Отношение к женщинам онегина и ленского. Сравнение пушкина и онегина. Дуэль с Ленским

« Стихи и проза, лед и пламень»
(сравнительная характеристика
персонажей по роману А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»)

Место рождения Онегина:
Родился на брегах Невы
Место рождения Ленского:
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
Возраст Онегина:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов.
Возраст Ленского:
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого восьмнадцать лет.

Характеристика
персонажей
Возраст героя
Евгений Онегин
Ленский
Более зрелый, в
Ленский юн, ему
начале романа в нет ещё и 18 лет.
стихах и во время
знакомства и
дуэли с Ленским
ему 26 лет.

Отец Онегина:
Служив отличноблагородно,
Долгами жил его отец.
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Отец Ленского:
Помещик

Воспитание и образование Онегина:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsher ее сменил.
Monsher, француз убогой,
Учил его всему шутя.
Онегин
По –французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно,
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Воспитание и образование Ленского:
Поклонник Канта и поэт
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь.

Характеристика
персонажей
Евгений Онегин
Ленский
Воспитание и
образование
Получил домашнее
образование,
являвшееся типичным
для большинства
дворян в России.
Воспитатели «не
докучали моралью
строгой», «слегка за
шалости бранили», а
проще сказать
баловали барчонка.
Учился в Геттингенском
университете в
Германии, родине
романтизма.
В его интеллектуальном
багаже «вольнолюбивые
мечты», «всегда
восторженная речь».Он
таков, каким Онегин
был в свои 18 лет –
романтик, пылкий,
влюбчивый мечтатель,
оторванный от отчего
дома и имеющий
смутное представление
о российской
действительности.
Идеализм Ленского
«импортирован» из
Германии.

Внешний
вид
Онегина:
Острижен по последней
моде,
Как dandy лондонский
одет.
В своей одежде был
педант,
Он три часа по крайней
мере
Пред зеркалами
проводил.

Внешний вид Ленского:
Красавец, в полном цвете лет,
И кудри черные до плеч.

Отношение к литературе Онегина:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет. И почему
Не нужно золота ему.
Отношение к литературе Ленского:
Он с лирой странствовал на свете,
Пред небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем;

Онегин
Поэзия и
литература
вообще
Принципиально не
читает стихов,
совершенно не
разбирается в них,
тем более не
предпринимает
попыток писать
стихи. О нем
известно, что
«издавна чтенье
разлюбил». Читает
урывками и в
большинстве своем
«практичную»
литературу –
экономические
труды Адама Смита.
В прошлом прочел
несколько романов о
современном ему
герое.
Ленский
Поэт-романтик,
воспевающий
дружбу, любовь и
идеалы. Поклонник
Канта и поэт.

Отношение к искусству, театру Онегина:
Театр уж полон;
Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Все видел: лицами, убором,
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился и зевнул.
И молвил:»Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел»
Отношение к искусству, театру Ленского:
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.

Отношение
Онегина к любви, дружбе:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели
Отношение
Ленского к любви, дружбе:
Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы

Характеристика
персонажей
Онегин
Ленский
Отношение к любви
Ветреность и
поверхностность в
любви для него
являются нормой.
Впрочем, как и для
всего света. Остыв от
юношеских
идеализированных
чувств, «в красавиц он
уж не влюблялся, а
волочился какнибудь».Причем для
него характерна
легкость и безразличие
к своим романам.
Ловелас Онегин
«много раз
влюблялся».
Идеализировал
возлюбленную, вознося
ее на пьедестал для
поклонения и
поэтических
откровений. Он верит в
то, что не одинок в
своем мироощущении.
Ольга Ларина – первая
любовь Ленского.

Характеристика
персонажей
Онегин
Ленский
Отношение к
дружбе
Не ищет новых
друзей, избегает
знакомств,
предпочитая
уединенье,
проводит время в
одиночестве и
унынии.
Верит свято в
истинную
дружбу.
Убежден, что
друзья пойдут
даже на
самопожертвова
ние ради него.

Отношение
Как
к высшему свету Онегина:
рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять.
Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
Там будет бал, там детский праздник.
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар.

Отношение
От
к высшему свету Ленского:
хладного разврата света
Еще увянуть не успев,
Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев.
Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Его пленяли новый ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;

Онегин
Знание света и
светской жизни
Ленский
Утомлен и
Светской
разочарован
жизни не
светом,
знает совсем.
разочарован в
нем, отчетливо
увидев всю его
лживость,
искусственность и
пустоту.

Отношение
Но
к жизни Онегина:
разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу:
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.

Отношение
Он
к жизни Ленского:
забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туману даль,
И романтические розы.

