Cочинение «Замысел и история создания поэмы Гоголя «Мертвые души. Общий замысел “Мертвых душ”

Случилось так, что «Мертвые души» стали таким произведением Гоголя, в котором творчество гения, его вершинное творение обернулось поражением художника, принесшим ему гибель.

Произошло это потому, что замысел Гоголя был всеобъемлющ и грандиозен, но неисполним с самого начала.

«Мертвые души» были задуманы писателем в трех томах. Гоголь опирался в своем замысле на эпические поэмы Гомера и на средневековую поэму итальянского поэта Данте «Божественная комедия».

В духе эпических поэм Гомера, воспевавших греческих богов и героев, Гоголь намеревался создать эпопею новейшую, так называемую «малую эпопею». Цель ее заключалась в конечном итоге в прославлении, в пафосном лирическом воспевании эпической картины превращения некоторых порочных персонажей в героев исключительно положительных, обладающих лучшими качествами русского человека. Россия должна была от тома к тому очищаться от скверны и в третьем томе книги Гоголя предстать перед всем человечеством во всем блеске нравственного совершенства, духовного богатства и душевной красоты. Тем самым Россия указывала бы другим народам и государствам путь к нравственно-религиозному спасению от козней исконного врага Христа и человечества - дьявола, сеющего на земле зло. Пламенная хвала такой России и такого очистившегося от пороков русского человека, став предметом восхищенного воспевания, превращала «Мертвые души» в поэму. Следовательно, жанровое определение, данное Гоголем своему произведению, относится ко всему трехтомному замыслу.

Нужно отметить величайшую творческую смелость Гоголя, задумавшего произведение огромного масштаба и общечеловеческого значения. В идее «Мертвых душ» проявились величие души писателя и его художественный гений. Однако совершенно ясно, что нравственное совершенство не может быть достигнуто человечеством здесь и сейчас, что нужны многие тысячелетия для установления таких отношений между людьми и государствами, основами которых станут учение Христа и общечеловеческие ценности.

Если бы Гоголь не пытался воплотить нравственное величие русского человека в художественные образы, но представил бы его именно как художественный идеал, то, вполне возможно, ему удалось бы завершить свое произведение. Но Гоголю подобное решение грандиозной задачи казалось слишком ничтожным и умаляющим весь замысел. Ему было необходимо вдохнуть живую жизнь в мечту, в идеал, чтобы нравственно совершенный русский человек состоял бы из плоти и крови, чтобы он действовал, общался с другими людьми, размышлял и чувствовал. Силой воображения он пытался вызвать его к жизни. Но мечта, идеал не хотели становиться правдоподобной явью.

Гоголь писал не утопию, где условность будущего предполагается самим жанром. Его нравственно непогрешимый человек должен был выглядеть не утопическим созданием, а жизненно правдивым. Однако не было «прототипа» и образца, на которые были бы похожи воображенные Гоголем художественные типы. Их еще не родила жизнь, они существовали только в голове художника как отвлеченные религиозно-нравственные идеи. Понятно, что задача сотворить идеал из плоти и крови оказалась непосильной для Гоголя. Замысел Гоголя при всем его величии и стройности обнаружил лежащее внутри его противоречие, которое не могло быть преодоле- но. Попытки разрешить это противоречие кончались неудачами.

Гоголевский замысел содержал в себе и величайший взлет художественной идеи, и ее неизбежное падение в том смысле, что он не мог быть никогда завершен. Победа гения была чревата поражением.

Жанровое обозначение «поэма», таким образом, относится ко всему замыслу и имеет в виду как эпический размах, так и лирический пафос, пронизывающий эпическое повествование. В соответствии с приближением к идеалу нравственного совершенства лирический пафос будет возрастать и усиливаться. Художественная неубедительность идеальных картин станет осознаваться все яснее. Насыщенное лирикой эпическое повествование будет подменяться религиозно-нравственными проповедями, поучениями и пророчествами. Художественное начало уступит место началу религиозно-этическому, мистически-моральному, выраженному в формах риторической и дидактической речи. При этом роль автора-пророка, автора-проповедника, автора-учителя жизни и носителя религиозно-мистических прозрений с неизбежностью будет возрастать.

Жанр поэмы, помимо связи с эпическими поэмами Гомера, как заметили современники Гоголя, имел прямое литературное отношение к эпической средневековой поэме Данте «Божественная комедия». Поэма Данте содержала три части - « А д » , «Чистилище», «Рай». Понятно, что «Ад» был населен грешниками, в «Чистилище» помещались те, кто мог очистить свои души от грехов. В «Раю» оказывались чистые, непорочные души праведников. Гоголевский замысел согласовывался с построением поэмы Данте и завершался тоже райским царством, к которому устремлялись и которого достигали Россия и русские люди. При этом герои Гоголя, как герой Данте, совершали духовный путь по кругам Ада и, поднимаясь из Ада в Чистилище, очищали себя страданиями и раскаянием, смывая грехи и тем спасая свои души. Они попадали в Рай, и их лучшие нравственные качества оживали. Русский человек являл собой образец для подражания и обретал статус идеального героя.

Первый том «Мертвых душ» соответствовал «Аду» в поэме Данте, второй - «Чистилищу», третий - «Раю». Два героя Гоголя - Чичиков и Плюшкин - должны были из кругов Ада перейти в Чистилище, потом в Рай. Для замысла Гоголя необходимо, чтобы сначала его герои оказались в Аду. Автор всем читателям и самим персонажам раскрывал ту ужасную и одновременно смешную духовную бездну, куда их занесло пренебрежение званием, обязанностями и долгом человека. Персонажи должны были увидеть непристойные гримасы своих неказистых, уродливых лиц, чтобы вдоволь посмеяться над своими изображениями и ужаснуться им.

