Преимущества и недостатки косвенных налогов. «Грозит» ли россиянам прогрессивное налогообложение

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия, земельный налог с предприятия;

Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), - подоходный налог с населения;

Поимущественный налог с населения;

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на владельцев транспортных средств.

Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его плательщики - это организации и предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России 11 Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. М., 2011. С. 36..

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операций за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков - физических лиц, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, лиц без гражданства. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт производится в конце его. Нормой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. В России минимальная ставка подоходного налога составляет 12%, максимальная - 45%.

Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму 12-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Налог на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах - до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

Социальные взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансирование этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.

Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжения предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Законом определён перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории РФ:

Освобождаются от НДС услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия;

Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счёт государственного бюджета, хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Доброго времени суток, дорогие друзья! С вами снова Влад Новиков, и сегодня мы поговорим про налоги прямые и косвенные. Думаю, эта информация будет весьма полезна тем, кто занимается коммерческой деятельностью или только планирует начать свой собственный бизнес.

С данной статьи вы узнаете:

— базовые понятия, касающиеся налогообложения;
— принципы классификации налогов;
— какая разница между прямыми и косвенными налогами (плюсы и минусы);
— также вы узнаете про идеальную систему налогообложения !

Но вначале давайте вкратце разберем, что же такое прямые и косвенные налоги, дабы иметь некий базис, от которого можно отталкиваться в дальнейших суждениях.

Если говорить простыми словами то прямые налоги – это отчисление в пользу государства, которые налогоплательщик платит из своего кармана.

Следовательно, косвенные налоги – это платежи, финансовая ноша от которых перекладывается с налогоплательщика на его клиентов посредством включения таких налогов в стоимость услуг и/или товаров. Простой пример – это акциз на табачные изделия. Деньги берутся с кармана покупателя, но платеж в государственный бюджет делает продавец.

Методику, по которой мы будем изучать налоги прямые и косвенные, позаимствована у первого из рода философов – великого Сократа.

Сократ – это ионийский (древнегреческий) мудрец, живший в Афинах с 469 года до н. е., по 399 год до н. е., который заложил фундамент для всей современной научной системы познания. Заменив мистический подход изучения всего и вся рационализмом.

Согласно концепции познания величайшего из мудрецов, процесс изучения и передачи информации делится на несколько этапов:

Во-первых, — нужно определиться говорят ли участники процесса на одном языке. Имеется в виду, тождественны ли определения и понятия, которыми оперируют люди, говоря об одном и том же.

Во-вторых, — нужно разделить изучаемый объект(ы) на составляющие и рассмотреть его достоинства и недостатки, чтобы понять что он из себя представляет.

В-третьих, — необходимо систематизировать изученное знание и сделать выводы, дабы понять степень полезности объекта, если такова имеется.

Как-как вы говорите это называется? (базовые понятия).

Приступим к первому этапу – дадим определения основным понятиям, которые используются при рассуждениях о налогах, чтобы убедится, что мы говорим об одном и том же.

Налог (пошлина) – это безвозмездный платеж, взимаемый в обязательном порядке государством с частного или юридического лица. В идеале, это отчисление в общую «кассу», из которой деньги распределяться на создание и развитие общих благ.

Налоговая система (НС) – законодательно урегулированная система взаимодействия государства и налогоплательщика, включающая в себя: правила изымания налогов; правила их распределения; а также выгоды и санкции, касающиеся данного процесса.

Объект налогообложения (ОН) – это некий объект, имеющий физическую, количественную или ценовую характеристики, которые обуславливают необходимость уплаты налога частным или юридическим лицом, если они обладают (используют) данный объект.

Налогоплательщик или субъект налогообложения – это частное или юридическое лицо, которое в рамках действующей НС обязано уплачивать налоги.

Классификация – разделение объекта или объектов на составные части и/или объединение их в рамках одной категории. Например: дерево – яблоня или дуб, деньги – наличные и электронные, налоги — прямые и косвенные.

