Биография николая леонтовича. Николай дмитриевич леонтович (1877–1921). Николай Леонтович краткая биография

, Украина)

Дата смерти Профессии

Николай Дмитриевич Леонто́вич (13 декабря , село Монастырёк , Подольская губерния , Российская империя - 23 января , село Марковка , Подольская губерния , УССР) - российско-украинский композитор , хоровой дирижёр , общественный деятель, педагог.

Автор широко известных обработок украинских народных песен для хора «Щедрик», «Дударик», «Казака несут». Его обработка «Щедрика» известна во всем мире как рождественская колядка «Carol of the Bells » .

Биография

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Пиють петухи», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой взошла заря » и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко . В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принесшая ему большой успех у киевской публики.

Творчество

Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры - обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми украинскими хорами в Украине и диаспоре . Это отмеченные большим талантом композитора жемчужины народного мелоса «Щедрик», «Козака несуть», «Дударик», «Из-за горы снежок летит», «Женчичок-бренчичок», «Гаю, гаю, зелен розмаю» и многие другие. На основе украинских народных мелодий Леонтович создавал вполне оригинальные самобытные хоровые композиции, всесторонне художественно переосмыслив их, предав им неповторимое звучание. Леонтович был одним из первых среди мастеров украинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор , используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. Вместе с тем почерк Леонтовича выделяется среди других предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Леонтович удачно использовал традиции импровизационности в творчестве украинских кобзарей , которые каждую новую строфу текста песни интерпретировали по-новому. Леонтович применял тембровую вариантность народных рапсодий в своих обработках, предоставляя хору возможность раскрыть огромное разнообразие гармонии, контрапункта. Последовательно воплощая в своих обработках идею гармонизации и полифоничности, Леонтович, имея глубокое и разностороннее музыкальное образование, широко использовал лучшие достижения мировой хоровой техники.

Тематика хоровых миниатюр композитора чрезвычайно разнообразна. Это обрядовые, церковные, исторические, чумацкие, шуточные, танцевальные, игровые песни. Одно из центральных мест в творчестве Леонтовича занимают хоры на бытовые темы. Это, в частности, «Ой, в лісі у дороги», «Ой, темная и невидимая ночка», «Мала мати одну дочку», «Ой, з-за гори кам`яної». Они характерны динамичным развертыванием сюжета, активной драматизацией событий и образов. Образцом такого высокого драматического подъема может служить народная песня «Пряля», в которой Леонтович достиг уровня трагической баллады.

В песнях-реквиеме «Козака несуть», «Из-за гори сніжок летит», «Смерть» Леонтович талантливо переосмыслил мелодику народного плача, используя специфическое звучание отдельных голосов и целых хоровых групп, применяя различные хоровые звуковые эффекты, например, пение с закрытым ртом.

Наивысшим достижением композитора считаются песни «Щедрик» и «Дударик», в которых Леонтович достиг максимальной ритмической организации. Особенно популярным был и остается «Щедрик», в которой органично сочетаются приемы народного многоголосия с достижениями классической полифонии, и каждый голос играет вполне самостоятельную выразительную роль, воспроизводя тончайшие изменения настроения в песне, подавая каждый художественный образ в предельном завершении.

Память

Файл:Винниця Леонтович.jpg

Бюст Николая Леонтовича на аллее выдающихся земляков в Виннице

Список произведений

Опера :

  • «На русалчин великдень» (по сказке Б. Гринченко, 1919, неоконченное; 1975 М. Скорик завершил, отредактировал и инструментовал для современного состава симфонического оркестра);

Фрагменты
композиций
М. Леонтовича

Хоры на слова украинских поэтов :

  • «Льодолом», «Літні тони» (оба на сл Г. Чупринки),
  • «Моя пісня» (сл. И. Билиловського),
  • «Легенда» (сл. М. Вороного);

Композиции на литургические тексты :

  • Литургия св. Иоанна Златоуста,
  • Молебен,
  • Части Всенощной;

Хоровые обработки украинских народных песен (более 150):

Литература

  • Дяченко В. М. Д. Леонтович. Рисунки из жизни, К., 1941, 1950, 1963, 1969, 1985;
  • Леонтович М. Д. 36. статей и материалов, упор. В. Довженко, К., 1947;
  • Гордийчук М. М. Д. Леонтович. Очерк о жизни и творчестве, К., 1956;
  • Он же. М. Леонтович, К. 1960, 1972,1974, 1977;
  • Творчество М. Д. Леонтовича. 36 статей, упор. В. Золочевский, К., 1977;
  • Завальнюк А. М. Д. Леонтович. Неизвестные страницы творчества, Винница, 1996;
  • Он же. Некоторые вопросы стиля творчества М. Д. Леонтовича, Винница, 1996;
  • Он же. М. Д. Леонтович, Винница, 1997;
  • Он же. Николай Леонтович: исследования, документы, письма, Винница, 2002.

