«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание Что посоветовала соня раскольникову после признания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Брянск-2018

Цель: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; показать, в чём Достоевский видит источник обновления жизни; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?»; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть». Кто же в романе несет этот тёплый свет?

Соня Мармеладова.

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Именно Сонечка, беззащит-ная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливос-ти и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольни-кова. Какие черты подчёркивает в Соне Достоевский? В чём «правда» героини? Над этими вопросами мы и поразмышляем сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Расскажите о жизни Сони.

Мачеха Сони, Катерина Ивановна, фактически обрекает ее на жизнь по желтому билету. Исто-щенные голодом дети выжили только благодаря Соне. Она отдает Мармеладову последние «гре-ховные гроши» на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи именно Соня смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях.

Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её воспринимают герои? Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?

Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправед-ливости. Теория толкает его на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов пере-ступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим «муравейником». Идея и преступление Расколь-никова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя прези-рать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой доро-гой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других берёт на себя тяжести греха, идет на унижение и позор, при этом сохраняет в себе чуткую и отзывчивую душу.

Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к ней?

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления? Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её человеческого терпе-ния, «ненасытного страдания», её стойкости, истоки которой ему непонятны. Он считает, что Соня - более преступница, чем он сам, ведь она напрасно погубила себя, ничего в мире не изменив. Отдалив гибель своих близких, Соня не может и не пытается уничтожить на земле зло.

- «Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит герой Соне, но, дума-ется, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.

Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, поро-дившее вопрос: «Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду». Что же дает Соне силы жить дальше?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет избавления.

Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым - сознает мертвым, он - Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в «этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошед-шихся за чтением вечной книги», теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.

Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

У Сони дрожали руки, голоса не хватало, она не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг Соня вся преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

- Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, зако-нам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь и сострадание живут в героине. Слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, её проникновенное чтение Евангелия, Раскольников понимает, что Соня «переступила» ради блага го-лодных детей, думая не о себе, а о своих ближних . Уходя от девушки, он говорит, что скажет, кто убил: «Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал». В романе важно не только к кому придёт с признанием Раскольников, но и где это произойдёт - в квартире у портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. Капернаумов - фамилия значимая.

Капернаум - город, часто упоминаемый в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после то-го, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться «Его городом». В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений. «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники, страдальцы, убогие - все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступле-нии. Почему именно Соне герой признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испыты-вая мучения совести. Говорит: «Говори, я про себя пойму». Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.

Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Расколь-ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто нет.

Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения вместе с ним.

Почему Соня считает, что Раскольникова Бог «дьяволу предал»?

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», - говорит Соня. Она считает, что един-ственный путь спасения - через покаяние и искупление страданием. Но героиня понимает, что Раскольникову одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.

Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони. На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «... все разом в нем размягчилось, и хлы-нули слезы... он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей Достоевский показывает в финале романа, но происходит это далеко не сразу. Каким предстаёт герой на каторге?

«…Он не раскаивался в своём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашёл их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, преж-де», «Вот в чём одном признавал он своё преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Каторжане его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидеть…Презирали его, смеялись над ним».

А как каторжане относились к Соне?

Её все полюбили, встретив Соню, каторжане снимали шапки и кланялись. «Они любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили её… к ней даже ходили лечиться».

- Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны видит он в это время?

Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга - «все и всё погибало».

Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. Только после этого сна начинается освобождение героя из-под власти идеи, именно сон помогает ему сде-лать последний шаг - сознательно отказаться от своей теории. Раскольников излечился не только от физической болезни, но и от болезни индивидуализма, рухнула та стена, которую в своих мыслях он возвел между собой и другими, «обыкновенными» людьми. Герой вдруг осознал, как важна, как дорога для него Соня: «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам». Впервые в глазах Раскольникова появляются слёзы - символ очищения, рубеж нового этапа его жизни. «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково». Раскольников понимает, что стать человеком - значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений.

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым героем, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки русскому народу: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. Своей жалостью и человечностью Соня вернула герою ту полноту восприятия себя самого и окружающего , которая, казалось, навсегда была утрачена, стёрта. Утверждая «правду» Сони, Достоевский убеждает нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте, не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.

4.Д/З: написать сочинение на материале романа «Преступление и наказание» по одной из тем:

Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?

Может ли человек ставить себя выше общества?

Использованная литеитература:

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. - М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. - М.: АСТ, 2016

Вера Есликовская

Вера Николаевна ЕСЛИКОВСКАЯ - учитель литературы МОУ СОШ № 60 г. Барнаула.