Налоговая ставка – размер или величина отчислений в бюджет.

Чтобы закрепить материал, давайте применим изученное на практике.

Относительно инвестиционного налога, то имеется в виду торговля ценными бумагами или материальными ресурсами (нефть, золото, бананы) на фондовых биржах. Об одном из таких видов торговля писалось в статье . Прочтите ее на досуге, если вас интересует данный вопрос.


Группа №2. Это доходы с будущего (предполагаемого) дохода. К таким относят все платежи, где налогооблагаемым объектом выступает потенциально возможный доход, который тот или иной налогоплательщик может получить посредством использования неких активов. Иными словами — это налог на имущество, которое может приносить прибыль. Следует отметить, взимание налога обязательно, даже в тех случаях, когда налогоплательщик не получил никакого дохода (прибыли).

К таким налогам относят:
— земельный налог;
— плата за использование полезных (ископаемых) ресурсов;
— налог на транспорт (дорожный или экологический сбор);
— налог с недвижимости.

Если еще несколько нюансов, но мы их разберем когда будем рассматривать вопрос относительно того, чем отличаются прямые налоги от косвенных.

Косвенные налоги – это обязательные платежи, которые уплачивает налогоплательщик, но в данном случае финансовое бремя этих платежей перекладывается на третье лицо (покупателя, клиента), которое уплачивает эти платежи налогоплательщику, а он, в свою очередь, отдает их государству.

К примеру, продавец (субъект налогообложения) продает своему клиенту литр молока (объект налогообложения), в цене которой уже заложен НДС (налог на дополнительную стоимость). Таким образом, покупатель оплачивает НДС, но платеж в государственный бюджет по этому налогу делает продавец.

Косвенные налоги, как и прямые, можно сгруппировать по некоторым признакам:

Группа №1. Универсальные – это обязательная прибавка к стоимости для всех услуг и товаров (возможны исключения). Самым ярким и известным примером такого налога выступает ранее рассмотренный НДС. Он же самый спорный и неоднозначный.

Группа №2. Индивидуальные – это косвенные налоги, применяющиеся лишь для некоторых услуг и товаров. Пример таких пошлин:
— налог с купли-продажи недвижимости;
— акцизы;
— налог взымаемый при приобретении ювелирных изделий (налог на роскошь).

Группа №3 . Фискальные – это платежи, взимаемые государством при выдаче определенных государственных разрешительных документов. Например:
— платежи за оформление некой документации (государством);
— лицензирование;
— оплата за получения разрешений (строительство, добыча/использование полезных ископаемых).

Группа №4 . Таможенные пошлины – это, по сути, плата за пересечение государственной (иногда административной) границы объектом налогообложения. Также такой налог еще называют «растаможкой». Примеры таможенного налога — это обязательные платежи при покупке заграницей и последующего ввоза на территорию РФ авто, бытовой техники, электроники, мяса и т.п.

Как денежку делить будем? Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете РФ.

Не буду долго томить и скажу сразу — в России соотношение прямых и косвенных налогов где-то 30% к 70% в пользу косвенных платежей. Схожая ситуация в латиноамериканских странах и в западной части ЕС. Хорошо это или плохо… давайте подумаем.

Но вначале рассмотрим, как распределяют налоги прямые и косвенные в мире. По данному критерию все государства можно разделить на 4 условные группы:

Первая группа – это так званые «англо-саксы» : США, Австралия, Великобритания, Канада и прочее. Их модель подразумевает доминирование прямых налогов над косвенными (≃ 70% к 30%). При этом, как правило, в этих странах платежей от физических лиц больше, нежели налоговых поступлений от юридических лиц.

Вторая группа – это евроконтинентальная модель НС: Германия, Австрия, Бельгия и Франция. В этих странах платежи от косвенных налогов в несколько раз больше чем платежи от прямых налогов. Что во многом объясняется сильной социальной направленностью данных государств, вследствие которой многие платежи перекладываться на третье лицо. Как при том же медицинском или социальном страховании.

