Зарплаты руководителей учреждений культуры в россии. Откуда у мастеров культуры миллионные зарплаты Почему Швеция прекратила преследование Ассанжа

Производственная занятость в цирке или театре для обывателя овеяна ореолом определённой элитарности. Часто возникает мнение об удивительно высоких доходах представителей этих специальностей. Ведь даже уровень финансирования отрасли приятно поражает высоким показателем.

Достаточно вспомнить, что отрасль культуры профильное министерство выделило более 80 миллиардов рублей. Сразу кажется, что балерины Большого театра или тот, кто жонглирует в цирке, могут похвастаться многозначным показателем в справке 2-НДФЛ. По этой причине стоит разобраться, сколько в реальности зарабатывают те, кто указан в штатном расписании цирка или театра.

Слово «театр» — греческое, оно означает «место для зрелищ»

Легенды о фантастических зарплатах начинаются именно на таких должностях. Для начала поговорим о заработных платах директоров.

  1. В 2019 году самым большим годовым доходом мог гордиться глава Мариинского театра Валерий Гергиев. Каждый месяц он приносит домой зарплату в 707 тысяч рублей.
  1. На втором месте был глава Государственного академического малого театра — Юрий Соломин (порядка 600 тысяч).
  1. На третьем месте оказался руководитель Большого театра — Владимир Урин, зарабатывающий ежемесячно по 500 тыс. рублей.

Большая часть его коллег живёт на несколько меньшие суммы, редко превышающие 100 тысяч. Хотя при этом у них есть удобный дополнительный источник дохода в виде гонораров. Наибольшее вознаграждение солиста определяется всегда индивидуально, как и потенциальный доход кинорежиссёра.

Заработок актёров

Доход выпускников театральных вузов столь позитивными показателями не отличается. Для начинающих артистов зарплата в 9 тысяч рублей в первые годы работы становится просто настоящим подарком. Столь высокопарно приходится говорить, учитывая большой процент представителей актёрских профессий, которые просто оказываются невостребованными работодателем. Средняя зарплата даже опытных артистов цирка или театра в большинстве случаев составляет порядка 30 тысяч «деревянных» ежемесячно.

Правда, грустную картину немного скрашивают гонорары. За одно выступление на простом детском утреннике выпускнику циркового училища или театрального вуза могут предложить сумму до тысячи долларов или евро. Правда, часто такой доход является серым или полностью неофициальным. Не всегда официально получает оклады массовка фильма. Она высчитывается каждый раз индивидуально.

Средние доходы и расходы актёра в крупном городе

От чего зависит гонорар

Уровень средств зависит и того спектакля, в котором работник задействован, насколько успешно он собирает кассу и привлекает зрителей. Потенциальный доход режиссёров зависит от известности его имени и предполагаемой кассы показов.

Гонорары известных представителей профессии ещё выше:

  • За один день работы такие люди, как Константин Хабенский или Сергей Безруков, получают порядка 7 000 долларов США.
  • Около 4 тысяч американских долларов в день зарабатывает Светлана Ходченкова.
  • Около трёх тысяч долларов стоит один день работы Анастасии Заворотнюк.
  • Актёры с не столь известными именами обычно заявляют плату от 500 до 2700 долларов в день. Такие расценки называют те, кто снимается в раскрученных сериалах.

Уровень окладов рядовых сотрудников искусства

Размер ежемесячного дохода рядовых актёров цирка и театра в среднем по России составляет около 30 тысяч рублей. При этом такую сумму они получают не в день, а в месяц. В числе тех, кто пока показывает себя в кордебалете или массовке, одним из самых высоких окладов могут похвастать те, кто находится в штате Большого театра.

Он составляет немногим более 70 тысяч. При этом балерины зарабатывают несколько меньше, чем балерины. Балерина в небольших организациях могут получать порядка двадцати тысяч, стараясь получать дополнительные средства за счёт гонораров или преподавания.

Такова ставка часто даже у солиста. Она не столь велика, как кажется претендентам на поступление. Не так много подчас зарабатывают даже примы, если оказываются на сцене провинциального театра.

Ещё ниже ставка у работников театральных структур, которые не являются творческими единицами. Обычно она ещё ниже, чем у артистов.

Средняя зарплата работников театра в России

Выручка работников цирка

Та сумма, которую каждый месяц приносит семье клоун или тот, кто жонглирует или ходит по проволоке, непосредственно зависит от места его деятельности. Так, профессиональный артист, являющийся клоуном и получивший специализированное образование, в крупном столичном цирке может получать до 100 000 рублей при наличии значительного стажа, наград и признания. Такой клоунский доход часто оказывается далеко не шуточным.

