Выбор медиатора. Что такое медиатор для гитары и какой купить лучше

Людям, профессионально играющим на гитаре, часто приходится пользоваться медиаторами. Они хорошо разбираются в вопросе о том, какому инструменту какой плектр подходит лучше. А вот начинающие гитаристы часто затрудняются, нужна ли им эта «примочка» вообще, и если да, то какой именно медиатор лучше купить.

Медиатор - это что такое?

Медиатор для гитары представляет собой небольшую пластинку треугольной (чаще всего) формы с закруглёнными обтекаемыми краями, предназначенную для защипывания струн или игры боем. Роль плектра (второе название предмета) заключается в извлечении более качественного звука из инструмента и защите пальцев играющего. Производят медиатор для гитары из различных материалов - пластика (самые дешёвые экземпляры), дерева, кости и металла.

Типы плектров по толщине

Подбирая медиаторную пластинку, начинающему музыканту следует ориентироваться, прежде всего, на её толщину. Она влияет на силу издаваемых инструментом звуков, их громкость и другие параметры. Медиатор для гитары может быть тонким, средним, толстым и очень толстым.


Типы плектров по форме

Типы плектров по материалу

  1. Пластиковые (из целлулоида, нейлона, ацетала, акрила и др.) Акриловые и ацеталовые - более прочные и хорошо себя зарекомендовали. Это самый доступный медиатор для гитары, цена его достаточно низкая по сравнению с другими.
  2. Металлические. Они дают хороший, чистый звук, но слишком портят струны.
  3. Деревянные, из ценных пород - палисандра, чёрного дерева.
  4. Стеклянные - дают хороший многотональный звук.

Несколько советов

Лучше покупайте медиаторы шероховатые, они не будут скользить и выпадать, особенно если пальцы потеют. По размерам берите те, которые удобно держать. Но если нужно играть в быстром темпе, лучше, когда в руке маленький плектр.

Рано или поздно многие начинающие гитаристы сталкиваются с таким немаловажным вопросом: как выбрать медиатор для гитары?На сегодняшний день в музыкальных магазинах достаточно большой выбор медиаторов на любой вкус и цвет, что посмотрев на коробочку с этими пластмассовыми штучками, разбегаются глаза в разные стороны.

Поэтому с первого раза новичку будет сложно сделать самому правильный выбор, ну разве что взять медиатор с какой-то классной картинкой. Но тут не все так просто, существует много разных критериев, по которым следует делать правильный выбор будущего медиатора. Как раз для таких людей будет посвящена эта статья.

По своему опыту скажу, что сам когда-то в первый раз выбрал по картинке медиатор и, причем взял самый тонкий, в итоге было неудобно играть. Сегодня я буквально за пару минут могу выбрать то, что мне действительно нужно и к чему я привык за все годы игры на гитаре. Поэтому всегда покупаю сразу несколько нужных мне медиаторов, чтобы не приходилось привыкать к другим. На самом деле к медиатору тоже вырабатывается привычка, со временем и Вы это поймете, когда найдете оптимальный для себя. Для начала возьмите себе по одному медиатору каждого вида. А вот какие это виды, мы сейчас разберемся.

Медиатор (он же плектр) – это тонкая пластинка, чаще всего из пластмассы, с заостренным концом, которая предназначена для того, чтобы приводить струну в колебательное состояние или же, проще говоря – извлекать звук.

Производитель

Существует достаточно много разных фирм, которые изготавливают медиаторы. К качеству изделия придираться не приходится, т.к. его конструкция проще некуда. Многие гитаристы чаще всего выбирают такие знаменитые бренды как: Dunlop , Fender , Gibson , Ibanez и другие. А выбор этот связан с тем, что работа с такими медиаторами уже вдохновляет.

