Чернобыль боль 30 лет сценарий. Учительские университеты

КГУ "Бескарагайский колледж" УО ВКО
Преподаватель НВП и ФК: Кабакова Анна Сергеевна
Преподаватель химии и биологии: Лапа Наталья Владимировна

Сценарий внеклассного экологического мероприятия
«Чернобыль: 30 лет спустя»

Цель: - показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС;
- формировать чувства ответственности по отношению к окружающей природе и патриотизма;
- развивать мышление, умение пользоваться литературой для нахождения фактов, умение вести монологическую речь перед аудиторией.
- формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии.

Педагогические задачи:
-способствовать воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе;
-развить позитивную активную жизненную позицию;
-способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

Оборудование: проектор, выставка книг, журналов, рисунков по данной теме, фотографии чернобыльских пожарных ставших первыми жертвами аварии, презентация, цветы, зажженные свечи.

(На фоне слайд №1.Звучит мелодия. Выход ведущих.)

Вед 1: Добрый день, дорогие друзья, преподаватели, мастера, ребята!
Вед 2: Добрый день Уважаемые гости!
Вед 1: Особый повод собрал нас в этом зале.
Вед 2: 30 лет назад, 26 апреля 1986 года в 1 ночи 23 минуты на 4 энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая в истории мировой атомной энергетики авария, Катастрофа современности, повлекшая многочисленные человеческие жертвы, радиоактивного загрязнения территории Украины, Беларуси, России.
Вед 1: Мера ужаса для нас – война. Чернобыль – страшнее. Это война с незримым противником. Война без стрельбы и пуль.

(на фоне слайд №2)

Вед 1: Чернобыль - небольшое милое провинциальное украинское местечко, утопающее в зелени. Летом здесь любили отдыхать киевляне, москвичи, ленинградцы. Готовили на зиму соленья и варенья, собирали грибы, загорали на ослепительных чистых песчаных берегах Киевского моря, ловили рыбу. Казалось, что удивительно гармонично и нераздельно ужились здесь красота природы и упрятанные в бетон четыре блока АЭС.

(на фоне слайд №3)

Вед 2:Слово «чернобыль» по-украински означает «полынь». Древний Чернобыль дал своё горькое название мощной АЭС, строительство которой было начато в 1973 году. В 1983-м работали четыре энергоблока мощностью 4 млн кВт. Главной столицей энергетиков стал молодой, бурно развившийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 км к северо-западу. Своим появлением город обязан сооружению здесь ЧАЭС имени В.И.Ленина.

(на фоне слайд №4)

Вед 1: Начальные страницы летописи трудовой биографии Припяти написаны 4 февраля 1970 года, когда здесь строителями был забит первый колышек и вынут первый ковш земли. Средний возраст жителей составлял 26 лет. Но слишком короткой оказалось жизнь этого города. Он погиб в страшную ночь с 25 на 26 апреля 1986 года. А сейчас всё внимание на экран

Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с начала до 3мин.47с.

Чтец:
Бедой развален и убит,
Он не был к ней готов.
Ещё не веря, он стоит,
Не плача и без слов.
Ещё не зная, что же там
Тогда произойдет,
И что на смену всем словам
Судьба преподнесет.

(слайд №7, 8,)

Вед 2: На Чернобыльской АЭС готовились к остановке четвертого энергоблока из-за планово-предупредительного ремонта. Во время остановки предполагалось провести испытание с отключенными защитами реактора в режиме полного обеспечения оборудования АЭС. Стали останавливать энергоблок, постепенно снижая мощность реактора. Была отключена система аварийного охлаждения реактора – это и стало одной из грубейших роковых ошибок. Произошел взрыв.

(слайд №9)

Вед 1: Реактор четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС выбросил в атомосферу 50 тонн испарившегося топлива. В результате зараженными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные и люди, получившие очень сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.
Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 6мин.16с. до 10 мин.40с

(слайд №10)

1.Четвертый реактор – он дьявольски вздрогнул раскатом.
Замрите, народы! Прощайте, друзья и семья…
Кто в пекло шагнул – как на дот, навалился на атом,
Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

(слайд №11)

2.Кто в пекло шагнул, тот не думал о смерти и славе,
Он думал о жизни – и только о ней.
Поэтому вишни цветут окрыленно в Державе,
И дети играют под солнечным пологом дней.

(слайд №12)

3.Молчание давит, глядят сиротливо криницы,
Пустынны поля – это все наяву, а не сон.
Четвертый реактор – святые бесстрашные лица,
Им, нас защитившим, живым и погибшим поклон.

4.Народную боль не заносят в ученые акты.
Мы атом сегодня в той схватке осилить смогли.
Пускай человечество помнит четвертый реактор.
Но если забудет!..

(на фоне поочередно перелистываются слайды №13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22)

Вед 2: Тысячи людей приняли участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной реакции, не считаясь с риском для здоровья. Из них 100 тысяч стали инвалидами, более 50 тысяч умерли.
Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 12 мин.по 14мин.10с.
Вед 1: В зону заражения попала огромная территория, на которой проживало 17 млн. человек. Сейчас в зоне жёсткого радиационного контроля проживают около 1 млн. человек. Большому количеству людей в результате этой аварии пришлось покинуть свои дома и населённые пункты. В общей сложности было эвакуировано более 100 тысяч человек.

Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 15мин.30с.по 16мин.

