Сочинения по русскому языку и литературе. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Методистами давно замечено, что через раскрытие значения слов, через толкование понятий, имеющих нравственный смысл, оказывается воспитательное воздействие русской лексики на обучающихся.

Одно из письменных заданий ОГЭ направлено как раз на выявление способности выпускника 9 класса раскрывать значение этических понятий, таких как честь, благородство, зависть, достоинство, долг, совесть, стыд, трудолюбие, учтивость, правда.

К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.

Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие, гордость, отзывчивость, совесть, смелость, геройство, внутренний мир человека.

Справедливость

Для анализа предлагается текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. <...> до (28)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека - быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

«Каждому – то же, что и другим». Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его «О справедливейший из справедливых!». Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька «весело и добровольно подчинялись» им.

В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

Благодарность

Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. <...> до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

Бесстрашие

Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? <...> до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «...всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».

Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.

Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

Ответственность

Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. <...> до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».

Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.

Бездушие

Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. <...> до (50)Подумаешь, птицы!..

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»

Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.

Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

Гордость

Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до <...> (43)Навсегда.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.

В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.

Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.

Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.

Отзывчивость

Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. <...> до (50) Вот же живая душа!»

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.

В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на "виллисе" до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.

Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.

Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.

Совесть

Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. <...> до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.

Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.

И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.

Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.

Смелость

Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. <...> до (33)Славка был счастлив.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Смелость - умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. "Смелость города берёт" - гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.

Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.

В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.

Смелость - это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.

Геройство

Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло.<...> до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство... непременно есть...

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.

Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова "геройство". По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.

В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа "Горячий снег", Юрий Бондарев видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.

И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.

Внутренний мир человека

Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу.<...> до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.

В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела "венценосные замашки" и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.

Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть "мерзости жизни" и вырасти человеком с богатым внутренним миром.

Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.

Сочинение на тему: «Что такое ответственность?» 3.91 /5 (78.18%) 22 votes

От людей очень часто можно услышать утверждение о том, насколько важно быть ответственным. С одной стороны, причины тому вполне понятны. С другой стороны, никогда не бывает лишним разобраться в, казалось бы, очевидных вещах, чтобы отыскать там настолько важную истину. Итак, что же такое ответственность, что конкретно в нее вкладывается, и почему настолько важно быть ответственным в современном мире?

Думается, что ответственность сама по себе не является качеством человека. Она попросту дает определение некоторым чувствам и реакциям. Я считаю, что, говоря об ответственности, рационально подразумевать готовность к ответственности и чувство долга. Под готовностью к ответственности я подразумеваю осознание человеком того факта, что от последствий своих действий никуда не уйти. Нужно просто понимать, что если ты совершаешь что-то, то это влечет за собой определенные последствия. Например, если ты совершаешь преступление или правонарушение, то тебя привлекут к уголовной или административной ответственности. Правонарушители могут рассчитывать, что им удастся уйти от ответственности – это другое. А вот совершение чего-то без осознания последствий является совершенно безответственным поступком. Впрочем, это касается не только взаимоотношений с государством. Кроме того, нужно помнить об ответственности перед самим собой. Если ты ведешь неповадный образ жизни, например, плохо учишься, не занимаешься спортом, не следишь за здоровьем, рано или поздно наступят серьезные и наверняка неприятные последствия. Непонимание этого тоже является безответственностью.

Что же до второго аспекта ответственности – чувства долга – то он касается отношений с другими людьми. Известно высказывание о том, что мы несем ответственность за тех, кого приручили. Это очень мудрое и правильное высказывание. Абсолютно безответственным является такое общение с людьми, при котором мы не учитываем их потребностей, чувств и переживаний, которые связаны с нами. К примеру, необходимо чувствовать долг перед своими пожилыми родителями, перед детьми, а также перед тем, кто в силу определенных обстоятельств стал от нас в чем-то зависеть.

Ответственность – это общая категория сразу для нескольких жизненных аспектов. Я думаю, что ответственность в общем понимании включает осознание того, что за все действия рано или поздно наступают последствия, а также чувство долга перед близкими и другими людьми. Думаю, что именно так должны понимать ответственность и другие.

Поговорим об ответственности

Форма проведения: час общения

Цель: развитие у воспитанников чувства ответственности.

Задачи:

Содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера; -прогнозировать последствия своих действий.

Оборудование: на стенде пословицы: «Задним умом дела не поправишь», «После дела за советом не ходят», высказывания об ответственности, бланки с вопросами для предварительного ознакомления и оформления ответов на них, памятки «Как развить в себе ответственность».

