«Гамлет» характеристика героев. Образ гамлета в одноименной трагедии шекспира

Гамлет является одним из тех литературных персонажей, которые не перестают привлекать к себе внимание и критиков, и простых читателей. Гамлет, герой одноименной пьесы У.Шекспира, - это один из самых знаменитых и в то же время таинственных персонажей. Это очень сложный образ, окутанный множеством загадок. Ведь образ Гамлета и его печальная судьба заставляют нас задуматься о том, что такое зло, о том, как с ним бороться, о том, насколько несовершенен мир и т.д.

Гамлет – это принц Датский. Когда-то он был счастливым юношей, у него была любящая семья, была любимая и верные друзья. Но с того момента, как умер отец жизнь Гамлета изменилась. Не успел он оправиться от первого происшествия, как случилось новое: мать Гамлета выходит замуж за брата своего умершего мужа, за Клавдия, который становится королем Дании.

«Каким докучным, тусклым и ненужным,

Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!» - восклицает Гамлет.

Наконец, произошло событие, буквально изменившее все мировоззрение главного героя. Он встречает Призрак своего отца, и тот рассказывает сыну о том, что умер он от рук своего родного брата и просите его отомстить за себя. Мир Гамлета переворачивается.

Душа Гамлета разрывается, раздваивается. Он открывает несовершенство мира. Сначала он считал, что человек может все, что ничто ему не под силу, что он – центр Вселенной. «Что за мастерское создание – человек!, - говорит Гамлет, - Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

Теперь же собственная беспомощность, собственные метания разрушили прежнюю наивность главного героя. Он задается такими вопросами, как: стоит ли жить? Что такое смерть? Как бороться со злом? Что может человек вообще?

В своем знаменитом монологе «Быть или не быть» Гамлет размышляет о том, «что благороднее», подчинение и признание несовершенства мира или же борьба с ним, борьба с ним?

Кто б стал терпеть судьбы насмешки и обиды,

Гнет притеснителей, кичливость гордецов,

Любви отвергнутой терзание, законов

Медлительность, властей бесстыдство и презренье

Когда бы сам все счеты мог покончить

Каким-нибудь ножом?

Эти проблемы – самые животрепещущие для Гамлета.

Стоит ли жить? Или стоит «Уснуть! И видеть сны, быть может?» Но эти вопросы остаются без ответа. «Но довольно» - именно так заканчивается самый значительный монолог Гамлета, который оставляет для нас нераскрытым и таинственным весь образ Гамлета.

На протяжении всей пьесы Гамлета мучают внутренние сомнения. С одной стороны, он считает, что человек может все, а с другой – собственные душевные муки пугают его. В конце пьесы он умирает от отравленного клинка, перед этим убив своего главного врага Клавдия. Но со смертью Гамлета, унесшего в могилу свои тайны, начинается его новая жизнь – он становится одним из самых знаменитых литературных героев.

Образ Гамлета в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

Гамлет − трагедия Уильяма Шекспира, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600−1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира − в ней 4042 строки и 29 551слово.Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Amletus, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов» и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца.

Шекспир вступил в новый XVII век какзрелый и овеянный славой художник. Началось последнее десятилетие еготворчества. Художник с огромной силой выражает мысли и настроения передовыхлюдей своего времени, он создает цикл своих великих трагедий.

Шекспир заимствовал внешний сюжет"Гамлета" у Бельфоре ("Трагическая история"), в своюочередь заимствовал его у Саксона Грамматика.

Шекспир переносит действие трагедиив прошлое, ряд признаков ясно говорит о том, что трагедия должна былавосприниматься как рассказ о прошлом, хотя бы и близком. Почему Гамлет живет идействует в несовременной Шекспиру обстановке? Глубокий ответ на это даетГегель в "Эстетике".

