Краткий пересказ биографии ахматовой. Литературно-исторические заметки юного техника

Ахматова, Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А. Горенко. Со стороны матери И.Э. Стоговой. А. Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.

Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания — царскосельские: " Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал". Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого . В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с дочерью сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.

Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну. В 1912 году родила от Гумилева сына Льва Николаевича.

В 1911 Анна приехала в Санкт-Петербург, где продолжила свое образование на Высших женских курсах. В этот период состоялось ее знакомство с Блоком, и появилась первая публикация под псевдонимом Анна Ахматова. Известность пришла к Ахматовой после выхода в свет поэтического сборника "Вечер" в 1912, после которого в 1914 вышел следующий сборник "Четки", а в 1917 "Белая стая", достойное место в этих сборниках занимает любовная лирика Анны Ахматовой .

После ухода в 1914 Н. Гумилева на фронт Ахматова отошла от «салонной жизни» и много времени проводила в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево. В 1918, разведясь с Гумилевым, Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Гумилев был расстрелян в 1921 г. по сфабрикованному обвинению в причастности к контрреволюционному заговору. Со вторым же она рассталась в 1922, после чего у Ахматовой завязались отношения с Н. Пуниным. Вообще многих близких людей поэтессы постигла печальная участь. Так Пунин трижды находился под арестом, а сын Лев более 10 лет пробыл в заключении.
Вышедшие в апреле и в октябре 1921 года, два сборника стихов Ахматовой («Подорожник» и пятая книга «Anno Domini MCMXXI» («В лето господне 1921»), стали по существу последними перед длительной полосой строгого цензурного надзора за поэзией Ахматовой.

В середине 20-х гг. начинается ее травля в критике, ее перестают печатать, объявляя салонной поэтессой, идеологически чуждой молодой пролетарской литературе. Имя Ахматовой исчезает со страниц книг и журналов, она живет в нищете.

Когда Ахматова писала "Реквием" (1935-1940), это был реквием по "моему народу", участь которого разделили ее близкие. Она вспоминала о страшной очереди у ленинградской тюрьмы Кресты: ей пришлось там стоять часами, сжимая в окоченевших пальцах узелок с передачей — сначала для мужа, потом для сына. Трагическая судьба объединила Ахматову с сотнями тысяч русских женщин. "Реквием" — плач, но плач гордый — стал самым знаменитым произведением Анны Ахматовой.

1939 год – И.В. Сталин в разговоре случайно положительно отзывается об Анне Ахматовой. Тут же несколько издательств предлагают ей сотрудничество. Впрочем, стихи поэтессы подвергаются жесткой цензуре.

Отечественная война застала ее в Ленинграде и заставила ее уехать в Москву, затем эвакуироваться в Ташкент, где она жила до 1944. Выступала с чтением стихов в госпиталях перед ранеными. Много и тяжело болела. В ее стихотворениях, созданных в годы войны ("Избранное", 1943), звучала глубокая патриотическая тема ("Клятва", 1941, "Мужество", 1942, "Щели в саду вырыты…", 1942). В июне 1944 Ахматова вернулась в Ленинград, встречу с которым ("страшным призраком") описала в прозаическом очерке "Три сирени".

1946 год стал памятным для Ахматовой и для всей советской литературы: именно тогда было принято печально известное постановление ЦК ВКП(б) "О журналах “Звезда” и “Ленинград”", в котором А. Ахматова и М. Зощенко были подвергнуты резкой и несправедливой критике. Последовало исключение из Союза писателей. Это означает, что больше ни один журнал и ни одно издательство не возьмется публиковать их произведения. Причиной опалы становится гнев Сталина, узнавшего о том, что к Ахматовой приезжал английский историк И. Берлин.

В последующее десятилетие поэтесса занималась преимущественно переводами. Сын, Л.Н. Гумилев, отбывал наказание как политический преступник в исправительно-трудовых лагерях, в 1949 году он был арестован в третий раз.

Чтобы вызволить сына из сталинского застенка, Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов Слава миру (1950). Подобные панегирики были в чести и искренне создавались многими, в том числе и талантливыми поэтами – К. Симоновым, А. Твардовским, О. Берггольц. Ахматовой же пришлось переступить через себя. Жертву Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956.

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник "Бег времени". На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

Осень 1965 года – Анна Ахматова переносит четвертый инфаркт. В этот же период, перед самой смертью, составляет свою единственную короткую автобиографию. 5 марта 1965 года – Анна Андреевна Ахматова умирает в кардиологическом санатории в Подмосковье. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.