Третья группа – латиноамериканская модель : Боли, Чили, Перу и прочее. В рамках данной НС государства обкладывают налогоплательщиков традиционными косвенными налогами. Поскольку считается, что они способны компенсировать высокую инфляцию национальных валют.

Четвертая группа – смешанная модель.
Откровенно говоря – это даже не модель, а простое и скорее всего случайное сочетание признаков трех предыдущих моделей. Что характерно для развивающихся или нестабильных (новых) государств. Так как в них нет стратегии развития экономики, и часто меняются лидеры. Потому там попросту некому балансировать разные виды налогов, прямые и косвенные, в рамках какой-либо эффективной модели развития налоговой системы.

Относительно России, то так говорилось ранее, соотношение прямых и косвенных налогов здесь — это сочетание двух моделей. Из одной (евроконтинентальная модель) взято излишнее социальное бремя — в РФ огромное число госслужащих (40 млн.) и большое количество пенсионеров. И одновременно с этим, бремя налоговой нагрузки перекладывается на конечных потребителей товаров и услуг посредством косвенных платежей (латиноамериканская модель).

Как следствие, экономика РФ стремится к простой формуле:

большие цены + маленькие зарплаты=экономический кризис и социальная напряженность .

Что с этого выходит — описано в книгах Сорокина П.А. Однако все не так плохо, так как в последние несколько лет заметна тенденция на увеличение доли прямых налогов.

Вердикт по России: хотите зарабатывать – становитесь предпринимателем, а не конечным потребителем. Дабы переложить налоги на третье лицо.

Правда, тут может возникнуть два вопроса:
1. Каким именно бизнесом заняться?
2. Откуда взять деньги на стартовой капитал?

По первому вопросу – это дело индивидуальное. Выбирайте то, в чем хорошо разбираетесь и то, что приносит удовольствие.

По второму вопросу я уже давал ответ в статье

Да это сложно и требует предпринимательской жилки, но, тем не менее — это лучше, нежели среднестатистическая зарплата. С который вы платите прямые налоги за себя и косвенные за предпринимателей!

Виды налогов: прямые и косвенные. Какой лучше и почему?

Пришло время сравнить прямые и косвенные налоги, дабы понять какой лучше.

Для начала рассмотрим главные плюсы прямых налогов:

— простота подсчета;
— простота сбора (процессуальная);
— легко определить их влияние на экономику.

Теперь минусы:

— их очень часто не платят как в рамках действующего законодательства, так и обходя его;
— трудности с привязкой к прибыли (спорно);
— неэффективны при кризисе или стагнации экономики.

Относительно спорного момента. Двоякость в том, что прямы доходы платятся вне зависимости от того есть прибыль в налогоплательщика или нет, что вроде бы несправедливо. Но с другой стороны – это стимулирует экономическую активность. А это очень хорошо!

Перейдем к косвенным налогам. Их достоинства таковы:

— помогают покрывать колоссальные государственные издержки;
— стимулируют/спасают бизнес;
— малое число неплательщиков (по косвенным налогам).

Ну и соответственно рассмотрим минусы этого вида налоговых отчислений:

— процессуальная сложность сбора (если много контрагентов в цепочке между потребителем государством);
— налоговое бремя распределяется неравномерно (бедные платят почти все, богатые почти ничего);
— сильно зависят от покупательского спроса.

С моей точки зрения, налоги прямые и косвенные во многом обратно пропорциональны друг другу. Где один хорош — там второй плохой и наоборот. Например, прямые пошлины более или менее равномерно распределены между бедными и богатыми, та как платится процент от доходов и/или имущества. Но в то же время они становятся бременем, если нет экономического развития.

В это же время косвенные налоги стимулируют развитие экономики в плохое или кризисное время. Вот только это делается не за счет большого капитала, а за счет простого и, как правило, бедного населения.

Что из этого лучше, затрудняюсь сказать. Да и не хочу выбирать, поскольку знаю иную модель налоговой системы, которая вобрала в себя все плюсы обеих видов, избавившись от их недостатков.

Идеальная налоговая система!

О том, что я собой представляю, писалось ранее в статье о моей . Поэтому повторяться не буду. Скажу лишь, что моя точка зрения – это точка зрения действующего предпринимателя с успешной практикой открытия и ведения собственного бизнеса.

Следовательно, я знаю, о чем говорю, в отличие от «экспертов-теоретиков».

А говорю я о «Инфляционном налоге ». Его концепция чрезвычайно проста — вместо того, чтобы печать деньги, давать их людям, а потом собирать в государственный бюджет, можно просто печать деньги напрямую для финансирования госбюджета — без посредников в виде налогоплательщика, налоговой системы и других фискальных служб.

Что из этого выйдет? То, что налогом, грубо говоря, станет инфляция рубля, которая будет «съедать» в равной мере часть финансовых ресурсов у всех держателей рублевых денег и у тех, кто имеет некие ресурсы (имущество), чья стоимость номинируется в рублях.

При этом данный налог полностью уравнивает перед налоговой системой бедных и богатых, так как он отнимает у всех некий процент от их богатства. Например, если у вас 100 миллионов рублей, а инфляционный налог 10%, то вы потеряете именно эти 10% — 10 млн. рублей. И в то же время, если у вас 100 рублей, то вы потеряете те же 10% — 10 рублей. Идеальный уравнитель!

Плюсы инфляционного налога:

1. Простота сбора . Налоговая служба и все что с ней связано, становится ненужным. Поскольку налоги собирать не нужно!

2. Исчезновение налоговых правонарушений ! Как нарушать то, чего нет?

3. Инфляционный сбор вберет в себя налоги прямые и косвенные в том, что касается их достоинств. А значит, он будет стимулировать экономическое развитие и одновременно с этим уровняет бедных и богатых .

Разумеется, у этого налога есть и недостатки, точнее два недостатка:

  1. Его можно обойти, переведя деньги в другую валюту. Но это компенсируется введением комиссии на транзакции в иностранных валютах.
  2. Рефлексия богачей. Им этот налог невыгоден, потому они всеми возможными способами будут противодействовать его введению. Собственно поэтому его все еще не используют ни в одной стране, хотя данную концепцию разработали достаточно давно.

Апология (не Сократа)

Итак, следуя завету Сократу, мы изучили налоги прямые и косвенные, дав определения основным терминам, относящимся к системе налогообложения, и сгруппировав ее составляющие в отдельные группы. Все это дало возможность понять, как обстоит дело с данным вопросом в России, и куда ей нужно двигаться дальше. Следовательно, мы в полной мере разобрались в данном вопросе.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины.

В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

Второй вид косвенных нало гов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;

2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок) ;
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

20. Соотношение прямых и косвенных налогов.

Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в России существенна не только с точки зрения выбора приоритетов налоговой политики, но и с точки зрения возможности использования зарубежного опыта. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

Таким образом, для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов - 22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии. Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета страны составила в Чили - 46%, Боливии - 42% и Перу - 49%. Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц. Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов на бизнес (около 70%).

В России «объективно сложившиеся экономические условия не позволяют пока ориентироваться на англосаксонскую модель, однако уже сейчас существуют реальные возможности перехода на смешанную модель распределения налогового бремени, в которой прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы примерно поровну в общих налоговых поступлениях

в бюджет и внебюджетные фонды».

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом - с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но главное - с учетом специфики экономического развития России.

Широкое распространение косвенных налогов во всех капиталистических странах было обусловлено, прежде всего, фискальными выгодами налогов на потребление. Русский финансист М. И. Соболев в своей работе "Очерки финансовой науки" (1925) отмечал три фискальных преимущества косвенных налогов:

  • 1) косвенные налоги весьма доходны, так как падают на предметы широкого потребления;
  • 2) косвенные налоги включаются обычно в цену товара и, перелагаясь на покупателя, платятся незаметно для потребителя;
  • 3) косвенные налоги, входя в цену товара, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами.