"...Не только в старом, но и вновом искусстве время, в которое вставлены идеалы, суть былые времена. Такиевремена устанавливают воспоминанием не в своей завершенности; воспоминаниесохраняет от них только общую картину: обстоятельства места при такомвоспоминании вообще стираются, не присутствуют с непосредственнойопределенностью; все внешнее окружение уже преподносит воспоминаниюобобщенность. Таким образом, былые времена, по самому своему содержанию - ужепочва для героев, на ней еще никаких нужд и потребностей не возникло, агосударственного строя и законного порядка еще не существует. И тут художник всмысле соотношений, условий и образа действий гораздо свободнее; правда, естьвоспоминание... но там, где имеется исторический элемент, художнику еще надодовыработать всеобщее... Картина из прошлого обладает тем преимуществом, что вней дана форма всеобщего..."

Возникает вопрос: почему Шекспир с такой точностью определяет возраст Гамлета – тридцать лет? Это могло быть сделано в силу простой случайности, но все же в таких вопросах у Шекспира случайностей не бывало. Думается, что тридцатилетний Гамлет нужен Шекспиру потому, то, будь он более молодым, перед ним нельзя было бы поставить такие сложные проблемы, которые поднимаются в трагедии. В трагедии нельзя найти ни одной сцены, где бы Гамлет отнесся с высока к кому либо из людей ниже его по положению. Актеры для него такие же почетные гости, как и все другие, и нигде не дает Горацио почувствовать его бедность или незнатность.

Гамлет не узко-бытовой образ, но характер, наполненный огромным философским и жизненным содержанием. В образе Гамлета с определенной силой выражено то состояние, которое было типично для множества людей шекспировской эпохи.

Понять героя любой драмы можно исходя из логики самой драмы. Не то с Гамлетом, утверждают многие, надо бы знать каким он был в Виттенберге, что его сделало таким сосредоточенным на далеких от житейских стихий раздумьях. Недаром же другие персонажи трагедии сравнивают Гамлета сегодня с Гамлетом вчерашним. Вот таким вспоминает прежнего Гамлета Офелия:« Взор вельможи, меч солдата, язык ученого».

Сомнений быть не может, Гамлет – пламенный выразитель тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые ритмы стремились восстановить утраченные за тысячелетия средневековья понимание древнего искусства и поэзии, а так же взглядов греков и римлян на политическую жизнь, но и доверие человека к собственным силам без упований на милости и помощь неба. Итак, Гамлет принадлежит той фазе эпохи Возрождения, когда природу и жизнь превозносили философы, воспевали поэты, влюблено изображали художники.

Поговорка гласит: философия начинается с удивления. Чтобы вполне понять Гамлета, надо к его необыкновенной впечатлительности добавить, что все он принимает близко к сердцу.

Незнание другого способа обличить дурную действительность, как только путем разрушения ее обманчиво – приятной для глаза формы, Гамлет считает это миссией поэтического слова. Вообще не отличаясь направленностью, Гамлет, к нашему изумлению, поверил слухам, будто талантливое сценическое исполнение драмы на тему преступности обладает волшебной силой – не только волновать зрителя, за которым какая-то вина, но и принудить его к раскаянию.

Для принца пороки двора – концентрация нравов всей парадной, официальной жизни государства, и его он так измучен, так раздражен, что едва боковым зрением улавливает другую его сторону.Как принц, Гамлет хорошо знает, чего стоят так называемые «высокие» и почести, за которыми всегда срываются случайности рождения или прихоти властелина.

Вне себя от лжи, и вероломства и низости света, Гамлет ни за что не хочет предоставить мир самому себе.

У Гамлета глубокий и подвижный ум – все схватывает на лету, его «вещая» душа – мембрана чуткости, орган всеугадывания. В аристократической среде держится он непринужденно, отлично зная все винтики и механизм ее этикета, к простым людям не подделывается и не проявляет никакого высокомерия. Не только серьезным своим речам даже каламбурам, шуткам, остротам всегда придает он глубокомысленный поворот, вследствие чего они кажутся одновременно доходчивыми и замыславатыми. Оставаясь наедине с самим собой, Гамлет как бы импровизирует; его раздумья не перепевы общих истин обихода житейского, а самобытные, давно выстраданные и вот здесь, сейчас родившиеся, не успевшие остыть, превратиться в сухие умозаключения. Благочестия в нем не на йоту, хотя по старинке он верит, что «душа бессмертна», что существуют овеянные небом «благочестивые духи» и «дышащие гееной проклятые» духи. Он далек от самодовольства, не считает что все им уже познано – напротив, в окружающем его мире, уверен он, бесконечно много еще неразгаданных тайн. Доверчивый к людям Гамлет ждет от них откровенности и прямоты, но что поделать, эти душевные качества встречаются крайне редко. Иногда он играет своим остроумием, мастерски парадирует напыщенную манеру своих собеседников и делает это так, что ее плутоватая функция сразу выплывает наружу.

Думает Гамлет не по чужой указке. Физически он – как в железных тисках, во дворце ему как в тюрьме, единственная его опора против всего света – независимость суждений.

«Вялодушный дурень!» Многократные укоры Гамлета самому себе также симптомы разобщенности мысли и воли.

Непреклонность, целостность, пластичность – черты подлинно героического характера, на котором движется действие с его критериями, и как раз эти черти в Гамлете полностью отсутствуют.

… Благославен,

Чья кровь и разум так отрадно слиты,

Что он не дудка в пальцах у Фортуны,

На ней играющей. Будь человек

Не раб страстей, − и я его замкну

В середине сердца самом сердце сердца …

Гамлетизм – пребывание в постоянных сомнениях.

История возникновения и развития понятия гамлетизм лишь частично связана с исследованием шекспировской пьесы и даже в отдельности взятого образа героя. Мало того, само это понятие менялось и нередко связывалось с явлениями, противоположными друг другу. В современном представлении гамлетизм обозначает сомнения, колебания, раздвоение личности, преобладание рефлексии над волей к действию. Так разъясняет это понятие энциклопедия, и таким мы привыкли его воспринимать, не задумываясь глубоко над его подлинным значением.

«Гамлет – синтетический образ нисходящего дворянина ХХI в., который потеряв свою социальную основу, усомнился в вековой правде, но не обрел новой, ибо новая правда – правда класса, вырвавшего у Гамлета из-под ног его основу. Натиск этого нового класса заставляет его критически посмотреть на вековую феодальную истину, на истину католической церкви и вслушаться в голоса Бруно, Монтэня, Бэкона. Но «царство человека» , к которому зовет Бэкон, обозначает конец царства феодала. «Принц Гамлет» отворачивается от веры Дж.Бруно, от утверждения радости жизни Монтэня, от упоения силой знания Бэкона, от творческой женственности и действенности мысли Возрождения и утверждает философию безволия, пессимистический цинизм, торжество все пожирающего червяка, жажду бегства из «опустелого сада»жизни в небытие ».

Отсюда вывод: «Образ Гамлета детерминирован его действительностью. Стало быть, Гамлет для своего времени был только социальным образом. Он стал психологическим типом, «вечным образом», философской категорией, «гамлетизмом» − для последующих веков.