Жизненный путь Анны Ахматовой.
Анна Андреевна Ахматова, а с рождения Горенко, родилась в 1889 году под Одессой. Ее папа был дворянин по происхождению, сам служил инженером- механиком во флоте и пребывал в отставке. В детские годы и годы отрочества Анна провела в селе, где жил юный Пушкин, в Царском селе. 1905 год для юной Анны был тяжелым, ее родителям пришлось расстаться, так как мама повезла дочерей, заболевших туберкулезов в Евпаторию. Здесь все было иначе, все вокруг было чужое. Здесь же она переживает любовную драму, вследствие которой была попытка суицида. После окончания гимназии поступает на Высшие женские курсы, где обучается юриспруденции. Там же учит латынь, которая дает возможность впоследствии выучить итальянский язык и читать Данте в оригинале. Юриспруденция ей надоедает, и она обучается в дальнейшем на Высших историко-литературных курсах.
Замуж Анна выходит за Николая Гумилева в 1910 году, и они уезжают в Париж на месяц. Николай сыграл немаловажную роль в судьбе Анны, он познакомил ее с литературной средой Петербурга. От Николая у Анны рождается сын в 1912 году, которому дают имя Лев. Это ее единственный ребенок.
В этом же, 1912 году, появляется и первый труд Анны - сборник «Вечер», который тут же замечают критики. Так как отец запрещает Анне использовать ее фамилию, Анна берет как псевдоним фамилию бабушки - Ахматова, и печатается под этой фамилией. Время кризиса символизма в литературных кругах помогло определиться Ахматовой, в каком направлении ей двигаться, и она выбирает новое движение - акмеизм. Анна первая замечает, что наиболее
поэтично получаются творения, навеянные неразделенной любовью. Именно в любовной трагедии Ахматова черпает вдохновение. В года, когда писалось ее первое творение все ее мысли заключались в том, что ее ожидает смерть, как и ее сестер. Соответственно и поэзия была такого же
настроения.
Второй сборник Ахматовой вышел в 1914 году. и носил название «Четки». Этот сборник имел колоссальный успех и переиздавался за 9 лет 9 раз. «Белая стая» является третьим сборником, который вышел еще большим тиражом, чем «Четки».
В 1918 году выходит замуж за Владимира Шелейко, разведясь с Гумилевым. Владимир, также как и она, поэт. С ним она живет в браке всего три года. В 1921 году был взят под арест и расстрелян Николай Гумилев. А спустя всего год после этого события выходит замуж за Николая Пунина, являющимся искусствоведом. В 1935 году арестовывают ее мужа и сына, но вскоре выпускают, а в 1938 году сына осуждают и приговаривают к 5 годам исправительных лагерей. В этом же году Анна расстается с мужем. Анна пишет поэму «Реквием», в которой отражается горе матерей и жен, чьи мужчины стали врагами народа. Сын Ахматовой, после того как отбыл наказание, пошел на фронт. А в 1949 году Лев Николаевич опять приговорен к 10 годам исправительных лагерей. Все время нахождения сына под стражей, Анна не отчаивалась и пыталась вызволить сына. Она даже идет на такой шаг, как написание цикла стихов «Слава миру!». Тем самым пытаясь сгладить отношения власти к ней и ее семье.
В 1951 году ее восстановили в Союзе писателей благодаря Александру Фадееву. В 1956 году возвращается из заключения Лев, но он уверен, что мать не предпринимала усилий для того, чтобы его вызволить. И с тех пор их отношения становятся напряженными. В 1966 году она,
находясь в санатории в Подмосковье, умирает. Но ее хоронят на Комаровском кладбище под Ленинградом. Изначально, как и завещала поэтесса, на ее могиле был установлен деревянный крест, который позже был сменен
стеной из камней. Лев Гумилев просит о помощи своих студентов, и вместе с ними самостоятельно строит памятник своей маме, без участия властей.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко)

(1889 - 1966)

Одна из самых талантливых поэтесс Серебряного века Анна Ахматова прожила долгую, насыщенную как яркими моментами, так и трагическими событиями жизнь. Она трижды побывала замужем, однако счастья ни в одном браке не испытала. Она была свидетельницей двух мировых войн, в течение каждой из которых испытывала небывалый творческий подъем. У нее были сложные отношения с сыном, который стал политическим репрессантом, и до конца жизни поэтессы считал, что та предпочла творчество любви к нему…

Анна Андреевна Горенко (такова настоящая фамилия поэтессы) родилась 11 (23 июня по старому стилю) 1889 года в Одессе. Отец ее, Андрей Антонович Горенко был отставным капитаном второго ранга, после окончания морской службы получившим чин коллежского асессора. Мать поэтессы, Инна Стогова, была интеллигентной, начитанной женщиной, водившей дружбу с представителями творческой элиты Одессы. Впрочем, о «жемчужине у моря» у Ахматовой не останется детских воспоминаний – когда ей исполнился год, семейство Горенко перебралось в Царское Село под Петербургом. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления - царскосельские, - писала она в позднейшей автобиографической заметке, - зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"".

С детства Анну обучали французскому языку и светскому этикету, что было привычным для любой девушки из интеллигентной семьи. Образование Анна получила в Царскосельской женской гимназии, там же она познакомилась со своим первым мужем Николаем Гумилевым и написала первые стихи. Встретив Анну на одном из торжественных вечеров в гимназии, Гумилев был очарован ею и с тех пор хрупкая темноволосая девушка стала постоянной музой его творчества.

Первый свой стих Ахматова сочинила в 11 лет и после этого стала активно совершенствоваться в искусстве стихосложения. Отец поэтессы считал это занятие несерьезным, поэтому запретил ей подписывать свои творения фамилией Горенко. Тогда Анна взяла девичью фамилию своей прабабушки – Ахматова. Впрочем, очень скоро отец совсем перестал влиять на ее творчество – родители развелись, и Анна с матерью переехали сначала в Евпаторию, затем – в Киев, где с 1908 по 1910 год поэтесса училась в Киевской женской гимназии. В 1910 Ахматова вышла замуж за своего давнего поклонника Гумилева. Николай Степанович, который уже тогда был довольно известной личностью в поэтических кругах, поспособствовал публикации поэтических наработок супруги. На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-литературных курсах Н. П. Раева.