Вместе с тем исследователи отмечали и ряд серьезных недостатков косвенного налогообложения:

  • 1) косвенные налоги не согласуются с важнейшими принципами налогообложения. Н. И. Тургенев в своей книге "Опыт теории налогов" отмечал, что косвенные налоги не соответствуют первому принципу А. Смита (справедливости), поскольку никак не сообразуются с доходами платящего. Последующие ученые также отмечали их регрессивный характер, т.е. обратную пропорциональную зависимость от платежеспособности потребителей. Н. И. Тургенев считал также, что они не соответствуют и принципу удобности, ибо платящий не может отложить потребление соли или хлеба;
  • 2) косвенные налоги требуют больших издержек взимания. Это отмечал и Н. И. Тургенев, и последующие исследователи. Это объясняется необходимостью содержать большое количество персонала, контролирующего производство подакцизных товаров, торговлю, перемещение товаров через таможенную границу и т.п. Так, например, во Франции в 1828 г. расходы на взимание прямых налогов составляли около 6% от полученных доходов, тогда как для косвенных налогов расходы в среднем составляли около 12% . Необходимо отметить, что формирование системы податных инспекторов в развитых странах позволило существенным образом снизить расходы на взимание налогов. В той же Франции в 1900 г. расходы на взимание прямых налогов уменьшились до 2,9% (т.е. в два раза), а по косвенным налогам снижение произошло почти в три раза – до 4%;
  • 3) взимание косвенных налогов противоречит интересам предпринимателей, поскольку финансовое ведомство для обеспечения сбора налогов вынуждено вмешиваться в процесс производства и обмена, вводя различные ограничения, затрагивая иногда технологию производства;
  • 4) потребление не отличается постоянством и может зависеть от разных причин. В связи с этим доходы от косвенных налогов более сложно прогнозировать.

Оценивая все достоинства и недостатки косвенного налогообложения, специалисты в начале XX в. заключили, что "косвенные налоги не могут быть отнесены к числу таких форм, которые, господствуя в финансовой системе, отвечали бы основным требованиям рациональных налогов".

Преимущества прямого обложения анализировались многими исследователями. Приведем аргументы в пользу прямых налогов, изложенные русским экономистом И. X. Озеровым в его книге "Основы финансовой науки". Итак, преимущества прямых налогов:

  • 1) прямые налоги являются более твердым и постоянным источником дохода, поскольку основываются на оценке дохода, который в обычных условиях (за исключением кризисов, войн и т.п.) растет;
  • 2) доходы от прямых налогов прогнозируются с большей точностью и вероятностью их получения, поскольку прямые налоги "падают только на тех лиц, которые могут платить, и в таком размере, в каком они могут его нести";
  • 3) прямые налоги не требуют таких расходов на взимание, как косвенные.

В обобщенном виде преимущества прямого обложения были сформулированы российским экономистом Μ. Н. Фридманом в "Конспекте лекций по науке о финансах" (1910): "По общему правилу прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соизмеряясь с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги. Наконец, прямые доходы имеют дело только с личным доходом плательщика и совершенно пассивно относятся к производству народного богатства. История финансов показывает, что они исправно поступают и во время экономических кризисов, даже допускают и в такие моменты повышение ставок (Франция в 1848 г.)" .

По мере развития финансовая наука отошла от простого обсуждения достоинств или недостатков тех или иных форм обложения и перешла к вопросу о научном построении налоговой системы. Исследуя преимущества и недостатки каждой из форм обложения, наука пришла к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно построить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

С. Ю. Витте в своих лекциях Великому князю Михаилу Александровичу таким образом сформулировал этот вывод: "Лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягощая особенно налогоплательщика, не подрывая благосостояние массы народонаселения и не препятствуя экономическому состоянию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей" .