Кто эрих мария. Эрих Мария Ремарк — биография и общая характеристика творчества. Биография Эрих Мария Ремарк

Ремарк Эрих Мария (22.06.1898 – 25.09.1970) – немецкий писатель. Его романы и самого Ремарка относят к «потерянному поколению». Автор популярных произведений «Три товарища», «На западном фронте без перемен», «Черный обелиск» и др.

Молодые годы

Эрих Пауль Ремарк (настоящее имя) родился в немецком городе Оснабрюк в скромной семье переплетчика книг. Имел французские корни. Из пятерых детей по старшинству он был вторым. Обучался в школе при церкви, в 1915 году получал образование в католической семинарии. С детства любил читать, среди авторов отдавал предпочтение С. Цвейгу, Ф. Достоевскому, И. Гете. Учился юноша прилежно, проявлял музыкальные способности.

В 1916 году отправился на армейскую службу, через полгода попал на Западный фронт. Пробыв там месяц, получил ранения в руку, ногу и шею. Был госпитализирован до окончания войны. После войны занялся трудовой деятельностью. Сменил несколько профессий: был учителем, продавцом надгробий, церковным музыкантом.

Литературная деятельность

В поисках призвания Ремарк успел поработать и журналистом. Эта профессия и послужила толчком к его творчеству. Первые рассказы Ремарка не нашли отклика у читателей. С 1921 года становится редактором издания Echo Continental. Тогда же второе имя Пауль сменил на Марию в честь своей матери.

В романе 1929 года «На Западном фронте без перемен» писатель отразил собственный военный опыт. Произведение стало литературным достоянием мирового уровня, автора представляли к выдвижению на Нобелевскую премию. Сразу же роман был экранизирован. Книга и кинокартина принесли Ремарку хороший доход, но были негативно встречены представителями немецкой армии, считающими, что им нанесено оскорбление. Остальные же граждане не смогли остаться равнодушными к столь точному отражению страшной военной действительности, выраженному самым простым слогом.

Молодой Ремарк

В следующем произведении «Возвращение» в 1931 году автор обращается к послевоенному времени. Он снова передает испытанную на себе неопределенность и отчаяние. Но его творчество не находит понимания у правительства. В 1932 году он вынужден переселиться в Швейцарию, военные сжигают его книги, лишают гражданства. Спустя пять лет писатель перебирается в Америку. После восьми лет, проведенных в США, в 1947 году писатель стал американским гражданином.

Роман «Три товарища» является наиболее сентиментальным из всех произведений. Повествование о беззащитной любви в полном жестокости мире также не оставило читателя равнодушным. Сценарий для экранизации писал Ф. Фицджеральд, который настолько увлекся работой, что забыл о своем пристрастии к алкоголю. В фильме по мотивам собственного произведения Ремарку даже довелось сыграть роль в 1958 году («Время любить и время умирать»).

Ремарк является одним из выдающихся писателей в мире, автором 15 романов, имеет сборник рассказов. В его библиографии есть несколько эссе, пьеса, сценарий. Наряду с Хемингуэем, Фицджеральдом, Олдингтоном, его относят к «потерянному поколению» – людям, которым в юном возрасте пришлось постичь все ужасы войны, а после с израненной душой искать пристанища.

Личная жизнь

В 1925 году женился на И. Замбона, прообраз жены можно встретить в нескольких произведениях Ремарка, в том числе в «Трех товарищах». Молодые прожили вместе четыре года, Ильза болела туберкулезом. Когда бывшей супруге писателя понадобилось переехать в Швейцарию, они снова заключили брак, который расторгли лишь в 1957 году. Ремарк содержал Ильзу всю жизнь и оставил ей хорошее наследство.

С 1937 года имел длительную романтическую связь с прославленной актрисой Марлен Дитрих, возможно, ставшей прототипом героини «Триумфальной арки». В 1943 году в Германии была казнена его сестра Эльфрида за антигитлеровскую пропаганду. Ей писатель посвятил произведение «Искра жизни». Позже в ее честь назвали одну из улиц в родном городе.


