Какой размер у вальса. Медленный вальс. И.Штраус “Вальс” из оперетты “Летучая мышь”

Вальс – один из самых известных и распространённых танцев на планете. При всей своей простоте, движения, используемые в нём, невероятно элегантны. Этот танец буквально искрится романтикой и взаимным притяжением. Наверное, именно эти качества помогают ему оставаться в числе самых популярных танцев всех времён и народов.

Единого мнения о том, где, как и когда появился вальс, не существует. Этого просто не знает никто. Единственное, что можно сказать более или менее точно – то, что вальс относительно юн. Его возраст исчисляется примерно двумя столетиями. Название танца, как принято считать, происходит от слова «walzer» (нем.) – «вращаться, кружиться».

Как принято считать, прародителями вальса стали народные танцы нескольких стран – Чехии, Англии, Франции. Произошло это, как считает, например, Л.Д. Ауэрбах, где-то в 70х годах 18 века. Но эти сведения, как уже было сказано выше, часто оспариваются и не являются единственным существующим мнением о происхождении вальса.

В список бальных танцев при дворе вальс вошёл только в 1816 году, претерпев предварительно большое количество изменений. А полноправным бальным танцем он стал и того позже – ближе к концу 19 века. Духовенство изначально не приняло этот танец, заклеймив его как «греховный» и «развратный». Однако, в отличие от аристократии, буржуазия с радостью приняла новый танец, и вместо того, чтобы распространяться в так называемом «высшем обществе», вальс начал завоёвывать признание в среде буржуазии.

Существует несколько видов вальса:

  • Венский вальс
  • Вальс-бостон (английский вальс)
  • Танго-вальс
  • Фигурный вальс

В качестве жанра инструментальных произведений вальс также был и остаётся очень популярен. Многие из всеми любимых и известных композиторов частенько обращались к нему, среди них – Штраус, Чайковский, Шопен, Ланнер, Глинка и т.д. Именно они очень сильно поспособствовали развитию и распространению этого танца.

Уже в течение достаточно долгого времени вальс остаётся главным танцем всех торжеств – выпускных, свадеб и т.д. Начав шагать по планете где-то ближе к концу 18 века, вальс ни на секунду не прекращал своё движение и не прекращает до сих пор.

Вариант 2

С давних пор человек способен раскрыть свои чувства, показать состояние внутреннего мира благодаря движениям, из которых складывается любой танец.

Одним из самых узнаваемых и предпочитаемых является вальс. Само слово вызывает нежные или торжественные ощущения, связанные с грацией движений партнеров, мелодичностью музыки, романтичным настроем. Его название вызывает легкое головокружение, связанное с вращением по кругу. Именно это и обозначает немецкое слово «walzen».

История этого танца связана с объединением элементов задорных танцев, существующих в Чехии, Англии и Франции в XVIII веке. После характерных изменений они слились в единый, более элегантный, размеренный, но в то же время стремительный вальс.

В настоящее время понятие вальса связано не только с медленным перемещением по кругу, степенным шагом, но и ритмичными, стремительными движениями. Именно поэтому принято выделять несколько видов вальса, каждый из которых имеет свои особенности.

Примерно с середины 20 века вальс стал включать в себя некоторые фигуры, которые при исполнении не вызывали трудностей. Они чередовались при одновременном не скором перемещении по залу. Фигурный вид привлекает простотой исполнения, периодической сменой позиций, но беспрестанным кружением.

Накал страстей между партнерами отражается во время исполнения танго-вальса. Он передает историю одного из проявлений человеческой любви – пылкой, которая каждым резким движением завораживает, будто обжигает.

Венский вальс – отличается развитием в движениях. При этом он не теряет легкости, создавая ощущения полета.

Наиболее серьезным, сдержанным выглядит вальс медленный. Этот танец, как правило, наиболее точно исполняют опытные партнеры. В нем необходима выдержка, чувство такта, немалое количество тренировок. Со стороны девушки должно чувствоваться женское обаяние, от мужчины – выдержка и дисциплина.

Общей чертой, объединяющей разные виды вальса, является двухтактный оборот, в каждом из которых присутствуют по три шага.

В настоящее время вальс заслуживает особое внимание, так как является обязательным участником различных танцевальных шоу, концертных программ, увлекательным, полезным для здоровья занятием в свободное время. И дети, и старшие поколения относятся с уважением к нему, стараясь более точно отразить его сущность, которая выражается не в столь сложных деталях и особом счете.

2, 3, 4, 6 класс по музыке.