«Гамлет» с истема образов позволяет лучше раскрыть философские проблемы, заложенные в основу произведения. Важно понять, что каждый из образов, изображенных в произведении, далеко не однозначен.
Гертруда - мать Гамлета, уже через два месяца после смерти короля вышла замуж за брата мужа. Сын осуждает ее поступок, но от этого она не стала меньше любить Гамлета . Гертруда - умная, но слабая и безвольная. Становится союзницей Клавдия даже в травле собственного сына. Отсутствует чувство материнской любви. Не знает раскаяния. Когда она, выпив яд, который Клавдий приготовил для Гамлета, убедилась в коварстве своего нового мужа, то поняла, насколько ее сын был мудрым и справедливым.
Глубоко психологический и образ Офелии, которая, в отличие от Гамлета , сошла с ума самом деле после смерти отца и из-за неразделенной любви к Гамлету. Она погибла, сорвавшись со скалы в быстрый поток. До последнего вздоха она любила Гамлета, по-женски жалела его и все ему прощала. Офелия слабовольный, повинуется воле отца, становится игрушкой в ​​руках отца и Клавдия. Окружение заставляет ее стать на путь лжи и шпионажа. Может бороться за свою любовь. Безумие Офелии - отказ от нее Гамлета , смерть отца, понимание того, что она обманывала Гамлета, но и ее обманули.
Интересный психологический портрет друга Гамлета - Горацио. Он делит с Гамлетом все его тревоги, сомнения и все его безумия. После поединка Гамлета с братом Офелии, у которого был отравлен острие шпаги, Горацио чувствует сердцем трагический конец и просит своего товарища: «Еще подишы в этом мире и обо мне расскажи». Вообще каждый персонаж Шекспира по-своему особенный, неповторимый и незабываемый.
Король Клавдий - «кровавый» монарх-тиран. Убил брата, соблазнил королеву, имеет подлые намерения относительно Гамлета . Никому не верит, сам распускает сплетни. Осторожный, хитрый, умный, лицемерный. Нечистая совесть мучает и его, не давая спокойно наслаждаться достигнутым
Образ Гамлета сложный, полный противоречий. Гамлет одержим поисками истины. Чтобы узнать причину смерти отца, он готов на все: подговаривает актеров сыграть сцену, по которой он может проследить реакцию Клавдия, смело идет ночью на встречу с призраком отца, а услышав из уст, кто виновник смерти короля, продолжает искать истину. Для этого он притворяется сумасшедшим, чтобы усыпить бдительность Клавдия. Своим «безумием» он отталкивает любящее сердце Офелии и ошибочно убивает ее отца. События развиваются очень быстро, но это отнюдь не нарушает психологической целостности портрета каждого шекспировского персонажа. Гамлет проходит до конца весь путь поисков истины. Финал трагичен, но справедливость восторжествовала, и коварный убийца и предатель наказан рукой Гамлета.

Сочинение

В трагедии «Гамлет» (1601) Уильям Шекспир, переработав сюжет средневековой легенды и старой английской пьесы о принце Амлете, с наибольшей глубиной отобразил трагедию гуманизма в современном ему миру. Гамлет, принц датский, - прекрасный образ гуманиста, который столкнулся с миром, вражеским к

гуманизму. Коварное убийство его отца раскрывает перед сыном зло, которое властвует в стране. Обязанность отомстить за убийство отца для Гамлета - не обычная, кровная месть. Она вырастает для него в общественный долг борьбы за правое дело, в большую и трудную историческую задачу.

Свихнулось время наше.

Мой талант проклятый,

Что я тот вывих должен исправлять!

Однако в этой борьбе Гамлет медлит, порой жестоко упрекая себя за бездеятельность. Иногда высказывается мысль, что Гамлет есть слабохарактерным от природы человеком, мыслителем и наблюдателем, не способным к решительным действиям. Но это не так.

В героической трагедии показана и могущественная сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он тяжело переживает гибель отца, и позорный брак матери. Гамлет любит Офелию, но не находит с ней счастье. Его жестокость и обидные слова в обращении с девушкой свидетельствуют о силе любви и разочаровании.

Гамлет отличается благородством и выходит из высоких гуманистических представлений о человеке. Именно отсюда вытекает его колоссальное озлобление, когда он сталкивается с окружающим его миром вранья и преступности, коварности и кощунства.

Гамлет способен на большую и верную дружбу. В своих отношениях он чужд феодальным предубеждением, людей он ценит за личные качества, а не за положение, которое они занимают. Единым его близким другом оказывается студент Горацио. Пренебрегая царедворцев, Гамлет дружелюбно встречает людей искусства - актеров. Его любит народ, о чем с тревогой говорит король.

Гамлет - человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений. Но не сама по себе способность к раздумьям задерживает его действия в борьбе, а те пессимистические выводы, к которым он приходит в результате раздумываний над всем окружающим. События, которые происходят при дворе, приводят Гамлета к обобщающим выводам относительно человека и мира вообще. Если в мире возможное такое зло, если в нем гибнут честность, любовь, дружба, достоинство человека, тогда в самом деле «время свихнулось». Мир воображается Гамлету или огородом, где изобилуют сорняки, или тюрьмой, хорошо благоустроенной, с казематами, камерами и подземельями. Гамлет называет мир «буйным садом», что плодит лишь дикое и лихое семя. Он заявляет своим товарищам, которые приезжают, что «Быть или не быть» Гамлет высказывает сомнения относительно ценности самой жизни. Пересчитывая разнообразные беды человека, он изображает обычаи общества. Бедность он воспринимает как невыносимо трудную для человека, ведь ей приходится терпеть

… бичи и поруганье времени

Итак, Гамлет поражен не только преступностью Клавдия, а и всей системой чуждых ему принципов жизни и моральных понятий. Герой знает, что не может ограничиться лишь местью, так как убийство Клавдия не изменит мира. Гамлет не отказывается от мести, но вместе из тем сознает, что задача его намного шире - противодействовать злу вообще.

Величие задачи и объективная неосуществимость ее предопределяют чрезвычайную сложность внутренней жизни и действий Гамлета. В жизни «бесчестной игры», «опутанной сетями подлости», ему тяжело определить собственное место и изыскать реальные средства борьбы. Масштабы зла угнетают Гамлета, вызывают у него разочарование, осознание мизерности своих сил. Человек и мир воспринимаются не такими, какими они ему казались раньше.

Таким образом, Гамлет сталкивается не со случайным преступлением, не с единичным врагом, а с целым вражеским обществом. И именно потому, что его дальновидная философская мысль раскрывает перед ним законы этого общества, он ощущает свое бессилие в борьбе против зла.

Содержание трагедии «Гамлет» навеяно общественными условиями Англии того времени, но значение ее выходит далеко за границы одной страны и одного исторического периода. Показанная в ней картина угнетения и лжи, в частности тирании, оказалась верной на длительное время. Отсюда незатухающий на протяжении столетий интерес к Гамлету, благородному и одинокому борцу против зла и несправедливости.

Другие сочинения по этому произведению

Вечность проблем трагедии «Гамлет» История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» Трагедия Шекспира "Гамлет" «Быть или не быть?» - главный вопрос пьесы «Гамлет» В. Шекспира Гамлет - идеальный герой своего времени Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет» Любил ли Гамлет Офелию Монолог «Быть или не быть?» - высшая точка раздумий и сомнений Гамлета Проблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет" Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет» Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Личность Гамлета Характеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» (1600-1601) Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет» Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет»: проблемы героя и жанра Гамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрождения Трагичен ли образ Гамлета В чем трагедия Офелии «Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургии Трагедия “Гамлет” Конфликт трагедии «Гамлет» Чем близок нам Гамлет сегодня Главные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет» Мои размышления над образами Печорина и Гамлета Проблема выбора в трагедии «Гамлет» Место действия и время трагедии «Гамлет» Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет» \"Он человек был - человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\" (по трагедии Шекспира \"Гамлет\") Гамлет - личность обращенная к будущему Вечные трагедии человечества Легенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление Шекспиром Датский римлянин образ Горацио тень Гамлета «Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальности Творчество Шекспира отличается своей масштабностью - чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли Поэтическая трагедия «Гамлет» Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедии Трагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивы Гамлет наш современник Этот мир «Гамлета» значение второстепенных героев Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет» Образ Гамлета. Предварительные замечания Вызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») «Гамлет» трагедия главного героя Гамлет и его высокое понятие о чести Гамлет сценический и Гамлет внутренний В чем для нас тайна Гамлета Невидимые лица трагедии. Отец Гамлета

План к характеристике образа Гамлета:

1) Введение.

2) Главный герой трагедии.

3) Стремление Гамлета.

4) Отношение Гамлета к Офелии.

5) Отношение Гамлета к другим людям.

6) Взгляды Гамлета на жизнь.

7) Выводы Гамлета по борьбе против зла.

Известный английский поэт В. Шекспир написал свою выдающуюся трагедию «Гамлет» в 1601 году. В этом поэтическом произведении автор переработал сюжет известной древней легенды и соединил его с сюжетом средневековой пьесы о вымышленном принца по имени Гамлет. В. Шекспиру удалось с необычайной глубиной отразить трагедию гуманизма, а скорее, его отсутствие в тогдашнем обществе.

Принц датский Гамлет стал ярким и непревзойденным образом гуманиста, который оказался в окружающем мире, враждебном гуманистическим идеям. Коварное убийство отца принцу раскрывает глаза на зло, которое овладело страной. Он считает своей главной обязанностью, не обычной, а кровной местью, поиск виновных в гибели отца. Это стремление со временем вырастает у него в общественный долг и поднимает к борьбе за справедливость и гуманизм, за правое дело, которое в то время было важнейшей исторической задачей.

Но с этой борьбой Гамлет медлит и все время постоянно упрекает себя за свою бездеятельность. Иногда автор высказывает мнение, что Гамлет не способен к решительным действиям и является лишь наблюдателем и мыслителем, слабонервным от природы человеком. Но это совсем не так. У главного героя трагедии присутствует мощная сила чувств, которая была присуща людям эпохи Возрождения.Он очень тяжело переживает гибель своего отца и не принимает позорный брак своей матери.

В то же время Гамлет всем сердцем любит Офелию, но она с ним несчастна. Его жестокость к девушке и оскорбления к ней свидетельствуют не о том, что он действительно жестокий и грубый человек, а лишь о том, что он сильно любил Офелию и так же сильно разочаровался в своей любви.

Гамлет отличается благородством и большинство его поступков исходят из его высоких гуманистических представлений о том, каким должен быть порядочный человек. Он способен не только на большую любовь, но и на большую верную дружбу. Людей он ценит не по их материальному или социальному положение, а за их личные качества. Но единственным его настоящим другом является студент Горацио. Это является еще одним доказательством, что Гамлет неприязненно относится к чиновникам, а людей искусства и науки встречает со всей любовью.

Гамлет — человек философского склада мысли. Отдельные факты он может осмысливать как выражение важных общегражданских явлений. Но вовсе не склонность к размышлению задерживает его на пути к реальной борьбе, а те выводы, к которым он в конце концов приходит, и грустные размышления об окружающем мире. События, которые происходят при дворе, позволяют прийти главному герою трагедии к выводам относительно отдельных людей и всего мира.

Если мир допускает существование такого зла, которое происходит вокруг Гамлета, если в нем погибают такие вечные человеческие ценности, как любовь, дружба, честность и достоинство, то он действительно свихнулся. Окружающий мир представляется герою то заросшим бурьяном городом, то хорошо упорядоченной тюрьмой с камерами, казематами и подземельями, то буйным садом, который плодит только зло и дикое семья.

А знакомое всем нам «Быть ​​или не быть» — это ни что иное, как сомнения в ценности человеческой жизни. А перечисляя разнообразные несчастья человека, Гамлет описывает обычаи тогдашнего общества. Например, бедность герой воспринимает как великое для человека горе, потому что его приходится терпеть:

Но Гамлета поражает не только преступность Клавдия, но и вся система непонятных ему принципов жизни и моральных ценностей. Он понимает, что ограничившись лишь местью, он ничего не изменит в окружающем мире, потому что на место убитого Клавдия придет другой чиновник, возможно еще хуже. Гамлет все же не отказывается от мести, но вместе с тем осознает, что задача у него гораздо шире и заключаются в противодействии общем злу.

Величие этой задачи и объективная нереальность выполнения стремлений Гамлета предопределяют чрезвычайную сложность внутренней жизни и действий главного героя трагедии. В окружении бесчестной игры, в жизни, которая опутана сетями подлости, ему чрезвычайно трудно определить собственное обществе и найти действенные средства борьбы. Масштабность зла угнетает Гамлета, вызывает у него разочарование в жизни и осознание ничтожности своих сил. Человек и мир оказываются не такими, какими они представлялись Гамлету ранее.