Машиностроение в России. География и структура. Доклад: Машиностроение мира

Реферат по экономической географии

Определение отрасли, ее значение

Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.

К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.

В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).

Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.

По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.

В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Большое значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.

Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.

2. Сырьевые ресурсы отрасли

Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.

Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.

Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

3. Размещение отрасли

Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.

4. Мировое машиностроение в конце 80-х годов

В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее различия между отдельными странами остаются еще очень большими, о чем свидетельствуют данные таблицы 1, показывающие «кто есть кто» в мировом (зарубежном) машиностроение.

Из первой колонки таблицы вытекает, что лидируют в мировом машиностроении три страны – США, Япония и ФРГ. Они же имеют наиболее полную номенклатуру машиностроительного производства, включающую все или почти все его подотрасли. (Из стран СНГ в лидирующую группу входит Россия). Кроме этих стран в состав «первой десятки» входят также Франция, Великобритания, Италия и Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и бесспорный лидер развивающегося мира в этой отрасли – Бразилия.

Таблица 1

Производство машиностроительной продукции в мире в конце 80-х годов

Страна Стоимость продукции, в млрд. дол. Доля машиностроения в стоимости обрабатывающей промышленности, в % Доля машиностроения в стоимости экспорта страны, в %
США 289,1 36 48
Япония 146,2 37 64
ФРГ 76,6 38 48
Франция 40,9 33 35
Великобритания 32,5 32 36
Италия 30,1 32 34
Китай 24,7 26 16
Канада 14,7 25 42
Бразилия 13,9 24 15
Испания 9,9 22 31
Индия 9,3 26 10
Швейцария 8,7 38 35
Швеция 7,3 35 44
Австралия 7,1 23 6
Нидерланды 6,5 28 19
Мексика 6,1 14 18
Республика Корея 5,6 23
33
Австрия 4,4 24 32
Бельгия 4,3 23 26
Финляндия 2,9 24 28
Аргентина 2,8 16 16
Дания 2,3 24 25
Сингапур 2,1 49 38
Норвегия 2,0 26 18
Израиль 1,9 30 20
Турция 1,8 15 5
ЮАР 1,8 16 3
Сянган 1,3 21 21
Нигерия 1,2 10 3
Новая Зеландия 1,0 17 6

Примечание: Без стран СНГ и Восточной Европы

В составе «второй десятки» преобладают менее крупные страны Западной Европы с характерной для них гораздо более узкой специализацией. В нее входит также Австралия, а из развивающихся стран – Индия, Мексика и Республика Корея, далее других продвинувшиеся по пути индустриализации. (Из стран Восточной Европы на этом уровне находятся Польша и Чехословакия). Наконец в «третьей десятке» экономически развитые страны и развивающиеся страны представлены поровну.

Данные второй колонки таблицы существенно дополняют абсолютные показатели ее первой колонки. Хотя на их основе возможна своя группировка стран, ограничимся лишь констатацией того, что в большинстве развивающихся стран доля машиностроения в стоимости продукции всей обрабатывающей промышленности не превышает пока 20 %. Данные третьей колонки косвенно отражают степень втянутости машиностроения в международное географическое разделение труда. Наиболее высока она в Японии, США, ФРГ, Швеции, Канаде, а незначительна в Австралии, Новой Зеландии, Турции, ЮАР, Нигерии.

Если интерпретировать данные таблицы 1 в территориальном плане, попытавшись положить их на карту, можно сформировать представление о трех главных машиностроительных регионах мира.

Ведущее место среди них по масштабам производства (30% мирового) занимает регион Северной Америки, включающий США, Канаду, Мексику. Он особенно выделяется по крупным ЭВМ, самолетам, ракетно-космической технике, причем в США почти половина всей машиностроительной продукции направляется на экспорт.

Регион зарубежной Европы по размерам производства примерно равен региону Северной Америке и фактически делит с ним первое-второе места. В качестве бесспорного лидера здесь выступает ФРГ, затем следует Франция, Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовых видах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение и т. п. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в ФРГ. Но по экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первое место не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария.

На третий регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии приходится более 1/5 мирового машиностроения. Лидирует в нем Япония, которая по темпам роста этой отрасли опередила и США и зарубежную Европу. Еще в середине 50-х годов по стоимости машиностроительной продукции Япония находилась на уровне Италии, но к середине 60-х годов достигла уровня ФРГ и Великобритании, а в середине 70-х годов намного его превзошла. Как вытекает из таблицы, в наши дни по общим размерам машиностроения в экспорте Япония – самая высокая в мире. Помимо Японии, в состав региона правомерно включить и такие «страны новой индустриализации» как Республика Корея, Сингапур, а также Китай.

