Описания типов акцентуаций и рекомендации по их "нормализации". Н.Юргина. Описание типов акцентуации характера по классификации личко

Человеческие характеры очень разнообразны, но среди них, тем не менее, можно выделить типичные «рисунки». Для описания некоторых подобных паттернов в психологии существует понятие «акцентуация». Так называют сумму наиболее ярко очерченных свойств характера, которые еще находятся в пределах клинической нормы, но делают человека уязвимым к психологическим нагрузкам определенного типа. Циклоидная акцентуация - один из ее вариантов. T&P рассказывают о том, что отличает циклоида от циклотимика, каковы плюсы и минусы этого типа и что делать, если у вас такой характер.

Акцентуация характера - это не болезнь. Несмотря на то, что некоторые названия вариантов акцентуации: эпилептоид, истероид, шизоид и другие, - образованы от названий психических заболеваний, любой человек с акцентуацией здоров и нормален. У эпилептоида нет эпилепсии, а шизоид не болеет шизофренией (иначе они стали бы эпилептиком и шизофреником). У людей с акцентуацией лишь обострены определенные черты характера. Создатель этого понятия, немецкий психиатр Карл Леонгард, к примеру, писал, что «население Берлина - это на 50% акцентуированные личности и на 50% - стандартный тип людей». Тем не менее, в некоторых неблагоприятных обстоятельствах акцентуация может превратиться в болезнь, «добрав» патологичности.

Составители Энциклопедического словаря по психологии и педагогике (2013) пишут об этом понятии так: «Акцентуации характера отличаются от психопатий отсутствием одновременного проявления свойственной последним триады признаков: стабильность характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации». Иначе говоря, эпилептоид не всегда стремится маниакально поддерживать порядок, а истероид не в любой ситуации жаждет оказаться в центре всеобщего внимания.

В российской психологии акцентуация характера остается популярным понятием, однако общепринятой классификации на сегодняшний день не существует. Современные версии типологии опираются на работы Карла Леонгарда, монографию советского психиатра Андрея Личко и другие исследования. Работы Личко позволили глубже понять причины появления и этиологию неврозов, поскольку психиатр выдвинул концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления», или «слабого звена» в характере.

«Введение понятия “места наименьшего сопротивления” характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу - важный вклад в психологическую теорию характера, - пишет в своей монографии российский психолог, специалист в области экспериментальной психологии и нейро-лингвистического программирования, профессор МГУ Юлия Гиппенрейтер. - Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т. п.»

Вдоль по радуге в грозу: плюсы и минусы циклоидной акцентуации

Название циклоидной акцентуации характера дала геометрическая кривая - циклоида, или рулетта, как называли ее раньше. Эту кривую рисует катящаяся окружность. Паскаль писал о ней так: «Рулетта является линией столь обычной, что после прямой и окружности нет более часто встречающейся линии; она так часто вычерчивается перед глазами каждого, что надо удивляться тому, как не рассмотрели ее древние… ибо это не что иное, как путь, описываемый в воздухе гвоздем колеса».

На плоскости циклоида выглядит как бесконечная последовательность арок, которые упираются своим основанием в горизонталь. Окружность «катится» по этой горизонтали, и точка у нее на боку описывает полукруг, то оказываясь в высшей точке, то падая к подножию. Именно так повышается и падает настроение у человека с циклоидной акцентуацией характера. У циклоида нет циклотимии - психического аффективного расстройства, при котором эмоциональное состояние человека колеблется между депрессией и гипертимией (или даже гипоманией). Циклотимик страдает от резких скачков настроения и работоспособности, которые мешают ему вести привычный образ жизни, - в то время как циклоид просто живет как на качелях, которые постоянно описывают полукруг, поднимая его высоко над землей и вновь опуская к исходной точке.