План проведения

II . Основная часть

2.1. Вопросы для обсуждения.

2.2. Задания по карточкам.

2.3. Обсуждение пословицы

III . Заключительная часть

3.1. «Сокровища сердца»

I . Введение в тему, постановка цели.

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами в очередной раз собрались для откровенного разговора. Наше мероприятие будет проходить в форме часа общения. О чём это говорит? Правильно, каждый из вас имеет право на собственное мнение, которое может высказать. Но, с одной оговоркой – ваши высказывания не должны задевать достоинство других членов группы. Итак, посмотрите на стенд. Как называется наш час общения. Ключевое слово здесь…(ответы). Правильно, ответственность, а что такое ответственность? Ответственность - это надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков, и есть следствие твоих поступков (действий). Ответственность - это не вина, это уверенность. Ответственность включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих в рамках системы или аппарата системы. Итак, давайте попробуем поставить цель нашего мероприятия. О чём мы с вами сегодня поговорим? А для чего нам нужно обсуждать эту тему? Правильно, чтобы уметь анализировать свои поступки и избежать многих ошибок в жизни и понимать, что за все свои поступки человек несёт ответственность.

II . Основная часть

2.1. Вопросы для обсуждения

1. Когда возникает чувство ответственности?

2. Какие поступки можно считать непоправимыми? Последствия каких действий можно исправить? (Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. К непоправимым поступкам относятся: убийство, казнь, предательство, неверное лечение и др. К поступкам, последствия которых можно исправить, относятся некоторые житейские поступки: опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то и др.

3. Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок? (речь идёт о чувстве стыда, страхе перед наказанием, боязни унижения, опасения, что люди не смогут понять провинившегося.

почти любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать, но вспоминать и говорить о нем неприятно)

4. Какие черты характера приводят к неправильным поступкам? (излишнюю доверчивость, например, героиня басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»; легкомыслие (сказку о Царевне- лягушке для примера)

5. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

Воспитатель, подводя итог, делает акцент на то, что неприятные последствия можно было предвидеть.

2.2. Задания по карточкам

Затем каждая группа учащихся получает от воспитателя карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа на один из

1. Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)

3. Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел? (Зависть красоте и молодости Ивана.)

4. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка» (Болтливость.)

5. Из-за чего заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости.)

6.Из-за чего Стрекоза из басни И.А. Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности.)

7. Из-за чего Буратино из сказки А.Н. Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости.)

2.3. Обсуждение пословицы

А сейчас, ребята, обратите внимание на стенд. Прочтите пословицу. (Не ошибается тот, кто ничего не делает)

Как вы понимаете эту пословицу?

Реально ли избежать ошибок в жизни?

Что хуже: безделье или ошибка?

Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях - даже уважать. Например, Буратино, который по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле чудес. Его подтолкнула к неверным действиям не жадность, а желание купить папе Карло новую куртку. Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки? (в ходе рассуждения приходят к выводу, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения) Кто когда-либо признавал свои ошибки? Какие это были ошибки? Трудно ли вам это было сделать? Какие чувства вы испытывали? (Дети высказывают свое мнение.)

* * *

Признать ошибку потрудитесь

И перед другом извинитесь.

Ваш вовсе не сойдет на нет.

Ф. Гинзбург

Вывод

Ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь.

Вы должны сами отвечать за свои ошибки.

Вы всегда можете пробовать, главное - действовать.

У вас всегда есть выход из ситуации.

У вас есть выбор.

2.4. Преимущества ответственности

Ответственность даёт человеку определённые преимущества.

    Ответственность даёт уверенность – в себе и своих силах.

    Ответственность даёт уважение – как самоуважение, так и уважение со стороны окружающих.

    Ответственность даёт возможности – для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией.

    Ответственность даёт свободу – от мизантропии; ответственный человек не осуждает ошибок и не впадает в депрессию при виде неадекватного поведения кого-либо; он просто констатирует, что на данного человека в данной ситуации полагаться не рационально.

2.5. Проявления ответственности в повседневной жизни.

Давайте рассмотрим примеры ответственности в повседневной жизни.

    Родительство. Родители всегда ответственны за своих детей.

    Трудовая деятельность. В трудовых коллективах начальники всегда несут ответственность за своих подчиненных. От ответственности руководства зависит атмосфера в рабочем коллективе, результат его работы. Потому, что ответственный человек приложит все усилия для того, чтобы в срок закончить обязательства. Он при возникновении в коллективе конфликтов принимает остаточное решение за всех его участников и контролирует ситуацию. Чем более ответственным человеком является руководитель, тем более работоспособный и дружный коллектив способен создать.

    Конфликтные ситуации. Ответственный человек при возникновении конфликтных ситуаций способен самостоятельно (ответственно) принять решение за всех участников ситуации и, тем самым, поставить ситуацию под контроль.

    Военная служба. Командир воинского подразделения всегда отвечает за жизнь и поступки подчинённых.

    Выполнение обязательств. Ответственный человек любое дело старается закончить точно в срок и наилучшим образом.

А какие примеры ответственности можете привести вы?

III . Заключительная часть

3.1. «Сокровища сердца»

Итак, давайте подведём итог сегодняшней встречи. О чём мы с вами говорили. Что нового вы сегодня узнали. А какая часть мероприятия вам запомнилась больше всего? Что-то из нашего разговора было полезным для вас? Спасибо вам, ребята, за вашу работу на мероприятии.

У нас есть вот такое большое сердце. Давайте впишем в него все качества человека, которые делают его добрым, ответственным, волевым. А на память о нашей встрече я хочу подарить вам небольшие памятки

3.2. Памятка «Как развить в себе ответственность»

. Что такое ответственность каждый человек должен осознать в жизни сам. Он должен стремиться стать ответственным, своим примером показывать другим, что у него есть чувство долга. Каждый из нас должен воспитывать в себе те качества, которые помогут нам реализовать свою ответственность перед семьей и обществом . А на память о нашей встрече я хочу подарить вам небольшие памятки.

Как развить в себе ответственность

    Самоконтроль и работа над собой. Внимательное отношение к себе, к своим словам, обещаниям и поступкам помогают человеку стать более ответственным. Главное – не отступать, видя, что не всё удается сразу, так как работа над собой – процесс длительный.

    Письменные «поручения» самому себе. Один из вариантов, психологически помогающих нести ответственность за свои обещания и всегда выполнять их – записывать на листе бумаги задачу, которую ставит человек перед собой, и сроки её выполнения.

В этой статье мы рассмотрим материал, который можно использовать в качестве примера сочинения на тему «Ответственность». Первое, что нужно выделить для себя: что же это такое? В чем заключается проблема ответственности и какими последствиями может обернуться уклонение от нее? Благо или вред несет она обществу и в какой момент необходимо понимать, как правильно поступить?

Что такое ответственность?

Ответственность бывает разной: административная, уголовная, юридическая. Но сегодня мы поговорим совсем о другом виде - ответственности этического характера, о том, как должен действовать человек, если по его вине произошли недопустимые события. Самое главное - уметь отвечать за совершенное. По мере того как идет жизнь, степень ответственности носит разный характер. В сочинении на тему «Ответственность» мы выделим условно три этапа в жизни человека.

Этап первый - детство. В детстве ребенок - безответственный, он только начинает учиться говорить, ходить, читать, дружить. Большое значение имеет семья ребенка, его окружение. Второй этап - это периоды отрочества и начало юности, когда часть фундамента уже заложена, и ребенок начинает понимать и различать хорошее и плохое. Возвращаясь к нашему сочинению на тему «Ответственность», отметим, что в этом возрасте появляются определенного рода обязанности, которые определяются описываемым нами понятием.

Давайте проведем аналогию между обязанностью и ответственностью. Например, самый простой и понятный каждому ребенку пример - уход за домашним питомцем. Выгуливать собаку необходимо два-три раза в день. И, например, эта обязанность возлагается на ребенка, скажем, достигнувшего десяти или одиннадцати лет, который должен понимать, что здоровье его питомца зависит от него самого. То есть в любую погоду, будь то дождь или ненастье, будний день или утро выходного, когда так хочется поспать подольше, он должен повести его на прогулку, то есть должен взять на себя ответственность. И чем старше человек становится, тем больше он берет на себя ответственности.

Третьим этапом является период зрелости. В нашем сочинении-рассуждении на тему «Ответственность» хотелось бы сделать следующий вывод, что это, прежде всего, понимание того, что может произойти, если ряд правил или обязанностей будут нарушены или не выполнены.

Проблема ответственности: благо или вред?

Сочинение на тему «Проблема ответственности» затрагивает такой вопрос: как будут использовать люди достижения прогресса - во благо или во вред себе? Расщепление атома, изобретение бомбы - это научные открытия, которые, казалось бы, сделали прорыв в техническом развитии человечества, но впоследствии нанесли невосполнимый урон.

Развитие химии коснулось пищевой промышленности: красители, стабилизаторы, консерванты появились в продуктах на полках магазинов. Вопрос с экономической точки зрения решен, а вот вопрос здорового питания остался открытым.

Примеры из литературы

Этот вопрос актуален во все времена. В литературе существует великое множество примеров данной проблемы. Один из самых ярких классических примеров - Родион Раскольников, главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Достоевского. Молодой человек испытывал муки совести после совершенного им убийства. Он, осознав всю ответственность за свой поступок, признается в содеянном.

Замечательный литературный пример можно привести по произведению Булгакова «Собачье сердце», где один из главных героев, профессор Преображенский Филипп Филиппович, находит в себе мужество и берет на себя ответственность, исправляя ошибку и понимая, какой урон он нанес окружающим его людям. Поступок профессора является настоящим примером для сочинения на тему «Ответственность за поступки».

Фамилия профессора неслучайно была выбрана автором, он преображал этот мир, но столкнулся с проблемой с неожиданной для него стороны. Принятие решения, которое стоило ему так дорого, должно было изменить людей в лучшую сторону, но свой труд и свое открытие он вынужден был скрыть от всего мира.

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанного, хотелось бы отметить, что сочинение на тему «Ответственность» затрагивает эту проблему не только в литературе, но и в реальной жизни. Такие профессии, как юрист, врач, спасатель, ученый, чаще всего связаны с этим понятием, ведь от принятых ими решений зависит не только благополучие, но и жизни не одного десятка людей.

Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения его нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

За что отвечает человек? За все, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

Есть хорошая книга Рони «Борьба за огонь». В ней рассказано о доисторических людях, как мы их себе можем представить: ведь сведения, дошедшие до нас, очень и очень скудны. Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что все племя обречено на холод, голод, быть может гибель…

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрек их на смерть. За это, по тогдашним понятиям, он сам был достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других - это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой в любых обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за других.

Но в отдаленные времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живем на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. В сущности, Земля наша - это тоже космический корабль, а все мы вместе - его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.

Когда говорят об ответственности, берут примеры чаще всего из фронтовой жизни. Действительно, на фронте, в чрезвычайных обстоятельствах, Жизнь и смерть многих зависят от поступка одного человека. В критическую минуту оказался ты способным повести за собой людей, увлечь их своим мужеством - победа! Побежал с поля боя, создав панику, - поражение, гибель. Но разве подвиги совершаются только па фронте? Разве только на фронте спасают?

Пастер был мирным человеком, и, может быть, на поле боя он не показал бы примеров мужества. Но он обладал мужеством ученого. Он одержал победу, которая для человечества гораздо важнее всех, вместе взятых побед Наполеона, его соотечественника. Победы Наполеона, которые в конце концов завершились поражением, уносили жизни людей. Пастер сделал открытие, которое спасло жизни миллионам и миллионам. Многие из нас потому сегодня живут на земле, что открытый им метод прививок дал людям возможность победить чуму, оспу. Ведь эти болезни уносили жизней больше, чем войны.

Только ли великий талант дает возможность совершать великие открытия? Для великих открытий необходимо еще и великое чувство ответственности. За людей? Да. Но и за себя самого. Великий ученый, великий писатель - это всегда великий труженик. Он наделен огромным чувством ответственности за то, что дано ему от природы. Он не разбазаривает свои способности, а приумножает их трудом. Известно, что способности, как мускулы, растут при тренировке.

Открытие Пастера было по времени отдалено от его практического применения. Но есть открытия, которые с самого начала ставят перед ученым вопрос: что ты несешь людям - благо или уничтожение? Физики, работавшие над расщеплением атома, над созданием уранового котла, понимали, что одним из первых результатов их работы будет атомная бомба. А что означала бы атомная бомба в руках Гитлера? Она означала бы гибель человечества, превращение людей в уродов, в рабов. Сознавая свою ответственность, далеко не все немецкие физики согласны были дать атомную бомбу в руки Гитлера. И хотя эта причина была не главной, совсем не главной, это все же была одна из причин, почему в фашистской Германии так и не успели создать атомную бомбу.

Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле. Тысячи лет он боролся с природой как с врагом. Теперь он отвечает за нее как старший. Он отвечает за воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за все, что живет в них. Эту свою ответственность человек не может передать никому, потому что только он один наделен высшей силой - силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

Все будущие государственные деятели, которым суждено взять на себя ответственность за судьбы народов, все великие ученые, писатели, философы, имена которых никому еще не известны, - все они сегодня сидят за школьными партами. Не надо думать, что ответственность придет к ним в дальнейшем вместе с порученным делом. Кто не воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому и в зрелые годы.