Как нарисовать батальный жанр поэтапно. Батальный жанр, жанр изобразительного искусства





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: ознакомить учащихся с историей развития исторического и батального жанров в живописи и графике.

Задачи.

  • Рассмотреть сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра.
  • Познакомить с гравюрами к средневековым героическим сказаниям.
  • Рассмотреть исторический жанр через творчество В. Сурикова.

Оборудование: ММУ, презентация

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Постановка темы урока.

Отрывок из "Слово о полку Игореве". (слайд1)

Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: "Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.

А куряне славные -
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю - славы, почестей - себе!"

Формулировка учащимися темы урока. (Изучение жанра живописи, отображающего боевые действия)

III. Сообщение новых знаний.

Исторический жанр.

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам, называется историческим жанром. Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до 19 в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами. Исторический жанр переплетается с другими - бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром. Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев (Тираноубийцы, 477 до н.э.), в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов (колонна Траяна в Риме, ок. 111-114). В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах.

Рассказ ученика.

Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в 17-18 вв. его рассматривали как "высокий" жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Одной из первых реалистических станковых картин была Сдача Бреды Веласкеса (1629-1631, Мадрид, Прадо) . Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений: Тинторетто Битва при Заре (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), Н.Пуссен Великодушие Сципиона (1643, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Ж.Л.Давид Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), Э.Мане Расстрел императора Максимилиана (1871, Будапешт, Музей изобразительных искусств) . ..... (слайды 3-8)

Батамльный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром. (слайд 9)

Формирование современного батального жанра началось в XVI веке.

К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.

Рассказ ученицы.

В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Это картины “Куликовская битва”, “Полтавская баталия” приписываемые И.Н. Никитину (ок. 1690-1750), гравюры А.Ф.Зубова с морскими сражениями.

Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Победы Суворова и Кутузова вдохновляли русских художников живописцев на написание картин и полотен прославляющих мужество и героизм русских воинов.

Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и “Окнах ТАСС”, фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

Особо в батальном жанре и картины батальной живописи отечественной школы можно выделить создание диарам и панорам посвященных историческим битвам и сражениям.

История России наполнена и насыщена войнами и сражениями. В связи с этим русскими баталистами создано много прекрасных произведений искусства отечественного и мирового значения.

Картины батальная живопись одна из составляющих батального жанра. Прекрасные батальные картины написанные маслом на холсте выдающимися русскими художниками представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

(слайды 10-15)

IV. Рассмотреть репродукции - работа с учебником с.99-103

V. Диалог об искусстве (слайд 16)

  1. Почему такое большое влияние оказало на художников “Слово о полку Игореве” и Куликовская битва?
  2. Что в изображении событий далекого прошлого акцентировали чаще всего отечественные художники?
  3. Какими средствами они передавали пафос борьбы за независимость Русского государства и идею объединения русских земель вокруг Москвы?
  4. Какое произведение тебе особенно понравилось? Объясни почему?

VI. Подготовка к практической работе.

Выбери тему и сюжет батальной композиции. Сюжет – это более частное, конкретное воплощение темы.

Помни, что при применении законов перспективы и соответствующий колорит помогут вам создать не только убедительную, но и выразительную, оригинальную композицию исторических средневековых баталий.

Выполняя эскизы композиции, сразу определи место сражения, осады, боевых действий.

Не забудь о правилах композиции. Выдели композиционный центр и придай уравновешенность композиции. Центр композиции включает сюжетную завязку с главными действующими лицами.

VII. Практическая работа.

Выполни рисунок на тему боевых действий эпохи средневековья по выбору: бой у крепостной стены, поединок и т.д.

Материалы: гуашь, тушь, мелки, бумага.

Физминутка (слайд 18)

VIII. Подведение итогов.

Общий пафос работ отечественных художников на тему ратного подвига, выполненных в разных техниках и жанрах, можно выразить словами Н.К.Рериха: “Самые многочисленные враги земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа”.