«Диаметр» циклоиды, по которой скользит настроение такого человека, может быть разным: от мягких беспричинных перепадов между «не очень» и «в порядке» до настоящих прыжков от счастья до глубокой тоски и обратно. При этом для окружающих такой человек, как правило, остается отличным деловым партнером, внимательным другом и нежным возлюбленным. Он не склонен к конфликтам (исключая моменты самых глубоких падений), ведет себя естественно и добродушно, спокойно относится ко многим обстоятельствам, которые у других людей вызывают массу негативных чувств. В темпераменте циклоида есть теплота и мягкость, ему присущи юмор и озорство. Он не расстается с этими качествами даже в моменты грусти, хотя становится обходительным одиночкой, не выказывая враждебности к другим.

Существенный плюс циклоидной акцентуации характера заключается в том, что она делает человека гибким и адаптивным, способствуя развитию способностей к эмпатии. Циклоид легко настраиватеся на любую волну, поскольку эмоциональные «качели» априори обеспечивают ему широкий психологический диапазон. Такой человек остро чувствует радость жизни и ее печаль. Это помогает в развитии творческих навыков и подчас позволяет «превратить» циклоидную акцентуацию в карьеру писателя, художника или журналиста.

При этом сами скачки настроения, особенно во взрослом возрасте, не ощущаются ярко. Человек с циклоидной акцентуацией характера скорее назовет это «градиентом» - от светлой грусти до развернутой тоски - и от легкого желания улыбнуться до бодрости, радости и склонности к гедонизму. Разного рода удовольствия, оттенки чувств и нюансы обстоятельств доступны и знакомы таким людям. Они знают о них очень много - и много могут о них рассказать, обеспечив собеседнику, слушателю или читателю с другим складом характера шанс научиться радоваться повседневности.

Эмоциональные градиенты циклоидной акцентуации, с другой стороны, создают специфический ритм жизни: скачет работоспособность, эмоциональность, общительность, самооценка, общий уровень энергии, творческие способности. И в этом случае, конечно, нужно приспособить к акцентуации свой график жизни: например, выбирать проектную работу с ее рывками и паузами, - или свободный график. В последнем случае стоит помнить, что в фазе подъема все обычно получается, складывается и приносит плоды само по себе, - а вот в фазе спада может быть трудно. В нижней точке кривой циклоид становится уязвимым, страдает от недостатка жизненных сил и веры в себя.

И это пройдет: если вы циклоид

Человеку с циклоидной акцентуацией характера необходимо помнить, что спады его настроения возникают сами по себе - и исчезают так же. Негативное состояние просто «проходит», и главная задача заключается в том, чтобы до начала нового взлета не наделать ошибок, перессорившись с окружающими, бросив институт или недописанную книгу.

Более серьезная опасность для циклоида заключается в том, что в неблагоприятных обстоятельствах такая акцентуация может превратиться в биполярное расстройство, циклотимию или маниакально-депрессивный психоз. Особенно внимательно относиться к своим «перепадам» следует тем, у кого в семье уже были случаи одного из этих психических заболеваний. И все-таки, даже если семейный анамнез налицо, болезни можно избежать, - ведь она развивается как правило не сама по себе, а на фоне длительного и интенсивного стресса. Именно от него циклоиду нужно беречь себя, избегая по-настоящему стрессогенных обстоятельств или смягчая их по мере сил.

Гвоздь колеса: если рядом циклоид

Люди с циклоидной акцентуацией характера хорошо переносят многие неприятные моменты межличностных отношений, однако и у них есть «ахиллесова пята». Они не терпят монотонных действий в работе и рутинности в личных отношениях. В погоне за разнообразием и приключениями такие люди подчас могут совершать настоящие маленькие безумства, - но, вероятно, будут рады, если их близкие решат поучаствовать в затее.

В негативной фазе самооценку циклоида легко травмировать, поскольку в эти моменты он склонен себя недооценивать. У него мало сил, нет веры в себя, он бросает начатое, отказывается от прошлых целей. Вот почему в фазе падения человеку с циклоидной акцентуацией важно помочь быть последовательным и поддержать его, чтобы он не потерял достижения и бонусы, заработанные на подъеме.

