М. Горький "На дне": описание, герои, анализ пьесы. Люди дна - характеры и судьбы М. Горький На дне

Горький в своей пьесе предлагает читателям целый калейдоскоп различных характеров и героев. Далее рассмотрим кратко каждого.

Костылев

Костылев - 54-летний человек, является главой ночлежки. В целом, он является отрицательным героем, который склонен к злости и жадности, да и ко многим другим отрицательным качествам. У него есть супруга Василиса, к которой в свою очередь есть сестра по имени Наташа. К каждой он относится более чем пренебрежительно, может грубить и обижать. Этот человек не особенно задумывается о морали, более склонен к поиску личной выгоду. Он скупает краденое у Васьки Пепла, но в завершении пьесы гибнет от рук Васьки.

Василиса Карповна

Василиса Карповна – 26 лет, она супруга Костылева. Как говорят, наградная супруга. Костылев может себе позволить иметь молодуху на содержании, но и сама Василиса не сказать чтобы положительная героиня. Она склонна к разврату и жестокости, то есть не является тут подвластной и угнетенной, она сама знает собственные цели к которым идет и в итоге подговаривает Ваську, с которым когда-то имела отношения, избавиться от пожилого супруга.

Наташа

Наташа – 20 лет. Довольно милая и положительная девушка, которая подвергается всяческим унижениям от Василисы (сестрой которой является) и Костылева. Она нравится Ваське Пеплу, но тот не может ее обеспечить и она оказывается в больнице, а потом пропадает.

Васька Пепел

Васька Пепел - 28-летний преступник. Ранее он встречался с Василисой, которая продолжает испытывать к нему чувства, а сам Васька старается ухаживать за более молодой Наташей, которой предлагает убежать и начать жить честно, но такое предприятие не удается. Тем более Васька сидевший ранее многократно снова оказывается за решеткой, после того как расправился с Костылевым.

Лука

Лука - 60-лет, старик. Старик, который хочет помогать всем другим и умудренный опытом, но по факту его советы никому не нужны и даже вредят. Он вероятнее всего поселился в ночлежке после того как сбегает из каторги. Наверное, Лука не досидел собственный срок, не известно в чем его преступление.

Актер

Актер - 40-летний алкоголик. Он ранее служил в театре и копит деньги, чтобы уехать в какой-то мифический город, где лечат от алкоголизма. Об этом городе рассказал Лука и в этом совете снова проявляется его довольно вредное воздействие. Лука в итоге не называет в каком городе располагается искомая лечебница и этот герой снова пьет, после чего накладывает на себя руки.

Сатин

Сатин - 40-лет, алкоголик и нечестный картежник. Ему пришлось отсидеть пять лет, но тюрьма его не перевоспитала и он хочет продолжать существовать за счет шулерства, хотя он сам неглупый и образованный.

Барон

Барон - 33-летний пьяница, дворянин. Он служил чиновником, но попался на растрате и после семьи не смог наладить свой быт, оказался нищим. Его снабжает деньгами Настя, с которой он встречается и благодаря этому может пить.

Настя

Настя - 24-летняя девушка. Терпит Барона, который ее унижает, хотя и встречается с ней. Вероятно, девушка легкого поведения или зарабатывает каким-то другим непристойным образом. Обожает любовные романы, которые по большей части читает для того чтобы придумывать какие-то любовные истории с собственной персоной в главной роли. Конечно, никто ей особенно не верит.

Бубнов

Бубнов – 45 лет. Ранее он владел меховой мастерской, которой лишился после развода. Теперь нищий.

Клещ

Клещ - 40-летний ремесленник, слесарь. Непрестанно унижает супругу, которая заболевает. После гибели Анны он продает инструменты чтобы похоронить супругу.

Анна

Анна - 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Страдает от чахотки и сама считает болезнь причиной плохого отношения супруга.

Квашня

Квашня - 40-летняя торговка пельменями. Женщина, которая была бита супругом на протяжении восьми лет, после чего развелась, а потом выходит за Медведева, который оказывается сам под рукой этой женщины.

Медведев

Медведев - 50-летний полицейский. Для Василисы и Наташи он является дядей. После того как он становится мужем Квашни, начинает пить. На протяжении всей пьесы он закрывает глаза на дела, которыми занимаются Костылев, Васька и остальные. Помимо этого он также не считает нужным вмешиваться в побои, которые учиняют Костылев и Василиса Наташе.

Алешка

Алешка - 20-летний сапожник, пьяница. Несчастный молодой человек, который иногда пьет и оказывается в полиции. Может петь и играть на гармошке.