Но восходит солнце в небеси -
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
(Слово о Полку Игореве)

IX. Рефлексия.

Используемые материалы.

  1. http://old-russian.chat.ru/ - Древне русская литература
  2. Учебник Изобразительное искусство для 6 класса. Авторы: Т.Я.Шпикалова.

«Батальный жанр, Картины Батальная живопись»

Бата́льный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Батальный жанр, Картины Батальная живопись, Формирование батального жанра.
Изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках - завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).

Формирование современного батального жанра началось в XVI веке.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.
В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев.

Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Победы Суворова и Кутузова вдохновляли русских художников живописцев на написание картин и полотен прославляющих мужество и героизм русских воинов.

Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
Особо в батальном жанре и картины батальной живописи отечественной школы можно выделить создание диарам и панорам посвященных историческим битвам и сражениям.

История России наполнена и насыщена войнами и сражениями. В связи с этим русскими баталистами создано много прекрасных произведений искусства отечественного и мирового значения.
Картины батальная живопись одна из составляющих батального жанра. Прекрасные батальные картины написанные маслом на холсте выдающимися русскими художниками представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Русская батальная живопись. Примеры.
Картины батальная живопись. Батальная картина «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» автор Сергей Присекин
Картины батальная живопись. Батальная картина «Победа Пересвета» автор Павел Рыженко
Картины батальная живопись. Батальная картина «Калка» автор Павел Рыженко
Батальная живопись. Батальная картина «Артиллерия в Полтавском сражении. 1709год» автор Алексей Семенов
Батальная живопись. Батальная картина «Шипка» автор Евстигнеев Алексей
Батальная живопись. Батальная картина «Князь П.И.Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака» автор Александр Аверьянов
Батальная живопись. Батальная картина «Бой за Шевардинский редут 24 августа (5 сентября) 1812 г. (Атака Малороссийского кирасирского полка)» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Бородино. 1812 год» автор Александр Ананьев
Батальная живопись. Батальная картина «Подвиг артиллеристов» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Подвиг генерал-майора В.Г.Костенецкого в Бородинском бою» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Раненый кавалергард» автор Аверьянов Александр
Батальная живопись. Батальная картина «Русские в 1812 году» автор Константин Пржецлавский
Картины батальная живопись. Батальная картина «На сторожевой границе Московского государства» автор Сергей Иванов
Картины батальная живопись. Батальная картина «ОборонаСевастополя» автор Алексей Евстигнеев
Батальная живопись. Батальная картина «Г.К. Жуков и И.И. Федюнинский на Пулковских высотах» автор Алексей Семенов
Батальная живопись. Батальная картина «На подступах к Севастополю. Подвиг Н.Д. Фильченкова 1942 год» автор Алексей Семенов
Картины батальная живопись. Батальная картина «Курская битва. Диорама» автор Олег Ездаков
Батальная живопись. Батальная картина «Освобождение станции Крюково» автор Андрей Сибирский
Батальная живопись. Батальная картина «Рейхстаг взят» автор Владимир Таутиев

Морская батальная живопись. Морские батальные картины.
Русская морская батальная живопись. Примеры.
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Эскадра Ушакова» автор Александр Ананьев
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года» автор Иван Айвазовский
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Сражение у острова Тендра 28-29 августа 1790 года» автор Александр Блинков
Картины батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года» автор Иван Айвазовский
Батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Морское сражение при Синопе 18-го ноября 1853 года» автор Иван Айвазовский
Картины батальная живопись. Морские сражения. Батальная картина «Бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фехти-Буленд" в Чёрном море 11 июля 1877 года» автор Иван Айвазовский

Это лишь малая часть творчества русских художников баталистов.

Искусство всегда существовало и будет существовать. Это не просто проявление творчества, это душа одного человека и целого народа. Здесь могут отображаться повседневные эмоции и то, что можно почувствовать лишь раз. Картины, скульптуры, музыка - все это может рассказать нам об истории народа, о его переживаниях и сомнениях. Ярче всего это передает батальный жанр в изобразительном искусстве.