Циклоидный или циклотимный тип личности – это такие особенности реагирования и поведения, которые заключаются в волнообразной смене настроения и соответствующего способа поведения. Превалирующее приподнятое настроение с высокой степенью общительности и общественно-полезной деятельности неожиданно и необъяснимо для самого циклотима сменяется приступами хандры, грусти и подавленности, а затем может меняться на период суперактивности и сверхдеятельности.

Циклоидная акцентуация характеризуется наличием двух обязательных фаз. Фаза активности, бодрости и энергии называется периодом гипертимности. Она сменяется субдепрессией, в период которой наблюдаются:

Эта фаза может иметь разные степени выраженности. Однако она обычно кратковременна и не длится более двух недель.

Впервые циклоидный тип характера был описан Кречмером в далёком 1921 году, а затем упоминался в исследованиях по психиатрии П.Ганнушкина 1933 года. Наряду с конституционально-депрессивной, гипертимной и эмотивно-лабильной, он рассматривал ещё и циклоидную психопатию. Однако, описываемые случаи скорее являлись лёгкими формами маниакально-депрессивного психоза.

В настоящее время многими психиатрами ставится под сомнение сама возможность постановки такого диагноза. Другие же отстаивают право на такую формулировку, работая с пациентами, страдающими эндогенными психозами. Тем не менее, в МКБ-10 понятия «циклоидного расстройства личности» как диагноза не существует, а подобные перепады относят именно к «расстройствам настроения», а не самой личности. В быту же циклоидным расстройством скорее называют более ярко выраженные проявления циклотимной акцентуации.

Однако, чаще всего описываются случаи, где изменения упомянутого эмоционального фона «скачкообразно» или «периодами», тем не менее никогда не доходит до психотического уровня. И тогда уместно говорить о циклоидном типе акцентуации характера личности.

По мнению А.Личко, существует две вариации циклоидной акцентуации у подростков – типичные циклоиды и лабильные циклотимы.

Особенности поведения и реагирования

Типичные циклоиды сперва ничем не проявляют особенности своего поведения и реагирования. Дети, как правило, бойкие, активные, увлекающиеся и общительные. С наступлением подросткового кризиса, в период активного полового созревания или сразу после него, к 16-19 годам, фиксируется первый случай субдепрессии.

У девочек первый случай «упадка» может быть связан с менархе (первыми месячными) и фиксироваться гораздо раньше – уже с тринадцати лет. Он часто сопровождается и объективными для данной ситуации жалобами: болями, головокружением. Но остальные симптомы сходны, и основные проявления связаны с:

Именно последний пункт и заставляет родителей, по своей инициативе или по направлению врачей, обращаться к психиатру. Часто сразу после суицидальных попыток, подросток попадает в психиатрическое отделение.

Важно отметить, что такие пациенты имеют тенденцию к «резкому выздоравливанию» после описываемых выше попыток. В лечебном учреждении они начинают резко «чувствовать себя лучше» без использования антидепрессантов, критически относятся к своим действиям и поведению за последний период.

Наиболее часто встречающийся в научной литературе и своего рода классический случай с подростком шестнадцати лет. Попал в поле зрения психиатров после суицидальной попытки. До этого отмечалась «неожиданно возникшая какая-то хандра». Всё стало «валится с рук», появились плохие отметки, учёба перестала интересовать.

Так же неохотно проходили тренировки, «спустя рукава». Пропал интерес к научной работе и общественной деятельности. Изменились вкусовые пристрастия, и пропал аппетит. Общее состояние стало подавленным и пессимистичным, часто пытался доказывать отцу, что в жизни отсутствует справедливость. Факты злоупотребления алкоголем или иными психотропными препаратами были исключены. Конкретных случаев неудач в интимных или сексуальных контактах, которые могли спровоцировать подобное состояние, не было.

После «проработке в школе» и конфликта с родителями, почувствовал свою «духовную нищету» и «неполноценность» и предпринял попытку медикаментозного суицида, который был признан истинным недемонстративным покушением на фоне острой аффективной реакции.

После оказания реанимационных мероприятий, настроение пациента резко улучшилось без применения антидепрессантов, свои действия оценивал критически, скучал по родным, друзьям и учёбе. При оценке психологом и психиатром был диагностирован циклоидный (циклотимный) тип личности.

