Александр куприн краткая биография. А.И. Куприн — краткая биография Краткое содержание александр иванович куприн

Александр Иванович Куприн - русский писатель начала 20-го столетия, оставивший заметный след в литературе. На протяжении своей жизни он совмещал литературное творчество с военной службой и путешествиями, был превосходным наблюдателем за человеческой натурой и оставил после себя рассказы, повести и очерки, выполненные в жанре реализма.

Ранние этапы жизни

Родился Александр Иванович в 1870 году дворянской семье, однако отец умер очень рано, и поэтому взросление мальчика проходило сложно. Вместе с матерью мальчик перебрался из Пензенской области в Москву, где был отдан в военную гимназию. Это определило его жизнь -последующие годы он так или иначе был связан с военной службой.

В 1887 году он поступил учиться на офицера, еще через три года закончил обучение и отправился в пехотный полк, расквартированный в Подольской губернии, как подпоручик. За год до этого в прессе был напечатан первый рассказ начинающего писателя - «Последний дебют». А за четыре года службы Александр Иванович отправил в печать еще несколько произведений - «Впотьмах», «Дознание», «Лунной ночью».

Наиболее плодотворный период и последние годы

После выхода в отставку литератор переехал жить в Киев, а затем долго путешествовал по России, продолжая собирать опыт для следующих произведений и периодически публикуя рассказы и повести в литературных журналах. В начале 1900-х годов он тесно познакомился с Чеховым, Буниным и переехал в северную столицу. Наиболее известные произведения литератора - «Гранатовый браслет», «Яма», «Поединок» и другие - вышли в свет в промежуток между 1900 и 1915 годами.

В начале Первой мировой войны Куприн был снова призван на службу и направлен на северную границу, однако его быстро демобилизовали из-за ослабленного здоровья. Революцию 1917 года Александр Иванович воспринял неоднозначно - он положительно отнесся к отречению царя, но был против большевистской власти и склонялся скорее к идеологии эсеров. Поэтому в 1918 году он, как и многие другие, подался во французскую эмиграцию - но еще возвращался на родину через год, чтобы помочь окрепшему белогвардейскому движению. Когда контрреволюция потерпела окончательное поражение, Александр Иванович вернулся в Париж, где долгие годы спокойно жил и публиковал новые произведения.

В 1937 году вернулся в Союз по правительственному приглашению, поскольку сильно тосковал по оставленной родине. Однако уже через год скончался от неизлечимого рака пищевода и был похоронен в Петербурге.

Александр Иванович Куприн – один из наиболее знаменитых классиков русской литературы, работающий, в том числе, и переводчиком. Самыми выдающимися произведениями писателя считаются такие работы, как «Юнкера», «Поединок», «Яма» и «Гранатовый браслет».

Детские и юношеские годы

Родиной Александра Куприна является уездный город Наровчате. Детские и юношеские годы будущего писателя прошли в Москве. Это было обусловлено тем, что отец классика умер в годовалом возрасте сына. Он был дворянином, выбравшим себе в жены знатную по своему происхождению татарку Любовь Алексеевну.

После смерти мужа решила переехать в более крупный город, так как в таком случае у него было больше возможностей предоставить первенцу должное образование.

В 6-летнем возрасте Александр был определен в пансион, который работал по принципу интернатного учреждения. В 10 лет Куприн попадает в кадетское училище, после чего уходит на службу в армию. После окончания обучения Николай попадает в пехотный полк Днепра.

Взрослая жизнь

В 24 года Куприн ушел в отставку. После этого он начал ездить по разным городам в поиске работы. Это было обусловлено тем, что будущего писателя отсутствовала гражданская профессия.

Получить постоянную должность ему удалось лишь после знакомства с Буниным, который помог ему устроить в «Журнал для всех» . Через некоторое время Николай Николаевич переехал в Гатчину. Именно здесь во время войны он руководил госпиталем.

Куприн достаточно положительно воспринял новость об отречения от престола Николая II. Когда ко власти пришел Владимир Ленин, писатель лично обращался к нему по поводу возможности издательства газеты «Земля», потенциальными читателями которой были сельские жители. Через некоторое время, заметив первые признаки диктатуры в стране, Куприн полностью разочаровался большевистским режимом.

Николай Николаевич был автором унизительного названия для Советского Союза, которое используется до сих пор. Речь идет о термине «Совдепия» . Когда началась Гражданская война, Куприн присоединился к Белой армии. Как только она претерпела масштабное поражение, писатель покинул страну, эмигрировал в Финляндию, после чего – во Францию.

В конце 30-ых годов прошлого столетия Куприн не мог за границей содержать свою семью , вследствие чего все чаще начал употреблять алкоголь. Единственный выход со сложившейся ситуации – переезд в Россию. Такое решение писателя поддержал сам Сталин.

Литературная деятельность

Первые попытки написания стихов Куприн осуществил на старших курсах кадетского корпуса. Поэзия Николая Николаевича никогда при его жизни не издавалась. Первым же его напечатанными произведением стал рассказ под названием «Последний дебют». В течение нескольких лет писатель публиковал в журналах свои повести и военные истории.

В ранней творческой деятельности Куприна тема армии была одной из ключевых. Впоследствии он нередко к ней возвращался. Об этом свидетельствуют такие произведения писателя, как «Юнкера», «На переломе» и «Кадеты».

Классический период творчества Куприна относится к 20-ым годам прошлого века. Наиболее популярным рассказом писателя стала повесть «Поединок». Кроме нее, читатели хорошо восприняли следующие произведения:

  • «Белый пудель»;
  • «Гамбринус»;
  • «Жидкое солнце»;
  • «Гранатовый браслет».

Значительный резонанс обрел рассказ Куприна «Яма». Он был посвящен жизни российских проституток начала ХХ века. Многие критиковали данное произведения писателя, называя его чрезмерно реалистичным и натуралистическим. Вследствие этого издание даже было изъято из печати. Причиной этому послужил порнографический характер написанного.

Будучи в эмиграции, Куприн создал довольно большое количество произведений, почти все из которых имели значительную популярность среди читателей.

Личная жизнь писателя

Первую жену Николя Куприна звали Марией Давыдовой. Они были в браке всего 5 лет, во время которых и родилась дочь по имени Лидия. В 21-летнем возрасте она умерла сразу же после родов собственного сына.

Венчание со второй женой у Николая Куприна произошло в 1901 году. Его избранницей стала Елизавета Гейнрих. В этом браке у писателя родилось 2 дочерей. Одна из них умерла в детском возрасте от проблем с легкими. Другая же стала актрисой и моделью.

Супруга писателя прожила на 4 года дольше собственного мужа. Она покончила жизнь самоубийством, пребывая во время Второй мировой войны в Ленинграде.

Единственный внук Николая Куприна получил тяжелые ранения при выполнении боевых заданий. Вследствие этого в настоящее время прямых потомков писателя нет.

Иван Бунин принадлежал к числу величайших писателей в русской литературе.

Детство писателя, родившегося в Воронеже, в 1870 году, прошло на хуторе Бутырки, под Ельцом. Из-за полной неспособности к арифметике и по общему нездоровью Иван не смог учиться в гимназии и просидев 2 года в 3-м классе, получает домашнее образование. Его преподавателем был обыкновенный студент Московского университета.

С конца 1880-х годов он начал печататься со своими провинциальными стихами. Первый же рассказ, посланный в журнал «Русское богатство», произвел восхищение на издателя Михайловского, автора одного из классических статей о Льве Толстом. Бунин опять обучается в гимназии, но в 1886 году его отчисляют за то, что он не успевал. Следующие 4 года он живет в своем поместье, где его обучает старший брат. В 1889 году судьба закидывает его в Харьков, где у него происходит сближение с народниками. В 1891 году публикуется первый его труд - «Стихотворения 1887-1891 гг.». И одновременно с этим начинаю публиковаться его произведения, которые приобрели огромную популярность. В 1900 году появляется рассказ «Антоновские яблоки», где изображены русские усадьбы со своим бытом. Это произведение стало шедевром новейшей прозы. Буквально через 3 года Бунин удостаивается Пушкинской премией Российской Академии наук.

Побывав неудачно 2 раза в браке, писатель встречает в Петербурге Муромцеву Веру Николаевну, которая была его супругой до последнего его вздоха. Свадебное путешествие, прошедшее в восточных странах стало итогом выпуска цикла очерков «Тень птицы». Когда Бунин в литературных кругах стал известным и состоятельным господином, он стал постоянно путешествовать и почти все холодное время года проводил в поездках по Турции, Малой Азии, Греции, Египту, Сирии.

1909 год для Ивана Алексеевича стал особенным Его избирают почетным академиком Российской Академии Наук. Через год на свет появляется его первая серьезная работа «Деревня», где писатель трагично говорил о катастрофической современности. Тяжело пережив Октябрьскую революцию, Бунины отправляются в Одессу, а затем эмигрируют в Константинополь. Поначалу жизнь у писателя складывалась не лучшим образом. Он постепенно испытывал нехватку денег. В 1921 году выходит в свет произведение «Господин из Сан-Франциско», где Бунин показывает бессмысленность материального человеческого существования. Но в его жизни были еще и светлые дни.

Литературная слава в Европе возрастала, и когда в очередной раз встал вопрос о том, кому из русских писателей предстоит первым войти в ряд нобелевских лауреатов, его имя всплыло само собой. 9 ноября 1933 ода Бунин удостоился этой награды. Проблема с финансами исчезла. Последовали переиздания. До войны писатель жил спокойно, но в 1936 году был арестован в Германии, и вскоре отпущен. В 1943 году выходят его знаменитые «Темные аллеи». Иван Алексеевич в последние годы своего жизненного пути работал над книгой «Воспоминания». Этот труд писатель так и не закончил. Скончался Бунин 8 ноября 1953 года В Париже.

Очень кратко

7 сентября 1870 г родился замечательны писатель Куприн Александр Иванович. Сразу после рождения, он остался без отца, который умер от страшной болезни. Через 4 года, мама вынуждена переехать в Москву. Несмотря на сильную любовь, она отдает его в училище для сирот, из за сложного финансового положения.

Позже Куприна принимают в военную гимназию, и остается он жить в Москве. Талант к писательству у него начал раскрываться в учебные годы, а первое произведение выпустил в 1889 году, под названием «Последний дебют», но не все одобрили его и он получает выговор.

В В 1890- 1894 гг. он уходит на службу под Подольск. Закончив начинает перебираться из города в город и останавливается на Севастополе. Работы у него не было, поэтому очень часто не чего было есть, не смотря на его службу и звание. Несмотря на это Куприн в это время формировался как писатель, благодаря хорошим отношениям с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. И он пишет несколько повестей, пользующиеся огромным спросом и его награждают Пушкинской премией.

Когда началась война он не задумываясь отправился добровольцем. В 1915 г был вынужден уйти из-за плохого здоровья. Но и тут успел сделать полезное дело, организовав у себя дома госпиталь. После поддержал революцию в 1917 г и сотрудничает с партией эсеров. Но по непонятным причинам решает уехать во Францию и там продолжает свою деятельность. Потом возвращается обратно в СССР, где его встретили не так уж и хорошо. 25 августа 1938 г умирает в Ленинграде.

Для детей

Биография Куприна Александра Ивановича

Александр Куприн, один из самых известных писателей России, родился в отдаленной от литературы, от столицы семье. Его отец – мелкий чиновник – умер, когда сыну едва исполнился год. Вместе с матерью семья переехала в Москву, где прошло детство и юность будущего прозаика.

Петербургская слава Куприна

В Санкт-Петербурге Александр Куприн оказался слишком поздно, чтобы этот город разом пал к его ногам. Писателю было немного за 30. За плечами не слишком удачная военная карьера, закончившаяся в чине поручика, да семилетние мытарства в Киеве. Там Куприн, не имевший никакой гражданской специальности, перепробовал много профессий и остановился на литературе.

Куприн практически не писал крупных произведений по количеству страниц. Но ему всегда удавалось в рассказе из пары-тройки книжных листов изобразить целый мир. Сюжеты писателя оригинальны и драматургически крепко скроены: никаких лишних слов и персонажей. Читающая публика сразу заметила точность во всем: в описаниях, эпитетах, смысле. И Петербург мгновенно принял Куприна.

В начале XX века его звали всюду, лишь бы декламировал свои рассказы. А восторженная публика заваливала сцену цветами, где Александр Иванович читал свои рассказы. Куприн стал литературной звездой. Его Петербург кажется на вид простым и обыденным, но в купринских рассказах город – это всего лишь место действия. На первый план выступают люди, которые живут и действуют в северной столице.

Главный хит петербургских литературных салонов начала XX века – шпионский рассказ «Штабс-капитан Рыбников». Это произведение Куприн на бис читал повсюду: в салонах, ресторанах, студенческих аудиториях. Актуальные темы и безупречный драматургический сюжет приковывали внимание публики. Куприн был особенно рад. Именно в это время писатель, живший в Петербурге без году неделю, стал кандидатом в депутаты первой Государственной Думы Российской империи.

Отношения с властью Куприна

Куприн любил родину. Но мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила его. Теперь патриотизм стал смыслом всей его жизни. В газетах писатель агитировал за военные займы. А у себя, в гатчинском доме, открыл небольшой военный госпиталь. Куприна даже призвали на войну, но здоровьем он уже тогда был слаб. Вскоре его комиссовали.

Вернувшись с фронта, Куприн вновь стал много писать. В его рассказах стало больше Петербурга. Большевиков Александр Куприн не принял. Они со своим животным стремлением к власти и звериной жестокостью были ему отвратительны. По взглядам, Куприн был близок к эсерам: не к тем, что входили в боевые организации, а к мирным социалистам-революционерам.

Куприн работал журналистом в Гатчине, но часто наведывался в Петроград. Он пришел на прием к Ленину с предложением издавать специальную газету для деревни под названием «Земля». Однако, проблемы села интересовали большевиков лишь на словах. Газету не учредили, а Куприна посадили в тюрьму на 3 дня. Выпустив, включили в список заложников, то есть в любой день могли пустить пулю в лоб. Куприн не стал ждать и ушел к белым.

Эмиграция Куприна

Там он не воевал, а занимался журналистикой. Но и рассказы не переставал писать. Персонажей своих селил в близком ему Петрограде. Новую власть Куприн совершенно не принял, называл ее совдепией, и в конечном итоге вынужден был эмигрировать.

Советская пропаганда эмигранта Куприна изничтожала. Близкие к Кремлю политические литературоведы писали, что за границей некогда талантливый русский писатель опустился: только и делает, что беспробудно пьет и ничего не пишет. Это было неправдой. Куприн писал так же много, но петербуржских декораций в его рассказах становилось все меньше.

Через 15 лет он написал прошение, чтобы ему разрешили вернуться в СССР. Сталин такое согласие дал, и Куприн возвратился в те места, из которых он бежал во время гражданской войны. В 1937 году страдающий от рака Куприн вернулся на родину умирать. Его не стало через год, и власть страны советов начала посмертно делать писателя своим.

Это было не просто. Петербург Куприна с его людьми не накладывался как прозрачная калька на облик города трех революций с именем Ленина. Это были два разных города. Признал ли он советскую власть, определенно сказать трудно. Но жить без России Куприн не мог.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Лиханов Альберт

    Альберт Анатольевич Лиханов – известный деятель, автор многих детских произведений, журналист, академик, лауреат множества наград.

Русская литература Серебряного века

Александр Иванович Куприн

Биография

Куприн Александр Иванович (1870 - 1938) - русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть «Молох» (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть «Поединок» (1905) - о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть «Яма» (1909 - 15) - о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах «Олеся» (1898), «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1911). Циклы очерков («Листригоны», 1907 - 11). В 1919 - 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман «Юнкера» (1928 - 32).

Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998

Биография

Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.

Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 - 90). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 - 1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход». В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907 - 11), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни - «Земля». Одно время работал в издательстве «Всемирная литература», основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака

Александ Иванович Куприн (1870-1938) - известный русский писатель. Его отец – маленький чиновник, умер спустя год после рождения сына. Мать, родом из татарских князей Куланчаковых, после смерти мужа перебралась в столицу России, где и прошли детство и юность Куприна. В свои 6 лет Александр был отдан в сиротский пансион, где пробыл до 1880. И сразу по выходу поступил в Московскую военную академию.

После - обучался в Александровском училище(1888-90). В 1889 свет увидел его первое произведение – «Последний дебют». В 1890 Куприн причислен к пехотному полку в Подольской губернии, жизнь в котором стала основой его многих произведений.

В 1894 писатель уходит в отставку и переезжает в Киев. Последующие года были посвящены странствованию Россией.

В 1890 представляет читателям множество изданий – «Молох», «Юзовский завод», «Оборотень», «Олеся», «Кэт».

Жизненный опыт и творчество А. И. Куприна чрезвычайно тесно связаны друг с другом. В книгах писателя важное место занимает автобиографический элемент. Большей частью автор писал о том, что видел собственными глазами, пережил душой, но не как наблюдатель, а как непосредственный участник жизненных драм и комедий. Пережитое и увиденное по-разному трансформировалось в творчестве – это были и беглые зарисовки, и точное описание конкретных ситуаций, и глубокий социально-психологический анализ.

В начале своей литературной деятельности классик много внимания уделял бытовому колориту. Но уже и тогда проявлял склонность к социальному анализу. В его занимательной книге «Киевские типы» есть не только живописная бытовая экзотика, но и намёк на всероссийскую социальную среду. В то же время Куприн не углубляется в психологию людей. Лишь по прошествии лет он начал тщательно и скрупулёзно изучать разнообразный человеческий материал.

Особенно это ярко проявилось в такой теме его творчества, как армейская среда. Именно с армией связано первое реалистическое произведение писателя – рассказ «Дознание» (1894). В нём он описал тип человека, страдающего при виде несправедливости, но духовно неприкаянного, лишённого волевых качеств и неспособного бороться со злом. И такой нерешительный правдоискатель начинает сопровождать всё творчество Куприна.

Армейские рассказы примечательны верой писателя в русского солдата. Она делает такие произведения как «Прапорщик армейский», «Ночная смена», «Ночлег» по-настоящему одухотворёнными. Куприн показывает солдата как неунывающего, с грубоватым, но здоровым юмором, умного, наблюдательного, склонного к самобытному философствованию.

Завершающим этапом творческих исканий на раннем этапе литературной деятельности стала повесть «Молох» (1896), принёсшая настоящую известность молодому писателю. В этой повести в центре действия находится человек гуманный, добрый, впечатлительный, размышляющий о жизни. Само же общество показано в виде переходной формации, то есть такой, в которой назревают перемены, неясные не только действующим лицам, но и автору.

Большое место в творчестве А. И. Куприна занимала любовь. Писателя даже можно назвать певцом любви. Примером тому служит рассказ «На разъезде» (1894). Начало рассказа не предвещает ничего возвышенного. Поезд, купе, супружеская чета – пожилой скучный чиновник, его молодая красивая жена и случайно оказавшийся с ними молодой художник. Он заинтересовывается женой чиновника, а она заинтересовывается им.

На первый взгляд, история банального романа и супружеской измены. Но нет, мастерство писателя тривиальную завязку превращает в серьёзную тему. В рассказе показано, как случайная встреча озаряет жизнь двух хороших, с честными душами людей. Куприн так психологически выверено построил маленькое произведение, что сумел сказать в нём очень многое.

Но самым замечательным произведением, посвящённым теме любви, является повесть «Олеся». Её можно назвать лесной сказкой, нарисованной с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Сама девушка – натура цельная, серьёзная, глубокая, в ней много искренности и непосредственности. А герой повести – обычный человек с аморфным характером. Но под влиянием загадочной лесной девушки он светлеет душой и, кажется, готов стать благородной и цельной личностью.

Творчество А. И. Куприна передаёт не только конкретное, бытовое, зримое, но и поднимается до символики, подразумевающей сам дух тех или иных явлений. Таковым, например, является рассказ «Болото». Общий колорит рассказа тяжёлый и мрачный, похожий на тот болотный туман, в котором и происходит действие. В этом почти бессюжетном произведении показано медленное умирание крестьянской семьи в лесной сторожке.

Художественные средства, используемые классиком, таковы, что возникает ощущение гибельного кошмара. А сам образ лесного, тёмного и зловещего болота приобретает расширенный смысл, создаёт впечатление какой-то ненормальной болотной жизни, тлеющей в угрюмых уголках огромной страны.

В 1905 году была напечатана повесть «Поединок», в котором приёмы психологического анализа указывают на связь Куприна с традициями русской классики XIX века. В этом произведении писатель показал себя первоклассным мастером слова. Он лишний раз доказал своё умение постигать диалектику души и мысли, художественно рисовать типичные характеры и типичные обстоятельства.

Следует также сказать несколько слов о рассказе «Штабс-капитан Рыбников». До Куприна никто в русской и зарубежной литературе не создавал такого психологического детектива. Увлекательность рассказа заключается в живописном двухплановом образе Рыбникова и психологической дуэли между ним и журналистом Щавинским, а также в трагедийной развязке, наступающей при необычных обстоятельствах.

Поэзией труда и ароматом моря овеяны рассказы «Листригоны», повествующие о балаклавских рыбаках-греках. В этом цикле классик показал во всей своей красоте оригинальный уголок Российской империи. В рассказах конкретность описаний соединяется со своеобразной эпичностью и простодушной сказочностью.

В 1908 году появилась повесть «Суламифь», которую назвали гимном женской красоте и молодости. Это поэма в прозе, соединяющая в себе чувственность и одухотворённость. В поэме много смелого, дерзкого, откровенного, но нет фальши. Произведение рассказывает о поэтической любви царя и простой девушки, завершающейся трагически. Суламифь становится жертвой тёмных сил. Меч убийцы сражает её, но ему не по силам уничтожить память о ней и о её любви.

Надо сказать, что классик всегда относился с интересом к «маленьким», «простым людям». Такого человека он сделал героем в рассказе «Гранатовый браслет» (1911). Смысл этого блестящего рассказа заключается в том, что любовь сильна, как смерть. Своеобразность произведения заключается в постепенном и почти незаметном нарастании трагической темы. А ещё присутствует некая шекспировская нота. Она пробивается сквозь причуды смешного чиновника и покоряет читателя.

По-своему интересен рассказ «Чёрная молния» (1912). В нём творчество А. И. Куприна открывается с ещё одной стороны. В данном произведении изображена провинциальная захолустная Россия с её апатией и невежеством. Но также показаны те духовные силы, которые таятся в провинциальных городах и время от времени дают о себе знать.

В годы Первой мировой войны из-под пера классика вышло такое произведение как «Фиалки», воспевающее весеннюю пору в жизни человека. А продолжением стал социальный критицизм, воплощённый в рассказе «Канталупы». В нём писатель рисует образ хитрого дельца и лицемера, наживающегося на военных поставках.

Ещё до войны Куприн начал работать над мощным и глубоким социальным полотном, которое назвал мрачно и кратко – «Яма». Первая часть данной повести была опубликована в 1909 году, а в 1915 году публикация «Ямы» была закончена. В произведении были созданы правдивые образы женщин, оказавшихся на дне жизни. Классик мастерски изобразил индивидуальные черты характеров и мрачные закоулки большого города.

Оказавшись в эмиграции после Октябрьского переворота и Гражданской войны, Куприн начал писать о старой России, как об удивительном прошлом, которое всегда радовало и веселило его. Главная суть его произведений этого периода заключалась в раскрытии внутреннего мира своих героев. При этом писатель часто обращался к воспоминаниям своей юности. Так появился роман «Юнкера», который внёс заметный вклад в русскую прозу.

Классик описывает верноподданнические настроения будущих пехотных офицеров, юношескую любовь, и такую вечную тему как материнскую любовь. Ну и конечно же, писатель не забывает природу. Именно общение с природой наполняет юношескую душу радостью и даёт импульс к первым философским размышлениям.

В «Юнкерах» мастерски и со знанием дела описан быт училища, при этом он представляет собой не только познавательную, но и историческую информацию. Интересен роман и поэтапным формированием юной души. Перед читателем развёртывается хроника духовного становления одного из русских юношей конца XIX – начала XX века. Данное произведение можно назвать элегией в прозе обладающей большими художественными и познавательными достоинствами.

Мастерство художника-реалиста, симпатия к рядовому гражданину с его повседневными житейскими заботами чрезвычайно ярко проявились в очерках-миниатюрах, посвящённых Парижу. Писатель объединил их одним названием – «Париж домашний». Когда творчество А. И. Куприна находилось в стадии становления, он создал цикл очерков о Киеве. И через много лет в эмиграции классик вернулся к жанру городских этюдов, только место Киева теперь занял Париж.

Французские впечатления своеобразно воссоединились с ностальгическими воспоминаниями о России в романе «Жанета». В нём было проникновенно передано состояние неприкаянности, душевного одиночества, неутолённой жажды найти близкую душу. Роман «Жанета» – одно из самых мастерских и психологически тонких произведений и, пожалуй, самое печальное творение классика.

Остроумным и оригинальным по своей сути предстаёт перед читателями сказочно-легендарное произведение «Синяя звезда». В этой романтической сказке главной темой является любовь. Действие сюжета разворачивается в неведомой фантастической стране, где живёт неведомый народ со своей культурой, обычаями, нравами. И в эту неведомую страну проникает смелый путешественник – французский принц. И конечно же, он встречает сказочную принцессу.

И она, и путешественник прекрасны. Они полюбили друг друга, но девушка считает себя дурнушкой, и весь народ считает её некрасивой, хотя и любит за доброе сердце. А дело заключалось в том, что люди, населявшие страну, были настоящими уродами, но считали себя красавцами. Принцесса не походила на своих соотечественников, и её воспринимали как дурнушку.

Отважный путешественник увозит девушку во Францию, и там она осознаёт, что прекрасна, и спасший её принц тоже прекрасен. А ведь она считала его уродом, как и себя, и очень жалела. У этого произведения занимательный добродушный юмор, а сюжет чем-то напоминает старые добрые сказки. Всё это сделало «Синюю звезду» значительным явлением русской литературы.

В эмиграции творчество А. И. Куприна продолжало служить России. Сам писатель жиль интенсивной плодотворной жизнью. Но с каждым годом ему становилось всё труднее и труднее. Иссякал запас русских впечатлений, а слиться с зарубежной действительностью классик не мог. Немаловажной являлась и забота о куске хлеба. А поэтому нельзя не отдать должное талантливому автору. Несмотря на тяжёлые для себя годы, он сумел внести значительный вклад в русскую литературу .