Теория раскольникова и причины ее крушения кратко. В чём главный изъян теории Раскольникова, предопределивший её крах? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.). В чем противоречие теории Раскольникова

ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Техникум технологий и дизайна

на тему: «Крах теории Раскольникова»

Выполнила:

Кишкина Ольга Сергеевна

Королёв, 2015 г.

Введение

Суть теории Раскольникова

Крах теории «обыкновенных» и «необыкновенных»

Заключение

Список литературы

Введение

Роман «Преступление и наказание» был написан и опубликован Ф.М. Достоевским в 1866 году, то есть, вскоре после отмены крепостного права и начала смены общественно-экономического строя. Подобная ломка социальных и экономических устоев влечет за собой непременное экономическое расслоение, то есть обогащение одних за счет обнищания других, освобождение человеческой индивидуальности от культурных традиций, преданий и авторитетов. И как следствие, преступность.

Достоевский в своей книге обличает буржуазное общество, порождающее все виды зла - не только те, что сразу бросаются в глаза, но и те пороки, которые таятся в глубинах человеческого подсознания.

Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, в недавнем прошлом студент петербургского университета оказался на грани нищеты и социального падения. Ему нечем платить за проживание, гардероб изношен настолько, что в нем и на улицу стыдно выйти приличному человеку. Часто приходится голодать. Тогда он решает совершить убийство и оправдать себя теорией об «обыкновенных» и «необыкновенных» людей, которую придумал он сам.

Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.


Теория Раскольникова - явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Наиболее обсуждаемой в обществе эта проблема стала после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, - утверждает Раскольников, - и в голову не пришло бы мучиться вопросом - можно ли убить старушонку, - он зарезал бы без всякой задумчивости».

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он - сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели.

Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям.

Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закон. А необыкновенные имеют право совершать преступления и переступать закон. Данная теория очень цинична по всем моральным принципам, которые складывались на протяжении многих веков с развитием общества, но Раскольников находит примеры для своей теории. Например, это французский император Наполеон Бонапарт, которого Раскольников считает «необыкновенным», потому что Наполеон убил за свою жизнь много людей, но совесть его не мучила, как считает Раскольников. Сам Раскольников пересказывая свою статью Порфирию Петровичу отметил, что «необыкновенный человек имеет право …разрешить своей совести перешагнуть … через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того требует».

По теории Раскольникова к первому разряду относятся люди консервативные, чинные, они живут в послушании и любят быть послушными. Раскольников утверждает, «что они должны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного». Второй разряд переступают закон. Преступления этих людей относительны и многоразличны, они могут «перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь» для выполнения своих целей.

Вывод: создав свою теорию, Раскольников надеялся, что его совесть примирится с его намерением убить человека, что после совершения страшного преступления не будет его мучить, донимать, выматывать его душу, но как оказалось, Раскольников сам обрёк себя на мучение, не справившись со своей натурой.

Крах теории «обыкновенных» и «необыкновенных»

Теория Раскольникова <#"justify">Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не "тварь дрожащая". В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро.

Вывод: Достоевский не показывает окончательного нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман <#"justify">Заключение

достоевский преступление наказание раскольников

Таким образом, теория Раскольникова оказалась не способной дать обществу путь к его преобразованию. Разделив людей на две категории, Раскольников наоборот отодвинул назад его переустройство. Ведь «обыкновенные» также хотят улучшать жизнь общества, как и «необыкновенные», но таки способом. Раскольников посчитал себя сильной личностью, способной совершать преступления на благо общества и не подверженной мучению своей совести. «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать» - это фраза Порфирия Петровича полностью убеждает читателя, что теория Раскольникова в корне оказалась неверной, он разрушил её ещё при совершении пробы своей теории, убив вместе со старухой её сестру Лизавету, которую он сам хотел осчастливить. Действительно Раскольников посчитал, что справиться со своей и не будет мучатся до конца своей жизни за совершённое убийство.

Достоевский утверждает, что единственным путём к преобразованию общества является только христианская любовь и самопожертвование.


