Читательский дневник школьника. Зачем он нужен? Материал (1 класс) на тему: Зачем нужен читательский дневник

Это способствует тренировке памяти маленького школьника и развивает аналитическое мышление ребенка.

Заполняя читательский дневник, школьник учиться понимать прочитанное, находя главную мысль в произведении, формулируя и записывая свои выводы.

К тому же, читательский дневник выполняет роль своеобразной шпаргалки.

Ведь после долгих школьных каникул тяжело вспомнить героев и сюжет того или иного произведения.

А с читательским дневником для начальных классов такой проблемы не возникает – можно просто открыть свои записи и восстановить всё в памяти.

Кроме образовательной функции читательский дневник выполняет функцию контроля для родителей и учителей.

Благодаря читательскому дневнику наглядно видно сколько произведений прочитал ребенок и как глубоко понял прочитанное.

Нет четких образцов для заполнения читательских дневников в начальной школе - это решает учитель каждого конкретного класса или школы, исходя из особенностей школьной программы.

Поэтому мы максимально расширили возможные вопросы для анализа каждой прочитанной книги, а также разместили детские рисунки, иллюстрирующие содержания произведений.

В данном разделе нашего сайта размещены читательские дневники для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса.

Для вашего удобства все произведения указаны в алфавитном порядке.

Это значительно упрощает поиск необходимого материала.

В читательских дневниках по каждому произведению указывается название, автор, жанр, герои, краткое содержание для читательского дневника, план произведения для читательского дневника, главная мысль, синквейн, отзыв для читательского дневника и пословицы по произведению.

Все материалы для читательского дневника соответствуют требованиям школьной программы России.

Они написаны простым, доступным языком, не содержат грамматических, лексических и пунктуационных ошибок.

К тому же, все ответы для читательского дневника от "ГДЗ Грамота" являются уникальными.

Подведем итог: зачем нужно вести читательский дневник?

1. Ребенок учится определять главную мысль произведения и выражать ее в 1-2 предложениях.

2. Анализируя произведение, формулируя вывод и записывая краткое содержание, ребенок намного лучше запоминает сюжет произведения.

4. Ведение читательского дневника развивает умение пересказывать содержимое произведений своими словами.

5. При необходимости (внеклассное чтение, викторина, конкурс) ученик быстро сможет вспомнить основные моменты произведения.

6. Записывая информацию, ребенок тренирует навыки письма. Это немаловажный момент, ведь испорченный почерк после летных каникул (из-за отвыкания) является распространенной проблемой.

7. Необходимость ведения читательского дневника порождает необходимость чтения в летнее время. Благодаря этому происходит развитие читательских навыков и культуры читателя.

8. Проанализировав ведение читательского дневника, родители могут понять основные интересы и предпочтения своего ребенка.

Читательский дневник – необходимость.

Ответы к читательскому дневнику – возможность сделать ее легкой и доступной.

А это очень важно для порождения любви к литературе и дальнейшему развитию ребенка, как читателя.

Р ебята! Половина летних каникул уже пролетела! Очень надеюсь, вы читаете список литературы, который я Всем раздала, и не забываете вести читательский дневник!

Зачем же нужен читательский дневник?

Ведение читательского дневника - не цель, а средство!

Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась читателю, о чём заставила задуматься. Просматривая дневник время от времени, можно заметить, книги каких авторов и жанров больше всего нравятся и целенаправленно брать их в библиотеке.

Как оформить читательский дневник?

1. Для начала нужно определиться с оформлением читательского дневника. Легче всего за основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.

2. На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые прочитал ребенок. Для максимального комфорта пронумеруйте страницы.

Самый простой способ - делать записи в таблице:

Дата

Название книги

Время чтения

Количество страниц

Роспись родителей

Роспись учителя


Название произведения

Жанр произведения

(сказка, рассказ, повесть, стихотворение...)

или так:

3. При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку:
Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора. Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото.
Далее необходимо перечислить основных героев книги, дать им краткую характеристику.
Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)

Затем опишите один из понравившихся эпизодов в книге.
В заключении вы можете указать дополнительную информацию о книге (найденную учеником в других источниках), «литературный багаж» (какие другие произведения этого автора уже читал ученик), написать общие личные впечатления о книге.

