимает 4-5 минут), так как при высыхании она теряет свойства. У увлажненных фотопластин светочувствительность гораздо выше, чем у сухих, хотя их нельзя брать с собой - например, в путешествие. С ними можно работать на коротких выдержках, и портреты махарани (жен из гарема) и их служительниц выходили четкими, контрастными. Мокрый коллодионный метод избавлял позирующих людей от мучительной необходимости сидеть перед объективом по несколько часов, и махараджа делал много снимков.

Также он работал с альбуминовой фотопечатью - ее изобрели в 1850 году. Бумага со светочувствительным слоем быстро заменила калотипию - на ней изображение проявлялось при экспозиции на дневном освещении, оно было резким, все тончайшие светотеневые нюансы были хорошо видны. Непосредственно перед печатью фотограф должен был сенсибилизировать материал (обработать азотнокислым серебром в растворе) - чувствительность его сохранялась не дольше 12 часов.

Высушенную бумагу помещали под негатив и проявляли на свету, поэтому она и называлась "дневной ". Чтобы у снимков не было некрасивого красноватого оттенка, их обрабатывали вирирующим золотом (наверняка радже это нравилось). При достаточно простой технологии альбуминовые фотографии хранятся несколько десятилетий, а при правильном хранении и дольше. Стоит поблагодарить работников дворца (а впоследствии музея) за старания, благодаря которым прекрасные портреты дошли до нас.

С фотографий на нас смотрят удивительные женщины в роскошных сари, со сложными прическами, тяжелыми украшениями в волосах, в ушах и даже в носу. Они не улыбаются - ведь для жены правителя совершенно неприлично показывать свое лицо на людях. Однако, просветительский талант махараджи очевиден: его жены, пожилые служительницы и простой люд Джайпура спокойно позируют в расслабленных позах. Принцессы и придворные в чалмах, военные советники, снятые на фоне поразительно роскошных дворцовых интерьеров, воины со щитами и копьями - как бы мы увидели все это, не будь Рам Сингх II столь умным и просвещенным человеком? И, в конце концов, потомки лучше запоминают художников, ученых, реформаторов, чем ленивых восточных князей - и говорят о них с теплом и уважением.

Трущобы, антисанитария и коровы – первые образы, возникающие при упоминании об Индии. Дворцы, бриллианты и Ролс-ройсы – этот ассоциативный ряд уж никак не всплывает в голове. Но именно вторая цепочка отражает повседневные реалии современных махараджей.

Вконтакте

Однокласники

В современной Индии границы между кастами до сих пор сохраняются, но уже не являются столь четкими, как раньше, особенно для представителей низшего и среднего социальных сословий.

Тем же, кто родился в богатых семьях с длинной родословной, приходится придерживаться принятой для их положения модели поведения и целого свода негласных правил.

Сейчас потомки махараджей – древних индийских правителей – ведут тот яркий и сказочный образ жизни, который мы привыкли видеть в фильмах.

Но за это им приходится расплачиваться личной свободой. Для того, чтобы стать полноценными наследниками капитала и статуса своей семьи, им необходимо соответствовать ожидаемым стандартам поведения. Давайте заглянем в закулисье такой жизни.

Заключение браков









Ограничения накладываются, в первую очередь, на выбор спутницы жизни. Если представители большинства сословий, особенно в городах, могут заключать союзы по любви практически с любым понравившимся кандидатом, даже другой национальности, то для высших каст существуют очень жесткие ограничения.

– В Индии брак – это боль. И это навсегда… – с горечью в голосе произнесит один из потомков махараджей и наследник огромного состояния.

– А ты мог бы жениться на иностранке? – интересуются у него.

– Мог бы… Но это было бы последнее, что я сделал в своей жизни. Традиции до сих пор очень сильны, и мне нужно выбрать девушку соответствующего уровня. Потому что только человек того же происхождения сможет разделить всю мою ответственность и войти в мою семью. Только в этом случае родители дадут благословение.

