Русские народные сказки. Три царства — медное, серебряное и золотое. Васнецов В.М. «Три царевны подземного царства». Описание картины

1884 г. Холст, масло. 164 х 297 см. Государственный музей русского искусства

Описание картины Васнецова В.М. «Три царевны подземного царства»

В 1880 году В. Васнецов получает заказ от мецената Саввы Мамонтова на написание трех картин для украшения вокзала Донецкой железной дороги. Художник, чье творчество неразрывно с былинами, легендами и сказками, и в этот раз остановил выбор на сказочных сюжетах. Вскоре были готовы картины «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами» и «Три царицы подземного царства».

Картина «Три царицы…» была написана последней и предназначалась для украшения кабинета Правления железной дороги. По замыслу мастера, картина должна была стать олицетворением несметных богатств, хранимых в земле Донбасса. Воплощением этих сокровищ стали героини народной сказки – подземные царевны. По сказке их было всего две – царевны Золота и Драгоценных камней. Но в угоду промышленникам художником была написана и третья – Угольная царевна.

Три девушки, сияющие ослепительной красотой лица и нарядов, и стали главными персонажами картины. В центре изображена царевна Драгоценный камней. Величественная и гордая, она стоит с высоко поднятой головой, демонстрируя свое благородное происхождение. Несказанно красив ее наряд: расшитое причудливым орнаментом дорогое платье приковывает взгляд, завораживая изумрудными, розоватыми, бирюзовыми, красными и желтыми переливами драгоценных камней, составляющих узор. Тяжелые бусы на груди и венец из самоцветов на голове дополняют образ хранительницы подземного клада. Ее лицо красотой не уступает притягательности камней: алые губы, горящий румянец и соболиные брови – истинная царевна.

Слева от царицы Драгоценный камней стоит столь же величественная царевна Золота, которую легко узнать по сверкающему золотому одеянию. Замысловатый узор золоченой ткани дополняется россыпью самоцветов, украшающих рукава, пуговицы и подол платья. Сияет блеском драгоценных камней и корона-кокошник на царственной голове, и бусы на шее царицы. Но красивое лицо ее грустно и печально, тоска скрывается в ее опущенных глазах.

Несколько в стороне от величественных сестер зритель увидит робкую Угольную царевну. В ее наряде нет вычурности и пышной царственности, как нет и надменности в ее лице. Скромное, но изысканное черное парчовое платье, красивые черные волосы, свободно ниспадающие на плечи, открытые, бессильно опущенные руки, печаль на белоснежном лице – такой создал Васнецов младшую из царевен. Выделяющаяся на фоне сестер своей простотой и скромностью, она кажется более милой, родной, близкой и человечной.

Прекрасные царевны опечалены. И причину их грусти можно увидеть здесь же, на полотне. В правом нижнем углу художник написал двух братьев Ивана-царевича, героя сказки, вдохновившей художника на создание картины. По сюжету, царевичи предали брата: похитив подземных красавиц и вызволив свою матушку, они перерезали веревку и оставили его погибать под землей. В их руках можно увидеть и веревку, и нож, которым она была обрезана. Оба брата показаны в момент, когда они, пораженные красотой и статью царевен, в оцепенении склонились пред ними в земном поклоне.

Монументальности придает картине и красное закатное небо, и глыбы черных скал. Контрастное сочетание неба и земли, на пересечении которых показаны похищенные девушки, подчеркивает их тревогу и волнение.

Несмотря на красоту полотна, железнодорожники отказались выкупать картину, сославшись на чуждый промышленности сказочный сюжет. В итоге работа великого художника была приобретена коллекционером и меценатом И. Терещенко.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Сказочница и исследователь

Сегодня мой сказ про картину Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства»:) Полотно это примечательно тем, что имеется аж в двух вариантах, сюжеты которых несколько отличаются.