Признание Раскольникова Соне в убийстве

Материалы к анализу эпизода

Этот урок проводился в 10-м классе обычной барнаульской школы, находящейся в социально неблагополучном районе. Здесь нет модных сегодня новых технологий - вы увидите череду вопросов по тексту эпизода и ответов на них. Кому-то такое построение урока - беседа по произведению - покажется излишне традиционным, но для моих детей, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно “срабатывает”. Ученики признаются, что после таких уроков хочется перечитать текст, а в сущности, прочитать его впервые, уже понимая, о чём идёт речь. Кроме этого, на уроке-беседе исключён столь пугающий ребят момент контроля, никто ни на чём их не ловит, поэтому у них нет никакого психологического зажима. Мы просто сидим в классе и просто разговариваем, иногда записывая в тетрадь важную мысль. В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста. А самое главное - возникает желание читать.

Р азговор на уроке начинаем с вопросов “для разбега”:

Сколько раз Раскольников приходит к Соне? А в дом старухи? Сколько встреч у него с Порфирием Петровичем?

Отмечаем, что во всех этих случаях налицо присущий фольклору мотив троичности, при этом выявляется одна композиционная закономерность: первый визит Раскольников наносит, делая “пробу” (завязка), вторая встреча выполняет функцию кульминации, третья - развязки.

В словаре В.И. Даля слово “проба” имеет значения: “опыт, испытанье, испыт, попытка, искус, искушенье; всякое действие для узнанья качества чего-либо, опыта, каково что, нельзя ли, можно ли”. Значит, Раскольников - экспериментатор, который проводит исследование, опыт, при личном участии и с риском для себя.

Во всех перечисленных выше встречах кульминационной является вторая. Эпизод, который мы разбираем, не исключение. Мы знаем по предыдущему опыту, что в эпизоде, тем более ключевом, отражены ведущие идеи, образы, мотивы всего произведения.

Проведём эксперимент, который поможет нам либо подтвердить, либо опровергнуть данное предположение. Перечитаем описание комнаты Сони, данное в предыдущей части (ч. 4, гл. IV). Автор подчёркивает, что один угол комнаты безобразно тупой, а другой очень острый. Попробуйте нарисовать этот неправильный четырёхугольник, в котором острый угол противоположен тупому. На что похожа фигура, получившаяся у вас?

Среди ответов учащихся звучит слово “топор”, причём “каменный топор”. Предлагаю соединить между собой противоположные углы - получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой. Кровать вводит мотив сна и смерти (одр); стол - “престол”, жертвенник; на столе “синенькая скатерть” - покров Богородицы; свеча - символ живой души и молитвы; Евангелие - благая весть о спасении.

Кроме того, острый угол комнаты почти не виден. С чем ассоциируется этот “тёмный угол”?

Ребята отвечают, что это означает неизвестность, загадку.

Для кого эта загадка? Кто или что является загадкой?

И Раскольников, и Соня пытаются разгадать “тайну” друг друга.

Для чего Раскольников приходит к Соне? Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?

Раскольников давно “избрал” Соню, ещё тогда, когда впервые услышал о ней от Мармеладова.
В Соне он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание. Но для этого ему нужно объяснить Соне, почему он убил Лизавету.

С какими мыслями герой выходит от Мармеладовых? Глава, предшествовавшая свиданию, завершается мысленным восклицанием Раскольникова: “Ну-тка, Софья Семёновна, посмотрим, что вы станете теперь говорить!” В чём смысл этой фразы?

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублёвого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

В чём должен был убедить Соню эпизод с Лу­жиным?

Раскольников хочет доказать Соне, что Бог не спасёт. Действовать нужно самим.

Что более всего беспокоит героя в предстоящем разговоре с Соней?

Признание в убийстве Лизаветы.

Почему ему трудно в этом признаться именно Соне? Почему он собирается сообщить Cоне о Лизавете, а не об Алене Ивановне? Вспомним, чем завершается первое свидание Раскольникова с Соней.

На вопрос Сони: “Что же, что же делать?” - Раскольников отвечает, что нужно “страдание взять на себя”. Разуверившись в Небесном, Раскольников решает изменить мир, защитить униженных и оскорблённых, стать мессией. В этом походе он собирается сделать Соню союзницей, но между ними стоит Лизавета.

Как показано состояние героев в начале сцены?

Раскольникова “почти придавило” “мучительное сознание своего бессилия перед необходимостью”. Соня сидит, закрыв лицо руками (выражение отчаяния и растерянности). Герои идут навстречу друг другу, она встаёт - он садится. Герои оказываются в том же положении, что и накануне (“точь-в-точь как вчера”). Но это подчёркнутое сходство положений призвано более ярко показать зеркальную противоположность первой и второй встречи Раскольникова с Соней.