Нотные издания произведений Леонтовича

  • Леонтович М. Народе песни - К. - Вид-во Днепросоюз - 1921 (5 десятков, редактор П. Козицкий).
  • Леонтович М. Музыкальные произведения - К.-Х. - Книгоспилка - 1930-31 (8 сборников, проверил и примечания подал Я. Юрмас).
  • Леонтович М. Украинские народные песни для хора - К. - Искусство - 1952 (Упорядочил М. Вериковский; 2 изд. - 1961).
  • М. Леонтович. Хоровые произведения - К. - Музыкальная Украина - 1970 (Общая редакция М. Гордейчука, упорядочения и примечания В. Брусья).
  • Леонтович М. Избранные хоровые произведения - К. - Музыкальная Украина - 1977 (спец.-редакция И. Мартона).
  • Леонтович М. Хоровые произведения на народно темы. Из неопубликованного - К. - Музыкальная Украина - 1987 (Составление и редакция Б. Луканюк).
  • Леонтович М. На русалчин Пасху. Опера в 1 действие. Либретто М. Леонтовича по сказке Б. Гринченко - К. - Музыкальная Украина - 1980 (лит. редакция А. Бобыря. Муз. Редакция для солистов, хора и симфонического оркестра М. Скорика).
  • Леонтович М. Духовные хоровые произведения - К. - Музыкальная Украина - 1993 (Упорядочение В. Иванова).
  • Духовно-музыкальные произведения украинских композиторов ХХ века - К. - 2004 (Составление и редакция М. Юрченко).
  • Духовные произведения М. Леонтовича.- М. - 2005 (Составитель М. Гобдич).
  • М. Леонтович. Хоровые произведения - К. - Музыкальная Украина - 2005 (Редактор-составитель В. Кузик.

Примечания

Ссылки

  • Убийца стрелял в … спящего Леонтовича . Виктор Скрипник. «Голос Украины». 22.06.07

украинский композитор, хоровой дирижер, педагог. Работал учителем, преподавал хоровое пение в Виннице, Тульчине, Киеве. Создал классические образцы украинской хоровой музыки. Ему принадлежат свыше 200 обработок украинских народных песен (а капелла), русских песен, несколько оригинальных хоров. Хоровые миниатюры - выдающееся явление в области обработки народной песни; они широко исполняются профессиональными и самодеятельными коллективами.

В 1887 гг. поступил в Немировскую гимназию. В 1888 г., за неимением средств, отец перевел его в Шаргородское начальное духовное училище, где воспитанники содержались на полном пансионе. В училище он овладел пением по нотам, и мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях. В 1892 г. поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Н. Лысенко . В 1898 г. окончил духовную семинарию, и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать свое музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901 г. он издал первый сборник песен с Подолье. В 1903 г. вышел второй сборник подольских песен с посвящением Н. Лысенко.

Осенью 1904 г. оставил Подолье и переехал на Донбасс, где устроился преподавателем пения и музыки в местной железнодорожной школе. Во время революции 1905 г. организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Деятельность привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 г. учился под руководством известного теоретика музыки Б. Яворского , которого он периодически посещал в Москве и Киеве. В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором К. Стеценко . В 1916 г. вместе с хором Киевского университета исполнил свою обработку «Щедрика», принесшую ему большой успех у киевской публики.

С установлением Украинской Народной Республики переехал в Киев, где начал активную деятельность как дирижер и композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Н. Вороного в обработке композитора. После прихода большевиков работал некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподавал в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Г. Веревкой работал в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организовал несколько хоровых кружков.