(На фоне слайд №22, 23)

Вед 2: Тщательное расследование причин катастрофы на Чернобыльской АЭС, произведённое специалистами, показало, что приведшим к аварии, были действие операторов, грубо нарушивших эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. В ноябре 1986 года аварийный блок изолировали.
Вед 1: Человек и природа- это единое целое. Разрушая природу, человек убивает себя. Природа не прощает халатного отношения. Не прощает ошибок и промахов. Наша Земля неизлечимо больна. Многие исследователи и учёные считают, что всего 30 лет отведено нам, чтобы изменить своё отношение к природе.
Видеоролик: «Техника» с начала до 1 мин
Вед 2:Земля…В этом коротком слове - история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека в земле. Никто не мог победить легендарного Антея, пока он касался земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от неё, и он погиб. Этот миф – завещание потомкам – хранить связь с землёй и охранять её.

Видеоролик: «Чернобыль 30 лет спустя» 5 мин.

Слайд с изображением ликвидаторов аварии с №25 - 30

Вед 1: Четвёртый реактор – святые бесстрашные лица. Им, нас защищавшим, живым и погибшим, низкий поклон. Пускай человечество помнит тех, кто погиб в самой страшной катастрофе XX века.
Чтец 1:
Прости, земля, прости, прости, прости…
Мы, люди, так тебя обидели,
Груз совести за это нам нести:
На многое смотрели..и не видели.
Чтец 2:
Мы думали тогда- так было надо:
Мы рьяно жгли, сушили и рубили,
И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля- на гниль и пыль сменили.
Чтец 3:
Для дружбы, для улыбок и встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Чтец 4:
Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Вед 2: Этот день мало похож на праздник, эта дата скорее заставляет нас в суматохе повседневной жизни остановиться и задуматься…
Вед 1: О Чернобыле, в сущности, знать и помнить нужно немногое: жить так, чтобы не оставлять за спиной руины и мёртвые города.
Вед 2: И если мы в какой-то момент забудем о тех, кто собою отодвинул не случившееся, вряд ли судьба простит нам эту забывчивость.
Вед 1: Ведь Чернобыль стал вселенским предупреждением. И хочется, очень хочется, чтобы мы помнили… В память о погибших в радиационных авариях и катастрофах объявляется минута молчания.

(слайд №31)

(Минута молчания.)

Литература:
1. Валерий Убиенных “Стихи о Чернобыле”.
2. Статья “Об аварии на Чернобыльской АЭС”.
3. Любовь Сирота “Поэтический альбом “Ангелу Припяти”.
4. Поэтический сборник “Чернобыльская быль”.
5. Стихи детей Чернобыля.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.Кирилл и Мефодий, 2002.

Интернет ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.krasnogorsk.ru
3. http://falangel.narod.ru
4. http://www.chornobyl.ru
5. http://www.chnpp.gov.ua
6. http://old.izvestia.com.ua
7. http://goroda-prizraki.narod.ru
8. htt://www.souzchernobyl.ru

Ведущая: 25 лет назад, 26 апреля 1986 года примерно в 1:24 ночи на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода, и.т.д.
Чернобыльская АЭС расположена на территории Украины вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и в 110 километрах от Киева.
Линейку, посвященную памяти жертвам Чернобыльской АЭС позвольте считать открытым.
Памяти жертвам Чернобыльской АЭС посвящается.
(Монтаж - О чернобыле…)

1.Двадцать шестого апреля
Мирно спала вся страна.
Атом взбесился,
Ввысь устремился
И началась с ним война. (Владимиров Женя)

2.Люди со смертью играли
И не щадив живота
Долг выполняли, жизнь сокращали.
Такою реальность была. (Михайлов Андрей)

3.Многие умерли в муках,
Много страдает еще,
Многие ждут своей участи,
Но их не вспомнит никто.
Ну, что ж и на этом спасибо.
Что душу бередите нам.
Чернобыльцы, дольше живите.
Здоровья и радости Вам. (Демчук Александр)
Ведущая: Ребята, я предлагаю вам познакомиться с некоторыми событиями, происходившими в то далёкое страшное утро 26 апреля 1986 года. Итак, первое сообщение сделает Чернышова Виктория.

Первое сообщение: Хронология событий

На 25 апреля 1986 года была запланирована остановка 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС для очередного планово-предупредительного ремонта. Во время таких остановок обычно проводятся различные испытания оборудования, проводящиеся по отдельным программам. Это были уже четвёртые испытания режима, проводившиеся на Чернобыльской АЭС. Первая попытка в 1982 году не совсем удачной, последующие испытания, проводившиеся в 1983, 1984 и 1985 годах также, по разным причинам, заканчивались неудачно.
Однако в течение почти всего времени эксперимента поведение мощности не внушало опасений.

В 1:23 ночи зарегистрирован сигнал аварийной защиты В следующие несколько секунд системы вышли из строя.

По различным свидетельствам, произошло от одного до нескольких мощных ударов (большинство свидетелей указали на два мощных взрыва) 1:25 реактор был полностью разрушен.

Ведущая: « Я ВНОВЬ ИДУ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ДОРОГОЮ»,
Читает Плетникова Галина.

Кто мог из нас забыться тишиной,
Кому тревогой сердце не коробило,
Когда холодный ветер в час ночной
Повеял черной былью из Чернобыля?!
В ту ночь каштанов киевских ряды,
Едва в листве свои соцветья выпятив,
Под налетевшим облаком беды
Задумались о городке на Припяти.
Не знал такого Киев никогда,
Отмеченный в веках рубцами датами.
Негаданная вырвалась беда,
Таинственно скопившаяся в атоме.

