Романтизм 19 века кто изучал особенности. Романтизм в литературе XIX века. Романтизм в литературе

Лекция 1. Общеевропейский литературный процесс 1790-1830 годов.

    Исторические события и «литературная революция» романтизма. Романтизм как принцип мировидения и как творческий метод. Теоретические постулаты раннего романтизма и философия рубежа XVIII- XIX веков.

Литературная карта мира в первой половине XIX в. оставляет впечатление удивительной пестроты и многообразия. Романтизм - первое по времени возникновения новое художественное направление века - основывался на общекультурном сдвиге, захватившем все сферы общественного сознания и изменившем мировосприятие людей эпохи.

Романтизм был ответом человеческого духа на движение истории, ставшее вдруг до осязаемости наглядным. В одну человеческую жизнь вместились изменения, раньше доступные лишь историческому изучению. Эмоциональное переживание, а затем осмысление трагического опыта Великой французской революции играли решающую роль в генезисе романтического миросозерцания. Но и вне последующего исторического опыта: наполеоновских войн, национально-освободительных движений, развития буржуазных отношений и обнищания народных масс, сопровождающего это развитие, победившей в Латинской Америке революционной Войны за независимость, наконец, нового социального обострения в Европе, приведшего к революциям 1830 и 1848 гг. - понять романтизм невозможно.

По сути своей романтизм - искусство, на свой лад стремящееся к объективности, пытающееся понять и уловить характер всемирного развития. Громадное влияние на первое поколение романтиков, и не только немецких, но и английских и - опосредованно - французских оказал Шеллинг: его философия тождества духа и природы, субъекта и объекта давала теоретическое обоснование стремлению к объективности. «Познание высшего» (т. е. универсума в его движении) требовало не анализа, раздроблявшего целое на механически соединяемые части, но синтеза: отсюда у Шеллинга и близких к нему немецких романтиков апология универсальности искусства, в идеале обнимающего художественное и философское познание.

Отсюда же и чрезвычайно важная для романтической эстетики идея органической формы, развитая А. В. Шлегелем, подхваченная С. Т. Кольриджем: произведение искусства должно, подобно творению природы, рождаться и развиваться, повинуясь заложенному в его замысле импульсу, единое и неделимое на форму и содержание.

    Связь нового искусства с просветительской традицией и разрыв с предшествующей художественной системой. Романтический субъективизм и двоемирие. Новое отношение к личности и специфика романтического героя.

Характерная черта эпохи - сосуществование художественных направлений. На протяжении нескольких десятилетий просветительская и классицистическая традиции, романтизм, а затем и реализм поддерживали отношения, в которых борьба и преодоление сочетались со взаимовлиянием. Хотя романтизм в существенных своих чертах был реакцией на Просвещение и в особенности на просветительский рационализм, хотя теоретические выступления романтиков пронизаны пафосом отказа от ведущих идей Просвещения и ниспровержения всех норм и предписаний классицизма, все же на деле романтики больше взяли, чем отбросили из наследия XVIII в.

Возникает такая сугубо романтическая особенность, как двоемирие, точно охарактеризованное Гегелем: «С одной стороны, духовное царство, завершенное в себе... С другой стороны, перед нами царство внешнего как такового, освобожденного от прочного единства с духом».

Шеллингианский «целостный человек», которого можно назвать «искателем» или «энтузиастом», сменяется героем «отчужденным», расщепляется на одинокого мечтателя, непризнанного художника, разочарованного скитальца, отчаявшегося бунтаря, холодного нигилиста. Отпавший и противопоставленный миру герой идеализируется, его недовольство жизнью обретает характер «мировой скорби», его субъективность разрастается и подчас грозит заслонить собой все человечество.

Вот это отпадение, бунт, разлад между субъектом и не соответствующим высоким требованиям субъекта, но навязывающим ему свои правила миром настолько ярко воплощены романтиками, что обычно представляются фундаментальной и чуть ли не единственной темой романтизма.

    Стремление к универсализму в творчестве первых романтиков. У. Блейк, Новалис и другие. Национальные варианты романтического движения.

Ф. Шлегель обозначил романтическую поэзию как универсальную. Само понятие «универсальность» Ф. Шлегель, однако, употреблял и в другом, более глубоком смысле: как способность романтического поэта постигать мир в его целостности и многогранности, видеть одно и то же явление под разными углами зрения. Здесь воплотилось еще и коренное положение всей романтической эстетики, согласно которому поэт, творец наделялся самыми неограниченными полномочиями и возможностями. В этом смысле романтический универсализм был специфичен: он выражал прежде всего субъективное, личностное отношение к окружающему миру.

Ранним, ярким и в то же время недостаточно признанным явлением английского романтизма оказалось творчество Уильяма Блейка (1757- 1827). В рисунках и стихах, которые он не печатал, а, как рисунки, гравировал, Блейк творил свой особый мир. Задача этой особой, рационализированной религии - всеобщий синтез. Сочетание крайностей, соединение их через борьбу - таков принцип построения блейковского мира. В стихах Блейка немало созвучного романтикам: универсализм, диалектика, пантеистические мотивы, стремление к всеохватывающему, духовно-практическому постижению мира.