Ремарк с супругой Полетт, 1958

В 1951 году Ремарк встретил звезду Голливуда Полетт Годдар, ранее состоявшую в браке с Ч. Чаплином. Женщина помогла ему пережить расставание с Дитрих и избавила его от депрессивного состояния, после чего у писателя снова появились силы творить. После оформления развода с первой женой Ремарка они смогли пожениться. Вместе отправились в Швейцарию, где купили дом и прожили оставшуюся жизнь. Умер писатель в швейцарском Локарно от аневризмы в возрасте 72 лет.

😉 Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Эрих Мария Ремарк: биография, интересные факты» — главные этапы жизни выдающегося немецкого писателя.

Одним из популярных писателей Германской империи двадцатого века несомненно является Ремарк. Он представлял «потерянное поколение» — период, когда в восемнадцатилетнем возрасте совсем еще юных парней призывали на фронт, и они были вынуждены убивать. Это время в дальнейшем стало основным мотивом и идеей творчества писателя.

Биография Ремарка

В городе Оснабрюк Германской империи 22 июня (знак зодиака – Рак) 1898 года в многодетной семье родился будущий литературный гений — Эрих Пауль Ремарк.

Его отец трудился переплетчиком, поэтому их дом всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой и читал с увлечением много и часто. Особенно его привлекало творчество , Гете, Марселя Пруста.

В детстве он увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были сложные, они с ним имели разные взгляды на жизнь. С матерью все было иначе — он души в ней не чаял. Когда Эриху Паулю исполнилось девятнадцать лет, она умерла от рака.

Эрих тяжело переживал утрату. Эта трагедия подтолкнула его поменять свое имя Пауль на Мария (так звали его мать).

Учился Эрих Мария в церковной школе (1904 г.). По ее окончании потупил в католическую семинарию (1912 г.), затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии.

Здесь писатель становится членом одного из литературных кружков, где находит друзей и единомышленников. В 1916 г. Ремарк пошел на фронт. Спустя год, он получил пять ранений, и все остальное время он находился в госпитале.

Начало творчества

В доме своего отца Эрих оборудовал небольшой кабинет, где занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 г. было написано первое его произведение – «Приют грез». На протяжении года он работал учителем в Лоне, но позже отказался от этой профессии.

Он сменил множество работ в своем городе прежде, чем стал зарабатывать на писательстве. Эрих подрабатывал бухгалтером, учил играть на фортепиано, работал в часовне органистом и даже был продавцом надгробных плит.

В 1922 он покидает Оснабрюк и отправляется в Ганновер, и начинает здесь работу в журнале «Эхо Континенталь». Он писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи. Ремарк печатался также и в других журналах.

Работа в журнале «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 г. он едет в Берлин и начинает работать редактором иллюстраций этого журнала. Здесь печатается его роман «Станция на горизонте».

В 1926 г. один из журналов публикует его романы «Из юношеских времен» и «Женщина с золотыми глазами». Это и стало началом его творческого пути. С того момента он не прекращал писать, создавая все новые шедевры.

Литературная карьера

В 1929 г. публикуется роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нем описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши. Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз.

В Германии книга произвела фурор. Более одного миллиона ее экземпляров продалось всего за один год.

В 1930 за эту книгу его кандидатуру выдвинули на получение Нобелевской премии. Однако немецкие офицеры были против этого, так как считали, что данное произведение оскорбило их армию. Поэтому предложение о получении премии было отклонено комитетом.

В этот же период по мотивам романа сняли фильм. Это позволило писателю разбогатеть, и он начал скупать картины Ренуара, Ван Гога и других художников. В 1932 г. он оставил Германию и поселился в Швейцарии.