В дополнение к таблице нельзя не сказать о том, что четвертый машиностроительный регион мира образуют страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей. Кроме отмеченных четырех главных регионов на машиностроительной карте мира видное место занимают Бразилия, Индия, Австралия.

Таков в общих чертах региональный подход к теме. Но углубления заслуживает и характеристика некоторых отдельных отраслей машиностроения.

Это относится к станкостроению, как ведущей отрасли общего машиностроения. Данные таблицы 2 позволяют подсчитать, что на пять ведущих стран производителей (Япония, ФРГ, СССР, США, Италия) по стоимости приходилось 2/3 выпуска станков в мире. Добавим, что они же обеспечивали почти 60% их экспорта и 45% импорта. Первое место по размерам экспорта занимала ФРГ, второе – Япония.

Это относится к автомобилестроению и судостроению, как ведущим отраслям транспортного машиностроения. Однако пути их развития в последнее время стали различаться довольно сильно.

Автомобилестроение за последние десятилетия превратилось в одну из крупнейших отраслей машиностроения, да и всей промышленности. Если перед второй мировой войной все страны производили примерно 4 млн. автомобилей в год, а в 1950 году 10 млн., то в 70-х годах их выпуск превысил 30 млн., в 80-х годах 40 млн., а в начале 90-х годов 45 млн. Из этого количества немногим более 70% приходится на легковые автомобили, а остальное – на грузовые и автобусы. В «первую десятку» стран по выпуску легковых автомобилей в 1993 году входили: Япония (9,7 млн.), США (5,7), ФРГ(4,4), Франция (2,6), Испания (1,8), Италия(1,5), Великобритания (1,2), Республика Корея (1,2), Россия (0,9), Канада (0,9). Добавим, что во «вторую десятку» входили Бразилия, Мексика, Бельгия, Австралия, Турция, Аргентина, Польша, Чехия, ЮАР, Украина. По расчетам производство легковых автомобилей в мире в 2000 году достигнет 40 млн.

Резюмируя, можно утверждать, что к началу 90-х годов в мире сложилось три главных региона автомобильной промышленности: Западная Европа (33%) и Япония (30%). Существенное различие между ними заключается в том, что в США автомобильная работает почти исключительно на внутренний рынок, тогда как в Западной Европе и особенно в Японии – на внешний.

Таблица 2

Мировое станкостроение в конце 80-х годов

Весь мир, страны Производство, в млрд. дол. Доля экспорта ко всей продукции, в %
Весь мир 43,0
Япония 9,8 38
ФРГ 7,9 63
СССР 5,0 8
США 3,3 29
Италия 3,0 50
Швейцария 1,8 88
Великобритания 1,6 39
Франция 1,0 44
Тайвань 1,0 66
Китай 0,8
Испания 0,8 41
Республика Корея 0,8
Румыния 0,7
Югославия 0,8
Чехословакия 0,5
Бразилия 0,5
Швеция 0,4
Канада 0,4
Польша 0,3

В судостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первую половину 70-х годов. Своего пика он достиг в 1975 году, когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн. бр.-рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. – 3,5 млн., в 1960 г. – 8 млн.). Но затем эта отрасль вступила в полосу длительного спада и даже кризиса, вызванного прежде всего мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. У в 1980 году спуск на воду морских судов составил 13 млн. бр.-рег. т., т. е. всего за пять лет он сократился почти в три раза! К концу 80-х годов он уменьшился до 11 млн. бр.-рег. т. Производственные мощности мирового судостроения в наши дни используются лишь на 40%.

Одновременно произошли кардинальные сдвиги и в географии мирового судостроения. До второй мировой войны главным ареалом развития этой отрасли была Западная Европа, в которой особенно выделялась Великобритания, державшая мировое первенство в этой области с начала XIX века. Перед второй мировой войной она одна спускала на воду половину всего мирового тоннажа морских судов. Крупным судостроением выделялись и другие страны Западной Европы. Во всяком случае в 1950 году в «первую десятку» судостроительных стран входили (без СССР): Великобритания, США, Япония, Швеция, Нидерланды, ФРГ, Дания, Италия, Норвегия, Канада. Достаточно сравнить этот перечень с данными таблицы 3, чтобы увидеть, что из старого состава ныне в «первой десятке» остались только Япония (с 1956 года она на первом месте), ФРГ и Дания. Великобритания оказалась во «второй десятке», а Италия, Норвегия и Швеция оказались оттесненными на 19, 20 и 21 места.

Таблица 3

Судостроение мира в конце 80-х годов

Спуск на воду, в тыс. бр.-рег. т.
Весь мир 10900
Япония 4050
Республика Корея 3200
ФРГ 520
Бразилия 450
Тайвань 450
Дания 380
Польша 275
Китай 255
Югославия 250
Финляндия 170

Главное новшество – начало «переселения» мировой судостроительной промышленности из экономически развитых стран в развивающиеся. Об этом нагляднее всего свидетельствует пример Республики Корея, которая еще в конце 80-х заняла в мировом судостроении «вторую строчку». Япония и Корея стали не только крупнейшими производителями, но и экспортерами морских судов; первая из них обеспечивает 40%, а вторая 33% мирового экспорта.