В социально-философском романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский показывает сложный путь эволюции душевного состояния главного героя. Бывший петербургский студент Родион Раскольников умен, способен и наблюдателен, но жизнь его проходит в нищете, он не может реализовать честолюбивые мечты.

Видя обездоленность и страдания маленьких людей, Раскольников размышляет о несправедливости социального устройства общества. Окружающая атмосфера наводит Родиона на мысль о создании собственной теории мироустройства.

Он делит людей на слабых «тварей дрожащих» и сильных - «право имеющих». В его понятии последним дозволено переступать моральные нормы, совершать преступления ради справедливой конструкции мира и достижения великих целей.

Эта бесчеловечная философия полностью захватила студента. Он пытается понять: к какой группе людей относится сам? Решение об убийстве старухи-процентщицы дается нелегко, ведь одно дело – расправиться с зловредным человеком в мыслях, другое – совершить «страшный суд» в реальности. Но когда преступление уже совершено, наступает черед наказания.

Карой для убийцы становится сложное психологическое осознание содеянного. Теория о спасении «униженных и оскорбленных» не сделала из него сильную личность, она лишь ухудшила сложную ситуацию, добавив к лишениям душевные муки. Раскольников понял, что ошибочно превращать догадки и самоанализ в пафосную истину.

Крах собственной теории стал для героя крахом существования. Он перешел черту и оказался отрезанным от мира и дорогих сердцу людей.

Если бы не Сонечка Мармеладова, Родин не смог бы жить с таким грузом на душе. Падшая девушка помогла герою понять смысл бытия, открыла свою «правду», заключавшуюся в искренности, вере в Бога и людей. Еще долгое время Раскольников чувствовал внутреннюю пустоту, без идеи и смысла жизнь как бы остановилась. Лишь на сибирской каторге пришло полное прозрение – Родион переродился, обратившись к традиционным христианским ценностям. Абсурдная теория, порожденная несправедливостью судьбы, побеждается светлыми сторонами жизни. Лишь вера, всепрощение, любовь и добро способны спасти человечество.

Автор донес до читателя простую, но важную истину. За каждое преступление рано или поздно наступает расплата. Смерть не является искуплением, человек должен жить для переосмысления совершенных ошибок. Благодаря глубокому анализу Достоевскому становится ясно, что не стоит повторять сложный путь Раскольникова для осознания простых истин.

Обновлено: 2017-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Крушение теории Раскольникова.

Достоевский открыл в человеческой

Душе такие пропасти и бездны,

Которые и для Шекспира, и для

Толстого остались закрытыми.

"Преступление и наказание одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры. Как отмечал Федор Михайлович, его новый роман- это "психологический отчет одного преступления", которое совершил бедный студент Родион Раскольников. Однако в произведении речь идет не об обычном уголовном деле и Раскольников- это не обычный убийца, совершивший убийство из-за стесненных материальных обстоятельств.

На написание произведения Достоевского натолкнуло дело Пьра Франсуа Ласьера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.

Сюжет разворачивается вокруг главного героя Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Одной из причин бунта Родиона является его бедственное положение: нечем платить за квартиру и за учебу, а сестра готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь ему. Такой жертвы герой принять не может, ибо он слишком горд. Гордость вот еще одна причина подтолкнувшая его к созданию чудовищной теории. Ведь его друг Разумихин находит другой, более разумный выход: он дает частные уроки. Но Раскольников не согласен так долго ждать, он слишком нетерпелив. Да к тому же, вся мировая история убеждает его в том, что сильные личности, пролившие кровь, не только не наказаны, но и считаются героями. Так рождается теория Раскольникова о делении людей на властелинов и "тварей дрожащих". Согласно ей необыкновенный человек имеет право "разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия". Задумав убийство старухи процентщицы, он решает проверить сможет ли он перешагнуть через себя и нравственные устои. "Тварь ли я дрожащая, или право имею?"- вот вопрос на который он пытается получить ответ.