Примеры оформления:



Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости вы сможете обратиться к книге. А через некоторое время нужно обязательно пролистать дневник - тогда знания и впечатления закрепятся в памяти.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:

1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Если выбрал сам, то почему именно ее?
2. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку!
Опиши внешность героя,
Назови черты его характера
Каковы его любимые занятия
Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.
Кто его друзья? Какие они?
Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
Нарисуй портрет любимого героя
3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом.
Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
4. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
5. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие слова.

Внимание!

Данные пункты можно использовать не все, частично! Можно переставить пункты так, как удобно владельцу читательского дневника. Можно придумать свои странички, добавить свои пункты.

Главное, чтобы читательский дневник стал помощником и собеседником его владельца.

По окончании учебного года многие преподаватели выдают ученикам списки литературы, которую необходимо изучить в период каникул. Однако книги требуется не просто прочесть. Педагоги требуют, чтобы изученный материал был занесен в читательский дневник. К сожалению, многие дети не справляются с этим заданием, поскольку не знают, как правильно вести читательский дневник и что он вообще собой представляет.

Кому нужен читательский дневник

Некоторые родители негативно относятся к ведению ЧД. Очень часто можно услышать фразу: "Как вести читательский дневник ребенку, если даже я иногда не помню имя автора или героев прочитанного произведения? Понравилось - запомнила, не понравилось - зачем хранить это в памяти! Да и вообще, он у меня и так из-под палки читает". К сожалению, такие высказывания можно услышать довольно часто. Исходя из этого, можно сделать вывод, что читаем мы только ради минутного развлечения. Однако это не совсем так.

В общеобразовательную школьную программу входят произведения, которые учат детей доброте, взаимопониманию, отношениям и прочим необходимым качествам интеллектуально развитого человека. К тому же цель читательского дневника вовсе не в том, чтобы развить в малыше любовь к чтению. Как правило, дети читают любое произведение (даже сказку) для того, чтобы узнать что-то интересное, о чем раньше они не слышали. Помимо этого, во многих проводятся конкурсы, викторины или марафоны, на которых детям предстоит вспомнить когда-то прочитанное. Например, рассказать сказку, загадку, ответить на вопрос о каком-то герое. И как же они смогут это сделать, если прочитанный материал давным-давно вылетел из памяти? Если же малыш будет знать, как вести читательский дневник и пользоваться этими знаниями, то информация будет ему доступна в любое время.

Для чего нужен читательский дневник

Читательский дневник - это своего рода шпаргалка, которая поможет ребенку вспомнить весь прочитанный когда-либо материал. Помимо этого, ЧД учит детей делать анализ произведения, краткие выводы из прочитанного. Ведь именно это ученикам младшей школы дается наиболее трудно. Изучая произведения, записывая краткое содержание в ЧД, ребенок тренирует и навыки письма. Также тренируется память, ведь записывая имена главных героев и автора, различные даты, содержание текста, ребенок лучше запоминает их. Помимо прочего, родители, контролируя ведение ЧД, могут понять, какой жанр больше интересует ребенка и на что следует обратить внимание. Теперь следует разобраться в том, как вести читательский дневник.

Ведение читательского дневника

В принципе, ЧД - это обычная тетрадь, в которую ученик записывает свои мысли, некоторые цитаты из произведения, краткое содержание, имена автора и главных героев. Наиболее простая модель - это когда лист делят на две колонки, в одной из которых пишут название произведения, в другой - свои выводы. Однако это схема более понятна старшему поколению, для малышей она не подходит. Как вести читательский дневник для детей? В принципе, и в этом нет ничего сложного. Однако самому ребенку будет сложно оформить такую модель. Лучше делать это вместе с родителями. Итак, берут простую ученическую тетрадь (лучше не очень тонкую) и расчерчивают ее на несколько колонок:


Занимаясь этим регулярно, ребенок закрепляет прочитанный материал и в будущем с легкостью сможет ответить на любой вопрос по произведению.

Как вести читательский дневник - образец

Читательский дневник для ученика младших классов может выглядеть подобным образом.