Вальс

(франц. valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых муз. жанров, прочно утвердившийся в проф. музыке европ. стран. Муз. размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.
Назв. "В." появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение нар. крестьянского танца нек-рых областей Юж. Германии и Австрии (то же что лендлер, или "нем. танец").
С проникновением в город (прежде всего в Вену) танц. движения и музыка В. становятся более плавными, темп - более быстрым, определяется яркий акцент на 1-й доле такта, ритмич. формула

С нач. 19 в. В. - самый популярный во всех слоях европ. общества танец. Развитие В. особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского В. связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного "королём вальса". И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 В. ("Walzerkette" - "цепь вальсов") с интродукцией и кодой, обогатил В. со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно В. Наиболее известны его В.: "Прекрасный голубой Дунай", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса". Кроме венского В., были распространены разл. варианты франц. В., состоявшего из трёх частей разл. темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны В. франц. композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 в. появляется новый вид В. - В.-бостон, пришедший в Европу из Сев. Америки в 20-х гг. (наз. также англ. В., медленный В., см. Бостон).
Ранний В., мало отличавшийся от лендлера, или "немецкого танца", нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ф. Шуберт, импровизировавший свои В. во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая В. в лирич. миниатюру. Форма шубертовских В. - простая двухчастная или (реже) трёхчастная - типична для ранних В. Такие В. часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области В. были продолжены Р. Шуманом ("Бабочки" и "Карнавал" для фп.) и И. Брамсом (16 вальсов для фп. в 4 или 2 руки, ор. 39, "Вальсы любви" и "Новые вальсы любви" для вокального квартета, а также для фп. в 4 руки).
Тенденция к превращению В. в крупное конц. инстр. произведение, заметная уже в вальсах И. Н. Гуммеля ("Танцы для зала Аполлона" - "Tдnze fьr die Apollosale" для фп. - с трио, репризой и кодой, ор. 31, 1808), впервые находит полное выражение в "Приглашении к танцу" ("Aufforderung zum Tanz") К. M. Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе В. создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтич. идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах И. Штрауса-сына. Вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтич. музыки, сочетая в себе лирико-поэтич. выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.
В. проникает во многие виды инстр. и вок. музыки. В симфонии он иногда занимает место менуэта ("Фантастическая симфония" Берлиоза, 5-я симфония Чайковского). В опере, помимо массовых танцевальных сцен ("Фауст", "Евгений Онегин"), В. используется как основа сольных вок. эпизодов ("Ромео и Джульетта" Гуно, "Травиата" Верди, "Богема" Пуччини и др.). В. широко применяется в балетах (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын), позднее в музыке для кино.
Характерные черты В. - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 в. (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.
Жанр В. получил развитие во мн. нац. муз. школах (вальсы Э. Грига для фп., "Грустный вальс" - "Valse triste" Я. Сибелиуса и др.); особое значение он приобрёл в рус. музыке - от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фп., рус. бытовой романс) до классич. образцов поэтически обогащенного симф. и концертного В. (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).
В симф. творчестве П. И. Чайковского В. служит обобщённым поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах С. С. Прокофьева ("Пушкинские" В., опера "Война и мир", балет "Золушка" и др.).
В музыке 20 в. жанр В. иногда используется для воссоздания атмосферы прошлого - с оттенком идиллия, любования или же в юмористич., иронич., гротесковом преломлении (Г. Малер). К типу вальсов Штрауса возвращаются Р. Штраус (опера "Кавалер роз"), М. Равель (хореографии, поэма "Вальс", представляющая собой образец драматизации жанра). К пародийному использованию В. прибегают И. Ф. Стравинский ("Петрушка", "История солдата"), А. Берг ("Воццек"), Д. Д. Шостакович ("Катерина Измайлова"),
Литература : Друскин М., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI - XIX веков, Л.-М., 1948; Вie О., Der Tanz, В., 1906; Weig1 В., Die Geschichte des Walzers nebst einem Anhang ьber die moderne Operette, Langensalza, 1910; Mendelssohn J., Zur Entwicklung des Walzers, "StMw", Jg XIII, 1926; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Сarner M., The waltz, L., 1948; Nick Ed., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette, Hamb., (1954). Е. M. Царёва.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Вальс" в других словарях:

    вальс - вальс, а … Русский орфографический словарь

    вальс - вальс/ … Морфемно-орфографический словарь

    А; м. [франц. valse] 1. Парный бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар; музыка этого танца. Танцевать, исполнять в. Закружиться в вихре вальса. Свадебный в. Вальс бостон. 2.… … Энциклопедический словарь