Кто вёл диалог в первой сцене? Каков был тон Раскольникова? Как воспринимала его Соня?

В первое свидание с Соней Раскольников ведёт себя почти бесцеремонно. Он даже не сразу замечает, что Соня стоит, а он сидит. Он приглашает её сесть, как будто он хозяин, а не гость. Тон его назидательный. Герой задаёт Соне вопросы, как судья, и именно “судьёй и решителем своей участи” воспринимает его дрожащая в страхе Соня. Во второй сцене страх и дрожь характеризуют состояние Раскольникова. Теперь Соня должна решить его участь.

Как организуется диалог во второй сцене?

Раскольников задаёт Соне вопросы, а Соня молчит. Молчание выбивает у Раскольникова почву из-под ног, он начинает путаться. История с Лужиным вселила в героя надежду, что Соня, оказавшаяся в положении ветхозаветного героя Иова, не выдержит и возропщет. Эта надежда как будто небезосновательна. Кроткая Соня, готовая “с терпением и почти безропотностью” переносить всё, в первый раз испытала “чувство беспомощности и обиды”. Раскольников в сцене с Лужиным выступает в роли спасителя Сони (“Что бы со мной без вас-то было!” Ср.: “Что ж бы я без Бога-то была!”).

Раскольников задаёт Соне вопрос-искушение: “Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? ...Как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю” .

Предлагаю ответить на этот вопрос учащимся. Многие из них выносят смертный приговор Лужину. А затем вместе читаем ответ Сони: “Да ведь я Божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?”

Как воспринимает Раскольников ответ Сони?

Это приговор, вынесенный ему и его идее. Тон героя после этого меняется (“Я это прощения просил, Соня…”).

Как передаётся напряжённость разговора в этой сцене?

Здесь много пауз, молчания (“спросил через минуту”, “прошло пять минут”). Состояние героя характеризуют жесты (“закрыл лицо руками”), дей­ствия (“Вдруг он побледнел, встал со стула, посмотрел на Соню и, ничего не выговорив, пересел машинально на её постель”).

Обращаю внимание учащихся, что “та минута”, в которую Раскольников чувствует неизбежность, неотвратимость своего признания, ассоциативно связана со сценой убийства: “Эта минута была ужасно похожа в его ощущении на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более»”. Как и в сцене убийства, Раскольников “не понимал того, что теперь с ним делалось”. Соня при этом испытывает такое же состояние ужаса, какое охватило Раскольникова в момент убийства.

Как Раскольников объясняет Соне, почему убил Лизавету? В чём особенность речевого построения этого объяснения?

Обилие многоточий свидетельствует о том, с каким трудом произносит Раскольников слова признания. Ключевое слово здесь - “убить”. При этом Раскольников выступает и в роли убийцы, и в роли жертвы.

В чём смысл соотнесения в сознании Раскольникова Сони и Лизаветы?

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение “оледенило его душу”. Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, “когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться”. Так же по-детски ведёт себя в момент признания Соня, и “точно такой же испуг показался” и в лице Раскольникова.

В чём смысл такого сходства героев с детьми?

“Дети - образ Христов: «Сих есть царство Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество”, - говорит Раскольников при первой встрече с Соней. Дети воплощают собой чистоту и более всего нуждаются в защите. В Раскольникове совмещаются убийца и ребёнок.

“Вдруг, точно пронзённая («пронзить» - проткнуть, нанести рану острым предметом; мотив топора, убийства), она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. - Что вы, что вы это над собой сделали! - отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”. Коленопреклонение Сони напоминает коленопреклонение Раскольникова в эпизоде первого свидания. Но Раскольников подчёркивает, что поклонился не Соне, а “всему страданию человеческому”, а Соня поклонилась страданию именно Раскольникова. В поклонении Раскольникова, наряду с состраданием, проявляется гордыня, Соней же руководит одно “ненасытимое сострадание”.

В реакции Сони звучит библейский мотив братства и прощения: “И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали [оба]” (Быт. 33, 4). Кроме того, в фольклоре поцелуй воскрешает из мёртвых (“Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло ему в душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”). Если в первой сцене Раскольников чувствует себя защитником, покровителем Сони (“Я тебя избрал”), то в эпизоде признания он сам ищет спасения в Соне (“Так не оставишь меня, Соня?”).

Какие мотивы своего преступления называет Раскольников? Какой из них ведущий? Что помогает это определить?