Понятие

Этот термин появился в эпоху Возрождения. Наибольшей популярности достигает в 17-18 веках. Батальный жанр в изобразительном искусстве повествует о войне и военной жизни. На картинах такого рода отображаются бои на суши, в море, а также походы солдат. Главной задачей художника не просто показать сцены или героику войны, но и раскрыть истинный смысл и исторический контекст событий.

Косвенно батальный жанр в изобразительном искусстве является историческим. А вот сцены военного быта можно отнести к бытовому жанру. Кроме того, художественная баталистика содержит пейзажи, портреты, анимализм, натюрморт. Картины не просто передают характер сражений, но и показывают всевозможные мельчайшие детали, о которых зритель не знает.

Исторический фундамент

Как уже говорилось ранее, батальный жанр в изобразительном искусстве появился в 16 веке. Хотя изображение боев было известно очень давно: Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Тогда можно было найти необычные рельефы, на которых отображались непобедимые и грозные правители и виднелись осады крепостей или шествия воинов.

Позже стали находиться росписи ваз Древней Греции, которые также оформляли художники батального жанра. Изображение боя можно найти и на триумфальных арках, коврах, книжных миниатюрах, гобеленах и т.д.

Реальные попытки

Именно в эпоху Возрождения попытки работать с баталистикой стали более эффективными. Особенно это удавалось художникам из Италии. Помимо вымышленных батальных сцен, здесь стали появляться запечатленные реальные события сражений.

В России этот жанр появился в 18 веке, во времена правления Петра I. Художники старались передавать не только историческое основание боя, но главным образом показать патриотизм, мужество воинов и поклонение перед их героизмом. Эту же тему продолжали русские художники до 20 века. Немудрено и то, что именно Великая Отечественная война стала новым витком в развитии баталистики. Причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре.

Представители

В свое время батальный жанр в изобразительном искусстве имел большое значение. Ни с чем хорошим это связано быть не могло. Тем не менее войны вдохновляли творцов. Каждый пытался создать нечто эпохальное, колоссальное, такое, что могло бы запомниться навсегда.

Конечно, за все время существования этого направления появлялся не один художник баталист, который смог передать не просто историческое событие, но и его характер и мощь. Среди популярных живописцев можно выделить Александра Зауервейда, Богдана Виллевальде, Альфонса де Невиля, Василия Верещагина, Николая Каразина, Ивана Никитина и, конечно же, Франца Рубо. Этот список можно продолжать бесконечно. О некоторых творцах, кто решил прославить историческо-батальный жанр, мы поговорим подробнее.

Художник с рождения

Русская академическая подарила нам многих выдающихся художников. Каждый из них прославился своими творениями. Наиболее успешного и известного в этой сфере принято считать Франца Рубо. Он родился в 1856 году в Одессе и с самого детства пошел по пути художника. Обучался в Мюнхенской академии, а по приезду домой отправился на Кавказ творить.

Франц Алексеевич Рубо в 1885 году занялся целой серией произведений для военного музея. Сразу же после выполнения 17 картин он принялся за следующую работу. Наиболее известным и батальным полотном стал «Штурм аула Ахульго». Эта не единственная известная панорама живописца. Есть также два потрясающих произведения «Оборона Севастополя» и «Бородино».

Эпохально и со вкусом

Франц Алексеевич Рубо автор картины «Штурм аула Ахульго». Эта панорама была написана в 1888 году. Основой сюжета полотна служит сборный пункт Шамиля - Ахульго. В 1839 году сюда подошли русские войска. Они начали осаду аула, но смогли её успешно завершить лишь через полгода. Картина отображает штурм Ахульго.

Главная изюминка панорамы - её потрясающий пейзаж. Этому моменту художник уделил много времени. Перед зрителями необычайные ущелья утесов. Главные события происходят по бокам и наверху. В левом углу виднеется огражденный аул. С противоположной стороны находится русская пехота, пересекающая узкий мост. У одного из солдат выпадает оружие, и живописец смог точно и правдоподобно передать его эмоции.