Татарин

Татарин - обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Является одним из немногих честных людей и даже обличает Сатина и Барона в нечестной картежной игре. Под завершение пьесы он оказывается со сломанной рукой и соответственно без работы.

Кривой Зоб

Кривой Зоб - тоже грузчик. В отличие от Татарина, он хорошо знает о карточной нечестной игре (имеется в виду Сатина и Барона), но отношение у него другое, он оправдывает этих людей. Любит петь, в чем составляет компанию другим обитателям ночлежки.

Характеристика героев произведения Горького На дне (2 вариант)

В пьесе «На дне» мы видим множество самых разных персонажей со своими судьбами, чувствами и проблемами. Далее попытаемся обратить пристальное внимание и рассмотреть каждого из них более подробно.

Костылев это глава ночлежки в годах. Горький рисует его как персонажа отрицательного, которому чужды нормы морали. Он склонен к вспышкам агрессии, злобе, он скуп и жаден. Также у него имеется жена Василиса. А у Василисы есть сестра Наташа. И к каждой из женщин Костылев предпочитает отрицательно, с ними он груб, нахален и часто норовит обидеть. Костылев человек меркантильный, он привык во всем искать выгоду. Он скупает у Васьки Пепла вещи, которые некогда были украдены, не задумываясь о своих поступках. В конце произведения Васька его убивает.

Василиса Карповна это жена Костылева. Женщину, равно как и супруга, нельзя назвать положительным персонажем. Она развратна, склонна к порокам, жестока. У нее есть свои цели и мечты. В конце концов, она подговаривает своего бывшего любовника Ваську Пепла на убийство Костылева.

Наташа – двадцатилетняя сестра Василисы. Мила, красива, но часто подвергается унижениям от своей родственницы и ее мужа. Васька Пеплов имеет на девушку свои виды, но он понимает, что не способен ее обеспечить. Вскоре Наташа оказывается в больнице, после чего пропадает навсегда.

Васька Пепел – мужчина 28 лет, преступник. Некогда имел любовные отношения с Василисой. Женщина все еще испытывает к нему чувства, в то время как сам Васька предпочитает ухаживать за юной Наташей. Девушка предлагает ему убежать и начать совместную честную жизнь, но им это не удается. Тем более Васька вновь оказывается в тюрьме за убийство Костылева.

Лука – шестидесятилетний старик, желающий каждому дать совет и помочь. Но никто не прислушивается к советам старика, никто его не слушает. Скорее всего, в ночлежке Лука оказался после побега из каторги, но мы так и не узнаем настоящую историю старика.

Актер – алкоголик в годах. Когда-то актер действительно работал в театре. Сейчас же он копит деньги, чтобы поехать в некий мифический город, где его излечат от недуга алкоголизма. Стоит ли говорить, что об этом городе Актеру рассказал Лука, чьи советы нередко оказываются вредными. Но Лука не говорит названия города, и Актер снова начинает прикладываться к бутылке, после чего совершает самоубийство от безысходности.

Сатин – сорокалетний алкоголик и картежный шулер. Мужчине пришлось отсидеть пять лет, но даже тюрьма не смогла его изменить, и он все также желает жить за счет карт. Является образованным и далеко не глупым человеком.

Барон – дворянин, пьяница. Некогда работал чиновником, но попался на преступлении, после чего опустил руки и стал нищенствовать. Пьет мужчина на деньги, которые ей дает Настя.

Настя – юная девушка, встречается с Бароном, несмотря на унижения и хамство. Скорее всего, данный персонаж зарабатывает себе на жизнь не самым подобающим девушке образом, об этом мы можем понять по немногочисленным намекам со стороны других персонажей. Страстью девушки являются любовные романы, благодаря которым она сочиняет истории с самой собой в главной роли. Но, понятное дело, никто ей не верит.

Квашня – немолодая торговка пельменями. Многие годы жила с мужчиной, который ее избивал и всячески угнетал. Но вскоре женщина наконец разводится и выходит замуж за Медведева.

Медведев – сотрудник полиции, родной дядя Василисы и Наташи. После женитьбы с Квашней начинает много пить. Несмотря на свою профессию, Медведев предпочитает закрывать глаза на происходящее вокруг него. Ему плевать даже на то, что Костылев частенько избивает его же племянниц.

Бубнов – простой мужчина, который некогда имел свое прибыльное дело. Но после развода с женой оказался не у дел, после чего стал бездомным и нищим.

Клещ – мужчина средних лет, работающий в слесарной. Имел привычку всячески издеваться над своей супругой, но вскоре она заболевает и умирает. После ее смерти мужчина, желая найти деньги на похороны, продает все свои слесарные инструменты.

Алешка – юный сапожник и безбожный пьяница. Из-за своей пагубной страсти часто оказывается в отделении полиции.

Татарин – простой грузчик, честный малый. В один момент обличает Барона и Сатина в нечестной игре в карты. В конце произведения ломает руку и остается безработным.

Одним из главных героев комедии Грибоедова «Горе от ума» является Скалозуб Сергей Сергеевич. Всю свою жизнь он потратил на военную службу, дослужился до полковника и очень хочет стать генералом

Лето самое прекрасное время года. Вся природа в это время цветет, растет и дает плоды. Насекомые, птицы и животные весь день заняты своими делами. Многие делают запасы на зиму, чтобы с комфортом пережить холода.

Каждый житель планеты в жизни стоит перед выбором. Сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний.

Человек создан не для того, чтобы влачить цепи, а для того, чтобы, широко расправив крылья, парить над землей.
В. Гюго
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы задумываемся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам. Сейчас, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем «милость к падшим», пьеса М. Горького «На дне» опять приобре- тает большое значение. Видимо, его пьесам вообще не дано умереть. Им предопределена долгая жизнь. О его пьесе «На дне» можно сказать, что она - энциклопедия предреволюционной России, история, запечатленная правдиво и мастерски. И нельзя забывать, что в ней много общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.
«Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!» Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя. Он выступал со страстным и горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех «свинцовых мерзостей» жизни.
В пьесе «На дне» с большой силой и непревзойденным художественным мастерством Горький показал те ужасные условия жизни, которые толкают людей на «дно» ее, в «яму». И тогда человек перестает быть человеком. И разве это люди, которые предстают перед нами в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но в этом виноваты и социальные условия. Горький показал эпоху обогащения одних людей за счет обнищания других. В каждом обитателе ночлежки, в его загубленной судьбе мы видим слитое воедино сочетание общественных и личных проблем.
Но даже и здесь, «на дне» жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои «короли» и им подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти. Они толкают людей на преступления, черствость, бесчестность. Воровал и ворует Васька Пепел. С самого рождения ему была предопределена судьба. Вот как он сам говорит об этом: «Мой путь - обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне то же заказал... Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын...» Умирает в страшных муках Анна. До самого последнего момента она верит в свое выздоровление: «А... может... может, выздоровлю я?» Но ее дух, ее внутреннюю веру подрывают слова обитателей ночлежки: «На что? На муку опять?» Окончательно спивается Актер. Они уже не могут подняться! А ведь это люди, которые знали когда-то и
другую жизнь. А теперь что у них осталось? Наверное, только- вера. «У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы - нет!» - с горьким чувством восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры, веры в лучшее. Этим качеством обладал сам Горький, он наделял им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Он зажег ее в Актере, которая потом разгорелась в огонек, в огонек спасения. Актер верил в лечебницу, где сможет излечиться от алкоголизма. Ваське Пеплу Лука советует начать новую жизнь - жизнь честную, без воровства. Но помогла ли кому-нибудь философия Луки? После его ухода жизнь ночлежников стала еще тяжелее. Эти люди так изломаны, что уже не могут ничего изменить в своей судьбе. Надежда, оброненная Лукой, только еще сильнее разбередила их раны. Им, в общем-то, нечего ждать. Зажег старик в их сердцах луч надежды, поманил, а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим крайне низко. Никогда уже он не выберется отсюда. И нам, читателям, становится не по себе от этих слов.
Пьеса говорит: так жить нельзя!
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. В Сатине погибла недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.
Пьеса «На дне» проникнута горячим, страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Нет, не может быть счастья, пока человек не свободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек!
Пьеса Горького - это не только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого ума, это произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.

На вопрос Герои пьесы На Дне заданный автором Посольство лучший ответ это БУБНОВ - картузник, ему 44 года, в прошлом скорняк, кот-го Пепел наз. -ет "вороном". Он утверждает, что чел-ком управляют незыблемые безжалостные законы, поэтому чел-к беспощадно плывет по течению жизни, бессильный что-либо изменить в своей судьбе и в окружающем мире. Правда Бубнова - это "проза факта".
НАСТЯ (24 года) - ЖИВЕТ ПО ЖЕЛТОМУ БИЛЕТУ. Она творит свою жизнь лишь в воображении, погружаясь в мир любовных романов. Она не соприкасается с действительностью и не воздействует на нее.
БАРОН (33 года) - он тоже живет своим пршлым, но в отлич. от насти, действительно бывшим. Он принадлеж. к старин. дворянской фамилии, был богат, имел крепостных, дома в Москве и Петербурге, но разорился.
АЛЁШКА (20 лет) - сапожник. он формирует свой жизненный принцип так: "А я - ничего не хочу; я - ничего не желаю".
ВАСЬКА ПЕПЕЛ (28 лет) - вор, дважды сидел в тюрьме за кражу. Слушая Луку, он мечтает уехать с Натальей в Сибирь, начать новую жизнь. Но, подстрекаемый Василисой, убивает в драке ее мужа, Костылева, и. в очередной раз, ему грозит тюрьма.
АКТЁР (40 лет) - подлинное имя его не знают, т. к оно стерлось в прцессе разрушения его личности. Сценический псевдоним - Сверчков-Задунайский. Он алкоголик. Актер ухватился за совет Луки о поездке в лечебницу, возвысил эту иллюзию, а когда понял. что ложь Луки важнее истины - повесился.
ЛУКА (60 лет) - его образ двойственный. С од. стороны у него имя апостола. Он движим жалостью к людям и пытается помочь им. С др. стороны Лука, подобно лукавому соблазняет людет й надеждой, "поэзией факта", т. е правдой идеала, что гибит многих людей (Пепла, Актера) .
САТИН (40 лет) - в прошлом служил на телеграфе, убил чел-ка (из-за своей сесты) , отсидел в тюрьме 4 г. 7 мес. Он яв-ся в пьесе постоянным резонером Луки. Сатин ставит в ц. своей жизненной философии понятие "свободный человек", что понимается, как свободный от всего (от любви, от привязанностей, от жалости....)

Ответ от Любовь Шкодина [гуру]
АКТЕР - сокрушается, что "потерял имя", его сценический псевдоним в прошлом - Сверчков-Заволжский. Постоянно вспоминает актерское прошлое и цитирует литер. произв-я. Он верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Когда понимает, что это неправда - кончает жизнь самоубийством. Его судьба явно ассоциируется с судьбой героя "притчи о праведной земле", которую рассказывает Лука. АННА - жена Клеща (около 30 лет) , рассказывает Луке, что никогда не была сыта, всю жизнь тряслась над куском хлеба, мучилась, как бы больше других не съесть, в отрепьях всю жизнь ходила. Анна умирает. КЛЕЩ - муж Анны (старше ее) , не может выбиться из нищеты, озабочен тем, на какие деньги похоронит Анну, боится, что придется продавать свой инструмент, очень к жене невнимателен. ВАСЬКА ПЕПЕЛ - вор, никого не боится, хозяин ночлежки Костылев скупает у него краденые вещи. Он любовник жены Костылева Василисы. Хочет от нее избавиться, потому что влюблен в ее сестру Наташу, которой Василиса от злости специально из-за Васьки ошпарит ноги. БУБНОВ - живет в ночлежке в долг, некогда, с его слов, был владельцем красильной мастерской. Для него характерен циничный фатализм. Он не признает моральной ответственности, Заявляя, что у него нет совести, поскольку он "не богатый". ЛУКА - пожилой странник, на некоторое время появляется в ночлежке. Напоминает члена религиозной секты, имя персонажа ассоциируется с евангелистом. Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение или даже обман - "золотой сон" (подлинная правда жизни слишком сурова 0 "обух для людей"). Он считает, что человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание (он уговаривает Анну, чтобы она не боялась умирать - там ее ждут ангелы и Господь, рассказывает Актеру о лечебнице). САТИН - призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По его мнению, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающемся на настоящее, не отрывающееся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. "Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! 2. "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека! "


Ответ от Дима Калининн [новичек]
БУБНОВ картузник, ему 44 года НАСТЯ 24 ГОДА ПРОСТИТУТКА БАРОН (33 года) АЛЁШКА (20 лет) - сапожник ВАСЬКА ПЕПЕЛ (28 лет) - вор, АКТЁР (40 лет) ЛУКА (60 лет) САТИН (40 лет) - в прошлом служил на телеграфе


Люди часто размышляют о том, как важно быть чутким, отзывчивым, добрым человеком в жизни. Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят учителя в школе, писатели в своих произведениях. Нет ничего страшнее, чем равнодушие в глазах людей. Максим Горький писал: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». Каждый из нас встречался с безразличием со стороны окружающих.