Во время захвата Киева 31 августа 1919 г. деникинцами вынужден был бежать в Тульчин. Основал первую в Тульчине музыкальную школу. В 1919-1920 гг. работал над первым большим симфоническим произведением – народно-фантастической оперой «На праздник русалок» по одноименной сказке Б. Гринченко . Осенью 1920 г. в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и П. Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения композитора. В последние месяцы жизни заканчивал оперу «На праздник русалок». В ночь с 22 на 23 января 1921 г. композитор находился у своего отца в селе Марковка, где был убит агентом Гайсинской уездной ЧК А. Грищенко. Текст рапорта, раскрывающий имя агента, был обнародован в 1990-х гг.

Общественный деятель, педагог.

Николай Леонтович
Микола Леонтович
Основная информация
Полное имя Николай Дмитриевич Леонтович
Дата рождения 1 (13) декабря
Место рождения
  • Монастырище , Монастирищенская волость [d] , Липовецкий уезд , Киевская губерния , Российская империя
Дата смерти 23 января (1921-01-23 ) […] (43 года)
Место смерти
Страна
Профессии
Жанры опера
Аудио, фото, видео на Викискладе

Автор широко известных обработок украинских народных песен для хора «Щедрик », «Дударик», «Казака несут». Его обработка «Щедрика» известна во всем мире как рождественская колядка «Carol of the Bells » .

Биография

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко . В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принёсшую ему большой успех у киевской публики.

Творчество

Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры - обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми украинскими хорами Украины и диаспоры . Это отмеченные большим талантом композитора жемчужины народного мелоса «Щедрик », «Козака несуть», «Дударик», «Із-за гори сніжок летить», «Женчичок-бренчичок», «Гаю, гаю, зелен розмаю» и многие другие. На основе украинских народных мелодий Леонтович создавал вполне оригинальные самобытные хоровые композиции, всесторонне художественно переосмыслив их, придав им неповторимое звучание. Леонтович был одним из первых среди мастеров украинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор , используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. Вместе с тем почерк Леонтовича выделяется среди других предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Леонтович удачно использовал традиции импровизационности в творчестве украинских кобзарей , которые каждую новую строфу текста песни интерпретировали по-новому. Леонтович применял тембровую вариантность народных рапсодий в своих обработках, предоставляя хору возможность раскрыть огромное разнообразие гармонии, контрапункта. Последовательно воплощая в своих обработках идею гармонизации и полифоничности, Леонтович, имея глубокое и разностороннее музыкальное образование, широко использовал лучшие достижения мировой хоровой техники.

Тематика хоровых миниатюр композитора чрезвычайно разнообразна. Это обрядовые, церковные, исторические, чумацкие , шуточные, танцевальные, игровые песни. Одно из центральных мест в творчестве Леонтовича занимают хоры на бытовые темы. Это, в частности, «Ой, в лісі у дороги», «Ой, темная и невидимая ночка», «Мала мати одну дочку», «Ой, з-за гори кам`яної». Они характерны динамичным развертыванием сюжета, активной драматизацией событий и образов. Образцом такого высокого драматического подъема может служить народная песня «Пряля», в которой Леонтович достиг уровня трагической баллады.

В песнях-реквиеме «Козака несуть», «Із-за гори сніжок летить», «Смерть» Леонтович талантливо переосмыслил мелодику народного плача, используя специфическое звучание отдельных голосов и целых хоровых групп, применяя различные хоровые звуковые эффекты, например, пение с закрытым ртом.

Наивысшим достижением композитора считаются песни «Щедрик» и «Дударик», в которых Леонтович достиг максимальной ритмической организации. Особенно популярным был и остается «Щедрик», в которой органично сочетаются приемы народного многоголосия с достижениями классической полифонии, и каждый голос играет вполне самостоятельную выразительную роль, воспроизводя тончайшие изменения настроения в песне, подавая каждый художественный образ в предельном завершении.

Память

  • 1 февраля 1921 года значительная группа деятелей культуры, профессора и студенты собрались в Киевском музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко , чтобы по христианскому обычаю отметить 9 дней после смерти Николая Леонтовича. Быстро, но с большой ответственностью организовали концерт из произведений Леонтовича, выступили со словами сожаления и скорби. На этой встрече был создан Комитет памяти Николая Леонтовича, который позже оформился как Музыкальное общество имени Н. Д. Леонтовича . В это общество входили такие известные украинские художники, как Борис Лятошинский и Павло Тычина , многие из членов общества, как например Лесь Курбас и Гнат Хоткевич , позже разделили трагическую судьбу Леонтовича, погибнув от рук представителей органов госбезопасности СССР. Само же имя Леонтовича было «признано неактуальным для советской эпохи», и фактически оставалось таковым до середины 1950-х [ ] .
  • Сегодня имя Леонтовича носят украинские музыкальные коллективы, в частности Капелла бандуристов и учебные заведения (в частности, Винницкое училище искусств и культуры, Донецкая музыкальная школа № 1, Покровская музыкальная школа, Харьковская школа искусств № 4).
  • Именем Леонтовича названы

Украинская педагогика в лицах - XIX века / Под редакцией А.В. Сухомлинского / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в двух книгах / / «Лыбидь», - К., 2005, кн. 1. С. 545 - 551.

