Афиша музыкальных вечеров. Творческая жизнь в музее-квартире С.Т.Рихтера В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления

В квартиру на Большой Бронной Святослав Рихтер с супругой Ниной Дорлиак въехал в начале семидесятых годов. Она находится в типовом шестнадцатиэтажном доме, построенном в 70-е годы. В квартире он прожил около тридцати лет, до своей смерти, ее стены стали свидетелями активной творческой жизни семейной пары. В главной комнате - «зале», как называли помещение по старинке, находится два рояля «Steinway a sons» - на них маэстро музицировал; здесь же общался с коллегами и друзьями, слушал оперы и просматривал любимые киноленты. Еще один рояль установлен в комнате Нины Дорлиак.

Свой кабинет хозяин называл «шкафной» - из-за обилия находившихся там шкафов. В них хранились книги, кассеты с музыкой, пластинки, ноты с заметками Святослава Теофиловича. На видном месте находится вырезанная из дерева фигура Младенца Иоанна Крестителя. Она напоминала Рихтеру о Туренских музыкальных праздниках (Франция), которые он организовал. Стены украшает профиль Б. Пастернака - контррельеф из гипса с надгробия (архитектор Сарра Лебедева) в Переделкино и картина Сарьяна – подарок от Е.С. Булгаковой. На письменном столе хранятся подарки от друзей - рукописный вариант «Девятой сонаты» с посвящением Рихтеру, подписанный С. Прокофьевым; , «Крохотки» Солженицына, фотоснимок Г. Нейгауза и этюд Пикассо – композитор общался с лучшими представителями российской культуры.

В знаменитой «зеленой комнате» (помещение для отдыха, во время концертов оно становилось артистической) на стене висит портрет отца музыканта - Теофила Даниловича. История семьи композитора трагична. Отец, немец по происхождению, который окончил консерваторию в Вене, жил с матерью артиста в Одессе, где их застала Великая Отечественная война. Во время гитлеровского наступления на город, его арестовали и расстреляли как «немецкого шпиона». После войны Анна Павловна - мать Святослава – эмигрировала в Германию. Юноша, проживавший на момент ее отъезда в Москве, был уверен, что она умерла. Встреча самых близких людей произошла спустя двадцать лет.

Небольшая комната отведена под выставку пастелей Рихтера. В детстве он мечтал быть художником, хорошо разбирался в живописи. В его картинах, по словам Роберта Фалька, присутствовало «удивительное ощущение света». Помещение бывшей кухни переделано под фотогалерею - ее экспонаты рассказывают о жизни композитора.

В квартире хранится большая фонотека, уникальная коллекция аудио- и видеоматериалов с концертов Рихтера. В ее пространстве, которое сейчас входит в Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, проводятся музыкальные вечера и концерты. Фонокабинет приспособлен для индивидуального прослушивания музыкальных произведений.

Для посещения музея необходима предварительная запись.

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ. Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.

В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.


«Зеленая комната» — это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

Музей старается хранить музыкальные и семейный традиции, заложенные хозяевами этого гостеприимного дома.


Обязательна предварительная запись перед посещением по телефону: (495) 695–83–46, (495) 697–47–05.

Режим работы:

  • среда-суббота — с 14:00 до 20:00;
  • воскресенье — с 12:00 до 18:00;
  • понедельник, вторник — выходной.

Стоимость билетов:

  • входной билет — 200 рублей;
  • льготный билет — 100 рублей;
  • дети до 16 лет — бесплатно.

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории.

Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины.
В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.
В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» — это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.
Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

Мемориальная квартира Рихтера расположена на улице Большая Бронная, в многоэтажном доме типовой застройки. Здесь пианист поселился вместе со своей женой, оперной певицей Н. Дорлиак в 1971 году.

Квартира Рихтера не отличается роскошью и обилием вещей, посетители, едва переступив порог, ощущают особую энергетику хозяина этого жилья: пианист был очень скромен в быту и полностью погружен в искусство.

В гостиной стоят два рояля “Steinway” и пара старинных торшеров итальянского производства (их Рихтеру подарил флорентийский градоначальник). На стенах – большой гобелен, многочисленные картины и фотографии. В этом помещении великий пианист музицировал, аккомпанировал жене, здесь семья и гости смотрели любимое кино с помощью кинопроектора.

Из гостиной гости мемориальной квартиры Рихтера перемещаются в кабинет музыканта, который он по-домашнему называл «шкафной» комнатой. В кабинете – несколько шкафов с книгами, винилом и аудиокассетами. Под ноты выделен отдельный шкаф. В нотных книгах – пометки Рихтера, являющиеся предметом исследования со стороны музыковедов.

Одним из самых ценных экспонатов в кабинете является резная фигурка Младенца Иоанна Крестителя. Эту статуэтку Рихтеру вручили французы в благодарность за организованный им музыкальный фестиваль. Со стены на посетителей смотрит Борис Пастернак – любимый поэт Рихтера. Гипсовый контррельеф поэта выполнила скульптор Сарра Лебедева. Рядом с контррельефом Пастернака – небольшая картина армянского художника Мартироса Сарьяна. Этот пейзаж Рихтеру подарила Е. С. Булгакова, вдова великого писателя.

Экскурсоводы показывают посетителям хранящиеся в секретере драгоценности Рихтера – рукописный нотный журнал С. Прокофьева, фото великого советского пианиста Г. Нейгауза, которого Святослав Теофилович считал своим учителем, рукопись «Крохоток» А. Солженицына и иллюстрация П. Пикассо. Рихтер общался с интеллектуальной элитой России и мира, и знаменитости часто дарили ему небольшие подарки.

В квартире Рихтера есть специальная комната для отдыха, ее в семье пианиста называли «Зеленой». При домашних концертах комната становилась гримеркой. Стену помещения украшает портрет Т. Д. Рихтера – отца великого музыканта. Теофил Данилович был расстрелян в 1941 году по обвинению в шпионаже в пользу немцев.

Святослав Рихтер очень интересовался живописью, и сам являлся автором большого количества полотен. Известный критик Р. Фальк высоко оценил талант живописца, отмечая уникальную работу художника со светом. Работы Рихтера выставлены в специальном помещении музея.

В 1999 г. у Музея изобразительных искусств открылся новый филиал Музей-квартира С.Т.Рихтера. Свой первый концерт в ГМИИ Святослав Рихтер сыграл в 1949 г., он сыграл две сонаты Бетховена. Между С.Рихтером и директором ГМИИ И.Антоновой завязалась тесная дружба, которая открыла новые точки соприкосновения музыки и изобразительного искусства.

Музей-квартира С.Рихтера располагается на Б.Бронной улице. С 16 этажа открывается отличный вид на старую застройку центра Москвы. При слове музей - возникают образы старинной усадьбы с колоннами. Музей-квартира Рихтера находится в типовом кирпичном доме, но, попадая в него, погружаешься в особую атмосферу. Внутри квартиры все обустроено для дела - рояль для репетиций, шкафы для нот, комната отдыха. Рядом с роялем на подставке обычно стояла репродукция, которая ассоциировалась с репетируемой пьесой: Делакруа, когда играл Шопена, Гойя и Шилле - Шуман, Брейгель - Брамс, Малевич - Скрябин.

Рихтер не преподавал, но много репетировал с молодыми артистами, для многих из них эти репетиции стали "Университетами".

Несмотря на то, что Рихтер не был коллекционером, его дом украшен картинами. Он хорошо разбирался в искусстве, порою устраивал у себя дома выставки молодых художников.

В 1978 г. в ГМИИ состоялась выставка "Музыкант и его встречи в искусстве" где были представлены портреты людей, которых Рихтер знал и любил. Музыкант выступил в роли составителя каталога, здесь проявился его литературный талант. Так он описал Пикассо "никогда не забуду этого человека с раскаленными как уголь глазами; ему было за восемьдесят, а он был моложе всех. Он бегал по лестнице, как мальчишка, показывая свои комнаты, в которых царил божественный беспорядок, и восхищался узором вьющегося по сене растения. От этого посещения у меня остался портрет Фредерика Жолио-Кюри, рисунок гениально точного пера не дрогнувшей руки".

С.Рихтер и сам увлекался искусством. Дружба с художницей А.Трояновской переросла в увлечение Рихтера пастелью. В собрании мастера есть произведения российских художников - В.Шухаева, П.Кончаловского, Н.Гончаровой, А.Фонвизина, зарубежных - Х.Хартунга, А.Колдера, Х.Миро, П.Пикассо. Большую часть своего собрания от завещал ГМИИ, картины теперь находятся в Музее Личных коллекций, экспозиция в мемориальной квартире Рихтера меняется. В одной из комнат выставлены его собственные пастели. Фальк отмечал в пастелях Рихтера "Удивительное ощущение света". А.Трояновская говорили, что Рихтер работал только по впечатлению и по памяти. Здесь представлены работы "Улица в Пекине", "Сумерки в Скатерном переулке", "Ереван", "Москва".

В музее есть комната Нины Дорлиак, певицы и жены музыканта. В 1945 г. они впервые выступили вместе на авторском вечере С.Прокофьева. В это время начался союз Дорлиак и Рихтера на сцене и в жизни. Вскоре Нина Львовна посвятила себя семье и преподаванию в Консерватории, но для Рихтера жена оставалась самым главным другом и судьей. Рихтер и музыка неотделимы, так было в то время когда он был жив, музыка сейчас - главная составляющая музея. Когда можно прийти, спросите Вы заведующую музеем. Самый вероятный ответ, приходите когда будут репетировать выступление. Знакомство с музеем под звуки живой музыки - большая редкость для других музеев, но для музея Рихтера - это скорее правило. В музее проходят концерты и музыкальные вечера. Фестиваль "Декабрьские вечера" авторитетное явление и в музыкальной и культурной жизни страны (Н.Трегуб)