Разум и чувства
Онегин
Ленский
Рационален,
анализирует
холодным
умом, с
презреньем
смотрит на
чужие
чувства.
Чувствителе
н, поддается
порывам,
вспыльчив и
восторжен

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой,
Сперва взаимной разностью
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло.

Характеристика
персонажей
Евгений Онегин
Владимир Ленский
Возраст героя
Более зрелый, в начале
романа в стихах и во
время знакомства и дуэли
с Ленским ему 26 лет.
Ленский юн, ему нет ещё
и 18 лет.
Воспитание и
образование
Получил домашнее
образование, являвшееся
типичным для
большинства дворян в
России. Воспитатели «не
докучали моралью
строгой», «слегка за
шалости бранили», а
проще сказать баловали
барчонка.
Учился в Геттингенском
университете в Германии,
родине романтизма.
В его интеллектуальном
багаже «вольнолюбивые
мечты», «всегда
восторженная речь». Он
таков, каким Онегин был в
свои 18 лет – романтик,
пылкий, влюбчивый
мечтатель, оторванный от
отчего дома и имеющий
смутное представление о
российской
действительности. Идеализм
Ленского «импортирован» из
Германии.

Знание света и
светской жизни
Утомлен и разочарован Светской жизни не
светом, разочарован в знает совсем.
нем, отчетливо увидев
всю его лживость,
искусственность и
пустоту.
Характер героя
Камень, лед – холодный,
твердый, остывший к
жизни.
Волна, пламень – живой,
подвижный, бурный,
вспыльчивый.
Отношение к любви
Ветреность и поверхностность
в любви для него являются
нормой. Впрочем, как и для
всего света. Остыв от
юношеских
идеализированных чувств, «в
красавиц он уж не
влюблялся, а волочился какнибудь».Причем для него
характерна легкость и
безразличие к своим
романам.
Ловелас Онегин «много раз
влюблялся».
Идеализировал
возлюбленную, вознося
ее на пьедестал для
поклонения и
поэтических откровений.
Он верит в то, что не
одинок в своем
мироощущении. Ольга
Ларина – первая любовь
Ленского.

Отношение к дружбе
Не ищет новых друзей,
избегает знакомств,
предпочитая
уединенье, проводит
время в одиночестве и
унынии.
Верит свято в
истинную дружбу.
Убежден, что друзья
пойдут даже на
самопожертвование
ради него.
Поэзия и литература
вообще
Принципиально не читает
стихов, совершенно не
разбирается в них, тем более не
предпринимает попыток писать
стихи. О нем известно, что
«издавна чтенье разлюбил».
Читает урывками и в
большинстве своем
«практичную» литературу –
экономические труды Адама
Смита. В прошлом прочел
несколько романов о
современном ему герое.
Поэт-романтик,
воспевающий дружбу,
любовь и
идеалы. Поклонник
Канта и поэт.
Разум и чувства
Рационален,
анализирует холодным
умом, с презреньем
смотрит на чужие
чувства.
Чувствителен, поддается
порывам, вспыльчив и
восторжен.

Алгоритмы сравнительной характеристики персонажей
-Какие герои сопоставляются. Почему сравниваются именно они?
-Что общего между героями, в чем их различие в умственном отношении,
в образовании, во взглядах на жизнь и человека, в цели жизни
-В эмоциональном, духовном развитии, в их характерах
-В социальном плане
-С окружающими людьми
-Для чего автор сопоставляет данных героев
-Ваше отношение к данным персонажам

-Место героя в произведении
-Характеристика героя как определенного социального типа
-Внешний облик
-Социальное положение
-Материальное положение
-Мировоззрение, круг умственных интересов героев
-Род занятий
-Цель в жизни
-Уровень развития
-Мир чувств героя
-Отношение с окружающими людьми
-Внутренние переживания, чувства, эмоции героя
-Какие черты личности выявляются с помощью портрета
-В речевой характеристике героев
-Через поступки героев
-С помощью предыстории и биографии героев
-Через окружающую обстановку
-Через характеристику других действующих лиц
-В авторской характеристике

Ответ от Ѐатмир F.C.D.M.[гуру]
создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в театре - иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком.. . Героев романа окружают друзья Пушкина: то пронесется Чаадаев, то сверкнет очками Вяземский, то послышится шум моря у ног молоденькой Машеньки Раевской - будущей княгини Волконской, то в неопубликованной десятой главе мрачной угрозой мелькнет тень Якушкина.. . И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет:
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердцах жар угас.. .
Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится “резкий, охлажденный” ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм.
Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее “высокой страстью”. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: “Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок”. По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и зевнул”. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.
Для Онегина любовь - это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению.
Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что “и в деревне скука та же”
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: “Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат”. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою

(411 слов)

Ленский и Онегин на протяжении всего романа противопоставляются друг другу, что намеренно и откровенно подчёркивается самим автором:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Ленский – романтик, идеалист. Он поэтизирует свою возлюбленную Ольгу, дружбу с Онегиным, да и вообще жизнь, которую видит только в идеальном свете. Он приятен в общении, услужлив с дамами и свободно держится с мужчинами. Учеба в Германии коренным образом повлияла на его мировоззрение. Его голова переполнена философскими догмами немецкого романтизма, в которых он не думает сомневаться. Своим призванием он видит поэзию, своей музой избрал возлюбленную. Однако он не обладает достаточной проницательностью, трезвостью и хоть каким-то жизненным опытом, поэтому не замечает легкого безрассудства, недалекого ума Ольги и своих слишком посредственных, подражательных стишков, воспринимая их как вполне серьезное литературное творчество.

У Ленского много жизненной энергии, пылкое воображение и восторженное отношение к миру, он весел и гармоничен. Ещё не до конца созревший, он по-детски вспыльчив, непосредствен и твёрдо убеждён в своей правоте касательно всякого вопроса и по-взрослому серьёзен в своих намерениях, смел в решениях.

Онегин, его полная противоположность, лишён всякого идеализма, его холодный ум, скорее, пессимистичен и саркастически отрицательно настроен. Он, в отличие от Ленского, пресытился окружающим миром, его мало что волнует и трогает, он с трудом находит источники удовольствий, а то и вовсе страдает от серости жизни. Получив в детстве отрывистые знания из разных областей, он продолжил обучение уже на балах и приемах, научился умелому искусству общения с дамами, искусству соблазнения, остроумной светской беседе и приобрёл тонкий вкус и умения распознавать новомодные тенденции.

Этот жизненный опыт, хоть и весьма специфический, сформировал его характер и мировоззрение. Он не способен восхищаться кокетками, видя их напускную серьезность и пустоту, не может восторгаться жизнью, зная, как вокруг много лживости и притворства. Все это привело к абсолютной лености тела и ума, к полному безразличию ко всему на свете, к жестокости и холодности сердца.
Казалось бы, как два столь разных молодых человека могли стать хорошими друзьями.

Почему они подружились? Возможно, столь разные взгляды на жизнь давали огромное поле для обсуждений и споров, а они, как известно, собираясь вечерами, задерживались допоздна в разговорах. Способствовал наверняка и узкий деревенский круг общения. С кем ещё поговорить в глуши, чем же еще занять вечернее время. При этом оба молодых человека в силу своей молодости имели общую потребность – потребность рассуждать и размышлять, неважно романтические ли это мысли Ленского или высокомерно насмешливые взгляды Онегина. Найти собеседника, способного понять о чем ты говоришь, оспорить или согласиться с тобой, не менее важно, а то и важнее, чем найти своего единомышленника.

1. История создания

Роман был написан в течение 7 лет (1823-1830 гг.)

Главы появлялись в следующем порядке:

1 глава - отдельная книжка - 1825 г.

2 глава - 1826 г.

3 глава - 1827 г,

4 и 5 главы - в начале1828 г.

6 глава - в марте1828 г.

7 глава - в марте 1830 г.

8 глава - в1832 г.

В 1833 г. в первое полное издание романа Пушкин включает кроме 8 глав «Отрывки из путешествия Онегина».

В 1830 г. в Болдине Пушкин пишет 10 главу (хронику преддекабристской эпохи). Но автор сжег рукопись этой главы, и до нашего времени дошли только отдельные отрывки из черновиков. Поэтому в современные издания романа 10 глава не включается.

2. Главные герои

В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?

Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:

Евгений Онегин

Владимир Ленский

Образование и воспитание

Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее.

Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.

Состояние души, отношение к человеческим ценностям

Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей-он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.

Нет: рано чувства в нем остыли

Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:

Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загадкой,

Над ней он голову ломал

И чудеса подозревал.

Евгений Онегин

Владимир Ленский

Жизнь в деревне, отношения с соседями

Приехав в деревню, Онегин ищет прило­жения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя рез­кой чертой от окрестных помещиков.

А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разоча­рование.

Ленского отличает восторженно-мечтатель­ное отношение к жизни, душевная простота и наивность.

Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».

Представление о цели и смысле жизни

Не верит ни в какую высокую цель.

Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.

Поэтическое творчество и отношение к нему героев

Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией.

Ленский - поэт.

Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немец­ких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туман­на даль, и романтические розы...»

История любви

Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви.

Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

Они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;

Они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;

Широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.

Дуэль

Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль . Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля. Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.

После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.

Татьяна Ларина

Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня , которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна . Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою... », и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.

Вот так можно представить героиню:

Что отличает Татьяну от представительниц своего круга

Татьяна в сравнении с Онегиным

Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.

Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.

Основа мира Татьяны - народная культура.

Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.

В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.

Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным...

Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.

Татьяна чем-то похожа на Онегина:

Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.

Интуиция, проницательность, природный ум.

3. Сюжет и композиция

Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о композиции романа.

Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном отражении». С одной стороны следует сюжетная линия, связанная с героем - Онегиным, а с другой стороны - с героиней - Татьяной.

Давайте понаблюдаем вместе:

«Первый виток» - Онегин

«Второй виток» - Татьяна

знакомство читателя с Онегиным: происхожде­ние и детство героя, воспитание, образование,об­раз жизни;

отъезд Онегина из деревни;

описание кабинета Онегина в Петербурге;

описание кабинета Онегина в его дере­венском доме, который посещает Татьяна;

переезд в деревню, что связано с двумя при­чинами (болезнь и смерть дядюшки, хандра героя, его неудовлетворенность тем образом жизни, который он ведет в Петербурге);

болезнь Татьяны и отъезд семьи Лариных в Москву;

«реформаторская» деятельность в деревне;

замужество Татьяны;

знакомство и дружба с Ленским, встреча с Татьяной;

встреча Онегина и Татьяны в светском салоне;

письмо Татьяны к Онегину;

письмо Онегина к Татьяне;

объяснение в саду между Онегиным и Татьяной (отповедь, проповедь, исповедь?);

объяснение Онегина и Татьяны в ее доме (отповедь, проповедь, исповедь?).

сон Татьяны;

именины Татьяны;

дуэль между Онегиным и Ленским. Этим эпизодом заканчивается первый виток в раз­витии событий в романе. Далее события как бы по­вторяются, но на другом уровне (см. «Второй виток»).

Обратите внимание, что некоторые эпизо­ды полностью повторяются. Это неслу­чайно. Такой прием позволяет автору по­казать своих героев в той же ситуации, но только другими, изменившимися.

Два письма

Обратим внимание, что:

Оба письма написаны под влиянием сильного чувства героев.

Каждый герой, открывая свои чувства, надеется на понимание со стороны своего возлюбленного, поэтому каждое слово в письме искренно.

Проведем сравнение текста писем:

Письмо Татьяны

Письмо Онегина

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразил.

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день, и ночь до новой встречи.

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть...вот блаженство!

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Но так быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Все решено: я вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает отповедь девушке.

Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.

Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Два объяснения

В саду - Онегин :

В гостиной - Татьяна:

И был бы счастлив... сколько мог!

Но я не создан для блаженства.

А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена.

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я поймет;

К беде неопытность ведет.

А нынче! - что к моим ногам

Вас привело? Какая малость!

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

4. Второстепенные герои (столичное и провинциальное дворянство)

Две столицы в романе

Санкт-Петербург

Москва

Светское общество Петербурга отличает царство строгих правил, благопристойность, лицемерие и в то же время сдержанность и аристократизм, отсутствие вульгарности, упорядоченность.

Татьяна отмечает «порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойный, И эта смесь чинов и лет».

Представители петербургского дворянства, как бы выбрав для себя определенную роль, играют ее в своем кругу:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и в розах, с виду злые...

Неподвижность и нежелание меняться - вот основная характеристика Московского дворянства: «Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец...»

Патетическое отношение к прошлому Москвы (лирическое отступление об Отече­ственной войне 1812 года): «Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою».

Консерватизм барской Москвы, самодо­вольство московских кузин и юношей:

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки...

Обе столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Ге­рои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде.

Провинциальное дворянство

Основная характеристика - примитивизм. Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны.

Дядя Онегина

«Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил».

Ларины

«Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины...»; « ...им квас как воздух был потребен».

Мать Татьяны

«Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь».

Гости на именинах Татьяны

Глава 5 строфа 25, 26

«Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков».

«Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов».

«Уездный франтик Петушков».

«И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут».

«На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы...»

«.. никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат...»

Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных ин­тересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и «говорящие» фамилии, что еще более усиливает общее впечатление об их примитивизме.

5. Почему герои не находят счастье?

Конфликт с обществом, в котором живут герои: Татьяна - «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». Онегин - «Нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум». Герои не разделяют с обществом, в котором они воспитаны и живут «ни общих мнений,ни страстей».

Неумение распознать настоящую дружбу и любовь: Онегин потерял веру в искренность любви и дружбы

Невозможность бороться за свое счастье: Татьяна должна скрывать свои чувства к Онегину, как это было принято.

Зависимость от общественного мнения, условностей: Онегин идет на дуэль, не может отказаться от вызова из-за страха, что его ославят как труса сплетники.

Герои не могут найти себя, слиться с жизнью, обрести цель. Законы общества отделяют героев друг от друга.

Все эти причины мешают счастью героев.