Первые стихи Ахматовой начали печататься в разных изданиях с 1911 года, а в 1912 вышел ее первый полноценный поэтический сборник – «Вечер». В 1912 году Анна родила сына Льва, а в 1914 к ней пришла известность – сборник «Четки» получил хорошие отзывы критиков, Ахматова стала считаться модной поэтессой. Протекция Гумилева к тому времени перестает быть необходимой, и в отношениях супругов наступает разлад. В 1918 году Ахматова развелась с Гумилевым и вышла замуж за поэта и ученого Владимира Шилейко. Впрочем, и этот брак был недолгим – в 1922 году поэтесса развелась и с ним, чтобы через полгода сочетаться браком с искусствоведом Николаем Пуниным. Парадокс: впоследствии Пунин будет арестован практически в одно время с сыном Ахматовой – Львом, однако Пунина освободят, а Лев пойдет по этапу. Первый муж Ахматовой, Николай Гумилев, к тому времени будет уже мертв: его расстреляют в августе 1921.

Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, - М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма. В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.). Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенность, сверх личное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России". После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба - 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план.

Последний опубликованный сборник Анны Андреевны датируется 1924 годом. После этого ее поэзия попадает в поле зрения НКВД, как «провокационная и антикоммунистическая». Поэтесса тяжело переживает невозможность публиковаться, много пишет «в стол», мотивы ее поэзии меняются с романтических на социальные. После ареста мужа и сына Ахматова начинает работу над поэмой «Реквием». «Топливом» для творческого неистовства стали выматывающие душу переживания за родных людей. Поэтесса прекрасно понимала, что при нынешней власти это творение никогда не увидит свет, и, чтобы хоть как-то напомнить о себе читателям, Ахматова пишет ряд «стерильных» с точки зрения идеологии стихотворений, которые вместе с отцензуренными старыми стихами составляют сборник «Из шести книг», вышедший в 1940 году.

Всю Вторую мировую войну Ахматова провела в тылу, в Ташкенте. Практически сразу после падения Берлина поэтесса вернулась в Москву. Однако там она уже давно не считалась «модной» поэтессой: в 1946 году ее творчество раскритиковали на заседании Союза писателей, и вскоре Ахматова была исключена из ССП. Вскоре на Анну Андреевну обрушивается еще один удар: вторичный арест Льва Гумилева. Во второй раз сыну поэтессы присудили десять лет лагерей. Все это время Ахматова пыталась вытащить его, строчила просьбы в Политбюро, однако никто к ним не прислушался. Сам Лев Гумилев, ничего не зная о стараниях матери, решил, что она не приложила достаточно усилий, чтобы помочь ему, поэтому после освобождения отдалился от нее.

В 1951 году Ахматову восстановили в Союзе советских писателей и она постепенно возвращается к активному творческому труду. В 1964 году ей была присуждена престижная итальянская литературная премия «Этна-Торина» и ей позволяют получить ее, поскольку времена тотальных репрессий прошли, и Ахматова перестала считаться антикоммунистической поэтессой. В 1958 году выходит сборник «Стихотворения», в 1965 – «Бег времени». Тогда же, в 1965 году, за год до своей смерти, Ахматова получает докторскую степень Оксфордского университета.

Вершина творчества Ахматовой - большая лирико-эпическая "Поэма без героя" (1940-62). Трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта перекликается с темой надвигающегося крушения старого мира; поэма отличается богатством образного содержания, отточенностью слова, ритмики, звучания.

Говоря об Анне Андреевне, нельзя не упомянуть о воспоминаниях людей, знавших ее. В этих рассказах чувствуешь весь внутренний мир Ахматовой. Предлагаем вам окунуться в мир воспоминаний К.И. Чуковского:

"Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей.

То было время ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость "царственная", монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.

С каждым годом она становилась величественнее. Нисколько не заботилась об этом, это выходило у нее само собой. За все полвека, что мы были знакомы, я не помню у нее на лице ни одной просительной, заискивающей, мелкой или жалкой улыбки. При взгляде на нее мне всегда вспоминалось некрасовское:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и нехранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Она была бездомной кочевницей и до такой степени не ценила имущества, что охотно освобождалась от него, как от тяготы. Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, редкую гравюру или брошь, как через день или два она раздаст эти подарки другим. Даже в юные годы, в годы краткого своего"процветания", жила без громоздких шкафов и комодов, зачастую даже без письменного стола.

Вокруг нее не было никакого комфорта, и я не помню в ее жизни такого периода, когда окружавшая ее обстановка могла бы назваться уютной.

Самые эти слова "обстановка", "уют","комфорт" были ей органически чужды - и в жизни, и в созданной ею поэзии. И в жизни и в поэзии Ахматова была чаще всего бесприютна... То была привычная бедность, от которой она даже не пыталась избавиться.

Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир, Достоевский были постоянными ее собеседниками. И она нередко брала эти книги - то одну, то другую - в дорогу. Остальные книги, побывав у нее, исчезали...

Она была одним из самых начитанных поэтов своей эпохи. Терпеть не могла тратить время на чтение модных сенсационных вещей, о которых криком кричали журнально-газетные критики. Зато каждую свою любимую книгу она читала и перечитывала по нескольку раз, возвращаясь к ней снова и снова.

Когда перелистываешь книгу Ахматовой - вдруг среди скорбных страниц о разлуке, о сиротстве, о бездомности набредешь на такие стихи, которые убеждают нас, что в жизни и в поэзии этой "бездомной странницы" был Дом, который служил ей во все времена ее верным и спасительным прибежищем.

Этот Дом - родина, родная русская земля. Этому Дому она с юных лет отдавала все свои самые светлые чувства, которые раскрылись вполне, когда он подвергся бесчеловечному нападению фашистов. В печати стали появляться ее грозные строки, глубоко созвучные народному мужеству и народному гневу.

Анна Ахматова - мастер исторической живописи. Определение странное, чрезвычайно далекое от прежних оценок ее мастерства. Едва ли это определение встречалось хоть раз в посвященных ей книгах, статьях и рецензиях - во всей необъятной литературе о ней.

Ее образы никогда не жили своей собственной жизнью, а всегда служили раскрытию лирических переживаний поэта, его радостей, скорбей и тревог. Немногословно и сдержанно выражала она все эти чувства. Какой-нибудь еле заметный микроскопический образ был насыщен у нее такими большими эмоциями, что он один заменял собою десятки патетических строк.

О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа.

Когда Анна Андреевна была женой Гумилева, они оба увлекались Некрасовым, которого с детства любили. Ко всем случаям своей жизни они применяли некрасовские стихи. Это стало у них любимой литературной игрой. Однажды, когда Гумилев сидел поутру у стола и спозаранку прилежно работал, Анна Андреевна все еще лежала в постели. Он укоризненно сказал ей словами Некрасова:

Белый день занялся над столицей,

Сладко спит молодая жена,

Только труженик муж бледнолицый

Не ложится, ему не до сна.

Анна Андреевна ответила ему такой же цитатой:

На красной подушке

Первой степени Анна лежит.

Было несколько человек, с которыми ей особенно "хорошо смеялось", как любила она выражаться. Это были Осип Мандельштам и Михаил Леонидович Лозинский - ее товарищи, самые близкие....

В характере Ахматовой было немало разнообразнейших качеств, не вмещающихся в ту или иную упрощенную схему. Ее богатая, многосложная личность изобиловала такими чертами, которые редко совмещаются в одном человеке.

..."скорбное и скромное величие" Ахматовой было ее неотъемлемым свойством. Она оставалась величественной всегда и везде, во всех случаях жизни - и в светской беседе, и в интимных разговорах с друзьями, и под ударами свирепой судьбы, - "хоть сейчас в бронзу, на пьедестал, на медаль"!

До Ахматовой история знала многих женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения.

Её, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Для достижения потрясающей психологической убедительности она пользуется ёмким и лаконичным художественным приёмом говорящей детали, которая становится для читателя "знаком беды" Такие "знаки" Ахматова находит в неожиданном для традиционной поэзии обыденном мире. Это могут быть детали одежды (шляпа, вуаль, перчатка, кольцо и т.п.), мебели (стол, кровать и пр.), меха, свечи, времена года, явления природы (небо, море, песок, дождь, наводнение и т.п.), запахи и звуки окружающего, узнаваемого мира. Ахматова утвердила "гражданские права" "непоэтических" обыденных реалий в высокой поэзии чувств. Использование таких деталей не снижает, не "заземляет" и не опошляет традиционно высоких тем. Наоборот, глубина чувств и размышлений лирической героини получает дополнительную художественную убедительность и почти зримую достоверность. Многие лаконичные детали Ахматовой-художника не только сконцентрировали в себе целую гамму переживаний, а стали общепризнанными формулами, афоризмами, выражающими состояние души человека. Это и надетая на левую руку "перчатка с правой руки", и ставшее пословицей "Сколько просьб у любимой всегда! // У разлюбленной просьб не бывает", и многое другое. Размышляя о ремесле поэта, Ахматова ввела в поэтическую культуру ещё одну гениальную формулу.

Ахматова воздает должное высокой общечеловеческой роли любви, её способности окрылять любящих. Когда люди попадают под власть этого чувства, их радуют мельчайшие повседневные детали, увиденные влюблёнными глазами: липы, клумбы, тёмные аллеи, улицы и пр. Меняют свою эмоциональную окраску даже такие постоянные в мировой культуре "знаки беды", как "резкий крик вороны в небе чёрной, // И в глубине аллеи арка склепа", - они тоже становятся в ахматовском контексте контрастными знаками любви. Любовь обостряет осязание:

Ведь звёзды были крупнее.

Ведь пахли иначе травы,

Осенние травы.

(Любовь покоряет обманно...)