В 1936 г. выходит еще одно произведение писателя, ставшее популярным – «Три товарища». Его издали на датском и английском языках. По роману «Время жить и время умирать» сняли кинокартину, в которой Эрих играет в одном из эпизодов. В 1967 г. за свои заслуги писатель был удостоен ордена ФРГ и медали Мезера.

Ремарк: личная жизнь

Первая супруга — Ильза Ютта Замбона была танцовщицей. Они изменяли друг другу, поэтому их брак длился всего четыре года. В 1937 г. у Ремарка начался страстный роман с популярной актрисой

Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк

Она помогла писателю получить американскую визу, и он отправился в Голливуд. Здесь его жизнь была достаточно богемной. Много денег, алкоголя и разных женщин, в числе которых была и

Полетт Годдар и Эрих Мария Ремарк

В 1957 г. он заключил брак с актрисой Полетт Годдар, бывшей женой , с которой оставался до смерти. Она действовала на супруга положительно, помогла восстановить силы и избавиться от депрессии.

Благодаря Полетт, он смог продолжать свою писательскую деятельность. Всего им было написано 15 романов, 6 рассказов, пьеса, киносценарий.

Умер литературный гений в возрасте семидесяти трех лет в 1970 году в Швейцарии, где и был похоронен. Полетт, умершая двадцать лет спустя, покоится рядом с ним.

Эрих Мария Ремарк: биография (видео)

Эрих Мария Ремарк (при рождении Эрих Пауль Ремарк) — один из наиболее известных немецких писателей ХХ века, представитель потерянного поколения. Творчество писателя основывалось на крушении принятых обществом стандартов, он хотел изменить весь европейский мир. За свою жизнь он успел написать множество романов, но эталоном до сих пор остается самая первая книга Ремарка «На западном фронте без перемен».

Читать книги Ремарка одно удовольствие. Конечно, драматические романы больше придутся по вкусу женщинам и девушкам, но это лишь предположение. Для полной уверенности предлагаем проверить вам самим. Тем более что у нас для вас есть небольшой список популярных книг Ремарка, которые еще упоминались в статье. Самые популярны книги Ремарка на нашем сайте:


Краткая биография Ремарка

Родился Ремарк в Германии на пересечении двух столетий в 1898 году. Его семья была католиками, отец работал переплетчиком. Окончил церковную школу, а после учился в католической учительской семинарии.

С 1916 года воевал в ополчении немецкой армии, из-за полученных травм в 1917 году остаток войны проводил по разным госпиталям. В 1925 году женился на бывшей танцовщице Ильзе Ютте, которая многие году болела чахоткой. Она стала прообразом для некоторых главных героинь книг Ремарка. Совместная жизнь пары продлилась четыре года, после чего они развелись. Однако официально развод состоялся только в 1957 году. Автор до последних дней денежно помогал Ютте, и по смерти завещал 50 тыс. долларов.

В 1929 году было опубликовано его первое произведение под новым именем. Имя Мария было выбрано писателем в память о своей любимой матери. Нацистам не понравились рассуждения Ремарка на тему войны и в 1933 году они сожгли книги, оправдываясь тем, что Ремарк был потомком евреев, что до сих пор не нашло никаких документальных подтверждений.

Ремарку удалось избежать жуткой расправы, так как на то время он проживал в Швейцарии. Однако его старшей сестре не удалось уйти от наказания, Элфриду Шольц казнили в 1943 году.

В 1937 году у Ремарка и Марлен Дитрих завязался эксцентричный и бурный роман, этим отношениям автор посвятил книгу «Триумфальная арка». С начала войны писатель отплыл в США, в 1947 году стал истинным американцем. Там он познакомился с бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему излечиться от депрессии. В 1957 году вернулся обратно в Швейцарию, где прожил остаток своих дней. Умер писатель в 1970 году.

Жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль ничего, потому что терять, в сущности, уже нечего. Это - любовь на грани обреченности. Это - роскошь на грани разорения. Это - веселье на грани горя и риск на грани гибели. Будущего - нет. Смерть - не слово, а реальность. Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!..

Самый красивый в XX столетии роман о любви…

Самый увлекательный в XX столетии роман о дружбе…

Самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю XX столетия.

Что остается у людей, захлебывающихся в огненном водовороте войны? Что остается у людей, у которых отняли надежду, любовь - и, по сути, даже саму жизнь?

Что остается у людей, у которых не осталось просто ничего? Всего-то - искра жизни. Слабая, но - негасимая. Искра жизни, что дает людям силу улыбаться на пороге смерти. Искра света - в кромешной тьме...

Герои романа известного немецкого писателя Э.М. Ремарка все еще живут бередящими душу воспоминаниями, которые потрясли солдат в окопах Западного фронта Первой мировой войны.

Аннотация:

Три товарища - книга о настоящей дружбе, о мужских развлечениях, о любви и о простой жизни обыкновенных людей в обыкновенном небольшом городке в послевоенной Германии. Друзья, выжившие во время войны, и в мирное время стоят друг за друга горой. А когда один из них влюбляется - любимая девушка становится не камнем преткновения, а еще одним товарищем.

Примечание:
Ремарк работал над романом «Три товарища» в течение почти четырех лет. В 1933 году вышла книга «Пат» - первая ступенька к грандиозному роману. В то время в Германии книги Ремарка уже были внесены в черные списки, их показательно сжигали на площадях. Писатель был подавлен всем, происходящим в Германии в частности и в мире вообще. Он жил на своей вилле в Швейцарии, пил, болел, встречался с немецкими эмигрантами. Когда работа над романом уже близилась к завершению, Ремарк получает от германского правительства предложение вернуться на родину. Эрих Мария отказывается помириться с нацистами и отправляется в Париж - на конгресс писателей в изгнании. Роман вышел в 1936 году в Дании, на датском языке, затем публикуется в США на английском языке - в журнальном варианте. И только в 1938 году в Амстердаме выходит книга «Три товарища», изданная на немецком.

Роман «Триумфальная арка» написан известным немецким писателем Э.М.Ремарком (1898-1970). Автор рассказывает о трагической судьбе талантливого немецкого хирурга, бежавшего из фашистской Германии от преследований нацистов. Ремарк с большим искусством анализирует сложный духовный мир героя. В этом романе с огромной силой звучит тема борьбы с фашизмом, но это борьба одиночки, а не организованное политическое движение.

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна , Ф.Достоевского , Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте . В 1904 году поступил в церковную школу, а в - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт . 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск ».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental , в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот) . Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

Библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude ) ()
  • Гэм (нем. Gam ) () (опубликовано посмертно в )
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont ) ()
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues ) ()
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück ) ()
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden ) ()
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten ) ()
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe ) ()
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben ) ()
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben ) ()
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk ) ()
  • Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge ) ()
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon ) ()
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies ) (опубликовано посмертно в 1971 году . Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land ) (опубликовано посмертно в 1998 году . Роман остался неоконченным.)

Рассказы

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist ):

  • Враг (нем. Der Feind ) (1930-1931)
  • Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun ) (1930)
  • Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury ) (1930)
  • Жена Йозефа (нем. Josefs Frau ) (1931)
  • История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe ) (1931)
  • Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok ) (1931)

Прочее

  • Последний акт (нем. Der letzte Akt ) (), пьеса
  • Последняя остановка (нем. Die letzte Station ) (), киносценарий
  • Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!! ) ()
  • Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk ) ()
  • Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst... ) ()

Публикации о Ремарке

Напишите отзыв о статье "Ремарк, Эрих Мария"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ремарк, Эрих Мария

– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.