Материалы

При производстве медиаторов могут быть использованы следующие материалы:

  • Тортекс (Tortex ) / Дерлекс (Derlex ) – имеет гладкое шелковистое покрытие, которое долго не изнашивается. Медиатор из этого материала очень удобный и обладает теплым звучанием при игре.
  • Дерлин (Derlin ) – покрытие медиатора изготовленного из этого материала более гладкое, а звучание яркое. Подходит для скоростной игры.
  • Целлулоид – поверхность, отшлифованная и гладкая на ощупь. Этот материал хорошо себя зарекомендовал, т.к. лучше всего подходит для ритмовых мелодий и сольных партий.
  • Нейлон – медиаторы, изготовленные на основе этого материала, имеют преимущество перед другими, которое заключается в их мягкости и гибкости. Поверхность ровная и гладкая.
  • Поликарбонат – материал, обладающий свойствами, как и дерлина, так и целлулоида. Может даже отдавать стеклянным призвуком при определенной толщине плектра.
  • Лексан (Lexan ) – материал похожий на стекло, очень твердый и почти не гнется. В основном применяется в медиаторах с толщиной свыше 1 мм. Обладает эффектом стеклянного призвука и быстро изнашивается.
  • Металл – обладает собственным дополнительным при игре звуком, а медиаторы изготовленные из него подходят больше всего для сильных атак.

Форма

  • Standard – самый популярный и широко используемый вид медиаторов. Для стандартного медиатора характерен мягкий звук при игре.
  • Teardrop & Jazz – эти медиаторы обычно толще стандартных. Любят их за яркость.
  • Triangle – имеет форму равностороннего треугольника. Такой медиатор практичен, потому что можно играть любой его стороной. Самый лучший вариант для любителей поэкспериментировать.
  • Sharkfin – это универсальный медиатор, который позволяет использовать две стороны для игры. Играть можно как ребристой частью, так и обычной стороной как у стандартного медиатора.

Толщина

Пожалуй, это самое главное при выборе будущего медиатора и на это следует в первую очередь обращать внимание, т.к. в основном от его толщины и будет зависеть звучание Вашей гитары. Толщина медиатора бывает от 0,38 до 3 мм. При выборе толщины медиатора необходимо учитывать то, что Вы будете играть и как.

  • Тонкие медиаторы подойдут тем, кто хочет получить мягкое и одновременно аккордовое звучание.
  • Толстые дают возможность контроля силы удара и атаки и при этом позволяют играть с разной громкостью.

А теперь давайте рассмотрим медиаторы по толщине:

  • 0,38 – 0,65 мм – тонкие медиаторы.
  • 0,65 – 0,73 мм – медиаторы среднего размера.
  • 0,73 – 088 мм – толще среднего.
  • 0,88 – 1,0 мм – толстые медиаторы.
  • 1,14 – 3,0 мм – очень толстые медиаторы.

Обычно толщину указывают на лицевой стороне медиатора и выражена она в миллиметрах, а если цифры отсутствуют то, скорее всего, будет использована шкала такого вида:

  • Thin (тонкий)
  • Medium (средний)
  • Heavy (толстый)
  • Extra Heavy (очень толстый)

Поверхность

Рекомендую использовать медиаторы с более шероховатой поверхностью нежели с гладкой, потому что если Ваши пальцы во время игры быстро становятся влажными, то такой плектр просто может вылететь у Вас из руки в неподходящий момент.

Размер

В данном случае, чтобы определиться какой размер медиатора по площади Вам лучше всего подойдет, то здесь уже отталкивайтесь от собственных предпочтений. Самое главное то, чтобы его было удобно и комфортно держать. Если же Вы собираетесь исполнять что-нибудь быстрое, тогда возьмите маленький медиатор.

Цвет

Ассортимент у разных производителей достаточно широкий и поэтому каждый найдет для себя подходящий по цвету медиатор. Можете, например, взять под цвет гитары или же одежды.

Медиаторы для гитар разных типов

  • Для акустической гитары я могу Вам посоветовать взять мягкий медиатор. По толщине от самого тонкого до среднего. Объясняю почему. Играть таким медиатором удобно, а звук у него более приятный и нежный, что не характерно для твердого медиатора. На акустической гитаре струны сильнее натянуты, чем на электрогитаре. Играя твердым медиатором на электрогитаре сложности Вы не почувствуете никакой, а вот на акустике заметите сразу.
  • Несомненно, для электрогитары нужен твердый медиатор, из-за того, что струны здесь не так сильно натянуты, как на акустике. Можете смело брать по толщине от среднего вплоть до самого твердого.
  • Всегда имейте у себя несколько разных по толщине медиаторов (поверьте, они пригодятся обязательно), а также должны быть и несколько запасных, потому что они, как правило, часто теряются.
  • Как раз чтобы не терять медиаторы и не покупать каждый раз новые, приобретите заодно и специальный футляр для них, который может быть прикреплен к гитаре. Медиаторы всегда будут под рукой, и их не надо будет искать по карманам.

