В чем трагедия героя гоголя шинель. "Трагедия "маленького человека", отражённая в творчестве Н.В.Гоголя". Сочинения по темам

Кто-то крикнул швейцару: “Гони!
Наш не любит оборванной черни!”
И захлопнулась дверь.
Н. А. Некрасов.
Размышления у парадного подъезда
К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается “Нев ским проспектом”. Петербург Гоголя – это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа – это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург – город мелких чиновников, мастеровых, художников,

Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин – герой повести “Шинель”.
Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеиваются, был в те годы популярным. Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин “был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие по хвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”. Акакий Акакиевич – робкий, пришибленный нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год; это забитое, бессловесное существо безропотно сносит “канцелярские насмешки” своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, переписывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.
Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, “что-то бог пошлет переписывать завтра”. Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже человеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до буквфаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду. Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни – новая шинель. Ценой строжайшей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал “как-то живее, даже тверже характером”. “Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник”, – доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому становится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа шинели. Кража шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у “значительного лица”: везде он встречал или полное равнодушие, или презрение и грозные окрики. Напуганный приемом у “значительного лица”, робкий и забитый Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.
Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему. В финале этот маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он “сквернохульничает”, произносит самые страшные слова, следовавшие за словами “ваше превосходительство”. Вряд ли Н. В. Гоголь призывает читателей к бунту, но он пробуждал в них мысль о несправедливости данного общества, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого “маленького человека”. Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания. Взяли Read More ......
  2. Почему вот уже полтора столетия нас так трогает история скромного титулярного советника, если даже сторожа департамента, в котором он служил, “не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха”? Почему бессмертны творения Гоголя, его сатира, соединяющая в Read More ......
  3. Повесть Гоголя “Шинель” принадлежит к циклу произведений под названием “Петербургские повести”. Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему “маленького человека”, поднятую Пушкиным в “Станционном смотрителе”, Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в Read More ......
  4. Повесть “Шинель” завершает цикл Гоголя “Петербуржские повести”. Она стала своеобразным итогом размышлений писателя о чиновничье-бюрократическом Петербурге. В ней Гоголь затрагивает почти все темы других петербургских повестей, но и с поразительной глубиной раскрывает трагедию человеческой личности, раздавленной безжалостным и бездушным государством. Read More ......
  5. Новая шинель круто изменяет жизнь Акакия Акакийовича и отношение к нему чиновников. Но вечером в тот же день, когда он впервые одел шинель, она “пошла от него с новолунием с большими усами”. Тему “маленького человека” в повести “Шинель” Гоголь раскрывает Read More ......
  6. Н. В. Гоголь раскрыл в своих “Петербургских повестях” истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности “натуральной школы” в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы “маленьких людей”. В “Петербургских записках” 1836 года Read More ......
  7. Тема “маленького человека” в Петербуржском цикле Н. В. Гоголя представлена в повестях “Шинель” и “Записки сумасшедшего”. Главный герой повести “Шинель” – Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного советника. Мечтой всей его жизни является “постройка” новой шинели, а Read More ......
  8. Тема “маленького человека” традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. В повести “Станционный смотритель” он “выводит” Read More ......
Трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя “Шинель”

Судьба простого, ничем не выделяющегося челове-ка с его проблемами, горестями и радостями, волнова-ла многих русских писателей. Ведь, как правило, из-менения в общественно-политической жизни России в первую очередь отражались на жизни так называе-мого «маленького человека». Смирение этих людей, кажется, не знает границ. Однако, какое душевное мужество требуется для непротивления злу, которому подвергают «маленького человека» сильные мира сего. Ведь покорность своей доле — не всегда является уделом лишь слабых людей. Безропотное принятие всех жизненных испытаний часто выступает как выс-шая человеческая мудрость. Многие литературные образы «маленького человека» показаны авторами именно с этой точки зрения.

А. С. Пушкин одним из первых среди русских пи-сателей привлек внимание к судьбе «маленького че-ловека». Эта тема звучит в поэме «Медный всадник », но особенно ярко раскрыта она в повести «Станцион-ный смотритель ».