Ведущая: Второе сообщение о причинах аварии сделает Крамичева Анна.

Причины аварии и расследование
Государственная комиссия, сформированная в СССР для расследования причин катастрофы, возложила основную ответственность за катастрофу на оперативный персонал и руководство Чернобыльской АЭС. Для исследования причин аварии создало консультативную группу. В своём отчёте 1986 годa утверждалось, что авария явилась следствием маловероятного совпадения ряда нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом, катастрофические последствия авария приобрела из-за того, что реактор был приведён в нерегламентное состояние.

Однако в 1991 году комиссия Гос атом надзора СССР заново рассмотрела этот вопрос и пришла к заключению, что «начавшаяся из-за действий оперативного персонала Чернобыльская авария приобрела неадекватные им катастрофические масштабы вследствие неудовлетворительной конструкции реактора». Кроме того, комиссия проанализировала действовавшие на момент аварии нормативные документы и не подтвердила некоторые из ранее выдвигавшихся в адрес персонала станции обвинений.

Реактор не соответствовал нормам безопасности;
. низкое качество регламента эксплуатации в части обеспечения безопасности;
. неэффективность режима регулирования и надзора за безопасностью в ядерной энергетике;
. отсутствовал эффективный обмен информацией по безопасности как между операторами, так и между операторами и проектировщиками;
. персонал допустил ряд ошибок и нарушил существующие инструкции и программу испытаний.

Ведущая: Стихотворение о Чернобыле читает Чижикова Светлана.

Чернобыль… Одного хватает слова -
И сердце, как болезненный комок,
Сожмется, ожидая вести новой,
И горькой пылью пахнет ветерок.
И не со звезд небесных боль упала,
И не на твердь бесчувственных камней -
А в грудь земли проникла злым запалом
И вероломно поселилось в ней.

Ведущая: Третье сообщение о последствиях аварии.
Зачитает Сарина Елизовета

Последствия аварии

Непосредственно во время взрыва на четвёртом энергоблоке погиб только один человек (Валерий Ходемчук), ещё один скончался утром от полученных травм (Владимир Шашенок). Впоследствии, у 134 сотрудников Чернобыльской АЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение следующих нескольких месяцев.

В 1:24 ночи на пульт дежурного СПЧ-2 по охране Чернобыльской АЭС поступил сигнал о возгорании. К станции выехал дежурный караул пожарной части Из Припяти на помощь выехал караул 6-й городской пожарной части Руководство тушением пожара принял на себя лейтенант Правик. Его грамотными действиями было предотвращено распространение пожара. Были вызваны дополнительные подкрепления из Киева и близлежащих областей. Из средств защиты у пожарных были только брезентовая роба, рукавицы, каска.. К 4 часам утра пожар был локализован на крыше машинного зала, а к 6 часам утра был затушен. Всего принимало участие в тушении пожара 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Наличие высокого уровня радиации было достоверно установлено только к 3:30, так как из двух имевшихся приборов на 1000 рентген в час один вышел из строя, а другой оказался недоступен из-за возникших завалов. Поэтому в первые часы аварии были неизвестны реальные уровни радиации в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора.
В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не осознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Для этого требовалось вести работы в зонах с высокой радиацией. Эти усилия оказались бесполезны, так как и трубопроводы, и сама активная зона были разрушены. Другие действия персонала станции, такие как тушение очагов пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва, напротив, были необходимыми. Возможно, они предотвратили ещё более серьёзные последствия. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные.

Ведущая: Ещё стихотворение о Чернобыле читает Федосеева Катерина

Солнца диск упал за горизонт,
Ночь свои чернила разливала,
Смерти свет неуловим, как сон,
Нас накрыло смерти покрывало.

Пожелтевший лес и желтый знак -
На обочину сходить не стоит,
Первомая выгоревший флаг.
Нас запишут, может быть, в герои.

Зреют груши, яблоки в саду,
Чтоб упасть в поднявшийся сорняк,
Красота, но чувствуешь беду,
И замки, замки на всех дверях.

Гул моторов через копачи,
Вот он, вот последний поворот.
Впереди огонь горит в ночи…
Кто живой? Никто не разберет.

Ничего теперь не изменить,
Нет секунд на краткий перекур,
Мы сумеем атом укротить -
Жаль, что горя много на веку.

Что такое двадцать пять рентген?
Что такое стронций, цезий, йод?
Это все узнаем мы потом,
А сейчас приказ идти вперед!

Информирование и эвакуация населения

Ведущая: Вот такие вот страшные события разворачивались 25 лет назад на Чернобыльской АЭС. Но первое официальное сообщение было сделано по телевидению 27 апреля. В довольно сухом сообщении сообщалось о факте аварии и двух погибших, об истинных масштабах катастрофы стали сообщать позже.

После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация города Припять, которая была проведена 27 апреля. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-километровой зоны. Запрещалось брать с собой вещи, многие были эвакуированы в домашней одежде. Чтобы не раздувать панику, сообщалось, что эвакуированные вернутся домой через три дня. Домашних животных с собой брать не разрешали.
Для координации работ были также созданы республиканские комиссии в Белорусской, Украинской ССР и в РСФСР, различные ведомственные комиссии и штабы. В 30-километровую зону вокруг ЧАЭС стали прибывать специалисты, командированные для проведения работ на аварийном блоке и вокруг него, а также воинские части, как регулярные, так и составленные из срочно призванных резервистов. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 000 человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие годы) составило около 600 000.
Во всех сберкассах страны был открыт «счёт 904» для пожертвований граждан, на который за полгода поступило 520 миллионов рублей. Среди жертвователей была Алла Пугачёва, давшая благотворительный концерт в Олимпийском и сольный концерт в Чернобыле для ликвидаторов.