Итак, на обеих картинах, как следует из названия, изображены три царевны, образы которых автор взял из русской народной сказки «Подземные царства» или «Три подземных царства: медное, серебряное и золотое». Однако нельзя сказать, что картина является прямой иллюстрацией, так как Васнецов придал образам царевен несколько иной смысл. Он заменил серебряную царевну на самоцветную, а медную - на угольную. И все вместе они стали олицетворять богатства земных недр, а так же то, что уголь из этих богатств далеко не самое последнее.

Облачив третью девушку в черный наряд, художник придает ей больше скромности и в то же время усиливает её значимость, ведь уголь несет тепло и свет людям. Главные героини на картине именно царевны и только их мы и видим в первом варианте, созданном в 1881 году.

Хочу отметить, что веревка изображенная на этом полотне и уходящая в глубокую яму, вызывала у меня большой интерес. Но тут, чтобы понять, что к чему, стоит обратить внимание на второй вариант того же холста. На киевской копии, созданной в 1884 году, мы можем видеть уже не только царевен, но и двух вооруженных мужчин в самом углу картины, склонившихся перед девушками.


Кликабельно

Тут-то, чтобы узнать, кто они такие, пришлось обратиться к сказке, которая и вдохновила Васнецова на создание сюжета картины. Если пересказывать в двух словах, то из сказки следует, что вооруженные мужчины - это два брата Ивана-царевича, который отправились вместе с ним искать похищенную Анастасию Прекрасную, свою матушку. В процессе поисков Иван проявил недюжинную отвагу и даже спустился под землю, где и познакомился с Медной, Серебряной и Золотой царевнами. Одолев похитителя матери Ворона Вороновича, молодой человек собрался обратно на землю прихватив с собой и матушку, и всех трех царевен. Однако пострадал из-за своего благородства, потому что пока братья вытаскивали на поверхность красавиц, они передумали вытаскивать самого Ивана и обрезали веревку. Именно этот момент мы и видим на картине. Два брата-злодея, обрезанная веревка, и девицы, взирающие на душегубов. Золотая и самоцветная царевны смотрят со спокойствием и надменностью, но угольная с печалью и слезами отчаяния. В сказке именно третья сестра была возлюбленной Ивана-царевича, и только она не предала его память, правда в сказке эта героиня была царевной не угольного, а золотого царства, без аллегорий:)

Вообще сама сказка примечательна тем, что у неё очень много вариаций, а одна из них - настоящий сборник-компиляция сказочных сюжетов, использованных в других сказочных историях. Речь идет о «Подземных царствах» и такой сюжетной солянки я еще нигде не видала. Например, в ней есть Ворон Воронович известный нам по сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»; девушки-птицы, что купаются, приняв человеческий облик, и как следствие одна из них лишается какой-то вещи возвращаемой потом за выкуп («Василиса Премудрая», «Морской царь и Настасья Премудрая»); молодцы, что выполняют желания обладателя волшебной вещи (как в «Волшебном кольце» или «Поди туда не знаю куда»); ну и как апофеоз всего этого купание в кипящем молоке с последующим превращением в красавца и смерть царя при попытке совершить такое же омовение («Конек-горбунок»).

А еще этот вариант сказки примечателен тем, что главный герой полюбил золотую царевну после длительных бесед (то есть за ум, а не за красоту), а так же адюльтером похищенной царицы и намерением царя жениться на невесте сына. Ниже текст этой истории:) Взято отсюда , иллюстрации из диафильма "Морской царь и Настасья Премудрая", в исполнении Ирины Ивановны Большаковой.

Подземные царства
Русская народная сказка

В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.

И вдруг сотряслась беда немалая - утащил царицу нечистый дух. Говорит царю старший сын: "Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку!" Поехал и пропал; три года про него ни вести, ни слуху не было. Стал второй сын проситься: "Батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось мне посчастливится найти и брата, и матушку!" Царь благословил; он поехал и тоже без вести пропал - словно в воду канул.

