Случайна ли смерть господина из сан франциско. «Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско. Жизнь и смерть

В творчестве И. А. Бунина жизнь раскрывается во всем ее многообразии, в сплетении темных и светлых сторон. Два начала борются в его произведениях: мрак и свет, жизнь и смерть. Предчувствием гибели и потрясений, ощущением трагедий и катастроф в жизни общества и в жизни каждого человека веет от бунинских рассказов.

«Легкое дыхание». Что означают эти слова, вынесенные в заглавие рассказа? Что это? Манера поведения, черта характера, ощущение жизни? Или еще что-то?

Уже с первых строк повествования возникает двойственное ощущение: «грустное пустынное кладбище», «серый апрельский день», «холодный ветер» — и «на кресте... фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь. Они и были символом судьбы Оли Мещерской.

Странная композиция — от факта смерти к детству и отрочеству героини, к ее недавнему прошлому, к ее истокам.

Ольга была юной, наивной, очаровательной, легкой. Она кружила по жизни: на балах, на катке, в гимназии. Она совершала неожиданные поступки: полудетское поведение гимназистки и признание в том, что она женщина; веселая беседа в строгом кабинете классной дамы и запись в дневнике после связи с 56-летним другом отца Милютиным: «Я не понимаю, как это могло случиться. Я сошла с ума...». Еще сегодня Оля вдохновенно беседовала с подругами об очаровании женщины, а уже «через месяц казачий офицер, некрасивый и плебейского вида... застрелил ее на платформе». Смерть Оли была так же неожиданна, легка, как и ее жизнь.

Почему? Почему это произошло? Автор не говорит о причинах, он направляет нас к тайным пружинам Олиной жизни. Да, она обладала тем легким и естественным дыханием, которого не хватало ни подругам-гимназисткам, ни Милютину, ни классной даме. Но чистые и легкие порывы в мире реальном, как ни печально, обречены.

В другом рассказе — «Господин из Сан-Франциско» — уже в эпиграфе отражена трагедия не одного человека, а современного мира: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Бунин размышляет о жизни и смерти, о смысле жизни, об истинных ценностях жизни, о ее мгновенности и неизбежности смерти. «Жизнь — это дорога к смерти», — писал И. А. Бунин. Материал с сайта

Всю жизнь, пятьдесят восемь лет, господин из Сан-Франциско посвятил личному обогащению и накоплению капитала, и «не жил вовсе, а существовал». И однажды, решив, что заслужил право на отдых и удовольствия, отправился с женой и дочерью в путешествие. Богатый американец мог позволить себе все: и роскошные каюты и комнаты гостиниц, и изысканные блюда, и первоклассное обслуживание. Он чувствовал себя одним из тех «хозяев жизни», от которых зависят «и фасон смокингов, и объявление войн, и благосостояние отелей». Хотя «имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил...» Господина из Сан-Франциско мало интересовала история и культура тех стран, куда он прибывал. Важно было показать себя: «И как по сцене пошел среди них Господин из Сан-Франциско к какой-то средневековой арке». Относясь ко всему надменно, он чувствовал свое превосходство в этом роскошном мире. И мир воздавал ему по деньгам его. Но никогда господин из Сан-Франциско не думал о другом мире — о духовном. Никогда не думал об истинных ценностях жизни. А когда умер, неожиданно, внезапно, стал для всех обузой. И отправили его в обратный путь в ящике из-под содовой, в трюме «Атлантиды», спрятав от того общества, в котором недавно он блистал.

Что же ждет «Атлантиду» в пути, в трюме которой притаилась смерть?

Что же ждет этот мир?

Судьба его трагична, как и судьба парохода, «тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу...», — к такому выводу подводит читателя Бунин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Сочинение

Ивана Алексеевича Бунина называют «последним классиком». В своих произведениях он показывает нам весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Творчество этого великого писателя всегда вызывало и вызывает отклик в человеческой душе. Действительно, темы его произведений актуальны и в наше время: размышления над жизнью и над ее глубинными процессами. Произведения писателя получили свое признание не только в России. После присуждения в 1933 году Нобелевской премии Бунин во всем мире стал символом русской литературы.

Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти.

Одной из наиболее интересных тем произведений И. А. Бунина была тема постепенной и неминуемой гибели буржуазного мира. Ярким примером является рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Уже с эпиграфа, взятого из Апокалипсиса, начинается сквозной мотив рассказа — мотив гибели, смерти. Он возникает потом и в названии гигантского корабля — «Атлантида».

Основное событие рассказа — смерть господина из Сан-Франциско, быстрая и внезапная, в один час. С самого начала путешествия его окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти. Сначала он собирается ехать в Рим, чтобы слушать там католическую молитву покаяния (которая читается перед смертью), затем пароход «Атлантида», который символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, поэтому в конце концов корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. Весьма любопытным героем рассказа является «наследный принц,…путешествующий инкогнито». Описывая его, Бунин постоянно подчеркивает его странную, как бы мертвую, внешность: «…Весь деревянный, широколицый, узкоглазый… слегка неприятный — тем, что крупные усы у него сквозили как у мертвого… Смуглая тонкая кожа на плоском лице точно натянута и как будто слегка лакирована… У него были сухие руки… чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь».

С мельчайшими подробностями описывает Бунин роскошь господ нового времени. Их алчность, жажду наживы и полную бездуховность. В центре произведения — американский миллионер, у которого даже нет собственного имени. Вернее, оно есть, но «его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил». Это собирательный образ капиталиста того времени. До 58 лет жизнь его была подчинена накопительству, добыванию материальных ценностей. Он работает, не покладая рук: «он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но, все же возлагая все надежды на будущее». Став миллионером, господин из Сан-Франциско хочет получить все то, чего был лишен долгие годы. Он жаждет удовольствий, которые можно купить за деньги: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни предаются автомобильным и парусным гонкам, другие — рулетке, третьи — тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…». Автор правдиво показывает жизнь обывателей, потерявших всякое духовное начало и внутреннее содержание. Даже трагедия не способна разбудить в них человеческие чувства. Так, смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо испорчен». Однако скоро все забывают про «мертвого старика», восприняв эту ситуацию как небольшой неприятный момент. В этом мире деньги решают все. Так, гости отеля за свою плату хотят получать исключительно удовольствия, а хозяин заинтересован в прибыли. После смерти главного героя отношение к его семье резко меняется. Теперь на них смотрят свысока, и они не получают даже простого человеческого внимания.

Критикуя буржуазную действительность, Бунин показывает нам нравственное падение общества. В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль «Атлантида» выступает как символ цивилизации, обреченный на гибель, а господин из Сан-Франциско — символ буржуазного благополучия общества. Люди, которые красиво одеваются, развлекаются, играют в свой игры и совершенно не думают об окружающем мире. Вокруг корабля — море, они его не боятся, потому что доверяют капитану и команде. Вокруг их общества — другой мир, бушующий, но никого не касающийся. Люди, подобные главному герою, находятся, словно в футляре, закрытом навсегда для других.

Символичен в произведении и образ огромного, как утес, дьявола, который является своего рода предупреждением человечеству. Вообще в рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля, словно преисподняя, в которой оказался господин из Сан-Франциско, продав свою душу за земные удовольствия. Неслучайно, что он попал на тот же корабль, где на верхних палубах люди продолжают веселиться, ничего не ведая и ничего не боясь.

Бунин показал нам ничтожность даже могущественного человека перед смертью. Здесь деньги не решают ничего, вечный закон жизни и смерти движется в своем направлении. Любой человек равен перед ним и бессилен. Очевидно, что смысл жизни заключается не в накоплении разных богатств, а в чем-то другом. В чем-то более душевном и человечном. Так, чтобы после себя ты мог оставить людям какую-то память, впечатления, сожаления. «Мертвый старик» не вызвал у окружающих никаких эмоций, лишь напугал их «напоминанием о смерти». Общество потребителей обокрало самих себя. Их ждет такой же итог, как господина из Сан-Франциско. И это не вызывает сочувствия.

Другие сочинения по этому произведению

"Господин из Сан-Франциско" (раздумье об общем пороке вещей) «Вечное» и «вещное» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Анализ рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Анализ эпизода из рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Вечное и «вещное» в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар») Жизнь естественная и жизнь искусственная в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско (по рассказу И. А. Бунина) Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Идея смысла жизни в произведении И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века. - И.А.Бунин. «Господин из Сан-Фран-циско».) Истинные и мнимые ценности в произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско» Каковы нравственные уроки рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Мой любимый рассказ И.А. Бунина Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Предметная детализация и символика в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско" Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" Роль звуковой организации в композиционном строении рассказа. Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско») Символичность в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франнциско» Смысл названия и проблематика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Состоятельна ли человеческая претензия на господство? Социально-философские обобщения в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И. А. Бунина Тема обречённости буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Философское и социальное в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть в рассказе А. И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Философские проблемы в творчестве И. А. Бунина (по рассказу «Господин из Сан-Франциско») Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Сочинение по рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско» Судьба господина из Сан-Франциско Символы в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина. Тема обреченности буржуазного мира. По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» История создания и анализ рассказа "Господин из Сан-Франциско" Анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Идейно-художественное своеобразие рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Символическая картина человеческой жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Вечное и "вещное" в изображении И. Бунина Тема обреченности буржуазного мира в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Идея смысла жизни в произведении И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" Тема исчезновения и смерти в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Первый вариант) Тема смысла жизни (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Деньги правят миром Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жанровое своеобразие рассказа "Господин из Сан-Франциско"

Цели урока:

  • формирование гуманистического мировоззрения;
  • воспитание любви и уважения к творчеству И.А. Бунина;
  • развитие читательской культуры и понимания авторской позиции по вопросу о жизненных целях;
  • овладение умениями чтения и анализа художественного текста

Планируемые результаты:

предметные:

  • понимать роль творческого наследия Бунина в духовной жизни России;
  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
  • уметь определять тему, проблему, идею рассказа;
  • давать характеристику персонажам произведения.

метапредметные:

познавательные:

  • уметь ставить познавательную задачу;
  • предлагать тезисы
  • находить необходимые аргументы;
  • делать необходимые выводы и обобщения

регулятивные:

  • уметь ставить цели и определять последовательность задач для их достижения;
  • выполнять необходимые учебные действия для решения задач урока

коммуникативные

  • организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  • отстаивать свою позицию и учитывать позицию собеседника

Личностные:

  • формирование высокой нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Слово учителя: Как чуткий художник, Бунин ощущал приближение великих катастроф. Рассказ “ Господин из Сан-Франциско” был написан в 1915 году. События русской революции 1905 года и начавшаяся Первая мировая война представлялись писателю концом света, гибелью цивилизации, поэтому он стал задумываться над вопросом: что же ожидает человечество в страшном, деспотичном, порочном мире? На одной чаше весов жизнь - на другой смерть. Что же перевесит? Не случайно в качестве эпиграфа Бунин взял фразу из Апокалипсиса: “Горе тебе, Вавилон, город крепкий!” Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Эти слова предрекали печальную участь всему греховному миру, который бездумно, легкомысленно мчится навстречу своей неминуемой гибели.

Учитель: Почему Бунин назвал корабль “Атлантида”?

Ученик: Как и затонувший мифический континент, Атлантида, гигантский корабль с одноименным названием, на котором путешествуют персонажи рассказа, вот-вот исчезнет в страшной океанской буре. “Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая ее... а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги за ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальном зале все сияло и изливало свет, тепло и радость...”.

Учитель: Так на страницах рассказа появляется тема страшной беды, трагедии, смерти. Это предчувствие возникает у постороннего наблюдателя, читателя, но не у праздных обитателей парохода, которые привыкли наслаждаться беззаботной жизнью, кружась в вихре танца. У персонажей даже нет имен! Почему?

Ученик: Все пассажиры одинаковые. Они не яркие личности, способные привлечь чье- либо внимание, а денежные пустышки, которые едут в Европу с шиком проводить время. Эти люди веселятся, танцуют, курят, пьют, красиво одеваются, но их жизнь скучна и неинтересна, каждый день похож на предыдущий. Их мир искусственен, но он им нравится, они с удовольствием живут в нем.