И всё же ахматовская любовная поэзия - прежде всего лирика разрыва, завершения отношений или утраты чувства. Почти всегда её стихотворение о любви - это рассказ о последней встрече ("Песня последней встречи") или о прощальном объяснении, своеобразный лирический пятый акт драмы". Даже в стихах, основанных на образах и сюжетах мировой культуры, Ахматова предпочитает обращаться к ситуации развязки, как, например, в стихотворениях о Дидоне и Клеопатре, Но и состояния расставания у неё удивительно разнообразны и всеобъемлющи: это и остывшее чувство (у неё, у него, у обоих), и непонимание, и соблазн, и ошибка, и трагическая любовь поэта. Словом, все психологические грани разлуки нашли воплощение в ахматовской лирике.

Не случайно Мандельштам возводил истоки её творчества не к поэзии, а к психологической прозе XIX века "Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и "Анны Корененой", Тургенева с "Дворянским гнездом", всего Достоевского и отчасти даже Лескова... Свою поэтическую форму, острую и ратную, она развивала с оглядкой на психокую прозу".

Именно Ахматовой удалось дать любви "право женского голоса" ("Я научила женщин говорить", - усмехается она в эпиграмме "Могла ли Биче...") и воплотить в лирике женские представления об идеале мужественности, представить, по словам современников, богатую палитру "мужских обаяний" - объектов и адресатов женских чувств.

Анна Андреевна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово.

Основные достижения Ахматовой

1912 – сборник стихов «Вечер»

1914-1923 – серия поэтических сборников «Четки», состоящая из 9 изданий.

1917 – сборник «Белая стая».

1922 – сборник «Anno Domini MCMXXI».

1935-1940 – написание поэмы «Реквием»; первая публикация – 1963, Телль-Авив.

1940 – сборник «Из шести книг».

1961 – сборник избранных стихотворений, 1909-1960.

1965 – последний прижизненный сборник, «Бег времени».

Основные даты биографии Ахматовой

1900-1905 – обучение в Царскосельской женской гимназии.

1906 – переезд в Киев.

1910 – брак с Н.Гумилевым.

Март 1912 – выход первого сборника «Вечер».

1914 – выход второго сборника «Чётки».

1918 – развод с Н. Гумилевым, брак с В. Шилейко.

1922 – брак с Н. Пуниным.

1935 – переезд в Москву в связи с арестом сына.

1940 – выход сборника «Из шести книг».

Май 1943 – выход сборника стихов в Ташкенте.

Лето 1945 – переезд в Ленинград.

Ноябрь 1949 – повторный арест Льва Гумилева.

Май 1951 – восстановление в Союзе писателей.

Декабрь 1964 – получение премии «Этна-Торина»

Интересные факты из жизни Ахматовой

    На протяжении всей своей сознательной жизни Ахматова вела дневник, отрывки из которого были опубликованы в 1973 году. Накануне своей кончины, ложась спать, поэтесса написала, что ей жаль, что здесь, в кардиологическом санатории, нет ее Библии. По всей видимости, Анна Андреевна предчувствовала, что нить ее земной жизнь вот-вот оборвется.

    В «Поэме без героя» Ахматовой есть строки: «чистый голос: я к смерти готов». Эти слова звучали и в жизни: их произнес друг и соратник Ахматовой по Серебряному веку Осип Мандельштам, когда они вместе с поэтессой гуляли по Тверскому бульвару.

    После ареста Льва Гумилева Ахматова вместе с сотнями других матерей ходила к печально известной тюрьме «Кресты». Однажды одна из измученных ожиданием женщин, увидев поэтессу и узнав ее, спросила « А ЭТО вы сможете описать?». Ахматова ответила утвердительно и именно после этого случая стала работать над «Реквиемом».

    Перед смертью Ахматова все-таки сблизилась с сыном Львом, который долгие годы таил на нее незаслуженную обиду. После смерти поэтессы Лев Николаевич принял участие в постройке памятника вместе со своими студентами (Лев Гумилев был доктором Ленинградского университета). Материала не хватало, и седовласый доктор вместе со студентами бродил по улицам в поисках камней.

Литеатура:

    Виленкин. В. "В сто первом зеркале". М. 1987.

    Жимурский. В. "Творчество Анны Ахматовой". Л. 1973.

    Малюкова. Л.Н. "А. Ахматова: Эпоха, Личность, Творчество". изд."Тагаронгская правда". 1996.

    Министерство Образования РСФСР. Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева - Полянского. " Пути и формы анализа художественного произведения ". Владимир. 1991.

    Павловский. А.И. "Анна Ахматова, жизнь и творчество". Москва, "Просвещение" 1991.

    Учебник для общеобразовательных учебных заведений "Русская литература XX века" для 11 класса под редакцией В. В. Агеносова, часть 1, М: "Дрофа", 1997.

    Эхенбаум. Б. "Анна Ахматова. Опыт анализа." Л. 1960.

Приложение

Трудно представить период серебряного века в русской поэзии без такого громкого имени, как Анна Ахматова. Биография этого выдающегося человека вовсе не из легких. Личность Ахматовой окутана ореолом таинственности. В ее личной жизни присутствовала слава, любовь, но и великая скорбь. Об этом пойдет речь в статье.

Биография Ахматовой: полная

Анна Ахматова (Горенко) родилась 23 июня по новому стилю 1889 года в дворянской семье. Ее биография началась в Одессе. Отец ее работал инженером-механиком, мама принадлежала к творческой интеллигенции.