– А ты сам выбираешь или у них уже есть какие-то варианты? - задают ему вопрос.– Они постоянно мне кого-то предлагают. Но всё не то. Хоть мне и 29, но я еще не готов к семье, хотя бы еще два года хочу пожить без жены…– А как вообще проходят свадьбы у Вас – представителей высшей касты?

– Очень помпезно. Событие празднуется три дня, приглашается много гостей. На свадьбе моей сестры было 50 тысяч человек, сняли футбольный стадион… И, к слову, мы не разводимся, что бы ни случилось потом. На проведение таких свадебных церемоний обычно закладывается от одного до пяти миллионов долларов, поскольку такое событие бывает у них лишь раз в жизни.

В современных условиях существуют и некоторые поблажки, например, оба в паре могут иметь отношения до брака. Ранее для женщин это считалось непозволительным.

Сейчас исключаются лишь дети на стороне. Брак – это соединение двух семей и бизнес-расчет. Обычно расходы делят пополам обе семьи.

Профессиональная деятельность

Все важные посты в государстве занимают представители знатных семей. Именно они идут на дипломатическую службу, строят крупные компании и работают чиновниками высших рангов.

К этому готовят еще с детства, и как минимум год юное поколение получает высшее образование за границей в лучших вузах мира. Все они отлично говорят по-английски, поскольку именно на нем происходит основное общение в деловой среде.


Более того, многие родители намеренно создают для своих детей жесткие конкурентные условия в начале карьеры и урезают их спонсирование, чтобы привить им предпринимательский азарт.

До сих пор считается, что женщине необязательно работать, поэтому у мужчин всегда лучшие стартовые позиции и возможности. Дочерям влиятельные родственники зачастую помогают строить творческую карьеру, например, актрисы или певицы.

Раньше такой род занятий считался недопустимым для представительниц знатных сословий. Сейчас же это способствует привлечению более выгодного для брака жениха.

Отношения с родственниками

Старший в семье всегда прав, и слово родителей – закон. Без их одобрения не совершается ни один крупный шаг, будь то покупка недвижимости, дальняя поездка или же выбор невесты.

Как правило, взрослые дети живут отдельно от остальных родственников, но очень часто приезжают друг к другу в гости. Более того, в богатых индийских семьях поддерживаются отношения не только с ближними, но и всеми дальними родственниками. Бизнес, зачастую, также строится только на кровных узах.

Бытовые условия

Каждый из членов семьи располагает, помимо общего, своим личным имуществом. Обычно это большой дом как место основного проживания в одном из крупных городов и несколько вилл в любимых местах для отдыха и встреч с друзьями.

Выгодным и перспективным считается вкладывать в элитную зарубежную недвижимость. Наполнение парка машин зависит от уровня благосостояния семьи. Как минимум, это один автомобиль для особых случаев, несколько для повседневных поездок и один-два для прислуги. В целом, Индия – один из лидеров по количеству Ролс-ройсов в стране. Среди основных покупателей дорогих яхт вслед за арабами и американцами идут индусы. Быт обеспечивает штат слуг. Каждый из них выполняет четко определенные обязанности. Считается престижным нанимать именитых поваров, которые ежедневно будут готовить для обитателей дома.

Оплата труда повара, охранников и водителей составляет около ста долларов на человека в месяц. Остальные, например, уборщики, получают чуть меньше. В среднем, на содержание всего персонала уходит 2000 – 5000 доларов в месяц.

Внешний вид


Большое внимание потомки махараджей уделяют и собственной внешности. Например, перед выходом на улицу наносят солнцезащитный крем с максимальным фильтром, потому что более светлый оттенок кожи – признак благородства.

И, действительно, можно заметить, что представители более бедных прослоек населения – темнее на тон, а то и на два. Выбирая повседневную и деловую одежду, очень отдают предпочтение местным дизайнерам. По качеству работы они не отличаются от популярных европейских коллег, и, при этом, учитывают локальные тренды и вносят национальные элементы.

Стоимость одного качественного мужского костюма составляет 2000 – 4000 долларов. Женские траты на одежду еще выше, ведь цена хорошего индийского сари может быть составлять не одну тысячу долларов. А таких сари у девушки из благородной семьи должно быть несколько десятков.