В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн га земель.
Вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов.
Загрязнению подверглось более 200 000 км² - это примерно 70 % на территории Белоруссии, России и Украины. Радиоактивные вещества распространялись в виде аэрозолей, которые постепенно осаждались на поверхность земли.
Наибольшие дозы получили примерно 1000 человек, находившихся рядом с реактором в момент взрыва и принимавших участие в аварийных работах в первые дни после него. Эти дозы варьировались от 2 до 20 грэй (Гр) и в ряде случаев оказались смертельными
Во многих случаях лучевая болезнь осложнялась лучевыми ожогами кожи, вызванными β-излучением. В течение 1986 года от лучевой болезни умерло 28 человек Ещё два человека погибло во время аварии по причинам, не связанным с радиацией. В течение 1987—2004 года умерло ещё 19 человек.
Наблюдение за большой группой ликвидаторов, проведённое в России, выявило увеличение смертности на несколько процентов. Среди 600 000 человек, подвергшихся наибольшим дозам облучения, смертность от рака составляет примерно четыре тысячи человек.
Различные общественные организации сообщают об очень высоком уровне врождённых патологий и высокой детской смертности в загрязнённых районах.
В некоторых наиболее сильно загрязнённых районах в Белоруссии и на Украине отмечено увеличение смертности.
Ликвидаторы и жители загрязнённых областей подвержены повышенному риску различных заболеваний, таких как лучевая болезнь, онкология, катаракта, сердечно-сосудистые заболевания, снижение иммунитета, у детей синдром Дауна и.т.д.
Уважаемые педагоги и ребята, об этом надо знать и помнить.
Предлагаю почтить минутой молчания всех погибших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

За этими воротами начинается земля, на которой по сей день остаются следы катастрофы на Чернобыльской АЭС. Фото Reuters

Обозреватель «НГ» побывал в 30-километровой зоне отчуждения, образованной после крупнейшей техногенной аварии XX века, произошедшей на Чернобыльской АЭС. Увидел своими глазами, что происходит сейчас в вынужденно выселенных деревнях. Здесь, пожалуй, как нигде ощущаешь, что 26 апреля 1986 года «мирный атом» в этих местах действительно вошел в каждый дом... И «не выйдет» еще очень-очень много лет - долгие века…

Периметр, за которым в иных местах пластами лежат и фонят цезий и стронций, носит название «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник» (ПГРЭЗ). Сотрудники работают в заказнике вахтовым методом дней по 10–12. Путь к полевому штабу ПГРЭЗ лежит через выселенную, некогда зажиточную по советским меркам деревню Бабчин. До реактора от нее по прямой километров 60. Давно нежилые дома 728 живших здесь человек в удручающем упадке и едва видны за оккупировавшими их кустарниками и вымахавшими за 30 лет выше крыш деревьями во дворах и огородах.

В домике КПП нам выдали специальную камуфляжную форму. Пока ждали государственного секретаря Союзного государства (СГ) Григория Рапоту, прошлись по безлюдному, давно оставленному селению. Что особенно защемляло сердце, так это попадающиеся там и сям детские игрушки… А вот школа. Добротная она была в Бабчине. Располагалась в небольшом кирпичном здании культурного наследия – фольварке конца XIX века (это небольшая одноэтажная усадьба, в которой жил тогдашний местный богатей).

Обхожу класс за классом. На полу, по партам – «дочернобыльские» газеты, учебники, детские рисунки, стенгазеты, листы гербария, настенные карты, счеты, портреты писателей… пластинка с патриотической песней… экзаменационный билет с химическими формулами: нет, не «про» цезий и стронций… На стенах много записей «от» учителей и учеников, спешно уехавших отсюда в апреле-мае 1986-го и, очевидно, как-то побывавших здесь в 1990-х, в нулевых: писали еще сохранившимися на классных досках мелками…

Таких деревень и поменьше здесь, на площади в 2161 кв. км (1% от всей территории Беларуси), было 92, а населяло их более 22 тыс. жителей. Как пояснил «НГ» заведующий лабораторией спектрометрии и радиохимии Вячеслав Забродский, Бабчин и другие населенные пункты оказались тогда под атакой нескольких изотопов плутония: «Один из них, плутоний-239, разлагается свыше 24 тыс. лет…» Можно вообразить, как некий доисторический «Чернобыль» рванул более 240 столетий назад – в эпоху, когда кроманьонцы только овладевали методами получения огня, – и вот в наши дни настал час «не собирать» плутоний…

Директор единственного в мире заповедника в своем роде Петр Кудан рассказал, что из-за безлюдья в радиационных лесах, коими покрыто более половины площади заповедника, расплодилось множество зверья, птиц и всяких гадов. Они все активнее обживают и давно ставшее бесхозным человеческое жилье. Из «новичков» с северов пожаловали бурые медведи. А с Украины в запретную зону потянуло лошадей Пржевальского, которых туда некогда завезли с Северного Кавказа. На шутку, что «даже и они бежали от политики киевских властей и зашкаливающего фона национализма и русофобии в стране», сотрудники, улыбнувшись, ответили, что все гораздо прозаичнее: эти экзотические для Беларуси непарнокопытные дали деру от браконьерства, которое распространилось в последние годы в украинской зоне отчуждения.

Экзотика экзотикой, а в ПГРЭЗ вот уже 20 лет как занимаются разведением и своих племенных лошадей, в том числе и русской рысистой. На пастбище за оградой нам показали практически весь большой табун. В нем было много жеребят. Вряд ли кто-то заметил, что среди этих буцефалов и саврасок затесался какой-нибудь мутант в виде единорога, кентавра или тем более пегаса. Культивируют в зоне и зубров, завезенных из Беловежья, их выводок тоже с каждым годом увеличивается: было 16 особей, ныне – 116.

Кроме того, разбит в зоне и экспериментальный сад, проводятся исследования на пчелопасеке. Причем мед уже продают населению – разумеется, после тщательнейшей проверки в лаборатории. Пару пчел обозреватель «НГ» тоже наблюдал. Для верности показал коллегам. Насекомые были опять же не из того анекдота, в котором один рыбак сказал другому на Припяти: «Ой, мне комар руку откусил!»

От местных чиновников услышал, что зону отчуждения, возможно, сделают более доступной для посещений не только журналистов. Это наверняка привлечет туристов и будет способствовать снижению радиофобии среди населения. Пока же в заказник пускают только некогда живших здесь людей и только раз в год, в Радуницу – навестить погосты, могилки поправить...

А в непосредственной близости от чернобыльского саркофага с белорусской стороны, километрах в 13–14, в бывшей деревеньке Масаны с 1994 года действует научно-исследовательская станция. На ней круглосуточно дежурят два сотрудника ПГРЭЗ, которые изучают влияние радиационного фактора на флору и фауну в условиях всех тутошних особенностей ландшафта, включая реку и болото. В этой точке один из самых высоких уровней радиационного загрязнения не то что в зоне, а и на целой планете! Возле одного погибшего дубка, где выпал весьма весомый урановый «подарочек», фонит на 15 000 мкР/ч – здешний рекорд. Для сравнения: в Бабчине радиометр показывал 53 мкР/ч (при считающемся безопасным уровне радиации до 50 мкР/ч). Но нас успокоили, что «все под контролем», мы здесь ненадолго, и «светиться» никто не будет.

С 30-метровой вышки за лесами-долами просматривается «гроб» 4-го реактора. Вокруг него тоже на долгие века, если можно так скаламбурить, поселилась безжизненность, естественно разрушаются два больших брошенных зараженных города – Припять и Чернобыль. А внизу, рядом с кирпичной полуразрушенной скотной фермой находится радиационный могильник «того самого года» (в Беларуси из 87 пунктов захоронений отходов дезактивации 80 находятся именно в Гомельской области). В нем покоятся обломки вертолетов, с которых 26 апреля 1986 года забрасывали реактор свинцовой смесью, дабы заглушить его ядерное «пыхтение»…

А ведь люди селились в этих благодатных местах начиная с каменного века (в свое время близ деревни археологами были найдены две стоянки древнего человека). Письменные источники упоминают Масаны с XVI столетия. А 22–23 мая 1943 года гитлеровские каратели убили здесь 204 местных жителя, деревню сожгли, как Хатынь; еще 29 масанчан пали на фронте. Войну люди пережили, а чернобыльский «взбунтовавшийся» плутоний им такого шанса не дал…

В «Доме проживания вахтового персонала» поинтересовался у 30-летнего «станционного смотрителя», а не влияют ли все эти «микрорентгены в час» на него как на мужчину? Он бодренько ответил, что давно женат, у него двое детей (старшая в этом году в первый класс пойдет). И, увидев заходящего в горницу кота, добавил с юморным намеком: «А март месяц давно прошел». Посмеялись.

После зоны отчуждения в Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека, что в Гомеле, задал директору Александру Рожко, вопрос об уровне сотрудничества белорусских и украинских медиков по чернобыльской теме. Доктор медицинских наук деликатно дал понять, что в Украине и при прежних-то властителях и близко не было всего того, что за 30 лет наработано в Беларуси, а уж сегодня… «К нам японцы куда больше за опытом обращаются, чем наши соседи, которые нам откровенно завидуют», – пояснил он.

А вот, кстати, туристические тропы в безлюдные и разграбленные мародерами (этим никакие тысячелетние полураспады не страшны!) города Припять и Чернобыль давно проложены. Украинские турфирмы завлекают туда экстремалов-путешественников: «Опыт экскурсий с первых месяцев Чернобыльской аварии… абсолютная радиационная безопасность… захватывающий вид на Зону с высоты птичьего полета…» Будто 26 апреля 1986 года на ЧАЭС не трагедия разыгралась, а пышный фейерверк происходил… и не ураны, цезии да плутонии с неба сыпались, а долгожданный ливень в засуху поля и леса орошал.

Гомельская область – Москва

Сценарий мероприятия посвященный чернобыльской трагедии

Методическая разработка

Из опыта работы учителя Т.А. Стоцкой


В процессе обучения раздела биологии - экологии я, как учитель, не могу не рассказать ребятам о страшной Чернобыльской катастрофе и о ее пагубном влиянии на биосферу. Это возможно на уроке по теме «Экологические факторы» в 11 классе, при изучении темы «Биосфера. Охрана биосферы». Кроме того, мне удалось побывать в мертвой зоне, в деревне Журба через 20 лет после случившегося и стать очевидцем последствий катастрофы. Учащиеся обычно задают много вопросов по этой теме. Исследования по данной теме становятся реферативными работами к обобщающему уроку. В итоге накопилось много детских работ, в которых ученики выясняют причины, последствия, прогнозы данной техногенной катастрофы. Авторы работ учатся анализировать ситуацию и синтезировать факты в итоговую работу по теме.