Читательский дневник (образец)

Как использовать

Заполнять ЧД желательно сразу после прочтения произведения или на следующий день, имея под рукой текст, чтобы вспоминать наиболее важные моменты. Время от времени нужно просматривать заполненные страницы, чтобы освежить память и закрепить впечатление о произведении. В конце ЧД следует сделать страницу-содержание, куда будут вноситься названия прочитанных книг и номер страницы с их описанием. Таким образом, ориентироваться в ЧД будет намного легче.

На помощь приходит ГДЗ Читательский дневник 2 класс (ответы по произведениям) от "ГДЗ Грамота".

ГДЗ по читательскому дневнику позволяет посмотреть правильное оформление читательского дневника в 2 классе и непосредственно само заполнение читательского дневника 2 класс.

В зависимости от школьной программы, образец читательского дневника может различаться.

Поэтому в данном разделе нашего сайта вы найдете готовый читательский дневник 2 класс в нескольких вариантах:

1. Стандартный пример читательского дневника 2 класс

Такое ГДЗ по читательскому дневнику 2 класс (готовый читательский дневник) содержит название, имя автора и жанр произведения, краткое содержание произведения для читательского дневника, план для дневника чтения, главную мысль, чему учит произведение, синквейн, отзыв для дневника чтения и пословицы к произведению.

К тому же, все произведения иллюстрируются детскими рисунками. Красочные картинки помогают детям зрительно запомнить сюжет того или иного произведения.

2. Дневник Читателя Клюхина ответы 2 класс

Это ГДЗ читательский дневник школа России ФГОС 2 класс – ответы к печатному изданию автора И.В. Клюхиной от 2017 года.

Такой готовый читательский дневник 2 класс отличается от обычного произведениями и вопросами.

В нем присутствуют задания по лексикологии, словообразованию и орфографии.

Также в Дневнике Читателя Клюхиной каждое произведение имеет творческое задание – нарисовать иллюстрацию с изображением любимого героя или эпизода.

Зачем второкласснику нужен дневник чтения?

1. Такая форма работы позволяет лучше запомнить произведение. Ребенок не просто читает, а анализирует сказки и рассказы для читательского дневника 2 класс.

2. Ведение читательского дневника 2 класс дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном. Перечитывая большое количество произведений, второклассник начинает лучше ориентироваться в моральных ценностях, различать добро и зло.

3. Ребенок учится коротко и ясно выражать свои мысли.

5. При надобности, школьник сможет быстро вспомнить сюжет сказки, рассказа, стихотворения. Для этого не обязательно заново читать произведение, достаточно просто перечитать свои записи. Это очень важный момент. Ведь во время учебного года, дети не всегда успевают работать в соответствии с ритмом учебной программы. И когда не хватает время на чтение либо же физический отдых, ГДЗ читательский дневник (ответы) придется как нельзя кстати.

6. Ведение такой тетради способствует тренировке навыков письма: почерка, орфографии, пунктуации.

7. Заполнение читательского дневника формирует культуру читателя и порождает любовь к литературе.

К тому же, бывает так, что дети по тем или иным причинам не успевают перечитать весь список литературы для читательского дневника 2 класс.

В таком случае можно читательский дневник списать непосредственно с нашего сайта.

Указанная в нем информация дает достаточно обширное представление сюжета произведения и полностью отображает его смысл.

Теперь вопрос "Как заполнить читательский дневник 2 класс2 закрыт.

Можно смело наслаждаться летом!

Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

  • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
  • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
  • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
  • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
  • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

Раздел Описание
Титульный лист Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы.

Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием».

Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки

Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

  • Название произведения.
  • Ф.И.О. автора.
  • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
  • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
  • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.

Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.

Готовый читательский дневник

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр Грин Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты.

Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась

«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью.

Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть

«Белый пудель», А. И. Куприн Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты.

Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса

«Уроки французского», В.Распутин Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр.

Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка

«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках.

По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее

«Малахитовая шкатулка» П.Бажов Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков.

В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина

«Чудесный доктор», А. И. Куприн На семью валятся одна за другой болезни и несчастья.

Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем

«Дети подземелья», В. Короленко Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим.

Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным

«Робинзон Крузо», Д.Дефо Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались?

Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными

«Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. Олеша Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок.

Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола

«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Полезное видео