Через год семья Горенко переехала в Санкт-Петербург, где отец получил более высокую должность. Все воспоминания детства Анны связаны были с этим чудесным городом на Неве. Воспитание и образование девочки было, разумеется, на высшем уровне. Она с няней часто гуляла в Царскосельском парке, наслаждалась прекрасными творениями талантливых мастеров скульптуры.

Ей рано стали преподавать уроки светского этикета. В семье кроме Ани было еще пятеро детей. Она слушала, как гувернантка преподает французский язык старшим детям, и самостоятельно выучила этот язык таким образом. Грамоте девочка тоже выучилась сама, читая книги Льва Толстого.

Когда Анне исполнилось десять лет, она была отдана в Мариинскую женскую гимназию. Училась она неохотно. Но любила летние каникулы, которые семья проводила под Севастополем. Там, по ее собственным воспоминаниям, девушка шокировала местных барышень, ходя без шляпки, босиком, загорая до такой степени, что кожа начинала слезать. Анна с той поры полюбила море, раз и навсегда.

Возможно эта любовь к красоте природы породила в ней поэтическое вдохновение. Первый свой стих Анна написала в одиннадцать лет. Примерами для подражания служила для нее поэзия Пушкина, Лермонтова, Державина, Некрасова.

После того, как родители Анны развелись, она с матерью и остальными детьми переехала в Евпаторию, а затем в Киев. Последний курс гимназии пришлось оканчивать там. Затем она поступила на Высшие женские курсы на юридический факультет. Но, как выяснилось, юриспруденция — это не ее призвание. Поэтому Анна выбрала Женские литературно-исторические курсы в Санкт-Петербурге.

Начало творческого пути

В роду Горенко никто никогда не писал стихи. Отец запретил юной поэтессе подписываться фамилией Горенко, чтобы не позорить их род. Он считал ее увлечение поэзией чем-то неприемлемым и легкомысленным. Пришлось Анне придумывать псевдоним.

Выяснилось, что в их роду был когда-то давно ордынский хан Ахмат. Его именем и стала называться начинающая поэтесса.

Когда Анна еще училась в гимназии, с ней познакомился молодой человек по имени Николай Гумилев. Он тоже писал стихи, даже выпускал свой журнал «Сириус». Молодые люди стали встречаться, после переезда Анны вели переписку. Николай высоко оценил поэтический талант девушки. Он первый опубликовал ее стихи в своем журнале под подписью Анны Г. Это было в 1907 году.

В 1910-1912 годах Анна Ахматова совершила путешествие по странам Европы. Она была в Париже, Италии. Там произошла встреча с итальянским художником-импрессионистом Амадео Модильяни. Это знакомство, перешедшее в бурный роман, оставило заметный след в ее творческой биографии.

Но, к сожалению, влюбленные не могли быть вместе. Они расстались в 1911 году и больше никогда не встречались. Вскоре молодой художник умер от туберкулеза. Любовь к нему, переживание о его безвременной кончине отразилось в творчестве молодой поэтессы.

Первые стихи Ахматовой – лирические. Они отображают личную жизнь поэтессы, ее любовь, переживания. Они страстные и нежные, полные чувств, немного наивные, словно написанные в альбом. Сама поэтесса называла стихи той поры «бедными стихами пустейшей девочки». Они немного похожи на раннее творчество другой выдающейся поэтессы того времени – Марины Цветаевой.

В 1911 году Анна Ахматова впервые за ее творческую биографию решает самостоятельно послать свои стихи на суд профессионалов в популярный тогда московский ежемесячный журнал «Русская мысль».

Она спросила, стоил ли ей продолжать заниматься написанием стихов. Ответ был положительный. Ее стихи опубликовали.

Затем поэтесса напечаталась в других известных журналах: «Аполлон», «Всеобщий журнал» и других.

Народное признание таланта поэтессы

Вскоре Ахматова становится известной в литературных кругах. Многие известные писатели и поэты того времени замечают и оценивают ее талант. Также всех поражает необыкновенная красота поэтессы. Ее восточный нос с выраженной горбинкой, полузакрытые глаза с большой поволокой, которые иногда имели способность менять цвет. Некоторые говорили, что ее глаза серого цвета, другие утверждали, что они зеленые, а третьим запомнилось, что они небесно-голубого цвета.

Также ее степенность и царская осанка говорили сами за себя. Несмотря на то, что Анна была довольно высокого роста, она никогда не горбилась, всегда держалась очень прямо. Манеры ее были изысканные. Во всем облике царила загадочность и неповторимость.

Говорят, что в молодости Анна была весьма гибкой. Даже балерины завидовали ее необычайной пластичности. Ее тонкие руки, орлиный нос, туманные глаза с поволокой были воспеты многими поэтами, в том числе, конечно, Николаем Гумилевым.

В 1912-м году вышла первая книга Анны Ахматовой под названием «Вечер». Это были стихи исключительно лирические, трогательные и напевные. Сборник сразу же нашел своих почитателей. Это был всплеск славы в жизни молодой поэтессы. Ее приглашают выступать со своими стихами, многие художники пишут ее портреты, поэты посвящают ей стихи, композиторы пишут ей музыкальные произведения.