В настоящее время люди всё чаще отказываются обращать внимание на чужую боль и страдание. Поэтому, очень важно проявлять сострадательность и внимательность ко всему, что происходит вокруг нас. Размышляя о равнодушии и отзывчивости, я не могу не обратиться к произведению М. Горького «На дне», в котором описывается судьба абсолютно разных людей, встретившихся в одном месте – ночлежке. В пьесе встречаются как люди отзывчивые, так и бесчувственные, не умеющие сопереживать друг другу. Одним из таких персонажей является Василиса Костылева – хозяйка ночлежки. Она портит жизнь не только обитателям этого места, но и даже родной сестре. Ей всё равно на проблемы постояльцев, на возможное счастье Наташи с Пеплом.

Главное в жизни Василисы – деньги, получаемые с жильцов ночлежки. Противоположным ей героем является Лука – странник, пытающийся помочь каждому из обитателей, используя такой способ, как ложь во спасение. Он уверен, что только доброта и отзывчивость могут помочь опустившимся «на дно» людям вспомнить своё истинное предназначение. Лука пытается поддержать добрым словом каждого, наставляя на истинный путь, и не остался безразличным свидетелем их гибели. В качестве второго аргумента обратимся к произведению «Старуха Изергиль» М. Горького. Данко и Ларра - герои из рассказов старухи Изергиль, сильные и отважные юноши, которых различает способность к состраданию. Данко ценой собственной жизни готов помогать людям, а Ларра увлечён личными интересами, проявляя безразличие к человеческим чувствам. Безжалостно убив девушку на глазах у людей её племени, он не видит в своём поступке ничего ужасающего. В Ларре нет ни любви, ни доброты, ни жалости. Данко же, взяв на себя ответственность вывести народ из леса, не позволяет им вернуться к врагам. Встретив осуждение и ярость со стороны своего

племени, герой не отвечает агрессией из-за своей любви к людям. В доказательство своих чувств, Данко вырывает из своей груди сердце и, освещая им путь, выводит толпу из леса, а затем умирает. Никто не замечает самоотверженной любви юноши и даже его смерти. Автор описывает, как кто - то растоптал его сердце, чем показывает неблагодарность общества за отзывчивость героя. И в заключение мне хотелось бы сказать, что быть отзывчивым – значит быть благородным человеком, способным помочь окружающим в трудную для них минуту. Очень важно правильно расставить приоритеты в жизни и заботиться не только о себе, но и проявить участие к другим.

Обновлено: 2018-02-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Равнодушие – это очень безнравственное явление, порождающее различные пороки. Часто оно приводит к трагедиям, когда ломаются человеческие жизни, рушатся мечты. М. Горький говорил, что безразличие опасно для души человека. Я согласен с ним, ведь оно лишает нас интереса к жизни и людям. Эта мысль подтверждается многими произведениями русской литературы.

У самого Горького в пьесе «На дне» показано маргинальное общество, в котором царит безучастность и безразличие к судьбе ближнего. Собравшиеся в ночлежке герои хоть и живут под одной крышей, остаются равнодушны к бедам друг друга. Эти люди жестоки, многие из них уже начали терять то человеческое, без чего нельзя жить. Они не умеют сострадать: умирающая Анна не вызывает их жалости, она лишь мешает им своим кашлем. Спивающийся Актер «нарывается» на осуждение Бубнова, потому что еще верит в свое излечение, в театральный талант, который, возможно, еще живет в нем, хоть в памяти и нет ни одной полноценной роли. Ночлежники также не по-доброму смеются и над романтичной Настей, которая мечтает о любви и сочиняет истории на основе прочитанных любовных романов. В целом герои Горького глухи к переживаниям остальных, и это равнодушие губит их как людей, превращая их в безучастных существ, которым суждено всю свою скудную жизнь провести в этом описанном автором, забытом Богом месте.

Пусть и не с такой силой, но все же показана губительная мощь равнодушия в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Игрушкой для главного героя Григория Печорина становится Бэла – украденная из родного дома девушка. Герой увлекается ею, держит ее у себя. Бэла от этого очень страдает, а Печорин, за исключением редких моментов, остается равнодушным к ее несчастью. Он показан эгоистом, который уверен в своей правоте и даже не задумывается о том, что его действия значат для других. Обстоятельства складываются так, что Бэла погибает в погоне от руки Казбича: в этом тоже косвенно виновен Печорин. Лишь после этого герой вроде раскаивается в том, что совершил, но это ничего уже не может изменить. «Любовь дикарки», по его мнению, ничем не отличается от любви светской барышни. Григорий рассуждает о женщинах, как о вещах, и такое безразличие губит его душу. В этом он признается в своих многочисленных монологах из «Дневника».

Равнодушие может сделать жизнь человека и его близких невыносимой, оно действительно губит души. Пожалуй, именно его нужно победить в первую очередь, и тогда человечество вновь вспомнит о подлинной нравственности, которой так не хватает в наши дни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!