После совершения преступления он понял, что несмотря на совершенное убийство, он не смог перешагнуть через себя, через нравственную черту, так и остался "тварью дрожащей". Следовательно его теория терпит крах, при столкновении "простой арифметики" с жизнью. Если один человек присваивает себе права уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то это безнравственно; кроме старухи-проценщицы, неожиданно убивает и безответную Лизавету- ту самую униженную и оскорбленную. ради которой совершенно преступление. Только на первый взгляд его рассуждение о двух разрядах людей очень логичны, но к какому разряду тогда отнести мать Радиона, сестру Дунечку, Соню? И не появится ли новый Раскольников, который сочтет, что они и есть "твари дрожащие" мешающие прогрессу. Достоевский считает, что каждая человеческая жизнь уникальна, и никто кроме Бога не может лишить человека жизни. С точки зрения христианства герой грешен, но не только потому, что совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их "тварями дрожащими", а себя возможно избранным, "имеющим право".

Почему же Раскольников так легко смог переступить границу, отделяющую идею от ее реального воплощения. Во-первых, он не боится быть отверженным от людей, в том числе и от самых близких. Во-вторых, он не боится Бога. И только Соня помогает ему возродиться к жизни. Она твердо убежденна в том, что все люди имеют одинаковое право на жизнь, и ничем нельзя оправдать насилие и преступление. Она не понимает и не воспринимает теорию Раскольникова, противопоставляя ей любовь к людям, кротость и терпение. Именно Соня убеждает Радиона в необходимости покаяться, "донести на себя", очиститься, искупить свой грех страданием и начать новую жизнь. В конце Раскольников приходит к следователю и признается в убийстве. Герой не меняет свое отношение к собственной теории, совесть его не мучила; сожалеет он лишь о том, что так "глупо и глухо пропал" поддавшись собственной слабости. На каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Его воскресила любовь Сони, и в конце эпилога Радион впервые открыл Евангилие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый этап в его жизни- этап возрождения.

В романе "Преступление и наказание Достоевский призывает к преодолению эгоизма, гордыни, христианской любви к ближнему, к очистительному страданию.

(343 слова)

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — хранилище трагических судеб. Читая книгу, не один раз погружаешься в раздумья не только над судьбами героев этой конкретной истории, но и над тем, что испытывают люди, которых ты видишь каждый день. Задумайтесь, кто из героев счастлив? Соня Мармеладова? Дуня? Лужин, Свидригайлов? Или Родион? Последний, наверное, несчастен даже в большей степени, чем все остальные. В этом всеобщем несчастье разрослись корни знаменитой теории Раскольникова, которая не только лишила жизни старуху-процентщицу и ее беременную сестру, но и разрушила личность самого убийцы.

Главная идея теории Раскольникова — люди делятся на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие». Одни — заурядные и ведомые люди, другие — великие вершители судеб. Родион говорит: «…большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопролитцы». Возможно. Но разве главный герой романа – «благодетель и установитель человечества»? Скорее всего, он всего лишь «тварь дрожащая». К этому выводу он и приходит в конце своих душевных терзаний.

Под тяготами жизни Раскольников прогнулся, пошел на преступление не только по отношению к себе, но и к Лизавете, Алене Ивановне. Но так ли он виноват? По утверждению Дмитрия Ивановича Писарева, известного литературного критика, не идея Раскольникова ведет его к убийству, а стесненные социальные обстоятельства, в которые ставит героя жизнь, лишенная всякого достатка. Социальная несправедливость, стратификация общества, бедность, антисанитарные условия жизни – все это факторы, приведшие Родиона к воплощению теории. Не зря встреча с бедняком Мармеладовым окончательно убеждает героя к своей правоте.

По моему мнению, подобные идеи возникали не только в раздумьях Раскольникова. Абсолютно все герои вынуждены идти на определенные преступления: кто-то пошел против себя и получил желтый билет; кто-то, окончательно разочаровавшийся в жизни, нашел спасение в алкоголе; кто-то, желая помочь брату, соглашается на брак по рачету. Все эти герои – жертвы несправедливого общественного устройства.