Биография

Писать книги, несмотря ни на что, - великий талант, присущий не каждому человеку. Эрих Мария Ремарк - один из самых выдающихся немецких писателей. О нем услышали в середине XX века, за несколько десятилетий до начала Второй мировой войны. Писатель, публицист, он - представитель «потерянного поколения», которое так и не смогло оправиться после участия в военных действиях в юношеские годы. Истории, публикации, романы, написанные Ремарком - настоящие произведения искусства, заставляющие увидеть вещи под другим углом, воспринять их через призму мировоззрения творящего человека.

Становление личности писателя началось с момента его рождения, а точнее с 22 июня 1898 года. Французская фамилия досталась ему от прадеда, а тяга к писательству появилась во время учительской деятельности. Однако, обо всем по порядку, ведь биография известного автора полна сюрпризов и неожиданностей.

Детство

История жизни одного из лучших писателей своего времени началась в городке Оснабрюк, в местном родильном доме. Его отцом был Петер Франц Ремарк, матерью - Анна-Мария Ремарк. Они в течение длительного времени проживали на улице Янштрассе, в доме под номером пятнадцать, однако, затем им несколько раз пришлось переезжать. Любовь к чтению зародилась в раннем детстве будущего писателя, так как в их доме литературных произведений было достаточно. Петр Франц Ремарк работал переплетчиком, брал работу на дом.

Однако, несмотря на такое увлечение книгами, мальчик практически не тянулся к отцу. Он проводил большую часть своего времени с матерью, занимающейся в основном проблемами здоровья своего первенца, Теодора, брата Эриха. Впервые он узнал, что такое смерть, в три года, когда семья Ремарков лишилась своего старшего ребенка. После этого у них появились Эрна и Эльфрида. Разница между девочками составила три года.

Несмотря на то, что мальчиком, Эрих был весьма привязан к сестрам, ему все же пришлось идти в школу. Сначала он постигал азы науки в Домшуле, «народной школе», затем - в Йоханнисшуле. В первом учебном заведении его звали «пачкун». Такое прозвище он получил тогда за то, что очень любил писать. Оба образовательных учреждения были в Оснабрюке, что значительно упрощало жизнь ему, родителям.

Юношество

Будучи четырнадцатилетним подростком, Эрих поступил в семинарию, подготавливающую будущих учителей. Она была католической, что не являлось странным. Семья Ремарков исповедовала католицизм, мать парня была верующей женщиной, а потому и дети выросли с верой в Бога в душе. Ему хотелось преподавать в народной школе, однако, желание учиться пересилило остальное.

И тогда, в семнадцатилетнем возрасте, Эрих оказался в королевской учительской семинарии, располагавшейся в городе его детства. Именно здесь он встретил людей, повлиявших на развитие его творческих способностей. Одним из них был Фриц Хёрстемайер, считавший, что юноша весьма талантлив. Его поддержали также и другие студенты. Местом сбора молодых людей была Либихштрасса, 31, где располагалась уютная мансарда.

Пребывание в армии

В армии будущий известный немецкий писатель оказался в возрасте восемнадцати лет. В течение года он участвовал в боях, а затем, израненный, около года пролежал в госпитале, пытаясь залечить не только телесные, но и душевные раны. Он признавал, что время, проведенное на фронте, изменило его, дало много пищи для размышлений, повлияло на развитие мыслей о войне, о любви, жизни в целом.

Впервые Эрих узнал о том, что его заметка опубликована, после очередного боя, в 1916 году. Именно этот момент можно назвать началом его длинного пути писателя. Учитывая тяжесть ранений молодого человека, полученных им в бою, дальнейшая судьба парня была предопределена. Несмотря на длительный период лечения, он направляется для работы в канцелярии.

Через год он теряет самого близкого человека - собственную мать. Именно тогда у него зарождается идея сменить свое второе имя. Многие литературоведы считали, что его настоящее имя - Эрих Пауль Ремарк, тогда как Эрих Мария Ремарк - псевдоним. На самом же деле с течением времени стало известно, что мужчина, официально взял другое второе имя, отдав таким образом дань своей умершей от рака матери. Его настоящим псевдонимом в течение недолгого времени была фамилия Крамер.