Монолог Раскольникова сопровождается автор­скими ремарками, передающими состояние героя и слушающей его Сони. По мере того как герой приближается к обоснованию своего права на убийство, он всё более возбуждается (“Глаза его горели лихорадочным огнём. Он почти начинал бредить…”; “Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге... Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом”). Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

Ведущим мотивом преступления было стремление Раскольникова подтвердить свою принадлежность к “высшему разряду” (“…мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…”).

Означает ли это, что все ранее названные Раскольниковым мотивы не имеют значения? Какие фрагменты романа в таком случае оказались бы лишними?

Если допустить, что самоиспытание героя - единственный мотив убийства, тогда становятся ненужными такие эпизоды романа, как исповедь Мармеладова, сон Раскольникова о забитой лошади, письмо матери героя, встреча его с пьяной девочкой на бульваре.

Как Соня объясняет причину преступления Раскольникова?

Соня видит причины страдания героя в безбожии: “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” Раскольников сам неоднократно указывает на руководящую роль дьявола в его мыслях и поступках (“Кстати, Соня, это когда я в темноте-то лежал и мне всё представлялось, это ведь дьявол смущал меня? а?”; “А старушонку эту чёрт убил, а не я”).

В рассказе Раскольникова о том, как он пришёл к решению убить старуху, можно выделить обозначенные в святоотеческой литературе четыре ступени греха: 1) помышлять о грехе; 2) соглашаться с помышлением; 3) выражать словом помышление; 4) исполнять помышление делом.

Наряду с мотивом убийства в этой сцене звучит мотив самоубийства (“Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!”).

Чем заканчивается эпизод?

“Оба сидели рядом, грустные и убитые…” Убитые - значит, не просто мёртвые, а принявшие смерть по чьей-то воле. Оба героя выступают в роли убийцы (самоубийцы) и жертвы одновременно, оба сидят на кровати (смертном одре), но тут же вновь звучит мотив воскрешения. Залог его в любви Сони. Раскольников “чувствовал, что в ней вся его надежда и весь исход”.

Какой выход предлагает Соня Раскольникову?

Она призывает его к покаянию и принятию страдания как очищения от греха, искупления.

Готов ли Раскольников принять такой выход?

Нет. Он ещё надеется одолеть судьбу. Убийственная теория ещё не перестала владеть его сознанием. Раскольников ещё не считает, что совершил преступление, поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать Соня.

Домашнее задание: я прошу ребят кратко записать в виде связного текста то, о чём мы сегодня говорили. С проверки этих текстов начнётся следующий урок.

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Тест по произведению

В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом ""Преступление и Наказание"" и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, ""идейное"" убийство.

Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело. Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. ""Тихая, слабенькая"" Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от ""теории"", воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. ""Воспитания, как и представить можете, Соня не получила"". Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, нако­нец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ""принуждена была взять жёлтый билет"".

Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ""переступила"", чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца.

За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что ""люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово"". Отнеся себя к ""высшему разряду"", Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно. Раскольников ""переступил"" через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.

После убийства Раскольников идёт к Соне, считая её человеком, который поймёт его, ведь она совершила не менее тяжёлый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Её Жизнь строится по законам самопожертвования. Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Она смиряется и страдает.

Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задаёт ей коварный вопрос: что лучше – подлецу ""жить и делать мерзости"" или умирать честному человеку? ""Да ведь я Божьего промысла знать не могу…– отвечает Соня. – И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?"" Несмотря на все попытки Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твёрдо стоит на своём: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело. Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в Бога. Именно ""в отходе от Бога"" видит Соня причину преступления Раскольникова: ""От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!"" сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в Бога даёт силы этому хрупкому и беззащитному созданию. ""Что же бы я без Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она"".

Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но всё равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней Раскольников становится всё более и более откровенным, и, в конце концов, он признаётся Соне в совершённом убийстве. Сцена признания очень напряжённая. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. ""Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками"". После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.

Первая причина оказалась банальной: ""ну да, чтоб ограбить"". Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ""хотел помочь матери"". Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что ""хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил"", но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ""Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! "" Следующая причина: ""…я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…"" – тоже не является истиной. ""Ох, это не то, не то!"" – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ""Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?"" Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: ""Тварь ли я дрожащая или право имею…"". Раскольников ""захотел осмелиться и … убил"".

Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ""Человека-то я убил, а принцип – нет."" Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства...

Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её ""матушка ты наша… нежная, болезная."" А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к ""высшему разряду"", презирая их: "" Ты барин!"" – говорили они ему. Только Соня по-прежнему любит Раскольникова.