Первый том, или, как говорил Гоголь, «крыльцо» всего грандиозного сооружения, обязательно должен быть комическим, а в отдельных местах сатирическим. Но одновременно сквозь сатиру должен пробиваться вдохновенный лирический голос, постоянно напоминающий о втором и, главное, третьем томе. Он, этот лирический голос, связывал воедино все три тома и усиливался по мере продвижения к последнему. И вот в конце первого тома небольшая и уже изрядно потрепанная бричка Чичикова, везомая тройкой, на наших глазах превращается, словно подхваченная неведомой силой, в птицу-тройку и несется по небу и, подобно ей, несется Русь, тоже несомая неведомой силой. Эти лирические строки напоминают читателю, какой духовный путь предстоит России, и одновременно заранее объявляют, что он будет высоким примером для других народов и государств.

Из этого рассуждения было бы неверно сделать вывод, что Гоголь уподоблял три тома «Мертвых душ» трем частям «Божественной комедии» Данте. Он снижал и даже переворачивал композицию поэмы Данте. Речь может идти только об аналогии. Гоголь писал поэму о восстановлении человеческого духа.

Для замысла Гоголя характерны и другие важные особенности. Нетрудно заметить, что опора на «Божественную комедию» Данте предполагала всемирность замысла «Мертвых душ». Гоголь мыслит чрезвычайно обобщенными категориями и понятиями. Их можно разделить на три уровня: общенациональное (русское, немецкое, французское и т. п.), общечеловеческое (земной мир в целом) и, наконец, третий уровень, вселенско-религиозный, охватывающий уже не только Россию и земной мир в целом, но также небесный и загробный, находящийся за гранью, по ту сторону нашего бытия. Лучшим доказательством тому служит название «Мертвые души».

В самом выражении «мертвые души» есть необычность, странность. С одной стороны, «мертвые души» - это умершие крепостные крестьяне. С другой стороны, «мертвые души» - это персонажи поэмы, которые загубили себя духовно и душевно, у которых представление об истинном предназначении человека на земле, о его призвании и смысле жизни исказилось, омертвело и умерло. Сами персонажи еще продолжают говорить, двигаться, но души их уже умерли. Значительные, достойные человека мысли и глубокие, тонкие чувства уже исчезли иногда навсегда, иногда на время.

Есть, однако, еще один смысл выражения «мертвые души». Согласно христианскому учению, души не умирают, они остаются в аду, в чистилище или в Раю вечно живыми. Слово «мертвые» к душам людей, даже умерших, в христианстве не может быть применено. Умирает плоть, тело, но никак не дух, не душа. Следовательно, с такой точки зрения сочетание «мертвые души» - абсурд. Оно невозможно. Гоголь играет всеми значениями. У него душа может омертветь, умереть и обнаружиться, как у прокурора, только после смерти.

Стало быть, при жизни у прокурора не было души или он обладал мертвой душой, что, впрочем, одно и то же. Омертвевшая, мертвая душа может преобразиться, воскреснуть к новой, вечной жизни и обратиться к добру. Вселенско-религиозный и символический смысл «Мертвых душ» пронизывает книгу. Неожиданно крестьяне Собакевича, например, оживают: о них рассуждают как о живых. Переселение крестьян на новую землю - это обман и самый большой грех Чичикова. Новой землей в «Откровении ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис)» из Нового Завета называется святой град Иерусалим, «сходящий от Бога с неба» и означающий Царство Божие. Он откроется людям после Страшного суда, когда души их преобразятся. Только такими, очищенными и преобразованными, они узрят Бога и Его Царство.

След такого символического переселения в самом серьезном значении слова сохранился в поэме. После покупки Чичиковым «мертвых душ» жители города N рассуждали: «...это правда, никто не продаст хороших людей, и мужики Чичикова пьяницы, но нужно принять во внимание, что вот тут-то и есть мораль, тут-то и заключена мораль: они теперь негодяи, а, переселившись на новую землю, вдруг могут сделаться отличными подданными. Уж было немало таких примеров: просто в мире, да и по истории тоже». Итак, души людей могут преобразиться. Гоголь и сам намеревался в третьем томе вывести новые, полностью преображенные души Плюшкина и Чичикова.

Общерусскому, общечеловеческому и вселенско-религиозному масштабу в «Мертвых душах» полярно противоположен иной - узкий, дробный, детальный, связанный с проникновением в затаенные уголки поместной жизни и темные закоулки «внутреннего хозяйства» человека, в «сор и дрязг» повседневных мелочей. Гоголь внимателен к подробностям быта, одежды, обстановки.

Для того чтобы купить мертвые души, Чичиков должен познакомиться с помещиками, побывать у них и склонить к сделке. В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Следовательно, в поэму включена еще одна важная жанровая форма - роман-путешествие. Наконец, известно, что главный персонаж - Чичиков - в конце концов должен был превратиться в идеальное лицо, в героя без страха и упрека. Преобразование предполагало перевоспитание и самовоспитание.

Во втором томе у Чичикова появлялись учителя-воспитатели, которые облегчали ему дорогу нравственного перерождения, и сам он, раскаиваясь и страдая, постепенно перевоспитывает себя. Ясно, что в общем замысле Гоголя существенную роль играл также роман воспитания. И тут встают, по крайней мере, два вопроса. Верно ли, что если Чичиков копит копейку и стремится разбогатеть, то он мыслит как буржуа, как капиталист? Что-бы ответить на этот вопрос, нужно спросить себя: хочет ли Чичиков пустить деньги в рост и стать ростовщиком? Мечтает ли он о заводе, о фабрике, допускает ли он мысль стать промышленником и открыть свое дело? Нет. Чичиков надеется купить сельцо Павловское в Херсонской губернии, стать помещиком и жить обеспеченно, в достатке. Он по своему сознанию не буржуа, не капиталист. Накопительская и буржуазная идея входит в голову помещика, феодала.

Второй вопрос состоит в том, кто же такой Чичиков, если он не наделен сознанием буржуа, но все же является «приобретателем» и в будущем мечтает стать помещиком? Понять, почему Гоголь выбрал для своего антигероя первого тома среднего, ничем не заметного человека, помогает «Повесть о капитане Копейкине».