Со скал на русских воинов стреляют горцы, а женщины кидают камни. Есть на полотне и наиболее активное место. Тут сразу заметно старика, который до фанатизма пытается защищаться, размахивая знаменем. Недалеко от места битвы уже виднеются убитые и раненые бойцы. Картина отображает экспрессивные и волнующие события очень ярко и эффектно.

Портретист-баталист

Иван Никитин предположительно родился в 1688 году в Москве. О его судьбе известно не много. Живописец учился настойчиво и в свое время стал известен Петру I. Царь гордился им и возлагал большие надежды. Ему нравились работы Никитина, который на тот момент занимался портретами. Наиболее ранней картиной художника считается изображение Натальи Алексеевны, сестры Петра I. После он писал портреты многих родственников и близких царя.

Казалось бы, что его феноменальные умения в портретном жанре не могли прославить его в большей мере. Тем не менее Никитину успешно удалось себя попробовать в баталистике. Так появилась картина «Куликовская битва».

Красота в деталях

Предполагается, что первым полотном Никитина в этом жанре стала «Полтавская баталия». Его художник написал приблизительно в 1727 году. Картина занимала полотно квадратной формы размером «близ трех аршин». Работа на ней заняла у живописца около 2-х месяцев. За неё он получил 80 рублей. И все же она не такая известная как картина «Куликовская битва».

Вообще эта панорама очень своеобразно показывает художника. Он не только писал свое виденье, но и использовал работы других творцов. Он также был образованным человеком, а поэтому знал знаменитые классические произведения. Основой его «копирования» стала гравюра Антонио Темпеста.

Художник-баталист не пытался подражать кому-то другому. Видно, что он осмысленно использовал необходимый ему материал для того, чтобы создать великолепное произведение. Очевидно, что «Куликовская битва» не является копией гравюры Темпеста с библейским сюжетом. Никитин смог убрать все ему не нужное, переделать персонажей и добавить своего стиля.

Перед зрителем возникает знаменитое сражение. Сразу мы замечаем Дмитрия Донского, Воронцова, Прозоровского. Рядом видно несколько известных князей: Белозерских и Пересвет. Последний сражает врага Челубея. Вообще существует много легенд по поводу этой парочки. Есть сведения, что они оба уничтожают друг друга копьями. Есть и история, в которой Пересвет проявляет свои боевые способности и убивает Челубея.

Все детали на картинах соблюдены. Никитин старается обозначить героев. На их щитах и одеждах виднеются надписи и гербы. Можно заметить и изречения, с которыми солдаты идут в бою. Но главной задачей Никитина было передать мысль о том, что победу в Куликовской битве одержали не только князья, а и огромная толпа воинов, сражающаяся на заднем плане. Их бесчисленное количество. Воинство устремляется в бой. Именно эти персонажи, которых еле видно, главные герои битвы.

Выдающиеся художники

Примеры батального жанра можно встретить у многих художников, которых затронула какая-либо война. Николай Каразин был выдающимся живописцем, который работал военным корреспондентом. Именно это и помогло ему насытиться военным настроением и со временем «вылить» его на полотна. Ценители могут узнать его в картинах «Взятие Ташкента», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» и т.д.

Не только баталист, но и известный литератор. Он получил художественное образование во время поездок по миру. Самой популярной его картиной считается полотно «Апофеоз войны». Он был первым, кто пытался противостоять академической баталистике. Ему не нравилось то, что эпохальные панорамы пишут ради прославления патриотизма и героизма. Верещагин был против войны и в его работах этот протест видно четко.

Батальный жанр в искусстве существует с древнейших времён – человечество постоянно воевало и продолжает воевать до сих пор.

Изображения битв и походов находят на рельефах Древнего Востока, на фронтонах зданий, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, на вазах Древней Греции и т.д.