Затем наблюдался два года, отмечая «плохие периоды хандры» каждые один-два месяца, продолжительностью от одной до двух недель. Однако, осведомлённость помогала справляться с ними с минимальным риском для здоровья и общественных контактов. К девятнадцати годам фазы сгладились и перестали беспокоить.

Но, справедливости ради, можно сказать, что проявление фаз типичных циклоидов не всегда настораживает в период субдепрессии. Иногда беспокойство у родителей вызывает ярко выраженная гипертимия.

Так фаза подавленности у девушки 14 лет совпадала с периодами менструальных кровотечений, дополнялась жалобами физических недомоганий и болей и списывалась родителями на этот факт. Однако, она не сменялась обычным состоянием, а переходила в гипертимную полосу поведения. И если неимоверный подъём настроения и стремление наверстать упущенное в учёбе только радовали домочадцев, то несвойственные ранее рискованные поступки, «странные и необдуманные знакомства» и непривычное, смелое, часто злое «подшучивание» над взрослыми удивило их и заставило обратиться сначала к школьному психологу, а затем – к психотерапевту.

Также было выявлено, что в этой фазе девушка говорила про невозможность оставаться в одиночестве и скуке, которая вызывала предсказуемая и размеренная жизнь. Призналась, что в эти периоды подумывала «посмотреть мир» и «отправится в путешествие автостопом». Однако, «через неделю не решилась». Именно эти дополнения натолкнули на мысль диагностировать, а затем и подтвердить циклоидный (циклотимный) тип личности.

Как можно видеть из данного примера, важно работать с клиентами не только в стадии «всё плохо», но и в стадии «весь мир у наших ног». Ведь, в описываемом случае, автостоп для девочки-подростка может быть чреват не менее печальными последствиями, чем попытки суицида в фазе депрессии.

Обращение к психологу

Стоит так же обратить внимание, что, по мнению Ю. Строгова, С. Озерецковского и многих других авторов, общее утомление, различные заболевания и астенизация усугубляют протекание субдепрессивной фазы, делают её более ярко выраженной. Поэтому, часто первые случаи обращения к психологу происходят на фоне истощающих событий: поступление или учёбе на первых курсах института, активного физиологического роста подростка, повторяющихся непсихиатрических заболеваний или хронических обострений и многое другое, включая изменение периодов сна и бодрствования, вызванных компьютерной зависимостью или работой в ночное время.

Что касается лабильных циклоидов, то фазы здесь гораздо короче и могут чаще меняться. Пара «отличных дней» сменяется несколькими «отвратительными», которые характеризуются скорее дурным настроением, чем общим подавленным состоянием и упадком сил. Хотя ощущение вялости и того, что «всё валится из рук» могут присутствовать.

В принципе, поведение лабильных циклоидов часто остаётся не диагностируемым и незамеченным именно из-за кратковременности фаз. Даже на приёме у психолога, на первый план начинают выходить объективные причины, которые могли бы спровоцировать подобные ощущения. А так как фаза «хандры» проходит быстро, то кажется, что именно установление причины и приводит к её завершению. Диагноз же ставится редко и чаще всего так же после суицидальной попытки.

Как мы видим, лишь суициды, как правило, заставляют обратиться к специалистам людям с подобной акцентуацией характера. Циклоидный (циклотимный) тип личности, тем не менее, по разным оценкам, наблюдается у 5% подростков и более 10% взрослых.

С возрастом, гипертимы могут проявлять признаки депрессивных периодов, трансформируясь в циклотимов. А ведь именно в период необъяснимых приступов «разбитости» и «когда всё не так» важнее всего обратится к психологу или психиатру. Более того, не исключена возможность не только оказания непосредственной помощи, но и коррекции сопутствующих моментов: режима жизнедеятельности, полноценного отдыха. И чем быстрее циклотим осознает особенности своего типа, тем меньше будет доведенных до конца суицидов.

Склонен к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У него периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Более того, люди циклотимического типа акцентуации характера, тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми.