В работе «Чернобыльская катастрофа. 10 лет спустя» ученица М. Землякова пишет:

«Согласно официальным оценкам трёх стран (республики Белоруссии, России, Украины), от чернобыльской катастрофы, так или иначе, пострадали более 9 миллионов человек. В РСФСР подверглись загрязнению 16 областей и одна республика.

В работе «Исследование причин и последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» ученик Д. Мантула пишет о расследовании причин: «Уверен, что ни в какой стране мира, кроме нашей Родины, нет такого количества бесстрашных и отзывчивых людей, готовых по зову сердца уйти с обжитого места, от семьи, рисковать здоровьем для того, чтобы найти причину ядерной катастрофы и сделать так, чтобы подобное никогда не повторилось».

В работе «Чернобыльская катастрофа – 20 лет спустя», В. Кучеренко анализирует проблему и приводит примеры альтернативных источников энергии. Но вводить их в жизнь в нашей стране непросто вследствие недостаточного финансирования. Кроме того, тема Чернобыля может быть актуальной для классных часов «День памяти Чернобыля». В данной работе представлен сценарий для учащихся 7-9-х классов «Героям Чернобыля посвящается!».

Мне он показался интересным, дети его слушают особенно тихо, с замиранием сердца. Благодаря стихам, он эмоционально насыщен и легче воспринимается детскими душами.

Последние годы это мероприятие стало общешкольным и проходит ежегодно 26 апреля в день памяти Чернобыля. Готовят мероприятие ученики 11 класса для учащихся 7-9-х классов.

Целью этого мероприятия является развитие экологического мышления, которое вырабатывает ответственность за совершаемые поступки, и чувство патриотизма, долга перед Родиной.


Вступительное слово учителя

26 апреля 1986г. в городе Чернобыле на планете Земля произошла катастрофа, которая потрясла мир своими масштабами в пространстве и во времени и была названа Чернобыльская трагедия. Чернобылем, древние славяне называли полынь самую горькую траву, да и в слове «Чернобыль» вам слышится черная быль. Об этой трагедии и людях, закрывших нас своей жизнью, мы расскажем вам сегодня.

26 апреля в 01час 23 мин. 40сек. Во время испытательных работ на ЧАЭС 187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Ценная реакция должна была прерваться. Однако через 3 сек. зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощностей реактора, росту давления. А еще через 4 сек. глухой взрыв, сотрясающий все здания. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути.


Ученик: Взметнулся в небо столп огня, И взрыв разбрызгал блока глыбу, Застыла в ужасе Земля, Бедой поднятая на дыбу.

Учитель: с крыши 4-го энергоблока как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались разноцветными искрами и падали в разных местах. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную дугу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких, мелких капель. На территории ЧАЭС люди перешагивали через обломки, позже из-за высокого уровня радиации там не могли пройти даже роботы: «сходили с ума». А в это время внутри работали люди. Крыши нет, часть дома разрушена, погас свет, отключен телефон. Рушатся перекрытия, дрожит пол. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Всюду течет горячая, радиоактивная вода.


Ученик: Огонь и мрак – невидим враг, До смерти шаг – потом бессмертие. Ни перестрелок, Ни атак, но жить лишь так, Ценою смерти.
По абзацу читают старшеклассники:

1-й ученик : В 1 час 26 мин, через 3 мин. после случившегося, сработала пожарная сигнализация. А еще через 2 мин. прибыл дежурный караул станции и по тревоге прибыли пожарные из города Припять. Началась страшная борьба с огнем. Руководил тушением 23-летний лейтенант Виталий Кибенок со своими товарищами. Виталий был старший по должности и званию в своей бригаде пожарников.

2-й ученик: Уровень радиации был неизвестен, но и без дозиметра лейтенант понимал, что уровень радиации выше нормы. Он имел право отдать приказ своему караулу отступить и ждать подкрепления, но беда могла перерасти в еще большую катастрофу. Подхватив пожарный ствол, Правик повел своих ребят на ревущее пламя крыши третьего энергоблока на 30-ти метровую высоту. Ни один не остался в замешательстве. Зная, на что идут, они пошли все без исключения.

3-й ученик: В это время прибывает на пожар Иван Бутрименко со своей командой пожарников из соседнего города. Ему тоже 23 года, он однокашник Кибенка, не медля, бросился на помощь своему товарищу.

4-й ученик: А в это время огонь был уже на крыше машинного зала. Шла 6-я мин. тушения пожара. И тут внимание его привлекли куски белого вещества, беспорядочно разбросанного по крыше. Это вещество мерцало бледным светом, а вокруг него все плавилось и дымилось. Куски было решено немедленно сбрасывать с крыши. Он подал пример и тут же прожег свои испытанные огнем рукавицы, которые должны защитить о любого огня. «Графит», - сообразил он не сразу. Графит был до бела раскален, его температура свыше 100 градусов, радиоактивен.

5-й ученик: Крыша плыла под ногами, плавилось и плыло бетонное покрытие верха машинного зала. Раскаленная масса залила сапоги, обжигая ноги. Через 7 мин. после аварии руководство тушением принял майор Леонид Телятников, командир пожарной части. Он находился в отпуске, но, узнав о пожаре, примчался немедленно. Телятноков забрался на уцелевшую крышу, увидел всю страшную картину. Отступить, означало подставить людей под угрозу, предать, остаться – значит спасти их ценой собственной жизни. Он остался.