Чичиков - человек новой, буржуазной эпохи и дышит ее атмосферой. Идеи буржуазной эпохи своеобразно преломляются в его уме и характере, во всей его личности. В буржуазную эпоху всеобщим кумиром становятся деньги, капитал. Всякие родственные, дружеские, любовные связи существуют постольку, поскольку держатся на денежном интересе, выгодном для обеих сторон. Чичиков однажды увидел шестнадцатилетнюю девушку с золотыми волосами и нежным овалом лица, но его мысли тут же свернули на приданое в двести тысяч рублей. Иначе говоря, буржуазная эпоха производит зло, но зло незаметное, угнездившееся в людях, подобных Чичикову, «средних», ничем не примечательных.

Чтобы точнее уяснить, что же это за явление, обобщенное в Чичикове, Гоголь рассказывает «Повесть о капитане Копейкине». При этом Чичиков удаляется из сюжета, вместо него появляется фантастический двойник, созданный воображением жителей губернского города и живущий в слухах, наполнивших провинцию. Город- ские чиновники горят желанием женить Чичикова, прослывшего «миллионщиком» и намеренного совершить крупную сделку. Чичикову начинают подыскивать невесту, губернаторша знакомит богатого, как предполагают, и неженатого Чичикова со своей дочкой, институткой.

Дамы, проявлявшие исключительный интерес к Чичикову-миллионщику (одна из них в духе Татьяны Лариной даже послала ему неподписанное письмо со словами: «Нет, я должна к тебе писать!» - тут Гоголь смеется над романтическими, уже опошленными страстями), не простили ему короткого увлечения губернаторской дочкой («Всем дамам совершенно не понравилось такое обхождение Чичикова»). Репутация Чичикова постепенно рушится: то Ноздрев прямо заявит губернатору, прокурору и всем чиновникам, что Чичиков «торговал... мертвых», то Коробочка, боясь продешевить, справится, почем ходят нынче мертвые души. Дамы составили «заговор» и окончательно погубили «предприятие» Чичикова. «Мертвые души», губернаторская дочка и Чичиков сбились и смешались в головах обывателей города «необыкновенно странно».

Сначала «просто приятная дама», сославшись на слова Коробочки, рассказала «даме, приятной во всех отношениях» о том, что Чичиков явился к Настасье Петровне «вооруженный с ног до головы, вроде Ринальда Ринальдина, и требует: «Продайте,- говорит,- все души, которые умерли». Коробочка отвечает очень резонно и отказывает. Зачем, однако, Чичикову понадобилось подражать Ринальдино Ринальдини из популярного тогда романа X. Вульпиуса, осталось неизвестным, как и то, с какой стати новый Ринальдо Ринальдини - Чичиков - потребовал мертвых душ. Но все-таки мысль о Чичикове как о благородном разбойнике нужно запомнить.

В ходе дальнейшего обсуждения «прелестника» Чичикова «даму, приятную во всех отношениях» озарила догадка: «Это просто выдумано только для прикрытья, а дело вот в чем: он хочет увезти губернаторскую дочку. Это предположение было неожиданно и во всех отношениях необыкновенно». Если Чичиков хотел увезти губернаторскую дочку, то зачем ему в придачу к ней понадобились мертвые души, если он намеревался «покупать мертвые души, так зачем увозить губернаторскую дочку?» Запутавшись во всем этом, дамы сочли, что Чичиков не мог решиться на столь «отважный пассаж» без «участников», и к таким помощникам причислили Ноздрева.

Чичиков выглядит то благородным разбойником, то романтическим героем, похищающим предмет своего интереса.

Замысел “Мертвых душ” не сразу явился перед Гоголем во всей полноте, но претерпевал различные изменения.
В 1836 году, находясь в Швейцарии, он перестраивает общий план произведения: “Все начатое переделал я вновь, обдумал весь план и теперь веду его спокойно как летопись”, – сообщал Гоголь в письме В. А. Жуковскому.
Гоголь задумал поэму из трех томов, опираясь на эпичес­кие поэмы Гомера и поэму Данте Алигьери “Божественная ко­медия”.
Поэма Данте содержит три части: “Ад” (населенный грешни­ками), “Чистилище” (там помещались те, кто мог очистить свои души от грехов), “Рай” (населенный чистыми, непорочными ду­шами). Гоголь хотел показать в первом томе своей поэмы пороки русских людей, затем герои должны были словно бы подняться из Ада в Чистилище, очистить свои души страданием и покаяни­ем. Затем, в Раю, лучшие качества героев должны были ожить и явить миру все лучшее, что есть в душе русского человека.
Два героя – Чичиков и Плюшкин – должны были пройти по всем кругам и в конце поэмы явить идеал человека. “Мертвые души” должны были бы стать поэмой о восстановлении челове­ческого духа.
Гоголь писал: “Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!”

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)


Другие сочинения:

  1. Светлые по своему настроению произведения чередуются в цикле с повестями, отличающимися суровым колоритом; повести, отмеченные преобладанием лирики и быта, перемежаются с произведениями, насыщенными фантастикой. Рядом с солнечной, пронизанной юмором “Сорочинской ярмаркой” мы видим “Вечер накануне Ивана Купала” с его остро Read More ......
  2. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого Read More ......
  3. Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 . Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Read More ......
  4. В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян. Но на самом деле в названии заключен более Read More ......
  5. Творческая судьба Гоголя в 1840-х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются – и чем дальше, тем больше – признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены. Свою роль в эволюции мировоззрения Read More ......
  6. Все лучшее в русском обществе – возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу Татьяна – постигает одна трагическая судьба. И Пушкин повествует о ней как о явлении русской жизни его времени, будь это Read More ......
  7. Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него Read More ......
  8. Тема дороги – одна из важнейших, ключевых в поэме “Мертвые души”. Действие поэмы происходит в губернском городе и в поместьях, а дорога является связующим звеном в художественном пространстве. Под дорогой мы понимаем и путь Чичикова, его продвижение к успешному завершению Read More ......
Общий замысел “Мертвых душ”

В самом названии знаменитой поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» уже заключен главный замысел и идея этого произведения. Если судить поверхностно, то в названии раскрывается содержание аферы и самой личности Чичикова - он покупал души уже мертвых крестьян. Но для того, чтобы объять весь философский смысл задумки Гоголя, нужно смотреть глубже буквального трактовки названия и даже происходящего в поэме.