Самым выдающимся писателем йенской школы был Фридрих фон Гарденберг, принявший литературное имя Новалиса (1772-1801). В сфере философии для Новалиса характерно движение от субъективного идеализма Фихте к мистически окрашенному пантеизму. Философ-идеалист, горный инженер и поэт иногда спорили в нем друг с другом, но чаще сливались в единое целое, создавая неповторимый облик мыслителя и художника. Для героя Новалиса истинным является интуитивный, свойственный именно поэту характер познания. Мифологизм Новалиса остался незавершенной заявкой поэта-романтика на решение многих трудных философских и этических проблем.

Актуальность типологии национальных романтизмов как самостоятельных художественных систем в полной мере может быть выявлена лишь в рамках всемирной литературы, где возможны сопоставления межрегионального и межконтинентального порядка. А в более тесных пределах Западной Европы должны быть отмечены различия между немецким, английским, французским романтизмом и португальским, бельгийским, голландским, датским, шведским.

Вопросы для самоконтроля

    Какие исторические события и каким образом повлияли на возникновение романтизма?

    Чья философия оказала влияние на первое поколение романтиков?

    Каким образом романтизм был связан с Просвещением?

    В чем суть романтического двоемирия?

    Какова специфика нового романтического героя?

    Как Ф. Шлегель понимал «универсальность»?

    В чем особенность творчества У. Блейка?

    Кто был самым выдающимся писателем йенской школы?

Лекция 2. Йенский романтизм в Германии.

    Ранний этап немецкого романтического движения как «теоретический период» в истории национального романтизма. Философская основа йенского романтизма: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг.

Основные принципы романтической теории были сформулированы Фридрихом Шлегелем (1772-1829) в его «Фрагментах» (1797); в 1797 г. вышла в свет книга Вильгельма Генриха Вакенродера «Сердечные излияния монаха, любителя искусств». В журнале «Атеней» были напечатаны в 1798 г. «Фрагменты» Новалиса. В те же годы началась деятельность А. В. Шлегеля (1767-1845) и Л. Тика. Эта группа писателей получила в истории литературы название йенской школы. Важную роль в формировании романтической эстетики сыграла философия Фихте и Шеллинга.

    Теоретические труды Ф. Шлегеля. Творчество Жан-Поля и В. Г. Вакенродера. Схема противостояния двух типов культур; идея романтической иронии.

Ф. Шлегель ведущим жанром современной эпохи объявил роман. Роман, по его мысли, в наибольшей степени отвечал требованию универсальности, ибо способен был охватить самые разные грани действительности. Образец романа как жанра Ф. Шлегель видел в романе Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», которому он посвятил обстоятельный критический обзор, а также ряд фрагментов.

Жан-Поль Рихтер (1763-1825) в новом столетии продолжал свою литературную деятельность, начало которой положили его книги 80-х годов XVIII в. Жанр своих романов Жан-Поль обозначал как идиллии, хотя одновременно они являются и пародиями на идиллию. Рисуя судьбу маленького человека, сочувствуя его невзгодам и восхищаясь его умением довольствоваться малым, Жан-Поль, “адвокат бедных”, как его называли, тут же иронически снимает эту идиллию жалкого существования. В романах Жан-Поля нередко проступают признаки просветительской притчи. В его романах мало действия; события, происходящие с героями, тонут в потоке рассуждений автора и действующих лиц. «Приготовительная школа эстетики» (1804) Жан-Поля - произведение не менее оригинальное по своей структуре и жанру, чем его романы.

Очерки и наброски рано умершего В. Г. Вакенродера, опубликованные Тиком в книге «Фантазии об искусстве для друзей искусства» (1799), наметили многие линии развития немецкой литературы: романтический универсализм, антирационалистические аспекты эстетики и критики, национальную тему (образ Дюрера). Наконец, новелла Вакенродера «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера» открыла галерею образов, программных для всего европейского романтизма, - образов художников, противостоящих окружающей социальной среде, которая ощущалась как враждебная подлинному искусству.

Первоначальная устремленность романтизма к новой объективности, к гармонии личности и целого иллюстрируется, в частности, трактовкой, которую Шеллинг дает иронии, - это «единственная форма, в которой то, что исходит или должно исходить от субъекта, самым определенным образом от него отделяется и объективируется». Романтическая ирония выковывается именно в качестве диалектической ловушки для обыденного здравого смысла, в качестве средства преодолеть субъективную ограниченность миропонимания.

    «Генрих фон Офтердинген» Новалиса - роман-странствие за романтической мечтой. Символизм романа; его философское наполнение.

В историю немецкой и мировой литературы Новалис вошел прежде всего как автор незаконченного романа «Генрих фон Офтердинген» (опубл. 1802). Время действия условно, и это позволяет говорить о романе-мифе, насыщенном к тому же многозначной символикой. За каждым образом стоит целый мир. В частности, в эпизоде с восточной пленницей впервые представлена идея синтеза культур Востока и Запада, которая станет важнейшей для всего немецкого романтизма. Роман Новалиса воплощает в себе всю оптимистическую философию раннего немецкого романтизма, его веру в торжество идеала.

    Поэзия и проза Ф. Гельдерлина. «Гиперион». Своеобразие поэтической системы Ф. Гельдерлина и особенности романтической лирики.