6-й ученик: Борьба со стихией шла на высоте 27-70 метров. А внутри помещения 4-го энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. Через 10-15 мин. борьбы людям становилось плохо. Их тошнило, кружилась голова, но они не уходили с места борьбы. У них уже проявлялись симптомы острой лучевой болезни. Самым обессиленным Виталий Кибенок приказывал отступить, но это был единственный приказ, который никто не желал выполнять. Падали на колени люди, но поднимались вновь и шли в атаку на огонь.

7-й ученик: 2 часа 10мин. – сбит огонь на крыше машинного зала, но продолжает гореть крыша реакторного зала.

2 часа 30мин. – подавлен огонь на крыше реакторного отделения.

На третьем часу пожара адский жар заставил снять маски, плавилась обувь, одежда пожарников, руки покрывались ожогами, но еще страшнее была радиация – это невидимый страшный враг, который проникает внутрь, отравляет организм и порожает его страшной болезнью. Все пожарники были очень молодыми людьми. В среднем им было 25 лет. Санитарные машины увозили пожарников с объекта, но другие продолжали тушить, пока страшная радиация не выводила из их строя.

8-й ученик: Приехали пожарные из Киева и других областей Украины. Огонь не должен был распространяться на другие энергоблоки Чернобыльской АЭС.

Пожар надо было остановить, и люди остановили его.

4часа 50 мин. – огонь в основном локализован.

6 часов 3 мин. – пожар ликвидирован.

Наступило утро 27 апреля. Это было воскресное утро. Весна на Украине, а потому люди с утра занимались посевными работами. По улицам из воды, используемой для пожара, побежали ручьи. Началась дезактивация. Сотни пожарных поливали все мыльной водой, поэтому ручьи текли мыльные, а вездесущие мальчишки бегали босиком по лужам и пускали кораблики, не понимая, как опасны были эти лужи. В городе ездил транспорт, народ отдыхал, крестьяне сеяли. Это был самый обычный воскресный весенний день на Украине, теплый и солнечный. И никто не знал, какая опасность грозила им. И никто не знал, что страшный невидимый враг – радиация проникает всюду с воздухом, с водой! А над атомной электростанцией виднелся синий дымок.

9-й ученик: Погибли все, только майор Телятников, начальник отряда, выжил после тяжелой операции по пересадке мозга.

Что и говорить, тяжкий им выпал жребий, но за плечами у каждого были дети, жены, матери, близкие, весь отчий край, которые они заслонили собой.

Володя Правик из Московской больницы продиктовал записку жене: «Ты, знаю, плачешь. Не надо, прошу, я не умру, поверь. Я вернусь с победой». Эти слова Владимира Правика были последними. Через пару дней его не стало. Владимиру не исполнилось 24 лет. Он был молодым отцом и любимым мужем, настоящим мужчиной, гражданином, человеком. В ту черную ночь он и его соратники защитили всех нас, землю, жизнь.


Учитель зажигает свечу. Звучит мелодия . Учитель перечисляет фамилии погибших пожарников: Половинки Бутрименко Правик, братья Шаврей, Палеча, Петровский, Хмель, Король, Ничепоренко, Биркун, Булова.
Объявляется минута молчания
Заключительное слово учителя

Идут годы. Мертвыми стоят на земле города Чернобыль, Припять; в них стоят памятники, деревянные просмоленные кресты, у подножья которых написано: «Люди добрые, поклонитесь тем, кто никогда, ни в радости, ни в горе не вернется на эту землю!». Пустыми стоят дома с черными глазницами окон, каждую весну буйно цветут чернобыльские сады и осыпают плодами яблок, груш плодородную, но отравленную чернобыльскую землю. Их никто не ест, они опасны для здоровья.

Лес, впитавший в себя радиацию, порыжел, пришлось бульдозерами зарыть его в огромный котлован на горькой чернобыльской земле, и теперь он отравляет воды, которые идут в Припять и Днепр. Города и деревни стоят, обнесенные колючей проволокой. Туда не ступает нога человеческая. Иногда пролетают птицы и на больших скоростях проносятся редкие машины по трассе Киев - Житомир. Но жизнь продолжается, и сегодня у нас горит свеча, как символ жизни. И пусть на нашей земле рождаются, растут и живут герои, способные защитить жизнь на земле.


Стихи читают учащиеся Полынь Этой темы касаться - Словно раны кровавой, Но молчать Не положено мне: Я из тех, что пока Не обласканы славой, Хоть сражались В библейской войне. Нет страшней, Чем с невидимой смертью бороться, Заслоняя планету собой, Пляшут, вырвавшись, атомы, Злые уродцы, Но пожарные, Приняли бой Нет, не все измеряется Лишь орденами, Хоть, должно быть, Отыщут и вас ордена, Вижу, став на колено, Солдатское знамя Преклоняет пред нами страна. Все пред вами в долгу, И до самого гроба… Выйду в степь, В раскаленную синь, Я не ведала ране, Что словами «Чернобыль» Называли славяне полынь.
А бедной планеты обугленный рот, Кричит: «Что творите вы люди со мной? Поймите, земляне, вы в связке одной! Вам вместе лететь в термоядерный ад. Закрою глаза - океаны кипят. Это время пока что! Но время не ждет. Сегодня на Припяти тронулся лед. Чернобыль, Чернобыль -вселенская боль! За души ослепшие бой. Не уж то меня не прикрыл ты собой? И запад твой страшный урок Не поймет? Не важно, кто первый на кнопку нажмет, О, бедной планеты обугленный рот.
Стон земли (С.Михалков) Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты, Не год, не два, а миллиарды лет, Я так устала…Плоть моя покрыта Рубцами ран -живого места нет. Терзает сталь мое земное тело, И яды травят воды чистых рек, Все то, что я имела и имею, Своим добром считает человек. Мне не нужны ракеты и снаряды, А ведь на них идет моя руда, А что мне стоит только штат Невада, Его подземных взрывов череда. Зачем друг друга люди так боятся, Что позабыли о самой земле? Ведь я могу погибнуть и остаться Обугленной песчинкой в дымной мгле. Не потому ли, загораясь мщением, Я против сил безумных восстаю, И, сотрясая Твердь землетрясеньем, На все обиды свои ответ даю И не случайно грозные вулканы Выплескиваю с лавой боль земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны, Чтобы меня от гибели спасти.
Андрей Дементьев. Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза? В темные отравленные воды, В пахнущие смертью небеса. Ты прости нас, бедный колонок, Изгнанный, затравленный, убитый… На планете, Богом позабытой, Мир от преступлений изнемог.

Литература

    Бадев В.В., Егоров А.Ю., Казаков С.В. Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС. М.: «Энергоатомиздат». 1990. Варницкий В. Чернобыльский адреналин. // «Зоря» 2002. Израэль А.Ю. Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексного мониторинга. Л., 1988. Никитин Д., Новиков Ю. Окружающая среда и человек. М., 1986. Пральников А. Репортаж из Чернобыля. М.: «Мысль». 1998. Сердюков М. Заслонили собой. // «Собеседник» № 133, 2005.
6

26 апреля исполняется 30 лет со дня самой страшной в истории ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Фотограф Ядвига Бронте поехала в Белоруссию, чтобы встретиться с невидимыми людьми, все еще ощущающими на себе последствия катастрофы.

Катастрофа произошла около 30 лет назад, но ее последствия чувствуются и по сей день. Когда реактор в Припяти на севере Украины начал разрушаться, это стало самой страшной ядерной аварией в истории – и по числу жертв, и по количеству финансовых расходов. Но это был не конец.

Фотограф Ядвига Бронте родилась в Польше, всего за неделю до ужасной трагеди. Близость места и времени ее рождения к Чернобылю до сих пор определяет для нее важность этого события.

Последний ее проект «Невидимые люди Белоруссии» документирует жизнь искалеченных жертв Чернобыля, проживающих в белорусских правительственных учреждениях – «интернатах», – которые действуют в качестве «убежищ, приютов и богаделен в одном лице». Хотя катастрофа произошла в Украине, именно Белоруссия приняла на себя всю тяжесть удара.

Живые лица жителей интернатов дают нам редкую возможность увидеть как живут выжившие после Чернобыля. Спустя десятилетия они слишком легко оказались забыты.

– Почему вы решили снимать этих людей?

– Я была одной из более чем 18 миллионов поляков, которым давали «Люголь» – раствор йода для защиты от радиоактивных осадков после Чернобыльской аварии. К сожалению, не во всех пострадавших странах поступали так же. Белоруссия находится ближе всех к Чернобылю и люди здесь пострадали больше других. Последствия аварии сказываются на здоровье населения по сей день.

Однако, мой проект не только о пострадавших от Чернобыльской аварии. Он обо всех инвалидах, которых не замечает общество. К сожалению, тема инвалидности все еще табуирована в Белоруссии. Возможно, это связано с постсоветским менталитетом, религией или просто недостатком информации и общих знаний об инвалидности.

– Прошло 30 лет со дня катастрофы – на что похожа жизнь тех людей, с которыми вы встречались?

– Когда я говорю «жертвы Чернобыльской катастрофы», я не имею в виду людей, которые были непосредственными жертвами, как например работники электростанции или ликвидаторы аварии. Я имею в виду людей, которые родились после апреля 1986 года физически- или умственно неполноценными. Некоторым детям Чернобыля сейчас по 30-ть лет, другие родились недавно, и многие еще родятся в будущем. Мутировавший ген – прямое следствие радиации – может передаваться в поколениях.

Большинство жертв Чернобыля и инвалидов живут в белорусских интернатах. Это государственные учреждения – нечто среднее между детскими домами, приютами и хосписами. Честно говоря, люди, живущие в них, просто влачат свое существование – им не предоставляется никакое образование, и их активность минимальна. Они просто поддерживают свое существование: готовят пищу, убираются и работают на полях. Очень часто они заводят крепкую дружбу между собой и живут друг для друга.

– С какими трудностями вы столкнулись при съемке?

– Это были трудности скорее личного характера, чем технические. Работая в таких местах невозможно не испытывать сильные эмоции – не только во время съемки, но проводя время с обитателями интернатов, слушая их истории и пытаясь понять, как работает система, в которой они живут. То, что вы увидите, действует удручающе.

– Что вы надеетесь показать или добиться своими фотографиями?

– Я хочу, чтобы эти невидимые люди стали видимым. Я хочу, чтобы люди узнали больше об их жизни и услышали их истории, которые никому неизвестны. Я хочу, чтобы Белорусский народ лучше заботился о них, потому что будущее этих людей действительно находится в руках белорусского народа.

Места подобные этим есть во многих других странах по всей Европе и за ее пределами. Люди должны понимать, что неправильно отделять тех, кто имеет психические или физические недостатки, от остального общества.

Я надеюсь, что родители станут сильнее, принимая решение заботиться о детях-инвалидах, и увидят какие они красивые на самом деле. Государственные учреждения – не лучшее место для них. Я видела это своими собственными глазами.