Значение термина

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Это могут быть сцены сражений, военных походов, героических подвигов – современных или прошлых лет и веков.
Если художник не только показывает сцену битвы, но и раскрывает смысл происходящего, приводит зрителя к осознанию значения того или иного исторического события, то такую картину можно отнести не только к батальному, но и к историческому жанру.
Если же на картине мы видим изображение быта и жизни военных или моряков, то батальный жанр здесь сочетается с бытовым.
Батальный жанр может включать элементы других жанров: портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

История батального жанра

Возрождение

В эпоху Возрождения изображения битв мы видим на полотнах Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Тициана, Тинторетто, на фресках Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)
Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 г. между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом. Д. Вазари так писал об этой картине: «...выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя...».

Формирование батального жанра

В XVI в. начинает формироваться батальный жанр в живописи. Вообще, что такое жанр? Это исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. И хотя само понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, жанровые различия существовали с тех пор, как человек начал рисовать. Формирование жанра как системы началось именно в XVI в.

Тинторетто «Битва при Заре» (около 1585). Венеция, дворец Дожей
Тинторетто ввёл в картину массу людей, вовлечённых в битву.
Глубоко осмысливал военные события испанский художник Д. Веласкес .

Д. Веласкес «Сдача Бреды» (1634)
Эту картину можно отнести и к батальному, и к историческому жанру, а также назвать её психологической, потому что на ней психологически точно показаны чувства победителей и побеждённых.
Сюжет картины: губернатор Юстин Нассауский передаёт ключи от города главнокомандующему испанскими войсками Амброзио Спиноле 5 июня 625 г., это всего лишь сцена передачи ключа от крепости Бреда. Почему же картина относится к батальному жанру? Но этому моменту предшествовала многомесячная осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. Амброзио Спинола, использовав паузу в войне, осадил крепость. С военной точки зрения осада Бреды была бесполезной, но с точки зрения политики имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. И вот наступила развязка: ключи от Бреды передаются победителям.
Разбитые голландцы и их предводитель поставлены в унизительное положение и вызывают сочувствие. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. Но он старается принять случившееся с достоинством. Победитель выше побеждённого, вся его фигура выражает снисхождение, он успокаивающе похлопывает по плечу своего противника, он почтительно уважителен. Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю.

Русский батальный жанр

В XVIII в. появились произведения русского батального жанра. И здесь прежде всего хочется вспомнить работу В.М. Ломоносова «Полтавская баталия», хотя она принадлежит к мозаичной живописи.

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург (1762-1764)
Полта́вская би́тва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе.
10 июля в честь победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении считается Днём воинской славы России.
Русский батальный жанр всегда проникнут особым духом патриотизма и стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов.
Война с Наполеоном отразилась в творчестве многих художников, т.к. в ней проявились все лучшие качества русских людей: бесстрашие, самопожертвование, патриотизм.

Ф. Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
Панораму «Бородинская битва» художник написал к 100-летию Отечественной войны 1812 г. по заказу императора Николая II. Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова.

Франц Алексе́евич Рубо́ (1856-1928) – русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Он является основоположником отечественной школы панорамной живописи, автором почти 200 монументальных полотен.

Ф. Рубо «Осада ереванской крепости русскими войсками в 1827 г.»
Наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников. Вот ещё одна картина, изображающая сцену войны.

Б. Виллевальде «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году» (1884). Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Богда́н (Го́тфрид) Па́влович Виллева́льде (1818-1903) – русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств. Любимой темой его творчества была Отечественная война 1812, он хорошо изучил эпоху Наполеона и возвращался к этой теме постоянно. Его работы отличаются мягким юмором, умением изображать живые военно-бытовые сцены.

Б. Виллевальде «Встреча офицеров русской гвардейской кавалерии с жителями одного из европейских городов»
Виллевальде был руководителем баталического класса Академии художеств до реформы её в 90-х годах XIX в., его отличному преподавательству обязаны своим художественным развитием почти все наши новейшие баталисты.