Творческий путь Фридриха Гельдерлина (1770-1843) охватывает относительно недолгий отрезок времени - с 1792 до 1804 г. Древнегреческие мифы у Гельдерлина органически переплетаются с мифами, которые создавали французские революционеры. «Гимн человечеству» (1791), «Гимн дружбе» (1791), гимны свободе (1790-1792) напоминали не только патетику речей в Конвенте, но и организовывавшиеся якобинцами республиканские праздники в честь Верховного существа, в честь Свободы и Разума. С наибольшей полнотой трагическое мироощущение Гельдерлина выражено в романе «Гиперион» (т. 1 -1797, т. 2 - 1799). Это в значительной мере итоговое произведение вобрало в себя весь исторический опыт поэта, все главные проблемы, волновавшие его на протяжении целого десятилетия. Гельдерлин очень скуп в изображении внешних событий. Иногда «Гипериона» сравнивают со «Страданиями юного Вертера». Но сходство здесь лишь внешнее - роман в письмах; различие - в мировоззрении, художественном методе, типе героя. Гиперион противостоит не только миру социального зла, но и всей реальной действительности. Идеал Гельдерлина - универсальная гармоническая личность. Но осознание недостижимости этого идеала в послереволюционном обществе обусловливает глубокий трагизм миросозерцания поэта. Образная система Гельдерлина сложна и, как правило, не допускает однозначного истолкования. Лейтмотив ее - романтическое противостояние идеала и действительности, причем трагическое звучание этого лейтмотива с годами усиливается.

Вопросы для самоконтроля

    Кем были разработаны основные принципы романтической теории?

    Что такое «йенская школа»?

    Какой жанр считал ведущим Ф. Шлегель?

    Каковы жанровые и содержательные особенности романов Жан-Поля Рихтера?

    Какие черты немецкой романтической литературы намечены в очерках и набросках В. Г. Вакенродера?

    Галерею каких образов открывает новелла В. Г. Вакенродера «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера»?

    Каково философское наполнение романа Новалиса «Генрих фон Офтердинген»?

    В чем особенности «мифологии» в лирике Ф. Гельдерлина?

    С каким произведением сравнивают роман Ф. Гельдерлина «Гиперион» и оправданно ли?

    Что определяет трагическое звучание романа?

Лекция 3. Поздний немецкий романтизм.

    Гейдельбергский и берлинский кружки. Усиление роли «национальной идеи» в немецком романтизме и его идеологическая противоречивость. Национальная ориентация, интерес к фольклору, исторические и филологические изыскания романтиков.

Освободительная война против Наполеона вызвала к жизни комплекс идей, существенно отличавшихся от суждений и взглядов романтиков йенской школы. Теперь на первый план выдвигаются понятия нации, народности, исторического сознания. Своеобразным центром романтического движения в первом десятилетии XIX в. стал Гейдельберг, где образовался кружок поэтов и прозаиков, представлявших новое поколение романтиков и проявлявших повышенный интерес ко всему немецкому, истории и культуре. В эти годы публикуются и комментируются памятники средневековой немецкой литературы.

    Сборник народных песен А. Арнима и К. Брентано, сборник сказок братьев Я. и В. Гримм.

Сборник песен «Волшебный рог мальчика» (1805-1808), опубликованный А. фон Арнимом и К. Брентано, вызвал большой резонанс в стране, его одобрил Гёте. Тематический состав сборника был достаточно широким: песни любовные и бытовые, солдатские, разбойничьи, песни о монахинях. Арним и Брентано отдавали предпочтение песням, в которых и были запечатлены черты патриархального уклада, исконно немецкого, по их представлению. Но все же в этих песнях выражены чувства и настроения бесчисленных поколений, и Гейне мог с полным правом сказать, что в них «бьется сердце немецкого народа».

Еще более широкий отклик во всем мире получили «Детские и семейные сказки», изданные братьями Якобом (1785-1863) и Вильгельмом (1786-1859) Гримм (состав и текст в окончательной редакции - 1822). Здесь были и сказки о животных, и волшебные сказки, и сказки, в разных ситуациях сталкивающие умного, доброго, смелого сказочного героя (часто это простой крестьянин) с его противниками как в человеческом облике, так и в обличье разных чудищ, воплощающих злое начало мира. Гриммы не считали себя лишь собирателями и публикаторами: будучи знатоками истории языка и национальной культуры, они не только комментировали тексты, но и придавали им такую стилистическую форму, которая сделала их собрание выдающимся литературным памятником эпохи романтизма.

Вопросы для самоконтроля

    Какие понятия вышли на первый план в связи с войной против Наполеона?

    Где сформировался кружок писателей нового поколения романтиков?

    Кто издал сборник «Волшебный рог мальчика»?

    Каков тематический состав сборника?

    Какой сборник издали Я. и В. Гримм?

    Какие сказки входили в этот сборник?

    В чем еще была заслуга братьев Гримм при издании сборника?

Лекция 4. Жанры легенды и сказки в романтической прозе.

    Появление и развитие романтической новеллы, ее специфика (Новалис, Л. Тик, К. Брентано, А. Арним, А. Шамиссо).