    - (франц. valse, от нем. Walzer). Род танца и музыка, написанная для этого танца, медленный (старинный) и скорый, венский. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАЛЬС немецкий танец, с очень ускоренным… … Словарь иностранных слов русского языка

    вальс - valse f. <, нем. Walzer. 1. Парный танец трехдольного размера. Сл. 18.Танцовали и кадрили, и экосезы, и вальцы нет нужды, как: в селе и в Малороссии не льзя требовать Парижских, или Московских зефиров. ММ 4 29. По иностранному мы в вальсах… …

    Вальсок, вальсик Словарь русских синонимов. вальс сущ., кол во синонимов: 6 бостон (6) в … Словарь синонимов

    - (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец (смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… … Современная энциклопедия

    ВАЛЬС, вальса, муж. (франц. valse). 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием.» Грибоедов. 2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным… … Толковый словарь Ушакова

    вальс флёри - * valse fleurie. Цветущий вальс. Вальс цветов, с цветами. Репетицию начинаю с valse fleurie из Волшебного зеркала. М. Петипа 83 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

(“Евгений Онегин” А.С. Пушкин)

Возможно, благодаря этим строкам из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина вы догадались, что сегодняшняя наша встреча посвящена вечному символу романтизма, этому живому, полетному, поэтичному, гибкому, нежному танцу, под названием ВАЛЬС .

Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитал. Но представим себе, что существует “музей вальса”; мы отправляемся туда на экскурсию, чтобы познакомиться с наиболее интересными, самыми разнообразными “экспонатами”.

Человечество танцует с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедшие до нас творения живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. И рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец – неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Танцевать без музыки – всё равно, что танцевать без воды. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественных церемониях. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреный аккомпанемент самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах в сопровождении труб, виол или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до наших дней.

Интересна судьба австрийского танца Лендлера . Этот парный круговой 3-хдольный танец получил свое название от австрийской области Ландаль. В начале XIX века он переселился из сельской местности Австрии и Германии в городские залы. Его стали танцевать на балах и постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый Вальс .

Нет танцев вечных. Рано или поздно их ритмы отстают от стремительного бега жизни. Прошло и время вальса. Его совсем мало танцуют, и то не в быту, а как бальный танец. И всё же он жив. Его сохранила для человечества классическая музыка. Запечатлев, с помощью вальса свою эпоху – золотой для музыки XIX век, она подняла расхожие, бытовые его интонации на уровень высокого искусства, для которого смена эпох не только не страшна, но и помогает увидеть ценность его творений.

Фортепианные вальсы Шопена, Шуберта, Листа, симфонические “Вальс – фантазия” Глинки, балетные и симфонические вальсы Чайковского и Прокофьева, а также различные обработки для многих популярных инструментов – всё это принадлежит сокровищнице музыкальной классики.

Сейчас прозвучит вальс “Короля Венского Вальса” Иоганна Штрауса “Весенние голоса”.

1. И.Штраус “Весенние голоса”

Вальс – по-немецки “вальцер”, что значит “вращательный”, “танец – вращенец”. У немцев в старину этот же танец назывался ещё и “роллер” – “круженец” или “дреер” – “вертенец”. Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что, по давнему своему происхождению – это немецкий крестьянский танец. Между прочим, его когда-то так и называли: “дойчер” – “немецкий” или “лендлер” – “крестьянский”. Вот ещё два любопытных названия вальса: “шпиннер” – “прядильщик” и “шляйфер” – “точильщик”. Тоже ведь на вращательные движения намекают. Но в этих названиях интересная особенность есть – они подражательные. Движения вальса, выходит, когда-то подражали труду прядильщика, точильщика. Людям, оказывается, удовольствие доставляет повторять в танцах движения, которые они видят вокруг себя. В конце концов, все названия забылись, осталось одно – Вальс – танец, который танцуют парами, кружась, вращаясь.

Давайте вместе с вами закружимся в этом нежном и поэтичном танце. Сейчас прозвучит русский вальс. Для русских композиторов вальс – это не только танец, но и способ передачи различных чувств и настроений. Итак, звучит “Меланхолический вальс” А.Даргомыжского.

2. А.Даргомыжский “Меланхолический вальс”

Путь вальса к всеобщему признанию был нелегок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню и прижимал к себе… Ужасно! Как сказал один французский журналист, “предел непристойности и скабрезности”. Против вальса были официальные и неофициальные выступления. В Вене в первое десятилетие XIX века запрещалось танцевать вальс больше десяти минут. В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина Вторая, а при Павле Первом опубликовали полицейское предписание, запрещавшее “употребление пляски, вальсеном именуемой”.

Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном трактате, “наподобие эпидемии насморка”. Микроб вальса оказался ужасно заразным. Конец XVIII века. Вена – столица Австрии. На престоле – неважно, как звали императора, по-настоящему на престоле Вальс . Вальс танцуют все и везде. Великий композитор В.А. Моцарт, тоже венец, смеется “Забавно видеть, как люди начинают ходить кругами на немецкий лад под любой мотив, даже вовсе не подходящий”. Заезжий иностранец отмечает в дневнике: “Весь город от прачки до вельможи кружится, в вальсе какая – то танцевальная болезнь!”.

Вскоре, в XIX веке, эпидемия под названием “Вальс”, охватила весь мир. Что чувствовали заболевшие вальсом? Легкое головокружение, ощущение счастья, какое-то поэтическое забытье. И упорное нежелание лечиться. Более того, нашлись композиторы, которые сделали всё возможное для всемирного распространения Вальса .

Многие русские композиторы обращались к этому жанру. Он был частью светской жизни. Умение танцевать, и играть вальс было признаком хорошего воспитания. Вальс был настолько популярен, что сочинялся и исполнялся не только композиторами, но и поэтами. Образцом может служить “Вальс” русского драматурга, поэта и музыканта А.С. Грибоедова. По сути, этот вальс – первый русский инструментальный вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам. Он популярен, у многих “на слуху” и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки. Итак, звучит “Вальс” А.Грибоедова.

3. А.Грибоедов “Вальс”

Вот на часах истории новый рубеж: XX век, а с какой легкостью, с какой свежестью вальс ведет борьбу. Нашу программу продолжит старинный вальс “Осенний сон” английского композитора Арчибальда Джойса. Начав свою карьеру как танцор, он, организовав собственный танцевальный коллектив, ставший одним из самых популярных в стране, стал сочинять музыку. В основном это были вальсы, подарившие их автору почетный титул английского короля вальсов. В 1909 году Арчибальд Джойс совершил турне как дирижер по странам Европы. Вполне возможно, что именно тогда он побывал и в России, где его вальсы, особенно “Осенний сон”, полюбились и запомнились. Многочисленные издания нот вальсов, пластинки с их записями выходили в России огромными тиражами. Тогда же, в дореволюционные годы, появились и первые песенные версии вальса “Осенний сон”. Сейчас мы услышим этот вальс “Осенний сон” Арчибальда Джойса.

4. А.Джойс “Осенний вальс”

В городском саду играет
Духовой оркестр.

(песня-вальс
М.Блантера и А.Фатьянова
“В городском саду”)

Такова была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Их репертуар составляли произведения так называемой “садовой музыки”: увертюры и сюиты, фантазии и марши, польки и вальсы, которые так приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям сада. Особую прелесть этим концертам придавали так называемые “старинные русские вальсы”, одним из популярнейших которых является вальс “На сопках Маньчжурии” И.Шатрова. Это произведение написал военный дирижер Илья Алексеевич Шатров. После окончания Варшавской консерватории его назначили капельмейстером Мокшанского стрелкового полка. В 1904 – 1905 годах этот полк находился на фронтах русско-японской войны и принял участие в грандиозной битве под Мукденом, где потери русских войск были особенно значительны. Именно тогда и написал Шатров свой вальс “Мокшанский полк на сопках Маньчжурии”, посвященный памяти павших. И сейчас мы перенесемся с вами в тот сад, в тот год и послушаем тот самый вальс.

5. И.Шатров “На сопках Маньчжурии”

Вероятно, это была первая в истории мировой культуры “эпидемия танца”, охватившая мир на столь продолжительное время. Вальс закружил в своем вихре сначала Вену, а затем и всю Европу. Жанр вальса настолько становится популярным, что проникает в разные национальные культуры. Так вальс появился и в татарской музыке. Образцом может служить “Вальс” татарского композитора Хуснуллы Валиуллина.

6. Х. Валиуллин “Вальс”

В мире симфонической музыки мы можем встретить сравнительно несложные танцы, превращенные руками композиторов – мастеров в увлекательные оркестровые пьесы. Едва ли не первое место среди этих мастеров занимает знаменитый австрийский композитор, прозванный в свое время “королем вальсов” Иоганн Штраус – сын, чтобы не спутать со Штраусом – отцом, тоже Иоганном, тоже композитором, автором более 250 вальсов, полек и других танцев.

Отец с сыном поделили между собой XIX век, отец творил в первой половине века, сын – во второй. Познавший не только славу, но и все превратности судьбы профессии музыканта, в ту пору не пользовавшейся большим уважением, Штраус – отец был против музыкальных занятий сына. Но Штраус – сын пошел против воли отца, и даже превзошел его по всем статьям: прожил на 30 лет дольше, был, вне всякого сомнения, значительно талантливее и сочинил вдвое больше танцев – почти 500.

Популярность блестящих размашистых, увлекательных танцев, Иоганна Штрауса – сына была поистине невероятна. Его вальсы танцевали повсюду – в императорских дворцах и маленьких кабачках, танцевали в домах, на улицах и площадях. Вся Европа с ума сходила от штраусовских “Венских вальсов”. Трудно назвать композитора, которому удалось увлечь своей музыкой аристократию и в то же время стать любимым композитором в самых широких кругах простого народа. При упоминании имени Штрауса всегда появляется улыбка на лице – люди ждут чего-то яркого, жизнерадостного, увлекательного.

В заключение нашей встречи мы услышим “Вальс” Иоганна Штрауса из оперетты “Летучая мышь”, увлекающий и разнообразием танцевальных ритмов и красотой мелодики.

7. И.Штраус “Вальс” из оперетты “Летучая мышь”

Наша экскурсия по “музею вальса” подходит к концу. Хочется добавить к вышесказанному, что жанр вальса не устарел и в наше время. Каждый год в Вене устраиваются рождественские балы, на которых символом праздника является именно Вальс . Там собираются светские знаменитые люди из мира кино, театра, и являющиеся горячими поклонниками этого прекрасного танца. Мы надеемся, что и вы присоединяетесь к их числу. Спасибо за внимание.

Медленный Вальс
(Slow Waltz)
Год появления: 1923-1924



Медленный вальс - очень красивый, изящный, мягкий и плавный танец, возник из венского быстрого вальса. Слово Вальс произошло от немецкого «walzen» – кружиться в танце.

Это трехдольный парный бальный танец. Исполняют Вальс, как правило, в закрытой позиции. Это медленный танец с характерно выраженной и постоянно повторяющейся "накатной волной прибоя" – вместе с легким платьем для бальных танцев , она и создаёт ощущение полета и невесомости. Мягкий характер исполнения снижений придёт особую привлекательность и выразительность. Управление партнером пары носит мягко завуалированный, скрытый характер.



Появился этот нежный танец в средневековье. Своё происхождение вальс ведёт от многих танцев народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце “матеник” и его разновидности “фурианте”, исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце “вольт” и, наконец, в австрийском “линдлере”, самом близком к вальсу из его предшественников.

Родился Вальс в Вене (Австрия) в 1780-х годах, быстро стал излюбленным развлечением светской публики и распространился по Европе, а затем и по миру. В разных странах этот “король” танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка, фигурный вальс и др. Пожалуй, ни один танец не может соперничать с ним в столь длительной и постоянной популярности. В результате развития музыкальной формы вальса в начале ХХ века в 20-х годах в Англии появились новые танцы: вальс бостон и медленный вальс. Они и стали родителями современного конкурсного медленного вальса.



Раньше танцевать в очень тесных объятиях считалось неприличным. Но вальс был восхитителен и, несмотря на недоброжелателей, осуждавших танец, медленный вальс оценили французы. И он стал очень популярным во Франции, где революция окончательно изменила людские нравы. Распространенный войсками Наполеона, он был постепенно принят в разных странах. Когда медленный вальс появился в России, он сразу стал придворным танцем.

Англия дольше всех проявляла сдержанность в отношении этого танца. Противники медленного вальса вели себя очень агрессивно. И потому королева Елизавета узаконила этот танец. Но вальс нравился многим, люди восхищались танцем. Принцесса Англии Виктория выступила как бы его гарантом. 28 июня 1838 года в день её коронации она послала приглашение Иоганну Штраусу и его оркестру. Штраус специально для этого сочинил музыку. Праздник длился три недели и всё это время музыкант играл во дворце и различных замках Лондона и окрестностей. Благодаря этому балу, оркестр Штрауса был востребован по территории всего королевства. Ритм вальса появился всюду.