Через несколько месяцев после горестной утраты, он садится за новый роман военной тематики, начинает отношения с Эрикой Хаазе, которые, однако, ни к чему не привели. В 1918 году молодой человек теряет еще одного близкого человека - лучшего друга Фрица. Он едет на его похороны, а через месяц издает свою вторую статью, имеющую название «Я и ты».

Известно, что во время военной службы, начинающему литератору присуждали Железный Крест I степени. Однако, по неизвестным никому причинам, он отказался от такой награды, бросил службу и отправился оканчивать обучение в учительской семинарии, находящейся в Берлине. Там-то он и стал основателем Союза ветеранов войны, что не могло не сказаться на его литературной деятельности.

Личная жизнь

В жизни популярного писателя было достаточно женщин. Многие даже упрекали его в слишком бурной личной жизни, однако, этот человек долгое время искал свою единственную женщину. Будучи восемнадцатилетним юнцом, он безответно влюбляется в Луцилию Дитрихс. После долгих ухаживаний девушка так и не ответила юноше взаимностью, что стало для него толчком для выхода в богемную жизнь.

Долгое время он вел себя так, что оправдывал репутацию ловеласа. В его жизни встречались не только порядочные женщины, но и девицы легкого поведения, что начинающий писатель не скрывал от общественности. О чем-то серьезном он начал задумываться, когда встретил на своем пути Эдит Дёрри. Ее отцом был известный человек, ставший основателем издания «Шпорт им Бильд». Несмотря на то, что молодых связывали довольно сильные чувства, он не разрешил дочери выйти замуж за Ремарка, но отдал ему редакторское кресло.

Первый брак

Через некоторое время после получения повышения, Ремарк повстречал свою первую супругу - Ильзу Ютту (Жанну) Замбона. Живя с этой женщиной, он весьма тщательно пытался скрыть настоящую национальность, даже купил титул дворянина. Несмотря на то, что женщина первое время всячески поддерживала мужа, он начал ей изменять. Первой любовницей Ремарка, о которой стало известно общественности, была Бригитта Нойнер.

Ее сменила Рут Альбу, благодаря совету которой писатель начал коллекционировать известные произведения искусства. Однако, уже через два года после развода мужчину начинают замечать в обществе бывшей жены. А пытаясь спастись от нападок германских властей, они вместе отправились в дом литературного гения, в Порто Ронко. И все же, несмотря на слухи, пара не объявляет о примирении.

Второй брак

Еще через год у Эриха появляется новая пассия, Маргот фон Опель. Женщина сподвигает его на совершение небольших путешествий, что могут помочь вернуть вдохновение писателю. И все же он предпочитает ей Марлен Дитрих, хотя и остается в весьма близких отношениях с бывшей женой. Именно на ней он женится снова через несколько лет после получения ими обоими панамского гражданства.

Второй брак этих людей не держался на верности и преданности. Мужчина, как и раньше, не видел ничего предосудительного в том, что встречался с другими женщинами. Переезд в Нью-Йорк и работа в Голливуде этому способствует. Именно здесь он встречает Наташу Пале Браун, отношения с которой длятся в течение десяти следующих лет. Эта женщина была рядом с ним, когда он узнал о своем недуге, болезни Меньера, а также, когда он обратился к психоаналитику, чтобы избавиться от постоянных депрессивных состояний. Однако, официально он состоит в браке с Замбоной.

Тре тий брак

Полетт Годдар стала той самой, ради которой Эрих оставил всех своих женщин. Отношения с ней осложнялись ухудшением физического состояния писателя, так как ему сказали не только о развитии болезни Меньера, но и сообщили о набирающем обороты диабете печеночной системы. Это становится главной причиной, по которой мужчина отправляется увидеться со своим постаревшим отцом и единственной оставшейся в живых после войны сестрой, Эрной.