В периоды депрессии, поведение человека с циклометрическим типом акцентуации характера, сходно с дистимной акцентуацией характера, которая сменяется активностью, свойственной гипертимическому типу.

Аффективно-экзальтированный тип

Человека данного типа акцентуации характера можно узнать по свойственной ему высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким.

Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отрицательные черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Работа опросника Шмишека

Опросник состоит из 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности).

Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.

Сумма "сырых" баллов умноженная на соответствующий коэффициент дает показатель типа акцентуации . Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера) .

Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших и актуальнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики нарушений социальной и психической адаптации, а так же предрасположенности к невротизации и психопатизации.



Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера .

Диагностика акцентуированных черт характера играет немаловажную роль и приобретает актуальность не только потому, что под воздействием психотравмирующих факторов они способны переходить в патологическое состояние, но и потому, что сохранение душевного равновесия – важная предпосылка для нормальной жизнедеятельности человека и достаточной продуктивности его работы. Для приспособления к быстро изменяющимся условиям информационно перегруженного мира необходим достаточный резерв душевных сил. Человеческая психика очень ранима, а отрицательных воздействий на психику в течение жизни человека великое множество, начиная от мелких огорчений и обид, связанных с семейными взаимоотношениями, и до тяжелых личностных потрясений и трагедий в жизни человека.

Каждый человек – этот индивидуальность, со своими особенностями характера и возможностями к адаптации. Одни люди достаточно устойчивы ко многим стрессовым воздействиям и “хорошо держат удар”, могут из любой ситуации найти, по крайней мере, один выход, и находят его, а негативные внешние воздействия не оказывают заметного влияния на их душевное равновесие. А другие люди имеют совершенно иные черты характера, и даже не столь значительная психическая травма может оказать существенное отрицательное влияние на их психику и вызвать различные психические нарушения.

И как уже было сказано, знание особенностей своего характера, особенностей восприятия тех или иных событий и реагирования на них, делает возможным реакцию многих психотравмирующих ситуаций более отстраненно, что может как раз и обеспечить резерв душевных сил, а так же могут помочь вовремя обратить внимание на данные особенности личности и не дать возможности им развиться в отрицательную сторону, перейти в патологию. Или же, через развитие противоположных акцентуаций характера, сделать более уравновешенным личность человека, облегчить межличностное общение, адаптацию к новым условиям жизни.

Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у различных авторов (К.Леонгард, А.Личко), поэтому я попытаюсь отразить точку зрения обоих авторов на проблему акцентуации. Однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным, поэтому перечень акцентуаций я приведу, заимствуя наиболее удачные термины из обеих классификационных систем.

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование акцентуаций характера, как особенностей личности, исследование сочетания различных акцентуированной черт характера личности, для дальнейшего использования в работе.

Задачи исследования :

1. Изучить черты, формирующие акцентуированную личность, а так же классификации акцентуаций характера различных авторов.

2. Описать типы акцентуаций характера, особенности их проявления, и их сочетания.

3. Описать методику определения типа акцентуированных черт характера Г.Шмишека (1970 г.) и рассмотреть возможности ее использования для определения индивидуальных особенностей личности, а в дальнейшем, для выявления нарушений психической адаптации на ранних этапах.

Решение заявленной проблемы может использоваться для решения следующих практических задач:

Составление коррекционных программ;

Профориентация и профотбор;

Выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям и т. д., с целью социально-психологической поддержки.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Существуют варианты в характере человеческих ре­акций на окружающее: существуют люди с более или менее вы­раженным эгоизмом или альтруизмом, более или менее честолю­бивые, более или менее способные к состраданию, более или менее исполненные чувства долга и т. д. Это значит, что в сфере стрем­лений и склонностей на основании таких вариаций возникают человеческие индивидуальности, которые отличаются друг от друга.

Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей, 2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.

Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер.