Леонтович

Николай Дмитриевич

Композитор,

Хоровой дирижер,

Общественный деятель

Николай Дмитриевич Леонтович родился 1 декабря 1877 г. в селе Селевинци (по последним архивным данным, оно было приселком села Монастырек, которое раньше считали местом рождения композитора) Брацлавского уезда Немировской волости Подольской губернии (теперь Винницкой области). Он был первенцем в последствии многодетной семье сельского священника и учителя. Отец, Дмитрий Феофанович Леонтович происходил из семьи родовых служителей церкви, но, как и его дед-прадед, сочетал исполнение духовных служб с учительством. В семье Леонтович воспитывались образованные и не безразличные к жизни и культуры Украины люди.

Детство Николая Леонтовича прошло в селе Шершень Тывровский волости, куда на новое место службы перевели отца летом 1879 г. Именно в семейном кругу он примкнул к музыкальному фольклору и украинского песенного творчества. Отец будущего композитора играл на нескольких струнных инструментах (цитре, балалайке, скрипке, гитаре), а мать знала множество песен и хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера. Малый Коля не только привык полюбил слушать, а впоследствии и исполнять песни, но и подбирал народные мелодии на музыкальных инструментах. С ранних лет открылось его творческое предназначение: он организовал своих младших братьев и сестер в хор и они устраивали семейные концерты перед многочисленными родственниками и крестьянами. Таким образом, еще до учебы в школе Коля имел определенную музыкальную подготовку.

Отец, Дмитрий Феофанович Леонтович, мечтал о основательную светское образование для старшего сына - в 1887 г. отдал его в подготовительный класс Немировской гимназии. Но, обремененный семьей, небогатый сельский священник был не в состоянии платить за его обучение, и с января следующего года мальчик перешел к первому классу Шаргородского духовного училища, где поповские дети учились бесплатно. В 1892 г., получив высокие оценки по нотного пения, чистописание, географии, греческого, юный Леонтович закончил начальное образование и в том же году продолжил учебу в Каменец-Подольской духовной семинарии. С воспоминаний и архивных источников известно, что его мало интересовали богословские науки, зато он увлекался литературой и психологией, а более всего любил и добросовестно изучал пение и музыку. К счастью студента, музыкальные предметы в семинарии преподавал высокообразованный педагог Ю.О.Богданов, получивший музыкальное образование в Петербургской придворной капелле, был активным собирателем народных песен, издал сборник хоровых обработок более 100 мелодий, записанных им в селах Подолии и Волыни. Как музыкант-просветитель, педагог старался не только дать своим ученикам специальные профессиональные знания и привить любовь к музыке, но и воспитать из них хороших учителей пения, которые несли искусство в народ. Именно под его руководством Николай Леонтович сделал первые попытки переложения и собственной обработки народных песен («Гандзя», «За Сибирью солнце всходит»), постепенно накапливая песенный материал для будущей педагогической работы. Уже в 1898 г. ему поручили возглавить хоровую капеллу семинаристов, и он получил возможность овладеть искусством управления хором и оркестром. Стремясь расширить рамки Семинария, Николай Дмитриевич Леонтович подбирал материал не духовного направления, а светского, за что впоследствии его наказали: отстранили от диригентства и оставили на второй год. Вынужденно продолжая обучение, семинарист еще активнее принялся за сбор музыкального фольклора в селах и местечках, готовясь к профессиональной работе.

Начало учительской деятельности Николая Дмитриевича Леонтовича пришелся на период активизации национально-демократического просветительского движения на украинских землях, когда национально сознательная интеллигенция вела упорную борьбу за признание самоценности украинского языка и культуры, за родной учительство. Свой вклад в это движение сделал и молодой Николай Леонтович, который 1 сентября 1899 занял должность «учителя пения ***, арифметики и географии» Чукивськои двухклассной церковноприходской школы, что на Подолье.