Явная тенденция к увеличению доли развивающихся стран, и в особенности НИС Восточной и Юго-Восточной Азии прослеживается и в выпуске массовой продукции бытового назначения (см. таблицы 4, 5, 6).

Еще в 1980 году первые пять мест в перечне стран-производителей радиоприемников занимали Япония, США, СССР, ФРГ и Франция. Теперь же все места в «первой пятерке» принадлежат странам Восточной и Юго-Восточной Азии, выпускающим преимущественно дешевые транзисторные радиоприемники. Особенно сильный «рывок» за 80-е годы совершил Гонконг, где радиотехническую продукцию выпускают сотни фирм.

Во многом аналогичная ситуация сложилась и в мировом производстве часов. До начала 70-х годов признанным лидером в этой области была Швейцария, выпускавшая примерно 100 млн. наручных часов в год. Но после изобретения кварцевых часов, часовая промышленность этой страны вступила в полосу кризиса, а на первое место выдвинулась Япония. Затем Японию обогнал Гонконг, производящий самые простые и дешевые электронные часы, и теперь в «первой десятке» уже пять азиатских стран. Нужно, однако, иметь в виду, что многие здешние предприятия представляют собой филиалы японских и швейцарских фирм, которые сохранили за собой производство более сложных и дорогих часов. В «первой десятке» стран-производителей фотоаппаратов азиатские страны также занимают теперь пять мест.

Таблица 4

Мировое производство радиоприемников в конце 80-х годов

Весь мир, страны «первой десятки» Выпуск радиоприемников, в млн. шт.
Весь мир 165
Гонконг 30
Китай 21
Малайзия 21
Сингапур 20
Япония 17,5
Республика Корея 10
США 9,7
СССР 9
Бразилия 7,5
ФРГ 6

Таблица 5

Мировое производство часов в конце 80-х годов

Весь мир, страны «первой десятки» Выпуск часов, в млн. шт.
Весь мир 750
Гонконг 300
Япония 270
Китай 70
СССР 40
Швейцария 28
США 24
Республика Корея 12
ФРГ 6
Индия 4
Австрия 4

Таблица 6

Мировое производство фотоаппаратов в конце 80-х годов

Весь мир, страны «первой десятки» Выпуск фотоаппаратов, в млн. шт.
Весь мир 50
Япония 16
США 9
Гонконг 6
Китай 3
СССР 2,7
Великобритания 2,3
ФРГ 2
Республика Корея 1
Бразилия 0,6
Сингапур 0,5

5. Структура отрасли

Высшие этажи машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке.

Автостроение является типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства, специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической культурой.

Автомобильная промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных, мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.

Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.

Сельскохозяйственное машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы, посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.

Тракторное машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.

6. Мировое машиностроение в конце 90-х годов

Машиностроение занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленности как по числу занятых, так и по стоимости продукции.

Свыше 90% всей машиностроительной продукции производят развитые страны.

В мире сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай и новые индустриальные страны Азии.

В странах «Большой восьмерки» и в Китае развиты все виды машиностроения. Небольшие страны Западной Европы специализируются на точном машиностроении, новые индустриальные страны – на трудоемких отраслях машиностроения, а во многих развивающихся странах Африки, Юго-Западной Азии и Центральной Африки машиностроение практически отсутствует.

7. Автомобилестроение мира

90% всех выпускаемых в мире автомобилей – легковые.

Ежегодно в мире выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. Крупнейшими производителями легковых автомобилей в мире являются:

Япония (8,5 млн. шт.);

США (6,8 млн. шт.)

Германия (4,4 млн. шт.)

В десятку крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания.

Крупнейшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия).

8. Железнодорожное машиностроение мира.

Железнодорожное машиностроение развито в США, Японии, Франции, Германии, Чехии, Польше, России, на Украине, в Китае и Индии.

9. Судостроение мира

Странами – лидерами по производству судов являются:

Япония (40% мирового тоннажа судов)

Южная Корея (33% мирового тоннажа судов)

Германия

Судостроение развито также в Бразилии, на Тайване, в Дании, Польше, Китае, США, Финляндии, России и на Украине.

Крупнейшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иокогама, Нагасаки, Пусан, Гамбург, Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай, Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Николаев.

10. Авиационная промышленность

Авиационная промышленность, ориентируясь на научную базу и высококвалифицированные кадры, получила развитие только в экономически развитых странах. Крупнейшими производителями авиационной техники являются США (Хьюстон, Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Россия, Франция (Париж и Тулуза), Германия (Штуггарт и Мюнхен), Великобритания (Лондон) и Италия (Турин).

11. Электротехническая промышленность

Электротехническая промышленность и электроника в развитых странах опирается на развитую научную базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых индустриальных странах – на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль характеризуется многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду развитых или новых индустриальных стран, а также Китай.

По производству телевизоров (130 млн. шт.) мировыми лидерами являются:

Китай (25 млн. шт.)

Южная Корея (16 млн. шт.)

Япония (15 млн. шт.)

По производству радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются:

Китай (свыше 50 млн. шт.)

Малайзия (более 20 млн. шт.)

Сингапур (20 млн. шт.)

По производству часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают:

Китай (почти 400 млн. шт.)

Япония (около 300 млн. шт.)

Швейцария (25 млн. шт.)

По производству стиральных машин выделяется Китай, магнитофонов – Япония, компьютеров – США и Япония, промышленных роботов – США, Германия и Япония.

12. Станкостроение мира

Мировое производство металлорежущих станков составило в конце 1990-х годов более 1,2 млн. штук. Некогда будучи мирового станкостроения, Россия практически лишилась этой отрасли. В настоящее время по производству станкостроительной продукции выделяются:

Япония (200 тыс. шт.)

13. Сельскохозяйственное машиностроение мира.

Сельскохозяйственное машиностроение имеет потребительский фактор размещения и поэтому сосредоточено в главных сельскохозяйственных регионах мира. Развитые страны, добившиеся высочайшего уровня механизации сельского хозяйства, сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство развивающимся странам по абсолютным показателям производства. В настоящее время по производству тракторов выделяются:

Япония (150 тыс. шт.)

Индия (100 тыс. шт.)

США (около 100 тыс. шт.)

Лидирующее положение Японии объясняется ее специализацией на производстве мини-тракторов, а в остальных странах мира, как правило, производят средние и мощные тракторы.

Таблица 7

14. Группировка стран по уровню развития машиностроения

Страны с высокоразвитым машиностроением Страны со среднеразвитым машиностроением Страны со слаборазвитым машиностроением Страны, где машиностроение отсутствует
США Бразилия Монголия Саудовская Аравия
Канада Китай Иран Ливия
Германия Австралия Перу Мадагаскар
Россия Индия Куба Сомали
Франция Аргентина Албания Исландия
Швеция Мексика Индонезия Лаос
Италия ЮАР Алжир Ботсвана
Япония Корея Египет Конго
Великобритания Испания Чили Панама
Швейцария Португалия Ирак Коста-Рика
Австрия Ирландия Турция Гаити
Голландия Дания Заир Тунис
Бельгия Норвегия Нигерия Судан
Польша Финляндия Вьетнам Свазиленд
Румыния Греция Таиланд Непал

15. Распределение продукции машиностроения

Почти ¾ продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции.

Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределяется следующим образом:

Япония Þ США

США Þ Западная Европа

Машиностроительный комплекс России, Украины и других стран СНГ, Китая, Индии, Бразилии работает преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству продукции низкого качества.

Список литературы

География промышленности России. – М.; просвещение, 1990 год

Новое в мире (Цифры и факты). – М.;«Дрофа»,1999 год

Готовимся к экзамену (Экономическая география 9-11 классы). – М.; «ОЛМА-ПРЕСС», 2000год

Учебник (Экономическая и социальная география мира). - М.; просвещение,1998 год

География (3-х томник). – В.П. Максаковский.

География мирового хозяйства. – М.; 1991. Стр. 114.

Реферат по экономической географии Определение отрасли, ее значение Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли маши

Конспект урока по географии (9 класс)

Тема: Машиностроение. Роль машиностроения в хозяйстве. Структура отрасли. Факторы отрасли. География машиностроения. Крупнейшие центры.

Цель:

Образовательная: сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения;

Развивающая: развить познавательные умения (выделять главное, составлять схемо-конспект, устанавливать причинно-следственные связи); развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы;

- Воспитательная: воспитать важность изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: карта Донецкой области, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Сообщение темы, цели, задач урока.

С детства мы привыкли, что машина –это средство передвижения. На самом же деле это понятие намного шире. К машинам относят и все транспортные средства, и все бытовые приборы (телевизор, мобильный телефон, компьютер и т.д), и лифт. И все это и многое другое выпускается на предприятиях машиностроения.

4.Изучение нового материала.