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Акцентуированныечерты, характера далеко не так многочис­ленны, как черты вариантные. Это те же самые черты, но они имеют наклонность, как уже говорилось, перейти в патологию. Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

Еще на заре учения о психопатиях возникла необходимость их отделения от крайних вариантов нормы. В.М.Бехтерев (1886) упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием ». П.Б.Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначил как «латентную психопатию », M.Framer (1949) и О.Кербиков (1961) – как «предпсихопатию », Г.К.Ушаков (1973) – как «крайние варианты нормального характера ». Наиболее же распространенным стал термин, введенный K.Leonhard (1968) – «акцентуированная личность ». В нашей стране получил распространение несколько другой термин – «акцентуации характера » - введенный А.Е.Личко, на основании того, что понятие «личность» более сложное, чем понятие «характер» и включает в себя интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д., а также потому, что в описаниях К.Леонгарда речь идет именно о типах характера.

Как уже говорилось ранее, взгляд на проблему акцентуации характера отличен у разных авторов. Для примера я приведу сводную таблицу классификаций акцентуации характера по К.Леогарду и А.Е.Личко, сопоставленную В.В.Юстицким (1977), а далее попробуем рассмотреть точки зрения данных исследователей каждую в отдельности и дать краткую оценку по каждой из представленных классификаций.

Тип акцентуированной личности по К.Leonhard (1976) Тип акцентуации характера по А.Е.Личко (1977)
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Застревающий -
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимический Гипертимный
Дистимический -
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Сенситивный Неустойчивый Конформный Астено-невротический Шизоидный Сенситивный Неустойчивый Конформный Астено-невротический

Мы воспринимаем людей по-разному. И на первый взгляд невозможно определить характер человека, особенно если он переменчив. Каждый индивид уникален, имеет свой нрав. Сегодня мы будем говорить о циклоидном типе личности, лабильном и многом другом.

Сначала об акцентуациях

Классификации акцентуаций характера были представлены А. Е. Личко и К. Леонгардом. Типология первого состояла из 11 типов личности, каждому из которых присущи особые проявления, наблюдаемые в подростковом возрасте. Он также выделял и виды:

  • Явная акцентуация. Это когда черты характера человека выражены на протяжении всей жизни.
  • И скрытая. Острые характеристики проявляются в трудных условиях и ситуациях.

Леонгард выделял 12 видов, некоторые из них совпадают с классификацией Личко. Разделял на следующие группы:

  • Эмоциональность.
  • Характер.
  • Личностный уровень.

Занимался изучением типологии характеров взрослых.

Причины возникновения акцентуаций

Акцентуированный нрав формируется и развивается под воздействием многих факторов. К ним можно отнести недостаток в общении со сверстниками и родителями. Основная причина - наследственность. На появление острых черт влияет окружение (семья и друзья), неверный стиль воспитания (чрезмерная опека или недостаток внимания, любви и заботы). Все это становится причиной К акцентуации также могут привести низкая самооценка, неудовлетворенность потребностями, физические недостатки и психологические заболевания. А теперь приступим к обсуждению циклоидного типа личности.

Узнаем, кто такие циклотимики

Это люди, настроение которых меняется очень часто, независимо от внешних факторов. Циклоидный тип личности - акцентуация характера, при которой эмоционально состояние человека меняется резко и беспричинно. Внезапно эйфория может смениться грустью. Причем сам циклотимик не знает, отчего это происходит. Поговорим о циклоидном

Особенности характера

Уже в раннем детстве таких людей можно узнать по присущей им гипертимности. Они активны, слишком самостоятельны, стремятся быть лидерами, трудолюбивы, доброжелательны, дружелюбны, что подкупает собеседника с первой минуты общения. Очень болтливы, но при этом чрезмерно обаятельны. Благодаря эмоциональности и жестикуляции могут даже самую простую историю преподнести красочно и сочно, добавив юморную изюминку.

Легко адаптируются в новом кругу, поэтому без труда социализируются. Быстро находят общий язык с окружающими. Но есть и некоторые минусы, конечно же:

  • Неустойчивость характера.
  • Непостоянство. Часто меняют хобби, интересы.
  • Неразборчивость, к примеру в выборе друзей, почему и попадают в плохие компании.

Разобраться в душевном состоянии трудно и самим обладателям циклоидного типа, не то что окружающим.

Развитие циклотимиков

Предугадать или оказать воздействие на развитие акцентуации характера циклоидного типа личности в раннем детстве практически невозможно. Поведение и эмоциональность хоть и могут нуждаться в корректировке, но не выходят за границы общепринятых норм и правил в социуме. Индивид может самостоятельно контролировать их и исправлять.

Циклоидный тип личности, как и другие, формируется и развивается под воздействием многих внешних факторов, таких как:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Воспитание и другие.

Циклотимики начинают демонстрировать свой характер уже в детстве, в подростковом же возрасте он становится более явным. Это быстрая смена настроения, к примеру с депрессии на эйфорию.

Подробнее о подростковом возрасте

Именно в этот период у детей возникает первый крупный фрагмент пониженного настроения. У девочек, к примеру, этот феномен может совпасть с наступлением менструации. Появляется раздражительность, пропадает интерес к учебе, играм и общению со сверстниками, наступает быстрая утомляемость.

В период спада настроения к подросткам нельзя лезть с расспросами, так как могут ответить грубо. Им это и самим не по нраву, так как ранее были совсем другими и находили общий язык с родителями.

Причины развития

Четко не обозначены, но есть ряд факторов, которые могут усугубить развитие циклоидного типа личности и привести к психологическим патологиям. Рассмотрим их:

  • Это родственников.
  • Повреждение головного мозга (травма) и инфекции, сопровождающиеся повышенной температурой и интоксикацией.
  • Применение токсичных веществ.

И, конечно же, опасный момент, когда одновременно с фазой плохого настроения совпадает психологическая травмирующая ситуация или обстоятельство. Это только больше усугубляет удрученное состояние, что может привести к попытке суицида.

Поговорим о лабильно-циклоидном типе личности

В подростковом возрасте может наблюдаться два вида акцентуации:

  1. Типичные.
  2. И лабильные циклоиды.

Типичные, как правило, в детстве ничем не отличаются от обычных детей, скорее даже походят на гипертимов. В подростковом возрасте возникает начальная субдепрессивная фаза. Отмечается склонность к апатии и раздражительности. Ощущается вялость и слабость. В этот период подростки особо уязвимы, нарекания со стороны родителей и окружающих, неудачи могут привести к глубокой депрессии, психологической травме и даже суицидальным попыткам. У типичных циклоидов фазы длятся от 2 до 3 недель.

У лабильных циклоидов фазы значительно короче - до нескольких дней. Более того, в период спада настроения у них отмечается не вялость, не утрата сил и неудовлетворенность, а скорее легкая грусть. И в отличие от лабильного типа, из-за незначительных событий настроение резко не меняется.

Подростковые поведенческие реакции обоих типов умеренно выраженные. Прослеживается нестойкость в увлечениях. Поскольку самооценка формируется постепенно, из-за недостатка опыта она еще неточна.

В детстве такие индивиды, как правило, не выделяются среди других. Лишь у единиц прослеживаются невротические реакции. Главная особенность - крайняя переменчивость эмоционального состояния. Если настроение меняется чрезвычайно круто, а причиной тому - повод совсем незначительный, налицо формирование лабильного типа личности. При этом эмоциональное состояние будет сопровождаться глубокими переживаниями, плохим аппетитом и сном, желанием побыть в одиночестве или же, наоборот, устремиться в шумную компанию и так далее.

Для представителей данного типа личности характерны чувственность, верная дружба. Они способны на искреннюю привязанность к родным людям, если последние отвечают взаимностью (любовью и заботой), даже несмотря на часто повторяющиеся мелкие ссоры.

Лабильным подросткам нравится похвала, различные знаки внимания, поощрение. А вот порицание, критику, осуждение они переносят тяжело, глубоко переживая, что приводит к унынию. Подростки данного типа личности знакомы с особенностями своего характера, знают, что относятся к «людям настроения», от последнего все и зависит. Предлагают окружающим воспринимать их такими, какие они есть.