С первых же строк автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не все-гда... ». Каждый проезжающий чуть ли не долгом сво-им считает излить на него весь накопившийся в дорож-ных неурядицах гнев. Однако, несмотря на все трудно-сти, связанные с профессией, смотрители, по утверждению Пушкина — «...люди мирные, от приро-ды услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюби-вые». Именно такой человек описан в повести. Семен Вырин — типичный представитель мелкого чинов-ничьего сословия, исправно нес свою службу и имел свое «маленькое» счастье — красавицу дочь Дуню, ос-тавшуюся у него на руках после смерти жены. Ловкая, приветливая Дуняша стала не только хозяйкой дома, но и первой помощницей отцу в его нелегком труде. Ра-дуясь, глядя на дочь, Вырин, наверняка, рисовал в сво-ем воображении картины будущего, где он, уже ста-рик, живет подле Дуни, ставшей уважаемой женой и матерью. Но «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать». И в повествование вступают зако-ны эпохи, когда любой старший — по званию ли, по чину или по сословию, вторгается в жизнь «маленько-го человека», сметая все на своем пути, не считаясь ни с чужими чувствами, ни с нравственными устоями. Ломая жизни, калеча души людей, чувствуя за собой защиту других власть или деньги имущих. Так посту-пил с Выриным гусар Минский, увезший Дуню в Пе-тербург. Бедный смотритель пытается сопротивляться ударам судьбы, отправляясь на поиски своей дочери. Но в мире, где все продается и покупается, не верят ис-кренним, даже отцовским, чувствам. Минский выпро-важивает несчастного отца, унизительно сунув ему «..несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций». И это унижение спровоцировало пусть короткий и незначительный, но бунт «маленького человека»: «Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоп-тал каблуком и пошел...». Осознав бессмысленность своих действий, Вырин возвращается, но денег уже не находит.

Судьба дала ему еще один шанс повидаться с доче-рью, но Дуня второй раз предала отца, позволив Мин-скому вытолкнуть старика за дверь. Даже увидев горе своего отца, она не покаялась перед ним, не приехала к нему. Преданный и одинокий доживает последние дни Вырин на своей станции, грустя о дочери: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Утрата дочери лишила старика смысла жизни. Равнодушное общество молча взирало на него и на сотни других таких, как он, и все понима-ли, что глупо просить защиты слабому у сильного. Удел «маленького человека» — смирение . И умер станционный смотритель от собственной беспомощ-ности и от эгоистичного бездушия окружающего его общества.

К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается «Невским проспектом». Петербург Гоголя - это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа - это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург - город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель».

Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеиваются, был в те годы популярным. Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться». Акакий Акакиевич - робкий, пришибленный нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год; это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, переписывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.

Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, «что-то бог пошлет переписывать завтра». Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже человеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до буквфаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду. Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни - новая шинель. Ценой строжайшей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал «как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник», - доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому становится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа шинели. Кража шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у «значительного лица»: везде он встречал или полное равнодушие, или презрение и грозные окрики. Напуганный приемом у «значительного лица», робкий и забитый Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.

Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему. В финале этот маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Вряд ли Н. В. Гоголь призывает читателей к бунту, но он пробуждал в них мысль о несправедливости данного общества, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми.