Его начинающийся коллега в раскрученном московском цирке в виде перечисления на зарплатную карточку каждый месяц получит не выше 19 тысяч.

В среднем клоун зарабатывает в 2020 году:

  • в Хабаровском крае порядка 23,5 тысяч;
  • в Республике Коми около 25,5 тысяч;
  • в Свердловской области около 35 тысяч рублей;
  • в Ямало-Ненецком крае 37 тысяч;
  • в Московской области около 60 тысяч рублей.

Интересное видео. Профессиональные секреты циркового артиста. Рекомендуем посмотреть.

Как получить дополнительный доход

Дополнительный доход представителям этой специальности приносит участие в выездных концертах и гастролях, на съёмках на ТВ. В случае успешно складывающейся карьеры такой специалист способен получить за годы своей деятельности сумму, достаточную на приобретение жилой недвижимости в крупном населённом пункте и построить загородный дом. сейчас пользуется особой популярностью.

Важно обратить внимание на ведущую роль клоуна в представлениях, что позитивно отражается на размере оклада. Большая часть представителей этой структуры суммы получает вполне достойные, хотя и не столь значительные. В среднем в зависимости от региона заработная плата жонглёра, гимнаста, эквилибриста, фокусника и представителей других творческих профессий составляет от 70-75 тысяч в месяц.

Система расчёта заработной платы работников бюджетной сферы

Независимый профсоюз актеров театра и кино направил обращение в Роструд и Министерство культуры РФ с просьбой проверить и обосновать зарплаты руководства ведущих российских театров. По мнению представителей организации, некоторые директора и худруки получают необоснованно завышенные зарплаты, которые отличаются от средних окладов артистов в 8–15 раз.

Так, например, худрук петербургского Александринского театра Валерий Фокин получает 8,4 млн рублей в год, худрук Российского молодежного театра Алексей Бородин - 6,4 млн, худрук ярославского Театра драмы имени Федора Волкова Евгений Марчелли - 4,4 млн, директор Театра кукол имени Образцова Ирина Корчевникова - 2,5 млн, директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин - 5,7 млн.

Кроме того, высокие оклады имеют заместители руководителей и главные бухгалтеры театров. К примеру, главный бухгалтер Мариинского театра Марина Бабушкина зарабатывает больше, чем гендиректор Большого театра Владимир Урин (8 млн рублей в год). Каждый из заместителей директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича получал в 2014 году в среднем 4 млн рублей в год. Заместитель директора по работе со зрителем МХТ имени Чехова Наталья Виноградова получает 6,7 млн рублей в год.

Почему в театрах, которые финансируются государством, руководители получают порядка 600 тыс. рублей в месяц, в то время как простые работники цехов и артисты вынуждены считать копейки до зарплаты? Мы обратились в ведомства за разъяснениями, потому что эта ситуация должна быть отрегулирована, - рассказал председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.

При этом, по информации базы данных trud.com, зарплаты артистов российских театров в среднем составляют около 30 тыс. рублей в месяц. Самые крупные оклады у московских актеров - в среднем 50 тыс. рублей; в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми и Сочи - около 30 тыс. рублей. В Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде и других менее крупных городах зарплаты артистов редко превышают 20 тыс. рублей. При этом зарплаты руководителей театров этих регионов сравнимы с заработком столичных директоров и худруков.

В Министерстве культуры пояснили, что заработная плата руководителя подведомственных учреждений культуры формируется индивидуально, в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты).

Размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения, - сказали в пресс-службе Минкультуры.

Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова считает, что любой востребованный актер «зарабатывает несравненно больше, нежели главный бухгалтер театра».

Я ни в коей мере не хочу сравнивать актеров и главных бухгалтеров, потому что каждый работает по своему профилю. Но главный бухгалтер в нашем театре - это человек, который отвечает за все финансы, в данный момент несет ответственность за стройку и реконструкцию, отвечает за деньги, которые выделяет Минкультуры на госзадание, за зарплату каждого сотрудника, за правильность расчета. Любой актер в лучшем случае бывает задействован пять раз в месяц. Если это актеры из массовки, то они работают больше, но у них и норма другая. Артистам, которые востребованы, некогда чужие деньги считать, - сказала Михайлова.

Председатель московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина сказала, что современная система театрального дела провоцирует безответственность.

Очень часто в защиту своих высоких зарплат директора и главбухи говорят о том, что они материально ответственны. Вспомните хотя бы один случай, чтобы кого-то из руководства театров наказали по итогам финансовых проверок. Недавно уволили Алексея Малобродского, директора «Гоголь-центра». В театре многомиллионные долги, о чем публично заявил глава департамента культуры. В чем заключается материальная ответственность бывшего директора? Почему к нему нет никаких вопросов? - интересуется Лидия Фомина.

В мае Министерство культуры опубликовало декларацию о доходах руководителей подведомственных учреждений. Сведения впервые предоставлялись по форме, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». В документе впервые указывались не только доходы руководителей учреждений, но также их замов и главных бухгалтеров.

Рекордсменом по заработкам традиционно стал художественный руководитель - директор Мариинского театра Валерий Гергиев. За прошедший год он заработал из разных источников 339,7 млн рублей. Помимо руководства Мариинским театром, Гергиев возглавляет Лондонский симфонический оркестр (контракт истекает в конце 2015 года). По данным СПАРК, маэстро также является совладельцем центра творческих встреч «Эльба», организующего музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». Кроме того, в собственности дирижера находится 15% акций ООО «Евродон» - компании, специализирующейся на производстве мяса птицы. По примерным оценкам, оборот компании за 2013 год составил около 5 млрд рублей.

Как и в 2013 году, в пятерку лидеров вошли художественный руководитель - директор МХТ имени Чехова Олег Табаков (48,2 млн рублей) и худрук Театра наций Евгений Миронов (43,4 млн рублей). Примечательно, что конкуренцию богатейшим театральным деятелям не может составить первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов: за 2014 год он заработал 36,5 млн рублей.

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин не вошел даже в двадцатку самых богатых управленцев в области культуры. Общий доход Урина составил 7,2 млн рублей.

Судя по всему, в области балета и других видов искусств мы вполне можем конкурировать с остальным цивилизованным миром. По крайней мере, если не по качеству спектаклей, то по доходам руководителей театров. Министерство культуры обнародовало данные о среднемесячных зарплатах звезд, которые "рулят" подведомственными учреждениями культуры.

ПО ТЕМЕ

Самым богатым оказался Валерий Гергиев – худрук и одновременно директор Мариинского театра. В 2016-м он получал 12 857 163 рубля в месяц.

В Москве же наибольший оклад у Олега Табакова. Только на посту худрука МХТ им. Чехова он зарабатывал по 935 994 рубля (это не считая возглавляемой им "Табакерки" и театрального колледжа).

Чуть скромнее аппетиты у главы Малого театра Юрия Соломина – 746 698 рублей. Далее идут худрук театра им Евг. Вахтангова Римас Туминас с зарплатой в 661 421 рубль и петербуржец – Андрей Могучий из БДТ им. Товстоногова, которому платили 603 235 рублей.

Гедиректору Большого театра Владимиру Урину из бюджета доставалась 559 271 рублей. Валерию Фокину из Александринского театра на карточку каждый месяц "капало" по 517 434 рубля.

Евгений Миронов из Театра наций заслужил 458 919 рублей. Прославленная Татьяна Доронина из МХАТ им. Горького – 389 686 рублей. Замыкает список Алексей Бородин из Молодежного театра – он имеет 353 358 рублей. Получается, что Бородин получает в 35 раз меньше, чем Гергиев.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству культуры РФ, за 2016 год

Повторяем речь идет о средней зарплате в месяц! Это важно!

Мы быстренько пробежались по достаточно большому списку руководителей и выбрали на наш взгляд самое интересное

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Генеральный директор Гагарина Елена Юрьевна 964 210 рублей в месяц

2. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Исторический музей»
Директор Левыкин Алексей Константинович 494 197 рублей в месяц

3. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» Генеральный директор Трегулова Зельфира Исмаиловна 436 013 рублей в месяц

4. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж»
Генеральный директор Пиотровский Михаил Борисович 839 076 рублей в месяц.

5. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Директор Попов Геннадий Викторович 451 543 рублей в месяц

6. Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм»
Генеральный директор Шахназаров Карен Георгиевич 355 803, рублей в месяц

7. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой» Ректор Цискаридзе Николай Максимович 592 863 рублей в месяц

8. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Школа-студия (институт) имени Вл.И.Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П.Чехова»
Ректор Золотовицкий Игорь Яковлевич 362 681 рублей в месяц

9. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имсени Гнесиных»
И.о. ректора Маяровская Галина Васильевна 553 083 рублей в месяц

10. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская национальная библиотека»
Генеральный директор Лихоманов Антон Владимирович (по 19.01.2016) 1 220 171 рублей в месяц

11. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Большой театр России»
Генеральный директор Урин Владимир Георгиевич 559 271 рублей в месяц

12. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Мариинский театр»
Художественный руководитель - директор театра Гергиев Валерий Абисалович 12 857 163 рублей в месяц

13. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Малый театр России»
Художественный руководитель Соломин Юрий Мефодьевич 746 698 рублей в месяц

14. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Московский Художественный академический театр имени А.П.Чехова» Художественный руководитель- директор театра Табаков Олег Павлович 935 994 рублей в месяц

15. Федеральное государственное унитарное предприятие «Большой Московский государственный цирк на проспетк Вернадского»
Директор Запашный Эдгард Вальтерович 499 717 рублей в месяц

Специально для РФ-СМИ С. Брэйнин

Министерство культуры РФ на своём сайте опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год

Средний возраст руководителей ведущих театров Москвы уже перевалил за 80! Почему мастера культуры не спешат уходить на заслуженный отдых, даже если их силы на исходе?

Ответ на этот вопрос, возможно, кроется в отчете Министерства культуры РФ. На своем сайте оно опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год.

ДЛЯ СПРАВКИ : Юрию Соломину (Малый театр) и Олегу Табакову (МХТ им Чехова) по 81. Александру Ширвиндту (Театр сатиры) - 82, Татьяне Дорониной (МХАТ им. Горького), Галине Волчек («Современник») и Марку Захарову («Ленком») - по 83 года. Некоторые из них уже с трудом передвигаются самостоятельно, но готовы приезжать на работу даже в инвалидной коляске.

Самым высокооплачиваемым оказался худрук и директор Мариинского театра Валерий Гергиев . В среднем каждый месяц минувшего года он получал по 12 миллионов 857 тысяч 163 рубля. Его коллега из Санкт-Петербургской академической филармонии, по данным Минкульта, зарабатывал 976,2 тысячи рублей в месяц. А гендиректору Музея-заповедника «Московский Кремль» Елене Гагариной (дочке первого космонавта) выплачивался оклад 964,2 тысячи рублей.

Дорогие мои старики: СОЛОМИН, ШИРВИНДТ, ЗАХАРОВ

Чуть меньше - по 936 тысяч - падало на карточку Олегу Табакову . Но, помимо руководства МХТ, Олег Павлович, как известно, еще возглавляет театр «Табакерка» и театральный колледж. Эти учреждения финансируются из бюджета Москвы, но данные о зарплатах своих работников культуры столичный департамент пока не публиковал. Поэтому на сегодняшний момент не известно, например, об окладах Марка Захарова , Александра Ширвиндта , Галины Волчек. Их театры также финансируются не из федерального, а из московского бюджета.

Галина ВОЛЧЕК. Фото: ИТАР-ТАСС

Среди руководителей других знаменитых «очагов культуры» выделяется Юрий Соломин. Его средняя зарплата в 2016 году составляла 746,7 тысячи. Коллега Юрия Мефодьевича из МХАТа Татьяна Доронина задекларировала сумму почти вдвое меньше - 389,6 тысячи.

Руководитель Большого Московского цирка Эдгар Запашный каждый месяц минувшего года получал 499,7 тысячи. Одним из самых низкооплачиваемых стал Константин Райкин из «Сатирикона» - 247,5 тысячи рублей.

Известного музыканта Юрия Лозу - который, помимо прочего, имеет экономическое образование - не удивили размеры окладов худруков.

- Наш бюджет и не такие нагрузки выдержит, - иронизирует Лоза. - Откуда же, как не из бюджета, брать зарплаты этим деятелям культуры? Ведь они по сути ничего не производят. Обидно, что и среди наших олигархов нет работяг. Они ничего сами не создали, живут на нефтяной игле. Хапнули в свое время на приватизации народных богатств, а теперь и в ус не дуют. Вот и наши худруки точно так же подстроились: знают, где деньги брать. Либо от тех же олигархов, либо от государства, которое для них, по сути, является олигархом. Поэтому для бедных, простых людей культура ничего и не делает, только для богатых! Поэтому и фильмы не для народа снимают, и спектакли не для народа ставят.

В театре директор получает миллион рублей, а монтажник сцены - в тридцать - сорок раз меньше, - продолжает Лоза. - А от последнего, между прочим, безопасность актеров зависит. Разве это справедливо? Надо сокращать эту безумную разницу в заработках. Я тоже больше своих музыкантов получаю, но не во столько же раз! Это мои коллеги, и они работают столько же, сколько и я, стоят за мной на сцене, играют. Так что совесть мне не позволяет их обдирать.