Описание картины за обедом серебряковой 2. Описание картины Серебряковой "За обедом". Репродукция картины

Цели урока:

  • научить учащихся составлять сравнительную характеристику на основе группового портрета;
  • показать особенности построения текста сравнительного характера;
  • обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
  • ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

Техническое обеспечение:

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Подготовка учителя к уроку. Материал о жизни и творчествеН.С. Лескова

В жизни каждой семьи есть свои традиции, те обычаи, которыми определяются установившиеся порядки в поведении, в быту. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, жившей в начале 20 века, тоже были свои традиции. (слайд № 2) Об одной из них и пойдет речь на нашем уроке. Сегодня мы обратимся к одной из самых известных картин З. Серебряковой "За завтраком", созданной в 1914 году. (слайд№ 3)

О какой традиции идет речь на этом художественном полотне? (Наверно, когда вся семья собирается на завтрак)

Верно. Раньше в дворянских семьях было принято во время завтрака, обеда, ужина собираться всей семьей. В столовой комнате сервировали стол для трапезы (приёма пищи). Взрослые и дети переодевались к обеду и ужину, спускались к столу.

Задача нашего урока не только описать картину-портрет и изображённых на ней героев, но и произвести их сравнительную характеристику.

Что же такое сравнение и сравнительная характеристика?

Сравнение - одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами.

Сравнительная характеристика - выявление сходных и различных особенностей в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения. (слайд № 4)

2. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках) (слайд № 5)

1. Как вы считаете, родные ли люди изображены на картине? (Да, это родные люди.Это дети художницы.)

2. По каким признакам вы определили, что это родные?(Дети очень похожи, особенно девочка и мальчик, которые изображены на переднем плане.У них практически одинаков цвет глаз, овал лица.)

3. Что объединяет этих детей? (Это одна семья и в данный момент их объединяет то, что они собрались все вместе позавтракать)

4. На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Что же такое групповой портрет?

Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.

Как мы видим, на картине изображено трое детей, в столовой комнате их дома, связанных единым действием - они завтракают.(слайд № 6)

5. Судя по картине, какая атмосфера царит в семье?(слайд № 7)(Хорошая, дружелюбная атмосфера. Здесь царит мир. Это видно по выражению лиц детей. Скорее всего, все хорошо относятся друг к другу, а детей в семье очень любят. И дети не ссорятся между собой).

6. Кто из детей старше? (Наверно, мальчик, который изображён на заднем плане картины.Он пьёт воду и не обращает внимания на то, что так заинтересовало его брата и сестру).

7. Опишите этого мальчика.(слайд № 8) (Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не модем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное.)

8. А теперь посмотрите на второго мальчика.(слайд № 9) Чем он отличается от старшего? (Более общительный. Оторвался от обеда, обернулся и внимательно смотрит на нас. Его что-то заинтересовало. Первое, что бросается в его внешнем облике, - это большие, тёмно-карие, выразительные глаза, очерченные густыми ресницами. Видно, что он любознательный.)

9. А их младшая сестра? (слайд № 10) Что отличает её от братьев? Опишите внешность девочки. (Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута, что также говорит об интересе девочки к происходящему. Но в то же время она серьёзна. Небольшой носик, на щечках яркий румянец. Маленький ротик с тонкими алыми губами. На девочке красивое, нарядное платье тёмно-синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами, будто она специально готовилась к тому, что её будут рисовать, это отличает её от братьев).

Итак, мы убедились, что дети, изображённые на картине, имеют общие черты, а с другой стороны, разные. Можно их сгруппировать по общим признакам? Для того, чтобы вам легче было справиться с заданием, давайте составим таблицу, в которой выделим черты сходства и различия наших героев.(слайд №11)

Младший брат и девочка Старший мальчик
Поза Повернули голову к зрителю, сидят в пол-оборота, мальчик держит ложку, а девочка положила руку на тарелку, другой держится за стул Голова наклонена чуть влево, в руках держит стакан с водой, подносит его к губам, локти положил на стол
Лицо Тонкие черты лица, выразительное, яркое Бледное, правильные черты
Глаза Карие, большие, широко раскрыты, живые, блестящие Прищуренные, опущены вниз
Взгляд Обращен к зрителю, внимательный, выразительный, любознательный Отсутствующий, сосредоточенный на своём действии
Нос Маленький, курносый Прямой, острый, средний по величине
Рот, губы Изящный, маленький, "бантиком"; яркие, алые Небольшой; тонкие, ярко-красные, вытянуты "ниточкой"
Волосы Каштановые, прямые, непослушные Русые, короткие, аккуратно уложены
Характер Добрый, покладистый Мечтательный
Одежда Темно-синее платье и белый, с кружевами фартук; темно-синяя в тонкую белую полоску рубашка Тёмно-синяя домашняя рубашка

10. Почему младшие дети так внимательно смотрят на зрителя? (Первое предположение - позируют художнице, второе - пришёл папа, и они смотрят на него).