Смысл названия «Мертвые души»

В названии «Мертвые души» заключен куда более важный и глубокий смысл, чем это отображено автором в первом томе произведения. Уже долгое время говорят о том, то Гоголь первоначально задумал написать эту поэму по аналогии со знаменитой и бессмертной «Божественной комедией» Данте, а как известно, она состояла из трех частей - «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно им и должны были соответствовать три тома гоголевской поэмы.

В первом томе своей самой знаменитой поэмы автор задумывал показать ад российской действительности, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о жизни того времени, а во втором и третьем томе - уже подъем духовной культуры и жизни России. В какой-то степени название произведения - это символ жизни уездного города N., а сам город является символом целой России, и таким образом - автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

История создания Мертвых душ

Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ , как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С. Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться. Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы. К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя. Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.

Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о том, что именно душа - это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - выдающийся писатель русской литературы, роль которого достигает настоящего времени. Творчество писателя оказало исключительно сильное влияние на становление классического реализма и на всё последующее развитие как русской, так и мировой литературы. Краткое содержание поэмы «Мёртвые души» по главам поможет быстро ознакомиться с одним из мировых шедевров русской литературы.

Немного о произведении

Поэма «Мёртвые души» (жанр определил сам автор) была начата в 1835 г. Основной сюжет был сообщён Гоголю Пушкиным, который рассказал реальную историю о мошеннике-скупщике мёртвых душ (крестьян, которых нет в живых, но которые всё ещё числятся живыми по документам). Первый том был издан в 1842 г. под названием «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

Всего Гоголь подразумевал написать три тома поэмы :

  • Первый том - изображение недостатков русской жизни, т. е. «Ад» (по аналогии с произведением Данте «Божественная комедия»).
  • Второй том - отображение путей возрождения нечестных помещиков и чиновников, т. е. «Чистилище». Однако в 1845 г. Гоголь частично сжёг второй том, объясняя тем, что всё написанное было далёким от совершенства.
  • Третий том - так и не был написан.

Том первый

Всего первый том включает 11 глав. Краткий пересказ основных события в каждой из них поможет точнее понять, чем же так ценно это произведение.

Глава первая

В гостиницу губернского города NN прибывает коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик.

Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

С ним находятся двое слуг:

  • кучер Селифан - низкого роста человек в тулупе;
  • лакей Петрушка - парень тридцати лет в свободном ношеном сюртуке, со значительными чертами лица.

Разузнав обо всех влиятельных чиновниках и помещиках и отобедав, советник вышел осмотреть город.

На второй день он отправился навестить всех городских сановников. Благодаря искусному умению лестно отзываться о каждом, был приглашён к губернатору на вечеринку, где он завоевал расположение к себе самых влиятельных чиновников.

Сам же приезжий уклонялся много рассказывать о себе. Знали о нём только лишь то, что он многое пережил в своей жизни, испытал трудности на службе за правду и имел много врагов, посягавших даже на его жизнь.

В доме губернатора Чичиков завязывает знакомство с помещиком Маниловым и Собакевичем , с которыми он весь вечер играл в вист.

На следующий день советник обедал с полицеймейстером, где познакомился с помещиком Ноздрёвым , который имел обыкновение через несколько минут обращаться со всеми по-свойски.

В следующие дни он посетил других важных чиновников, где показал себя великосветским человеком.

Глава вторая

Уже более недели Чичиков живёт в городе и приятно проводит время. Далее, описывается его лакей. Петрушка носил широкий коричневый сюртук, имел большой нос и губы, был немногословен и любил читать книги, значением которых не интересовался. Это могли быть хоть любовные романы, хоть учебник по химии, хоть дневник умного человека. Он любил спать, не снимая одежду, и всегда носил свой уникальный запах, отзывавшийся неким жилым покоем.

Теперь главный герой решает навестить Манилова и Собакевича. Выехав в Маниловку, ему приходится проехать гораздо большее расстояние, чем сообщил Манилов. Манилов - человек значительный, с приятной наружностью, который улыбался обольстительно, имел белые волосы и голубые глаза. Он был абсолютно незаносчивым человеком, много философствовал, с хозяйством не возился.

Обменявшись любезностями, гость познакомился с супругой и двумя сыновьями Манилова: Фемистоклюсом и Алкидом.

Отобедав, они уединились для разговора, в ходе которого Чичиков просит продать ему мёртвые души. Сначала Манилов был озадачен такой просьбой, но гость его убедил, что это законно и выгодно, т. к. казна получит ещё и законные пошлины. Успокоившись, Манилов пообещал отдать эти души без платы и даже взял на себя обязательства по купчей. Обрадовавшийся Чичиков распрощался со всеми в доме и отправился к Собакевичу. А Манилов остался размышлять о благополучной дружеской жизни с Чичиковым.

Глава третья

В хорошем расположении духа главный герой отправился к Собакевичу. Обдумывая только что проведённое дело, Чичиков не обращал внимания на дорогу, пока не начался сильный дождь. Извозчик же так увлёкся беседой с лошадьми, что не смог припомнить правильной ли дорогой едет.

Кучер Чичикова выбрал новый путь, не думая о том, куда приведёт выбранный путь. Уже сгустились сумерки и дождь лил стеной так, что ничего не было видно. Они свернули с дороги и некоторое время проехали по полю. Пытаясь выехать, Селифан так повернул бричку, что она подкосилась и барин выпал в грязь.

Послышался лай собак и герои, погоняя лошадей, добрались до усадьбы пожилой женщины. Чичиков попросился переночевать и был впущен после того, как признался в своём титуле дворянина.