Отдельную статью расходов составляют аксессуары, например, стоимость одной хорошей пашмины может достигать 5000 долларов.

Времяпрепровождение и отдых

В стране, где основная часть населения живет за чертой бедности, существуют оазисы для роскошного отдыха, куда и отправляются обеспеченные индусы.

– Вовсе не обязательно выезжать куда-то за границу, у нас есть развлечения на любой вкус: и горные курорты, и сафари, и спа-отели, и отличные пляжи, и частные острова, которые можно взять в аренду или купить, – делится опытом потомок махараджей.

Члены богатых индийских семей очень ценят хороший отдых и всегда оставляют время на себя, даже несмотря на занятость. Многие отели рассчитаны именно на местных: например, в них обязательно имеются отдельные корпуса или номера для прислуги, путешествующей с хозяевами.

Отличный сервис и потрясающая внимательность персонала, готового исполнить любую прихоть постояльца, – отличительные особенности таких отелей.

Например, считается вполне естественным без дополнительной оплаты накрыть для гостя завтрак не в общем ресторане, а где-нибудь на природе или же на крыше, даже если сотрудникам понадобится для этой оказания услуги несколько часов подготовки.

Индусы, выросшие в богатых семьях, зачастую видят грязь и нищету лишь из окон автомобиля, проводя досуг в предназначенных лишь для верхушки общества местах.

Такая вот она – другая Индия, скрытая от взоров большинства местного населения и туристов. Закрытая и элитарная, формировавшаяся столетиями.

Неизменной осталась и вера в законы кармы: ведь если Вы родились в такой семье, значит, заслужили это воплощение и должны прожить его достойно и с честью.

В город Майсоре я приехала из Бангалора, на электричке. Билет стоил 51 рупию, время в пути более 2 часов. От вокзала до центра города доехала на автобусе за 4 рупии. Дошла до улицы, где есть много отелей, цена фиксированная и торг был неуместен. Я выбрала маленькую комнату с душем и туалетом за 275 рупий. Мне даже выдали махровое полотенце. Отель мой, естественно безо всяких звезд, находился недалеко от центра и от двух автобусных станций — большого междугороднего терминала в одну сторону, и городского в другую. Место, надо сказать очень оживленное, но недалеко от самой главной достопримечательности — шикарного Дворца Майсора. Именно из-за него я продолжила свое путешествие сюда, но как всегда больше ничего не знала. Туристы сказали, что майсурский дворец красивый, вот я и поехала.

Майсор (Mysore, Mysuru) или Майсур, Майсоре (зависимости о прочтения) — второй по величине город в индийском штате Карнатака. Расположен в 135 км к юго-западу от — Южная Индия. Мне понравился этот город, здесь даже есть урны для мусора! А улицы убирают и подметают!!! Такого я еще не видела в Индии, если не считать привокзальной площади в . А в большой почитаемый храм на Chamundi Hill (Чамунди холм) ходит новенький автобус с кондиционером. Город совсем недорогой и развитый. Но сначала про то, что посмотреть в Майсоре, а потом про жизнь.

Достопримечательности Майсура (Майсора)

Дворец Махараджи , дворец Джаганмохан , самая большая христианская церковь в Индии, мечеть, зоопарк, центры йоги, красивые здания,парки, аллеи и множество достопримечательностей и .

С 1399 по 1947 г Майсур (Майсор) был столицей Майсурского княжества в составе могущественной Империи Виджаянагар, ее столицей был , а в 1564г. княжество вышло из этой империи, которая вскоре распалась, и существовало самостоятельно. Не все было гладко в истории правителей Майсурского княжества, однако в 1881 году власть была передана законным наследникам династии Водеяров. С этого года и начался новый период расцвета Майсора. Княжество Майсур стало первым индусским княжеством в тогдашней Британской Индии.

Дворец Махараджи

Главная достопримечательность города и всей Индии — это Майсурский Дворец или Дворец Махараджи . Это самый настоящий красивый дворец в Индии. По мне, так он значительно интереснее знаменитого и всех остальных дворцов, что я видела в и .

Эффектный и величественный, в современном своем виде Дворец был вновь отстроен в 1912г, после деревянного предшественника, сгоревшего в 1897.
Самый первый дворец, однако был построен здесь в 14 веке, но он несколько раз разрушался, достраивался и перестаивался. Во майсурском дворце располагалась резиденция правящей династии Ванаров. Сейчас там интересный музей, а на огромной территории находится несколько храмов (7 или 12 точно не помню) и три или четыре входа (gates), украшенных красивыми воротами арками, но войти можно было только в один, а выйти в другой. По воскресеньям и праздникам вечером с 19 до 20 ч весь дворец освещается и сверкает многочисленными лампочками, которых 5000 штук. (фото нет)


Билет в сам Дворец стоил 200 рупий. Аудио гид выдается бесплатно, правда под залог. Фотографировать внутри здания запрещено, меня чуть не оштрафовали на 500 рупий, но к счастью я отвертелась, извинилась, но больше не фотографировала. Зато у Вас есть редкая, уникальная возможность взглянуть на несколько снимков внутреннего убранства и залов Дворца.

Необыкновенной красоты отделка и эти колонны, придают тонкость, изящество, шарм, а цветовая палитра создают уют и подчеркивают богатство.

У меня трепетало сердце, гуляя по большой территории и наслаждаясь красотой и размахом. А когда я ходила по дворцовым залам, то представляла себя принцессой 🙂 И чувствовала в этой роли себя очень комфортно.

На территории Дворца Махараджи есть несколько храмов. Вот этот на северной стороне форта Бувандешвара храм был построен в 1951 году для симметрии с другим храмом — Шветха Варахасвами Shri Shwetha Varahaswami Temple, что на южной стороне форта дворца. Я не заходила внутрь, но говорят, что там сохранились очень старинные фрески и роспись.

Огромный двор форта Дворца Махараджи я обошла почти весь — уж очень впечатляюще. В стороне увидела дворцовых слонов, но близко подойти не решилась. Их, скорее всего, используют для праздничных церемоний. Слоны стояли в тени дерева, прячась от солнца.

А это главные ворота форта, но они были закрыты для прохода. Однако, туда можно зайти и посмотреть, там есть очень красивые ажурные винтовые лестницы (я фотку удалила — жаль). И вообще, если есть время стоит пройтись в тени по колонному проходу и посмотреть.


Ну, что же пора уходить и так несколько часов тут провела. Пошла к воротам. Там за ними тоже стоит крошечный храм. Это ворота на выход, они намного меньше центральных, выходишь прямо на оживленное место в городе, близко к отелям, автостанции, магазинам.

Как я уже сказала в Майсоре много достопримечательностей и вот еще один дворец

Дворец Джаганмохан

Дворец Джаганмохан использовался в качестве резиденции на время строительства главного Дворца Махараджи. На протяжении многих лет в этом здании размещается галерея с коллекцией картин, утвари, музыкальных инструментов. Внутри расположена сцена, где проходят праздники. Когда я была, там репетировали дети.

В Майсуре есть еще много интересных зданий и дворцов, некоторые из них переделаны в отели. А на перекрестках стоят вот такие монументы.

Церковь Святой Филомены в Майсоре

Католическая церковь Св. Филомены является одной из самых больших церквей в Индии. Высота шпилей более 53 м. Считается, что на этом месте находилась одна из старейших католических церквей, возведенная более 200 лет назад, для британских солдат. Правитель Махараджа Кришнараджа Водеяр II выделил кусок земли, где и была построена маленькая церковь. А его внук Махараджа Кришнараджа Водеяр IV основал на этом месте 28 октября 1933г. взамен маленькой вот этот собор Св. Феломены, по стилю напоминающий знаменитый собор в Кёльне в Германии. Строительство закончилось в 1956 году.

Собор может вместить 800 человек. Внутри под алтарем там есть подземные помещения, где хранится память об умерших. Здесь красивые витражи, а вечером включается подсветка, которая делает его просто необыкновенным и величественным. Работает он с 5 утра до 6 вечера.