Ученик: Пассажиры “Атлантиды” утром “пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам... а в одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый...”. Ни одного намека на духовность, на искренность чувств, на высоту стремлений.

Учитель: Для чего описывается нанятая пара влюбленных, “за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья... только один командир знал, что эта пара нанята играть в любовь...”.

Ученик: Чтобы показать, что даже это великое и святое чувство здесь ненастоящее! Бесцельное, “растительное” существование!

Учитель: Жизни, судьбы, интересы этих людей настолько похожи, что нет необходимости уделять внимание каждому.Кажется, что писатель наугад выбрал одного персонажа из этой серой массы и на его примере показал, насколько хрупка и непрочна та ниточка, которая связывает человека с жизнью. Кто же это главный персонаж рассказа - безымянный господин из Сан-Франциско? Как автор относится к этому персонажу?

Ученик: Уже с первых страниц автор не скрывает своего презрительного отношения к герою, потратившему всю жизнь на создание материального благополучия и только в 58 лет решившему жить по- настоящему: “Он был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное... во- первых, он был богат, а во-вторых, только что приступил к жизни”. В последних словах звучит явная писательская ирония.

Учитель: Не поздно ли приступать к жизни в столь почтенном возрасте? Может это уже не начало ее, а конец? Вся она была потрачена на накопление миллионов, которые даже не обеспечили герою достойный уход из жизни. Когда он умирает от удушья в гостинице на Капри, как меняется отношение окружающих к умершему и его жене?

Ученик: На глазах становятся равнодушно-черствыми хозяин отеля и коридорный Луиджи, ведь эта семья не будет больше тратить свои деньги в отеле, а покинет остров. На просьбу жены перенести мужа в номер, хозяин отказывается, цинично заявив, что выгоды в этом для него нет. Поэтому господин умирает на “дешевой железной кровати”, а не в дорогих апартаментах. На всем острове, ни за какие деньги для умершего господина не нашлось настоящего гроба.

Учитель: Его “засовывают” в ящик из-под содовой, непочтительно переправляют с места на место, пока не доставляют обратно на “Атлантиду”. Этот эпизод показывает всю тщетность и бессмысленность накоплений, вожделений, самообольщений, которыми существовал до этого момента главный герой. Жизнь его оказалась пустой и бесцельной. И вот для него все изменилось. Он поменял комфорт верхних палуб на холодный и мрачный трюм, напоминающий преисподнюю. А что поменялось на пароходе?

Ученик: На самом пароходе ничего не поменялось. Так же продолжают праздновать господа и работать слуги. Никто не замечает отсутствие американца. “И опять, опять пошел корабль в свой далекий морской путь... Но там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал в ту ночь”. Эти люди даже не подозревают, что возможно скоро наступит их неизбежный черед проститься с этой бездуховной, порочной жизнью.

Учитель: Что противопоставляется бесцельному механическому существованию?

Ученик: Противопоставляется подлинная, естественная жизнь. В рассказе встречаются эпизоды, посвященные простым рыбакам острова Капри. Вот кто живет настоящей жизнью!

Учитель: Найдите эпизоды о жителях острова. Как и чем они живут?

Ученик: Рыбак Лоренцо - “высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии... он принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров”. Он рад своей маленькой удаче, свободен, весел и счастлив. А тем временем по прекрасному солнечному острову, по обрывам Монте-Соляре шли два горца. В гроте скалистой стены, вся в тепле и блеске стояла матерь божия. “Они обнажили головы - и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире...” Они ни о чем не просили, а просто молились и радовались жизни.

Учитель: Авторский идеал воплощен в образах простых рыбаков и горцев, в красоте окружающей природы, он отражен в Мадонне, украсившей грот, в самой солнечной, сказочно-прекрасной Италии, отторгнувшей от себя господина из Сан-Франциско. На каком приёме построен рассказ?

Ученик: Произведение построено на приеме антитезы.

Ученик: Бунин показывает, что для смерти не важны имущественные и сословные грани, разделяющие людей. Все на этой земле равны. Симпатии писателя на стороне простых людей, которые живут в согласии с миром природы и со своей верой в Бога.

Учитель: Да, надо уметь радоваться каждому дню, дарованному судьбой, солнечному лучу, окружающей природе и Божьей милости. Нужно прожить так, чтобы после смерти о тебе осталась долгая и светлая память.

Подведение итогов, выставление оценок.

Ивана Алексеевича Бунина называют «последним классиком». В своих произведениях он показывает нам весь спектр проблем конца XIX - начала XX века. Творчество этого великого писателя всегда вызывало и вызывает отклик в человеческой душе. Действительно, темы его произведений актуальны и в наше время: размышления над жизнью и над ее глубинными процессами. Произведения писателя получили свое признание не только в России. После присуждения в 1933 году Нобелевской премии Бунин во всем мире стал символом русской литературы.

Во многих своих произведениях И.А.Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти.

Одной из наиболее интересных тем произведений И.А.Бунина была тема постепенной и неминуемой гибели буржуазного мира. Ярким примером является рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Уже с эпиграфа, взятого из Апокалипсиса, начинается сквозной мотив рассказа - мотив гибели, смерти. Он возникает потом и в названии гигантского корабля - "Атлантида".

Основное событие рассказа - смерть господина из Сан-Франциско, быстрая и внезапная, в один час. С самого начала путешествия его окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти. Сначала он собирается ехать в Рим, чтобы слушать там католическую молитву покаяния (которая читается перед смертью), затем пароход «Атлантида», который символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, поэтому в конце концов корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. Весьма любопытным героем рассказа является «наследный принц,...путешествующий инкогнито». Описывая его, Бунин постоянно подчеркивает его странную, как бы мертвую, внешность: «...Весь деревянный, широколицый, узкоглазый...слегка неприятный - тем, что крупные усы у него сквозили как у мертвого...Смуглая тонкая кожа на плоском лице точно натянута и как будто слегка лакирована...У него были сухие руки...чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь».

С мельчайшими подробностями описывает Бунин роскошь господ нового времени. Их алчность, жажду наживы и полную бездуховность. В центре произведения - американский миллионер, у которого даже нет собственного имени. Вернее, оно есть, но «его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил». Это собирательный образ капиталиста того времени. До 58 лет жизнь его была подчинена накопительству, добыванию материальных ценностей. Он работает, не покладая рук: «он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но, все же возлагая все надежды на будущее». Став миллионером, господин из Сан-Франциско хочет получить все то, чего был лишен долгие годы. Он жаждет удовольствий, которые можно купить за деньги: «...карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни предаются автомобильным и парусным гонкам, другие - рулетке, третьи - тому, что принято называть флиртом, а четвертые - стрельбе голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю...». Автор правдиво показывает жизнь обывателей, потерявших всякое духовное начало и внутреннее содержание. Даже трагедия не способна разбудить в них человеческие чувства. Так, смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо испорчен». Однако скоро все забывают про «мертвого старика», восприняв эту ситуацию как небольшой неприятный момент. В этом мире деньги решают все. Так, гости отеля за свою плату хотят получать исключительно удовольствия, а хозяин заинтересован в прибыли. После смерти главного героя отношение к его семье резко меняется. Теперь на них смотрят свысока, и они не получают даже простого человеческого внимания.

Критикуя буржуазную действительность, Бунин показывает нам нравственное падение общества. В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль «Атлантида» выступает как символ цивилизации, обреченный на гибель, а господин из Сан-Франциско - символ буржуазного благополучия общества. Люди, которые красиво одеваются, развлекаются, играют в свой игры и совершенно не думают об окружающем мире. Вокруг корабля - море, они его не боятся, потому что доверяют капитану и команде. Вокруг их общества - другой мир, бушующий, но никого не касающийся. Люди, подобные главному герою, находятся, словно в футляре, закрытом навсегда для других.

Символичен в произведении и образ огромного, как утес, дьявола, который является своего рода предупреждением человечеству. Вообще в рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля, словно преисподняя, в которой оказался господин из Сан-Франциско, продав свою душу за земные удовольствия. Неслучайно, что он попал на тот же корабль, где на верхних палубах люди продолжают веселиться, ничего не ведая и ничего не боясь.

Бунин показал нам ничтожность даже могущественного человека перед смертью. Здесь деньги не решают ничего, вечный закон жизни и смерти движется в своем направлении. Любой человек равен перед ним и бессилен. Очевидно, что смысл жизни заключается не в накоплении разных богатств, а в чем-то другом. В чем-то более душевном и человечном. Так, чтобы после себя ты мог оставить людям какую-то память, впечатления, сожаления. «Мертвый старик» не вызвал у окружающих никаких эмоций, лишь напугал их «напоминанием о смерти». Общество потребителей обокрало самих себя. Их ждет такой же итог, как господина из Сан-Франциско. И это не вызывает сочувствия.

…….И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу……
После долгой борьбы с наглой смертью, которая пришла так неожиданно, и подавила своей мощью, казалось такую значимую и прекрасную жизнь, господин из Сан-Франциско, верней душа господина из Сан-Франциско еще долго бунтовала из-за такой несправедливости, и из-за того, что будучи человеком, он столько сделал для того что бы быть значимым и уважаемым человеком, обрести богатство и отправиться в круиз всей семьей. Ему казалось, что если есть деньги, а они у него были, так как он всегда к ним стремился, то и смерть подвластна им. Но это было все не так. Потихоньку господин из Сан-Франциско начал осознавать истины, о которых забыл в погоне за лживым благополучием.
Когда его тело помещали в трюм, господин из Сан-Франциско был уже готов к этому и смирно сопровождал его как последнюю мирскую ценность, но что-то задержало его на палубе, и он в своих раздумьях остановился, несмотря на то, что тело его продолжали нести. К этому моменту он буквально прозрел: он уже понимал, что дорогими нарядами нельзя заместить тягу к прекрасному, что общество богатых людей очень редко бывает искренним и теплым, что живя той жизнью, которой он жил, нельзя добиться уважение, что все в его жизни было наигранно и куплено. Господину из Сан-Франциско было обидно и горько, что в мире где он жил, была ложь, и что даже та прекрасная, казалось бы, идеальная пара влюбленных, была ничем иным, как парой актеров. Теперь, после смерти, он видел больше, чем мог видеть при жизни, в том числе и души людей: во всем экипаже «Атлантиды» он видел только маски, за которыми или омертвление души, или съедающая грусть и печаль. Все они были похожи, все эти люди сделали ставку на материальное богатство. А зачем? А потому что никто из них не знал того, что узнал умерший господин из Сан-Франциско, никто не знал, что то к чему они стремятся, это мираж счастья, теплого и манящего, которым все хотят овладеть. Господин из Сан-Франциско потеряв материальную часть своей жизни, то есть тело и деньги, чувствовал ту часть жизни, про которую обычно говорят духовная. Он чувствовал, что не все жены банкиров счастливы, и что за милой и жизнерадостной улыбкой большинства дам местами были страшные вещи: депрессивные и мрачные мысли, а порой и даже рассуждения о самоубийстве. Душа его, побродив по палубам сквозь пассажиров корабля, еще больше разочаровавшись в той жизни, которой она жила, отправилось вниз, в недра корабля, туда, где покоилось её тело.
В трюме душа господина из Сан-Франциско чувствовала себя более уютно, так как там, наверху, все было как прежде, только сам господин из Сан-Франциско стал другим. Считается, что после смерти, человек перестает существовать, но это не так, после смерти, некоторые люди только начинают жить, так как их земная жизнь не оставила ничего после себя. Что мог вспомнить господин из Сан-Франциско? Может быть свадьбу? Рождение дочери? Но нет, в это время мысли его были совсем о другом….Только сейчас, он полностью понимал, что те цели, которые ставишь перед собой, не всегда правильные и не всегда приводят к хорошему результату, и то что нужно держать всегда свою жизнь под контролем и хотя бы иногда задумываться о том, что будет через год, два. Душа сидела рядом с телом и понимала, что уже поздно что-то изменить, а люди сверху и не знали о том, какие мудрые суждения находились почти на самом дне корабля….