Приходит к царю младший сын, Иван-царевич: "Любезный батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось разыщу и братьев, и матушку!" - "Поезжай, сынок!"
Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторону; ехал-ехал и приехал к синю морю, остановился на бережку и думает: "Куда теперь путь держать?" Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красными девицами - все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду. Много ли, мало ли они купались - Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

Искупались девицы, вышли на берег, начали одеваться - одного кушачка нет. "Ах, Иван-царевич, - говорит красавица, - отдай мне кушачок!" - "Скажи прежде, где моя матушка?" - "Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка - золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди!"

Иван-царевич отдал ей кушачок и пошел вверх по морю; тут Повстречал своих братьев, поздоровался с ними и взял с собой.

Идут они вместе берегом, увидели серебряную птичку - золотой хохолок и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную. "Ну, братцы, - го-ворит Иван-царевич, - благословите меня вместо отца, вместо матери: опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка!" Братья его благословили, он обвязался веревкой, и полез в ту яму глубокую, и спускался ни много, ни мало - ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою.

Шел-шел, шел-шел, увидел медное царство: во дворе сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами - городами с пригородками. "Здравствуй, Иван-царевич! - говорит царевна медного царства. - Куда идешь, куда путь держишь?" - "Иду свою матушку искать!" - "Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; он хитёр и мудёр, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей средней сестре - что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь!"

Иван-царевич покатил клубочек и пошел вслед за ним. Приходит в серебряное царство, и тут сидят тридцать три девицы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства: "Доселева русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух воочию проявляется! Что, Иван-царевич, от дела лытаешь али дела пытаешь?" - "Ах, красная девица, иду искать матушку!" -"Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился! Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе клубочек, ступай-ка ты к младшей моей сестре - что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?"

Приходит Иван-царевич к золотому царству, и тут сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства - такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она: "Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?" - "Иду матушку искать!" - "Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудер, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет: "Няньки-мамки, подайте моему сыну зелена вина!" А ты не бери, проси, чтоб дала тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды; а когда будешь бороться с Вороном Вороновичем и побеждать его, проси у него только посошок-перышко".

Долго царевич с царевной разговаривали и так полюбили друг друга, что и расставаться им не хочется, но делать нечего - попрощался Иван-царевич и отправился в путь-дорогу.

Шел-шел, приходит к жемчужному царству. Увидела его мать, обрадовалась и крикнула: "Мамки-няньки! Подайте, моему сыну зелена вина!" - "Я не пью простого вина, подайте мне трехгодовалого, а на закуску горелую корку!" Выпил царевич трехгодовалого вина, закусил горелою коркою, вышел на широкий двор, переставил чаны с места на место и принялся сильную воду пить.

Вдруг прилетает Ворон Воронович; был он светел, как ясный день, а увидел Ивана-царевича - и сделался мрачней темной ночи; опустился к чану и стал тянуть бессильную воду.

Тем временем Иван-царевич пал к нему на крылья; Ворон Воронович взвился высоко-высоко, носил его и по долам, и по горам, и по вертепам, и по облакам и начал спрашивать: "Что тебе нужно, Иван-царевич? Хочешь - казной наделю?" - "Ничего мне не надобно, только дай мне посошок-перышко!" - "Нет, Иван-царевич! Больно в широки сани садишься!"

И опять понес его Ворон по горам и по долам, по вертепам и облакам. А Иван-царевич крепко держится; налег всей своей тяжестью и чуть-чуть не обломил ему крылья. Вскрикнул Ворон Воронович: "Не ломай ты мои крылышки, возьми посошок-перышко!" Отдал царевичу посошок-перышко, сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы.

А Иван-царевич пришел в жемчужное царство, взял свою матушку и пошел в обратный путь; смотрит - жемчужное царство клубочком свернулось да вслед за ним покатилось.

Пришел в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, взял с собою трех прекрасных царевен, а те царства свернулись клубочками да за ними же покатились. Подходит к веревке и затрубил в золотую трубу: "Братцы родные! Если живы меня не выдайте!"

Братья услыхали трубу, ухватились за веревку и вытащили на белый свет душу - красную девицу, медного царства царевну; увидели ее и начали меж собой ссориться: один другому уступить ее не хочет. "Что вы бьетесь, добрые молодцы! Там есть еще лучше меня красная девица!" - говорит царевна медного царства.

Царевичи опустили веревку и вытащили царевну серебряного царства. Опять начали спорить и драться; один говорит: "Пусть мне достанется!" А другой: "Не хочу! Пусть моя будет!" - "Не ссорьтесь, добрые молодцы, там есть еще краше меня девица", - говорит царевна серебряного царства.
Царевичи перестали драться, опустили веревку и вытащили царевну золотого царства. Опять было принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас остановила их: "Там ждет ваша матушка!"

Вытащили они свою матушку и опустили веревку за Иваном-царевичем; подняли его до половины и обсекли веревку. Полетел Иван-царевич в пропасть и крепко ушибся - полгода лежал без памяти; очнувшись, посмотрел кругом, припомнил все, что с ним сталося, вынул из кармана посошок-перышко и ударил им о землю. В ту же минуту явилось двенадцать молодцев: "Что, Иван-царевич, прикажете?" - "Вынести меня на вольный свет!" Молодцы подхватили его под руки и вынесли на вольный свет.

Стал Иван-царевич про своих братьев разведывать и узнал, что они давно поженились: царевна из медного царства вышла замуж за среднего брата, царевна из серебряного царства - за старшего брата, а его наречённая невеста ни за кого не идет. И вздумал на ней сам отец-старик жениться: собрал думу, обвинил свою жену в том, что совет держит со злыми духами, и велел отрубить ей голову; после казни спрашивает он царевну из золотого царства: "Идешь за меня замуж?" - "Тогда пойду за тебя, когда сошьешь мне башмаки без мерки!"

Царь приказал клич кликать, всех и каждого выспрашивать: не сошьет ли кто царевне башмаков без мерки? На ту пору приходит Иван-царевич в свое государство, нанимается у одного старичка в работники и посылает его к царю: "Ступай, дедушка, бери на себя это дело. Я тебе башмаки сошью, только ты на меня не сказывай!" Старик пошел к царю: "Я готов за эту работу взяться!"

Царь дал ему товару на пару башмаков и спрашивает: "Да потрафишь ли ты, старичок?" - "Не бойся, государь, у меня сын чеботарь!"
Воротясь домой, отдал старичок товар Ивану-царевичу, тот изрезал товар в куски, выбросил за окно, потом отворил золотое царство и вынул готовые башмаки: "Вот, дедушка, возьми, отнеси к царю!"

Царь обрадовался, пристает к невесте: "Скоро ли к венцу ехать?" Она отвечает: "Тогда за тебя пойду, когда сошьешь мне платье без мерки!"
Царь опять хлопочет, сбирает к себе всех мастеровых, Дает им большие деньги, только чтоб платье без мерки сшили. Иван-царевич говорит старику: "Дедушка, иди к царю, возьми материю, я тебе платье сошью, только на меня не сказывай!"

Старик поплелся во дворец, взял атласа и бархата, воротился домой и отдал царевичу. Иван-царевич тотчас за ножницы, изрезал на клочки весь атлас и бархат и выкинул за окно; отворил золотое царство, взял оттуда что ни есть лучшее платье и отдал старику: "Неси во дворец!"
Царь радёхонек: "Что, невеста моя возлюбленная, не пора ли нам к венцу ехать?" Отвечает царевна: "Тогда за тебя пойду замуж, когда возьмешь старикова сына да велишь в молоке сварить!" Царь не задумался, отдал приказ - и в тот же день собрали со всех дворов по ведру молока, налили большой чан и вскипятили на сильном огне.

Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит царевна: "Посмотри-ка, царь! За кого мне замуж идти: за тебя ли, старого, или за него, доброго молодца?" Царь подумал: "Если и я в молоке искупаюсь, таким же красавцем сделаюсь!" Бросился в чан и сварился в молоке.

А Иван-царевич поехал с царевной венчаться; обвенчались, выслал он своих братьев из царства и стал с царевной жить-поживать да добра наживать.

Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо знакомо не только любителям живописи. Все хорошо помнят его картины «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье» и многие другие. Все они написаны на сюжеты произведений устного народного творчества. Ещё одну такую картину Васнецову В.М. заказал С.И. Мамонтов для правления Донецкой железной дороги. Полотно называется «Три царевны подземного царства».

Картина написана на сюжет русской народной сказки. На ней изображены три необыкновенно красивых девушки. Они стоят в окружении могучих скал. А за ними простирается закатное небо с плывущими по нему розовыми облаками. На этом фоне девушки выглядят ещё более величественными и прекрасными. Картина наполнена яркими, насыщенными красками, подчёркивая красоту и богатство русской земли.

Каждая из девушек олицетворяет собой богатства земных недр. Они роскошно одеты. На одной девушке, стоящей слева от сестёр золотой наряд. Он сверкает в лучах заходящего солнца. Платье украшено узорами. Это русский орнамент. Таким украшали свои наряды девушки Древней Руси. Только вышиты узоры золотом и серебром. Но всё же прекраснее своего одеяния сама девушка. Она величава и скромна одновременно. Стыдливо потупив взор, сложив руки, она являет зрителю пример смирения и поистине царской гордости.

Вторая девушка, которую художник поместил в центре, также царственно прекрасна, как и её сестра. Её платье усыпано драгоценными камнями, расшито узорами. Головной убор роскошен. Если у перовой девушки голову украшает золотая корона с небольшим количеством драгоценностей, то у второй венец полностью украшен драгоценными каменьями. Он напоминает звезду, которая сверкает на голове царевны.

А вот третья девушка значительно отличается от своих сестер. Она одета в черное платье, которое не блещет той же роскошью, что у сестёр. Её голову не украшают ни фата, ни корона. Волосы свободно падают на плечи младшей царевны, руки опущены вдоль туловища. И именно это придает ей особую прелесть. В ней не меньше величия, чем в других царевнах. Но её величавость без царской надменности. Это величавость девушки, спокойной, уверенной, скромной, гордой. Другими словами, Васнецов изобразил в ней идеал русской женщины.

Все царевны неподвижны, статичны. Создается впечатление, что, оказавшись на поверхности земли, они застыли. Царевны не обращают внимания на двух мужчин, склонившихся перед ними в почтительном поклоне. Они не замечают красоты закатного неба. Они сами и есть красота и богатство русской земли.

Виктор Михайлович Васнецов – русский художник живописец. Очень знамениты его работы в сказочном жанре. Как-то председатель правления постройки железной дороги в Донецке С. Мамонтов заказал В. Васнецову картину. Она должна быть изготовлена на сказочную тематику. Сюжетом картины выступало представление народа о хранящихся богатствах в глубоких земных недрах. Так на свет появилось произведение В. Васнецова «Три царевны подземного царства».

На картине изображены три царевны. По их внешнему виду можно определить кто чего царевна. Женщина в золотых пышных одеяниях – царевна золота. Другая - вся в драгоценных камнях и шикарных одеяниях – принцесса драгоценных камней. И третья, в простеньком черном платьице с открытыми руками и распущенными по плечам волосами – царевна угля. В ней нет той надменности и напыщенности что в остальных женщинах. Но это совсем ее не портит, а делает какой-то более притягательной.

В первоначальном сюжете картины были всего две основные царевны – золота и драгоценных камней. Но в 1884 году, по просьбам промышленников на полотне появилась еще одна женщина – царевна каменного угля. Также заметно, что руки у девушки просто опущены в низ, а не так как в остальных скромно сомкнуты впереди. Но это придает им еще большей величавости. Принцессы окружены грудами камней. В правом углу картины двое мужчин кланяются им. На заднем фоне полотна выделяется ярко-красное закатное небо. Оно тоже слегка редактировано и насыщенно более яркими красками.

В конце семидесятых годов 19 столетия художнику был дан заказ на три картины для здания управления Донецкой железной дороги. Васнецова всё сильнее тянет к русскому фольклору. Красочнее становятся изображаемые им образы, сказочные сюжеты, и вот, наконец, художник дает жизнь трём прекрасным царевнам: Золотой, Медный и Царевне Каменного угля. Сказочный сюжет художник сумел адаптировать к тематике железных дорог. По сути, девушки на картине олицетворяют собой главные богатства края — золото медь и уголь. Однако, эта картина не удовлетворила членов правления железной дороги, им не понравились статные девушки в роскошных одеждах и стоящая чуть в стороне их скромная подруга. Эту версию картину купил брат Саввы Ивановича — Александр Иванович Мамонтов.

В 1884 году Васнецов создает второй вариант картины. Он меняет цветовую гамму на более светлую, яркую, и позволяет младший царевне опустить руки вдоль тела. Теперь она не кажется маленькой и неуверенной в себе рядом с подругами. Эту картину выкупил меценат и коллекционер Терещенко. Сейчас она находится в Киевском музее русского искусства.

Год написания картины: 1879.

Размеры картины: 152,7 x 165,2 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: романтизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

Описание картины Виктора Васнецова «Аленушка»

Описание картины Виктора Васнецова «Богатыри»

Описание картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Васнецова мы помним по известным со школы «Трем богатырям» и «Иване Царевиче на сером волке». А сегодня давайте обратим внимание на не такую известную, но очень интересную работу мастера — «Три царевны подземного царства». Поверьте, ей есть чем удивить нас!

Савва Мамонтов

Как-то странно, что великие художники, чьи работы можно видеть в лучших музеях, работали на заказ. Нуждались, зарабатывали, писали даже для украшения офисов и квартир. Как-то не вяжется. А тем не менее это так и именно с таким вот заказом и связана история этой удивительной картины.

Итак, у Виктора Васнецова был друг — Савва Мамонтов. А надо сказать, это был известный в то время (а увлекающимся искусством и сейчас) предпрениматель и меценат. Это значит, что он поддерживал художников «безвозмездно, то есть даром».

Вот он, Савва, видите — вальяжно развалился на диване на картине Репина. Почти новый русский. И как знать, что было бы с русским искусством, не будь Саввы, определенно в Третьяковке стало бы меньше картин. Хотя был еще конечно и сам Третьяков, и другие меценаты, да не о том речь. Значение Саввы для искусства переоценить невозможно — вот что я хотела сказать.

Савва очень хотел поддержать своего друга художника Васнецова, предоставив ему хороший заказ. Он пришел в управление Донецкой железной дороги, членом которой являлся, и убедил коллег, что лучшим украшением их офиса будут работы Виктора Михайловича. Ударили по рукам и Васнецов с радостью принялся за работу.

Тут надо отметить, что Виктор был большой любитель сказок и всякого русского творчества и подошел к заказу весьма творчески. «Три царевны подземного царства» были кстати не единственной картиной заказа, была еще парочка -«Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». И все картины, как несложно догадаться, получились очень волшебными. И были бы хороши для…учебника, например, или хотя бы галереи. Но никак не офиса, где серьезные люди решали серьезные задачи. Вот как посчитали заказчики — и отказали покупать полотна.

Чтож, пришлось Савве решать вопрос. Картины были выкуплены — семьей мецената.

Но давайте остановимся детальнее на «Трех царевнах». Какой интересный замысел родился в голове художника. В то время в Донбасе начали добывать полезные ископаемые — золото, драгоценные камни и уголь. Есть такая сказка — «Подземные царства», вот ее-то Васнецов и взял за основу, добавив царевну угля. То есть он в своей картине сделал такой интересный образ богатств этого края, изобразив их в виде королевских особ. Вы только посмотрите на этих женщин — золото, драгоценные камни и уголь! Это не картина, а целый спектакль!

Видимо, так посчитал и Васнецов (и не только) и В 884 он создал вторую версию этой работы, с небольшими изменениями. Ее приобрел меценат и коллекционер из Киева Терещенко.

Сейчас картина «Три царевны подземного царства» украшает стены Третьяковской галереи, и тем кто живет в Москве или гостит в столице, очень рекомендую рассмотреть «девушек» подробнее.