Хозяйкой оказалась Коробочка Настасья Петровна - коллежская секретарша, мелкая помещица, у которой умер муж и поэтому ей самой приходится вести хозяйство.

Встав поздним утром второго дня, гость вышел почаёвничать с барыней и предложил выкупить мёртвые души. Настасья Петровна удивилась такому предложению и испугалась, как бы не продешевить. Чичикову пришлось попотеть и солгать, будто бы он ведёт казённые подряды. Услышав это, барыня согласилась подписать бумаги (имена своих крестьян она знала наизусть и никаких записей не вела).

С гостями была отправлена маленькая девочка, чтобы показать путь до главной дороги. Селифан и его барин отправились к трактиру.

Глава четвёртая

Приехав в трактир, советник заказал поросёнка и стал расспрашивать хозяйку о трактире, её муже и сыновьях, о помещиках в окружении. Здесь он столкнулся с Ноздрёвым - азартным тридцатипятилетним помещиком среднего роста. Ноздрёв со своим зятем Мижуевым ехал с ярмарки, где он лишился много чего, проиграв в карты.

Услышав, что Чичиков едет к Собакевичу, Ноздрёв расхохотался и предложил сначала погостить у него. Советник, поразмыслив о том, что Ноздрёв проигрался в карты и с ним тоже можно вести дела, согласился.

Ноздрёв любит погулять, супруга его умерла, оставив двух сыновей, за которыми глядела миловидная нянечка, т. к. Ноздрёву они были не нужны. Дома он больше дня никак не мог находиться. Часто попадал в различные происшествия или сам любил рассказывать истории, привирая совершенно без необходимости. «Кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, расстраивал свадьбу, торговую сделку». Ноздрёв был разносторонний человек.

К их приезду были не готовы, поэтому, распорядившись насчёт обеда, Ноздрёв решил показать свои владения. Сначала они смотрели конюшню, затем собак. Ноздрёв обожал собак, их у него было огромное множество, был даже волк. Осмотрев водяную мельницу и кузницу, Чичиков устал.

Возвратившись домой, Ноздрёв повёл гостей в свой кабинет, где были показаны ружья и сабли, шарманка и трубки. Отобедав, гость заметил, что Ноздрёв любит разные вина, однако сам же всё время усердно наливал гостям. Оставшись одни, он обратился к Ноздрёву с просьбой подарить или продать мёртвых крестьян. Он даже придумал, зачем ему нужно покупать души: для удачной женитьбы и весомого места в обществе. Однако Ноздрёв не отступал, предлагая лошадь или кобылу, собак и шарманку, оскорбляя гостя грубыми словами. Чичиков отказывался, как мог. Хозяин предложил сыграть в карты на души, но гость снова отказался.

На следующий день Ноздрёв предложил уже сыграть в шашки, но т. к. он играл нечестно, Чичиков решил прекратить игру. Хозяина это явно разозлило и он позвал слуг, чтобы те побили гостя. Неизвестно, чем бы всё закончилось, когда появился капитан-исправник, чтобы сообщить Ноздрёву об извещении в суд за избиение помещика.

Воспользовавшись ситуацией, главный герой покинул поместье приятеля.

Глава пятая

Размышления Чичикова о том, как ему повезло выбраться из поместья Ноздрёва, прервались дорожной аварией: на их бричку наскакала коляска с шестью лошадьми. Пока мужики распутывали лошадей, Чичиков обратил внимание на женщин, находящихся в коляске. Ему понравилась молодая девушка лет шестнадцати с золотистыми волосами. Он хотел все время с ней пообщаться, но как-то не случилось.

Заехав в поместье, Чичиков встретил Собакевича, который показался ему похожим на средней величины медведя. Осмотрев комнату, где каждый предмет был похож на своего владельца, Чичиков завёл беседу о высших чиновниках. Но Собакевич обо всех отзывался нехорошо. Плотно отобедав, Чичиков заговорил о деле. И его озадачило, что Собакевич высказал предложение продать ему несуществующие души без удивления.

Помещик начал торговаться, набивая цену и сообщая о ценности уже умерших крестьян. Но сделку всё же заключили, хоть Чичиков и был недоволен манерами хозяина. Павел Иванович отправился к Плюшкину , у которого было много душ и ещё больше умирающих. Мужики называли его «заплатанной».

Глава шестая

Размышляя о прозвище Плюшкина, Чичиков не заметил, как приехал в деревню. Здесь всё выглядело убого и в полном запустении.

На улице Чичиков заметил ключницу, которая попросила его пройти в комнаты, т. к. барина не было дома. Они были завалены разными вещами и покрыты плотным слоем пыли. Чичиков сравнивал помещения со щепным двором, куда заезжали расторопные тёщи и свекрухи пополнить хозяйственные запасы.

В комнату вошёл худощавый старик с маленькими глазками, небритый, в засаленном халате. Лицо не выдавало ничего уникального. Таким людям подают милостыню, повстречав на улице.

Это сам Плюшкин. Раньше он был экономным и хозяйственным, к нему заезжали поучиться хозяйству, а его дом был наполнен живостью. Теперь же глаза старика не выражали сильных чувств. Супруга Плюшкина померла, старшая дочка убежала со штабс-ротмистром, сын поступил на службу, а младшая дочь умерла. Дом опустел. Посетители нечасто наведывались к Плюшкину, дважды приезжала старшая дочка с внуками. Помещик сам упомянул об умерших крестьянах, потому что был рад освободиться от них.

Плюшкин счёл нужным договориться о цене, манипулируя своей плачевной обстановкой. И предложил ещё и беглые души, которых у него набралось до семидесяти крестьян.

Чичиков купил у него около восьмидесяти умерших душ, потребовав написать расписку. Плюшкин, получив деньги в обе руки, спрятал их в бюро с осторожностью. После сделки Чичиков заторопился покинуть хозяина. Помещик закрыл за гостем ворота, а после думал, как же отблагодарить спасителя.