Тема: трагедия «маленького человека» Н.В. Гоголь «Шинель» О маленьком человеке с любовью Каждый раз, когда в литературном произведении на первый план выходят герои, не имеющие богатств, занимающие в обществе скромное место, их называют «маленькими». Иногда это обидно и несправедливо по отношению к хорошим людям с большой душой. Да, они не занимают высоких постов, но по праву занимают свое место, дарованное им Богом. И решать: кто кого больше или меньше – только ему. Относящаяся к петербургскому циклу гоголевская «Шинель» как раз об одном таком хорошем человеке. Это произведение особняком стоит среди повестей Н. Гоголя, совершенно по-иному, с любовью, с добрым юмором автор рассказывает нам о жизни вечного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина (чувствуете, и фамилия от слова «башмачок», а не от «башмака»). Башмачкин – идеальный работник, он четко знает свое место и радуется ему, трезво оценивает свои способности и лишен напрочь такого порока, как немотивированное честолюбие. Его занятие в канцелярии заключается в переписывании бумаг, и делает он это самозабвенно, даже творчески, но не для того, чтобы кому-то угодить, а по велению сердца. Переписывание бумаг он превратил в свой особый, эмоциональный мир – ему нравилось общаться с буквами, наделяя их характером и чувствами. Гоголь изображает Акакия Акакиевича большим ребенком, кротким и послушным, поведение которого проникнуто христианством: кажется, не было ни одной заповеди, какую бы хоть на малость нарушил Башмачкин. Он спокойно принимал все насмешки над собой от молодых чиновником, но, когда они переходили границы дозволенного, тихо просил не обижать его. Однажды эта тихая просьба тихого человека возымела большое действие над одним из молодых сослуживцев, и потом спустя многие годы, во время необходимости остановить свой характер вспоминался тому Акакий Акакиевич, его маленькая лысинка и его жалостливые слова с просьбой не обижать. Все превратности жизни Башмачкин сносил стойко и терпеливо. Жил он исключительно на заработанные деньги. Да вот беда: старая шинель, которую все давно называли капотом, совсем прохудилась и починке не подлежала. И Акакий Акакиевич решился на подвиг аскетизма ради пошива новой шинели. В общем-то, другого пути, кроме экономии, он не видел для себя (и это не вина его), и потому месяцы рубль к рублю он складывал для обновы. Когда же этот торжественный день настал, радость Башмачкина была неописуемой. Так радоваться могут только чистые душой дети. Но именно в этот день, Акакий Акакиевич отступил от своих принципов: меньше работал, больше разговаривал, возвращаясь домой глазел по сторонам, и в довершении всего полностью нарушил свой режим, пойдя вечером в гости. Ведь и не хотел, ведь и говорить-то ему с ними было не о чем, но возможность выгулять лишний раз свою замечательную шинель, победила. Отступил раз – второй раз не за горами. Окунувшийся в какие-то несвойственные ему ощущения Башмачкин забылся, возгордился, выпил в гостях пару бокалов шампанского и… по пути домой навсегда расстался с шинелью. Ограбление Акакия Акакиевича неизвестными бандитами ужасно для бедного советника, но не менее трагично оно воспринимается и читателем, ведь и он вместе с героем шаг за шагом шел к желанной цели, да еще какою ценою – и в один момент все рушится. Горе одинаково приходит и к богатому, и к бедному, и слезы, что у богатых, что у бедных одинаковые, соленые. Вот только громадная государственная машина, призванная помогать всем гражданам, бедняков не видит совсем. Это она придумала простому человеку мерку «маленький», а потому из века в век не замечает его с высоты своего положения. Не нашел защиты у государственных чиновников и Башмачкин: услышал он только ругательные слова в свой адрес да увидел непроницаемое равнодушие. Акакий Акакиевич от простуды и несправедливости умирает. Но перед смертью вся сущность его вдруг начинает бунтовать против такой несправедливости. В бреду он ругается на «значительное лицо», не взирая на генеральский чин того, видимо, таким образом отстаивая право на равенство между людьми. Но это не конец повести – продолжается она уже в фантастическом ракурсе. Пошли слухи, что Башмачкин по ночам встает из могилы и грабит прохожих, снимая с них шинели, любые, без разбору. И однажды под руку возмездия попадается то самое значительное лицо генеральского чина. Генерал так же, как и Башмачкин в день своего долгожданного праздника, возвращался от друзей, так же у него было выпито шампанского, и он находился в хорошем расположении духа. Появившийся злой призрак Акакия Акакиевича навел ужас на генерала, и тот безропотно отдает свою богатую шинель. Это событие возымело определенное душевное воздействие на государственного чиновника. Но только, что для него потеря какой-то шинели?! Он может их позволить себе сколько душе угодно. Расценивать концовку «Шинели» можно и так и сяк. Можно видеть в ней великое прорицание очередного народного бунта, а можно заметить и призыв к религиозной нравственности. Последнее вероятнее, потому что никаким бунтом справедливости, как показала история, не достичь. На место одних слепых и глухих государство водружает других.

Трагедия маленького человека в повести Гоголя Шинель

К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается «Невским проспектом». Петербург Гоголя - это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа - это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург - город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель».

Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеиваются, был в те годы популярным. Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться». Акакий Акакиевич - робкий, пришибленный нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год; это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, переписывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.

Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, «что-то бог пошлет переписывать завтра». Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже человеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до буквфаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду. Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни - новая шинель. Ценой строжайшей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал «как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник», - доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому становится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа шинели. Кража шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у «значительного лица»: везде он встречал или полное равнодушие, или презрение и грозные окрики. Напуганный приемом у «значительного лица», робкий и забитый Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.

Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему. В финале этот маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Вряд ли Н. В. Гоголь призывает читателей к бунту, но он пробуждал в них мысль о несправедливости данного общества, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми.