Шрифт брайля представляет собой систему. Тайный код Барбье и его вклад в идею Брайля. Как печатают шрифтом Брайля

Азбука Брайля - так называется алфавит, который используют для чтения незрячих или слабовидящих людей. Ее также называют шрифт для слепых. Эта азбука выглядит как выпуклые точки на поверхности листа. Прикасаясь к обозначениям, можно «считывать» буквы. Этот способ прочтения дает возможность людям со слабым зрением получить образование, усваивать новую информацию и общаться с другими людьми в письменной форме. Эта система применима не только для книг, но и для цифровых приборов.

Что собой представляет азбука Брайля?

Название азбуки пошло от имени его создателя - Луи Брайля.

Это рельефная письменность, необходимая для незрячих людей. В знаках, которые используются в шрифте по Брайлю, закодированы символы алфавита. Для каждого знака существует определенная позиция выпуклостей на листе. Их размещают в 2-х колонках в 3-х различных позициях. Определенная комбинация точек обозначает один из знаков. Таким образом слова можно «прочитать». Этот способ считывания развивает чувство грамотности и пунктуальности у людей, которые потеряли зрение.

Особенности шрифта


Шеститочечный шрифт позволяет записать 64 различных символа.

Доты нумерованы, идущую сверху вниз: справа сверху дот 1, внизу расположены номера 2 и 3, сверху слева номер 4, а под ним 5 и 6. Изначально выпуклых точек было всего 6, но позже были добавлены 7 и 8 номера. На одном листе (размер страницы составляет 23 на 31 сантиметр) располагаются 25 строчек. В каждой из них находится от 22 до 25 знаков.

Чтобы быстрее освоить язык для слепых, доты расставлены на таком расстоянии друг от друга:

  • по вертикали - 3,75 мм;
  • по горизонтали 5 миллиметров.

Для механического набора применяется специальная печатная машина. Символы наносятся на бумагу с помощью пластины, на которой изображены символы. Различают 6 клавиш, необходимых для набора. Отдельно вынесены клавиши для пробелов, точек и возврата назад. Если буква образуется с помощью двух знаков, то клавиши с изображением нажимают одновременно.

Недостатки и преимущества

Азбука для слепых сложна в изучении, так как неверно поставленное обозначение меняет смысл написанного. Но знание азбуки Брайля дает возможность максимальной адаптации в обществе для незрячих. Отличительная черта азбуки для слепых людей в том, что на первой странице текст читается справа налево, а на второй - в обратном порядке. Это усложняет чтение.


Производство рельефных книг – трудоемкий и длинный процесс.

В текстах обычно не используются прописные буквы, пробелы после запятых и тире. Потому для правильного набора текста на компьютере проходят предварительную подготовку. Это вызывает дополнительные сложности при общении онлайн. Кроме этого, тексты, написанные с помощью шрифта Брайля, имеют большой объем, а скорость восприятия текста при этом низкая.

Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, диаметром 1,4 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брайлевские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.

Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля.

Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере.

Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

Цель, с которой мы предлагаем вам данное пособие для изучения системы Брайля в домашних условиях, - научить вас общаться с вашими незрячими друзьями и незрячими членами вашей семьи. Вы сможете написать письмо, оставить записку или номер телефона. И что тоже очень важно - вы сможете прочитать письмо, записку или оставленный вам номер телефона, сможете свободно общаться с друзьями и родственниками без посредников.

Данное пособие с успехом может быть использовано учителями школы и реабилитологами.

Чтобы выучить систему Брайля и писать точно и аккуратно, потребуется приложить некоторые усилия. Например, неправильно поставленная точка может изменить номер телефона. Но знание системы Брайля стоит затраченных сил. Поставьте себе целью достичь как можно более высоких результатов - и постарайтесь добиться успехов.

Мы надеемся, что новые знания принесут вам пользу.

СИСТЕМА БРАЙЛЯ

Определение системы Брайля

Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.

Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки.

Для удобства точки описываются при чтении следующим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз:

Принадлежности для письма по Брайлю

Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки.

Шрифт Брайля




Использование брайлевского прибора и грифеля

Бумага вставляется между двумя пластинами брайлевского прибора. Каждая ячейка пластины соответствует брайлевской ячейке. Грифель надавливает на бумагу по углублениям в нижней пластине, чтобы получить брайлевский знак. Так как для прочтения написанного бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а точки 4, 5 и 6 - слева.

Использование брайлевской печатной машинки

Брайлевская печатная машинка имеет 6 клавиш, клавишу «Пробел», клавишу перемещения назад, ручку вала перевода строки. Шесть клавиш соответствуют шести точкам брайлевской ячейки. Клавиши, формирующие знак, нажимаются одновременно, так что каждое нажатие соответствует букве. Справа и слева от клавиши пробела находятся по три клавиши. Указательный палец левой руки нажимает на клавишу слева от клавиши пробела, представляющую собой точку 1. Средний палец нажимает на среднюю клавишу, представляющую собой точку 2. Безымянный палец нажимает на последнюю клавишу (точка 3). Указательный палец правой руки нажимает на клавишу справа от клавиши пробела, средний палец - на среднюю клавишу, безымянный палец - на последнюю клавишу. Эти клавиши представляют собой точки 4, 5 и 6 соответственно. Большой палец нажимает на клавишу пробела.

Важно отметить, что при письме на машинке, текст можно прочитать не переворачивая бумагу.

Необходимые средства обучения

1. Брайлевские прибор, грифель или печатная машинка.

2. Брайлевская бумага, формат 25см х 38 см.

3. Пособие для обучения системе Брайля.

Инструкция

Француз Луи Брайль в 1824 году в возрасте 16 лет создал точечно- шрифт, сам будучи слепым уже с трех лет. На тот момент уже существовал рельефно-линейный шрифт Валентина Гаюи, который за основу своего письма взял шрифт, применявшийся военными для чтения в полевых (ночных) условиях. Недостатком военного шрифта была его громоздкость, ведь на странице помещалось мало слов.

Брайль хоть и не был первооткрывателем алфавита для незрячих, но он разработал новую систему нанесения букв, которая была основана на матрице с шестью точечными нанесениями - буквами. Для письма было взято нанесение точечных уколов на бумагу. Впрочем, и эта система имела ряд недостатков, к примеру, невозможность обозначения заглавных букв, пробелов после запятой и перед тире. Чтобы оправдать довольно безграмотный стиль письма, были приняты некоторые изменения в грамматике при использовании знаков азбуки Брайля.

Особенностью письма по системе Брайля является то, что текст с права налево, затем лист переворачивается и по выпуклостям наколотых точек читается текст.

При обучении чтению по азбуке Брайля следует учитывать, что буквы распознаются по тисненым выпуклостям. Самая большая трудность – у большинства обучаемых весьма слабо развито чувство осязания на кончиках пальцев. Считать, что у слепых людей сверхчувствительные пальцы, в корне неверно.

Для развития осязания рекомендуется заниматься перебором мелких предметов, таких как крупа, горох, бусины. Очень важно ориентировать обучаемого человека на работу двумя одновременно. Причем, перебирая гречку и рис, необходимо заострять внимание на их форме, запоминать ощущения.

Дополнительными методическими пособиями для обучения азбуке Брайля служат: набор букв, например, русского алфавита, изготовленных из пластика и с нанесенной перфорацией, соответствующей буквам алфавита Брайля.

Существует даже кубик Рубика для незрячих людей. Вместо цвета на сегменты кубика наносится рельефная поверхность. В помощь обучающимся выпускается и специальная , позволяющая незрячему человеку заучить шрифты Брайля. На таблице расположен русский алфавит и на каждую букву нанесены рельефные выпуклости шрифтом Брайля, соответствующие русской букве.

Каждую букву заучивают в отдельности. Так, литере «А» соответствует расположение одной точки в левом верхнем углу, литере «Б» - там же, но уже двух точек. Обычно на освоение алфавита уходит до полутора месяцев, после его учащемуся предлагают простое чтение, не имеющее знаков препинания.

Обычно в России для работы со «слепыми» шрифтами используют плотные листы формата А4, международно принятое расстояние между точками – 2,5 мм. Более 25 строк на лист не размещают.

Обратите внимание

В России впервые вариант алфавита Брайля был создан в 1861 году князем Д.М.Оболенским.

Полезный совет

Специалист, который обучает «слепому» чтению и письму называется тифлопедагогом.

Ранее развитие пугает многих современных родителей. Считая, что занятия с малышом практически «воруют» у того детство, мамы и папы пускают формирование его личности на самотек. Действительно, все полезные навыки ребенок сможет приобрести и в школе. Но специалисты уверяют, что нет ничего плохого в том, чтобы выучить алфавит года в три. Занятия стимулируют мозговую деятельность, развивают мышление и творческие способности.

Вам понадобится

  • - книга-азбука с картинками
  • - "говорящая азбука" или доска и буквы-магниты

Инструкция

Если вы всерьез решили изучить с крохой буквы, но не знаете, как выучить русский алфавит , то не стоит отчаиваться. Ведь методики, позволяющие сделать это, доступны даже , не имеющему педагогического образования. Приобретите обычную книжку с буквами и картинками. Такой литературы в книжных магазинах предостаточно. Рассматривайте с малышом , комментируйте их. Главное на этом этапе – вызвать у интерес к этой конкретной книге.

Затем изучите уже и сами буковки. Выучить алфавит помогут ассоциации. Каждой из букв можно присвоить «обладателя». К примеру, «м» - мама, «п» - папа. Важным условием является использование лишь доступных вербальных средств. Другими словами – нет смысла «э» экскаватором, если кроха не знает этого слова и не его произносить. Постепенно ьпо мере расширения лексического запаса , будет увеличиваться и число известных ему букв.

Когда знания закрепятся и ваш будет уверенно «мама», «папа», «киса» и т.д., только лишь увидев соответствующую букву, слова необходимо постепенно заменять звуковым эквивалентом. Причем – именно звуковым. Пусть «б» будет «б», а не «бэ». При таком подходе будет гораздо проще в дальнейшем обучить ребенка чтению.

Когда ребенок немного подрастет, года в 3-4, можно приобрести ему специальную «говорящую азбуку» или доску с магнитами-буквами. Эти изделия достаточно эффективны, позволяют выучить алфавит быстро. При этом они неизменно вызывают у любопытство. Отправляясь за покупкой, возьмите ребенка с собой. Пусть он сам выберет учебный тренажер, ориентируясь на свои личностные предпочтения. В таком случае результат не заставит себя ждать.

Видео по теме

Обратите внимание

Имея непреодолимое желание выучить алфавит с ребенком, помните, что процесс изучения букв должен доставлять малышу радость. Не стоит злиться, если тот не хочет рассматривать картинки всякий раз, когда вы предлагаете. Если ребенок потерял интерес к книге, отложите занятия на другой раз.

Раннее развитие должно проявляться в разумных пределах. Не стоит перегружать малыша перманентными занятиями. Дайте ему подурачиться, побегать и отвлечься. Ведь двигательная активность не менее важна, чем умственное развитие.

Полезный совет

Обучение должно проходить в форме игры. Например, любимая мягкая игрушка (кошечка или собачка) могут прийти к малышу в гости, чтобы почитать книгу-азбуку, и захотят получить собственную букву.

Поняв, как выучить русский алфавит с ребенком, отправляйтесь в книжный магазин за соответствующей книгой. Обращайте внимание на те издания, в которых буквы прописаны четко, а изображений не слишком много. В противном случае буквы будут теряться на фоне рисунков, и ребенку будет сложно запомнить их внешний облик.

Слабовидящие или полностью слепые люди лишены многих радостей жизни. Каким образом они, к примеру, могли бы воспринимать печатную информацию? Существуют специальные средства, которые помогают читать и даже писать тем, кто потерял зрение. Одно из таких средств – так называемый шрифт Брайля.

Рельефно-точечный шрифт Брайля

Шрифт Брайля – это комбинации из точек, предназначенные для чтения и письма теми, кто лишен возможности воспринимать информацию посредством зрительного анализатора. В основе рельефно-точечного шрифта лежат сочетания нескольких точек, образующих определенный знак.

Текст, выполненный подобным образом, сравнительно легко может быть распознан на ощупь, если, конечно, человек достаточно подготовлен.

Данную систему чтения и письма Луи Брайль, живший в первой половине XIX века. Посредством шрифта Брайля можно воспроизвести не только , но и цифры, нотные знаки, а также любые другие символы, каждому из которых соответствуют различные комбинации выпуклых точек, расположенных в специальных ячейках.

Как был создан шрифт Брайля

История гласит, что сам Брайль в детские годы случайно поранил глаз ножом, после чего ослеп. В десятилетнем возрасте поступил в школу , расположенную в Париже. Там учили читать по книгам так называемой системы Хауи, в которой обучаемый должен был исследовать на ощупь каждую выпуклую букву. Это было нелегким делом, ведь на ощупывание одной уходило несколько секунд. Когда ученик доходил до конца строки, он вполне мог забыть те буквы, что шли в самом начале.

Брайль, который на себе испытал несовершенство существовавшей системы обучения, решил найти другой способ для чтения, который был бы более простым и быстрым.

За основу своего изобретения Брайль взял код, который широко использовали военные для доставки донесений. Чтобы сообщение можно было прочесть в ночное время, когда даже свет спички мог демаскировать позицию, артиллеристы использовали листы картона с пробитыми на них отверстиями. Читать такие надписи было значительно проще, чем те объемные буквы, что содержались в огромных учебниках для .

На основе этого военного способа письма Луи Брайль и рельефно-точечную систему. Она позволяла записывать символы самого разного назначения. С годами Брайль соединил отдельные сочетания точек в ячейки, которые состояли из пары вертикальных рядов – по три символа в каждом из них. Осваивать систему Брайля было очень легко, да и практическое использование давалось слепым сравнительно просто.

Но изобретателя ждало разочарование. Когда он предложил свою систему чтения и письма специалистам одного из институтов, она была категорически отвергнута. Доводом стало то, что данный шрифт не будет удобен для преподавателей. Брайлю пришлось самостоятельно внедрять разработанную им систему. И только когда шрифт завоевал широкую популярность среди слепых и , им всерьез заинтересовались и специалисты.

Азбука Брайля - специальный набор обозначений, который позволяет людям, имеющим плохое зрение, читать различные тексты. При этом использование этого своеобразного алфавита характеризуется рядом особенностей.

Азбука Брайля, которую также называют алфавитом Брайля, - это набор специальных символов, выполненных в виде точек на гладкой поверхности. Такой характер знаков в этой азбуке позволяет людям, которые имеют плохое зрение или полностью слепы, считывать текст с этой поверхности.

История создания

Автор этого алфавита - французский гражданин Луи Брайль, который изобрел его в 1824 году. Он сам был слепым, причем этот недостаток не был присущ ему от рождения: будучи сыном сапожника, в возрасте 3 лет он играл с отцовскими инструментами и случайно поранил глаза, причем настолько сильно, что полностью лишился зрения.

Несмотря на это, юный Луи Брайль к знаниям, и уже подростковом возрасте стал задумываться о том, каким образом он мог бы получать информацию из книг. Тогда ему в голову идея создания специального шрифта для слепых, а за основу он взял «ночной шрифт», который использовался военными для передачи сообщений в темное время суток. Впоследствии он усовершенствовал свою первоначальную разработку и в 1829 году опубликовал небольшую брошюру, в которой описал основные принципы пользования своей азбукой. Однако свой окончательный вид Брайля обрела только к 1937 году.

Азбука Брайля

Азбука Брайля состоит из символических изображений букв обыкновенного алфавита. Поэтому фактически азбука Брайля представляет собой своего рода перевод национального алфавита на язык людей со сниженным уровнем зрения и различается для разных языков.

Тем не менее, у всех азбук в различных языках имеются общие черты. Так, для обозначения букв применяются шесть точек, расположенных в два столбца по три точки. При этом отсутствие или наличие точки на положенном месте служит своего рода кодом, позволяющим идентифицировать ту или иную букву.

Однако азбука Брайля применяется не только для обозначения букв алфавита, но и для постановки других знаков, например, знаков препинания, ударений и прочих. К счастью, максимальное допустимое количество комбинаций в алфавите Брайля составляет 64 единицы: таким образом, в большинстве языков это количество является избыточным в сравнении с числом букв в алфавите.

Среди людей, постоянно пользующихся этой системой обозначений, принято выделять три основных уровня сложности применения системы. Так, первый, самый простой уровень, включает в себя буквы и основные знаки препинания: он применяется преимущественно начинающими пользователями. Второй уровень азбуки Брайля - наиболее распространенный: от первого уровня от отличается использованием стандартных сокращений, которые позволяют экономить место на письме. Наконец, третий уровень - самый сложный: он характеризуется значительным количеством сокращений, когда вместе целых слов употребляются только одна или несколько букв. Им пользуются в основном люди, имеющие большой опыт применения этого языка.

Источники:

  • Шрифт Брайля

К трем годам ребенок начинает разговаривать предложениями, хорошо понимает речь, активно познает окружающий мир. Память малыша работает в это время очень эффективно, поэтому выучить с ребенком алфавит быстро и весело можно уже в таком юном возрасте.

Обучение знанию букв ребенка в младшем дошкольном возрасте зачастую вызывает у родителей проблемы. Однако природная любознательность и быстрое запоминание малыша позволяют ему выучить алфавит очень просто.

Чтобы не засорять ребенку голову лишней информацией, не следует изучать сами названия букв алфавита, освоение самих звуков позволит малышу научиться читать в дальнейшем гораздо быстрее. То есть, запоминать нужно не букву "И краткая", а звук "Й".

Ранее считалось, что благодаря хорошей работе воображения и зрительной памяти ребенок лучше запомнит буквы, которые будет соотносить с определенной картинкой. Однако это можно считать глубоким заблуждением. Рисунок волка и звук "В" не вызывают у ребенка интуитивных ассоциаций, он еще не умеет выделять из слова первую букву, поэтому при таком освоении алфавита ему понадобится использовать недопустимое в данном случае механическое запоминание. Лучше заменить картинки на:
- междометия;
- звукоподражания;
- ассоциации.
Например, буква "У" похожа на самолетик, который разворачивается в воздухе. Он взлетает и говорит "Уууууу".

Чтобы быстро выучить алфавит с ребенком, нужно дать малышу прочувствовать буквы. Ему необходимо увидеть их собственными глазами, потрогать ручками, послушать, как они звучат. Например, можно вместе с ребенком вырезать букву "Ж" в форме жука, дать возможность ему раскрасить насекомое, нарисовать глазки, крылышки, поползать вместе с жучком, полетать по комнате, пожужжать: "Жжжук жжжжужжжит, как буква "Ж". Если ребенок сделает самостоятельно что-либо, то он запомнит это гораздо быстрее, чем при показе или рассказе родителей.

Можно совершать с буквами неожиданные для малыша действия. Например, на вырезанную из картона букву "C" насыпать песочек, повторяя вместе: "Давай сссссыпать песссочек на букву "С". Если при закреплении изучения звука "С" ребенок не может его вспомнить, то нужно дать подсказку: "Помнишь, мы ссссыпали пессссочек на букву? Какая она была?" Можно также показать ребенку очертания забытого звука пальцами или дать ту самую картонную букву.
Ребенку можно предложить перед зеркалом превратиться в буквы. У него хорошо выйдут "Т", "Г", "Ф" и другие звуки. Процесс обязательно нужно озвучивать.

Игр на закрепление знания букв существует достаточно много. Подбирать их нужно с учетом интересов ребенка. Например, на разноцветных машинках перевозить буквы различных оттенков. Или дать имена, где будет содержать повтояремые звуки, а для наглядности наклеить на них бумажки с выделением нужной буквы.

Для начала дите должно научиться выбирать нужный звук из нескольких предложенных мамой, и только после того, как малыш перестанет ошибаться, можно переходить к непосредственному называнию букв.

При выборе игр следует учитывать, что все звуки должны быть веселые и интересные, тогда выучить с ребенком алфавит получится быстро и легко.

При подготовке к школе родителям приходится активно заниматься с ребенком. Для поступления во многие образовательные учреждения дети уже должны сдавать специальный экзамен. Подразумевается, что к 6-7-летнему возрасту ребенку следует знать такие основные вещи, как цифры и буквы; а порой необходимо даже уметь читать.

Инструкция

Для того чтобы быстро выучить алфавит , необходимо иметь какие-то наглядные пособия и . Будет полезно повесить несколько постеров с изображением азбуки и привлекать внимание ребенка к забавным . Можно нарисовать плакаты с буквами алфавит а самостоятельно на ватмане.

Чтобы быстрее и эффективнее выучить с ребенком азбуку, можно купить или сделать самому карточки с буквами. Как правило, в покупных наборах много разных изображений для одной и той же буквы, и ребенку будет веселее искать среди них изучаемую. Это также внесет разнообразие в уроки.

Быстрее выучить алфавит помогут песенки. Можно придумать свой мотив, «наложив» на него буквы азбуки, или найти в интернете - ввести в любом поисковике «песенки про алфавит ». Распевайте песни с ребенком, имея перед глазами азбуку. В интернете также предлагаются интересные видеоуроки по изучению алфавит а.

Чтобы лучше запоминать буквы, можно делать их самим. Например, смастерить из пластелина, глины, вырезать из цветной бумаги или картона. В магазине легко найти популярную гипсовую массу с буквами и забавными животными. Сначала слепить - потом раскрасить.

Используйте любые наглядные пособия, которые нравятся детям. Хорошо подойдут наклейки и с буквами, аппликации. Можно купить магнитную доску с буквами, кубики. По нескольку раз в день возвращайтесь к повторению алфавит а, снова спойте песенки и, играя, произносите буквы. Очень важно проявить фантазию, потому что однообразные занятия могут очень быстро надоесть ребенку.

Видео по теме

Полезный совет

Многие книжные издательства предлагают специальные пособия, которые помогут правильно составить план уроков для изучения азбуки. Следуя методическим указаниям, можно достичь неплохих результатов в изучении алфавита.

Алфавит является первым шагом и основой изучения любого языка. А в английском языке правильное запоминания алфавита носит прикладной характер: оно помогает лучше почувствовать фонетику и быстрее научиться читать.

Вам понадобится

  • - "говорящая азбука"
  • - таблица с алфавитом
  • - знание транскрипции

Инструкция

Английское произношение довольно сложно, причем из правил чтения имеется огромное количество исключений. Как правило, изучение нового слова всегда сопровождается транскрипцией, поскольку в большинстве случаев вы даже не сможете верно прочитать без нее. Именно в данном случае и подтверждается актуальность знания алфавита, а именно произношения звуков в нем.

Чтобы алфавит, сначала напишите около каждой ее транскрипцию. Кстати, несложные правила транскрибирования также необходимо освоить на этом этапе, иначе вам будет сложно понять произношения слова в словаре. Произносите буквы по отдельности, в разном порядке. Как только вы запомнили произношение каждой буквы, необходимо их по порядку, как они идут в алфавите.

Если выучить предстоит ребенку, на помощь придет электронная говорящая азбука. Ее можно найти в канцелярских и детских магазинах, у производителей многих торговых марок. Данный дидактический материал представляет собой плакат со встроенными датчиками. Ребенок сможет нажимать на каждую букву и слышать ее произношение. После этого азбука сама будет его показать ту или иную букву.

И ребенку, и удобно запомнить известную десятилетиями песенку про алфавит. Они отлично ложится на слух, и, как правило, запоминается на долгие годы. Вот ее текст: "А В С D E F G/ H I J K L M N O P/ Q R S T U V/ W Y and Z, now I know my ABSs, next time won"t you sing with me".

Чтобы хорошо заполнить алфавит почаще тренируйтесь в произношении слов по . В языковом обиходе англоговорящих людей спеллинг (произношение ) используется очень часто. Многие слова сокращаются до общепринятых аббревиатур, которые на слух можно распознать, лишь зная правильное произношение . Например, LA (Лос-Анджелес) или "How r u?" вместо "How are you?" ("Как дела?").

Даже если вы никогда не общаетесь с носителями , вас могут попросить продиктовать по телефону адрес электронной почты. Наверняка вы не раз сталкивались с трудностями в этом элементарном действии, когда люди не могут правильно произнести буквы, из-за чего возникает путаница.

Поэтому старайтесь в качестве самостоятельного упражнения произносить по буквам несколько слов в день, сверяясь затем с официальной транскрипцией.

Видео по теме

Обратите внимание

Помните о разнице произношения звуков в английском и американском варианте языка. Даже буквы в самом алфавите читаются по-разному.

ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования
детей­инвалидов
Справочник для родителей.
Специальные знаки и символы
шрифта Брайля.
Составила:
Учитель ГБОУ РЦДО
Семенова Елена
Александровна

Стерлитамак
2018
Пояснительная записка.
Шрифт Брайля - рельефно­точечный тактильный шрифт,
предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми.
Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в
возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом; из­за
начавшегося воспаления глаза мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи
создал свой рельефно­точечный шрифт как альтернативу рельефно­линейному
шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана
артиллерии Шарля Барбье. В то время «ночной шрифт» использовался
военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте.
Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки
расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку
читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с
обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница
переворачивается, и текст читается слева направо.
Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам
сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по
иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем
левом углу - точка 6.
Нумерация точек при чтении. Нумерация точек при письме.

Помимо общеизвестных символов, обозначающих буквы и знаки в
шрифте Брайля встречается и масса частных знаков, помогающих обозначить ту
или иную орфограмму в русском языке или знаки, символы и буквы в
математике, которые мало известны не посвященному человеку. Давайте
разберем эти символы!
Русский язык.
Грамматические особенности письма на шрифте Брайля.
Из­за особенностей шрифта Брайля в письме на его основе сделаны некоторые
изменения правил набора текста.
Можно выделить следующие отличия брайлевского письма:




отсутствие заглавных букв;
отсутствие знака пробела после запятой;
отсутствие знака пробела перед тире;
отсутствие пробела между знаком номера и числом;
Заглавная буква
Традиционные правила оформления текста требуют, чтобы каждое предложение
начиналось с заглавной буквы, а так же с заглавных букв должны начинаться все
имена собственные, многие аббревиатуры целиком состоят из заглавных букв. В
шрифте Брайля для изображения заглавной русской буквы имеется особый знак,
состоящий из точек под номерами 4, 5, который должен ставиться точно перед
буквой, к которой он относится. Буква, стоящая непосредственно после этого
знака, считается заглавной.
- знак заглавной буквы
- Пушкин

Члены предложения
На уроках русского языка основным заданием служит синтаксический разбор
предложения, заключается в нахождении членов предложения. Для выделения
каждого члена предложения, обычно, используются различные виды
подчеркиваний (подчеркивание одной чертой, двойной, волнистой и т.д.). В
шрифте Брайля невозможно подчеркнуть часть текста. Вместо подчеркиваний
используются особые знаки, которые ставятся в начале и в конце выделяемого
фрагмента.
слово
­ подлежащее (круглые скобки одинарные) ;

­ сказуемое ((круглые скобки двойные));
слово
­ определение (точки 1, 2, 4, 5, 6);
слово
­ дополнение (знак курсив ­ точки 4,5,6);
слово
­ обстоятельство (звездочка – точки 3, 5)

Части слова
Еще одним традиционным упражнением является морфемный разбор
слова. В ходе этого упражнения необходимо найти и выделить в предлагаемом
слове приставку, корень, суффикс (или несколько суффиксов) и окончание. Для
обозначения каждой части предусмотрены следующие символы:
___
­ основа слова;
Под
буквы корня слова ставится дефис);
ехал ­ приставка (между последней буквой приставки и первой
лес
ник – корень (корень слова с обеих сторон выделяется
вертикальными чертами – курсивом);
чик
­ суффикс (или каждый суффикс, если их несколько,
заключается в круглые скобки);
Кошк_
дефиса)
а – Окончание (отделяется от всех предыдущих частей с помощью

Фонетический разбор слова
в
­ звуковые скобки
­ знак мягкости буквы (ставится после мягкого звука)
­ ударение (ставится перед ударной буквой)
Выделение орфограммы
Изучаемая орфограмма выделяется точкой 6 перед орфограммой и точкой 1
после
чк
­ орфограмма

Математика
В математике так же встречается множество специальных знаков, необходимых
для оформления различных формул и выражений. Основной знак в математике
­ знак цифры
Целые числа.
Запись любого целого числа начинается с цифрового знака (точки 3, 4, 5, 6);
после цифрового знака без пробелов должна стоять одна или несколько цифр.
Целое число заканчивается, если в тексте встречается любой нецифровой
символ.
Десятичные дроби.
Запись любой десятичной дроби начинается с цифрового знака. В обыкновенной
дроби числитель записывается верхними точками, знаменатель нижними
точками, сохраняя образ числа.
­ 5/8
Смешанное число.
Смешанное число имеет целую и дробную части и перед каждой частью ставится
цифровой знак.

­
Десятичная дробь.
В десятичной дроби после последнего знака целой части без пробела ставится
запятая, а после запятой без пробела и цифрового знака записываются
десятичные знаки. Десятичная дробь завершается, как только в тексте
встречается какой­либо нецифровой символ.
­ 0,5
Рациональные выражения. Запись дроби, где и в числителе, и в знаменателе
находятся какие­нибудь выражения, состоит из трех элементов: признак начала
дроби, признак дробной черты и признак конца дроби. Дробное выражение
записывается линейно – элемент за элементом – причем между
соответствующими частями выражения ставятся особые брайлевские знаки,
символизирующие тот или иной способ записи этой части выражения
плоскопечатным образом.

­ знак начала и конца дробного выражения.
­ делитель (черта в дробном выражении между числителем и
знаменателем).

После знака дробного выражения без пробела записывается выражение, которое
должно стоять в. После последнего знака числителя ставится пробел, а затем
знак прямой дробной черты: точки 1, 2, 5, 6. В след за ним, без пробела,
записывается выражение, стоящее в знаменателе дроби После последнего знака
знаменателя ставится признак конца дроби: точки 5, 6.
Верхний и нижний индексы.
Для записи выражения в виде верхнего или нижнего индекса применяются
специальные знаки.
­ Знак нижнего индекса (записывается точками 1, 6). После него без
пробела записывается число, буква или выражение, стоящее в нижнем индексе.
После последнего знака этого выражения без пробела ставится признак конца
индекса: точки 1, 5, 6.

­
­ Знак верхнего индекса (записывается точками 3, 4).

­
Проценты. Знак процентов состоит из двух брайлевских символов: сначала
пишется цифровой знак (точки 3, 4, 5, 6), а затем без пробелов пишется
сниженный ноль (точки 3, 5, 6). Между числом и знаком процентов пробел не
ставится.
­ %
Арифметические знаки действий.
Знак плюс пишется точками 2, 3, 5. Перед ним всегда должен быть пробел,
отделяющий плюс от предыдущего выражения
­ знак +
Знак минус пишется точками 3, 6, к нему применяются те же правила.
­ знак –
Знак умножения "точка" записывается одной точкой 3, пробелы отсутствуют и
перед, и после знака умножения.

­ знак умножения
Знак деления "две точки" записывается сочетанием точек 2, 5, 6. На него
распространяются те же правила, как и на знаки, плюс и минус.
Знак равенства записывается точками 2, 3, 5, 6. Перед знаком равенства
обязательно должен быть пробел, после знака равенства пробела нет.
­ знак =
Знаки меньше и больше пишутся точками 2, 4, 6 и 1, 3, 5 соответственно.
Пробелы есть и перед, и после этих знаков.
­ знак <
­ знак >
Перенос математической формулы.
В строке длиной 24 символа нельзя уместить сколько­нибудь длинное
математическое выражение. Поэтому математические и физические формулы
приходится часто переносить. Для переноса математического выражения
следует поставить тот или иной знак арифметического действия, в следующей

клетке необходимо поставить точку 5, а всю остальную часть выражения
перенести на следующую строку. Таким образом, перенос математического
выражения разрешен на знаке арифметического действия. Сам знак ставится в
конце текущей строки, пятая точка является знаком переноса формулы.
Латинские буквы в математике.
В математических, а особенно в физических, формулах часто используются
буквы разных алфавитов. Для обозначения того или иного алфавита в шрифте
Брайля применяются специальные знаки.
­ знак заглавной латинской буквы (ставится перед буквой)
­ А
­ знак маленькой латинской буквы (ставится перед буквой)
­ а
Тригонометрические функции и логарифмы
Для обозначения тригонометрических функций в шрифте Брайля
предусмотрены специальные обозначения. Запись названия функции всегда
начинается с буквы «я», после которой пишется полное или сокращенное
название функции.

Когда человек теряет зрение на оба глаза, говорят о слепоте. Он перестает что-либо видеть и даже ощущать свет. Также человек не может ориентироваться в окружающей обстановке и выполнять свою работу. В такой ситуации не помогают оптические приборы.

Нарушение или потерю зрения вызывают различные факторы. Врожденная слепота возникает вследствие внутриутробных заболеваний или пороков развития. Отсутствием зрения могут страдать дети и взрослые люди. Это связано с врожденной слепотой или же заболеваниями и травмой органа зрения. Причиной слепоты людей зрелого возраста могут быть сосудистые заболевания или . В последнем случае зрение может восстановиться после операции.

Незрячие люди в России, несмотря на физические ограничения, имеют возможность работать. Для этого создано общество слепых. Оно также проводит просветительскую и культурно-массовую работу среди незрячих людей. Благодаря наличию специальных книг, выполненных шрифтом Брайля и с плоским начертанием знаков, слепые люди могут научиться читать, писать, а также печатать.

Обучение незрячих пациентов

В России обучение незрячих и слабовидящих детей является обязательным. В школах учатся ученики со зрением от 0,05 до 0,2. Их обучают с применением лупы и других приемов, улучшающих зрение. Кроме того, для их обучения используют шрифт с увеличенными буквами. В специализированных школах обучают как совершенно слепых детей, так и имеющих зрение до 0,05. Для их обучения применяют разные методы и наглядные пособия, которые акцентируют внимание на осязание и слух. В библиотеках для незрячих людей имеются аудиоматериалы и обычные издания, а также специальные таблички со шрифтом Брайля.

В Российской государственной библиотеке для незрячих людей, которая является крупнейшем в нашей стране учреждении такого типа, есть специализированные пособия. Они представлены огромной коллекцией рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с отсутствием зрения узнавать разные объекты и ощущать их.

Широко используются компьютерные электронные устройства. Альтернативным вариантом печатным изданиям являются аудиокниги. Они позволяют слушать инсценировки и спектакли на цифровом плеере. Также свой вклад вносят волонтеры, на специальных сайтах которых созданы свободные для прослушивания и распространения аудиокниги.

Разрабатываются и выпускаются различные устройства, которые заменяют зрение. Новым запатентованным средством кодирования и передачи сигнала является проект «Тактильное виденье» (модель визуально-замещающих аппаратов). В этих изданиях используют русский шрифт Брайля, клавиатуру и дисплей. Они помогают незрячим людям работать с текстами, создавать и редактировать их. Информация считывается с экрана с помощью специальной программы на основе генератора речи. Благодаря этому устройству жизнь людей, страдающих отсутствием зрения, становится более полноценной.

Система шрифта Брайля

Шрифт Брайля является специальной системой обучения чтению и письму незрячих людей. Она была разработана в 1824 году. Сын сапожника, француз Луи Брайль, в возрасте трех лет ранил глаза шилом и потерял зрение из-за воспаления. В пятнадцатилетнем возрасте он создал метод начертания и чтения букв, который впоследствии назвали именем создателя. Шрифт Брайля для слепых отличается от линейного типа начертания знаков Валентина Гаюи. Прототипом нового шрифта для чтения стал «ночной метод», который разработал капитан артиллерии Шарль Барбье для того чтобы читать в темное время суток военные донесения. Но метод Барбье имел недостаток - знаки были слишком большими, и на странице их помещалось ограниченное количество.

Благодаря шрифту Брайля незрячие люди могут научиться писать и читать. Он способствует развитию навыков грамматики, пунктуации и правописания. Слепые также имеют возможность, используя этот метод, познакомиться со сложными схемами и графиками.

Какова структура русского шрифта Брайля? Как происходит их начертание и чтение? В шрифте Брайля буквы изображаются с помощью шести точек, которые делятся ровно на два столбца. Текст вначале читается справа налево, а на следующей странице - слева направо. При восприятии этого шрифта существует определенная сложность. Дело в том, что текст читается на обратной странице, используя выпуклости от отметок, проколотых с другой стороны. Точки в нем пронумерованы по столбикам сверху вниз. Их читают вначале с правой, а затем с левой стороны.

Это происходит следующим образом:

  • в верхнем правом углу находится первая точка;
  • под ней идет вторая;
  • нижний правый угол занимает третья точка;
  • вверху слева располагается четвертая точка;
  • ниже ее - пятая;
  • в левом нижнем углу - шестая.

Позже, расширяя русский шрифт Брайля, под третьей точкой добавили седьмую, а под шестой - восьмую. Ячейка без прокола представляет собой определенный символ. Размеры точек, расстояния между ними и столбцами соответствуют общепринятым нормам. Так, минимальная высота отметки, достаточная для распознавания, равна 0,5 мм. Проколы находятся на расстоянии 2,5мм один от другого. Расстояние между ячейками по горизонтали равно3,75мм, а по вертикали - 5мм. Благодаря такой структуре незрячий человек может, распознавая знаки на ощупь, довольно быстро и легко овладеть навыками чтения.

Печатные листы текстов по Брайлю могут иметь разный формат. В России принято, что один листок включает 25 строчек по 30 и 32 символа. Его размер равен 23×31см. Рельефно-точечный шрифт Брайля является для людей с потерей зрения единственным способом, с помощью которого они могут научиться писать и читать. Конечно же, их возможности значительно расширяются, и они могут получить образование, а затем работу.

Использование шрифта Брайля

В шрифте Брайля 63 информативные символы и один пробел (шестьдесят четвертый). Расширенная система содержит 255 знаков. В ней, так же, как и в обычном шрифте, присутствует пробел. Иногда применяют многоклеточные символы, которые состоят из нескольких знаков, имеющих по отдельности свои функции. Дополнительные символы также могут использоваться в шрифте Брайля. Это цифры, а также заглавные и прописные буквы алфавита.

Каждое знаковое сочетание имеет несколько значений, число которых иногда превышает десяток. Шрифт Брайля наносят на бумагу специальными письменными предметами - особым грифелем и прибором. Это является причиной того, что какие-либо изменения в выделении, конфигурации, размере, форме букв априори невозможны. Символы выделяют с помощью специальных знаков. Их ставят перед малыми и заглавными буквами.

Если в наличии имеются шрифты разных типов, то эти знаки устанавливают как до, так и после выделяемых слов или частей предложения. Верхний и нижний индекс, а также математический корень выделяется символом с обеих сторон. Для того чтобы создать текст или его часть курсивным начертанием, его помещают между условными тегами (специальными отметками).

В плане своего построения шрифт Брайля является особенным. При его применении меняются некоторые грамматические нормы. Вследствие этого человек, обучившийся шрифту Брайля, при работе на неадаптированном к потребностям незрячих пользователей компьютере будет допускать грамматические ошибки. Это случается по той причине, что, например, в шрифте Брайля игнорируется прописная буква, после запятой и перед тире не ставится пробел, отсутствует промежуток, который отделяет число и знак номера, а также для схожих символов (дефис и тире) применяется одно и то же обозначение. Для того чтобы незрячий человек не допускал ошибок, ему дополнительно необходимо пройти специальное обучение.

Шрифт Брайля при помощи различной комбинации точек в одной клетке воспроизводит алфавитные, цифровые и музыкальные символы. Эта система позволяет писать слова и буквы иностранного алфавита, математические и компьютерные символы, а также уравнения. Шрифт Брайля является эффективным средством, развивающим незрячим людям навыки пунктуации, грамматики и правописания. Эта система доступно и просто описывает схемы и графики, которые очень сложно описать устно.

После того, как незрячий ребенок освоит шрифт Брайля, он может начать знакомиться с компьютером со специальным дисплеем и начать работать на особом принтере. Текст нужно читать указательным пальцем одной или обеих рук. Его воспринимают на ощупь и быстро понимают благодаря компактности и легкости знаков. Предназначение этого пособия - обучить в домашних условиях людей, имеющих хорошее зрение. Это позволит общаться с невидящими членами семьи, оставлять им номер телефона или писать записки. Важным также является то, что зрячие люди смогут обучиться читать то, что им напишет тот, кто обучался по системе Брайля. У них появится возможность общаться без посредников. Данное руководство может быть успешно использовано учителями школ и реабилитологами.

Как печатают шрифтом Брайля

Для того чтобы создать источник информации шрифтом Брайля, нужны прибор и грифель, а также печатная машинка. Между двух пластмассовых или металлических пластинок приспособления вкладывается лист бумаги, который ими же зажимается. В верхней части есть ряды прямоугольных окон, а в нижней - углубление, соответствующее каждому окну. Ячейка пластинки аналогична ячейке шрифта Брайля. Знак образуется по причине давления на бумагу грифеля. При сдавливании углубления в нижней пластине выдают определенные символы. Печать записи производится справа налево, по той причине, что воспроизводимый текст будет расположен на другой стороне листа. Столбик с цифрами 1, 2 и 3 располагается с правой стороны, а с цифрами 4, 5 и 6 - с левой. Брайлевская печатная машинка имеет шесть клавиш, которые соответствуют шести точкам в ячейке.

В печатной машинке для перевода строки имеется ручка вала, а также «пробел» и «возврат назад». На клавиши, с помощью которых формируется знак, следует нажимать одновременно. Таким образом, при каждом надавливании печатается буква. По правой и левой стороне от «пробела» расположены по три клавиши.

Как же осуществляются нажатия? Указательным пальцем левой руки надавливают на клавишу, расположенную слева от «пробела». Это точка 1. Средним пальцем этой же руки нажимают на центральную клавишу, которая следует за клавишей, соответствующей точке 1. Так осуществляют начертание точки 2. Безымянным пальцем нажимают на последнюю клавишу, которая соответствует точке 3.

Пальцами правой руки нажимают на клавиши, расположенные с противоположной стороны. Рядом с пробелом находится клавиша, которая соответствует точке 4. За ней находится клавиша, соответствующая точке 5. На нее рекомендуется нажимать средним пальцем. Точке 6 соответствует последняя клавиша, на которую нажимают безымянным пальцем. При начертании следует задействовать обе руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Текст, напечатанный на машинке, можно читать, не переворачивая лист бумаги.

Для того чтобы освоить систему Брайля, необходимо приложить определенные усилия. Но это не пустое занятие. Проявив усердие, можно достичь хороших результатов. Главное -стремиться к поставленной цели.