Вот собственно и все о медиаторах! Надеюсь, эта статья помогла вам. И теперь вы уже знаете, как выбрать медиатор для гитары. Так что можете делиться с друзьями в социальных сетях, а также оставляйте ниже свои комментарии. Буду только рад этому. Удачи вам!

Медиаторы для гитары иногда кажутся нам таким незначительным, расходным материалом, что даже предположить, что у медиаторов есть своя история и их разновидностей не меньше, чем разновидностей гитар, мало кто может догадаться.

Это незаменимое устройство хранит в себе некоторые интересные факты, о которых вы возможно не знали.

1. Кроме всех общеизвестных материалов, из которых изготавливаются разные виды медиаторов, сегодня в их производство идут и такие экзотические материалы, как:

Металл. Такой вид медиатора придаёт особенно звонкий резкий звук гитаре.
Кость. Особенность медиатора для гитары из этого материала в том, что даже при небольшой толщине он не прогибается и может прослужить достаточно долго. Такой вид медиатора предпочитает гитарист Ричи Блэкмор.
Монеты . Иногда музыканты не только купаются в деньгах, но и ухитряются применять их при своей игре. Так Брайан Мэй, гитарист Queen, предпочитает 6-пенсовую монету из мягкого металла с зазубренными краями, используя её в качестве разновидности медиатора, а Билли Гиббонс из ZZ Top, отдает предпочтение мексиканскому песо.
Дерево. Данный вид медиатора придает звуку особую плотность, мягкость. Чтобы противостоять износу, нужны только самые твердые породы дерева. Сначала игра ими кажется грубой, но после пары сотен ударов по струнам край стачивается, и гладко ходит по струнам.
Стекло. Такие медиаторы твердые и тяжелые по сравнению с металлическими, что дает возможность получить большой спектр звучания, используя их. Поверхность у них может быть гладко отполирована, а может быть грубой.


2. Помимо необычных материалов некоторые знаменитые музыканты вообще используют в качестве медиаторов на первый взгляд абсолютно не приспособленные для этого вещи:
Сид Барретт, один из основателей группы Pink Floyd, иногда использовал зажигалку Zippo для скольжения по струнам. Но вероятнее всего это было результатом пьяного угара, чем неповторимого мастерства.


Джимми Пейдж время от времени использовал смычок от виолончели.


3. Самый толстый медиатор для гитары выпустила компания V-Pick. Толщина медиатора V-Pick Big Fattie составляет все 5.85мм. Между прочим, эта же компания выпустила и самый тонкий медиатор - V-Pick Ultra Lites, толщина которая всего 0,05 мм.


4. Первой компанией, которая стала заниматься производством медиаторов для гитары, которая и сегодня является лидером в своем деле, это фирма D"Andrea. И первые медиаторы, которые сделали и продали основатели этой компании в 1922г., были изготовлены из черепаховых панцирей. Но добыть панцирь черепахи оказывалось всё труднее и труднее, а к 1975 году некоторые виды черепах были занесены в Красную книгу и их панцири больше не применялись для изготовления медиаторов.


5 . Существуют даже внеземные медиаторы! И в подтверждение этому пара уникальных медиаторов для гитары, которые создала компания Starpics из Австралии, которая славится тем, что изготавливает медиаторы из драгоценных металлов. И эти два устройства сделаны из метеоров. Пара этих уникальных в своём роде медиаторов изготовлена из осколков настоящих космических тел - из метеоритов Гибеон. По официальной информации, этим метеоритам приблизительно 4 тыс. лет. Они были найдены в 1836 году в Намибии.


6. Коллекционная монета в форме медиатора для гитары была официально отчеканена Королевским монетным двором страны Канады. Эта оригинальная монета, мечта любого гитариста, однако имеет достоинство только лишь – 50 центов. Её тираж составляет 30 тысяч уникальных экземпляров. Так что есть реальная возможность стать обладателем хотя бы одной такой монетки.


7. Большинство пробует изготавливать медиаторы для гитары самостоятельно из старых пластиковых карточек, и этот процесс занимает довольно много времени и не всегда результат оправдывает потраченное на него время. Но, на самом деле, есть чудо-устройство, которое в миг решает эту задачу. Это Pickmaster Plectrum Punch – оригинальное устройство, работающее по принципу дырокола, но в отличие от дырокола, цель этого гаджета не в дыркоизготовлении, а в удобном изготовлении медиаторов из любого подходящего подручного материала.

Как выбрать медиатор для электрогитары, как его правильно держать и играть? Такие вопросы часто возникают у начинающих исполнителей. И это понятно: без техники игры медиатором не обходится ни один серьезный электрогитарист.

Читайте статью до конца, чтобы найти ответы и получить проверенные практические советы. С ними вы избежите распространенные ошибки и освоите игру медиатором в максимально короткий срок

Медиатор, или плектр представляет собой небольшую пластинку для игры на струнных щипковых инструментах. Среди них – и электрогитара.

Что дает исполнение медиатором:
— разнообразный по атаке звук;
— расширенную тембровую палитру;
— четкость, «читаемость» на слух исполняемой партии;
— чистоту звучания;
— быстрый темп исполнения.
Выбор медиаторов для гитары сегодня широк. Плектры изготавливаются из всевозможных материалов, различаются по толщине, форме, фактуре, размеру и рисунку.
Как же найти то, что нужно именно вам? Для начала следует сориентироваться во всем этом многообразии.

Материал изготовления

Чаще всего медиаторы делают из пластмассы, металла и дерева. Есть и более экзотические варианты: медиаторы из камня, стекла, панциря черепахи, слоновой кости, кокосового ореха, рога буйвола. Начинать стоит с обычных вариантов, а уже затем пробовать что-то более оригинальное и прихотливое по технике исполнения.

Наиболее распространены сегодня плектры из пластмассы : из нейлона, ацеталя, тортекса, делрина, лексана, акрила, ултема. Они различаются по степени жесткости, гибкости, износостойкости, цене и, конечно, характеру звучания. Определить качество звука и удобство исполнения можно опытным путем: попробуйте несколько вариантов и найдите те, что нравятся лично вам.

Медиаторы из металла дают разнообразный звук: оттенки зависят от сплава. Тембр бывает более звонким и насыщенным, чем у пластмассовых. Или – теплым и нежным. Минусы металлических плектров: они быстро изнашивают струны и могут повредить поверхность инструмента при игре боем.

Медиаторы из дерева обладают тембровым своеобразием. Окраска зависит от свойств древесины – твердости и структуры волокон. Как правило, деревянные плектры обладают более мягким и ярким тоном, чем медиаторы из пластмассы и металла. Однако нужно помнить, что они довольно быстро стачиваются.

Толщина

Толщина медиатора – важнейший параметр. От него существенно зависит, как будет звучать инструмент.

Допустимо выделить две группы:

  • тонкие: 0, 38 – 0, 88 мм;
  • толстые: 0,88 – 3 мм.

Часто толщина указывается на медиаторе в миллиметрах, что очень удобно. Но некоторые производители обозначают буквами:

Тонкие хороши для мягкой аккордовой игры. У них приятный звук. Толстые же позволяют регулировать громкость игры и акцентирование.

Тонкие и средние медиаторы подходят для акустической гитары. С ними звук получается мягким и деликатным. Для электрогитары пригодится вариант потолще: понадобится сильная атака.

Форма

Существует большое разнообразие форм медиаторов. Вот пять основных:

  • Standard – пожалуй, самая популярная форма; при игре дает приятное звучание.
  • Teardrop & Jazz ценят за своеобразие конфигураций и насыщенность тембра.
  • Triangle в виде равностороннего треугольника довольно удобен: можно играть любой стороной.
  • Sharkfin имеет необычную форму: она позволяет играть ребристой или обычной стороной.

Упомянем также, что существуют медиаторы для пальцев – «когти» :

  • для большого пальца;
  • для остальных пальцев.

Пальцевые медиаторы обычно бывают из пластика или металла. Требуют специального освоения. Используются в стилях «сингл стринг», «фидл», «блюграсс». Являются неотъемлемыми спутниками исполнителей на банджо.

Фактура, размер, рисунок

По фактуре медиаторы различают на гладкие и шершавые. Для начала удобны последние: пальцы при игре потеют и скользят, а шероховатую пластинку проще удерживать, и она не выпадет из руки в ответственный момент.

Медиаторы бывают различных размеров . Найдите те, что удобно и надежно ощущаются в руке. Но имейте в виду, что для быстрой игры подойдет медиатор поменьше.

Существуют медиаторы всевозможных расцветок, с рисунками . Это может быть эмблема музыкальной группы или любое тематическое изображение. Выбирайте на свой вкус.

Как же выбрать

Здесь нет универсальных советов, подходящих всем. Опирайтесь на себя и свои собственные ощущения. Медиатор должен удобно лежать у вас в руке. Звук должен нравиться.

Как же все-таки сориентироваться? Исходя из практики, для начинающих подойдут медиаторы стандартной формы из тортекса или ультема. Они проверены многими музыкантами и хорошо себя зарекомендовали.

Для более продвинутых исполнителей подойдут эксперименты с другими формами и материалами. Скорее всего, нужно запастись несколькими вариантами для разных стилей и задач.

Держатели для медиаторов

Как правило, одним медиатором электрогитаристу ограничиться не получается. Хорошо иметь под рукой несколько штук под каждый стиль музыки.

Чтобы плектры не терялись в нужный момент, придумали компактные пикхолдеры , или держатели для медиаторов . Их существует несколько видов для разных случаев. Вот несколько вариантов, которые могут пригодиться.

Держатель на деку гитары. Имеет клейкую ленту, с помощью которой крепится на инструмент. Недорого и очень удобно.

Держатель на струны. Не очень надежно крепится, может потеряться.

Настольный держатель. Хорошо подходит тем, кто репетирует дома или в оборудованном помещении.

Держатель для стойки микрофона. Удобно пользоваться во время концерта.

Чехол для медиаторов. Надежно хранить, но долго доставать и менять плектры во время использования.

Напульсник с кармашками. На первый взгляд удобен, но на практике оказывается, что не совсем так. Требуется много движений и времени на замену медиаторов.

Бесплатное и практичное решение: фиксация медиатора между струнами гитары у первого лада.

Как держать медиатор (хват)

Как правильно держать медиатор? На этот вопрос нет единственно верного ответа. В серьезных учебниках читаем: как удобно. Есть разные возможности, которые работают в разных руках.

Без напряжения

Хват медиатора не должен провоцировать напряжение в кисти. Мышечный зажим плох как для здоровья руки, так и для техники игры на инструменте. Напряжение мышц в руке особенно мешает, когда нужен быстрый темп: либо не получится играть с нужной скоростью, либо рука будет излишне перенапрягаться.

Правильный хват начинается со свободы в пальцах. Держите медиатор фалангами указательного и большого пальцев в виде креста: пусть они смыкаются примерно посередине.

Внимание! Чтобы избежать мышечного зажима в пальцах и кисти при формировании хвата, соблюдайте два условия:

  • не вытягивайте большой палец;

  • не поджимайте указательный палец, то есть не сгибайте его излишне.

Стабильность хвата

Медиатор не должен перекручиваться, вылетать из пальцев во время игры. Поэтому надежно захватывайте плектр сверху и снизу. Тогда он не будет «гулять», а вам не придется сильнее сжимать его, чтобы удерживать.

Для этого держите медиатор фалангами пальцев за самую широкую часть. Не используйте хват кончиками обоих или одного из пальцев: такой хват не надежен, и плектр будет болтаться в пальцах.

Совет: сомкните средний палец правой руки с указательным. Это добавит хвату стабильности, повысит контроль над медиатором, а кисть станет более управляемой.

Ряд профессионалов считает: лучше держать медиатор под небольшим углом. Почему? Так ему не приходится преодолевать большое сопротивление струны. Он начинает скользить, отчего играть получается быстрее и легче.

Гибкость хвата – это возможность легко изменять угол медиатора относительно струн. Описанный выше хват позволяет свободно регулировать наклон плектра при помощи угла сгиба большого пальца.

Повторим, что существуют разные отхождения от описанного нами способа держать медиатор. Бывает, что в разных руках эти варианты работают. Но! Предложенный в статье хват позволяет добиться максимальных результатов в минимально короткие сроки.

Как играть медиатором

Переходим к технике игры медиатором. Прежде всего следует позаботиться о точке опоры для правой руки. А далее – опирайтесь на наш список из 9 важных рекомендаций по технике игры медиатором на электрогитаре.

Создаем опору

Опора обеспечивает естественное – не напряженное – состояние мышц в кисти. Это важно для правильной исполнительской техники.

В качестве опоры используем ребро кисти правой руки. Кладем запястье на бридж гитары. Так играть будет значительно удобнее.

Приводим список из 9 практических советов, которые помогут вам успешно овладеть навыком игры медиатором.


Итак, теперь вы знаете, как правильно выбрать медиатор, как держать и играть им на электрогитаре. Если же остались вопросы или сомнения, вы всегда можете обратиться за помощью в нашу школу. Занятия с грамотным наставником закладывают хорошую основу исполнительского мастерства, позволяют избежать ошибок, а главное – экономят ваше время и ускоряют творческий рост.

Медиатор – это приспособление определённой формы в виде пластины для игры на гитаре. Материалы для изготовления медиаторов могут быть самые разные: дерево, пластик, металл, кость, панцирь черепахи и т.д. Наиболее востребованными сейчас являются пластиковые медиаторы.

Классические гитаристы играют на пальцами, чаще всего используя длинные ногти. Это позволяет им с довольно быстрой скоростью играть скоростные партии и произведения.

Для удобства игры на струнных инструментах (особенно на гитаре) был придуман медиатор.

Большинство гитаристов, играющих на , используют медиаторы при игре. Техника игры при этом получается очень чёткая, яркая. При игре на акустических гитарах также можно использовать медиатор. Существуют различные типы медиаторов . Их мы сейчас и рассмотрим.
Медиаторы для гитары имеют различную толщину. Обычно встречается диапазон от 0,3 до 3 мм. Чаще всего эта величина указывается на самом медиаторе.

Гитарные медиаторы с разной толщиной


Форма и виды медиаторов также бывают различными.

Различная форма медиаторов


Встречаются также экземпляры, которые надеваются на палец.

Медиаторы на пальцы

Различные исполнители и группы часто стараются сделать свои именные медиаторы. Иногда на них изображается название или эмблема группы, но также встречаются именные медиаторы с автографами музыкантов.

На сегодняшний день очень много фирм занимается производством медиаторов для гитары . Наиболее известные из них — Fender, Gibson, Dunlop, Ernie Ball.

Существуют различные интересные и полезные приспособления для медиаторов:

Держатели для медиаторов

Такие держатели можно прикрепить к деке гитары, чтобы медиаторы всегда были под рукой при игре на инструменте.

Машинка, которая делает медиаторы

А с помощью такого приспособления (называется PickMaster) можно делать множество разноцветных медиаторов своими руками из ненужных пластиковых карт.

Хотелось бы ещё дать несколько советов гитаристам, как выбрать медиатор. Основные параметры на которые стоит обратить внимание:

  1. Толщина медиатора. Подберите для себя оптимальную, удобную по ощущениям для своего типа игры толщину медиатора.
  2. Размер медиатора. На мой взгляд, здесь стоит придерживаться золотой середины, так как бывают уж очень маленькие медиаторы или наоборот слишком большие. Опять же, как и в предыдущем случае, всё зависит от удобства для музыканта.
  3. Поверхность медиатора. Медиатор не должен быть скользким, а слегка шершавым, чтобы лучше держаться в руке. Особенно это актуально на концертах, когда приходится долго и активно играть на гитаре.

Итак, мы с вами познакомились с таким полезным для гитаристов приспособлением, как медиатор. Далее мы будем уже рассматривать вопрос, при игре на гитаре.