В Индии в одном месте можно встретить наличие нескольких религий и главное они не мешают существовать друг другу и их почитателям. Вот на этой улице можно увидеть и мечеть и вдалеке Собор Св. Филомены.

Махараджа Кришна раджа Водеяр IV, правил городом и княжеством Майсур в течение многих лет с 1902 по 1940 гг. Он придавал особое внимание развитию образования, новых идей физического воспитания. Видимо поэтому Майсор является также очень известным центром по практике и обучению йоги. В городе много йога-школ, куда приезжают люди из разных стран на обучение практикам.

Город очень славится своими палочками — благовониями на всю Индию и за ее пределами. Резьба из сандалового дерева, работы по бронзе занимают достойную нишу. Также здесь производят высококачественный шелк, развита электротехническая промышленность, есть университет.

Цены на индийскую еду здесь совсем дешевые, а свежевыжатый сок стоил сущие копейки — 20 рупий. Я часто покупала фрукты, взамен острых блюд. Пробыла всего пять дней в Майсуре, и у меня остались приятные впечатления. Рекомендую посетить Майсор в путешествии по Индии.

Об остальных важных и красивых достопримечательностях, старинных храмах, о рынке, а также о красивом саде Бриндаван, что за городом читайте в статье в части 2 — там очень интересно. Я затем продолжила самостоятельное путешествие по Индии в город .

© flickr.com/florian_pusch

Сайт tochka.net вместе с Forbeswoman расскажут тебе, чем приходится жертвовать современным махараджи ради статуса.

Сейчас потомки махараджей - древних индийских правителей - ведут тот яркий и сказочный образ жизни, который мы привыкли видеть в болливудских фильмах. Но за это им приходится расплачиваться личной свободой. Для того, чтобы стать полноценными наследниками капитала и статуса своей семьи, им необходимо соответствовать ожидаемым стандартам поведения. Давайте заглянем в закулисье такой жизни.

© flickr.com/jasleen_kaur
  • Заключение браков

Ограничения накладываются в первую очередь на выбор спутницы жизни. Если представители большинства сословий, особенно в городах, могут заключать союзы по любви практически с любым понравившимся кандидатом, даже другой национальности, то для высших каст существуют очень жесткие ограничения.

В Индии брак - это боль. И это навсегда...

Потомок махараджей и наследник огромного состояния

На проведение свадебных церемоний обычно закладывается от одного до пяти миллионов долларов, поскольку такое событие бывает у них лишь раз в жизни. В современных условиях существуют и некоторые поблажки, например, оба в паре могут иметь отношения до брака. Ранее для женщин это считалось непозволительным. Сейчас исключаются лишь дети на стороне. Брак - это соединение двух семей и бизнес-расчет. Обычно расходы делят пополам обе семьи.

© gettyimages
  • Профессиональная деятельность

Все важные посты в государстве занимают представители знатных семей. Именно они идут на дипломатическую службу, строят крупные компании и работают чиновниками высших рангов. К этому готовят еще с детства, и как минимум год юное поколение получает высшее образование за границей в лучших вузах мира. Все они отлично говорят по-английски, поскольку именно на нем происходит основное общение в деловой среде.

© gettyimages

Более того, многие родители намеренно создают для своих детей жесткие конкурентные условия в начале карьеры и урезают их спонсирование, чтобы привить им предпринимательский азарт. До сих пор считается, что женщине необязательно работать, поэтому у мужчин всегда лучшие стартовые позиции и возможности. Дочерям влиятельные родственники зачастую помогают строить творческую карьеру, например, актрисы или певицы. Раньше такой род занятий считался недопустимым для представительниц знатных сословий. Сейчас же это способствует привлечению более выгодного для брака жениха.

© gettyimages
  • Отношения с родственниками

Старший в семье всегда прав, и слово родителей - закон. Без их одобрения не совершается ни один крупный шаг, будь то покупка недвижимости, дальняя поездка или же выбор невесты. Как правило, взрослые дети живут отдельно от остальных родственников, но очень часто приезжают друг к другу в гости. Более того, в богатых индийских семьях поддерживаются отношения не только с ближними, но и всеми дальними родственниками. Бизнес, зачастую, также строится только на кровных узах.

© gettyimages
  • Бытовые условия

Каждый из членов семьи располагает, помимо общего, своим личным имуществом. Обычно это большой дом, который является местом основного проживания в одном из крупных городов, и несколько вилл в любимых местах - для отдыха и встреч с друзьями. Выгодным и перспективным считается вкладывать в элитную зарубежную недвижимость.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Наполнение парка машин зависит от уровня благосостояния семьи. Как минимум, это один автомобиль для особых случаев, несколько для повседневных поездок и один-два для прислуги. Быт обеспечивает штат слуг.

© gettyimages
  • Внешний вид

Большое внимание потомки махараджей уделяют и собственной внешности. Например, перед выходом на улицу наносят солнцезащитный крем с максимальным фильтром, потому что более светлый оттенок кожи - признак благородства. И, действительно, можно заметить, что представители более бедных прослоек населения - темнее на тон, а то и на два.

Выбирая повседневную и деловую одежду, очень многие отдают предпочтение местным дизайнерам. По качеству работы они не отличаются от популярных европейских коллег, и при этом учитывают локальные тренды и вносят национальные элементы. Стоимость одного качественного мужского костюма составляет 2000 - 4000 долларов.

© flickr.com/himanshu_sarpotdar
  • Времяпрепровождение и отдых

В стране, где основная часть населения живет за чертой бедности, существуют оазисы для роскошного отдыха, куда и отправляются обеспеченные индусы.

Еще один отрывок из моей книги «Гаремы — красота порока или порок красоты?»

Эротическая живопись Древней Индии

Гаремы раджпутов.

Гаремы Бхарата

Я уже отмечал, что об Индии сложно писать в силу того, что она неоднородна. То, что было привычным на Юге страны, могло быть строжайшим табу на Севере, и наоборот. Выше изложена общая информация о гаремной жизни Древней Индии, но следует понимать, что в деталях она могла отличаться в разные эпохи и в разных государствах Бхарата.

На этом наше знакомство с гаремной жизнью Индии можно было бы и закончить, но все же мне хотелось бы рассказать еще и о гаремах Махараджей Раджастхана и Великих Моголов. Это, скорее, уже Индия не древняя, а средневековая, но и в первом и во втором случае - это значимые моменты развития индийской цивилизации. Не сами гаремы, разумеется, а раджпутские княжества* и могольская империя. Но тема нашей книги - гаремы, поэтому сделав краткий исторический эскурс, мы вернемся к ней.

*Примечание: слово «раджпут» переводится как «сын царя».

Народ воинов.

В свои первые поездки по Индии я дважды оказывался в штате Раджастхан*. Меня потрясли дворцы и, особенно, крепости раджпутов. После я еще много путешествовал и по Индии, и по другим странам Азии, но подобных крепостей я не видел больше нигде. К чему это я? Да, к тому, что раджпуты с момента своего появления на территории Индии (по разным данным это произошло с I по V века нашей эры) - были народом воинов, что находило свое отражение и в семейной жизни.

*Примечание: название этого штата переводится как «Обитель раджей».

Раджпутские представления о чести распространялись не только на мужчин, но и на женщин. Согласно им ни один из них не мог оказаться в плену или рабстве. Если крепость была обречена на то, что ее возьмут превосходящие силы противника, раджпутские воины открывали ворота и выходили на свой последний бой, а их жены собирались в одном из крепостных помещений и устраивали джаухар - коллективное самосожжение. Во многих крепостях Раджастхана и сейчас можно увидеть на стенах некоторых помещений копоть от этих самосожжений (я видел подобное в крепости Гвалиора).

Предводители раджпутов - махараджи - имели обычно много жен (до 30). Если муж погибал или умирал - жены совершали сати - самосожжение. На входе в форт Джоджпура у ворот есть памятная доска с отпечатками женских ладоней разного размера* - напоминание, что здесь жены махараджи совершили обряд сати.