В очередной раз поднимая проблему маленького человека в большом мире, Федор Михайлович хочет сказать: «Смотрите! Они несчастны! Кто в этом виноват?». И ответа точного так никто и не нашел, и не найдет никогда. Желтый, болезненный Петербург, серые, мрачные подъезды, шатающиеся, окутанные паутиной лестницы, квартиры – углы, квартиры – клетушки, окна, выходящие на канавы и грязь – вот она, культурная столица. Вот оно, хранилище трагических судеб…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман «Преступление и наказание» можно назвать и философским, и социальным, и психологическим. Написанный в 1866 году, он отражает российскую жизнь второй половины XIX века, те времена, когда государство испытывало мощные сдвиги и потрясения в социальном плане.

Достоевский в своей книге обличает буржуазное общество, порождающее все виды зла – не только те, что сразу бросаются в глаза, но и те пороки, которые таятся в пучинах человеческого подсознания.

Герой книги – Родион Раскольников, когда – то бывший студентом, а теперь живущий

В страшной нищете. Положение его беспросветно, он не питает никаких надежд на улучшение своей жизни. Но, тем не менее, даже будучи одной из жертв жестокого буржуазного мира, Родион остается человеком; ум, склонность к постоянному анализу своих поступков, любовь к ближним, выдающиеся способности выделяют его из среды «маленьких людей».

Однако вечная нищета, которую невозможно преодолеть, обстановка, в которой ему приходится существовать, мрачный, давящий город, страдания и пороки окружающих его людей – все это подталкивает Раскольникова к созданию некоей теории.

Как человек образованный,

Родион понимает, что изменение своей собственной судьбы, судеб сестры и матери возможно только тогда, когда изменится мир, все его социальное устройство. Конечно, в то время такие изменения были невозможны, и поэтому Раскольников, восставая против несправедливого мироздания, пытается добиться что-то в одиночку, по выработанной им теории.

Долгие раздумья об основах несправедливого общества приводят его к выводу: все человечество можно разделить на два разряда – рядовые личности, которые годны лишь на то, чтобы произвести на свет себе подобных, и такие гении, как Наполеон или Магомет, которые, в силу своей гениальности, избранности имеют право вершить судьбы человечества, жертвуя сотнями «рядовых» жизней, не останавливаясь и перед преступлениями.

Раскольников одержим идеей мирового, всеобщего блага. Чтобы в мире было меньше несправедливости, чтобы доказать себе, что он не является «тварью дрожащей», Родион сам становится преступником, совершая убийство. Своим деянием он не сделал мир лучше – этот жестокий урок преподносит ему жизнь. Нравственные муки, кошмары воспаленного сознания сопровождают его после убийства старушки. Писатель талантливо описывает состояние героя – на основании описаний снов и видений Раскольникова мы видим, что главный герой понимает: убив человека, он, прежде всего, убивает свою бессмертную душу.

Раскольников впадает в отчаяние. Он видит, что зло в виде преступления никому не приносит пользу. Его теория, которую он так стремился проверить, не приносит результатов, целесообразность и оправданность ее вдруг рушится, и Родион разбит морально и физически. В тот момент, когда болезнь то и дело бросает его в беспамятство, он решается во всем раскрыться Сонечке Мармеладовой. Эта девушка тоже преступила нравственный закон, тоже погубила душу. Именно Сонечке предстоит окончательно развенчать теорию Раскольникова своим милосердием, жертвенностью, покорностью судьбе. Смысл теории теперь ускользает от самого Родиона – разве можно стать сверхчеловеком, переступая через боль и страдание других?

Попробовав претворить в жизнь свои мысли, Родион убедился, что его теория несостоятельна – невозможно быть Мессией-спасителем и Наполеоном одновременно, нельзя соединить в одном лице тирана и благодетеля мира. Попытка доказать, что он способен быть выше «серой массы», провалилась. Теперь Родион видит, что суждения его были ошибочны, и покорно принимает наказание за преступление, наказание, ставшее для него долгожданным облегчением от душевных мук.

Именно в этот момент Родион Раскольников, отринув свою античеловеческую, антигуманную теорию, возрождается для новой жизни.

Мы видим, что в романе красной нитью проходит мысль о том, что преступление, даже совершенное с благородной или гуманной целью, просто недопустимо в человеческом социуме. Теория, основанная на уничтожении всего лишь одного человека ради счастья многих, не должна существовать. Не забывайте, что этим «одним человеком» может стать каждый.