Людвиг Тик (1773-1853) писал стихи, романы, драмы рока и дерзкие иронические комедии, явился одним из создателей жанра новеллы-сказки. Созданием жанра новеллы-сказки немецкий романтизм обязан прежде всего Тику. И хотя в известной мере Тик опирается на фольклорную традицию, структура новелл, образы героев и мотивировки их поступков кардинально отличают литературную новеллу-сказку от народной сказки. Чаще всего автор рисует трагические судьбы.

Среди новелл Ахима фон Арнима наибольшей известностью пользуется «Изабелла Египетская» (1812), фантастическая новелла. В полуисторический-полуфантастический фон вписано романтическое повествование о трагической любви цыганки Изабеллы и Карла V. Исторический колорит - хотя и в ином освещении - имеет новелла «Рафаэль и его соседка» (1824), новая для романтиков полемическая транскрипция образа «божественного Рафаэля». Арним отвергает энтузиазм Вакенродера и всей иенской школы по отношению к этой великой эпохе европейской культуры.

С наибольшей остротой воплотил в своем творчестве основные тенденции гейдельбергской школы, ее взлеты и падения Клеменс Брентано (1778-1842) - поэт, прозаик и драматург.

Романтический протест против буржуазного стяжательства ярко выражен Адальбертом Шамиссо (1781-1838) в сказке-новелле «Удивительная история Петера Шлемиля» (1814), которая принесла автору широкую известность. Это - сказка о роковой силе золота. Существует много толкований главного сюжетного хода: утраты героем своей тени. Как романтик, он ставил вопрос о том, что ради золота, обогащения человек не должен жертвовать ни малейшей частью своего существа, даже таким, казалось бы, незначительным свойством, как способность отбрасывать тень.

    Творчество Г. Клейста: трагизм поисков высшей справедливости.

Особое место в литературном движении первого десятилетия XIX в. занимает творчество драматурга и новеллиста Генриха фон Клейста (1777-1811). В историю немецкой литературы он вошел как трагичнейший из романтиков. События в последней трагедии Клейста «Принц Фридрих Гомбургский» (1810) происходят в 1675 г. Смысл трагического конфликта сводится к вопросу: в чем состоит подлинная верность - в сознательном служении делу государя или в беспрекословном слепом подчинении его повелениям. Значителен вклад Клейста в историю немецкой и европейской новеллы. Повесть «Михаэль Кольхаас» (1810) - широкое историческое полотно, и в ход событий вовлечены многие исторические деятели. Есть известная связь между «Михаэлем Кольхаасом» и «Принцем Фридрихом Гомбургским» (написаны они примерно в одно время) - в обоих произведениях исследуется вопрос о праве и долге человека. Кольхаас не помышляет об уничтожении и феодальных правителей, более того, он хочет именно от них добиться справедливости. В финале повести эта справедливость торжествует формально. Парадоксальность финала подчеркивает неразрешимость конфликта между человеком и государственными институтами. Это лишь один из аспектов трагического мировосприятия Клейста.

Вопросы для самоконтроля

    Созданием какого жанра романтизм обязан Л. Тику?

    Чему посвящена наиболее известная новелла А. фон Арнима?

    Каков главный смысл новеллы А. Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля»?

    В чем смысл трагического конфликта в трагедии Г. Клейста «Принц Фридрих Гомбургский»?

    Какие проблемы поднимаются в повести Г. Клейста «Михаэль Кольхаас»?

    В каких новеллах раскрывается важнейшая тема Э. Т. А. Гофмана?

    Где происходит действие новеллы Гофмана «Золотой горшок»?

    Какова роль иронии в этой новелле?

    Какие вопросы ставятся в сказке Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»?

    Какое произведение считают вершиной творческого пути Гофмана?

Лекция 5. Английская литература.

    Влияние политического устройства и экономического развития страны на литературный процесс. «Озерная школа» романтиков (У. Вордсворт, С. Т. Кольридж, Р. Саути). Эстетическая программа лейкистов и ее воплощение в поэзии. Романтическая лирика, ее основные темы, образы и формы.

Англию можно считать, в известной мере, прародиной романтизма. Раннее буржуазное развитие вызвало там и первые антибуржуазные устремления, ставшие впоследствии характерными для всех романтиков. Решающий толчок, кристаллизовавший романтизм как духовное направление, пришел к англичанам извне. Это было воздействие Великой французской революции. В Англии в то же время совершалась так называемая «тихая», хотя на самом деле совсем не тихая и очень болезненная, революция - индустриальная. В романтических, направленных против поступательного движения устремлениях нашла выражение трагическая сторона буржуазного преуспеяния.

Признанными зачинателями английского романтического движения явились У. Вордсворт и С. Т. Кольридж, основатели и вожди так называемой «Озерной школы». к которой кроме них причислили еще Р. Саути.

Предисловие У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа ко второму изданию (1800) «Лирических баллад» является манифестом естественности, понимаемой широко: как сама жизнь, отразившаяся в поэзии, как лишенный искусственности, непосредственный способ выражения. Принцип был один: все, чего только ни касается поэтическое перо, должно производить впечатление естественности.

Основная творческая заслуга Вордсворта как поэта и заключается в том, что он словно заговорил стихами - без видимого напряжения и общепринятых поэтических условностей. Лирические зарисовки - лучшее в наследии Вордсворта. Ведущая поэтическая мысль Кольриджа - о постоянном присутствии в жизни неизъяснимого, таинственного, с трудом поддающегося умопостижению. Чеканные, поистине завораживающие строки гипнотизируют слушателя, а вместе с ним и читателя, создавая картины необычайные и неотразимые. Кольридж запечатлевает в своих стихах состояние полусна, грез, ощущение ускользающего времени, это и явилось его творческим вкладом не только в поэзию, но и в развитие всей литературы.