Барин Селифана и без благодарности был счастлив от такого внезапного обретения, что аж запел, чем изрядно удивил своего кучера. Возвратившись в город и поужинав, он заснул.

Глава седьмая

Советник выспался хорошо и с озарившимся лицом вспомнил, что у него теперь почти четыреста крестьян, поэтому ему хотелось скорее завершить деятельность в этом городе. Он сам решил привести в порядок все бумаги и написать купчие, чтобы не платить подьячим.

Странное чувство овладело советником. Каждый из записанных мужиков как будто имел свой характер.

Например :

  • все крестьяне Коробочки разнились дивными именами-кличками, которые заполняли большую часть листа;
  • список Плюшкина был написан компактно;
  • список Собакевича был содержателен и подробно описывал все качества мужика, все их ценные умения были учтены.

Чичиков думал о том, чем жил и как умер каждый крестьянин, создавая предположения, гипотезы и изображая целое изложение.

Направившись в гражданскую палату, чтобы заверить все бумаги, он встретил Манилова, который спешил передать ему списки мужиков.

В суде председатель сидел с Собакевичем и был рад видеть Чичикова. Он пообещал всё уладить быстро и без взяток, но попросил Чичикова остаться в городе на некоторое время. Советник же сообщил, что приобрёл крестьян без земли на вывод, в Херсонскую губернию. Будучи приятелем председателя, Чичикову пришлось выплатить самую малость пошлинных денег.

Глава восьмая

Покупки Чичикова стали главной темой разговоров во всём городе. Многие серьёзно обсуждали переезд новокупленных крестьян и давали советы Чичикову, как лучше всё обустроить. Все эти речи принесли слухи, будто бы он «миллионщик». Поэтому обыватели города полюбили его ещё душевней.

Особенно дамы города NN считали приезжего «не первым красавцем, но зато таковым, каким следует быть мужчине». В целом сами дамы города N были презентабельны, умели вести себя, поддерживать тон, соблюдать этикет, имели хороший вкус в одежде и строгий нрав, отличались приличием в словах и выражениях, а все их проделки оставались скрытыми.

Чичиков нашёл у себя сердечное письмо неизвестного автора, которое его изрядно заинтриговало. Придя на бал к губернатору, любимец пытался найти сочинительницу послания. Появление его на бале произвело настоящий фурор. Все хотели с ним поздороваться, обняться и поцеловаться. Чичикову нравилось повышенное внимание к своей персоне. Он так увлёкся разговорами с дамами, что запамятовал подойти прежде всего к хозяйке. Увидев губернаторшу с дочерью, Чичиков был ошарашен, так как это была та самая шестнадцатилетняя блондинка, которую он встретил по пути к Собакевичу.

Чичиков увлёкся дочерью губернаторши и надолго погрузился в задумчивость. Автор засомневался, присуще ли чувство любви Чичикову, так как дочь губернаторши напоминала ему игрушку, выделяясь прозрачностью и светлостью среди мутной толпы.

Всем дамам оказалось не по нраву такое обхождение Чичикова, и они стали говорить о нём неблагоприятным образом.

Произошла ещё одна неприятная неожиданность: Чичиков встретил Ноздрёва, который своими скандальными поступками и пьяными речами о покупке несуществующих крестьян приводил советника в неудобное положение, что заметно его расстроило. Он чувствовал себя не в своей тарелке и, не дождавшись окончания ужина, отправился к себе.

В своей комнатке он размышлял о балах и обижался на Ноздрёва, вымещая досаду на всей его родословной.

Тем временем, в город на непонятном экипаже приехала помещица Коробочка, обеспокоившаяся после отъезда главного героя, что её обманут.

Глава девятая

Глава начинается с того, как одна очень приятная во всех отношениях дама встречается со своей приятельницей. Они разговаривают о многих мелочах, моде и выкройках. Дамы сплетничали о приезжем. Одна из женщин рассказала историю помещицы Коробочки о якобы нечестной сделке с Павлом Ивановичем. Высказалось предположение, что покупка несуществующих крестьян необходима для прикрытия: Чичиков намерен увезти губернаторскую дочку. Ноздрёва дамы зачислили в сообщники Чичикова.

Пока дамы общались, в гостиную вошёл прокурор, и женщины наперебой начали описывать ему все события и свои догадки, что его совсем сбило с толку.

И всего за полчаса этим приятельницам удалось своими догадками и предположениями взбунтовать город: вопрос о деле главного героя волновал всех.

Город разделился на две половины :

  • женская половина общества обсуждала больше дело о краже девушки, сопровождая её всеми возможными и невозможными подробностями;
  • мужская - экономическую причину предмета обсуждения.

Слухи дошли до губернаторши, и это привело к тому, что нового любимца ни в какое время и ни под каким видом не пускали и не приглашали больше в гости.

Жители города задумались о том, кто же такой Чичиков, откуда он приехал и не был ли он разбойником. Страху добавил ещё и приезд нового генерал-губернатора и две бумаги о фальшивых деньгах и разбойнике без паспорта. Для решения этого вопроса было решено собраться у полицеймейстера.

Глава десятая

Обыватели города провели собрание у полицмейстера. Почтмейстер предположил, что Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин и кратко рассказывает об этом. Глава 10 включает «Повесть о капитане Копейкине».

Капитан Копейкин лишился правой руки и ноги во время военных действий двенадцатого года. Он отправился в Петербург просить финансовой помощи у государя, ведь работать как прежде, он уже не мог. Капитан был изумлён красотой Петербурга, он хотел снять квартиру, но это было страшно дорого. Копейкин ожидал приёма много часов, но генерал не смог решить вопрос капитана, сказал ожидать приезда государя. Так повторилось несколько раз, денежные средства капитана на еду подходили к концу.

Когда у него остался один рубль в кармане, капитан Копейкин надумал проникнуть в приёмную к генералу и стоять там до самого конца, пока государь не примет его. Генерал поручил фельдъегерю отвезти капитана на новое место, где он будет полностью под покровительством монарха. Капитан, обрадовавшись, отправился с фельдъегерем, но больше о нём ничего не известно.