Примерно в 1874, в Англии, образовался очень влиятельный "Бостонский Клуб" и начал появляться новый стиль танца, английский, названный впоследствии Медленным Вальсом (Slow Waltz).

В середине 18 века он обрёл современную форму и его правила были официально зарегистрированы. В 19 веке медленный вальс завоевал популярность по всей Европе, постоянно развиваясь и меняясь.

Танец появился в начале 1919 году как самостоятельный, однако все принципы движения и особенно фигуры были использованы из медленного фокстрота. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из этих фигур мы танцуем до сих пор.

Особый вклад в модернизацию вальса внесли Жозефин Бредли, Виктор Сильвестр, Максвелл Стюард и Пэт Сайкс – первые английские чемпионы мира по бальным танцам. Многие из вариаций, введённые танцевальный обиход в то время, до сих пор исполняются на конкурсах бальных танцев. История не забыла отметить заслуги англичан в развитии Медленного Вальса, его второе название – Английский Вальс. Темп исполнения Медленного Вальса – 30 тактов в минуту, а музыкальный размер – 3/4.

В медленном вальсе движения пары – скользящие, мягкие, волнообразные. На конкурсах медленный вальс, несмотря на свою романтичность и плавность, требует сдержанных костюмов и строгой обуви для бальных танцев , очень высокой техники исполнения и строгой дисциплины.

франц. valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero

Парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.

Название "вальс" появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение народного крестьянского танца некоторых областей Южной Германии и Австрии (то же что лендлер, или "немецкий танец").

С проникновением в город (прежде всего в Вену) танцевальные движения и музыка вальса становятся более плавными, темп - более быстрым, определяется яркий акцент на первой доле такта, ритмическая формула

С начала 19 века вальс - самый популярный во всех слоях европейского общества танец. Развитие вальса особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного "королём вальса". И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 вальсов. ("Walzerkette" - "цепь вальсов") с интродукцией и кодой, обогатил вальс со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно вальсу. Наиболее известны его вальсы: "Прекрасный голубой Дунай", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса". Кроме венского вальса, были распространены различные варианты французского вальса, состоявшего из трёх частей различного темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны вальсы французского композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 веке появляется новый вид вальса - вальс-бостон, пришедший в Европу из Северной Америки в 20-х гг. (назывался также английский вальс, медленный вальс, см. Бостон).

Ранний вальс, мало отличавшийся от лендлера, или "немецкого танца", нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ф. Шуберт, импровизировавший свои вальсы во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая вальсы в лирическую миниатюру. Форма шубертовских вальсов - простая двухчастная или (реже) трёхчастная - типична для ранних вальсов. Такие вальсы часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области вальса были продолжены Р. Шуманом ("Бабочки" и "Карнавал " для фортепиано) и И. Брамсом (16 вальсов для фортепиано в 4 или 2 руки, ор. 39, "Вальсы любви" и "Новые вальсы любви" для вокального квартета, а также для фортепиано в 4 руки).

Тенденция к превращению вальса в крупное концертное инструментальное произведение, заметная уже в вальсах И. Н. Гуммеля ("Танцы для зала Аполлона" для фортепиано - с трио, репризой и кодой, ор. 31, 1808), впервые находит полное выражение в "Приглашении к танцу" К. M. Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе вальса создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтической идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах И. Штрауса-сына. Вальсы Ф. Шопена , Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе лирико-поэтическую выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.

Вальс проникает во многие виды инструментальной и вокальной музыки. В симфонии он иногда занимает место менуэта ("Фантастическая симфония " Берлиоза, Пятая симфония Чайковского). В опере, помимо массовых танцевальных сцен ("Фауст", "Евгений Онегин"), вальс используется как основа сольных вокальных эпизодов ("Ромео и Джульетта" Гуно, "Травиата" Верди, "Богема" Пуччини и др.). Вальс широко применяется в балетах (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын), позднее в музыке для кино.

Характерные черты вальса - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 века (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.

Жанр вальса получил развитие во многих национальных музыкальных школах (вальсы Э. Грига для фортепиано, "Грустный вальс" Я. Сибелиуса и др.); особое значение он приобрёл в русской музыке - от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фортепиано, русский бытовой романс) до классических образцов поэтически обогащенного симфонического и концертного вальса (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).

В симфоническом творчестве П. И. Чайковского вальс служит обобщённым поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах С. С. Прокофьева ("Пушкинские" вальсы, опера "Война и мир", балет "Золушка" и др.).