Во время болезни Раскольников видит сон о ""моровой язве"", который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ""люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе."" После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ""Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…"", теперь Раскольников понял, что только ""бесконечной любовью искупит он все страдания"", всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. ""Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…""

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Брянск-2018

Цель:совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения;

показать, в чём Достоевский видит источник обновления жизни; осмыслить последние

страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских

ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?»; воспитывать гуманную личность,

ответственную за свои поступки.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему:

«Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть

не только светить, но и греть». Кто же в романе несет этот тёплый свет?

Соня Мармеладова.

- Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова.

Именно Сонечка, беззащит- ная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу,

взбунтовавшегося против несправедливос- ти и бесчеловечности, пожелавшего

подчёркивает в Соне Достоевский? В чём «правда» героини? Над этими вопросами мы

и поразмышляемсегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Расскажите о жизни Сони.

Мачеха Сони, Катерина Ивановна, фактически обрекает ее на жизнь по

желтому билету. Исто- щенные голодом дети выжили только благодаря Соне. Она

отдает Мармеладову последние «гре- ховные гроши» на его непристойное пьянство в

трактире… После гибели отца, смерти мачехи именно Соня смысл своей жизни

видит в заботе об осиротевших малолетних детях.

- Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её

воспринимают герои?Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет

Соня Мармеладова?

Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он

протестует против несправед- ливости. Теория толкает его на путь насилия над

другими ради своего благополучия. Он готов пере- ступить через трупы других,

стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить

жизнь, стремится возвыситься над этим «муравейником». Идея и преступление

Расколь- никова рождают конфликт в его душе, ведутк разъединению с людьми,

заставляют героя прези- рать себя больше всего за человечность и чуткость к

страданиям других. Соня идет другой доро- гой.Она смиряется и страдает. Ее

жизнь строится по законам самопожертвования. Во имя любви к людям она

избирает путь насилия над собой, ради спасения других берёт на себя тяжести

- Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале

Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони.

Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с

этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

- Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления?

Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её

человеческого терпе- ния, «ненасытного страдания», её стойкости, истокикоторой

ему непонятны. Он считает, что Соня –более преступница, чем он сам, ведь она

напрасно погубила себя, ничего в мире не изменив. Отдалив гибель своих близких, Соня

не может и не пытается уничтожить на земле зло.

- «Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит

герой Соне, но, дума- ется, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху,

Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.

Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека,

сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за

малейшую надежду, но увидел нечто иное, поро- дившее вопрос: «Почему она так

слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в

силах была броситься в воду».Что же дает Соне силы жить дальше?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет

избавления.

- Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о

воскрешении Лазаря.Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но

не сознает себя живым –сознает мертвым, он –Лазарь, который 4 дня как во гробе.

Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в «этой нищенской

комнате убийцу иблудницу, странно сошед- шихся за чтением вечной книги»,

теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.

- Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий,

уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

- Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по

иным законам, зако- нам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и

жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь и сострадание живут в

героине.Слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, её проникновенное чтение

Евангелия, Раскольников понимает, что Соня «переступила» ради блага го- лодных

детей, думая не о себе, а о своих ближних. Уходя от девушки, он говорит, что скажет,

кто убил: «Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал». В романе важно не

квартире у портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. Капернаумов –

фамилия значимая.

Иисус Христос после то- го, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться «Его

городом». В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений. «И когда Иисус

возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками

Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с

нуждуво враче, но больные».

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники,

страдальцы, убогие –все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и

Раскольников, чтобы сознаться в преступле- нии. Почему именно Соне герой

признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело

ему жить, испыты- вая мучения совести. Говорит: «Говори, я про себя пойму». Все

окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.

- Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем

Лужину, то Расколь- ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел

право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто

-Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения

вместе с ним.

- Почему Соня считает, что Раскольникова Бог «дьяволу предал»?

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена

ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским.

Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

-Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», - говорит Соня. Она

считает, что един- ственный путь спасения – через покаяние и искупление

страданием. Но героиня понимает, что Раскольникову одному не справиться со своей

гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.

- Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони. На Сенной площади,

когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «...

все разом в нем размягчилось, и хлы- нули слезы... он стал на колени среди площади,

поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей

предстаёт герой на каторге?

«…Он не раскаивался в своём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все

прежние свои поступки и совсем не нашёл их так глупыми и безобразными, как

казались они ему в то роковое время, преж- де», «Вот в чём одном признавал он своё

преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Каторжане

его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидеть…Презирали его, смеялись

над ним».

- А как каторжане относились к Соне?

Её все полюбили, встретив Соню, каторжане снимали шапки и кланялись. «Они

любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили

её… к ней даже ходили лечиться».

- Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны

видит он в это время?

Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все

люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести

человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед:

ведь гением- предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые

переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди

убивают друг друга –«все и всё погибало».

- Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории