Анализ произведения Чехова «Дама с собачкой. А. П. Чехов, "Дама с собачкой": анализ. "Дама с собачкой" - рассказ о любви Дама с собачкой о чем

Рассказ писателя А. П Чехова «Дама с собачкой» написан в 1898 году. Он является одним из ярких произведений писателя, показывающим взаимоотношения между двумя людьми, которые наполнены боязнью общественного осуждения. Подобные книги хорошо поспособствовали раскрепощению общества: они помогли человечеству осознать, как губительно сковывающее его лицемерие.

Первую редакцию рассказа Чехов спланировал в августе в городе Кисловодске с иным названием. Начиная с 1897г, он собирал заметки к рассказу, и уже в 1899 году произведение увидело свет в журнале «Русская мысль». Также известно, что книгу «Дама с собачкой» писатель написал после долгого молчания, творческого затишья, поэтому публика приняла возвращение кумира очень благосклонно.

Рассказ был создан в Ялте 1898 году. После поездки в этот город и встречи со своей любовью, писатель решил сочинить рассказ о двух взрослых людях, между которыми возникает привязанность друг к другу, но ей не суждено развиться по ряду психологических причин.

Жанр и направление

Жанр – рассказ, однако некоторые критики утверждают, что «Дама с собачкой» — это повесть. Все же основные характеристики данной работы указывают на то, что она выполнена в жанре рассказа. Сюжет базируется на одной линии, героев мало, а динамичных действующих лиц и того меньше. Кроме того, объем для повести маловат.

Направление – реализм. В книге описаны будничные ситуации без оттенков вымысла. В действии участвуют обычные люди с типичными характерами, их быт столь же натуралистичен, а проблемы, с которыми они сталкиваются, — это распространенные с трудом решаемые вопросы из нашей жизни.

Суть

Герои из разных городов и все же они однажды встречаются. Он женат, но не верен супруге, она замужем, но не чувствует полноты счастья в супружестве. После нескольких дней общения у дамы меняется мировоззрение, появляется желание изменить свою жизнь и стать счастливей, однако у нее есть свое НО. А вот герой понимает, что эта встреча – очередной курортный роман, который до смерти ему надоедает, однако он вынужден претворяться и играть роль страстного любовника из-за того, что так принято. С помощью этого произведения можно понять психологию зрелых людей: чем люди руководствуются в таких ситуациях? Дмитрий боится разрушить семью, но в то же время неверен жене и ищет любовные приключения на стороне. И эти же приключения надоедают ему, тяготят его. Героя тревожит репутация в обществе, ведь оно вряд ли хорошо воспримет его поступок. Женщина же боится уйти от супруга в неизвестность, где ее ждет позор и клеймо «неверной жены». Однако она решается на отчаянный шаг – измену, в которой тоже разочаровывается, ведь ее идеал оказался обыкновенным кутилой в поисках дешевого удовольствия.

Суть произведения — описание отношений двух влюбленных, их мыслей и расчетов, чувств и поведения на людях. В путах семейной жизни их сковывает страх общественного осуждения, и в минутном самообмане они тоже не находят радости. В финале разочарование побеждает их страсть: Дмитрий и Анна разлучаются навсегда.

Главные герои и их характеристика

  1. Дмитрий Гуров , уже немолод, из Москвы. Он — филолог, работающий в банке, отдыхающий в Ялте. В Москве оставил жену, которой он неверен, троих детей. В его типаже есть что-то привлекательное: интеллигентность, юмор, обходительность, нестандартное мышление. Но Гуров не принимает дам за полноценных людей. Мимолетные любовные встречи с ними – это пристрастие мужчины. Несмотря на удачи в амурных делах, автор показывает его как несчастного человека: работает не по призванию, живет с нелюбимой женщиной, тоскует в объятиях случайных знакомых. По отношению видно, что он делает и свою семью несчастной, оставляя их одних в другом городе. Измена для героя является нормальной ситуацией. Возникает чувство, что он никогда не испытывал настоящей взаимной любви.
  2. Анна Дидериц из Санкт-Петербурга, но проживает с мужем в городе С.. Она жизнью супруга не интересуется, счастья в своей жизни не чувствует, не зная любви и душевной гармонии. При этом Анна ратует за нравственность и измену не признает, считая это грехом. Отношения с Гуровым ей в тягость, но чувства все же к нему есть, поэтому встречи продолжаются. Она воспринимает их серьезно, видимо, женщина полюбила своего соблазнителя, поэтому разлука дается ей очень тяжело. Ее можно назвать совестливой, честной, чувствительной и глубоко несчастной героиней. Ни брак, ни страстное увлечение не принесли ей желаемого родства души с другим человеком.
  3. Тема

    Тематика рассказа вертится вокруг любовных отношений. Автор поднимает тему верности и измены, описывая похождения Гурова на стороне. Он настолько типичен, что можно представить, сколько таких искателей приключений рыскают в поисках легкой добычи. Герой – охотник, который видит в женщинах дичь. Он отказывает им в равенстве с собою, но на самом деле за пренебрежительным отношением к ним скрывает месть судьбе и людям. Именно поэтому он изменяет жене. Он мстит ей за необходимость содержать ее и детей, пренебрегая любимым делом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что автор затрагивает и тему призвания, его роли на нашем жизненном пути.

    Другое дело – измена Анны. В ее поступке автор осветил тему любви, желанной и преступной страсти. Женщина всерьез увлеклась Гуровым, всерьез воспринимала их роман. Для нее эта интрижка – роковой шаг, измена себе и своим принципам. Но полюбила и готова была жертвовать всем, и за свою неразборчивость поплатилась разочарованием. На ее примере Чехов показывает, что человек должен, прежде всего, сохранять верность себе, иначе он рискует быть обманутым, причем очень жестоко.

    Интересно, что автор размышлял еще и о вере в Бога. Его героиня апеллирует религиозными понятиями, объясняя свое отношение к неверности. Она верит в святость брачных уз, а вот Гуров уже не во что не верит, поэтому даже достигнутая цель в виде близости с Анной не приносит ему удовольствия.

    Таким образом, А. П. Чехов поднял в своем произведении очень важные темы:

    1. истинная и фальшивая любовь;
    2. верность и измена;
    3. семейные отношения;
    4. правда и ложь;
    5. искренность и лицемерие;
    6. преданность себе и своим идеалам;
    7. вера и безверие.
    8. Проблема

      1. Проблема счастья . Оба человека были несчастны и смирились с этим. В Ялте главные герои почувствовали свободу, поверили в возможность счастливой жизни, но тщетно: на обмане и лицемерии не построить благоденствия. Пошлость их связи обрекает чувства на угасание.
      2. Проблема лицемерия . Оба героя ежедневно обманывают супругов, окружающих и себя тоже. В итоге они были вынуждены лгать друг другу, повинуясь условиям затеянной игры. Ложь берет людей в плен и заставляет застроить всю жизнь иллюзорными воздушными замками.
      3. Проблема ханжества . Анна и Дмитрий могли бы расторгнуть надоевшие браки, если бы общество не было столь враждебно настроено по отношению к открытому проявлению воли личности. Оно спокойно относится к лицемерию, но вот истинная любовь оказывается вне закона.
      4. Проблема сексизма и безнравственности . Гуров относится к дамам с презрением, поэтому не видит проблемы в своем поведении. Он нагло вред жене, сбивает с пути истинного других женщин, соблазняя их на пошлую и ненужную связь. Именно из-за неуважения к слабому полу он позволяет себе безнравственные поступки.
      5. Смысл

        Чехов помогает выявить причину несчастья многих людей – это неумение и страх воплощать свои мечты в жизнь. Если бы герой изначально пошел работать по призванию, если бы он выбрал более подходящую супругу, если бы он даже остался холост, никого не обманывая и не обнадеживая зря, он жил бы честно, открыто, счастливо. А так он лишь грезит наяву, добиваясь того, что ему же самому не нужно и даже противно. Героиня тоже не в силах объясниться с мужем и начать жизнь с чистого листа. Им легче опутать себя с ног до головы ложью и наслаждаться краткими и иллюзорными мгновениями, издали напоминающими счастье. В этом и заключается причина их разочарований. Такова основная идея рассказа.

        Вывод прост: нужно жить честно, прежде всего, быть честным с самим собой. Нужно уметь признаться себе, что легкая дорога – не всегда верный путь, и она может привести к тупику. Лучше горькая правда, чем сладкий, но бессмысленный самообман. Это главная мысль — простая, но дельная истина, необходимая людям.

        Критика

        Писатель Максим Горький обратился к Чехову с вопросом: «Что же Вы делаете?».

        Вы, словно, убиваете реализм. Вы как никто другой умеете писать о таких вещах, так просто, с такой легкостью. Ваши рассказы затмевают все остальное. Другое кажется грубым, «искусственным». Ваши маленькие произведения вдохновлены жизнью. Читатель всегда уловит эту часть жизни. (А. М. Горький, январь 1900 г.)

        Альбов Вениамин Павлович (р. 1871), педагог (автор статей), прокомментировал произведение Чехова:

        Такая «избитая тема любовь» в Вашем произведении звучит по-новому оригинально, включая обман, ложь, предательство. Смысл его понятен. (В. Альбов, 1903)

        Р. И. Сементковский считал, что нельзя называть главного героя хорошим человеком с его жизненными принципами. Он делает несчастными самых важных людей своей жизни — детей. Развлечение, кратковременные связи, делают его жалкую натуру выше в его глазах. Чехов изобразил его бытие мелкой, пошлой и бессмысленной суетой.

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Гуров Дмитрий Дмитрич — главный герой рассказа «Дама с собачкой». Филолог по образованию, но служит в банке, готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в Москве два дома. Ему под сорок, у него двенадцатилетняя дочь и два сына-гимназиста. Женился он рано, студентом 2-го курса, жену он считает недалекой, боится ее, не любит бывать дома, часто ей изменяет и о женщинах отзывается дурно, хотя предпочитает именно их общество мужскому, в котором ему скучно.

Герой знакомится в Ялте с отдыхающей здесь Анной Сергеевной фон Дидериц, обратившей на себя его внимание тем, что она гуляет всегда одна, в сопровождении белого шпица. Он быстро сближается с ней, рассчитывая на мимолетное и необременительное приключение. Некоторое время они проводят вместе — завтракают, гуляют, любуются морем, ездят за город. Провожая Анну Сергеевну, покидающую Ялту, Дмитрий Гуров полагает, что они уже больше никогда не увидятся, и потом, уже в Москве, думает, что приятное воспоминание о ней скоро покроется туманом. Чехов подчеркивает опытность героя в амурных делах и даже некоторый цинизм, чтобы тем более неожиданной стала его внезапная влюбленность: проходит месяц, а память Гурова остается столь же ясной, точно он расстался с Анной Сергеевной только вчера. Его начинает томить неудовлетворенность «куцей, бескрылой» текущей жизнью: ненужные дела, «неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном»...

В конце концов герой не выдерживает и едет в город С., сказав жене, что едет в Петербург хлопотать за одного молодого человека. Там он находит дом Анны Сергеевны, но долго не может понять, как дать ей знать о себе, чтобы не возбудить ничьих подозрений. Встреча их состоится в театре, где он неожиданно подходит к ней. Она признается ему в любви и просит уехать, обещая приехать в Москву и выполняя обещание. С тех пор они живут двойной жизнью — явной и скрытой, тайно встречаясь раз в два-три месяца, во время приездов Анны Сергеевны, и Гуров уже не мыслит себе жизни без нее. «...Только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил как следует, по-настоящему — первый раз в жизни». Однако он не знает, как изменить сложившееся положение, заставляющее их прятаться, лгать, подолгу не видеться. Чехов заканчивает рассказ открытым финалом: героям кажется, что решение будет найдено и все будет хорошо, хотя они и осознают, что «самое сложное и трудное только еще начинается».

Фон Дидериц Анна Сергеевна — главная героиня рассказа «Дама с собачкой» Чехова. Невысокого роста, блондинка. Гуров обращает внимание на ее «несмелость, угловатость неопытной молодости» в общении с незнакомым, тонкую, слабую шею и красивые, серые глаза. Она рассказывает Гурову, что выросла в Петербурге, но замуж вышла в город С., где живет уже два года, что муж ее служит то ли в губернском правлении, то ли в губернской земской управе.

Между ней и ее новым знакомым завязывается роман, однако после своего «падения» героиня переживает и раскаивается, она опасается, что Гуров первый перестанет ее уважать, и пытается убедить его, что любит честную, чистую жизнь, а грех ей гадок, чем вызывает некоторую растерянность и смущение любовника. О муже она отзывается как о хорошем, честном человеке, но что при всем том он — лакей. После внезапного появления Гурова в ее городе, в театре, она говорит ему, что все это время думала только о нем и что несчастна, а затем обещает ему приехать в Москву.

Ее встречи с Гуровым в Москве становятся регулярными, но такая двойная жизнь угнетает ее больше, чем Гурова. При свидании героиня плачет «от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась; они видятся только тайно, скрываются от людей, как воры!». Она все сильней привязывается с Гурову, обожает его, вызывая в его душе не только истинную любовь, но и глубокое сострадание. Она, как и ее избранник, надеется на то, что им каким-то образом удастся избавиться от «невыносимых пут» и что в конце концов «начнется новая, прекрасная жизнь...».

О любви в русской литературе писали все классики, и Антон Павлович Чехов не исключение. В рассказе "Дама с собачкой" Чехов не старался выделиться какой-то особой темой, однако этот рассказ, написанный в XIX веке, возымел мощное влияние на читателей и общество. Чтобы глубже понять смысл произведения, проведем краткий анализ рассказа "Дама с собачкой" - истории, где описывается весьма банальный курортный роман.

В Ялте

В рассказе действие развивается достаточно быстро, потому что с первой же страницы читатель видит молодую женщину, которая неспеша гуляет по набережной в Ялте, а также предстает образ главного героя Гурова, проявляющего к указанной даме большой интерес. Этот персонаж четко становится ясен только ближе к концу рассказа. Начинает же Чехов с того, что рисует жену Гурова - ее образ особенно интересен, тем более, что можно посмотреть на нее глазами мужа, который считает супругу явно не идеалом. В его глазах жена недалекая, суровая, грубоватая и узкая, хотя понятно, что сама она так не считает.

В анализе рассказа "Дама с собачкой" видно, что жена Гурова феминистка, и это весьма модно стало в то время, она считает, что относится к категории мыслящих людей, но Гуров этим очень раздражен, как и тем, что она зовет его Дмитрий. В итоге неудивительно, что ввиду такого семейного разлада, пылких отношений у супругов нет, а Гуров не видит ничего плохого в том, чтобы изменять своей жене. Именно поэтому он прекрасно себя чувствует вдали от родного московского дома.

Характеристика главной героини

У дамы с собачкой такая манера поведения и такой вид, что опытный мужчина со стороны сразу же видит главное - она замужняя, оставлена на одинокое пребывание первый раз и страдает от скуки. Гурову, человеку, который без женщин обойтись не может, тоже это совершенно ясно.

Возраст нашей главной героини указывает на ее молодость, по внешнему виду она имеет следующие характеристики: тонкая белая шея, длинные волосы и красивые глаза, а движения ее угловаты. Вскоре читатель узнает, что у дамы с собачкой тоже супруг, к которому она испытывает неприязнь и раздражение, поэтому женщине хочется перемен, и она с надеждой ждет новых событий в своей жизни, которые разнообразят ее судьбу.

Гуров, конечно, пока не в курсе того, что в сердце прекрасной дамы, но тянется свести знакомство. Что он делает? Подозвав к себе шпица, с которым дама гуляет по набережной, Гуров имеет возможность заговорить и с хозяйкой. Надо отметить в анализе рассказа "Дама с собачкой", что Антон Чехов мастерски рисует обстановку и внешние детали, точно отразив атмосферу курорта и передав дух того времени.

Измена

Гуров и дама с собачкой, главная героиня, изменяют своим законным супругам. Гуров считает это порядком вещей, он так делает часто, а она счастлива, дождавшись долгожданных перемен. Однако чуть позже, заняв позу грешницы и распустив волосы, она открывает ему свои сокровенные чувства, говоря о нравственном падении. Но Гурову до этих переживаний дела нет, доедая арбуз, он лишь размышляет о нелепости мышления своей любовницы.

Анализ рассказа "Дама с собачкой" помогает понять, что хотя произведение отражает обычную связь любовников, проблематика достаточно глубока и сложна. Гуров удивлен и даже отягощен тем, что она так наивна в жизни и смущена вопросами, обычными для житейских дел. Главная героиня этого не понимает, она все больше и больше доверяет ему, раскрываясь душой. Здесь Чехов показывает противостояние мира женщины и мужчины. Дамы видят в своих возлюбленных только то, что хочется видеть, ищут идеалы и восплощают их в своих мечтах, перенося на конкретных мужчин.

Мы сделали краткий анализ рассказа "Дама с собачкой", однако он неполный, поэтому читайте вторую часть этой темы, которую мы рассмотрим в статье

Урок 89. Тема: Анализ рассказов «Дама с собачкой» и «Невеста»

Цели урока:

1.Показать значение рассказа «Невеста»и «Дама с собачкой» в творчестве Чехова; дать представление о художественных особенностях произведения: расширить понятие о нравственных категориях.

2.Обучение анализу произведения.

3. Воспитание эстетического вкуса, бережного отношение к самому прекрасному и удивительному чувству любви.

Ход урока.

1. Подготовка учащихся к восприятию рассказа:
Слово учителя .
Всем известно высказывание Ф.М. Достоевского

о том, что Пушкин унёс с собой в могилу некую тайну, и мы теперь без него эту тайну разгадываем. Эти же слова - о тайне, о загадке творчества,- уверена, можно отнести и к Антону Павловичу Чехову.

Самобытность его приводила в недоумение ещё его современников, и до сих пор он остаётся одним из самых «неразгаданных» писателей. Ведь за кажущейся простотой произведений Чехова таится что-то такое, что не поддаётся чёткой критической формулировке. «Враг пошлости?» «Певец сумерек?» «Поэт конца?» Он был близок и понятен и Л. Толстому, и М. Горькому, и Д. Мережковскому… Для А. Белого Чехов был писателем, открывшим новое искусство-«реализм символизма или символизм реализма».


Сообщение ученика о рассказе А. П. Чехова «Невеста».


Рассказ «Невеста» - последний законченный рассказ Чехова - ждала в литературной критике особенная судьба. Многие увидели в нём «поворотный момент в творчестве писателя в сторону более бодрого, оптимистического восприятия действительности». На взгляд советской критики, смысл рассказа «Невеста» абсолютно прозрачен. Надя Шумина – будущая революционерка – пробуждается к новой, сознательной жизни под влиянием революционера-демократа Саши и совершает подвиг - уходит из опостылевшего ей «родного угла» как раз накануне свадьбы. Нередко проводились параллели: Надя – Саша и Аня – Петя из «Вишневого сада». «Писатель не мог договорить по цензурным условиям, что Надя, и Аня идут в революционную борьбу», - писал В. Ермилов. Для него ясно, что в Наде Шумиловой Чехов показал «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить Родину в цветущий сад».

А. Турков уже не утверждает, что Надя уходит в революцию, однако отмечает, что рассказ «Невеста» напоминает многочисленные произведения демократических писателей 60-70 годов о разрыве юноши и девушки со своей средой ради одухотворенной высокими идеалами жизни..(Турков А. Чехов и его время, - М., 1987. – С. 517). Действительно, сам Антон Павлович в письме к О.Л. Книппер замечал: «Пишу теперь рассказ на старинный манер, на манер семидесятых годов».

2. Беседа с учащимися:


    • что заставляет героиню рассказа Надю Шумину убежать из родного дома почти накануне свадьбы ?


(Примерный ответ:

Из небольшой экспозиции в начале рассказа мы узнали, что Наде Шуминой 23 года, что с 16 лет она « страстно мечтала о замужестве». Но сейчас, когда уже был назначен день ее свадьбы с Андреем Андреичем – «умным, добрым» человеком, который ей нравился, вдруг как-то разом всё переменилось: «радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало». Как бы продолжая известную тему, Чехов показывает, что Надя внезапно почувствовала себя замкнутой в футляр, в котором ей душно и тоскливо. Молодая девушка рвется на простор: «Хотелось думать, что не здесь, а где – то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулось теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека».)


    • Как писатель с помощью деталей создает впечатление «футляра »?


(Звуки, запахи жареной индейки, масляной краски; стук ножей в кухне, кашель Саши).

Учащиеся записывают выводы в тетрадях.


    • Что пытается объяснить Наде друг семьи Александр Тимофеевич ? (учащиеся зачитывают примеры из текста).

3 . Сообщение учащихся об Андрее Андреевиче, Надином женихе . (Примерный ответ.

На первый взгляд, типичный чеховский интеллигент: окончил филологический факультет (как Гуров из рассказа «Дама с собачкой»), «похож на артиста» (как Алехин из «маленькой трилогии»), играет на скрипке (как Андрей Прозоров из «Трех сестер»). Но читатель видит никчемность Андрея Андреича. «Я ничего не делаю и не могу делать», - признается он. Надин жених принадлежит к тому типу людей, о которых Лопахин говорит: «А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Андрей Андреич не способен трудиться, не желает служить («Отчего мне так противна даже мысль о том, что я когда–нибудь нацеплю на лоб кокарду и пойду служить?»), ему порой даже лень разговаривать: «Он любил скрипку, быть может, потому, что во время игры можно было молчать».

Однако речевая характеристика Андрея Андреича весьма выразительная. «О как я счастлив! Я безумствую от восторга!» - говорит он Наде, а ей кажется, будто что-то подобное она читала в романе – «старом, оборванном, давно уже заброшенном».

« О матушка Русь, - произносит с пафосом Андрей Андреич, - как ещё много ты носишь на себе праздных и бесполезных! Как много на тебе таких, как я, многострадальная!» Для малоразговорчивого героя подобная тирада – посильнее, чем «многоуважаемый шкаф»!)


    Беседа с учащимися :


Как восприняли бабушка и мать Нади ее внезапный отъезд ?

(Бабушка три дня лежала без движения. Нина Ивановна сильно постарела за год.)


    Письменные ответы :

    Что вкладывает Надя в слова: «Ты очень несчастна, мама»?

    Как меняется отношение Нади к окружающим людям?


Индивидуальное задание . Способна ли Надя любить по-настоящему?

- Выборочное чтение письменных ответов .


4 . Заключительная беседа с учащимися :

    что же конкретно толкает Надю на бегство из дома («стремление перевернуть жизнь» или конкретный эгоизм)?


    Какие человеческие пороки обличает А.П. Чехов в своем рассказе «Невеста»? (У Чехова его герои приносят страдания своим близким бессознательно: либо в силу своей духовной ограниченности, либо в силу всеобщих свойств мира, в котором они живут. Так же и Надя, совсем того не желая, обрекает родных ей людей на горе, тоску и одиночество, не интересуясь тем, что творится в их душах, не чувствуя перед ними никакой нравственной ответственности. Сейчас, в финале рассказа, ей уже не кажется, что она «заедает чью-то жизнь». Она молода, здорова, свободна и имеет средства, чтобы «прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым».)


5. Слово учителя . На прощание писатель оставил нам загадку, разгадать которую пытаемся и мы. В заключительных строках повести читаем: « Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день простилась со своими и, живая, веселая, покинула город, - как полагала, навсегда». Что означает это «как полагала»? Это принятое Надей решение не возвращаться в родной город или авторская оценка происходящего? Верный своим принципам, Чехов дает читателю возможность самому додумывать и предполагать, как сложится дальнейшая судьба его героини.

6. Беседа по тексту рассказа «Дама с собачкой»

Где происходят события, описанные в рассказе?

Что нам известно про главных героев до момента их знакомства?

Оба героя – семейные люди. Чего не хватает в их семейных отношениях?

На чем строятся их семейные отношения?

С какой целью, кроме отдыха, приехали герои в Ялту?

2) Работа с текстом:

Какой «горький опыт» имел Гуров?

Какое впечатление Гуров производил на женщин?

Как о них отзывался?

Чтение отрывка. Гл.1 « И вот однажды, под вечер» до «Она засмеялась»

С какой целью Гуров решил познакомиться с «дамой в берете»?

Какое впечатление произвела Анна Сергеевна на Гурова?

(« Что-то в ней есть жалкое всё-таки»)

Зачитайте, чем отличалась Анна Сергеевна от предыдущих женщин Гурова!

Почему героиня не хочет и не может оправдать свое поведение?

(По идее, курортный роман должен вызвать радость, но оба героя не испытывают ничего подобного.

Гуров – растерян (а ведь он опытен в делах с женщинами!)

Анна Сергеевна – в отчаянии «я люблю честную, чистую жизнь».)

Как Гуров отнесся к откровению Анны Сергеевны?

(ест арбуз! - неуязвимое безразличие к страданию другого – символизирует безучастного любовника, привыкшего к легким победам)

Расскажите, какими были отношения героев до того, как они разъехались по домам.

(обратить внимание на богатый внутренний мир Гурова, в котором открывается его способность

Зачитайте эпизод, где рассказывается про состояние героя после возвращения домой (гл. 3 – в начале).

Попробуйте ответить на вопросы, которые ставит себе Гуров.

(что случилось? Уже говорит себе о своей любви, хочет кому-то открыться)

Диалог с чиновником про «осетрину с душком» -

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ ГЕРОЯ!

Всё его нутро отвергает существующий уклад его жизни – он хочет большего. Происходит перерождение героя. Понял, что ведет двойную жизнь: скрывает не только свой «роман», но и «настоящую человеческую жизнь».

Зачитайте эпизод от слов «Приехал он в С…» до «Он соображал…».

Расскажите про встречу героев в театре.

Опишите поведение Гурова в гостинице, когда Анна Сергеевна плачет.

(заказал чай! – символ дома, повседневности, покоя)

Слово учителя.

Чехов – тонкий психолог, мастер кратко и лаконично сказать о многом, о важном. Использовал такие приемы, как подтекст, художественная деталь, символ.

Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которая имеет значительно содержательную и идейно-эмоциональную нагрузку.

Символ – условный знак, намек.

В рассказе «Дама с собачкой» можно проследить за возникновением подлинной, внутренней близости двух личностей, которую автор подчеркивал художественными деталями, символизирующими важное, существенное, характерное. Надеялся на вдумчивого читателя. Вспоминайте эпизоды: арбуз в Ялте и чай в Москве! От безразличия – к атмосфере домашней интимности, когда Гуров уже любит, понимает, поддерживает.

Докажите цитатами из текста, что герои по-настоящему любят друг друга.

6. Обобщение материала:

Подумайте, почему Чехов назвал рассказ «Дама с собачкой».

(главное событие рассказа – перемена, которая происходит под влиянием любви. Дама с собачкой – символ того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине)

А какое название дали бы вы этому рассказу?

Как вы думаете, что хотел сказать Чехов, описав нам эту историю?

Слово учителя.

Этот рассказ не имеет сюжетного завершения. Такой финал называется открытым. Что хотел этим подчеркнуть Чехов?

Таким образом, можно подвести итог:

Чехову важно сказать не то, куда хотят уйти герои, а то, от чего они бегут.

Судьба героев заставляет задуматься над тем, почему люди несчастны, что надо делать, чтобы привнести в жизнь радость, искренность, любовь.

Для Чехова главным является то, что происходит постепенное «расфутляривание» человека, приобретение истинного смысла жизни, желание людей уйти от тех правил, которые делают их несчастными. По Чехову – можно уважать людей за способность любить!

7. Домашнее задание на выбор:

Любовь - извечная тема в литературе. Работая над рассказом «Дама с собачкой», Чехов не стремился быть оригинальным. Но произведение классика, созданное в последний год девятнадцатого века, приобрело чрезвычайно Раскрыть его позволит художественный анализ. «Дама с собачкой» - история о заурядном курортном романе, поведанная незаурядным автором.

Вдали от Москвы

Чехов приступает к повествованию без лишних вступлений. Уже в первом абзаце появляется молодая женщина, прогуливающаяся по ялтинской набережной с Следом за ней - главный герой, которого дама весьма волнует. Его образ вырисовывается на протяжении всего рассказа и только в конце приобретает четкие очертания. А начинается все с изображения жены Гурова (такова фамилия персонажа, то есть человека, которого заинтересовала дама с собачкой).

Анализ героев рассказа лучше начинать с описания нелюбимой супруги. То, какой она предстает в глазах своего мужа, является ключом в раскрытии главных образов в произведении. А видит он ее узкой, недалекой и суровой. Сама жена Гурова, разумеется, о собственной персоне иного мнения. Страдая феминистическими идеями, которые вошли в моду среди скучающих, но деятельных дам на рубеже веков, она называет себя «мыслящей». Это крайне раздражает Гурова, равно как и ее манера называть его Димитрием. А потому он и изменяет ей довольно часто. И оттого ему так хорошо вдали от нее, от дома, от Москвы.

Главная героиня: анализ

Дама с собачкой имела тот облик и манеру вести себя, которые человеку опытному сразу же давали понять, что она замужем, пребывает в одиночестве впервые, и ей неимоверно скучно. Гуров был человеком знающим. Хотя он и отзывался о женщинах зачастую нелестно в светских мужских беседах, но прожить без них все же не мог. А потому ему хватило одного взгляда, чтобы дать молодой женщине верную характеристику, с которой можно и начинать анализ.

Дама с собачкой чрезвычайно молода, имеет тонкую слабую шею и прекрасные серые глаза, в ее поведении присутствует угловатость. Дальнейших ход событий в рассказе говорит о том, что молодая женщина замужем за человеком, который ей неинтересен и неприятен. Она ждет, что в ее жизни произойдет знаковое событие. И она верит в то, что это случится. О мыслях молодой женщины Гуров пока не знает, но нутром чувствует, что их знакомство должно состояться. А потому, как только дама приближается, ласково подзывает к себе белого шпица. Тем самым знакомится с хозяйкой собаки.

Вокруг - прекрасный курортный пейзаж. Мастерство Чехова заключается в умении изображать обстановку в мельчайших и, на первый взгляд, незначительных деталях. Это достойно того, чтобы посвятить характерной особенности писателя несколько слов и даже сделать краткий анализ.

Дама с собачкой в ялтинский вечер

В день знакомства героев морская вода имела сиреневый оттенок, была мягкой и теплой, и по ней шла лунная золотая дорога. Подобная картина характерная для летнего вечера в Ялте. Ее, возможно, автор воссоздал под впечатлением от посещения курортного города, которое состоялось незадолго до написания рассказа.

Мелкие детали присутствуют и в описании образа главной героини. Движения ее неуверенны, угловаты, и в толпе она теряет лорнетку. Все это как будто подтверждает мысли Гурова, которые пришли ему на ум в день знакомства: «И все-таки в ней есть что-то жалкое».

Нравственное падение

Они становятся любовниками. Для него в этом событии нет ничего неожиданного. Для нее - счастье. Но после она сидит с распущенными волосами в позе грешницы и говорит ему о своем нравственному падении, которому оправдания нет. Гуров же тем временем думает о том, как все эти слова нелепы, и не спеша ест арбуз. Этой реалистической деталью, несомненно, следует дополнить анализ.

«Дама с собачкой» - рассказ, который начинается с обычной любовной связи. Он тяготится ее наивностью и смущением. Она же, всего этого не понимая, продолжает раскрывать ему душу. В этом основная проблема столкновения двух миров - женского и мужского. Представительницы слабого пола видят в своем возлюбленном лишь то, что желают видеть. Проблематика рассказа «Дама с собачкой», анализ которого является темой этой статьи, значительно сложнее и глубже.

Ялта и туман раннего утра

Последующие дни проходят в блаженстве и неге. Они сидят на скамье, смотрят на море и молчат. Чехов изображает пейзаж с присущей ему манерой дополнять описание природы философскими размышлениями героя. Гуров все больше начинает задумываться о высоких целях бытия и о человеческом достоинстве. Он уже не ест арбуз и не тяготится душевными излияниями молодой женщины. Теперь они настроены на одну волну.

Пора на север

Этими словами закончил одну из глав Антон Чехов. Дама с собачкой, анализ образа которой был представлен выше, и чья фамилия (Гуров успел это узнать) была Дидериц, отправилась в далекий волжский город. А по возвращении в Москву Гуров начинает постепенно все острее ощущать контраст между солнечной Ялтой и холодной столицей, между беззаботным времяпрепровождением и скучной работой в банке. И, наконец, между чистым, возвышенным чувством и жизнью обывателей, которые ничем не интересуются, кроме карт, вина и еды.

А осетрина-то с душком!

Ощущения человека, который после пребывания в состоянии эйфории вынужден вернуться в серую действительность, изобразил мастерски Чехов. «Дама с собачкой» анализ которой уже дал представление о некоторых реалистических штрихах, дополняющих картину столкновения романтики и суровой реальности, имеет еще один довольно интересный в этом отношении фрагмент.

Изображение столкновения романтика и обывателя в этом месте мастерски завершено. Рассказ «Дама с собачкой», краткий анализ которого позволяет утверждать, что именно упоминание об «осетрине с душком» является кульминацией, далее раскрывает полностью образ Гурова.

Высокий забор

Под видом деловой поездки в Петербург, Гуров отправляется на поиски ялтинской дамы. В этой части истинным художником проявляется себя Чехов. «Дама с собачкой», анализ которой прежде всего касается художественных средств, использованных писателем, не имеет прямого описания состояния угнетенности. В рассказе отсутствует изображение душевных терзаний Гурова. И ничего не говорится о его тоске. Внутренний мир героя передан автором посредством упоминания всяческих деталей. Гуров приезжает в незнакомый город и снимает номер в гостинице. Там видит он серый суконный ковер, запыленную чернильницу, статуэтку однорукого всадника. А когда найден дом Дидерица, взору открывается высокий забор, утыканный гвоздями. Все эти элементы рисуют картину серости, однообразия, уныния.

Встреча

Особое место занимает образ провинциального театра в произведении «Дама с собачкой». Анализ рассказа не призван раскрывать негативное отношение писателя к недостаткам социального общества. В былые времена критиков возмущало невнимание автора рассказа к проблемам буржуазного брака. Одного Чехов был прежде всего художником. А потому его интересовала человеческая душа. И неизменным средством для него был скрытый, еле уловимый подтекст.

Анализ произведения «Дама с собачкой» - это изучений таких мелких деталей, как схожесть Дидерица с лакеем, образ местного губернатора, упоминание вульгарной лорнетки, которая была в руках у молодой дамы.

Свидания в Москве

Анализ рассказа Чехова «Дама с собачкой» должен также затрагивать тему истинной и ложной сторон жизни.

Гуров начинает встречаться со своей возлюбленной в одной из московских гостиниц. Она регулярно приезжает и сразу же отправляет к нему с посланием человека в красной шапке. Достаточно подробно изображено то, как Гуров провожает свою дочь в гимназию, беседует с ней, рассказывая о природных явлениях, а между тем думает о своей тайной жизни, которая является истинной. И парадокс заключается в том, что ложь открыта для окружающих и одобряется ими.

Произведение прерывается на полуслове. В этом характерная черта малой прозы Чехова. Герои долгими вечерами обсуждают, как избавиться от необходимости врать и прятаться. Но оба они понимают, что все только начинается…

Таков анализ рассказа «Дама с собачкой». Чехов смог в этом произведении, используя множество неприметных деталей, изобразить столкновение мира романтика и обывателя, поэзии и прозы, высокого и земного. В этом и заключается уникальный дар писателя, который воспринимал и любил мир в любом качестве - как в прекрасном и возвышенном, так и в сером и убогом.