3. Словарно-орфографическая работа

Как вы понимаете следующие словосочетания (слайд №12)

  • мирная сцена (спокойная, налаженная жизнь);
  • активное состояние детей (их неподвижность, различные действия);

Вставьте пропущенные буквы в слова(слайд №13): жё лтый кувшин, суповая миска, очаровательныедети, белоснежная скатерть, домашняя традиция

Задание на дом: написать сочинение-описание сравнительного характера по картине-портрету З.Е Серебряковой "За завтраком".

Цели урока:

  • научить учащихся составлять характеристику на основе группового портрета;
  • показать особенности построения текста-описания;
  • обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
  • ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Метапредметные :

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные : извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к интегрированному уроку развития речи по теме: Работа по картине З.Е.Серебряковой "За обедом"»

СОСТАВЬ ИЗ БУКВ СЛОВО:

К А И Р Н Т А

КАРТИНА


СОСТАВЬ СИНКВЕЙН К СЛОВУ « КАРТИНА»

  • 1 строка – имя существительное
  • 2 строка – два прилагательных
  • 3 строка – три глагола
  • 4 строка – фраза или предложение
  • 5 строка – имя существительное (синоним)

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967)


Автопортрет «За туалетом»

в родовом имении «Нескучное», под Харьковом.


Евгений Лансере

Ее отец был известным скульптором.

Мать в молодости была художником-графиком.


Николай и Евгений Лансере

И ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором,

а старший мастером монументальной живописи и графики.


«Село Нескучное»

Детство и юность художницы прошли в имении «Нескучном».

Она постоянно наблюдала и делала зарисовки работающих юных

крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.


«Зима в царском селе»

В 1886 году семья перебиралась из имения в Петербург.

Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала

и Зинаида. В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию

и поступила в художественную школу.


«Париж. Люксембургский сад»

В 1905 она вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова

и отправилась в Париж, где начала посещает Академию де ла Гранд Шомьер,

много работала, рисовала с натуры.


«Осенний пейзаж» «Зеленя осенью»

В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть

ее собственный стиль, определить круг ее интересов.

Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок,

совершенство техники, небывалая красота природы.


«Спящая крестьянка» «Крестьянка»

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах.

Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне,

крестьянскому труду и русской природе.


«Беление холста»

В этой картине раскрылся яркий талант Серебряковой

как художника-монументалиста.


«Марокканка в розовом платье»

«Женщина в белом

головном уборе»

Так же художница так же занималась темой стран Востока: Индии, Японии,

Турции. Она представила эти страны в виде прекрасных женщин

и изображала их на своих полотнах.


Автопортреты

Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты

и портреты собственных детей. А их у нее было четверо.







ТЕМА УРОКА:

Работа над картиной З.Е.Серебряковой «За обедом»


ЦЕЛИ УРОКА :

  • учиться рассматривать картину;
  • приготовить материал для написания сочинения.

ДЛЯ ЭТОГО :

  • внимательно рассмотреть картину;
  • определить, какой текст будем составлять: описание, повествование или рассуждение;
  • обдумать содержание каждой части.

РАБОТА В ПАРАХ

РАЗЛОЖТЕ КАРТОЧКИ

ПО-ПОРЯДКУ ТАК,

ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ

ПЛАН РАБОТЫ

НАД КАРТИНОЙ


ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Поза

(как сидит, что делает?)

Сестра Тата

Характер

(какой?)

Младший брат Шура

Лицо (какое?)

Старший брат Женя

Глаза

(какие?)

(какой?)

Рот, губы

(какие?)

Волосы

(какие?

как уложены?)

Одежда

(в чём одеты? какая?)


Обратите внимание на жест Таты.

О чём он говорит?


ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Поза

(как сидит, что делает?)

Сестра Тата

Младший брат Шура

Старший брат

Женя



ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Поза

(как сидит, что делает?)

Сестра Тата

Повернула голову к зрителю, сидит в пол-оборота, положила руку на тарелку, другой держится за стул

Младшийбрат Шура

Старший брат

Женя



ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Поза

(как сидит, что делает?)

Сестра Тата

Повернула голову к зрителю, сидит в пол-оборота, положила руку на тарелку, другой держится за стул

Младшийбрат Шура

Повернул голову к зрителю, сидит в пол-оборота, держит ложку

Старший брат

Женя

Голова наклонена чуть влево, в руках держит стакан с водой, подносит его к губам, локти положил на стол


Женя

Шура

задумчивый

медлительный

мечтательный

быстрый

решительный

независимый



ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Характер

(какой?)

Сестра Тата

шустрая

решительная

молчаливая

Младший брат Шура

быстрый

решительный

независимый

Старший брат

Женя

задумчивый

медлительный

мечтательный




ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

  • Вступление

Художник и его картина.

(З.Е.Серебрякова, 1914 год, маслом на холсте, Государственная Третьяковская галерея, дети художницы)

  • Вы видели когда-нибудь картину ….
  • Встречали ли вы когда-нибудь репродукцию….
  • Я смотрю на …..
  • Передо мной картина……
  • Можете себе представить…..

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

2. Основная часть

Описание картины.

(описание детей, что находится на столе, какая атмосфера царит в доме)

  • На картине мы видим….
  • На переднем плане художница показала…..
  • З.Серебрякова изобразила…..
  • В центре мы наблюдаем….
  • Героями картины…..

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

3. Заключение

Моё отношение к картине.

(чувства, понравилась картина или нет и почему)

  • Мне нравится…
  • Я любуюсь…
  • Эта картина вызывает у меня чувства…

ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ:

Картина -

Создаёт -


ВЫДЕЛИ ОРФОГРАММЫ В СЛОВАХ:

Женя, Шура, Тата, за столом, домашняя традиция, пьёт воду, положила руку, фарфоровая супница, сервиз, белоснежная скатерть, румяные булочки, очаровательные дети, прищуренные глаза


ВЫДЕЛИ ОРФОГРАММЫ В СЛОВАХ:

Ж еня, Ш ура, Т ата, за _ столом, д о машняя тр а диц и я, п ь ёт воду, по л о ж и ла руку, ф а рфоровая супница, с е рви з, б е л о сн е жная скатерть, румяные було чк и, оч а ровательные дети, при щ у ре нн ые гл а за


РЕФЛЕКСИЯ

необходима помощь взрослых

не готов изложить письменно, нужно время для подготовки






2. Где изображены трое ребятишек в ожидании трапезы? за столом Кто эти дети? дети художницы Женя, Шурик и Тата Что делает Женя? пьёт воду из стакана Кто уже взял ложку? Шурик Что делает маленькая Тата? положила руку на тарелку Чем накрыт стол? белоснежной скатертью Что мы видим на столе? фарфоровая супница, хрустальный графин, салфетки в кольцах, румяные булочки Кто разливает детям суп в тарелки? кухарка 3. Какое твоё отношение к картине? На картине изображена обычная сцена из жизни семьи художницы. Я думаю, что З.Е. Серебрякова очень любила своих детей. В этой картине она передала свою любовь к ним.


Трое ребятишек в ожидании трапезы изображены за столом. Эти дети художницы Женя, Шурик и Тата. Женя пьёт воду из стакана. Шурик уже взял ложку. Маленькая Тата положила руку на тарелку. Стол накрыт белоснежной скатертью. На столе фарфоровая супница, хрустальный графин, салфетки в кольцах, румяные булочки. Кухарка разливает детям суп в тарелки. На картине изображена обычная сцена из жизни семьи художницы. Я думаю, что З.Е. Серебрякова очень любила своих детей. В этой картине она передала свою любовь к ним.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова выросла в интеллигентной семье, которая жила в мире искусства и с раннего детства решила быть художником. Уже в детских набросках маленькой 3иночки проявляется собственный почерк и стиль.

В 1900-х годах Серебрякова довольно часто рисовала своих детей: Женю, Шуру, Танюшку и Катюшу. На сей раз картина За обедом, хотя конечно, сюжет еще назвают "За завтраком", но об этом ниже. В 1914 г. она создала их общий портрет. За семейным обеденным столом трое ребятишек ожидают трапезу. Один мальчик пьет воду, другой начал есть суп, а малышка, положила свою ручонку прямо на тарелку, ожидая чего-то вкусненького.

Все ребята активны, не возникает впечатления, что они позируют. Живой, общительный семилетний Шурик, повернулся, чтобы взглянуть на маму и посмотреть, чем она занята. Ведь маму уже ждет суп, а ее стул еще даже не отодвинут от стола.

Мечтательный, немного медлительный восьмилетний Женя в ожидании, когда бабушка нальет и ему в тарелку ароматный горячий суп. Трехлетняя малышка Таня тоже смотрит на маму. Каждый ребенок отличается своим, только ему присущим выражением лица и позой.

Создать портрет ребенка трудная задача для художника, Как мы знаем дети всегда вертлявыи не сидят в одном положении, настроение меняется каждую минуту, и необходимо в какое-то мгновение уловить интересное выражение лица и мимолетное настроение.

Картина Серебряковой За обедом стала Одной из самых запоминающихся картин художницы. Неудивительно картину часто называют именно "За обедом", наверное из за сложившегося стереотипа нашего мышления в повседневной жизни, потому как, на столе стоит супница.

Однако стоит отметить, что семья художницы жила по европейскому режиму: в восемь часов утра на стол подавалась булочка и молоко, а в полдень, так называемый большой завтрак, напоминающий обед.

Да и стол сервирован скорее по западному образцу. Стол накрыт не клеенкой, как в большинстве домов в целях практичности, а белой накрахмаленной льняной скатертью.

Столовый фарфоровый сервиз включает в себя и нарядную супницу, похожую на обеденную в нащем понимании. Сей кухонный атрибут редко можно увидеть на обычных российских кухнях. Расписная супница служит украшением стола. Видно, что в этой семье детей с первых дней их жизни приучают видеть красоту во всем окружающем их мире.

Остальные предметы более обыденны: стаканы, молочник, сахарница… Но как аппетитно выглядят только что испеченные румяные булочки. То есть жизнь идет спокойно, размеренно, без излишеств, но достаток есть, хотя и скромный.

Дети хорошо одеты, согласно их возрасту, а Танюшка, которую часто называли Татой, в красивом кружевном передничке.

А вот Катюша в период написания картины, была еще очень мала, поэтому за столом не присутствовала. Возможно, чуть попозже мама возьмет ее на ручки и покормит сама.

Дети за обедом поражают кристальной чистотой внутренних отношений, чувствуется душевность. Однако нет сентиментальности. Серебрякова рассказывает о семье удивительно искренне и поэтично.

Мало кто из творческих личностей может соперничать с Серебряковой по количеству работ, которые она посвятила детям. Возможно, именно материнство принесло ей столько одухотворенности и обнажило натуру художника - нежную, тонкую, любящую.

Серебрякова продолжила традиции русской реалистической школы и достойно заняла почетное место в истории искусства. В настоящее время картина «За завтраком» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Картина Зинаиды Серебряковой «За обедом» - это портрет, сделанный на семейной кухне. Она изобразила на ней церемонию обеда своих детей. Картину эту я увидел первый раз в Третьяковской галерее, и она мне сразу же понравилась своей теплотой и заботой.

Лица хозяйки не видно на картине, а видно только ее заботливые руки, которые осторожно наливают суп в фарфоровую посуду. На столе стоит большой желтый кувшин, чуть поменьше его стеклянный графин, рядом в ним супница стоит на полосатой деревянной подставке.

Две румяные булочки лежат на круглой деревянной подставке рядом с кувшином, почти по центру стола. Есть маленькая белая солонка, коричневый горшочек, три стакана, печенье, аккуратно скрученная салфетка и одна пустая тарелка для самой кухарки.

Когда она закончит свою работу, тогда сможет поесть. Стол покрыт белоснежной скатертью.Самый старший ребенок в семье это Женя. Ему 8 лет. Мальчик поднес к губам стакан с водой и хочет ее выпить. Его взгляд устремлен на дно бокала.

Младший сын Саша, сидящий спиной к нам, смотрит, повернув голову, на рисующую его маму, с послушным взглядом полным благодарности и внимания. Он держит ложку в своей тарелке с супом. Саша приступил к еде. Ему 7 лет. Спина Саши ровная, как подобает воспитанному ребенку.

Тата же, - маленькая девочка сидит, закинув ногу на стул и положив руку на тарелку с красивой голубой каемочкой. Ей так удобнее. Это самый любимый ребенок в семье. Судя по автопортретам Зинаиды Серебряковой: «в костюме Пьеро» 1911 г, «с кистью», - дети очень похожи на свою маму. У всех у них карие глаза, одного цвета волосы.

У Жени джемпер серого цвета, у Саши пиджак серый в полосочку, а у Таты белая кружевная сорочка поверх черной рубашечки, без воротничка и тоже в полосочку. В бликах на посуде отражается солнце, светящее через окно. На пиджаке Саши видна тень.

Когда мы обедаем с семьей, моя мама сидит рядом с папой посередине стола, а мы с моей сестрою по двум другим сторонам. Обычно у нас обед начинается с супа, потом второе и третье. Я люблю больше всего вишневый компот. Мы едим на обед борщ, щи, куриный бульон, или бульон с фрикадельками. На второе у нас пюре, рис, гречневая каша с молоком и еще макароны. Бывает, мы дома едим салаты: из огурцов и помидоров с майонезом, из маринованной капусты, с курицей и брокколи.

Посуда у нас дома вся стеклянная, кроме ложек с вилками. Я очень люблю как моя мама готовит и чем-то картина Зинаиды Серебряковой напоминает ее, только если бы не было этой кухарки. Нам мама готовит все сама, поэтому я так люблю еду и маму.