Он женится на Полетт практически сразу же после получения развода, однако, счастье этой пары было недолгим. Они прожили вместе двенадцать счастливых лет, после чего ухудшающееся состояние писателя привело к его кончине. На состоянии его здоровья сказалась также и смерть отца, три сердечных приступа, после последнего из которых мужчина и попал в клинику.

Драмы и трагедии

Пережив множество личных драм, трагедийных моментов в жизни, писатель все же больше всего страдал от гибели своей сестры Эльфриды. Он никогда не мог представить, что ее ждет такая кончина - быть казненной германскими властями за пропаганду антифашистского настроения. Через двадцать пять лет после ее смерти в городе, где родился писатель, назвали в ее честь улицу.

Впечатлившись гибелью близкого человека, Ремарк пишет роман, который никого не оставляет равнодушным. Его популярность растет, однако, отношения с властями становятся все хуже. По неизвестным причинам через некоторое время после гибели сестры, мачеха мужчины кончает жизнь самоубийством. Связаны ли эти события между собой вряд ли когда-нибудь станет известно.

Литературная деятельность

Ярко имя немецкого писателя зазвучало в 1920 году. «Мансарда снов» была не только написана им, но и нарисована на черновых рукописях. Однако, этот роман не пришелся по вкусу самому творцу, а потому остатки тиража он выкупил за собственные средства. Считая свое первое творение провальным, Ремарк принимает решение трудиться по профессии, приобретенной в королевской семинарии, однако, долго на одном месте он не засиживается.

Только через год молодой юноша возвращается к писательской деятельности. Он прекрасно совмещает редакторскую работу и это «хобби». Постепенно на него обращают внимание, и он выпускает еще несколько интересных произведений. Самые популярные книги Ремарка - роман «На Западном фронте без перемен», трилогия «Три товарища». Писатель действительно вложил душу в ее создание, а впоследствии сыграл одного из персонажей в экранизации.

За время творчества этого человека мир литературы пополнился не одним прекрасным произведением. Он умело писал не только о войне, но и о любви, хотя сам и не был счастливым мужем, отцом. Он получил награды не только за свою писательскую, но и общественную деятельность. В их числе медаль Юстуса Мёзера, орден «За заслуги перед ФРГ», а также звание почетного гражданина города Аскона.

Известно, что писателя выдвигали как лаурета на получение Нобелевской премии, однако, из-за недовольства Лиги германских офицеров, кандидатура была снята. Возможно, именно по этой причине писатель дал согласие на участие в протестной акции, проходящей в столице Германии после запрета показа экранизации его шедевра «На Западном фронте без перемен».

Неожиданные факты

Творчество Ремарка, что пришлось по нраву многим любителям книг в прошлом, настоящем, подстегивает читателей искать интересные факты из его жизни. К ним относятся:

  • работа органистом;
  • отвержение публикой первых двух романов начинающего, в тот момент, писателя;
  • небывалый успех книги «На Западном фронте без перемен»;
  • стремление собрать вокруг себя достаточное количество антикварных вещей, к которым относились произведения искусства. Известно, что ухаживал за своими «сокровищами» писатель самостоятельно;
  • эксцентричность личности Ремарка;
  • непринятие романа «На Западном фронте без перемен» германскими властями, желание очернить мужчину, указав, что он - вор, укравший оригинал, написанный представителем еврейского народа;
  • гонения нацистов;
  • эмиграция в Штаты в начале Второй мировой войны;
  • заключение второго, фиктивного брака с леди Замбона для ее удачной транспортировки из Европы;
  • наличие алкогольной зависимости у писателя.

Эрих Мария Ремарк - список всех книг

Все жанры Реализм Роман Военная литература Проза Классическая проза Любовный роман Трагедия Военный роман

Реализм (37.5%)

Роман (18.75%)