Машиностроение – ведущая наиболее комплексная отрасль промышленности, которая обеспечивает выпуск разнообразных машин и оборудования для многих отраслей хозяйства и населения. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах. Машиностроение, наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью, определяет темпы инновационного развития общества. От его мощи, совершенства производимых машин во многом зависят общий уровень развития экономики и уровень жизни населения. Следовательно, главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более совершенными машинами. Машиностроительный комплекс представляет собой самую сложную и дифференциальную отрасль хозяйства. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции машиностроение делится на отрасли, а те, в свою очередь – на подотрасли. Количество отраслей непрерывно растет. По роли и значению в хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы. По рисунку Машиностроительный комплекс – не только крупный поставщик продукции, но и ее потребитель. Для производства современных машин нужны высококачественные металлы, пластики и другие материалы.

Объем производимой продукции машиностроения начиная с 2010 года постепенно снижается. В 2013 году он составил 79,1 % от прошлого года. Машиностроительные предприятия нашего края обеспечили с начала 2013 года 9 % реализации всей промышленной продукции региона и 11 % областного экспорта товаров. За этот период объем реализации машиностроительной продукции области составил 10,3 млрд. грн., а от ее поставок за пределы получена валютная выручка в сумме 807,5млн. долларов США. Номенклатура производимой продукции машиностроительными заводами области очень разнообразна: металлургическое, кузнечно-прессовое, горно-шахтное и горнорудное, коксохимическое и газо-нефтеперерабатывающее, подъемно-транспортное оборудование и грузовые вагоны (цистерны, полувагоны, крытые вагоны, платформы, хопперы); машины для строительства, ремонта и диагностики железнодорожного пути, автозаправщики; тяжелые металлообрабатывающие станки, машины для сельского хозяйства; специальные изделия и бытовая техника. Машиностроение региона ориентировано на экспорт продукции. Больше половины всей машиностроительной продукции поставляется почти в 100 стран. В нашем крае машиностроение возникло в XIX веке. Центрами машиностроения стали города Горловка (литейно-механический завод и завод горнорудного оборудования), Дебальцево (механический завод), Харцызск (котельный завод), Константиновка (литейно-механический завод) и Дружковка. В 20–30-ые годы начинается строительство заводов-гигантов: тяжелого машиностроения в Краматорске (1933), металлургического завода «Азовсталь» в г. Мариуполь (1934).

Производственные особенности.

Принципиальная схема машиностроительного производства следующая: металл поступает на переработку в литейный, прессовый или кузнечный цех, оттуда (а также прокат из металлургического завода) – в механический цех для изготовления деталей машин. Дальше в сборочном цехе из них собирают готовую продукцию.

Для машиностроения характерны специализация и кооперирование. Современные машины включают в себя десятки тысяч деталей. Изготавливать их на одном заводе невозможно. Проще и дешевле выпускать отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия между предприятиями устанавливаются связи, т. е. осуществляется кооперирование предприятий.

Отраслевой состав, формы организации производства, технологические особенности обуславливают факторы, которые определяют размещение машиностроительных предприятий: сырье (металлургическая база), научные центры, квалифицированные трудовые ресурсы, транспортные пути и потребитель.

ГЕОГРАФИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

На базе собственной металлургии и энергетики в нашем крае сформировались отрасли тяжёлого машиностроения. Ведущая роль принадлежит металлоёмким производствам, которые производят машины и оборудование для металлургической, горной, химической и других отраслей. Крупнейшими предприятиями отрасли являются Азовмаш (Мариуполь), Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), Донгормаш (Донецк) и другие.

Энергетическое машиностроение размещается в городах Краматорск («Энергомашспецсталь» – оборудование для ветро-, паро-, гидро-, атомной энергетики, в Зугрэс (Зуевский энергомеханический завод – оборудование линий топливоподачи, Дзержинск (ОАО «Галея» – кабели для электростанций), Енакиево (котельно-механический завод), Константиновка (завод высоковольтной аппаратуры), Донецк (завод высоковольтных опор).

Химическое машиностроение имеется в Снежном. «Снежнянскхиммаш» является традиционным поставщиком в страны СНГ химического оборудования, компрессорнохолодильного оборудования, нефтепромыслового оборудования, тяжеловесной и блочной нефтеаппаратуры.

ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Основными формами территориальной организации машиностроения являются машиностроительные центры, узлы, районы.

В машиностроительном центре (например, Донецк, Горловка и др.) сосредоточены предприятия машиностроения определенной специализации.

Машиностроительный узел включает несколько машиностроительных центров. Они отличаются по величине, специализации, уровню развития. Крупным узлом, например, является Краматорский (тяжелое машиностроение).

Машиностроительный район – это территориально-производственный комплекс с четкой специализацией по выпуску продукции машиностроения. Такие районы формируются вокруг одного либо нескольких больших узлов и охватывают несколько областей. Предприятия машиностроения нашего края входят в состав Донбасского машиностроительного района (Донецкая и Луганская области).

Проблемы и перспективы развития машиностроения.

Дальнейшее развитие машиностроения в стране требует технического переоснащения, реконструкции, изменений в специализации предприятий, которые производят не пользующуюся спросом продукцию.

Проблема! Сегодня остро стоит проблема технического переоснащения и реконструкции предприятий. Как, по вашему мнению, нужно действовать в этой ситуации, в условиях формирования рыночного механизма в экономике?

Необходимо развивать экономические связи для поставок комплектующих, увеличивать качество продукции соответственно мировым стандартам, расширять рынки сбыта как внутри, так и в мире. Новые направления – это создание небольших и средних заводов по выпуску приборов, продукции общемашиностроительного назначения, товаров народного потребления, что даст возможность эффективнее использовать возможности отдельных районов.

В современном мировом хозяйстве новым социальным феноменом становятся научно-технические зоны.

В декабре 2001 года было принято решение об образовании технопарка «Углемаш» в городе Донецк. Технологические парки – это наиболее масштабные инновационные центры, в которых обеспечивается максимально благоприятные условия для научно-технических инновационных проектов, которые выполняются совместными усилиями научных центров и промышленности.

5.Закрепление изученного материала.

Задание 1.

    Назовите отрасли, которые входят в состав машиностроительного комплекса?

    Почему машиностроение является ведущей отраслью хозяйства?

    Перечислите производственные особенности машиностроительного завода?

    Раскройте факторы, которые влияют на размещение предприятий машиностроительного комплекса?

    Каковы особенности географии ведущих отраслей машиностроения Нашего края?

    Составьте учебный проект «Проблемы и перспективы машиностроительного комплекса».

    Раскройте своеобразие меж- и внутриотраслевых связей машиностроения.

    Проанализировав карты, определите закономерности размещения на территории нашего края предприятий металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 9. Используя дополнительную литературу, подготовьте краткие сообщения об отраслях машиностроения, размещенных в своем населенном пункте.

6.Итог урока.

7. Домашнее задание. Выучить конспект. § 16

Главная отрасль мировой промышленности. Развитие машиностроения во многом определяет в целом уровень развития той или иной страны. В этой отрасли наиболее заметен разрыв между развитыми и развивающимися странами.

Общие особенности машиностроения:

  1. Машиностроение занимает первое место среди отраслей промышленности по стоимости продукции. На него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции.
  2. Среди отраслей промышленности машиностроение - наиболее трудоемкое производство. Оно занимает первое место по числу занятых (80 млн. чел.). Особенно высокой трудоемкостью отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, центров научных исследований и разработок.
  3. Близость к сырьевой базе важна лишь для некоторых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горно-шахтного оборудования, котлостроение и др.).
  4. Машиностроение – одна из самых наукоемких отраслей промышленности. Достижения НТП внедряются прежде всего в производствах данной отрасли..
  5. Машиностроение имеет самый сложный отраслевой состав (более 300 различных производств), который постоянно меняется. Новейшие отрасли быстро переходят в новые, а затем становятся уже старыми.
  6. В мире имеется громадный спрос на продукцию машиностроения, который постоянно увеличивается.
  7. Машиностроение имеет самый большой, постоянно расширяющийся ассортимент выпускаемой продукции (несколько миллионов наименований). При этом продукция отрасли различна по массовости выпуска (например, самолетов – около 1 тыс. в год, металлорежущих станков – 1,2 млн, тракторов – 1,3 млн, автомобилей – 40-50 млн, электронной техники – 150 млн, часов – 1 млрд штук).
  8. Различные отрасли машиностроения предъявляют различные требования к сырью. При этом наблюдается тенденция уменьшения доли продукции черной металлургии а увеличения доли продукции цветной металлургии и .
  9. Машиностроение занимает ведущее место в международных экономических связях (38% от стоимости всех товаров международной торговли). Например, машиностроение обеспечивает 2/3 экспорта Японии и? экспорта таких стран, как и .
  10. Машиностроение в наибольшей степени способствует углублению специализации и кооперации в мировом хозяйстве.

Отраслевой состав машиностроения

Машиностроение подразделяется на три группы:

1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.

Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:

  • разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
  • разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.

2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).

Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:

Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:

  • ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
  • в отрасли занято около 60 млн. человек;
  • 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
  • высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (), Рено (Франция).

Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.

Отличительные черты:

  • высокая наукоемкость;
  • продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
  • сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
  • применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.

Судостроение .

  • высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
  • роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
  • в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
  • центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;

Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.

Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в , США, России, но увеличивается в Азии (КНР, ). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.

3. Электротехника, включая электронику.

  • самая наукоемкая отрасль машиностроения;
  • самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
  • высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, ), Западная Европа);
  • быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
  • внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).

Размещение отраслей машиностроения

На размещение предприятий машиностроения в большей степени влияют:

  • наличие квалифицированной рабочей силы;
  • наличие научных центров;
  • развитая инфраструктура;
  • потребители.
  1. До недавнего времени 90% продукции машиностроения производили развитые страны, а только 10% — развивающиеся. Но сегодня доля развивающихся стран составляет уже 25% и продолжает возрастать.
  2. В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран — США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония — 15%, ФРГ — около 10%, Франция, Великобритания, Италия, . В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.
    В группу лидеров мирового машиностроения входят также (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — , Нидерланды и др.
  3. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, но технически несложных невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - , Гонконг, Тайвань, Индия, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.
  4. Главными экспортерами продукции машиностроения являются: Япония, Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Канада.
  5. размещения некоторых отраслей машиностроения представлена в таблице.

Первая десятка стран

Производство автомобилей

США; Япония; ФРГ; Франция; Р.Корея; Великобритания; Испания; Канада; Италия; .

Производство мета ллорежущих станков

Япония, ФРГ, США, Италия, Китай, Швейцария, Р.Корея, о.Тайвань, Испания, Франция

Производство тракт оров

Россия, Япония, Индия, США, Великобритания, ФРГ, Италия, Бразилия.

Производство телев изоров

Китай, Р.Корея, США, Бразилия, Япония, Испания, Сингапур, Турция, Великобритания.

Судостроение (спуск на воду)

Корея, Япония, ФРГ, Бразилия, Тайвань, Дания, Китай, Югославия, .

Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники — США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет. Еще в первой половине ХХ века в безраздельно господствовала одна страна – США (83%), но затем начался переход к полицентрической модели. Во второй половине ХХ века сложились три центра: США, Западная Европа, Япония. В 90-е годы автомобилестроение начало растекаться в Азию (Р.Корея, Китай, Индия, Турция, Малайзия) и Латинскую Америку (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили, Перу, ) Однако, страны Зарубежной Европы (Германия, Франция, Испания и др.), США и Япония остаются лидерами и производят более 70% всех автомобилей мира. Кроме того, большая часть автомобильных заводов, расположенных в развивающихся странах, принадлежит ведущим компаниям этих стран.

Первая десятка стран по производству автомобилей представлена в таблице. Можно добавить, что к числу стран с выпуском автомобилей свыше 1 млн в год относятся также Мексика, Россия и .

Крупнейшие экспортеры автомобилей: Япония (4,6 млн в год), Германия (3,6), Франция.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.

Таким образом, в территориальной структуре машиностроения можно выделить четыре главных машиностроительных региона:

  • Северная Америка (США, Канада, Мексика);
  • Зарубежная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Испания);
  • Восточная и Юго-восточная Азия;

На (США, Канада) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В этом регионе производятся практически все виды машиностроительной продукции любого уровня сложности, но международном разделении труда регион выступает, прежде всего, как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др. США занимают третье место в мире по экспорту продукции машиностроения и первое – по импорту.

На (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион выпускает главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет свои позиции в некоторых новейших отраслях. Особо регион выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, ). Лидер европейского машиностроения ФРГ - крупнейший экспортер в регионе и второй в мире продукции машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона — относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона - Япония - вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер в мире продукции машиностроения, особенно изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок. Таким образом, регион выпускает как массовую продукцию машиностроения, так и продукцию высокой сложности.

Особый регион мирового машиностроения образуют . Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Для большинства стран региона машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации. Особенно большое развитие получили здесь отрасли , авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.

За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения - Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от .

Решающие факторы

Одним из основных в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно. Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

В состав тяжелого машиностроения входят металлургическое, горнорудное машиностроение, вагоностроение, судостроение и другое производство, отличающееся большим потреблением металла, не очень энерго- и трудозатратное. Оно так и называется .

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий. Заводы в основном ориентированы на наличие сырьевой базы. В некоторых случаях также на районы потребления.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный район.
  • Урал.
  • Сибирь.
  • Санкт-Петербург.

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники , оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Общее машиностроение

К этой группе относятся отрасли, которые отличаются средним энергопотреблением, невысоким потреблением металла, однако нуждаются в специальных видах сырья, рабочей силе и близости рынков потребления.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения.

Сельскохозяйственное оборудование и машины производят в Ростове-на-Дону и Красноярске (комбайны), Рязани, Туле (картофелеуборочные машины), Люберцах (силосоуборочное оборудование).

Предприятия по производству оборудования для химической промышленности сосредоточены в Ижевске и Пензе.

Среднюю промышленность представляют предприятия, которые отличаются узкой специализацией, большой вовлеченностью в кооперирование, невысоким потреблением металла, но энергоемкие и требующие наличие трудовой силы. Продукция этих предприятий массовая.

Ведущая отрасль среднего машиностроения – автомобилестроение, которое представлено более чем 200 заводами (помимо производства машин, включается производство автомобильных агрегатов). Для автомобилестроения важен также такой фактор, как наличие транспортного соединения, поэтому основные предприятия сосредоточены близ крупных магистралей.

Легковые автомобили сходят с конвейеров в Тольятти, Москве, Ликино-Дулёво, Серпухове, Ижевске. Среднетоннажные грузовые автомобили – в Нижнем Новгороде, Москве. Большегрузные автомобили выпускаются в Набережных Челнах. В Энгельсе выпускают троллейбусы, а в Кургане, Голицыне и Краснодаре – автобусы.

Тракторная промышленность России занимает весомое место в мире. Производятся все виды тракторов, от садовых культиваторов до тракторов для промышленных нужд. Изначально тракторостроение создавалось в сельскохозяйственных районах, но постепенно начало перемещаться и в зоны, богатые сырьем. Производство тракторов налажено в Санкт-Петербурге, Челябинске, Липецке. Трелевочные трактора для лесной промышленности выпускают в Петрозаводске.

К среднему машиностроению относятся предприятия оборонной промышленности.

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео “Машиностроение 24”

Машиностроение – это сложный комплекс, система из более чем 70 отраслей, производящих оборудование для всех сфер деятельности человека.Именно машиностроение определяет научно-технический прогресс. Не случайно по количеству занятых и по стоимости продукции оно занимает первое место в промышленности мира.Для производства современной продукции машиностроения необходимы различные металлы, пластмассы, ткани и другие материалы. Некоторые сложные изделия насчитывают сотни тысяч деталей. Поэтому в машиностроении хорошо развита специализация: подетальная – изготовление отдельных частей изделий, а также предметная – изготовление готовой продукции (автомобиль, станок и др.).Специализация в свою очередь требует развития тесных производственных связей, или кооперирования. Оно осуществляется между многими заводами и предприятиями отрасли. Для удобства кооперирования учитывают прежде всего территориальную близость предприятий и развитость транспортной сети.Стоимость готовой продукции машиностроения в несколько раз превышает стоимость сырья. Это объясняется тем, что в этой отрасли значительны затраты рабочего времени, высока трудоемкость. Кроме того, производственные технологии здесь быстро меняются на более современные. Поэтому в машиностроении следует учитывать наличие квалифицированных кадров и возможность быстро внедрять в практику научные разработки.К местам сосредоточения квалифицированных кадров тяготеют такие отрасли машиностроения, как транспортное, станкостроение и др. Стремительное развитие в последнее время точного и сложного машиностроения привело к возникновению так называемых технополисов, где достижения науки быстро внедряются в производство.С другой стороны, как ни странно, некоторые отрасли наиболее сложной электронной промышленности используют рассеянные мелкие предприятия, даже надомный труд. Так, крупные фирмы с успехом осуществляют ручную сборку ЭВМ, используя дешевую рабочую силу в странах Юго-Восточной Азии.Совсем иной фактор учитывается при размещении предприятий, производящих оборудование для шахт и металлургии. Такие производства требуют большого количества сырья, поэтому их называют металлоемкими и размещают вблизи металлургических предприятий.В настоящее время машиностроение развивается высокими темпами и все более становится отраслью повсеместного размещения.В последние десятилетия США и Япония сохранили свое лидерство в автомобилестроении, производя вместе почти 22 млн автомобилей в год. Германия и Франция выпускают на рынок 8,5 млн. Но сегодня к ним начинают приближаться страны Латинской Америки, которые установили собственный рекорд – 2,5 млн автомобилей в год.Машиностроение мира сосредоточено в четырех главных регионах. Самый старый из них – западноевропейский. Позже образовался второй – США, к которому перешла роль лидера. Третий регион – Япония, которая в последнее десятилетие стала второй страной мира по производству продукции машиностроения, а по некоторым показателям обогнала США и другие передовые государства мира. Еще одним регионом развитого машиностроения являются страны Восточной Европы. По многим показателям ведущие позиции начинает занимать Китай.Основные изменения в отраслевой структуре машиностроения связаны с возникновением новейших высоких технологий. Это прежде всего электронная промышленность, робототехника, авиаракетное машиностроение. Традиционные базовые отрасли машиностроения все больше перемещаются в развивающиеся страны.Изменяется география машиностроения и в пределах одной страны. Наблюдается ускоренное развитие отдельных районов, где сосредоточены высокотехнологические предприятия. К таким районам относится, например, Калифорния, а также Токийский и Осакский, Лондонский и Парижский районы.Вместе с тем старые промышленные районы в некоторых странах переживают упадок, их развитие затормозилось. Например, районы Саара и Лотарингии в ФРГ, Аппалачский в США.