*Примечание: жены махараджи были разного возраста. В том числе и не достигшие совершеннолетия. У раджпутов, как и в целом по Индии, была распространена практика детских браков, когда девочку выдавали замуж до того момента, когда у нее начались первые месячных (иначе ее родичи считались виновными в гибели возможного зародыша). В то же время жить настоящей супружеской жизнью супруги начинали, когда девочка достигала совершеннолетия.

На входе в форт Джожпура

Особое внимание уделялось первом браку, поскольку наследником махараджы был первый сын. В том случае, когда первого сына рожала не первая жена, то старшей супругой становилась та, кому это удалось сделать раньше других. И ее сын становился наследником.

Махараджа при желании (могу предположить, что таковое возникало часто) мог иметь близость и со служанками, относившимся к более низким кастам. Это было и приятно для них, и полезно, поскольку сыновья рожденные от таких контактов близкого рода, входили в клан и, получив начальное образование и овладев воинскими навыками пополняли армию.

Дворцы Раджастхана.

Каждая из жен махараджи понимала, что ее собственная жизнь зависит от него и может быть недолгой. Некоторой компенсацией такой жизни на грани смерти было стремление глав раджпутских княжеств обеспечить себе и своей семье (гарему) роскошную жизнь. Дворцы махараджей Раджастхана и сейчас поражают воображение, а в те времена они были фантастически великолепны.

Озерный дворец. Джайпур

Полковник Джеймс Тод, первый историк Раджастхана так описывал резиденцию принца Джагат Сингха*: «Дворец построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны - все сделано из этого материала, во многих местах выложено мозаикой, некоторое однообразие приятно рассеивается высвеченными лучами солнца, проходящими сквозь стекла всех цветов радуги. Покои расписаны акварельными картинами на исторические темы… Стены - и здесь, и в главном дворце обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены основные исторические события семьи - от самых древних до помпезной свадьбы теперешнего правителя. Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамленные зарослями тамаринда и вечнозеленых деревьев; перистые листья-опахала пальмировой пальмы колышутся над темными кипарисами и тенистыми бананами. Специальные обеденные комнаты с колоннами и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу. Здесь они слушают песни своих бардов и отсыпаются после полдневной дозы опиума среди прохладного ветерка с озера, носящего нежные ароматы сотен цветущих лотосов, покрывающих воды озера, а когда пары зелья улетучатся, они открывают глаза и видят пейзаж, равный которому нельзя вообразить даже в опиумных грезах - водный простор Пичола с его изрезанными, покрытыми лесами берегами, на самом краю горизонта виден храм Бхимпури у перевала в горах Аравалли…»

*Примечание: Сингх - лев.

Мрамор, кстати, и в наше время добывают в Аджмере - городке неподалеку от столица Раджастхана Джайпура. Я тоже обратил внимание во время своих путешествий по Раджастхану насколько широко он использовался. Особо восхитили мраморные гаремные окошки через которые обитательницы гарема могли видеть, что происходит снаружи, в то время, как сами оставались невидимыми.

К гаремам имеет отношение один из самых знаменитых архитектурных памятников Раджастхана - Дворец Ветров (Хава-Махал). На самом деле это не дворец, а гаремное крыло дворцового комплекса джайпурского махараджи Савай Пратап Сингха (1778-1803). Фасад здания имеет 953 крохотных окошка, которые, опять же, позволяли видеть все снаружи и оставаться при этом невидимыми. К тому же, благодаря им дворец наполнял прохладный воздух в знойные дни - отсюда и «дворец ветров».

Впечатлил меня во время одного из моих посещений Джайпура и «Хрустальный дворец» (Шиш Махал) форта Амбера* (подобные «Хрустальные (стеклянные) дворцы» есть и в других замках раджпутов). Его стены украшены тысячами маленьких зеркал. По преданию для его освещения достаточно одной лампы - свет, отражаясь в зеркалах, освещает все помещение.

*Примечание: знаменитая крепость в пригороде Джайпура.