Сделав анализ ситуации, все находящиеся объявили, что Чичиков не может быть капитаном Копейкиным, потому что у него все конечности в целости. Поэтому решили расспросить Ноздрёва, хотя хорошо знали, что тот лгун. Ноздрёв поведал много разных выдуманных историй и, увлёкшись, даже назвал приходскую церковь, где должны были повенчаться Чичиков со своей невестой.

Все поняли, что Ноздрёв говорит ерунду, и перестали его слушать. Эти слухи больше всего подействовали на прокурора, настолько, что тот умер.

Чичиков слегка простудился и не знал об этих разговорах Все чиновники отказывались принимать его. Ноздрёв появился в гостинице героя и рассказал обо всех слухах.

Бывший любимец впопыхах решил уехать из города.

Глава одиннадцатая

С самого утра всё было не в порядке: Чичиков проснулся позже, чем планировал, лошади были не подкованы, колесо поломано.

Отправившись в путь, ему встретилась погребальная процессия.

Далее, автор знакомит читателя с жизнью Чичикова до приезда в город. Родители были дворянами, лицом на них был непохож. Однажды отец забрал маленького Пашу в город к родственнице, чтобы отдать его в училище. Отец давал наставления сыну слушаться учителей и выслуживаться перед начальниками, друзей не заводить, а если заводить, то только богатых, деньги сохранять, ведь «всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

Особых талантов у Павлуши не было, но учился он прилежно. Он с юных пор понял, как увеличить достаток: продавал товарищам их же угощения, торговал пирожками с рынка в классе, приучил мышь показывать фокусы за плату.

Чичиков был любимцем учителей и начальников. Когда умер его отец, он продал двор за тысячу рублей и переехал в город заниматься службой. Нельзя было назвать Чичикова скрягой, им не владела скупость. Его привлекала жизнь в изобилии, он с трудом устроился в казённую палату с маленьким жалованием. Угождая своему начальнику и ухаживая за его дочерью, Чичиков резко пошёл вверх по служебному продвижению.

Он стал человеком заметным, даже вошёл в комиссию, направленную против взяточничества, хотя сам брал взятки. Когда там он потерпел фиаско, Павел Иванович занялся таможенным делом, где в короткие сроки получил повышение и чин. Однако и тут его взяли под суд и все его владения изъяли. Это он и называет «потерпеть по службе за правду».

Он занял звание поверенного и в очередной раз, когда ему пришлось сдать дом в заклад, передавая документы на крестьян в опекунский совет, Павел Иванович узнал, что выгодно иметь дело с умершими крестьянами, которые всё ещё числились по ревизии. Так у Чичикова зародилась мысль продавать несуществующие души в опекунский совет.

Том второй

Второй том сохранился частично . Он включает в себя четыре главы и «одну из последних глав».

Глава первая

Глава начинается изображением природы и угодий какой-то глуши, принадлежавшей Андрею Ивановичу Тентетникову, молодому неженатому барину тридцати трёх лет, который необдуманно проживал свою жизнь: просыпался поздновато, умывался долго, не был дурным человеком, а просто был «коптителем неба» или как автор его называет, «увалень, лежебока, байбак». Его деревня больше походила на неприступную крепость.

Далее следует история воспитания и детства Тентетникова: сначала казалось, что из него выйдет что-то путное, однако его честолюбие не было удовлетворено, и он сделался помещиком. После ряда неудавшихся реформ в поместье, он перестал принимать гостей и занялся сочинением о России.

По соседству с помещиком проживал генерал, который отзывался о Тентетникове неблагоприятно. Но у генерала была дочь Улинька, от которой молодой барин был без ума.

К Тентетникову приезжает немного постаревший Чичиков и, применяя своё умение находить подход к каждому человеку, остановился у помещика на некоторое время. Начав разговор о женитьбе Андрея Ивановича, хозяин рассказал свою историю отношений с генералом. Чичиков захотел засвидетельствовать почтение генералу.

Глава вторая

Через полчаса, проехав более 6−7 вёрст, Чичиков оказался в поместье генерал Бетрищева, который поразил его величественной внешностью, соединивший в себе множество преимуществ и слабостей. Генерал знакомит гостя со своей дочерью и приходит к выводу, что Тентетников не такой уж и глупый человек. Чичиков много подшучивал, чем заслужил благожелательное отношение генерала. Пользуясь случаем, Чичиков придумывает историю о старом дядюшке, который пообещал передать ему наследство при условии приобретения трёхсот душ. Чичиков просит генерала продать ему умерших. Генерал выполняет просьбу гостя, считая это розыгрышем.

Конец главы отсутствует .

Глава третья

Павел Иванович отправляется к полковнику Кошкарёву, одному из родственников генерала, чтобы сообщить о помолвке Улиньки с Тентетниковым. Но ошибочно приезжает к Петру Петровичу Петуху, которого видит абсолютно обнажённым во время охоты на осетра. Обнаружив, что имение в закладе, Чичиков вознамерился уехать, но познакомился здесь с помещиком Платоновым - светло-русым красавцем стройного роста.

Платонов страшно скучал и хотел бы немного встревожиться. Он рассказывает о способах преувеличения богатства, чем вдохновляется главный герой. Петр Петрович устроил удивительное гулянье по реке, а на следующий день Платонов и Чичиков отправились в путь.

По пути решили заехать к Константину Фёдоровичу Констанжогло, зятю помещика Платонова.

У полковника Кошкарёва тоже нельзя было никак извлечь выгоду, т. к. полковник хотел решать дело только письменно, что было сопряжено со многими трудностями. Сердитый Чичиков вернулся к Констанжогло и решает купить поместье его соседа - Хлобуева, который продаёт его за бесценок.

Глава четвёртая

Чичиков даёт аванс за имение, заняв сумму у Констанжгло и Платонова. Осматривая поместье, Хлобуев признался, что хлеб не сеял, однако же сделку о покупке поместья отпраздновали шампанским. Это удивило гостей. В доме ожидалось увидеть пустые комнаты, но они были обставлены предметами некоторой роскоши. Хлобуев планировал переехать в город, где у него был домишко.

Покинув поместье, советник задумался о своём приобретении, и у него промелькнула мысль перепродать его, если не получится вести хозяйство, и таким образом, не возвращать деньги заёмщикам. Они приехали в поместье Платонова, где совершилось знакомство с братом Платонова - Василием.

Здесь он узнаёт о помещике Леницыне, который захватил пустошь Платоновых. Чичиков отправляется к нему уладить это дело.

Чичиков заключает сделку по своему делу с Леницыным, покорив того способностью щекотать ребёнка. Повествование прерывается.

Одна из последних глав

Можно допустить, что с момента приобретения имения прошло время. Чичиков приезжает на ярмарку, чтобы купить сукно для нового костюма. Там он встречает Хлобуева, который недоволен обманом новоявленного помещика, из-за чего почти лишился наследства. В лавку ещё входит откупщик Муразов, недавний знакомый главного героя.

Муразов наставлял Хлобуева о том, как лучше прожить остаток жизни. Его слова заставили прослезиться старика, Хлобуев задумался. Муразов предлагает бывшему помещику быть сборщиком на церковь, и таким образом, узнать местность и край получше.

На Чичикова сыпятся доносы по разным поводам: на подложность завещаний, улики в покраже и в утаении сумм. Его арестовывают.

Муразов находит осуждённого в подвале. Чичиков признаётся, что попал сюда, так как не знал меры, не мог вовремя остановиться. Он рвёт на себе волосы и оплакивает лишение шкатулки с ценными документами: помещику не позволили распорядиться многими личными вещами, в том числе и шкатулочкой, где было всё его имущество, добытое потом и кровью, годами трудов и лишений. Муразов убеждает Чичикова жить справедливо, не нарушать закон и не обманывать людей.

Кажется, его слова побудили в душе Павла Ивановича мысль сделаться хозяином небольшой деревушки и копить деньги на помощь другим людям.

Чиновники, которые надеялись получить взятку от Чичикова, затрудняют решение дела. Главный герой покидает город.

Основной замысел поэмы

Даже ознакомившись с романом «Мёртвые души» в сокращении, можно сделать вывод, что автор показал широкую и правдивую картину жизни в России того времени. Произведение наполнено прекрасным живописным описанием природы, деревень и русской самобытности, а также показана алчность, скупость и желание лёгкой наживы, что привлекает огромный читательский интерес.

Главные темы произведения :

  • беззаконие, тирания и своеволие помещиков;
  • беднота и бесправие крестьян;
  • чиновничество, бюрократия, безответственность и наплевательское отношение;
  • взяточничество.

Исходя из аннотации к произведению, выходит, что в название поэмы автор вносит много смыслов :

  1. Крестьяне, которых уже нет в живых, но они ещё числятся по документам.
  2. Помещики, которые не заботятся о своей душе, руководствуясь низменными желаниями и проживанием жизни. У них душа мертва, так как не просит духовной пищи.

Разницы между живыми и мёртвыми нет. Продаются и мёртвые крестьяне, и живые помещики.

Идейный замысел и построение поэмы.

В своей «Авторской исповеди» Гоголь указывает, что на мысль написать «Мёртвые души» его натолкнул Пушкин. «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение, и, наконец, один раз после того, как я прочёл одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами вы-ставлят его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение.

Это просто грех!..», и, в заключение всего, отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мёртвых душ»... Пушкин находил, что сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Гоголь последовал совету Пушкина, быстро принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

Однако в процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова.

Такая широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами, позволяющими писателю многообразно выявлять своё отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой.

Но Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а к третьему он и не приступал.

Причина неудачи была в том, что Гоголь искал положительных героев в мире «мёртвых душ» - представителей господствовавших в то время общественных слоев, а не в народном, демократическом лагере.

Белинский ещё в 1842 году предсказал неизбежность неудачи Гоголя в осуществлении подобного замысла. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет ещё на свете», - писал он.

Дошедшие до нас главы второго тома «Мёртвых душ» подтверждают справедливость мыслей Белинского. В этих главах есть блестяще написанные образы, родственные помещикам первого тома (Пётр Петрович Петух, Хлобуев и др.), но положительные герои (добродетельный генерал-губернатор, идеальный помещик Костанжогло и откупщик Муразов, «самым безукоризненным путём» наживший свыше сорока миллионов) явно не типичны, жизненно не убедительны.

Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» - предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.

Образы чиновников

Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку. Гоголь даёт эти главы в определённом порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава) сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва (IV глава) - прижимистый Собакевич (V глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения.

Картина экономического распада барщинного, натурального хозяйства в имениях Манилова, Ноздрёва и Плюшкина нарисована живо и жизненно убедительно. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.

С ещё большей выразительностью в «портретных» главах дана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз, Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от нее - к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее - к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества - «прорехе на человечестве» - Плюшкину ведёт нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение и разложение представителей

Так поэма превращается в гениальное обличение крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость время вершителем судеб государства. Это Идейная направленность поэмы раскрывается прежде всего в системе её образов.

Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Раньше он «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город... чтобы увидеться с образованными людьми».

На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «полупросвещённой» среды.

Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая об его отношении к хозяйству и о времяпрепровождении, рисуя приём Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчёмность этого «существователя».

Писатель подчёркивает в характере Манилова две основные черты - его никчёмность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов.

Хозяйством он не занимался" всецело передоверив его приказчику. Он даже не мог сказать Чичикову, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Его дом «стоял одиночкой на юру, т. е. возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова только «пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины». А в его деревне нигде не было «растущего деревца или какой-нибудь зелени».

О бесхозяйственности, непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей»; «щегольской подсвечник из тёмной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ним помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале».

Немудрено, что у такого «хозяина» «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время».