Никола́й Дми́триевич Дми́триев-Оренбу́ргский (1837-1898) – русский батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств. Он создал целый цикл картин о Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.).

Н. Дмитриев-Оренбургский «Бой под Плевной 27 августа 1877 года» (1883)
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842-1904) – русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Выпускник Морского кадетского корпуса, он всю жизнь был связан с армией: был в Самарканде во время его осады бухарцами; был в действующей русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., где получил тяжёлое ранение. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.

В. Верещагин «Перед Москвой в ожидании депутации бояр»

В. Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах» (1897)

В. Верещагин «Конец Бородинского боя»
Одной из самых известных работ батального жанра вообще и работ художника является картина «Апофеоз войны».

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло, 127 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».
Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. По другой версии, эта картина была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.
Почему эту картину относят к батальному жанру, хотя на ней не изображены сцены битв, даже люди не присутствуют на полотне?
Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Война – это всегда смерть и опустошение. Пирамида из человеческих черепов изображена Верещагиным на фоне разрушенного города и обугленных деревьев. Всё уничтожено, остались одни во́роны, но и им уже нечем поживиться здесь. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. Известный русский художественный критик В. Стасов считал, что этой картиной Верещагин выступает в роли историка и судьи человечества.

Митрофан Борисович Греков (1882-1934) – советский художник-баталист русского казачьего происхождения.
«Трубачи Первой конной» – самое известное его произведение.

М. Греков «Трубачи Первой конной»

По его идее 29 ноября 1934 г. была создана Студия военных художников, впоследствии названная его именем. Студия военных художников им. М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. Их объединяет идея служения своим искусством Отечеству, воссозданию в художественных образах знаменательных страниц доблести и славы русского оружия, истории армии и народа. В основе их деятельности – метод реализма.
Вот картина члена этой студии.

Андрей Вениаминович Сибирский «После задания. Ханкала. Чечня» (1998). Холст, масло. 130 х 200 см
Пётр Александрович Кривоно́гов (1910-1967) – советский живописец-баталист. В 1939 г. он был призван в армию. Великую Отечественную войну прошёл в действующих войсках от Москвы до Берлина. Наиболее известные его произведения – о Великой Отечественной войне.

П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости» (1951)
В батальном жанре работали и непрофессиональные художники. Например, русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью, брал уроки живописи у П. Е. Заболотского, который написал маслом два портрета Лермонтова (в 1837 и 1840 гг.).

М.Ю. Лермонтов «Автопортрет» (1837-1838). Бумага, акварель. Литературный музей (Москва)
Одной из любимых тем Лермонтова-художника была военная тема. Лучшие его работы связаны с Кавказом и исполнены в духе романтической живописи.

М.Ю. Лермонтов «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 г.». Картон, масло. 65,8 × 79,3 см

Батальная живопись бата́льная жи́вопись

(баталистика) (от франц. bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта. Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами. Изображение будней солдат и офицеров относится одновременно к бытовому жанру («Бивуаки» А. Ватто и П. А. Федотова ). Баталистика является разделом исторической живописи , круг сюжетов которой составляют важные события в жизни народов (такими событиями часто становятся сражения и воинские подвиги). Соприкасается также с портретным жанром: правители всех времён желали представать победителями на поле битвы. Наряду с прославлением воинских подвигов и побед, с эпохи Возрождения наметилось второе направление в батальной живописи: произведения, создававшиеся как протест против войны, осуждавшие её бесчеловечность; акцент в них сделан на страданиях, горе, ужасах, которые несёт с собой война (офорты Ж. Калло, Ф. Гойи ; «Апофеоз войны» В. В. Верещагина , 1871; «Война» О. Дикса, 1929-32; «Герника» П. Пикассо , 1937).