В богемных кругах Анна познакомилась с поэтом Александром Блоком. Он был восхищен ее талантом и красотой. И конечно, посвятил ей свои стихотворения. Многие поговаривали уже о тайном романе этих выдающихся людей. Но было ли это правдой, никто не знает уже. Также она была дружна с композитором Лурье, критиком Н.Недоброво. С ними тоже у нее были романы, по тогдашним слухам.

Через два года вышла вторая книга поэтессы, которая называлась «Четки». Эта были уже стихи высшего профессионального уровня, по сравнению с первой ее книгой. Здесь уже чувствуется сложившийся «ахматовский» стиль.

В этом же году Анна Ахматова написала свою первую поэму «У самого моря». В ней поэтесса отобразила свои впечатления юности, воспоминания о море, любовь к нему.

В начале Первой мировой войны Ахматова сократила свои публичные выступления. Тогда она слегла от страшной болезни – туберкулеза.

Но в ее личной поэтической жизни не было перерыва. Она продолжала писать свои стихи. Но больше тогда поэтессу увлекала любовь к чтению классики. И это сказалось на творчестве ее того периода.

В 17-м году вышла новая книга поэтессы «Белая стая». Книга вышла огромным тиражом – 2 тыс. экземпляров. Ее имя стало громче, чем имя Николая Гумилева. К тому времени в стихах Ахматовой был ясно виден свой стиль, свободный, индивидуальный, цельный. Другой известный поэт Маяковский назвал его «монолитом, не способным сломаться ни от каких ударов». И это была истинная правда.

Все больше появляется в ее стихах философии, все меньше наивных юношеских оборотов. Перед нами мудрая, взрослая женщина. Ее жизненный опыт, глубокий ум и в то же время простота явно прослеживаются в строках. Тема веры в Бога, православия также является неотъемлемой частью ее творчества. Слова: «молитва», «Бог», «вера» часто можно встретить в ее стихах. Поэтесса не стесняется своей веры, а открыто говорит о ней.

Страшные годы

После октябрьского переворота в стране наступают страшные времена не только для России, но и для самой Ахматовой. Она даже не предполагала, какие мучения и страдания ей придется пережить. Хотя в юности во время посещения кельи старца, он предсказал ей мученический венец и назвал ее «Христовой невестой», обещав за терпение страданий Небесный венец. Об этом посещении Ахматова написала в своем стихотворении.

Конечно, новой власти не могли понравиться стихи Ахматовой, которые были названы тут же «антипролетарскими», «буржуазными» и т.д. В 20-х годах поэтесса находится под постоянным надсмотром НКВД. Она пишет свои стихи «в стол», вынуждена отказаться от публичных выступлений.

В 1921 году Николая Гумилева арестовывают за «антисоветскую пропаганду» и приговаривают к расстрелу. Ахматова тяжело переживает его смерть.

Анна Ахматова и Николай Гумилев

В 1921 году умирает Александр Блок. Она разводится со вторым мужем. Вся эта череда трагических событий не сломила эту женщину, сильную духом. Она возобновляет работу в литературных обществах, снова печатается и выступает перед публикой. Выходит новая книга ее стихов «Подорожник».

Затем через полгода увидела свет пятая книга Ахматовой «AnnoDomini MCMXXI». Это название переводится с латинского – в лето Господне 1921. После этого она не печаталась несколько лет. Многие стихи ее того времени были утеряны при переездах.

В разгар репрессий в 35-м году были арестованы два близких ей человека: муж (Николай Пунин) и сын. Она написала в правительство об их освобождении. Через неделю их отпустили.

Но этим беды не закончились. Спустя три года сына Льва Гумилева снова арестовывают и приговаривают к пяти годам тяжелых работ на каторге. Несчастная мать часто посещала сына в тюрьме и передавала ему передачки. Все эти события и горькие переживания были отражены в ее поэме «Реквием».

В 1939 году Ахматова была принята в Союз советских писателей. В 40-м году был написан «Реквием». Затем вышел сборник «Из шести книг».

В начале Великой Отечественной войны Ахматова жила в Ленинграде. Состояние здоровья ее резко ухудшилось. По совету медиков она уехала в Ташкент. Там вышел новый сборник ее стихов. В 44-м году поэтесса решила вернуться в Ленинград.

После войны в 46-м году ее творчество было сильно раскритиковано вместе с творчеством М.Зощенко в журналах «Звезда» и «Ленинград». Они были выгнаны с позором из Союза писателей.

В 49-м снова был арестован сын Ахматовой. Она просила за сына, писала в правительство, но ей было отказано. Тогда поэтесса решается на отчаянный шаг. Она написала оду Сталину. Цикл стихов назывался «Слава миру!».

В 51-м году Фадеев предложил восстановить поэтессу в Союзе писателей, что и было исполнено. В 54-м году она принимала участие во втором съезде Союза писателей.

В 56-м году отпустили ее сына. Он был в обиде на мать, потому что, как ему казалось, она не добивалась его освобождения.

В 58-м году вышел новый ее сборник стихов. В 64-м году она получила Итальянскую премию «Этна-Таормина». На следующий год в Англии поэтессе вручили диплом доктора Оксфордского университета. В 66-м был издан последний сборник ее стихов. 5 марта того же года, будучи в санатории, она скончалась.

10 марта в Ленинграде было совершено отпевание Ахматовой в православном храме. Похоронена она была на кладбище в Комарово Ленинградской области.

Личная жизнь Ахматовой

Личная жизнь Анны Ахматовой интересует многих. Она официально была два раза замужем.

Первым мужем был Николай Гумилев. Они долго встречались и переписывались. Николай был давно влюблен в Анну, много раз делал ей предложение руки и сердца. Но она отказывала. Тогда Аня была влюблена в своего однокурсника. Но он не обращал на нее никакого внимания. Анна в отчаянии пыталась покончить собой.

Мама Анны, видя настойчивое ухаживание и бесконечные предложения руки и сердца Гумилева, называла его святым. Наконец, Анна сломилась. Она дала согласие на брак. Молодые люди повенчались в 1910 году. В свадебное путешествие они отправились в Париж.

Но, поскольку, Анна не могла никак ответить взаимностью своему мужу и согласилась на брак исключительно из жалости, то очень скоро место в ее сердце занял молодой художник Амадео Модильяни. С пылким итальянцем она познакомилась в Париже. Потом Анна приезжала к нему снова.

Он рисовал ее портреты, она писала ему стихи. Бурный, красивый роман вынужден был оборваться в самом разгаре, поскольку ни к чему хорошему бы он не привел.

Вскоре Анна и Гумилев расстались. Личная жизнь Анны Ахматовой в 18-м году изменилась: она вышла замуж второй раз за ученого Владимира Шилейко. Но и с ним развелась спустя три года.

Изменения в личной жизни Анны Ахматовой произошли в 22-м году. Она стала гражданской женой Н.Пунина. Рассталась с ним в 38-м году. Затем была в интимной связи с Гаршиным.

Анна Андреевна Ахматова: как умерла, место смерти, дата смерти Ахматовой, причина.

Как умерла Ахматова?

Поэтесса Серебряного века, чьи стихи, как клинки, пронизывали до сердцевины, звеня, вытаскивали наружу натянутые струны души, Анна Ахматова, умерла 5 марта 1966 года . Хоть биографии и принято начинать с даты рождения, но сегодняшняя тема посвящена тайне смерти поэтессы. Для чего нам это знать? Чтобы не повторять ошибок, почтить память и понять, мотив стихотворений. К примеру, другого великого поэта, Бродского, апатия и смерть сопутствовали в произведениях всегда – , — рождаясь, благодаря образу жизни и на него же влияя. – яркий пример мятежной жизни на пределе, трагических переживаний и поиску великой надежды.

Ахматова – как много в этом слове

Псевдоним «Ахматова» был взят по фамилии прабабушки татарского происхождения Анной, урожденной Горенко, в начале своего карьерного пути. Ни один стих не был подписан настоящей фамилией, да и в псевдониме, как нам кажется, была своя скрытая сила, придавшая движение колесу славы поэтессы. Семья Горенко не уделяла поэтической карьере дочери должного внимания – никто из представителей даже не брался «за перо». Поэзия читалась в свободное время, декламировалась на торжествах и семейных вечерах, как было заведено – на досуге. Поэтическую славу Анна Ахматова снискала еще в Киеве, в период обучения – вышел сборник «Вечер», но зажглась звезда в северной столице. После переезда в Санкт-Петербург Ахматова почувствовала, что нашла себя – родилась мощная поэзия, взращенная на любви, трагизме и патриотизме. Знакомиться с Николаем Гумилевым, позднее выходит за него замуж, а еще позже – разводиться. Несмотря на расставание, уважение и глубокую привязанность, испытывала к своему первому мужу всегда. Первый трагичный удар, затронувший естество – расстрел Николая Гумилева . Личные переживания отчетливо видны в каждой строке «Реквиема».

Последние годы Анны Ахматовой

Ахматова пережила блокаду Ленинграда, послевоенную разруху, путешествия заграницу и ничто не предвещало трагичного исхода . В 1951 году была восстановлена в Союзе Писателей, через 10 лет удостоена престижной итальянской литературной премии, выпустили новый сборник «Бег времени», получила степень доктора литературы от Оксфордского университета, получила в подарок дачу в Комарово от «Литфонда». Старость дарит признание и почет, но забирает здоровье, как плату за «золотые годы». Ахматова долго болела и постоянно лечилась в санатории под Москвой. 7 марта по Всесоюзному радио сообщили о смерти поэтессы , что, как гром среди ясного неба, ознаменовало конец эпохи стихов-натянутых-нервов и тонкого психологизма строк.

Незадолго перед смертью Ахматова попросила родных привезти Новый Завет для изучения псалмов – работала над кумранскими рукописями. Близкие отмечают, что у поэтессы еще было много жизненного запала, но, к сожалению, слабое сердце. Причина смерти Ахматовой – сердечная недостаточность. 9 марта тело поэтессы было доставлено в Ленинград для захоронения на Комаровском кладбище, опасаясь диссидентских волнений. Ни родные, ни поклонники долго не могли поверить в случившееся. Лев Николаевич Гумилев, сын поэтессы, выложил каменную стену на могиле матери, которая стала местом паломничества на многие годы.

(Пока оценок нету)