Поговорим о гипертимном типе

Гипертимный тип акцентуации характеризуется активной жизненной позицией, повышенным настроением, жаждой общения. С детства гипертимы самостоятельны, легко адаптируются в новом окружении. Очень общительны, даже болтливы, озорны, склонны к шалостям и хулиганству. Они стремятся к лидерству, неутомимы, способны оказывать на окружающих благоприятное впечатление. Не любят одиночества и никогда не доводят до конца масштабные дела.

Не выносят однообразия, монотонного труда, безделья. Легко меняют увлечения, хобби, обожают риск. Неудачи могут негативно повлиять на гипертимов, но ненадолго. Они легко восстанавливаются и возвращаются в свое привычное эмоциональное состояние. Без труда могут извиниться.

Гипертимно-циклоидный тип может встречаться только в детстве, когда наблюдается поверхностная активность, общительность и приподнятое настроение. В их жизни возможны как ошеломляющие взлеты, так и резкие падения. Но они всегда находят выход из ситуации, хотя ненадежны в партнерском бизнесе.

Итак, в нашей статье мы узнали о циклоидном типе личности, особенностях характера и поведения, а также рассмотрели лабильный и гипертимный типы.

План.

1. Введение.

2. Гипертимный тип

3. Циклоидный тип

4. Лабильный тип

5. Астено-невротический тип

6. Сенситивный тип

7. Психастенический тип

8. Шизоидный тип

9. Эпилептоидный тип

10. Истероидный тип

11. Неустойчивый тип

12. Конформный тип

13. Смешанные типы.

14. О динамике акцентуаций характера

15. Литература

Введение.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. Е. Патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акценту­аций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” [Личко А.Е., 1977].

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период.

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии.

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая предложена K. Leongard (1968) и вторая – А. Е. Личко (1977). Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).

Тип акцентуированной личности,

по К. Леонгарду

Тип акцентуации характера,

по А.Е. Личко

Лабильный (аффективно–лабильный и аффективно-экзальтированный) Лабильный циклоид
Сверхподвижный
Эмотивный
Лабильный
Демонстративный Истероидный
Сверхпунктуальный (педантичный) Психастенический
Ригидно-аффективный
Неуправляемый (возбудимый)
Эпилептоидный
Интравертный Шизоидный
Боязливый (тревожный) Сенситивный
Неконцентрированный или неврастенический Астено-невротический
Экстравертный Конформный
Слабовольный Неустойчивый
- Гипертимный
- Циклоидный

Гипертимный тип

Этот тип психопатий детально описан Schneider (1923) и П.Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых и Г.Е. Сухаревой (1959) у детей и подростков. П.Б. Ганнушкин дал этому типу название "кон-ституционально-возбужденный" и включил в группу циклоидов.

Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность.

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты.

Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным. Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто.

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компаниях с приятелями.

Реакция увлечения отличается у гипертимных подростков богатством и разнообразием проявлений, но главное – крайним непостоянством хобби.

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью.

Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Решающую роль в том, что на гипертимной акцентуации произрастает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья. Как чрезмерная опека – гиперпротекция, мелочный контроль и жестокий диктат, да еще сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отношений, так и гипоопека, безнадзорность могут служить стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии.

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты.

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозивными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП

Как известно, этот тип был описан в 1921 г. Kretschmer и сперва стал широко использоваться в психиатрических исследованиях. П.Б. Ганнушкин (1933) включил в "группу циклоидов" четыре типа психопатов: "конституционально-депрессивных", "конституционально-возбужденных" (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии.

В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук.

Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами.

Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками.

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели.

У циклоидных подростков имеются свои "места наименьшего сопротивления". Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость К коренной ломке жизненного стереотипа.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче - несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема. Увлечения отличаются нестойкостью.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Этот тип наиболее полно описан под разными наименованиями "эмоционально-лабильный", (Schneider, 1923),"реактивно-лабильный" (П.Б. Ганнушкиным, 1933) или "эмотивно-лабильный" (Leongard, 1964, 1968) и др.