Сцены сражений появляются уже в первобытных наскальных росписях. Битвы и военные походы изображали в античных фресках и мозаиках («Битва Александра Македонского с Дарием» из Помпей , копия древнегреческой мозаики 4–3 вв. до н. э.), в средневековых книжных миниатюрах, на коврах (ковёр из Байё, Франция, 11 в.). Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории, и появилось стремление прославить величие подвига и совершившего его героя, показать ожесточение схватки (фреска «Битва при Сан Романо» П. Уччелло , сер. 1450 х гг.; картоны «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи , 1503-06, и «Битва при Кашине» Микеланджело , 1504-06, и др.). В 17 в. тема прославления доблести героев сочеталась с интересом к человеческой психологии. В «Сдаче Бреды» Д. Веласкеса (1634) благородство и чувство собственного достоинства подчёркнуто и в победителях, и в побеждённых; тонко показаны оттенки чувств. К батальному жанру обращались «малые голландцы» , и прежде всего Ф. Вауверман: небольшие, яркие эпизоды сражений полны динамики и меткой наблюдательности, хотя и лишены масштабности. Представители романтизма создавали драматические полотна, полные страстного негодования против жестокости завоевателей и горячего сочувствия к борцам за освобождение («Резня на острове Хиос» Э. Делакруа , 1826, посвящённая борьбе Греции против турецкого ига). Надежды и разочарования наполеоновской эпохи отразились в полотнах Т. Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812; «Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814).


В России сцены сражений встречаются уже в иконах («Битва суздальцев с новгородцами», 15 в.; «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани Иваном Грозным, 1552-53) и в книжной миниатюре («Сказание о Мамаевом побоище», 17 в.). В 18 в. гравюры на темы сражений Северной войны создавал А. Ф. Зубов , мозаики – М. В. Ломоносов («Полтавская баталия», 1762-64). Жанр переживает расцвет во второй пол. 19 в. В монументальных полотнах эпопеях В. И. Сурикова («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899) героем представал весь народ. Морские сражения писали И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Выдающимся баталистом был В. В. Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях. В картинах Туркестанской (1871-74) и Балканской (1877-80 е гг.) серий представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне. В 20 в. традиции батального жанра в России продолжили М. Б. Греков и мастер панорам Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04; «Бородинская битва», 1911). Особое место в советской баталистике занимает тема Великой Отечественной войны (А. А. Дейнека , С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Кукрыниксы ).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "батальная живопись" в других словарях:

    Военно исторический род живописи (сражения, походы, всяк. рода смотры, парады, встречи и пр.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ изображение различных моментов морских и сухопутных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Батальная живопись - БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. См. Живопись батальная … Военная энциклопедия

    Живопись батальная - ЖИВОПИСЬ БАТАЛЬНАЯ. Живопись и скульптура интересовались войною съ самаго своего возникновенія. Барельефы Ниневіи, памятники Египта знакомятъ насъ съ воен. сценами сѣдой древности. Греко рим. скульптура въ безчисл. храмахъ, въ барельефахъ… … Военная энциклопедия

    ЖИВОПИСЬ, живописи, мн. нет, жен. (книжн.). Искусство изображать предметы красками. Брать уроки живописи. || собир. Произведения этого искусства. Живопись на стенах потрескалась. Голландская, итальянская живопись. || Манера изображения, как… … Толковый словарь Ушакова

    Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия

    И; ж. 1. Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная ж. Ж. маслом. Портретная, пейзажная ж. Жанровая, батальная ж. Заниматься живописью. Интересоваться живописью. Уроки… … Энциклопедический словарь

    Искусство изображать предметы на какой либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    живопись - и; ж. 1) а) Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная жи/вопись. Жи/вопись маслом. Портретная, пейзажная жи/вопись. Жанровая, батальная жи/вопись. Заниматься живописью … Словарь многих выражений

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

    XII. Архитектура и изобразительное искусство = Древнейший периодБольшая советская энциклопедия

Книги

  • Боевая летопись России. Александр Аверьянов. Батальная живопись , Кибовский А.В.. Батальный жанр занимает особое место в изобразительном искусстве. Этот вид живописи является одним из самых сложных для художника. Приступая к работе, мастер должен решить не только…