Третий из поэтов, причисляемых к «Озерной школе», Р. Саути, демонстрирует окрашенный иронией взгляд и на происходящее, и на историю. Ирония проистекает из неоднозначной оценки событий, из различия в точках зрения. В лучших произведениях Саути проверке подверглись и общеромантические представления о «необычайном», «неизъяснимом», «таинственном».

    Поэзия П. Шелли и Дж. Китса.

Несмотря на короткую и неустроенную жизнь, П. Б. Шелли оставил литературное наследие, поражающее своим объемом и насыщенностью: лирика, поэмы, поэтические драмы. Пафос его творчества - возвышенный идеализм. Поэма Шелли «Королева Маб» (1813) по размаху и по масштабу образов напоминает мистерии Блейка. Перед читателем в символических картинах и видениях развертывается вся история человечества. В поэтической драме «Прометей освобожденный» (1819) история предстает как процесс постепенного заглушения инициативы, угасания воли, подавления смелости. Лирика Шелли - «гимн интеллектуальной красоте», если использовать заглавие его же одноименного стихотворения (1817).

Если прислушаться к отзывам соотечественников, то при всей разноголосице мнения сходятся на известной странности стихов Дж. Китса. В них поражали цветистость, временами чрезмерная, некоторая надуманность и в то же время значительная оригинальность. Лирика Китса - это, как и у других романтиков, состояния ума и сердца, запечатленные в стихах. «Изабелла», «Канун святой Агнессы», «Гиперион» и «Эндимион» - эти поэмы, созданные на материале английской мифологии или средневековых легенд, представляют собой чередование отдельных эпизодов или же поэтических картин.

    Разновидности романтической повести и романа: исповедальный, готический и исторический. В. Скотт - создатель жанра исторического романа. Романтические традиции в историческом романе, их сохранение и преобразование в позднейшей литературе.

Одним из самых популярных жанров предромантической литературы в Англии был «готический роман» или, как его называли иногда, «роман ужасов». Жизнь предстает здесь не разумно постижимой, а таинственной, полной роковых загадок; в судьбу людей вмешиваются неведомые, зачастую сверхъестественные силы.

Метод Скотта формировался в русле историзма, который постепенно складывался на протяжении второй половины XVIII в. В известном смысле, по способу воссоздания «времени», какого бы то ни было - прошлого, текущего или будущего, - роман XIX столетия оставался «историческим».

Наследие Вальтера Скотта велико: массивный том стихотворных произведений, 41 том романов и повестей, 12 томов писем, 3 тома дневников. Его исторические романы распадаются по национальной тематике на две группы - «шотландские» и «английские». Конкретность - вот что прежде всего отличает исторические картины Вальтера Скотта от приблизительной и туманной, фантастической «старины» других романтиков. Во всю меру отпущенных ему возможностей Вальтер Скотт старался постичь народную жизнь и через нее общие закономерности в смене времен и нравов. В своих романах он изобразил множество разных эпох - от средневековой Англии до современной Шотландии, причем материальная и духовная культура каждой эпохи показана им не как бутафорский фон, но как живой мир. Сохранив элементы романа приключенческого и «готического», свободно вводя фольклорные мотивы и документально точные сведения, Вальтер Скотт подчиняет все центральной задаче: созданию убедительной истории человеческих судеб в пределах определенной эпохи. Он не только основоположник «исторического» романа, он стоит у истоков последующей прозы постольку, поскольку любое повествование говорит о прошлом.

Вопросы для самоконтроля

    Как общественная ситуация повлияла на характер английского романтизма?

    Кто были зачинатели английского романтического движения?

    В чем суть «Предисловия» ко второму изданию «Лирических баллад»?

    Как представлена история в драме П. Шелли «Прометей освобожденный»?

    В чем особенности лирики Дж. Китса?

    На какие группы делятся исторические романы В. Скотта?

    Что отличает его исторические картины?

    Какова центральная задача В. Скотта в его романах?

Лекция 6. Особенности американского романтизма, его основные темы и жанры.

    Историческая и национальная специфика американской литературы и европейские традиции. Связь американского романтизма с Просвещением.

Романтическая эпоха в истории американской литературы охватывает почти полстолетия: начало ее приходится на второе десятилетие XIX в., конец озарен пламенем Гражданской войны 60-х годов. Фундаментом романтической идеологии явилось стремительное социально-экономическое развитие страны в начале XIX в., поднявшее ее до уровня наиболее развитых европейских держав и обеспечившее плацдарм для последующего капиталистического прогресса. Подобных темпов не знала в XIX столетии ни одна страна мира. Эпоха романтизма в истории американской литературы более или менее отчетливо делится на три этапа. Романтическая идеология и романтическая литература в США возникли значительно позднее, чем в передовых странах Европы. Американские мыслители и поэты широко пользовались завоеваниями европейского - особенно английского - романтизма. Речь идет не только о подражаниях и заимствованиях, коих было предостаточно, но и о творческом использовании опыта европейской романтической философии, эстетики и литературы.

Всеобщий интерес к национальной истории и национальной литературе породил исключительно благоприятные условия для появления исторических жанров. Вторжение литературы в историю или истории в литературу сопутствует романтическому движению в США от истоков и почти до самого конца, хотя со временем несколько ослабевает.

Наложил свой отпечаток на романтическое творчество и регионализм, весьма влиятельный в американской духовной жизни и, соответственно, в литературе.

Американский романтизм в большей степени, чем романтизм европейский, обнаруживает глубокую и тесную связь с идеологией и эстетикой Просвещения. Это касается политических теорий, социологических идей, методологии мышления, жанровой эстетики. Иными словами, американский романтизм выступает не только в роли разрушителя просветительской идеологии, но и в роли прямого ее наследника.

    Романы Ф. Купера - цикл о Кожаном Чулке. Национальный пафос и просветительские идеи.

Автор 33 романов, Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. «Шпион» Купера заложил традицию американского исторического романа. Купер отыскал новый метод соединения истории и вымысла, не жертвуя ни воображением, ни исторической достоверностью. И все же репутация Купера, классика национальной и мировой литературы, прочно держится на пенталогии о Натти Бампо - Кожаном Чулке (называют его, впрочем, по-разному - Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). Куперу было больно видеть, как корневая Америка, которую воплощает любимый его герой, уходит на глазах, подменяясь совсем другой Америкой, где бал правят спекулянты и проходимцы. Три романа о Кожаном Чулке, написанные Купером в 20-е годы, образуют законченную трилогию. В начале 40-х годов писатель прибавил к ней еще два романа - «Следопыт» и «Зверобой». Эти два романа органично вошли в серию как новые главы жизнеописания героя, «пропущенные» автором в трилогии. Как писал Белинский, «Купера нельзя превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природы».

Образ Кожаного Чулка - сложный сплав философских идеалов Просвещения, фольклорных и литературных традиций, характерных особенностей национальной американской истории и современной действительности.

    Г. Лонгфелло как представитель «университетской» поэзии: «Песнь о Гайавате».

Творчество Генри Уодсуорта Лонгфелло (1807-1882) приходится в основном на второй период американского романтизма. Жизненная и литературная судьба Лонгфелло складывалась на редкость удачно. С самого начала и до самого конца литературной деятельности Лонгфелло ему неизменно сопутствует успех. Язык поэта прозрачен, прост и естествен, лишен вымученной изысканности и напыщенности, и это результат огромной тщательной работы поэта. Стихи Лонгфелло очень мелодичны, легко запоминаются. Более, чем кто-либо из поэтов, его современников, Лонгфелло тяготеет к фольклорным мотивам, стремясь к созданию мифологически-легендарного национального эпоса. Значение Лонгфелло для развития американской поэзии не подлежит сомнению: черпая из сокровищницы мировой культуры, он определяет вехи, закладывает основы национальной литературы. Неоспоримое свидетельство тому - шедевр Лонгфелло поэма «Песнь о Гайавате» (1855).

Источником поэмы послужили древние предания индейских племен северо-востока Америки, а также этнографические труды, посвященные культуре и быту индейцев. Образ самого Гайаваты сочетает исторические и легендарные черты и также строится по законам древнего героического эпоса, включающего рассказ о происхождении героя, его подвигах, битвах с врагами и т. п. Романтическое начало в поэме связано со звучащим в ней сожалением об ушедшем мире чудес, мире сказки. Лонгфелло удалось художественно убедительно показать цельность картины вселенной, этические представления индейцев, метафоризм их мышления и речи.

Вопросы для самоконтроля

    Каковы основные особенности американского романтизма по сравнению с европейским?

    В чем заслуга Ф. Купера в американской романтической литературе?

    Что можно сказать о главном герое пенталогиии Ф. Купера?

    В чем своеобразие творчества Г. Лонгфелло и его поэмы «Песнь о Гайавате»?

Введение

Глава 1. Романтизм как направление в искусстве

1.1 Основные черты романтизма

1.2 Романтизм в России

Глава 2. Русский романтизм в литературе, живописи и театральном искусстве

2.1 Романтизм в русской литературе

2.2 Романтизм в изобразительном искусстве

2.3 Романтизм в театральном искусстве

Заключение

Библиографический список

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.

Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.

Романтизм утвердился в жизни под воздействием определённых социально-исторических обстоятельств и глубоко проник в сознание людей того времени, захватив различные сферы умственной деятельности. Писатели романтической настроенности стремились освободить личность от порабощения её социальными, материальными обстоятельствами. Они мечтали о таком обществе, где людей будут связывать не материальные, а духовные узы.

Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Им хорошо известны "изъяны" рабовладельческого и феодального строя. Отсюда мечты романтиков о внесоциальном существовании, о золотой поре человечества, когда рухнут социальные законы и войдут в силу чисто человеческие, духовные связи.

Романтики были настроены критически также к истории. Её развитие на сопровождалось, по их наблюдению, ростом духовной свободы. Отсюда культ в романтизме "естественного состояния", уход в доисторическое прошлое в жизни народов, когда действовали законы природы, а не искусственные установления испорченной цивилизации. Романтики не были социально пассивными. Они критиковали общество, в котором духовное принесено в жертву материальному. Это был протест против духовного ущемления личности в условиях феодальной, а затем буржуазной действительности.

Русский романтизм шёл в своём развитии по пути всё большего сближения с жизнью. Изучая действительность, в её конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Отбрасывая провиденциалистическую точку зрения, они начали искать пружины исторического развития в социальных факторах. История предстаёт в их творчестве как арена борьбы между силами мрака и света, тирании и свободы.

Идея историзма, внимание к трагической судьбе народа, стихия субъективного, гуманистическая насыщенность творчества, устремлённость к идеалу, обогащение художественной палитры за счёт введения условных приёмов изображения жизни, утверждения воспитательного воздействия искусства на человека и многое другое, что характерно для романтизма, оказало плодотворное влияние на развитие реализма XIX века.

Романтики отнюдь не сводят задачу к познанию действительности тем самым отмечают специфичность романтизма в сравнении с наукой. В своих программных выступлениях они заостряют внимание на гуманистической, воспитательной функции искусства, объясняя этим его большое общественное значение. Решая свои специфические художественные задачи мыслители романтического направления проникли вместе с тем глубоко в гносеологическую сущность искусства, вскрыли его важнейший закон. Их большая заслуга заключается в определении места и роли субъективного начала в художественном творчестве.

Романтическое, без чего искусство утрачивает свою подлинную сущность, - это, прежде, всего эстетический идеал, гуманистический по своей природе, включающий в себя представления художника о прекрасной жизни и прекрасном человеке.

Объект исследования: русский романтизм как направление в искусстве.

Предмет исследования: основные компоненты русской культуры первой половины XIX века (литература, изобразительное и театральное искусство)

Цель исследования – анализ особенностей романтизма в русском искусстве XIX века.

· Изучить литературу по теме исследования;

· Рассмотреть основные черты романтизма как явления искусства;

· Определить особенности русского романтизма;

· Изучить явление романтизма в литературе, изобразительном и театральном искусстве России XIX века.

Обзор литературы: при написании данного исследования были использованы труды многих авторов. Например, книга Яковкиной Н.И. "История русской культуры. XIX век" посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России - XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Явление романтизма рассматривается в этом труде очень подробно и доступно.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложений.


ГЛАВА 1. РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

1.1 Основные черты романтизма

Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда "странное", "фантастическое", "живописное". В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу "классицизм" – "романтизм", направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое "естественное" и "разумное". Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной "разуму", будущее – непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится "болезнью века". Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока", – З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов "страшному миру", – прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма – это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация – лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В.А.Жуковский). У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

2.1 Романтизм в русской литературе

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них - осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание "народной души" у них было различным.

Так, для Жуковского народность - это, прежде всего, гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

В творчестве романтиков-декабристов представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер - это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский. Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева "Войнаровский", "Наливайко", его "Думы", повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее - "Песнь про купца Калашникова" и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэтов-романтиков 20-х годов особенно привлекали кризисные моменты - периоды борьбы с татаро-монгольским игом, вольного Новгорода и Пскова - с самодержавной Москвой, борьбы с польско-шведской интервенцией и т. п.

Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали "тихую чувствительность" как выражение "томно-горестного сердца", романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя. В качестве примера можно вспомнить Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" В. Гюго), урода с благородной, возвышенной душой.

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. В описаниях природы отмечалась ее "духовность", ее соотношение с судьбой и участью человека. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев, уже в ранних повестях которого пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В повести "Ревельский турнир" он так изображал живописный вид Ревеля, соответствовавший настроению персонажей: "Это было в мае месяце; яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и только вдали серебристой облачной бахромой касался воды полог небосклона. Светлые спицы колоколен ревельских горели по заливу, и серые бойницы Вышгорода, опершись на утес, казалось, росли в небо и, будто опрокинутые, вонзались в глубь зеркальных вод".

Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения - обилию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.

Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783-1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования - любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии "Вечер" поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

Поток, кустами осененный.

Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

Глас петела вдали уснувши будит селы.

В траве коростыля я слышу дикий крик...

Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского.

В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания ("Ундина", "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна"). Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.

В литературном творчестве конца 20-30-х годов романтизм сохранил прежние позиции. Однако развивающийся в иной общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. На смену задумчивым элегиям Жуковского и революционному пафосу поэзии Рылеева приходит романтизм Гоголя и Лермонтова. Их творчество носит отпечаток того своеобразного идейного кризиса после разгрома восстания декабристов, который переживало общественное сознание этих лет, когда измена прежним прогрессивным убеждениям, тенденции своекорыстия, обывательской "умеренности" и осторожности обнаружились особенно явственно.

Поэтому в романтизме 30-х годов возобладали мотивы разочарования в современной действительности, критическое начало, присущее этому направлению по его социальной природе, стремление ухода в некий идеальный мир. Наряду с этим - обращение к истории, попытка осмысления современности с позиций историзма.

Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов - красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, "полным ярости".

Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства. В этом плане значительны стихотворения "Новгороду" и "Последний сын вольности", в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов - новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков.

Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема борьбы за независимость Родины - одна из излюбленных тем лермонтовского творчества - особенно ярко освещается она в "кавказском цикле". Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов - дикая величественная природа его противопоставлялась "неволе душных городов", "жилище вольности святой" - "стране рабов, стране господ" николаевской России. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа. Так, герой повести "Измаил-бей" отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.

Эти же чувства владеют героем поэмы "Мцыри". Образ его исполнен таинственности. Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне: "Я знал одной лишь думы власть, - признается он перед смертью, - Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Где в тучах прячутся скалы. Где люди вольны как орлы...". Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и "мятежной жизни", к которой он так отчаянно стремился. Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. В то же время герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 20-х годов, предчувствуют трагический исход их действий; стремление к гражданской деятельности не исключает у них личного, часто лирического плана. Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия - повышенной эмоциональностью, "пылом страстей", высоким лирическим пафосом, любовью как "страстью сильнейшей" - они несут в себе приметы времени - скепсис, разочарование.

Историческая тема стала особо популярной у писателей-романтиков, которые видели в истории не только способ познания национального духа, но и действенность использования опыта прошлых лет. Наиболее популярными авторами, писавшими в жанре исторического романа, были М. Загоскин и И. Лажечников.


Людей, борющихся со стихией, морские сражения; А.О. Орловский. Теоретические основы Романтизма сформировали - Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг. Живопись эпохи «передвижников». Влияние общественной среды на работу и тенденции творчества русских художников второй половине XIX века. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в...

Его картины очень печальны («Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России - основная тема творчества Павла Андреевича Федотова. Русская живопись второй половины XIX века. Вторая половина XIXв. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим...

Литературы и отблеск трагичности в портретной живописи этого художественного направления. Критический настрой мышления русской интеллигенции не мог оставаться в рамках романтизма, и бурное развитие русского искусства в XIX веке привели его к реализму. Мастерство гениев, которыми насыщен этот период культуры, требовало устремления к реальности, более верного и тщательного ее воспроизведения, к...

Время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту. Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений...

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.

Ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века – романтизм. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

Основные черты романтизма:

· Интерес к фольклору и национальной истории.

· Изображение необычайных характеров в исключительных обстоятельствах. Интерес к бессознательному, интуитивному.

· Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью.

На русскую литературу наибольшее влияние оказали английский и немецкий романтизм. Но, кроме того, существуют и собственно российские предпосылки возникновения русского романтизма. В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Так возникла почва для появления романтизма.

Самобытность русского романтизма:

1. Исторический оптимизм – надежда на преодоление противоречий между идеалом и действительностью.

2. Русские романтики не приняли культ гордой и эгоистически настроенной личности.

Основоположником русского романтизма является В.А.Жуковский. К романтизму относится творчество поэтов Дениса Давыдова, Николая Языкова, Кондратия Рылеева, Евгения Баратынского.

Ø Задание. Внимательно прочитайте стихотворения, найдите в них черты романтизма.

От дружной ветки отлученный,

Скажи, листок уединенный,

Куда летишь?.. "Не знаю сам;

Гроза разбила дуб родимый;

С тех пор по долам, по горам

По воле случая носимый,

Стремлюсь, куда велит мне рок,

Куда на свете все стремится,

Куда и лист лавровый мчится,

И легкий розовый листок".

В.Жуковский

He смейтесь вы над юным поколеньем!
Вы не поймете никогда,
Как можно жить одним стремленьем,
Лишь жаждой воли и добра...

Вы не поймете, как пылает
Отвагой бранной грудь бойца,
Как свято отрок умирает,
Девизу верный до конца!

Так не зовите их домой
И не мешайте их стремленьям, -
Ведь каждый из бойцов - герой!
Гордитесь юным поколеньем!

Тема 1.2 А.С.Пушкин (1799-1837). Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 г. Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г., Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

В 1828 г. Пушкин самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 г. эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

Летом 1831 г. Пушкин вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1837 года между А.С. Пушкиным и Жоржем Дантесом произошел конфликт, приведший к дуэли 27 января 1837 года. На этой дуэли поэт был смертельно ранен и умер через два дня. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин у стен Святогорского монастыря, близ имения Михайловское.

В творчестве Пушкина выделяются следующие периоды:

1).1813г. – май 1817г. – лицейский период. Время поэтического самоопределения, время выбора пути. «К другу стихотворцу», «Воспоминания в Царском селе»

2) июнь 1817г. – май 1820г. – петербургский период. Решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина. «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила»

3) май 1820г. – август 1824г. – период южной ссылки. Романтическая лирика. «Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «К Овидию», «Песнь о вещем Олеге», «Кавказский пленник», «Братья - разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»

4) август1824г. – сентябрь 1826г. – период ссылки в Михайловское. Время смены эстетических ориентиров. «К морю», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Сожженное письмо», «Граф Нулин», «Борис Годунов», 3-6 главы «Евгения Онегина»

5) сентябрь 1826г. – сентябрь 1830г. – творчество второй половины 20-х годов. «Арион», «Во глубине сибирских руд», «Стансы», «Поэт», «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Полтава», «Арап Петра Великого»

6) сентябрь – ноябрь 1830г. – Болдинская осень. Самый плодотворный период творчества. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Домик в Коломне», «маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Элегия», «Бесы», закончен «Евгений Онегин»

7) 1831г. – 1836г. – творчество 30-х годов. «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Вновь я посетил», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»